всё о любом фильме:

Мертвец

Dead Man
год
страна
слоган«No one can survive becoming a legend»
режиссерДжим Джармуш
сценарийДжим Джармуш
продюсерДеметра Дж. МакБрайд, Карен Кох
операторРобби Мюллер
композиторНил Янг
художникБоб Зимбицки, Тед Бернер, Марит Аллен, ...
монтажДжей Рабиновиц
жанр фэнтези, драма, вестерн, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время121 мин. / 02:01
Номинации:
После смерти родителей молодой счетовод Уильям Блэйк в надежде найти работу приезжает на Дикий Запад, где по злой воле случая за его голову назначается награда в 500 долларов. Раненого в грудь возле сердца, его выхаживает индеец, которого много лет возили по городам Америки и Англии в качестве живого экспоната. Он принял этого юношу в очках за поэта Уильяма Блэйка, чьи стихи запали в сердце «дикаря», и стал его ангелом-хранителем. А опекаемый, лишившись очков, сам вдруг стал стрелять без промаха, увеличивая стоимость своей головы, оставляя за собой след из трупов лиц, охочих до награды, и приближаясь к тому «месту, откуда приходят и куда возвращаются все духи»…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
71%
25 + 10 = 35
7.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Актер Гари Фармер также появился в роли «Никто» в фильме Джармуша «Пес-призрак: Путь самурая» (1999).
    • Многие реплики и имена персонажей были позаимствованы из произведений писателя Уильяма Блэйка, например фраза «Some are born to sweet delight and some born to the endless night». Эта же фраза присутствует в песне группы The Doors «End of the Night».
    • Корни синтеза слова и изображения в фильме уходят к поэту Уильяму Блейку который одновременно был поэтом и иллюстратором своих книг.
    • При подготовке к съемкам «Мертвеца» Джармуш провел целые исторические исследования — в фильме настоящие поселения индейцев и индустриальные города выглядели именно так, как и было в те годы.
    • Джим Джармуш долго искал кинопленку с нужными ему оттенками чёрно-белых тонов.
    • Никто на протяжении фильма говорит на нескольких индейских диалектах — Blackfoot, Cree, Makah.
    • Джонни Депп пополнил бюджет проекта своими собственными деньгами, для того чтобы удалось закончить съемки.
    • Часть съемок Джармуш оплачивал из личных средств.
    • Индейская деревня, в которую Никто привозит Блейка, построена специально для съемок, но с полным историческим соответствием.
    • Персонаж Тэл взята из стихотворения «Книга Тэл», за авторством Уильяма Блэйка.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Имена двух полицейских, которых убивает герой Джонни Деппа, Ли и Марвин придуманы в честь Ли Марвина.
    • еще 8 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    В американском разговорном языке выражение to go West означает нечто иное, нежели просто отправиться на Запад, а именно — погибнуть или умереть. Учитывая, что лента неголливудского независимого классика Джима Джармуша называется «Мертвец», а специально созданная для её съёмок кинофирма — «12-й калибр», то имеется полный набор для типичного вестерна о рискующих авантюристах с далёких фронтиров, которые рано или поздно всё равно найдут собственную смерть от кольта какого-либо калибра. Но юный Уильям Блейк из Кливленда в штате Огайо, что располагается на берегу озера Эри (кстати, и сам режиссёр — родом из Экрона в том же северо-восточном Огайо), словно появляется из небытия и уходит туда же, совершая своё индифферентное странствие по ландшафтам Дикого Запада в конце XIX века. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3967 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Интересно, что ответит, например, небольшая группа людей, если перед ней поставить вопрос: «Вы смотрели «Мертвеца?»

    Кто-то может замяться в нерешительности; кто-то сделает недовольное лицо; кто-то скажет, что считает этот фильм необыкновенным, а кто-то вообще не смотрел.

    Я бы затруднилась ответить сразу. Не потому, что не видела фильм и мне нечего сказать, а потому, что тяжело сразу и четко сформулировать мысли по поводу этого фильма. Я, наверное, не буду оригинальна, если скажу, что этот фильм шедевр. Нет.
    «Мертвец» — всего лишь прост. И поэтому он гениален.

    В какой момент Уильям Блэйк стал мертвецом? В момент, когда он убил. Его душа умерла, а без души, как известно, физическая часть нашего существования невозможна. В этом и вся простота: раз убил — умрешь и сам.

    Один миг изменяет жизнь Билла — из неудачливого бухгалтера, которому не удалось устроится на работу, он превращается в опасную персону — на него охота, объявлено вознаграждение за его голову. Блэйк стал опасным убийцей. И именно в процессе «разделения» души и тела Блэйк становится другим. Таким, каким он не был.

    Черно-белая экспозиция и прерывистые, неожиданные звуки гитары добавляют к фильму его необычную атмосферу. Здесь тоже все просто — что может быть проще белого и черного и нескольких аккордов?!

    Есть в фильме моменты, которые неожиданны, а оттого и прекрасны: сцены молниеносных перестрелок, диалогов — коротких, но не теряющих смысл. Чего только стоит пятиминутное молчание в начале! Зритель волен сам додумывать смысл, сам трактовать события и героев. Неторопливое повествование прерывается неожиданно либо сменой мест, либо действием, но от этого картина не выглядит оборванной. Она целостна и гармонична.

    Уильям Блэйк и индеец Никто путешествуют к последнему пункту назначения в жизни каждого из нас — к реке, которая перенесет тебя в другой мир. Просто для каждого своя река.

    «Мертвец» насыщен героями, но все равно это фильм о двух персонажах — Блэйке и Никто, о их пути «туда, откуда приходят души».

    Каждый найдет свой смысл в «Мертвеце». Бессмысленно переубеждать и направлять. Такое кино приходит только в определенное время. Приходит и остается навсегда.

    - Я приготовил твое каноэ из кедра, Блэйк, чтобы ты отправился туда, откуда пришел.
    - Назад в Кливленд?
    - Назад, туда, откуда приходят все души. Туда все души возвращаются. (с)


    Здесь не нужны оценки. Здесь все ясно без слов… Самая высокая оценка — любовь и верность зрителя.

    18 июня 2009 | 02:16

    Прекрасный фильм, для всех почитателей режиссерского таланта Джима Джармуша. Суть фильма не уловить, если не знать стиля вышеуказанного Джармуша. Если честно, поначалу я сам не смог понять в чем «изюминка» этого фильма. Но все было достаточно просто. Фильм о том, как непредсказуема человеческая судьба — сегодня ты бухгалтер, в жизни не державший в руках оружие, а завтра ты головорез, на которого ведется охота и за голову которого назначена награда.

    Что касаемо фильма — черно-белые ленты всегда интригуют и обостряют чувствительность и восприятие картины. Нельзя не упомянуть Джонни Деппа, сыгравшего в картине роль Уильяма Блейка, и герой которого на протяжении всего фильма пребывает в двух пространствах — реальном и виртуальном (подсознательном), то и дело теряя сознание от пулевых ранений. Также нельзя не отметить прекрасную игру индейца «Никто», ставшего настоящим другом герою Деппа.

    Итог: фильм не «засоренный» всяческими Голливудскими спецэффектами и навязчивой музыкой, оставляющий приятное впечатление после его просмотра.

    10 из 10

    Браво Джимми!

    15 января 2011 | 20:53

    Я слишком люблю Джармуша, чтобы говорить об этом фильм с точки зрения холодного анализа. Фильм гениальный! Без преувеличения! Каждый кадр продуман! Музыка потрясающая!

    Многие проводят параллели с книгами Кастанеды. Да, есть нечто такое, но сравнение неуместно. Что же до философии… Сейчас уже трудно сказать верно и точно, нужно пересмотреть фильм. Нет, это не сиюминутное, напротив, чтобы понять до конца и разобраться во всем, что хотел сказать режиссер, нужно не полениться и приложить усилия. :)

    3 мая 2006 | 19:13

    Честно говоря, смотрю его в год раза по два. Потребность, что ли, такая.. Потребность увидеть что-то идеально сделанное человеком. Все в этом фильме как-то идеально подогнано друг к другу — актерский ансамбль, режиссура, монохром, сюжет, музыка. О музыке можно дисер написать, но в двух словах, пожалуй, следующее: музыкальный минимализм Янга как выстрел «в десятку». Ведь как эмоционально настраивают нас на целиковое восприятие фильма эти гитарные рифы.

    Теперь о том, о чем не прочел в выложенных другими ребятами рецензиях. Почему главным героем становится мертвец? Чтобы обличить живых, восстановить справедливость (как её понимает Джармуш). Иного смысла в его поступках нет, ведь он не стремится, как мы, к земным целям. Понимает ли он свою мертвость? Индеец мертвость Блейка(Блэйка) понимает вполне. Но сам Блэйк далеко не сразу осознает это, по инерции ему кажется, что он живет и будет жить. Хотя мертвость его условна, как условна вода на театральных подмостках (в хорошем театре «умываются» воздухом из пустого кувшина).

    Для индейца Никто(кстати, актер уже играл персонажа с таким именем в «Псе-призраке») вера в загробное существование души сильна и неоспорима, как то, что у человека две руки. Верит ли в это герой Деппа? Или он просто доверился своему проводнику, который в отношении смерти более чем спокоен и лишен страха?

    Не по душе мне языческое толкование бессмертия, и если оценивать фильм с христианских позиций, то можно задать много вопросов его автору. Другое дело — насколько блестяще справился Джармуш с поставленной задачей в рамках того ценностного поля, которое для себя определил. Да, блестяще.

    Талант Дж. Деппа раскрывается в полной мере далеко не во всех фильмах, в которых он снимался. В этом фильме раскрылся. Депп играет удивительно доброго, мыслящего, справедливого и на редкость волевого человека. То, что он вытворяет в условиях неправедной охоты, объявленной на него, в какой-то степени имеет оправдание. Если бы его никто не дергал, он и не трогал бы свой кольт.

    Хочется особо отметить игру столоначальника (кажется, Джон Хёрт?) в конторе Dickinsonа, — талантище, ни одной фальшивой ноты в сыгранном эпизоде.

    А теперь повторю то, что есть у многих комментаторов: Джармуш уникален. Не по-американски глубок. Копает архитипическое поле легко и свободно, словно бы это не сложнейшая взаимосвязь идей, чувств и смыслов, а просто поле с картошкой.

    У меня наверняка будут возникать еще какие-то мысли по поводу фильма. Если интересно, можете заглянуть на мою страницу

    15 июня 2010 | 01:04

    О том, как всепоглощающая картина Джима Джармуша в корне переворачивает представление о привычном кино. Независимость картины стопроцентная, определенно одно из лучших творений Джармуша.

    С каким трепетом нужно было подойти к съёмкам подобного кино — одному режиссеру известно. При всей мрачности, меланхолии и черно-белого цвета вполне прозрачно то, с какой душой сделан фильм.

    Минимум диалогов, максимум атмосферы, причем определенной атмосферы, которая присуща большинству работ Джармуша, когда создается впечатление, что это ты сидишь там. а сейчас смотришь в окно, а сейчас ты мертв.

    Ценность «Мертвеца» в его уникальности.

    10 из 10

    3 февраля 2012 | 10:17

    «Все выдающиеся произведения во все времена были созданы покойниками.»(Анри Мишо)

    Блейк (Blake) Уильям (28.11.1757-12.08.1827), английский поэт, живописец, гравер. Блейк отрицает традиционную композицию и перспективу, его изысканные линеарные формы вызывают представление о потустороннем мире. Сам стиль отражает свойственное художнику уникальное мистическое видение мира, в котором сливаются воедино реальность и воображение. Гравер и книжный иллюстратор по профессии, Блейк выразил свой талант в поэзии и поразительных по воздействию мистических и символических картинах. Духовный мир представлялся ему более важным, чем мир материальный, а истинный художник виделся ему пророком, наделенным божественным даром проникновения в сущность вещей.
    Блейк жил в бедности и умер непризнанным 12 августа 1827 года. В настоящее время Уильяма Блейка по праву считают одним из великих мастеров английского искусства и литературы и одним из наиболее оригинальных живописцев своего времени.

    Блейк Уильям бухгалтер из Кливленда, продавший всё своё имущество, похоронивший родителей, расставшийся с невестой, окончательно оторвавшийся от своей родной грядки со всеми корнями и устремившийся на Дикий Запад женоподобный юноша, вздрагивающий и жмурящийся от пистолетных выстрелов.


    «Земную жизнь пройдя до половины,
    Я очутился в сумрачном лесу,
    Утратив правый путь во тьме долины.»
    (Данте «Божественная Комедия»)

    Уилл уже обречён, так как покинул ту дорогу, которая была ему начертана с рождения и должна была провести его до самой смерти, смерти от старости или сердечного приступа на старости лет. Но, по совсем другой дороге мчит юноша, путешественники в поезде преображаются, всё более и более звероуподобляясь, а черномазый машинист говорит: «Это дорога в Ад.» Как оказалось в конце железнодорожной ветки Блейка никто не ждал, на его месте уже работает другой, ему угрожают дробовиком, у него нет денег даже напиться… Знакомство с девушкой, бывшей проституткой, которая теперь делает бумажные цветы и мечтает делать их из шёлка, должно было стать самым светлым событием дня, но…

    «Поэты путешествуют, но приключение путешествия ими не овладевает.»(Анри Мишо)

    Вот тут начинается путешествие-Уильям Блейк получает пулю в сердце и «убивает человека, который его убил». Счастливая случайность, а может хладнокровная судьба пересекает пути индейца-полукровки(соплеменники дали ему имя «тот, кто говорит громко, не говоря ничего» за правду, выходит это не его имя, так как лживо, поэтому он Никто) и несостоявшегося бухгалтера.

    «Вокруг страны магии — крохотные островки, здешние буи. Они на мертвом якоре: в каждом из них по мертвецу. Этот пограничный пояс защищает страну, он заменяет сторожевые посты, давая знать о приближении чужеземцев.

    Потом остается только отправить их по ложному пути и спровадить подальше.»
    (Анри Мишо)

    Теперь Никто, как Вергилий, проводник Данте по кругам Ада и Чистилища, он ведёт Уильяма Блейка туда, куда уходят все духи.

    «Плоть человека невозможно отделить от его Души, ибо то, что считается Плотью, на самом деле представляет собой часть Души, но воспринимается как Плоть теми пятью органами чувств, которые для современного человека являются главными входными каналами для Души.» (Уильям Блейк)

    «Если бы каналы, через кои наши чувства воспринимают окружающий мир, были расчищены, то все сущее предстало бы перед человеком в своем истинном виде, то есть как бесконечная субстанция.»(У. Блейк)

    На протяжении всего фильма мы наблюдаем очищение Уилли-бухгалтера в Уильяма Блейка, поэта или человека, не имеющего ничего общего с поэзией, не суть важно, так как они одно целое.

    «Любой ребенок, будь он сыном начальника или калеки, труженика, дурака или мага, всегда рождается с двадцатью четырьмя складками. Их нужно расправить. После этого жизнь человека завершена. В таком виде он умирает. Нет больше складок, нечего разглаживать.

    Редко кому удается в отпущенный срок расправить все складки. Но такое бывает. Одновременно у человека формируется ядро. Менее развитые расы, например белые, считают, что ядро важнее разглаживания складок. Маги же считают, что важнее разглаживание.

    Только в разглаживании есть смысл. Все остальное — просто сопутствующие явления.»
    (Анри Мишо)

    Разглаживание складок полностью преображает Блейка, меняется даже мимика и жесты, исчезает невольный страх перед оружием, исчезает боязнь смерти, Блейк лишает жизни без колебаний и раздумий, исчезает нервозность, исчезает желание задавать вопросы и получать на них ответы.

    Мы может наблюдать как меняется его портрет на обьявлениях о поимке соответсвенно количеству убитых и вознаграждению-жестокий взгляд и кровожадное выражение лица приходит на смену немного детскому и наивному, так воспринял его преображение окружающий мир.

    Как сказал Никто, оружие заменило блейку язык, он научился разговаривать с помощью оружия:
    -Вы Уильям Блейк?
    -Да я… Вы знаете мои стихи?
    (Два выстрела.)

    «Не следует путешествовать с мертвецом.»(Анри Мишо)

    Смерть окружает У. Блейка. Смерть крадётся по его пятам. Мёртвые люди, убитые им или другими людьми, мёртвый оленёнок, даже мёртвое дерево(тем не менее, стреляе в Никто, оружие Блейка даёт осечку.)… А впрочем и снялся с месте Уильям по причине смерти своих родителей и начало пути было траурным, следовательно-«никто не может выжить становясь легендой», стало быть не было бухгалтера, а был давно умерший поэт?…

    «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что память о них предана забвению»(Екклесиаст 9:5)

    Как и общение с мертвецами тщетно, так и общение мертвеца с живым миром не возможно, и поэтому Блейк не может предупредить Никто, когда за его спиной крадётся охотник-каннибал, предупредить о конце жизни, о приближающейся смерти.

    Уильяму Блейку принадлежит такое высказывание :«Смерть человека-это лишь шаг в Бессмертие». Джим Джармуш показал нам этот шаг, показал так, как ему это представилось. Искать вопросы и ответы в этом фильме более чем бессмыслено, так как их нет и быть не должно, этот фильм-размышление, череда мыслей, которые связаны с друг другом, но не являются продолжением друг друга.

    Фильм — медитация на тему смерти и жизни, чёрного и белого, под всхлипы и вздохи царапающих гитарных аккордов. Фильм — сказка без начала и конца, с окошком в бесконечность. Замочная скважина в Зазеркалье или дверь в сад Страны Чудес, куда нам не попасть.

    10 из 10

    21 июля 2007 | 10:52

    Внимание: читать только после просмотра.

    1. Жизнь и смерть.

    «Поздно вечером ты лежишь в каюте, глядишь на потолок. А в голове шумит вода, точь-в-точь, как за бортом. И ты думаешь: «Как же это так? Берега движутся, а корабль стоит?»

    Мы проводим в мечтах свою жизнь, словно находясь во сне. Мы не ощущаем течения времени. Нам кажется, что мы совсем не меняемся. Но когда мы оглядываемся назад, мы понимаем, как быстро летит время. И мы начинаем недоумевать: «Почему время находится в движении, а мы не изменились?»

    А в это время вокруг нас меняется мир и окружающие люди. Наши близкие уходят от нас, и их заменяют люди, вглядываясь в которых, мы всё отчётливее видим их недостатки, их уродство.

    Нам приходится окунуться в совершенно чуждый природе мир. Мир с прямыми гранями и угловатыми формами. Искусственный мир. В этом мире правят свои механизмы, отработанные в течение долгого времени его существования. «Town of Machines»…

    /Образ бывшей проститутки, делающей розы из бумаги воплощает в себе деградацию и атрофию в современном «продвинутом» обществе тех настоящих живых чувств, благодаря которым человек может жить полноценной жизнью, «искусственничество», проникшее в менталитет, а также незнание настоящих ценностей нашей жизни:

    «- Будь у меня деньги, я бы их делала из шёлковых лоскутков». /

    … Мы беспомощны и беззащитны, и всем в этом мире на нас наплевать. Однажды мы доходим до определённой черты. После этого, что-то в нас умирает и в сердце остаётся отпечаток этого мира навсегда. Мы словно перерождаемся. Без этого выжить никак нельзя. Наверное, с этого момента, мы отправляемся в путешествие, результат которого — самосовершенствование. Мы всё больше научаемся управлять механизмами этого мира. Главное, не отступать от испытаний, преподносимых нам судьбой…

    /Три убийцы, идущие по стопам главного героя, символизируют зло, или животное начало в человеке, добро, или то, благодаря чему мы отличаемся от животных, и некий баланс, между первым и вторым. Человек является сложным существом, поэтому, он содержит в себе все эти вещи. Если пытаться отрицать первое, то произойдёт коллапс:

    « — F*ck you!
    - F*ck me?!… F*ck you!»
    /

    …Основное, чего следует бояться — это то, что проживешь свою жизнь, как Премудрый пескарь. Лучше ад, чем забвение, как говорилось в одном небезызвестном фильме, надо заставить Бога обратить на тебя внимание. Надо делать что-то, а не сидеть на месте, ведь, каждый из нас изначально является великим, и величайший грех — позволить зарыть свои способности и таланты в землю. Как в жалком бухгалтере из Кливленда был спрятан Уильям Блейк, так и в нас спрятан кто-то.

    «- Вижу, ты собрал ещё немного металла, бледнолицый?
    - Да. Похоже, я его притягиваю, как магнит».


    Только когда мы познаем истину, тогда мы будем достойны умереть и отправится туда, куда возвращаются все духи. А истина в том, что всё в этом мире неразрывно связано между собой. Мы являемся частью одного целого с природой, породившей нас. Не надо зарываться с головой в том прямоугольном мире, который создали мы: нужно жить в гармонии с настоящим миром, который создал нас.

    /Джармуш «врезал» ещё и церкви, обвиняя её в лицемерии и зацикливании не на содержании, а на форме, и тем самым превратившую себя в торговую лавку. Очищение и приготовление души к Вечности происходит где-то свыше. Искупление невозможно купить за деньги:

    «- Это та лодка, которая провезёт меня через зеркало вод?
    - Нет, эта лодка недостаточно крепка, Уильям Блейк»
    /

    2. Альтернатива.

    В другом варианте трактовки фильма, главный герой по-настоящему умирает той роковой ночью. Далее, его душа вместе с ангелом хранителем носится по Земле, очищаясь от своих грехов перед Вечностью всю вторую половину фильма.

    Возможно, что происходящее в фильме объясняется одновременно и первым, и вторым. Таким образом, режиссёр заставляет задуматься о том, когда же мы действительно умираем? Замечаем ли мы нашу действительную смерть? А может смерти вообще нет?

    Кстати, тема, близкая к этой, есть в фильме «21 грамм».

    3. Комментарий.

    Кратко фильм «Мертвец» можно охарактеризовать, как фильм-облом, т. к. он полностью выворачивает наизнанку все сложившиеся представления о построении фильма: постоянно нам кажется, что мы знаем, что произойдёт дальше, но всё происходит не так, как мы ожидаем. Из-за этого, трудно получить удовольствие от него при первом просмотре. Но стоит пересмотреть этот фильм второй раз, как физически начинаешь ощущать… кайф.

    Аллегоричность фильма также проявляется не сразу. Полностью расшифровать «Мертвеца» врят ли возможно, но попытаться можно и нужно. Многие сдаются без боя, но я, натренировавшись на фильмах Девида Линча, представил свою субъективную трактовку. Наверное, кое-что в ней покажется вам притянутым за уши, но я лично вижу фильм именно так.

    Для тех, кто заинтересовался Джармушем, не советую начинать изучать его фильмы с «Мертвеца», т. к. этот фильм не характерен для него.

    После всего сказанного становится понятно, какая будет оценка:

    Железобетонная десятка.

    P. S.: Долго искал в фильме Билли Боба Торнтона и думаю, что он сыграл того усатого охотника на опоссумов. Я прав?

    1 сентября 2008 | 12:45

    «Не пылит дорога,
    Не дрожат листы…
    Подожди немного,
    Отдохнешь и ты».

    Некоторое время назад я начала знакомство с картинами Джима Джармуша. Начала с первой его работы — с фильма «Отпуск без конца». Составив приятное первое впечатление о режиссере, я задумалась, какую его работу посмотреть второй. Дело в том, что именно вторая работа позволила бы мне решить, стоит ли продолжать смотреть картины режиссера дальше. Мой выбор пал на «Мертвеца». Синопсис торжественно подытоживала фраза: это «тот самый случай, когда успех картины прямо пропорционален ее высочайшему качеству». Звучит неплохо. Что ж, начнем путешествие в необычайный мир фантазии маэстро Джармуша!

    Сюжет. Молодой счетовод из Кливленда — Уильям Блэйк — получив письмо от некоего мистера Дикинсона из Города Машин, пересекает полстраны в надежде получить работу. Но в 19-м веке не было еще самолетов, и когда герой приезжает на завод, он обнаруживает, что никто его уже не ждет и вакантное место занято. Что делать маленькому человеку без денег и работы на Диком Западе? Ясное дело — напиться и отправиться кормить червей. Но дело в том, что мистер Блэйк из Кливленда попадает в совершенно иной мир, мир в котором привычные законы не действуют. И в фильме мы наблюдаем становление нового Человека в странном-странном мире.

    В отличие от большинства вестернов, этот не насыщен стремительным развитием событий. Все законы прочь! Ведь мы в другом мире. Действие развивается неспешно, плавно и равномерно, все слова и поступки наполнены смыслом. Да и куда спешить мертвецу в своем последнем пути. Да… Джармуш не был бы Джармушем, если бы замял, оставил без внимания и без смысла хотя бы одну деталь. За что низкий ему поклон. А зритель… Зрителю остается выбрать, что он желает посмотреть: классический вестерн или же вестерн по Джармушу.

    Мир наизнанку. Уиллу Блэйку только казалось, что он едет в самый обыкновенный городок на Диком Западе. На самом деле это было путешествие в «самое сердце ада». По мере приближения к Городу Машин даже пассажиры поезда изменились: сначала это были благовидные мсье-дам, затем их сменили люди с ружьями, охотники на бизонов.

    Город Машин не встретил Блэйка с распростертыми объятьями: вместо аккуратненьких домиков и миленьких лавочек — бесцветные пыльные строения, телеги, наполненные черепами, и лавка гробовщика. Вместо приветливых горожан — угрюмые дяди, всегда готовые поговорить на языке пули.

    Уильям: Зачем тебе револьвер?
    Тэл: Это Америка.

    Нет, это не Америка, Соединенные Штаты с их идеалами демократии, с их правами и свободами, это даже не Дикий-Дикий Запад со своими законами, это «самое сердце ада», где нет никаких законов. Здесь всюду царит гротеск. Здесь вместо живых цветов — бумажные, лесные разбойники слушают отрывки из Библии и рассказывают сказки о Златовласке и трех медведях (которые, по версии разбойника, сняли с нее скальп), но как-то наизнанку, с разбойничьей спецификой. Здесь не злой по своей сути Конвей Твилл становится прославленным и жестоким охотником за головами, но при том говорящим без умолку и всюду с собой таскающим плюшевого мишку. В противоположность ему ставится демонический образ его коллеги — Коула Уилсона — вечно угрюмого и молчаливого, но всегда хладнокровного. Он, кажется, не чувствует боли (попавшая в него стрела тому подтверждение), не терпит святости, не знает границ в своей жестокости.

    Отдельного комментария заслуживает Никто. Это не просто индеец, это, можно сказать, индеец-философ. Во всем происходящем он видит особый смысл, любое его действие подчинено какой-то неведомой нам логике. Благодаря ему, кстати, зритель на несколько минут может покинуть окрестности Города Машин и перенестись в большой мир. По ходу обнаруживается, что все люди в нем одинаково безлики: «В каждом новом городе мне встречались все те же люди», готовы с любопытством наблюдать человека в клетке, словно это совершенно нормально. Вряд ли можно назвать его судьбу счастливой, но он ведь никогда не слышал совета: «По возможности не путешествуйте с мертвецом».

    Мертвец. Для окружающего мира Уильям Блэйк умер давно. В родном городе он никому не был нужен, а в Городе Машин его никто уже не ждал. Но этому маленькому человеку, этому трусу и рохле было суждено заявить миру (пусть даже в рамках маленького городка) о своем существовании. Оружие заменит ему слова. Он научится «говорить языком пули». На этом пути, пути мертвеца, его будет сопровождать полумертвый мир: иссохшие пыльные деревья, мертвые люди, мертвые звери. А живые… живые будут с удивлением и любопытством наблюдать за ним. Еще бы! не каждый день наблюдаешь, как человек переходит на «иной уровень бытия».

    Получается, что все, что произошло с героем, все, что он пережил, существовало и случилось для того, чтобы прийти к тому, к чему он пришел. И те море, «зеркало вод» и каноэ, что ждут его в финале воистину прекрасны. Они отнесут героя «туда, откуда он пришел». И «этот мир больше не будет его волновать». Это дань измученному, усталому, никому не нужному человеку, воплощение своеобразной мечты… мечты ненужного человека. Этот образ уплывающей лодки так дорог мне, он западает в душу и приносит покой.

    Актеры. Великолепный актерский состав подобран в фильме — Джонни Депп, Лэнс Хенриксен, Билли Боб Торнтон, Альфред Молина и пр. А самое замечательное, что все они играют не разрозненно — кто-то слабее, кто-то вообще не вписываясь в атмосферу, — а создают цельное впечатление о том времени и о том месте, в котором происходит действие. Джонни Депп здесь играет органично, играет так, как это прожил бы обыкновенный человек, попавший в необыкновенную обстановку. Но особенно мне понравилась небольшая роль, исполненная Мили Эвиталь — настоящий, живой цветок среди груды бумажных.

    Музыка. Никак не могу определиться, то ли это музыка, идеальная для вестерна, то ли это музыка, идеальная для Дикого Запада. Да это и не важно. Особенность этой музыки в том, что при первом просмотре она, что называется, бьет по ушам, надоедает, проще говоря. Может, потому что она такая необычная, а может оттого, что музыкальный мотив на протяжении всего фильма практически не изменяется. Кто знает… При повторном просмотре замечаешь, что она, эта музыка течет так же неспешно, задумчиво, как и сам фильм. Так что претензии к Нилу Янгу отменяются.

    Картинка. Здесь много и не скажешь — замечательная идея с черно-белым цветом, много внимания уделяется отдельным деталям, вещам, каждая из которых как бы говорит: «Я ведь тоже не зря в этом кадре, я хоть и живу своей жизнью, но уберите меня, и вы тут же заметите мое отсутствие».

    Допы. Ну, то есть сцены, не вошедшие в фильм. Хотелось бы выделить две интереснейшие сцены. В одной из них Уилл Блэйк рассказывает Никто о сне, в котором он видел некое подобие будущего. Сцена символична, так как в ней затрагивается тема отношений человека и природы с одной стороны, и машин и техники — с другой. Другая сцена — диалог, скорее даже полу-диалог-полу-монолог двух охотников за головами — Коула и Конвея. Это чуть ли не единственная сцена, в которой болтливый Конвей сказал нечто действительно интересное, затронув тему дома. Видимо, для большей гротескности образа последнего сцена была изъята.

    Что ж, теперь я точно знаю, что просмотр любой картины Джармуша стоит того, чтобы потратить на это пару часов. А фраза из синопсиса оказалась совершенно справедливой. Спасибо за это «Мертвецу» и… спасибо маэстро!

    6 октября 2007 | 15:56

    Шедевр, не шедевр… Не знаю. Но я посмотрел этот фильм два раза за сутки…

    Первый просмотр — я просто наслаждался сюжетом, юмором и игрой актеров. Во время второго просмотра я просто догонял до невозможности философские образы героев фильма и идею всего того, что так великолепно уместилось в двухчасовом чернобелом формате.

    Кстати, фильм действительно не столько фильм Деппа, сколько Джима Джармуша — не могу представить себе другого актера на главную роль, но этот фильм — это композиция, весьма удачная и сложная…

    10 баллов

    19 сентября 2005 | 15:18

    Удивительный синтез, казалось бы, совершенно разрозненных форм и слов на пространстве мировой истории и культуры непостижимым образом слился с гармонией черно-белых контрастов, соединенных бесчисленными оттенками серого, и создал самый известный фильм Джима Джармуша и, по-видимому, шедевр конца 20-го века, под названием «Мертвец». Философская притча в условиях вестерна, проникнутая созерцанием предсмертной агонии в эстетике инфернального пейзажа, следует мистическими аллюзиями Уильяма Блейка, кафкианскими парафразами и традициями индейского фольклора, которые существуют в долгих планах в стилистике фотографий Ансела Адамса и сменяют друг друга угасающим рядом, словно во взоре последних мгновений жизни. Джармуш не отделяет свое творчество от общего развития кинематографа и литературы, поэтому ведущие мотивы его картин представляются продолжением воззрений, зародившихся еще на заре письменности и в той или иной степени коснувшихся работ всех великих художников кадра и слова.

    Начиная с «Отпуска без конца», тема искания потерянного Рая приобретала особое выражение в каждой ленте режиссера. Ведомые принципом внутреннего монолога, они приближали героев к конфликту сознания и бытия через понимание собственной отчужденности и одиночества. И концепция роуд-муви для Джармуша вовсе не нова, напротив, она присутствует во всех его работах. Ибо путешествие в них есть важнейший повествовательный элемент, проявляющийся либо в духовной трансформации, либо в фактическом перемещении, однако и реальное движение — только проекция глубинных терзаний человека. В «Мертвеце» же это направление достигло кульминации, и к финалу из вечного вопроса превратилось в столь же вечный ответ. Мечта о счастье и бесконечное блуждание в надежде найти его становятся не выхваченным фрагментом жизни, но целой жизнью. Даже несмотря на то, что первые кадры фильма словно высвечивают картинку из тьмы небытия, и история, возникнув в движении, так и не прекращает его до самых титров, показанные события образуют полный и замкнутый круговорот, вбирающий в себя как наивность детства, так и мудрость старости.

    Говоря о жанровых особенностях фильма, во главу угла следует поставить идейную канву сюжета, потому как картина строится не на основе внешних принципов, а развивается будто изнутри — мысль определят форму своего выражения. Поэтому и выбор в качестве времени и места Дикого Запада, а в роли системы художественной условности вестерна связан с желанием в метафорическом представлении рассказать о делах недавних, в которых легко увидеть отражение мира, уже канувшего в Лету. С этой точки зрения открывается политематичность работы Джармуша, которая, будучи объединена устремлением к постижению вечных истин, попутно обнаруживает червоточины сегодняшнего дня. Выжженное пространство города Машин — уродливого наследника промышленной революции, который населен бандитами, проститутками и гробовщиками, с одной стороны отталкивается от жанровых примет, а с другой — выворачивает их наизнанку. Тяжелые серые кадры обесцвеченного нереального мира, словно негатив, который, проявляясь в сознании зрителя, рисует перед ним типичные окраины крупного индустриального центра. Конечно, все несколько гиперболизировано, что, однако, не противоречит другому признаку этой ленты — ее пародийности.

    Джармуш творчески объединяет методы разных кинематографических стилей: немецкий экспрессионизм, французский сюрреализм начала XX-го века, метафизическое созерцательное течение времени фильмов А. Тарковского. А распространенные фигуры композиции персонажей и сюжета, перекочевавшие из классических вестернов, оказываются лишь материальными объектами, преломляющимися в призме изобразительных приемов и авторской ироничной фантазии. Юмор переплетается с драмой, причем, он не служит цели развеселить публику в монотонном движении фильма, а напротив, подчиняется общей художественной парадигме произведения, которое по своему настроению является экзистенциальной трагикомедией.

    Построение картины в этом направлении неслучайно. Архетипы американской мифологии, сохраняя прежние атрибуты, обретают иное обличие и, соответственно, значение. Обнаруживая параллели с различными религиозными представлениями об уходе в загробный мир, весь фильм словно сопровождает героя в последний путь, а персонажи второго плана — молчаливый убийца Коул и индеец Никто (или Бестелесный, в дословном переводе) — оказываются сакральными спутниками, проводящими Уильяма Блейка по кругам жизни, которая видится полным синонимом Ада. Символизм финала охватывает не только величественную эстетику завораживающей панорамы мира и благостного ощущения перерождения его боли за пределами материального бытия, которое растворяется в этой непостижимой вечности неба; но и объединяющую гуманистическую патетику. Столкновение трех разных культур, — европейской, американской и индейской — грозящее вылиться в принципиальное противостояние философий, не достигает должного напряжение, но остается свидетельством неизменного разобщения людей, все безумство которого так глубоко и ясно звучит в последних мгновениях поэзии смерти, имя которой «Dead Man»!

    29 сентября 2010 | 17:36

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    саундтрек, 297 руб.
    подробнее

    Новости


    Российский прокат попытается покорить экранизация первой части популярной подростковой антиутопии Вероники Рот «Дивергент». Вместе с ней до отечественных экранов доберутся вампирская лента Джима Джармуша «Выживут только любовники», которую критики называют одной из лучших работ режиссера, и ироничный боевик «3 дня на убийство» с Кевином Костнером(...)
     
    все новости

    Интервью


    На экране этого не видно, но когда в шаге от тебя несется через пороги такая Москва-река со скоростью 100 км/ч, и ты понимаешь, что съемочная группа сидит на краю, да и камера тоже стоит на краю, и один неверный шаг — и все, ты где-нибудь уже в Белом море… (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В то время как академики готовятся к церемонии вручения „Оскаров“, в российском прокате стартовал один из претендентов на звание лучшего фильма года „Артист“ — немое черно-белое кино о мимолетности славы и успеха. Мы же решили вспомнить лучшие черно-белые ленты последних лет... (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.ЛюсиLucy43 899 340
    2.ГераклHercules29 800 263
    3.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes16 767 260
    4.Судная ночь 2The Purge: Anarchy10 482 760
    5.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue9 529 656
    25.07 — 27.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГераклHercules397 510 070
    2.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes116 825 157
    3.Домашнее видеоSex Tape92 500 000
    4.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In35 929 829
    5.Король сафариKhumba23 702 253
    24.07 — 27.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 697 303296 854
    Деньги711 833 817 руб.99 645 623
    Цена билета263,91 руб.8,88
    24.07 — 27.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    75.Москва слезам не верит8.344
    76.Однажды в АмерикеOnce Upon a Time in America8.338
    77.Судьба человека8.338
    78.Шестое чувствоThe Sixth Sense8.336
    79.Темный рыцарь: Возрождение легендыThe Dark Knight Rises8.333
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.59%
    32.Земля завтрашнего дняTomorrowland92.53%
    33.ВаркрафтWarcraft92.38%
    34.ДракулаDracula Untold92.34%
    35.ФранкенштейнFrankenstein92.13%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Домашнее видеоSex Tape6
    ПластикPlastic7
    Проклятый путьRoad to Perdition49
    ВыскочкаElection12
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy6
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.494
    ГераклHercules6.310
    Домашнее видеоSex Tape5.858
    Король сафариKhumba5.826
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.710
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры