всё о любом фильме:

Мертвец

Dead Man
год
страна
слоган«No one can survive becoming a legend»
режиссерДжим Джармуш
сценарийДжим Джармуш
продюсерДеметра Дж. МакБрайд, Карен Кох
операторРобби Мюллер
композиторНил Янг
художникБоб Зимбицки, Тед Бернер, Марит Аллен, ...
монтажДжей Рабиновиц
жанр фэнтези, драма, вестерн, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время121 мин. / 02:01
Номинации:
После смерти родителей молодой счетовод Уильям Блэйк в надежде найти работу приезжает на Дикий Запад, где по злой воле случая за его голову назначается награда в 500 долларов. Раненого в грудь возле сердца, его выхаживает индеец, которого много лет возили по городам Америки и Англии в качестве живого экспоната. Он принял этого юношу в очках за поэта Уильяма Блэйка, чьи стихи запали в сердце «дикаря», и стал его ангелом-хранителем. А опекаемый, лишившись очков, сам вдруг стал стрелять без промаха, увеличивая стоимость своей головы, оставляя за собой след из трупов лиц, охочих до награды, и приближаясь к тому «месту, откуда приходят и куда возвращаются все духи»…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
71%
25 + 10 = 35
7.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Актер Гари Фармер также появился в роли «Никто» в фильме Джармуша «Пес-призрак: Путь самурая» (1999).
    • Многие реплики и имена персонажей были позаимствованы из произведений писателя Уильяма Блэйка, например фраза «Some are born to sweet delight and some born to the endless night». Эта же фраза присутствует в песне группы The Doors «End of the Night».
    • Корни синтеза слова и изображения в фильме уходят к поэту Уильяму Блейку который одновременно был поэтом и иллюстратором своих книг.
    • При подготовке к съемкам «Мертвеца» Джармуш провел целые исторические исследования — в фильме настоящие поселения индейцев и индустриальные города выглядели именно так, как и было в те годы.
    • Джим Джармуш долго искал кинопленку с нужными ему оттенками чёрно-белых тонов.
    • Никто на протяжении фильма говорит на нескольких индейских диалектах — Blackfoot, Cree, Makah.
    • Джонни Депп пополнил бюджет проекта своими собственными деньгами, для того чтобы удалось закончить съемки.
    • Часть съемок Джармуш оплачивал из личных средств.
    • Индейская деревня, в которую Никто привозит Блейка, построена специально для съемок, но с полным историческим соответствием.
    • Персонаж Тэл взята из стихотворения «Книга Тэл», за авторством Уильяма Блэйка.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Имена двух полицейских, которых убивает герой Джонни Деппа, Ли и Марвин придуманы в честь Ли Марвина.
    • еще 8 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    В американском разговорном языке выражение to go West означает нечто иное, нежели просто отправиться на Запад, а именно — погибнуть или умереть. Учитывая, что лента неголливудского независимого классика Джима Джармуша называется «Мертвец», а специально созданная для её съёмок кинофирма — «12-й калибр», то имеется полный набор для типичного вестерна о рискующих авантюристах с далёких фронтиров, которые рано или поздно всё равно найдут собственную смерть от кольта какого-либо калибра. Но юный Уильям Блейк из Кливленда в штате Огайо, что располагается на берегу озера Эри (кстати, и сам режиссёр — родом из Экрона в том же северо-восточном Огайо), словно появляется из небытия и уходит туда же, совершая своё индифферентное странствие по ландшафтам Дикого Запада в конце XIX века. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5125 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Желательно не путешествовать с мертвецом.

    Анри Мишо


    Есть такое небольшое количество фильмов в истории кино, которые подобны островам в океане. Они настолько самобытны и самодостаточны, что им и не требуется никакие оценки, никакие комментарии. Они обладают не то чтобы своей оригинальной атмосферой, а целым миром, который может вам понравится, а может и нет. Они находятся в какой-то особой параллельной вселенной, в которую приглашают всех желающих. Но фильмы эти крайне требовательны к своим зрителям. Те должны следовать строго заданным правилам, установленным автором. Смотреть эти фильмы — сложная работа, но те, кто проходят этот путь до конца, получают нечто большее. К таким фильмам, безусловно, относится magnum opus Джима Джармуша «Мертвец».

    Даже точно определить жанр фильма составит немало труда. С одной стороны, это — вестерн, но другого подобного вестерна история кино не знала ни до, ни после. Американский кинокритик Джонатан Розенбаум причудливо охарактеризовал его как «кислотный вестерн». С другой стороны, это — и типичное роуд-муви (кстати, излюбленный жанр Джармуша). Найдется здесь место и историческим элементам, и притче, и прекрасному юмору. То тут, то там всплывают многочисленные отсылки то к Кафке, то классическим вестернам, но на первом месте, конечно же, стоит творчество английского поэта и художника Уильяма Блейка, ключевой фигуры для понимания картины.

    «Мертвец» опередил свое время. Даже на Каннском кинофестивале, вроде бы не имеющим никаких консервативных ноток и отличающимся стремлением ко всему новому и оригинальному, картину освистали. А кто-то из зрительного зала даже выкрикнул «Джим, что за дерьмо?!». Фильм вышел в ограниченный прокат аж через год и при бюджете в девять миллионов долларов, собрал лишь один миллион. Причём во время съёмок Джармуш и исполнитель главной роли, тогда ещё мало кому известный, Джонни Депп выделяли деньги из личных средств, чтобы просто-напросто закончить фильм. После съёмок кинокомпания «Мирамакс» неоднократно требовала от Джармуша перемонтировать фильм, но режиссёр был непреклонен и, как показало время, был прав — через пару лет картина стала культовой и чуть позже была названа одной из главных картин конца XX века.

    Что же такого особенного в этом фильме?

    Обратимся для начала к сюжету.

    Скромный бухгалтер Уильям Блейк едет в Богом забытый Город Машин, где ему обещано место на заводе некоего мистера Дикинсона. Но, когда он приезжает, место его уже оказывается занятым, и он остается абсолютно один, без гроша в кармане в незнакомом ему месте. Он попадает в передрягу, где случайно убивает сына мистера Дикинсона и сам оказывается смертельно раненным.

    Это лишь начало картины. Всё, что происходит дальше, может считаться как реальностью, так и предсмертным бредом умиряющего Блейка. Его подбирает индеец по имени Никто, принимая за знаменитого однофамильца, и весь оставшийся фильм ведет его полумертвого в место, откуда приходят и куда уходят все души. За этой необычной парочкой охотятся головорезы и полицейские, на своем пути они встречают множество колоритных персонажей и так далее и так далее.

    Вроде бы классический сюжет для вестерна. Но Джармуш не был бы Джармушом, если бы все было бы так просто. При внимательном просмотре можно заметить, что Джармуш переворачивает с ног на голову структуру жанра, где белые — хорошие, а индейцы — отъявленные негодяи. В «Мертвеце», по сути, нет ни одного хорошего белого. Его Америка наполнена сплошными уродами, для которых не существует никакой культуры, никаких ценностей, кругом царит насилие по отношению к индейцам и к друг другу, варварское отношение к окружающей среде и к животным. В противовес белым поставлены индейцы, которые живут преимущественно духовной жизнью, чудом знают наизусть стихотворения Уильяма Блейка и как будто бы постигли какую-то наивысшую истину, недоступную другим.

    Все повествование обволакивает некий мистицизм, который не в силах понять главный герой, идущий как слепой котёнок за своим провожатым. Необъяснимым образом у героя Джонни Деппа восстанавливается зрение, за считанные дни он обучается мастерскому владению оружием.

    Общему ощущению таинственности и загадочности помогает необыкновенная черно-белая съёмка Робби Мюллера и гениальный саундтрек Нила Янга.

    Музыка к фильму создавалась крайне необычным образом. Джармуш посадил Янга перед экраном с уже смонтированным фильмом, и музыкант, смотря на экран, передал свои ощущения от увиденного при помощи грязного звучания электрогитары. Так родился один из самых лучших саунтреков в истории кино.

    «Мертвец» — ключевой фильм в карьере Джармуша, поскольку здесь присутствуют все элементы, все характерные черты, присущие его творчеству, которые по отдельности можно найти в других его лентах. Это и черно-белая съёмка, и во многом критическое отношение к Америке, и слегка меланхоличный взгляд на жизнь, и чёрный юмор, и друзья-актёры, и многочисленные отсылки к другим произведениям искусства, и бережное отношение к музыке в фильме. Но как бы дотошно не пытались разбирать «Мертвеца» зрители и критики, он всё равно останется не до конца разгаданной загадкой, каким-то недосказанным, одухотворенным, овеянным мистической тайной — в этом, пожалуй, и заключается вся прелесть и величественность данной картины.

    10 из 10

    1 августа 2015 | 13:02

    Картина Джима Джармуша «Мертвец» напоминает бумажные розы- столь же красивые, и столь неживые. Вот не зря, не зря Джармуш поместил в свой фильм этот символ, словно подсказку для зрителей.

    Однако, как бы там ни было, а мне, даже после знакомства с сюрреализмом Дэвида Линча, смысл фильма пока постичь не удалось, а жаль.

    С самого начала захватывает типично джармушевская расслабленно-погружённая манера повествования, и с самого начала всё происходящее выглядит слишком нереальным, слишком абсурдным.

    Скромный парень из Кливленда, Уильям Блэйк, после смерти родителей, прихватив с собой последние пожитки и письмо с приглашением на должность бухгалтера, отправляется навстречу новой жизни, и вскоре попадает в водоворот опасных приключений.

    Случайная связь с прекрасной незнакомкой стоит ему жизни, а вот был ли он жив до неё- этот вопрос для меня пока остаётся загадкой…

    В этом фильме даже эпизодические роли, такие, например, как в исполнении Игги Попа или Альфреда Молины, выглядят яркими и запоминающимися.

    Удивительная гитара Нейла Янга, сопровождающая весь фильм, придаёт ему особую атмосферу.

    P.S. Не самый мой любимый фильм любимого режиссёра, но безусловно один из лучших в его фильмографии.

    Твёрдая, словно копьё индейца,

    8 из 10

    18 ноября 2012 | 02:23

    Уильям Блейк — маэстро поэзии, великий художник и творец… «Великий архитектор»… и Уильям Блейк — другой, на первый взгляд обычный застенчивый простачок из Кливленда, что же их объединяет, неужели просто великолепная «игра кадров» от непревзойденного Джима Джармуша?

    Оо… Нет… если даже Уильям Блейк в исполнении Дж. Деппа и вымышленный герой, если даже у него и нет и не было прототипа, если даже он и совершенно обычный герой сценария, то смотря фильм «Мертвец», свято хочется верить в его истинное существование, а после и в его связь с «другим собой», с тем собой, который Велик словом…

    «Ты научишься говорить оружием белого человека, это заменит тебе язык.» — говорит Nobody Мертвецу. Эти слова и явятся сутью ленты Джармуша.

    Два пути к миру духов, «к миру откуда все приходит, и куда все уходит». Один путь это поэзия, а другой…

    Впрочем, вы познаете это сами, когда познакомитесь с этим замечательным творением Великого режиссера.

    2 августа 2008 | 12:00

    Одним из излюбленнейших фильмов поклонников Джима Джармуша, вне всякого сомнения, является фильм — «Мертвец», которому по праву можно присвоить титул — «шедевр».

    Многие считают, что все происходящее с героем после выстрела оскорбленного ревнивца, это всего лишь предсмертный бред, агонические видения. Конечно, такая интерпретация вполне имеет место быть, впрочем, как и любая другая. Но фильм был бы не столь художественным, если бы все было так просто и не рождались бы более сложные многочисленные образы. Вот один из вариантов «развития событий».

    Уильям Блэйк — главный герой, тезка знаменитого английского поэта, который, собственно, ко времени описываемых событий является уже умершим, т. е. мертвецом, и таким образом сам герой позиционируется как «предрекаемый мертвец». Английский поэт является двойником джармушевского Уильяма Блэйка. Этот поэт, чувствуя приближение смерти, в письме к другу писал следующее: «Я побывал у самых Ворот Смерти и возвратился оттуда дряхлым, немощным стариком, с трудом передвигающим ноги, но дух мой от этого не стал слабее, а воображение бледнее. Чем немощнее мое глупое, бренное тело, тем сильней мой дух и воображение, коим жить вечно». Эти слова можно было бы поставить эпиграфом ко всему фильму, так как именно они во многом отражают его смысл.

    Уильям Блэйк фактически отправляется в путешествие «за тридевять земель в тридесятое царство», отрезав собственноручно все пути возвращения обратно (о чем мы узнаем в самом начале из уст героя). Таким образом, это последнее путешествие героя. А таким вояжем может быть отправление в небытие, в страну смерти. Собственно на это указывают и слова адского кочегара поезда с билетом в один конец. Сам город — это только преддверие смерти, в котором окончательно выясняется невозможность обратного пути.

    Встречаясь девушкой, проведенная с ней ночь в ее доме явно напоминает обряд инициации, что рождает аллюзию на наши русские сказки. Герой забредает в избу Бабы-Яги. Избушка эта всегда стоит на границе мира живых и мира мертвых, а Баба-Яга соответственно проводник между мирами. И все действия: «напоить, накормить и спать уложить» — являются частью ритуала. Так и девушка эта фактически своеобразная Баба-Яга, и цветы в ее доме не живые, а искусственные, т. е. мертвые. Но вернемся к Уильяму Блэйку. Пройдя обряд инициации, который завершается именно выстрелом, Уильям Блэйк становится носителем пули, медленно проникающей в его сердце и являющейся его наказанием за совершенное им преступление. Тем самым весь последующий путь героя — это процесс умирания. И у этого умирания есть цель. Начинаются приключения героя. И тут, как в сказках, у него появляется «волшебный помощник» — индеец Никто, который является выражением силы и способности Блэйка (как серый волк у Ивана-царевича). Он не просто помогает Уильяму Блэйку путешествовать в мире мертвых по их законам, но и фактически выполняет за него всю работу и даже убивает его врага. (Здесь мы встречаем еще одну сказочную аллюзию: На протяжении всего фильма герои «ищут» табак. Это некий волшебный предмет, который утерян и его необходимо найти. Что и совершает главный герой. Таким образом, табак — это его сказочное задание). При этом мы видим необыкновенное на первый взгляд превращение из «хилого дутика» в ловкого и отважного «крутого парня» (вот вам и Иван-дурачок, превращающийся в Ивана-царевича). Но не будем забывать, что это некий сакральный мир, в котором возможно еще и не такое.

    Уильям Блэйк становится другим. Вспомните эпизод с убитым олененком. Вот он в прошлом- это олененок, гонимый, невинный и обреченный. И вот этим «обречением» он обречен на новую сущность. Уильям Блэйк — убийца. Это его грех, который он должен искупить. И вот он проходит этот путь искупления, гонимый эриниями (богинями мести) в лице наемных убийц. Не буду дальше «растекаться мыслию по древу», а перейду уже к концу фильма, когда Никто кладет Уильяма Блэйка в лодку и отправляет вниз по течению реки. Река рождает ряд следующих ассоциаций: это и забвение, и покой, и окончательный переход в царство мертвых, и очищение. Уильям Блэйк искупил свой грех, очистился и обрел покой. Убийство последней «эринии» так же об этом свидетельствует, т. к. преследовать Уильяма Блэйка уже больше некому и не за что, индеец Никто так же умирает и все связи с каким бы то ни было миром потеряны. Он канул в Лету, зато обрел вечный покой — мечту столь многих героев художественных произведений и реально существующих людей. Вот оказывается, сколь сложным может быть художественное полотно!!!

    P.S.: А теперь не забудьте, что это всего лишь одна из интерпретаций, при этом даже всего одна из моих интерпретаций.

    16 октября 2010 | 23:40

    Я знаю фильмы, которые смотреть просто весело, и те, что смотрю ради соответствующего настроения или счастливого слезливого финала, и те, что как жвачка от бессонницы включаются ночью, и те, что заставили задуматься, и те, что зацепили игрой сюжета, и те, что именуются «не для всех».

    Сегодня же видела идеальный фильм. Он все поставил на свои места. Вот то, что называется искусством в кино. Картина, в которую надо вглядываться и вслушиваться.

    Больше никогда не смогу быть прежней и пересмотрю фильм не один раз. Очищенная эстетикой смерти и хаоса кажется, что не смогу больше смотреть ерунду. Прямая ассоциация с первой моей исповедью, после мне казалось, что больше никогда, ничего, только свет и чистота.

    Первый фильм, в котором я осознала талант Джонни Деппа. Выражение лица, пара фраз и внутри уже понимания на абзацы текста. Актер, играющий индейца, Гэри Фармер — открытие. Бог Пан, сошедший на землю, и философствующий об бытие.

    Музыка.. Мне давно запала в голову фраза о том, что мысль о том, что звуковая дорожка подсказывает нам что нужно чувствовать. Слушая Нила Янга, я ощущаю как отзываются мои кости и сухожилия, плачет кровь.

    Джим Джармуш — мой новый герой от режиссуры! Человек, создавший произведение непостижимой для меня гармонии! Нет ни одной лишней сцены, натянутого диалога, выпавшего образа, но юмор тонко сочетается трагедией жизни.

    PS. Фильм похож на мой сон.. Я убила кого-то и пытаюсь сбежать, возможно уже и сама умираю. Мое доброе ведет меня к смерти, мое злое нагоняет меня и хочет отомстить.

    10 из 10

    22 мая 2015 | 08:13

    «Some are born to sweet delight and some born to the endless night» (с) Вильям Блейк

    Абсолютно гениальное творение Джармуша. Атмосфера фильма затягивает с самого начала, — Джонни Депп одиноко сидящий в купе поезда, странноватый кочегар, усталые от дороги трапперы. Все, буквально все, что видим в фильме, будь это сонный город или поселение индейцев, было воссоздано Джармушем точь-в-точь с реалиями того времени. Но произведение завораживает не этим. Вернее, не только этим.

    Исследовать философию фильма — бессмысленно, так как споры могут затянуться на долгое время. Каждый воспринимает идею поданную режиссером по-своему, и для составления общей картины, одного увиденного не достаточно. Нужно вникнуть вглубь, ознакомиться с творениями Вильяма Блейка, английского поэта, тезки главного героя. Понять и изучить сюрреалистические полотна Анри Мишо и даже после этого нельзя говорить, что вы поняли все уголки фильма.

    Но одно абсолютно ясно, «Мертвец» — это штучная работа, шедевр мирового кино. Такие фильмы выходят довольно редко и остаются незамеченными широкой публикой. Яркий образец арт-хауса, фильм, являющий собою прямой диалог режиссера и зрителя.

    Главный герой, тезка английского поэта Блейка, путешествует вглубь самого себя, в сопровождении спутника по имени «Никто» (уже одно имя говорит о многом). По его следу идут преследователи, один из них наемник-каннибал, олицетворяющий собою главные человеческие пороки. Но все они всего лишь люди, тогда как главный герой, в исполнении гениального Деппа, — мертвец, как в переносном, так и в буквальном смысле. Аллегория? Возможно, о фильмах Джармуша нельзя говорить наверняка, и любой вывод можно оспорить.

    Но все же, как мастеру короткометражек, каковым без сомнения является Джармуш, удалось создать это потрясающее полотно?

    Этому предшествовала огромная работа, Джармуш долго искал кинопленку с нужной цветовой гаммой, многие эпизоды актерам приходилось переигрывать много раз, чтобы добиться необходимо эффекта. Специально для съемок была построенная индейская деревушка и маленький городок, куда в начале фильма пребывает главный герой. Все было воспроизведено с полной точностью, в соответствии с проведенными Джармушем историческими исследованиями. В итоге мы получили шедевр, любовно обработанный бриллиант.

    Этот фильм необходимо посмотреть всем и каждому.

    Это кино с большой буквы.

    10 из 10

    4 января 2009 | 19:01

    «Не пылит дорога,
    Не дрожат листы…
    Подожди немного,
    Отдохнешь и ты».

    Некоторое время назад я начала знакомство с картинами Джима Джармуша. Начала с первой его работы — с фильма «Отпуск без конца». Составив приятное первое впечатление о режиссере, я задумалась, какую его работу посмотреть второй. Дело в том, что именно вторая работа позволила бы мне решить, стоит ли продолжать смотреть картины режиссера дальше. Мой выбор пал на «Мертвеца». Синопсис торжественно подытоживала фраза: это «тот самый случай, когда успех картины прямо пропорционален ее высочайшему качеству». Звучит неплохо. Что ж, начнем путешествие в необычайный мир фантазии маэстро Джармуша!

    Сюжет. Молодой счетовод из Кливленда — Уильям Блэйк — получив письмо от некоего мистера Дикинсона из Города Машин, пересекает полстраны в надежде получить работу. Но в 19-м веке не было еще самолетов, и когда герой приезжает на завод, он обнаруживает, что никто его уже не ждет и вакантное место занято. Что делать маленькому человеку без денег и работы на Диком Западе? Ясное дело — напиться и отправиться кормить червей. Но дело в том, что мистер Блэйк из Кливленда попадает в совершенно иной мир, мир в котором привычные законы не действуют. И в фильме мы наблюдаем становление нового Человека в странном-странном мире.

    В отличие от большинства вестернов, этот не насыщен стремительным развитием событий. Все законы прочь! Ведь мы в другом мире. Действие развивается неспешно, плавно и равномерно, все слова и поступки наполнены смыслом. Да и куда спешить мертвецу в своем последнем пути. Да… Джармуш не был бы Джармушем, если бы замял, оставил без внимания и без смысла хотя бы одну деталь. За что низкий ему поклон. А зритель… Зрителю остается выбрать, что он желает посмотреть: классический вестерн или же вестерн по Джармушу.

    Мир наизнанку. Уиллу Блэйку только казалось, что он едет в самый обыкновенный городок на Диком Западе. На самом деле это было путешествие в «самое сердце ада». По мере приближения к Городу Машин даже пассажиры поезда изменились: сначала это были благовидные мсье-дам, затем их сменили люди с ружьями, охотники на бизонов.

    Город Машин не встретил Блэйка с распростертыми объятьями: вместо аккуратненьких домиков и миленьких лавочек — бесцветные пыльные строения, телеги, наполненные черепами, и лавка гробовщика. Вместо приветливых горожан — угрюмые дяди, всегда готовые поговорить на языке пули.

    Уильям: Зачем тебе револьвер?
    Тэл: Это Америка.

    Нет, это не Америка, Соединенные Штаты с их идеалами демократии, с их правами и свободами, это даже не Дикий-Дикий Запад со своими законами, это «самое сердце ада», где нет никаких законов. Здесь всюду царит гротеск. Здесь вместо живых цветов — бумажные, лесные разбойники слушают отрывки из Библии и рассказывают сказки о Златовласке и трех медведях (которые, по версии разбойника, сняли с нее скальп), но как-то наизнанку, с разбойничьей спецификой. Здесь не злой по своей сути Конвей Твилл становится прославленным и жестоким охотником за головами, но при том говорящим без умолку и всюду с собой таскающим плюшевого мишку. В противоположность ему ставится демонический образ его коллеги — Коула Уилсона — вечно угрюмого и молчаливого, но всегда хладнокровного. Он, кажется, не чувствует боли (попавшая в него стрела тому подтверждение), не терпит святости, не знает границ в своей жестокости.

    Отдельного комментария заслуживает Никто. Это не просто индеец, это, можно сказать, индеец-философ. Во всем происходящем он видит особый смысл, любое его действие подчинено какой-то неведомой нам логике. Благодаря ему, кстати, зритель на несколько минут может покинуть окрестности Города Машин и перенестись в большой мир. По ходу обнаруживается, что все люди в нем одинаково безлики: «В каждом новом городе мне встречались все те же люди», готовы с любопытством наблюдать человека в клетке, словно это совершенно нормально. Вряд ли можно назвать его судьбу счастливой, но он ведь никогда не слышал совета: «По возможности не путешествуйте с мертвецом».

    Мертвец. Для окружающего мира Уильям Блэйк умер давно. В родном городе он никому не был нужен, а в Городе Машин его никто уже не ждал. Но этому маленькому человеку, этому трусу и рохле было суждено заявить миру (пусть даже в рамках маленького городка) о своем существовании. Оружие заменит ему слова. Он научится «говорить языком пули». На этом пути, пути мертвеца, его будет сопровождать полумертвый мир: иссохшие пыльные деревья, мертвые люди, мертвые звери. А живые… живые будут с удивлением и любопытством наблюдать за ним. Еще бы! не каждый день наблюдаешь, как человек переходит на «иной уровень бытия».

    Получается, что все, что произошло с героем, все, что он пережил, существовало и случилось для того, чтобы прийти к тому, к чему он пришел. И те море, «зеркало вод» и каноэ, что ждут его в финале воистину прекрасны. Они отнесут героя «туда, откуда он пришел». И «этот мир больше не будет его волновать». Это дань измученному, усталому, никому не нужному человеку, воплощение своеобразной мечты… мечты ненужного человека. Этот образ уплывающей лодки так дорог мне, он западает в душу и приносит покой.

    Актеры. Великолепный актерский состав подобран в фильме — Джонни Депп, Лэнс Хенриксен, Билли Боб Торнтон, Альфред Молина и пр. А самое замечательное, что все они играют не разрозненно — кто-то слабее, кто-то вообще не вписываясь в атмосферу, — а создают цельное впечатление о том времени и о том месте, в котором происходит действие. Джонни Депп здесь играет органично, играет так, как это прожил бы обыкновенный человек, попавший в необыкновенную обстановку. Но особенно мне понравилась небольшая роль, исполненная Мили Эвиталь — настоящий, живой цветок среди груды бумажных.

    Музыка. Никак не могу определиться, то ли это музыка, идеальная для вестерна, то ли это музыка, идеальная для Дикого Запада. Да это и не важно. Особенность этой музыки в том, что при первом просмотре она, что называется, бьет по ушам, надоедает, проще говоря. Может, потому что она такая необычная, а может оттого, что музыкальный мотив на протяжении всего фильма практически не изменяется. Кто знает… При повторном просмотре замечаешь, что она, эта музыка течет так же неспешно, задумчиво, как и сам фильм. Так что претензии к Нилу Янгу отменяются.

    Картинка. Здесь много и не скажешь — замечательная идея с черно-белым цветом, много внимания уделяется отдельным деталям, вещам, каждая из которых как бы говорит: «Я ведь тоже не зря в этом кадре, я хоть и живу своей жизнью, но уберите меня, и вы тут же заметите мое отсутствие».

    Допы. Ну, то есть сцены, не вошедшие в фильм. Хотелось бы выделить две интереснейшие сцены. В одной из них Уилл Блэйк рассказывает Никто о сне, в котором он видел некое подобие будущего. Сцена символична, так как в ней затрагивается тема отношений человека и природы с одной стороны, и машин и техники — с другой. Другая сцена — диалог, скорее даже полу-диалог-полу-монолог двух охотников за головами — Коула и Конвея. Это чуть ли не единственная сцена, в которой болтливый Конвей сказал нечто действительно интересное, затронув тему дома. Видимо, для большей гротескности образа последнего сцена была изъята.

    Что ж, теперь я точно знаю, что просмотр любой картины Джармуша стоит того, чтобы потратить на это пару часов. А фраза из синопсиса оказалась совершенно справедливой. Спасибо за это «Мертвецу» и… спасибо маэстро!

    6 октября 2007 | 15:56

    Фильм о единственном пути, который предопределён каждому.

    «Ты научишься говорить языком пуль, и отныне
    твои стихи будут написаны кровью»


    Обычно в русском народном фольклоре Витязь останавливается на распутье, около камня, на котором написано следующее: прямо поедешь — смерть найдёшь, направо — женатым будешь, налево — богатым. Это один из примеров выбора, к которому всегда стремиться человек. Это единственная точка, у которой нет ничего лишнего, так как весь пройденный путь остаётся позади… Все варианты выбора сведены к минимальному количеству, а работа заключается в одном действии — в принятие решения. Как обычно говорят: выбор есть всегда, но всегда ли есть выбор?

    Фильм Мертвец Джима Джармуша вообще не говорит нам ничего о выборе. С начала фильма, мы начинаем наблюдать странную бесповоротную линию сюжета, ведущую нас к одному логическому концу…. В начале фильма становится известно, что главный герой бухгалтер, у которого умерли родители, и ушла невеста, он покидает Клинверд и направляется на дикий запад в город Машин. Примечательно, что молодой кочегар, подсевший к нему в поезде, называет это место тупиком. Может быть, изначально выбор для молодого бухгалтера и существовал, но он избрал путь, оканчивающийся тупиком, иначе смертью, что, впрочем, кочегар и предсказывает. Можно предположить, что дорога мертвеца начинается с самого начала фильма. Метафорический эпиграф Анрэ Мишо: «По возможности не путешествуйте с мертвецом», говорит, что опасно путешествовать с человеком, у которого нет судьбы, который идёт по дороге к концу «везёт свой плуг и телегу по костям мертвецов», свернув с пути рока.

    Чувство, которое нас сопровождает при просмотре фильма, это абсурдность всего происходящего. Нелепость и неприятное отвращение к определённым моментам и персонажам, например, к охотнику за головами, который не прочь перекусить человечиной, фанатик-священник, торгующий освещёнными пулями, город Машин, чьи горожане напоминают зверей, а само место наводит на чувство полной обречённости. Мы начинаем чувствовать то, что чувствует герой, встав на ступень чистилища. Здесь присутствует какая-то частичка сна, бредового сновидения, где невозможно определить конец и начало происходящего, а можно только проснуться. Что и стремиться сделать Уильям.

    Можно долго говорить о том, когда в фильме умер герой, когда он стал мертвецом, и была ли это смерть физическая. Видь для человека, возможно, знать точно, когда придёт его смерть, и дело тут вовсе не в предсказании и прозрение, просто духовно человек может созреть для смерти. Путь, который мы проходим на земле лишь духовный путь. Плоть — пристанище, носитель души у которой есть определённая цель. Недаром, индеец Никто, сопровождающий Блейка на протяжении фильма, говорит: «поиск истины это священный промысел, Уильям Блейк, для этого нужно долгое время обходиться без пищи и еды, духи любят тех, кто поститься». За время путешествие интересно наблюдать, как крепнет духом герой. В начале их совместного пути, Никто спрашивает: «Ты убил бледнолицего, который убил тебя?», Уил отвечает: «Я не умер» — здесь преобладает сознание плотское, земное, герой отвечает трезво, ещё не отступив от прошлой жизни, от прошлых привычек, это доказывают, что на самом деле пугает нас в смерти. Это не только неизвестность, но и страх потерять собственное я, потерять тело, потерять всё к чему мы так привязаны. Затем, когда путь героя определяется, как путь мертвеца: Никто под воздействием галлюциногена видит лицо Уила в виде черепа, индеец рисует зигзагообразные полосы на его щеках, герой начинает осознавать, что дух его на пути к смерти, он находит мёртвого оленёнка и отмечает себя кровью, тем самым осознавая общее между собой и мёртвым животным.

    Так же считают, что герой умер в момент бытовой сцены, когда жених застаёт свою невесту с любовником, и в порыве ревности убивает одной пулей свою невесту и попадает в любовника. Герой падает из окна, и мы видим звёздное небо, а на нём пролетающую комету — символ души, которая покинула землю. Остальные похождение героя это метания души на земле, предсмертные галлюцинации, путь после смерти к вечному покою, в сопровождении проводника в мир духов — индейца Никто, или дословно Бестелесного.

    Сначала герой отмечен смертью до момента убийства девушки и падения из окна, затем он умирает физически, получив пулю в грудь, и умирает духовно (если можно так сказать, так как его дух, по словам Никто, уходит туда, где обитают все духи, уходит из мира, но не исчезает на самом деле).

    Никто принимает героя за английского писателя Ульяма Блейка. Он помогает дойти герою до Зеркала вод, через которого дух писателя снова вернётся в место, где обитают все души. В понимании Никто, в его убеждениях и верованиях его народа, присутствует представление жизни и смерти как цикла. По ходу фильма создается такое впечатление, что индеец не осознаёт смерть. Он не воспринимает её как физический процесс, а лишь определяет порог, через который нужно шагнуть на другой уровень бытия духовно, тесть заново возродиться.

    Мертвец оставляет за собой мертвецов. На протяжении всего пути героя сопровождают символы смерти: черепа и скелеты людей и животных, тела убитых. Все кто были как-то связаны с героем, в конце концов, умерли. Уил отплывает на каноэ в океан и видит, как на берегу стреляют вдруг друга преследователь каннибал и Никто, оба падают замертво. С таким завершение Уильям Блейк отплывает от берегов этого мира.

    Человек мертв только тогда, когда он это осознал. Если осознание этого ещё не пришло, то дух остается постоянно на берегу вод, через которые ему не проплыть. Говорят, что выбор можно всегда определить, но зачастую всё происходит не зависимо от человека. Нельзя сказать, что мы не вольны выбирать, воля заключается не в процессе выбора, а в момент осознания пути, на котором ты оказался.

    8 октября 2011 | 19:19

    И всё же я попробую.

    «Мертвец», кажется, уже целую вечность занимает пьедестал моего любимейшего фильма, и ни за что не собирается уступать его другим картинам. Да я и сама не отдам.

    Это фильм из разряда тех, что заставляют мозг вращаться и дымить на полную катушку, ибо в процессе постижения месседжа пройдёт не один день уж точно… Но потом наступает момент, когда ты понимаешь, что достаточно всего лишь поболее вникнуть в символику, и тогда начнёшь что-то улавливать. А после — всё дальше и дальше…

    Данная работа Джармуша целиком и полностью основана на символах и аллегориях. Можно, конечно, разобрать их все (или почти все) подробно, но на это уйдёт куча времени, поэтому если говорить в целом, то нам показали путь «маленького человека» от жизни к смерти — опять же, на первый взгляд.

    Если копнуть глубже, то возникает вопрос: а что всё-таки было настоящей жизнью для Уильяма Блейка? Безликое прозябание в Кливленде под крылышком родителей и рядом с неверной невестой, да трясина серых бухгалтерских будней? Подождите, а может как раз-таки долгая дорога с пулями в груди, неожиданными трудностями, но неизменным познанием себя как личности, раскрытие своей истинной природы и есть то самое, что хотят иметь все, но получают немногие? Было ли это постепенное умирание или, наоборот, внезапно вспыхнувшая жизнь?

    Отсюда получаем ещё одну истину: жизнь человека — песчинка, секунда, пронесшаяся в бесконечном потоке времени, была и нет. А мы забываем. Забываем и не ценим. Тратим на то, что нам не нужно, что претит естественной нашей сути. Блейк ведь стихи умел писать, но даже не делал попыток всю свою «жизнь»… Узнаваемо, правда?

    Пройдя через мыслимые и немыслимые круги ада, Мертвец (Живой?) понимает, что ему больше не нужны очки (отказ от старого), что Человек есть часть природы и задействован так или иначе в её процессах (помните Деппа, лежащего рядом с мёртвым оленёнком?), он борется, чтобы выжить, видя в этом новый смысл своего пребывания в мире, начиная ценить хотя бы то, что у него есть возможность видеть небо в ветвях деревьев и разговаривать. С человеком по имени Никто.

    Кто же этот индеец? Учитель? Проводник? Наставник? На этот вопрос у меня нет точного ответа. Однако, я думаю, что у каждого из нас в жизни есть такой вот гуру, который меняет мировоззрение и заставляет понять лучше кто мы есть.

    »- Зачем ты приехал в Ад?» — спрашивает странный трубочист в вагоне поезда.

    Но Уильяму надо было попасть именно в такое место, где среди отчаянных дуболомов и в атмосфере опасности и безвыходности ситуации он мог бы проявить свои лучшие качества, доказав и поняв, что может жить иначе.

    А потом все мы уходим домой.

    »- Ты уйдёшь туда, откуда пришёл. Туда, откуда приходят все духи и куда они однажды возвращаются. Прощай, Уильям Блейк!» — напутствовал Никто, провожая друга в последний путь.

    И неважно, как мы прожили отмеренный нам срок: каждый будет в одиночестве возвращаться обратно, дрейфуя в маленькой лодочке по бескрайнему океану времени… Да, все мы одиноки в конечном итоге. И это совсем не плохо…

    Пресловутый табак, как мне видится, фигурирует в фильме лишь обозначением того, что герой наш действительно попал в Ад. Ведь все там курят, но табака почти всегда ни у кого нет. Это ли не ад для курильщика?

    Вообще, у меня в голове осталась ещё тонна недосказанностей по «Dead Man», но на данный период я воспринимаю его именно так.

    Мой любимый Джонни побил все рекорды своей ролью в «Мертвеце», сыграв две абсолютно разных ипостаси одного персонажа. Воистину, ему подвластно любое амплуа!

    А «Мертвец» в итоге оказывается самой значительной, на мой взгляд, философской кинематографической работой за многие годы развития киноискусства и стоит там особняком. Поэтому безоговорочно,

    10 из 10

    17 мая 2012 | 20:19

    Джим Джармуш — один из самых необычных режиссёров американского кино.

    «Мертвец» — шедевр Джима Джармуша, одна из самых необычных картин американского и мирового кинематографа. «Это гениально!» — самая распространённая оценка этого фильма.

    Вот и всё. Хотелось бы покопаться во всех составляющих этого шедевра, однако это не представляется возможным, а если и представляется, то весьма сложным и заводящим в тупики процессом. Большинство рецензий ходят вокруг да около, описывают сюжет, либо распухают от хвалебных высказываний. Это совсем не говорит о том, что лента принадлежит к интеллектуальному кино, снял культовый режиссёр, все хвалят — значит шедевр, а на самом деле пустой пшик. Нет, всё далеко не так, просто фильм не поддаётся стандартному линейному анализу, это философия, транс, путешествие, в котором участвует и герой и зритель, и остаётся только поразмыслить, прочувствовать, а схема «сюжет — герои — главная идея — изобразительные средства», в стиле школьного сочинения, с трудом получится.

    Наш герой — обычный, серый парень, за свою жизнь он не сделал ничего, что могло бы определить ему место на том свете. Ад или рай? Или же не всё так примитивно? Вот здесь и заключается основная идея данной работы, основной кайф.

    Джармуш показывает нам ПУТЕШЕСТВИЕ! Величайшая аллегория, путешествие Уильяма Блейка от Города машин до места, где воды сходятся с небом, от рождения к смерти. Никакого рая и ада нет, ад — это жизнь, или скорее чистилище, вереница испытаний, которые мы должны пройти, дабы обрести ПОКОЙ.

    «По возможности не путешествуйте с мертвецом» — гласит эпиграф фильма, уже мёртвый герой, но ещё не ушедший, увлекает за собой всех, с кем встречается на протяжении своего пути. Блейк получает пулю, он должен заслужить покой, пройдя ад на земле и приготовить себя к этому покою. В этом деле ему помогает ещё один кафкианский персонаж индеец Никто.

    Первый этап — победа над собой и своим страхом, второй — осознание себя уже мёртвым и частью смерти, это эпизод с мёртвым оленем в мёртвом лесу, третий — словно погребальный ритуал, рисунки кровью на лице и четвёртый, возвращение зрения и обретения новых умений, в частности навыка стрельбы, это освобождение от бренной плоти и осознание себя эфирной сущностью, свободным духом.

    Здесь всё работает на атмосферу, идею, и природа, и музыка, и диалоги, на каждом шагу аллегории и метафоры. Музыку хочется отметить в особенности, прекрасная работа Нила Янга, она примитивно сыграна, однообразна, но завораживает, вводит в состояние медитации, лучше не придумаешь для этого фильма. Лучшая роль Джонни Деппа. И ещё один художественный приём — ТАБАК. Все герои заядлые курильщики, но ни у кого нет табака. Если Вы все еще сомневаетесь, где оказался Ульям Блейк, значит, Вы не курите.

    И наконец финальная сцена, водная гладь, словно река Стикс из греческой мифологии, тут Блейк и уходит туда, «откуда приходят и куда уходят духи», забирая собой и индейца и наёмного убийцу. Здесь у него, наконец, появляется табак и покой.

    Последние кадры завораживают и долго стоят перед глазами.

    Я повторю то, что до меня говорили тысячи людей.

    ЭТО ГЕНИАЛЬНО!

    9 марта 2009 | 01:57

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Российский прокат попытается покорить экранизация первой части популярной подростковой антиутопии Вероники Рот «Дивергент». Вместе с ней до отечественных экранов доберутся вампирская лента Джима Джармуша «Выживут только любовники», которую критики называют одной из лучших работ режиссера, и ироничный боевик «3 дня на убийство» с Кевином Костнером(...)
     
    все новости

    Интервью


    На экране этого не видно, но когда в шаге от тебя несется через пороги такая Москва-река со скоростью 100 км/ч, и ты понимаешь, что съемочная группа сидит на краю, да и камера тоже стоит на краю, и один неверный шаг — и все, ты где-нибудь уже в Белом море… (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В то время как академики готовятся к церемонии вручения „Оскаров“, в российском прокате стартовал один из претендентов на звание лучшего фильма года „Артист“ — немое черно-белое кино о мимолетности славы и успеха. Мы же решили вспомнить лучшие черно-белые ленты последних лет... (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Человек-муравейAnt-Man24 909 332
    2.ПикселиPixels24 011 616
    3.МиньоныMinions22 933 960
    4.Девушка без комплексовTrainwreck17 281 950
    5.ЛевшаSouthpaw16 701 294
    24.07 — 26.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ПикселиPixels146 441 426
    2.Человек-муравейAnt-Man111 747 901
    3.МиньоныMinions100 091 872
    4.ВиселицаThe Gallows48 702 428
    5.Бумажные городаPaper Towns28 052 996
    23.07 — 26.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 023 581743 692
    Деньги505 960 504 руб.194 586 807
    Цена билета250,03 руб.3,12
    23.07 — 26.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    90.Эффект бабочкиThe Butterfly Effect8.296
    91.Ходячий замокHauru no ugoku shiro8.296
    92.АмадейAmadeus8.293
    93.Назад в будущее 2Back to the Future Part II8.290
    94.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка8.285
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.ЛегендаLegend95.41%
    7.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.41%
    8.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.95.40%
    9.Багровый пикCrimson Peak95.16%
    10.Боги ЕгиптаGods of Egypt95.14%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Убрать из друзейUnfriended21
    Вдали от обезумевшей толпыFar from the Madding Crowd8
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation4
    ПикселиPixels22
    Семейка КрудсThe Croods102
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    МиньоныMinions6.563
    ПикселиPixels6.305
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation7.778
    Человек-муравейAnt-Man7.498
    АнтуражEntourage7.367
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.13.08
    Фантастическая четверкаFantastic Four20.08
    Песнь моряSong of the Sea27.08
    премьеры