всё о любом фильме:

Изгнание

год
страна
слоган«If you want to kill, kill. If you want to forgive, forgive»
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийОлег Негин, Андрей Звягинцев, Артем Мелкумян, ...
продюсерДмитрий Лесневский, Энтони Рей, Елена Логинова
операторМихаил Кричман
композиторАндрей Дергачев, Арво Пярт
художникАндрей Понкратов, Анна Бартули
монтажАнна Масс
жанр драма, ... слова
бюджет
$4 500 000
сборы в России
зрители
Франция  25.5 тыс.,    Россия  10 тыс.,    Бельгия  6.7 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время150 мин. / 02:30
Номинации (1):
«Изгнание». Назвав так свой второй фильм, режиссер Андрей Звягинцев вновь выбрал объектом творческого изучения одно из самых интересных и сложных, хотя и самое очевидное и характерное из людских состояний — семью. Но если в «Возвращении» внимание режиссера и зрителя было сосредоточено на отце и сыновьях, то в «Изгнании» протагонистами являются муж и жена, мужчина и женщина.

Драматизм человеческой ситуации. Природа любви. Измена. Необходимость выбора. Непонимание. Смерть. Озарение… Все эти общие слова, обретая форму конкретного действия, материализуясь в героях и обстоятельствах, становятся пронзительными фактами существования — как на уровне быта, так и на уровне бытия.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
59%
10 + 7 = 17
5.1
в России
2 + 1 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Одна треть пленки, затраченной на съемки фильма «Изгнание», а именно — 20,000 метров Кодака, была подарена Луиджи де Лаурентисом в Венеции, в 2003 году, в качестве приза за лучший режиссерский дебют («Возвращение»). Вторая треть тоже явилась премией за фильм «Возвращение». Сертификат на 17,000 метров негативной пленки Кодак вручила Академия Ника за лучший российский фильм 2004 года.
    • В фильме нет каких-либо явных признаков, позволяющих точно определить место и время событий. Изначально авторы даже не были уверены, на каком языке они будут снимать картину. В итоге оригинальный текст звучит на русском, и даже шведской актрисе Марии Бонневи пришлось учить свою роль по-русски.
    • Когда было решено пригласить на пробы актрису Шведского королевского театра Марию Бонневи, возникла сложность: по контракту с театром Мария должна была ближайший год играть в новом спектакле, премьера которого уже была анонсирована. «Когда мы стали искать способ, как сделать так, чтобы Мария смогла участвовать в съемках, мне сказали: этот вопрос тебе придется решать с премьер-министром», — вспоминает продюсер Дмитрий Лесневский. По шведским законам спектакль не может быть отменен, если на него продан хотя бы один билет. Лесневский предложил директору театра выкупить билеты на все спектакли с участием Марии Бонневи. Но, к сожалению, хотя до премьеры оставалось еще несколько месяцев, 5 билетов было уже продано. И все же решение было найдено: чтобы дождаться Марию, съемки фильма пришлось перенести почти на год.
    • Рабочее название фильма — «Запах камня» — в процессе съемок было заменено на «Изгнание», которое, по мнению авторов, наиболее точно выражает философскую концепцию фильма.
    • При озвучивании текст Веры (героини Марии Бонневи) был продублирован Еленой Лядовой. Поиски актрисы для дубляжа шли несколько месяцев, параллельно с монтажом картины. Было прослушано более семидесяти кандидатур. Чтобы не быть предвзятым, режиссер решил, что все они инкогнито для него озвучат по две ключевые сцены. После чего он прослушал записи, и выбрал для последнего этапа проб несколько голосов. Окончательный выбор пал на Елену: ее голос, по мнению режиссера, идеально подходит к тому образу, что создает Мария Бонневи в роли Веры.
    • Съемки фильма проходили в нескольких странах — во Франции и Бельгии, где снимались городские экстерьеры, в России, в Москве — павильонные, интерьерные съемки, а также в Молдове, где специально для съемок был построен дом, мост через овраг, церковь, а также кладбище рядом с церковью. Особенно сложно оказалось спроектировать церковь и кладбище — они не должны были содержать очевидных признаков принадлежности какой-то определенной конфессии. Церковь, как и дом на холме, в кадре должны были выглядеть очень старыми, что подразумевало тщательную работу декораторов с фактурами. Для этой задачи в команду художников были приглашены немецкие специалисты, которые с помощью современных технологий сумели сделать «качественный замшелый камень» и «состарить» дерево.
    • еще 3 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3083 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Возвращение, изгнание… движение.

    Размеренная манера Звягинцева узнается сразу. Но и сразу чувствуется глубина, серьезность, осмысленность, стоящая на планку выше «Возвращения».

    Фильм продолжительный, два с половиной часа. Но ни одного лишнего кадра, ни одного действия, полуслова впустую. Все на своих местах, все последовательно, основательно.

    «Изгнание» не вызывает сильных эмоций, но этим даже выигрывает. Восприятию не мешают вспышки эмоций (это вам не Ларс фон Триер). Звягинцев не оставляет недосказанности, открытых фраз. Он заставляет задумываться. Зритель получает все в деталях, но без крошек.

    Мало слов… герои оказались в ситуации, когда разговор сводится к форме «вопрос-ответ», когда нельзя (уже невозможно) объяснить, в чем причина, когда нельзя поделиться переживаниями. Много окружения… степное стрекотание, дождь, звук машин, одежда героев, декорации. Старый дом, ставни на окнах, кладбище, кресты, засохший ручей.

    И даже дети любят гулять в одиночестве.

    10 из 10.

    10 октября 2007 | 03:09

    Картина вызвала у критиков претензии: мол, эстетика фильма намного превзошла содержание, действие развивалось медленно и вяло, и не успев достигнуть кульминации, пошло на развязку. Один из критиков сравнил сюжет с самолётом, который разбегается по взлётно-посадочной полосе, но так и не взлетев, тормозит, и зрителей приглашают выйти.

    Мотивация героев тоже осталась непонятной. По задумке сценариста, главный герой слишком эгоистично относится к своей жене, не пытается её понять, что приводит к её самоубийству. Но не всё так просто. Героиня-страдалица как-то не особо и пытается найти общий язык с мужем. Она ведёт себя как классическая капризно-аффективная особа, только очень-очень медленная и заторможенная: поскольку эмоции развиваются в час по чайной ложке и выплёскиваются так же тихо, впечатление о её характере получается такое же смешанное, как и от фильма в целом.

    С другой стороны, главный герой Алекс (Лавроненко) и его брат Марк (Балуев) тоже нельзя сказать чтобы отрицательные герои. Бандит Марк вовсе не стремится подзуживать брата, как показалось некоторым критикам. Алекс несколько раз пытается найти с женой общий язык, но натыкается на её заторможенную аффективность, неумение и нежелание говорить по сути дела. Как написал критик Корецкий (к слову, перепутавший в своей рецензии имена пары героев), «Мораль из этого вылезает совсем не библейская: нет, не дано мужчинам понять женщину, тем более что в голове её — опилки. Каких-нибудь лет двести назад это было бы интереснейшей темой для разговора».

    В общем, герои ведут себя непонятно, и поэтому им сложно сочувствовать и сложно их осуждать.

    По ходу режиссёр пытается вызвать у зрителя аллюзии с Новым Заветом, но мне показалось, зритель (отечественный) в эту игру втягиваться не захотел.

    Недоумения вызвало у критиков и место действия фильма. В начале идёт классический российский индустриальный пейзаж и такие же классические бескрайние равнины, присутствуют и другие узнаваемые детали (внешний вид поездов, ларёк на полустанке). Но вот интерьер поезда вызывает первые вопросы: в России таких я не видел ни разу. Герои носят нейтрально-международные имена (Александр-Алекс, Марк, Ева и др.), ближайшие соседи героев — так и вовсе явно не русские (хотя это можно списать на «еврейскую» внешность матери и «эстонскую» — отца). Случайно или намеренно, в кадр не влезают целиком ни автомобили, ни даже их номерные знаки, не видно ни вывесок на магазинах, ни надписей на железнодорожной станции. Самая большая загадка — «домик в деревне», где живут герои. Это мини-поместье, расположившееся среди бескрайних просторов, и оборудованное простовато для Западной Европы, но не по-русски основательно. Наконец, герой постоянно носит белую рубашку — как хотите, но наши крестьяне так не живут. Да и на западноевропейских, кажется, не очень похоже. Слегка пасмурный пейзаж и ровненький лесок вызвали у меня ассоциации с Прибалтикой, ан нет, я не угадал — съёмки велись во Франции, Бельгии и Молдавии (вот откуда несоответствие между наружностью поезда и его интерьером!)

    На мой взгляд, фильм смотрелся бы куда органичнее, если бы действие перенести в ЮАР, а герои были бы африканерами. Вот тут всё было бы в масть: и поместье среди бескрайних полей, и ежедневная белая рубашка, и сами типажи с их именами, внешностью и флегматично-немногословным упрямством, и навязчиво-вездесущий Новый завет, который знают все, но всё равно ни фига не понимают, и ме-е-едленная, как в анекдотах про северный народ, ярость, и ружья, думающие минут по двадцать перед выстрелом. Для России и Европы мотивация героев странна, но где-то среди буров Южной Африки такое, ИМХО, вполне могло произойти.

    28 июля 2015 | 05:17

    Фильм тронул до глубины души. Прогремел как гром среди ясного неба. Лично мне он даже не показался затянутым, тем более начиная с завязки сюжета. Возникло сопереживание, было время задуматься, заглянуть в себя. С приближением к кульминации, во время неторопливых немых кадров голова была полна мыслей. Мыслей о сжигающей изнутри ревности и всепрощающей любви. Мыслей о пропасти непонимания между мужчиной и женщиной. И когда я слышу критические отзывы в духе «фильм бессмысленный, пустой», вспоминаются слова: «они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют». Это художественное произведение, а не пересказ истории из жизни. Там где возмущенный критик видит вопиющую нерациональность, можно усмотреть выразительное средство, призванное донести простую идею. Простую идею о добре и любви. Высказанная словами, она суха и безжизненна, автор же доносит ее до нас, воздействуя на наши чувства и эмоции. Он делает это со всей искренностью, а непонимающая толпа забрасывает его камнями — история стара как мир.

    10 из 10

    28 ноября 2015 | 18:48

    Фильм очень тяжелый как для восприятия, так и для оценки. Пожалуй, он характерен тем, что ни один из героев этой драмы не вызывает никакой симпатии. Абсолютно. Даже дети, которые обычно и в жизни, и в фильмах влюбляют в себя безгранично, здесь вызывают некоторое отторжение в виду своей грубости и черствости. Ева говорит: «Я — не зайчик, у меня есть имя». Поэтому мать и плачет после этой непроизвольной грубости совсем маленькой дочери. Сын тоже зажат и закомплексован — он совсем не находит общего языка с отцом, получая на все односложные ответы.

    Я полагаю, что этим автор картины показывает, что и эти два ребенка не имеют духовного родства с отцом.

    Мать, что в общем-то неудивительно, более близка с детьми, угадывает их настроения и имеет хоть какую-то связь с ними. Однако, слишком погружена в себя и слишком занята поисками высших житейских смыслов, чтобы отдать себя всю детям.

    Вся эта иллюзорность семейного благополучия и недосказанность (они боятся говорить друг с другом?!) приводит к драме.

    Для меня это фильм — о детях, о их роли в семье и о роли семейных ценностей в становлении их самих.

    В концовке фильма была уверенность, что отец застрелит себя — слишком уж много бед свалилось на него, но он, видимо, выдержал, и это, пожалуй, оставляет шанс на переосмыслении им своих отношений с детьми.

    Про операторскую и режиссерскую работу тут уже много написано, действительно, одни знаки восклицания. Монотонная смена крупных и мелких планов, гробовой тишины и резких одиночных звуков ввергают в состояния транса. Фильм, конечно, нужно смотреть один на один, он очень интимен.

    9 из 10

    5 ноября 2014 | 14:26

    - Мамочка, он Линде голову оторвал!
    - Ну, и зачем ты это сделал?
    - Хотел посмотреть, что там у нее!
    - И что?
    - Ничего.


    Параллельная вселенная Андрея Звягинцева условно делится на две части. Залитые солнцем сельские пейзажи с дорогами, убегающими вдаль, с широкой линией горизонта, бескрайними полями и холмами, с вершин которых открываются неоглядные дали. Места, где можно дышать полной грудью, где ни душа, ни тело не испытывают давления, как бывает в замкнутом пространстве. Первозданный край, новый Эдем. С другой стороны — город. Мрачные промышленные зоны, по которым днем и ночью разносится грохот железнодорожных составов; узкие улицы, дома-коробки с темными парадными и стенами, разрисованными пролетарскими граффити; тесные квартиры, похожие одна на другую, неуютные, словно нежилые. Интерьеры созданы с маниакальным вниманием к деталям, но по ним невозможно определить время и место, где происходят события. Все кажется знакомым, но в то же время чужеродным, возможно, даже ненастоящим, сновиденческим. Попадание в этот мертвый мир вызывает внутренний дискомфорт и физическое желание высвободится из цепких лап лишенного географических координат города.

    Герои вырываются из урбанистического пространства и оказываются в своем маленьком рае. Алекс, Вера и двое детей — Ева и Кир. С их приездом наполняется жизнью старое родовое гнездо: сквозь открытые окна в дом врывается свежий воздух, умиротворяюще потрескивают дрова в камине, спальни наполняются ароматом свежего белья… Но что-то тревожное витает в воздухе, а Вера и Александр слишком холодны, слишком погружены в себя, слишком отстранены друг от друга, чтобы их брак выглядел счастливым. Да и сами они похожи на больших механических кукол, запрограммированных на выполнение традиционных, веками складывавшихся функций: мужчины и женщины, мужа и жены, отца и матери. И если Вера время от времени, будто бы, выходит из сумеречного состояния, если ее взгляд наполняется нежностью и теплом, то Алекс безэмоционален на протяжении всего фильма. Пустота окружающего мира заполнила и его. Вера пытается бороться с этой пустотой, но безуспешно. Постепенно теряется связь не только с мужем, но и с детьми. Отчуждение, которое стало основой отношений главных героев, на самом деле, много больше, чем проблема одной несчастливой семьи. Люди словно существуют каждый в своем микрокосме, в своей невесомости, где они безвольно и неприкаянно скитаются, безуспешно пытаясь найти точку опоры. Это эмоциональный вакуум, куда не проникает чужая боль. Это мир, стены которого обиты шумоизаляционными панелями, не пропускающими звуки чужой речи, поэтому единственный выход — просто перестать разговаривать. Попытки вести диалог страшат, потому что их единственным итогом будет глухое непонимание.

    Разговор Веры и Алекса все же состоится, и во время него между героями будто бы возникнет стеклянная стена, подобная тем, что на свиданиях в тюрьмах разделяют посетителей и заключенных. Усталое признание героини, что она ждет ребенка, но не от мужа, сделанное то ли от отчаяния, то ли от овладевшей женщиной апатии, поставит супругов перед дилеммой. По словам Марка, брата Алекса, классического прагматика, превыше всего ценящего рациональное начало, любое решение будет верным, потому что человек является мерилом всего. Но, единожды сделав неправильный выбор, Адам и Ева были изгнаны из Рая. И если дочка Веры, которая еще не утратила свою душевную чистоту, символически отказывается от предложенного ей яблока, то ее родители проявляют слабость духа и вкушают запретный плод. Их выбор отравлен душевной глухотой, отчуждением, непониманием и внутренней пустотой. В них не осталось любви, что долготерпима и милосердна, что не завидует, не превозносится и не гордится. В тот самый момент, когда дети, для которых открыто Царствие Небесное, внимают Первому посланию святого Апостола Павла к Коринфянам, их родители отрекаются от божественного начала, верша акт самоизгнания из своего Эдема.

    Страшно, когда умирает вера. Вслед за ней неизбежно уйдет из жизни тот, кто проповедовал торжество свободного выбора, тот, кто торопился скорее ее похоронить. Люди покинут райские кущи, и дом, который мог стать обителью любви, погрузится во мрак, когда местный фельдшер, исполнив роль ангела смерти, заколотит досками пустые глазницы окон. Грянет небесный гром, и под его раскаты Алекс вернется в мертвое серо-каменное тело города — не в Ад, но в Чистилище. Стеной прольется на землю очищающий дождь, оживет давно иссохший ручей, воды которого устремятся к брошенному дому, омыв по пути утопающее в грязи каменное сердце.

    Когда предана любовь и убита вера, у человека все еще остается надежда. Быть может, мучительное раскаяние, очищение болью смогут, если не стереть память о злодеяниях, тяжким грузом лежащую на сердце, то, хотя бы, дать шанс на перерождение. Ничто не будет по-прежнему, но на рассвете мир сможет засиять новыми красками, наполниться жизнью, прекрасной в своей простоте, как песня жниц, разносящаяся по бескрайним просторам условного рая и плавно переходящая в церковное песнопение. В молитву о грешных душах, израненных осколками пустоты.

    11 сентября 2012 | 20:39

    Увидев первые кадры, решил, что половлю подобающее настроение для просмотра. Прошло несколько месяцев. Ожидания не обманули: я мечтал о таком фильме.

    Как в книге, иногда вычитаешь то, что в голове крутилось, а сам не можешь выстроить и сказать. Это удивительное наслаждение, когда ты попадаешь в атмосферу созданную художником и купаешься в ней, а главное — наслаждаешься. Вроде другой мир, а какой же он другой, если тебе 40 и ты выбираешь: делать, как принято или как хочется, как принимать решения, и кто за это будет отвечать? Вопросы опять остаются без ответа, как и фильм, без начала и конца. И вот тогда, когда прошли последние титры, ты понимаешь, что фильм сделан безупречно. И эта безупречность тебя не отпускала.

    Это больше, чем хорошее качественное кино. Это какой-то абсолют, идеал. Такое впечатление, что все элементы фильма выполнены с филигранной скрупулезностью. Это настоящая редкость, когда все на одном дыхании, на одном ритме, на одной ноте, но все с нюансами, подтекстом и оттенками. Хочется узнать техническую составляющую кино, как продукта, и попробовать понять, почему нет таких съемок у других, почему нет таких красок у других, такого звука, такого света, такой музыки и прочего, прочего. Здесь что, пленка другая, микрофоны и камеры другие, природа другая, ветер и листья другие, все другое? Не может быть. Видимо человек другой: любит и понимает, что он делает.

    Что надо было сказать актерам, чтоб они, все без исключения, дали такую игру? Как надо было держать в голове все картинку, чтобы дать такие съемки. А дом! А костюмы! А музыка! Кто и как придумал озвучить отображающихся в припаркованной машине летящих пару птиц, я не понимаю? Это гениально. И так весь фильм. Весь!

    Ведь почти в каждом, даже самом удачном фильме, обязательно есть несколько никому ненужных кадров и реплик, чего-то сделанного наспех или вдогонку, или необъяснимого поворота событий и прочих, даже не ляпов, а чего-то просто не вписывающегося. А здесь, даже дети, дико извиняюсь, в таком количестве и так часто попадая в кадр, ничего не смогли испортить. Вообщем, надо еще смотреть, слушать, общаться.

    И персональное открытие — Александр Балуев. Не то, чтобы не ожидал, может не так смотрел, и не там. Но здесь — больно хорошо, просто блестяще. Спасибо.

    15 декабря 2008 | 20:41

    Один мой хороший приятель-журналист (сейчас работает в Японии) давно обещал будучи в Москве познакомить меня с Андреем Звягинцевым, первым фильмом которого ("Возвращение») я был сражён, но Столица Цивилизации (Токио) не выпускает из своих объятий.

    Очень долго ждал второй фильм. И вот вчера попал на предпремьерный показ (в кинотеатрах с 4 октября). Зал переполнен. Первая половина фильма — минимум событий, красивые пейзажи, непонятные короткие фразы героев на экране и одинокие смешки, шуршания в зале. Особо недальновидные и недалёкие уходили. Но те, кто знает Звягинцева, сидели и ждали развития сюжета. Всё случилось стремительно и бесповоротно.

    После этого в зале воцарилась тишина. Зацепило!) С одной стороны — фильм лучше смотреть дома в одиночестве (чтобы никто не мешал и не раздражал посторонними звуками). С другой — очень красивый фильм, поэтому только в кинотеатре в полной мере можно насладиться открывающимися пейзажами. Сам фильм об отношениях между мужчиной и женщиной. О категорическом непонимании и совершенно разном восприятии мира и реальности. Кто не любит напрягать мозг — лучше воздержаться от просмотра.

    10 из 10

    10 ноября 2007 | 13:54

    Фильм выворачивает душу наизнанку. Трудно облечь в словесную форму то, что рождает в душе этот фильм. Я не понимаю, как мог Звягинцев так глубоко передать невыносимость глухоты и непонимания между людьми. Не поняли, не уберегли. Ключевые слова: «Я должна что-то сделать, если так будет продолжаться — все умрет».

    Мое сознание настолько испорчено «остросюжетными» фильмами, что я поверила во внешний характер конфликта в фильме. Как в сериалах: она беременна не от мужа. Трудно сразу довериться нормальности фильма. Я повелась на слова «Я жду ребенка. Это не твой ребенок». Хотя любому мало-мальски проницательному человеку станет все понятно. Была немного разочарована, когда сама же трактовала слова Веры как измену, а не вопрос взаимопонимания. Когда досмотрела до конца, пришлось пересмотреть сцены разговоров Алекса и Веры, Веры и Роберта, чтобы все встало на свои места.

    Вера глубоко несчастна, так как не понята своим мужем. Внешне красивая пара, симпатичные дети. Никто вокруг не видит, что происходит на самом деле. Вначале супружества было больше понимания, но постепенно оно ушло совсем, на его место пришла глухота. И Роберт, я думаю, не до конца понял, что происходит. Он увидел, что не все в порядке, был смущен и напуган свалившейся на него горой эмоций непонятной и чужой женщины. Но хотя бы постарался ее понять, выслушать, не перебивать. Наверное, как и в начале отношений Веры и Алекса.

    Алекс — само олицетворение мужества. Сильный, статный, властный. Но при этом, когда надо принимать решение, идет к брату и готов вверить свою судьбу другому человеку, что выдает в нем немного инфантильного человека. Нашел себе авторитета — брата, который оставил семью, играет, пользуется услугами проституток. Как можно следовать совету такого человека, если очевидно, что у братьев разные идеалы. По крайней мере, Алекс обожает своих детей и не собирается с ними не общаться.

    Степень непонимания между супругами становится обозримой в конце, когда становится совсем понятно, что внешнего воздействия нет. Как можно было принять одиночество и боль Веры за влюбленность и тоску по кому-то другому? Особенно показателен разговор, когда уже Алекс сам пришел поговорить. Два человека разговаривают на разных языках, абсолютно не слышат друг друга. Кир будет похож на своего папу и дядю. Оторвал голову кукле, чтобы посмотреть что внутри. Пожал плечами, даже не смог точно обозначить мотивы поступка.

    Про художественные средства. Не очевидно, в какой стране происходит действие, в каком году. Необычные имена, чтобы размыть внешние ориентиры. В том числе с помощью этих средств происходит фокусировка на внутреннем. Везде неуютно, везде серые стены. И в отцовском доме — старой мельнице, и в городской квартире.

    Ставлю фильму 10 из 10, за силу и чистоту.

    10 августа 2008 | 16:39

    Мое недавнее знакомство с работой Андрея Звягинцева настолько меня впечатлило, что я решил не останавливаться на достигнутом, а глянуть еще какой-то его фильм. Уж очень мне приглянулся его стиль. По описанию меня больше заинтриговала вторая полнометражная драма режиссера, поэтому я и остановил свой выбор на ней.

    Ну, теперь я могу более четко охарактеризовать его стилистику. Здесь, как и в «Елене», главными героями становятся обычные люди с обычными проблемами. Опять же отмечу, что арт-хаус подойдет не каждому зрителю. Тут очень неторопливое развитие сюжетной линии. Грубо говоря, новое действие происходит один раз в 10 минут. Поэтому первая половина фильма может показаться слишком затянутой. Зато ближе к концу сюжет набирает обороты. Даже слишком, что мне не очень понравилось. Да, оригинальный разворот событий, но концовка получилась перегруженной, на мой взгляд. Но понравилась сама атмосфера фильма. Ощущение того, что тучи сгущаются над главными героями, не покидало меня. Музыкальное сопровождение особенно это подчеркивает.

    А вот сам сюжет сомнительный. Честно говоря, я не понял драму главной героини. Хотя это не совсем так. Вроде с одной стороны все предельно ясно, но с другой — никак не получается поставить себя на ее место и понять мотивацию такого поступка. Ну, неужели она испытывала такой панический страх и чувство собственного бессилия и безысходности?! Неужели не было другого пути?! Неужели очередная беременность выбила ее из колеи?! Этот клубочек страстей человеческих очень уж странный. Но вот к постановке у меня никаких претензий нет. Я люблю, когда сначала одни мысли в голове, а потом ты видишь ситуацию с другого ракурса и понимаешь, что твои прежние доводы были ошибочными.

    И актеров можно похвалить. Наиболее запомнившееся мне сцены — это сцена на веранде, когда Константин Лавроненко кинулся на Александра Балуева (наверное, самый эмоциональный эпизод во всем фильме), и когда он же влепил оплеуху Марии Бонневи. Она вообще хорошо сыграла. Не зря ради нее перенесли съемки почти на год. Такая игра стоила тех ожиданий. В общем, своеобразный фильм. В чем-то мне понравился, некоторые моменты я не смог понять, концовка уж слишком мудреная получилась, но все вместе, конечно, запоминается. Поставлю нейтральный балл. «Елена» впечатлила меня сильнее. Но и этот фильм на фоне всего русского кинематографа смело можно причислить к удавшимся работам.

    6 из 10

    11 декабря 2012 | 22:36

    Хотя сейчас, после череды соотнесений манеры Звягинцева и Тарковского, среди опытных зрителей и появилось некое раздражение к званию «ученика», которое было приписано первому ранее, не заметить сходства между тем как снимает Звягинцев (в особенности — «Изгнание»), и тем как снимал его великий предшественник просто невозможно. Касается это, в основном, визуальной составляющей: медленных планов, внимания к деталям, долгого созерцательного наблюдения за природой и вещами, меланхолической самопогруженности видеоряда. В отношении диалогов режиссеры разнятся. Герои «Изгнания» говорят мало, будто по крайней необходимости. Во время просмотра кажется, что каждая лишняя фраза может осквернить неподвластную слову глубину происходящего. Широкие пространства тишины между репликами делают их более острыми и неумолимыми. В них так мало уже мысли, и так много действия, которое вот-вот свершится. В фильмах Андрея Тарковского слов больше, и есть ощущение «озвучивания замысла». Но в целом, комбинация сказанного и показанного всегда настолько органична, что, кажется, по-другому и быть не могло.

    Больше всего в «Изгнании» мне нравится бережно-возведенная атмосфера некого универсального времени (или же его отсутствия). Завораживающие индустриальные пейзажи в начале и конце, поданные под мрачноватые эмбиент-мотивы, удивительно аккуратно сращены с сочными красками полей и холмов, с пасторальной неподвижностью природы в основной части фильма, с монументальной и чистой эманацией, которая исходит от церквушки у погоста: здесь земля будто пахнет землей, а камень пахнет камнем, здесь явственно ощущается бренность всего что ни есть в мире, но также и жизнь (кстати, рабочее название ленты — «Запах камня»).

    Герои фильма — плоть от плоти мира, в котором они живут. Прошлое их неопределенно. Мы видим следствия, но не видим причин, мы рассматриваем следствия, чтобы понять причины, и в этой вовлеченности в процесс — настоящая магия хорошо снятой картины. Мир «Изгнания» — витальный. В нем достаточно места для самых разных допущений, а пока вся сумма мыслей, слов и поступков героя не закрепощена в какой-то отвратительно очевидной комбинации, — он будто продолжает жить там, за пределами титров. Так и получается, что мы, как зрители, вступаем на эту окутанную туманом землю, видим эти нечеткие силуэты и приглушенные голоса, хватаемся за пережитое нами, и пытаемся набрасывать свои эскизы. Так и получается, что мы дополняем мифологию «Изгнания», и не ощущаем до поры, что «Изгнание» дополняет нашу мифологию. Мы становимся соучастниками, сотворцами, а стало быть — режиссер победил. Вполне естественно, что в безвременном настроении фильма нет даже самого скромного места «социальному». Эта линия, как и в полнометражном дебюте Звягинцева — «Возвращении», вообще отсутствует, поскольку целенаправленность духовного поиска, эксперимента с внутренним миром человека здесь является подавляющей.

    Из актерского состава особенно порадовал Александр Балуев. Никогда не воспринимал его особенно серьезно, но эта роль заставила пересмотреть свое отношение. Балуев играет по-настоящему сильно. Аскетичная его манера производит подчеркнуто мужское впечатление. «Что ты не сделаешь, все будет правильно. Хочешь убить — убей. Пистолет в комоде наверху. И это — правильно. Хочешь простить — прости… И это — правильно. Просто прими решение».

    Также впечатлила шведско-норвежская актриса Мария Бонневи. Помимо того что она просто удивительно красивая женщина, нельзя не отметить и другое достоинство: при дефиците слов и жестов своей героини, которая на протяжении всего фильма пребывает в монотонном оцепенении, Бонневи умудряется играть практически одними только глазами, и делает это убедительно.

    Одним словом, из четырех полнометражных фильмов Андрея Звягинцева «Изгнание» понравилось больше всего. Лента эта представляется мне наиболее зрелой во всем, что касается художественности: от выхолощенного, по-дизайнерски минималистичного, геометричного и в цветовом отношении гармоничного пейзажа, до проблематики фильма, актерской игры и литературного качества текста. Также мне показалось, что «Изгнание» — второй и последний фильм режиссера, в котором ничего опричь художественности не примешано. «Елена» и «Левиафан» — совсем другая история.

    9 из 10

    16 сентября 2015 | 11:28

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    Новости


    На Берлинском кинофестивале не только показывали кино, но и активно его продавали на Европейском кинорынке (EFM), который по традиции проходит во время Берлинале. В отличие от фестиваля, на рынке российские фильмы пользовались большой популярностью. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Минусов у своей работы я не вижу. А плюсы… Именно вы видите то, что в конце концов станет фильмом, не без некоторых условностей, конечно - все-таки объектив и большой экран вещи разные. Но именно вы видите этот кадр с определенной глубиной резкости, ракурсом, игрой актеров, то есть всеми подробностями, которые не видит никто из съемочной группы. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Семь российских фильмов были показаны в рамках Берлинского кинофестиваля, а лента «Под электрическими облаками» Алексея Германа даже получила «Серебряного медведя» за операторскую работу. О том, кто покупает наше кино, как именно происходит его зарубежное продвижение и что нужно сделать, чтобы наши фильмы полюбили во всем мире, мы расспросили российских дистрибьюторов во время проведения Европейского кинорынка(...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    195.Гарри Поттер и узник АзкабанаHarry Potter and the Prisoner of Azkaban8.110
    196.Последний самурайThe Last Samurai8.110
    197.ИллюзионистThe Illusionist8.109
    198.Лис и пёсThe Fox and the Hound8.109
    199.Индиана Джонс и последний крестовый походIndiana Jones and the Last Crusade8.106
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 390.84%
    42.ФлэшThe Flash90.76%
    43.МумияThe Mummy90.71%
    44.Книга джунглей: НачалоJungle Book90.70%
    45.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.65%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass25
    ОборотеньTeen Wolf54
    Саранча40
    Воровка книгThe Book Thief134
    Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice620
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.238
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.893
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.547
    Angry Birds в киноAngry Birds6.538
    Экипаж8.170
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры