всё о любом фильме:

Блю

Blue
год
страна
слоган-
режиссерДерек Джармен
сценарийДерек Джармен
продюсерТакаси Асаи, Джеймс Маккэй, Дэвид Льюис
оператор-
композиторСаймон Фишер-Тернер, Момус
жанр драма, биография, ... слова
сборы в США
зрители
США  317.1 тыс.
премьера (мир)
время79 мин. / 01:19
Их души, прополощенные в синьке дождя, обсыхали на ветвях в райском саду, их иссиня-чёрные грехи уносились лоскутьями пепла в небеса. А они уходили в синюю тишину, туда, куда их сослал творец. Пришёл день, и он сам отправился вслед за ними. Где-то в бескрайней синеве они встретились: святой Себастьян, художник Караваджо, король Эдвард Второй, философ Витгенштейн, кинорежиссёр — Джармен, а ещё Иисус, Пилат, Иуда…

И только дева Мария осталась на опустевшей Земле, бледна, простоволоса, она с улыбчивым смирением готовилась к расстрелу зрачками наших телекамер.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
35 + 0 = 35
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Сопрягая сиюминутное и вечное, авангардное и классическое искусство, достигнув наивысшего художественного результата на этом пути, пожалуй, в «Караваджо» и «Эдварде II», британский режиссёр Дерек Джармен в своей предсмертной картине «Блю» выходит уже за мыслимые пределы творчества и бытия. Его «голубой прямоугольник» пустого экрана сразу же можно сопоставить с одним из глобальных замыслов ХХ века — «чёрным квадратом» Казимира Малевича. Но, вопреки мнению скептиков, произведение Джармена является именно фильмом и ничем иным. Оно построено по законам кино, а не, допустим, радиотеатра (самое удивительное, что эта в высшей степени экспериментальная лента умудрилась собрать в американском кинопрокате $1,7 млн.!). Вся фонограмма — монолог рассказчика о жизни и смерти, естественные шумы и сопровождающая музыка — словно составляет звуковую партитуру обычной кинокартины, но вообще лишённой изображения благодаря счастливому озарению автора. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка


    Blue — это признание в любви к жизни, когда смерть уже так близко. Что такое Blue? Это синева, голубизна, тоска, боль, грусть. глубина… Что такое Blue для Дерека Джармена? Это цвет личной свободы, сексуальной ориентации, цвет устрашающей тоски и боли, это манифест против нежелания жить.

    Blue — это революция в кино, а не провокация. Blue — это черный квадрат Малевича в живописи. Blue — это кино, потому что оно наполнено присутствием режиссера, актеров, звуков и музыки. Этот синий экран дышит и выражает гораздо больше, чем могли бы выразить другие менее талантливые картины.

    Blue — это невероятная уверенность режиссера в своей идее и посыле. Рассказы Джармена наполнены невыносимой любовью к жизни, он не жалеет себя и не ноет, он мужественно встречает болезнь и скорую смерть. Его зрение теряется, но он всё также продолжает восхищаться происходящим вокруг него. Его внутренний мир по-прежнему богат и наполнен возвышенными переживаниями и образами.

    Подобно другому любителю ультрамарина Марку Шагалу ("Я не почувствовал в Берлине, что меньше чем через месяц начнется кровавая трагедия, которая превратит весь мир, а заодно и Шагала, в невиданный театр, подмостки. Развернется грандиозное действо, разыгранное целыми народами.» из книги Моя Жизнь), Джармен видит истинную трагедию не в событиях в Сараево, а в постепенном угасании одного человека, в его внутренней борьбе за жизнь. Blue — это тяжелое расставание с прекрасным человеком, который, кажется, станет бессмертным или продолжит жить даже после смерти.

    10 из 10

    1 апреля 2010 | 12:50

    1993 год. Выдающийся британский авангардист Дерек Джармен слепнет и умирает от СПИДа. На последнем дыхании он создает свою последнюю, двенадцатую по счету, работу, Blue. Бездонный синий экран, ноль действия, голоса самого Джармена, его любимых актеров Джона Квентина и Найджела Терри, а также вечной музы маэстро Тильды Суинтон. Больше ничего. С колокольного звона начинается семидесятиминутное путешествие по волнам времени, пространства, сексуальности, прошлого, настоящего и неумолимого будущего.

    Blue — настолько «вещь в себе», что сказать, какой смысл хотел вложить Джармен в свою лебединую песню, теперь как минимум сложно. Здесь нет мельтешащих людей, как нет и ненужного, обременяющего сюжета. Все с лихвой окупается вселенской печалью (еще одним переводом коварного слова «blue») и хлещущими через край эмоциями. Джармен ни в коем случае не пытается обмануть зрителя — напротив, Blue — это, наверное, один из самых искренних фильмов за всю историю кинематографа, в нем нет и намека на ложь. Blue — это, если угодно, чуть больше часа в шкуре Джармена, в его голове, полной путаных образов умерших любовников и друзей. СПИД преподносится не столько как недуг телесный, сколько как недуг метафизический — Джармен, как и любой творческий человек, мечтал добиться гармонии, но ему это помешала сделать смертельная болезнь, вирус, который съел заживо его нутро и отнял самое важное для художника — зрение. Blue суть вид из глаз самого Джармена — «Немного свветлее, чем черное, немного темнее, чем белое». Blue одновременно завораживает и отталкивает, а его навязчивые образы незаметно проникают в мозговые синапсы и надолго там оседают. Эти воздушные словесные портреты — боснийские беженцы, медсестра, в пятый раз пытающаяся нащупать вену, матерящийся велосипедист, рыдающая старушка и «Жан Кокто», сидящий в очереди на приговор, — вот они, герои эпохи, вот эти слезы и вот эти маленькие, глубоко личные трагедии. И в наших силах сделать мир хоть чуть-чуть лучше. В наших силах прозреть.

    10 из 10

    7 октября 2012 | 02:19

    Это необычная минималистичесая лента, снятая уже слепым и умирающим от СПИДа английским режиссёром Дереком Джарменом представляет собой его рассуждения о жизни и смерти, его воспоминания, мысли об истории на фоне голубого экрана.

    Простая, но в то же время гениальная задумка Джармена о голубом прямоугольнике, напоминающая «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Но если у Малевича — это манифест, то у Джармена — это исповедь. Исповедь человека, ведущего неравный бой со своей болезнью.

    А так ли важно изображение. В «Блю» зритель — участник процесса. Именно он рисует себе недостающее изображение. Но слово «зритель» не совсем подходящее, а найти другое трудно. «Блю» вообще выходит за рамки привычного кинематографа.

    Между монологами Джармен делает перерывы вовремя, которых можно обдумать всё вышесказанное. И вы эти промежутки начинаешь проникаться уважением к художнику, который уже стоит одной ногой в могиле, но продолжает бороться. Ведь жизнь самое ценное, что у нас есть.

    Про «Блю» очень тяжело что-либо говорить. Этот фильм надо посмотреть (именно посмотреть) и прочувствовать. Равнодушным он точно не оставит.

    14 февраля 2010 | 12:45

    Фильм напрочь разрушает устоявшиеся представления о форме кино, являясь в каком-то смысле аналогом знаменитому «Чёрному квадрату» Малевича. С той только разницей, что Джармен предлагает зрителю час с четвертью лицезреть лишь голубой экран без каких бы то ни было цветовых вариаций.

    Уникальность заключается ещё и в том, что Blue можно называть провокационным и в то же время умиротворенным произведением, в котором автор обращается к нам будто из другого мира. Для Джармена, к этому моменту почти окончательно ослепшего, начался как бы новый отсчёт времени, и потому он прибег к такой «упрощённой» коммуникации.

    Отважное решение отказаться от привычного изображения могло быть расценено как пустопорожнее формотворчество, поскольку в своей смелости оставило позади самые рискованные авангардистские опусы (достаточно напомнить хотя бы «Сон» Энди Уорхола, где камера в течение шести часов наблюдала за спящим человеком).

    Но, пожалуй, ближе всего Blue стоит к прозрению Луиса Бунюэля, который будучи также полуслепым, решил вдруг, что главную женскую роль в его последнем фильме «Этот смутный объект желания» будут играть две внешне ничем не похожие актрисы.

    В гениальной простоте Blue некоторые увидят аналогию голубому небу (как метафору готовности к путешествию духа в бесконечное), а другие — прощальный реверанс в адрес нетиповой сексуальной ориентации, которую Джармен никогда не скрывал и от которой никогда не отказывался.

    За четыре месяца до смерти он сделал предметом творчества личную трагедию и боль, заметно раздвинув границы искусства. Потому-то такой фильм мог быть лишь выстрадан и рожден на грани жизни и смерти, любви и муки.

    В итоге картина стала не только одним из самых знаменитых творений конца века, но и своего рода завещанием Джармена, который после семи лет «совместной жизни» с вирусом СПИДа умер от него 19 февраля 1994 года в 52-летнем возрасте.

    24 декабря 2012 | 14:15

    Blue ([blu:])

    1. Прил.:
    1) Голубой, лазурный, синий
    2) Посиневший
    3) Испуганный, подавленный, унылый, грустный (от последнего происходит название жанра джазовой музыки)
    4) (амер., разг.) Находящийся под действием алкоголя или наркотиков
    5) Непристойный, скабрезный, пошлый
    6) Консервативный
    7) Ученый

    2. Сущ.
    1) Синий цвет, тот или иной оттенок синего
    2) Синяя краска, голубая краска
    3) Синяя одежда, форма синего цвета (у моряков, полицейских)
    4) Небо
    5) Море, океан
    6) Ошибка, неудачная боевая операция
    7) (воен. жарг.) Пустыня

    3. Гл.
    1) Окрашивать в синий цвет
    2) Бездумно тратить деньги, разбазаривать
    3) Приводить в беспорядок, портить, разрушать


    Синий экран, обрывки мелодий и звуков и голоса актеров, начитывающих текст. Поток мыслей человека, умирающего от СПИДа. Не англичанина Дерека Джармена, режиссера «Караваджо» и «Эдварда II», а обычного человека, который ослеп, потерял всех своих близких одного за другим и понимает, что и ему самому недолго осталось. Одновременно — его воспоминания о детстве, размышления об устройстве мира и совсем немного о гомофобии. Одновременно — образы, проносящиеся в его голове и безуспешно старающиеся вытеснить жестокую реальность.

    Да, это сложно назвать кинематографом в своей классической форме — скорее, роскошная видеоинсталляция, которую ее автор не успел закончить. Чистое искусство, включающее в себя живопись, кино, литературу и музыку. Своеобразное завещание и надгробная речь, которой мог бы позавидовать любой художник. Цвет. Состояние. Место. Действие. Все зависит от того, какой смысл вы вкладываете в это коротенькое английское слово.

    26 сентября 2010 | 21:48

    Цвет дождя, от которого простужается нищий…
    цвет времени, когда закрываются подземные магазины…
    цвет не выкупленных в ломбарде часов, подаренных в память об окончании университета…
    цвет ревности, разбивающейся о кухонную мойку из нержавеющей стали…
    цвет первого утра после потери работы…
    цвет чернил на ставшем ненужным удостоверении личности…
    цвет последнего билета в кино, купленного самоубийцей…
    цвет анонимности, зимней спячки, смерти как средства облегчения страданий, дыры, проеденной сильнейшей щелочью — временем.

    © Кобо Абэ. «Человек-ящик», 1973


    Знаете, это самое странное кино, которое я видела. Это синий экран и закадровый текст. Ни одного движения, ни одной смены кадра, даже нет смены цвета. Но отчего, почему я называю это фильмом, полноценным, сильным?..

    Что есть искусство для художника? Это внутренний диалог, это борьба с собой, это выплеск чувств, это попытка открыть другим себя, это способ высказаться.

    Блю — это исповедь.

    Блю — это способ Дерека Джармена победить свое умирание в себе, принять его.

    Перед смертью художник протягивает нам в руки кисти и говорит, что мы должны нарисовать. Он сам уже ничего не видит и его тело уже не слушается его, но он еще жив. И он еще может творить. Слушайте внимательно, погрузитесь в эту синеву и на пустом экране вы обязательно что-нибудь увидите, помогите художнику. Ведь несмотря ни на что он пришел к вам в последние часы свой жизни.

    … К чему столько заграничных новостей, если все, что касается жизни и смерти, происходит внутри меня (с)

    Зачем мне снова писать слова, если все уже сказали за меня?

    … Свернувшись в клубок в кувшине золота на том конце радуги, я размышляю о цвете. Международный синий цвет художника Ива Кляйна. Блюз и далекая песня. Я знаю, что Альберти, архитектор пятнадцатого века, сказал: «глаз — самое быстрое, что есть на свете». Быстрый цвет. Нестабильный цвет. Он написал эти слова в книге О живописи, которую закочил в 8:45 утра, в пятницу, 26 августа 1435 года. После чего устроил себе длинные выходные…

    (Леон Батиста Альберти, О живописи).

    Взято из книги Дерека Джармена «Хромо»

    10 из 10

    29 сентября 2011 | 14:41

    Есть что-то символичное в сочетании чумы двадцатого столетия и близящегося рождения нового века. Смотря этот фильм сознаешь, что закат жизни обращается в закат эпохи. Как в «Красном» сюжете из трехцветья Кесьлевского. Завтра все будет по-другому, сегодня больше не повторится.

    Печальная атмосфера умирающего от СПИДа художника своей странной жизнелюбивостью производит удивительное, трогательное впечатление. Заключенный в царстве лекарств и звуков, затейник Джармен разворачивает фантазии, одним лишь вкрадчивым голосом говорит о прекрасном и изменчивом мире, обволакивает образами, угасает и безмолвствует, уступив слово музыке. Мне не понять только одного — почему не прозвучал мотив детей, ведь они и есть наше бессмертие. И подводя самому себе итог нельзя не заговорить о них… Где тогда оно, место человека «на исходе дня», ведь смысл рано или поздно сводится не к тому на что ты способен, а что ты после себя оставишь.

    Другие краски здесь, и правда, излишни. Авторский неизменный синий прямоугольник не просто символ человеческой бренности, мотив отрешенности от преходящего и даже не некий манифест нового искусства, вписавший красоту в одноцветное небытие. В его синеве проступает вечность Творения, он смог отразить своим бенефисом что-то очень важное.

    9,5 из 10

    25 июля 2012 | 23:56

    Вначале было изображение, и изображение и было кино. Спустя тридцать лет появился звук, а спустя ещё семьдесят лет изображение стало не нужно. Дерек Джармен запечатлел конец кинематографа, убрав с экрана абсолютно всё и заменив смену кадров- синим экраном…

    Пожалуй, что это должно было случиться ещё раньше, так как «начальный визуальный код»- движущейся картинки, медленно, но верно вытеснялся бесконечными километрами диалогов и музыкальными вставками. Каждый кадр- стал объясняться словом. Кино наследуя суть живописи, как визуального образа, закончилось ровно там, где этот образ себя исчерпал перегружённый вербальной составляющей. А нужно ли современному кинематографу изображение вообще? Когда отвлекаясь от экрана на банку попкорна, тебе не даёт ничего пропустить звуковая подкладка, дублирующая происходящее в кадре.

    Универсум, возвышенное ничто, «синий квадрат» мирового киноискусства. Фильм который могут посмотреть даже «слепые». Ультрамариновая дыра засосавшая в себя всё видимые образы и символы.

    Или личный ад режиссёра? Поэзия безысходной пустоты- исповедь умирающего от СПИДа… Почти полуторачасовой закадровый монолог, при неизменно синем экране. Дневник последних недель жизни Джармена, рассказанный им самим. Мысли о смерти и её нервное ожидание. Всё это символично рифмуется с попыткой обозначить автором, последние выдохи «десятой музы».

    Слепнущий от болезни англичанин, в конце своей жизни, воистину «прозрел», увидев будущее большого экрана, свободного от любого визуального начала. Сходя в могилу Джармен будто бы забрал с собой изображение этого фильма, изображение которое видел только он один. Кино больше нет, есть только его иллюзия… и звук. И пусть Тарантино доснимет «Лакримозу» джарменовскому «Реквиему». «Время забирает всё!»

    8 из 10

    5 июня 2012 | 23:28

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Кинокасса США $ Россия
    1.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy17 202 212
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles16 725 447
    3.Если я останусьIf I Stay15 679 190
    4.Типа копыLet's Be Cops10 810 533
    5.Игра на высотеWhen the Game Stands Tall8 381 509
    22.08 — 24.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For121 448 012
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles87 659 729
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue79 442 321
    4.ПосвященныйThe Giver66 630 159
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy58 673 184
    21.08 — 24.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 007 758277 555
    Деньги494 825 551 руб.70 859 831
    Цена билета246,46 руб.1,07
    21.08 — 24.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    140.Перед классомFront of the Class8.195
    141.ПривидениеGhost8.190
    142.Андрей Рублев8.190
    143.Звёздочки на землеTaare Zameen Par8.188
    144.В случае убийства набирайте «М»Dial M for Murder8.187
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.БивеньTusk90.76%
    52.Седьмой сынSeventh Son90.75%
    53.СеренаSerena90.74%
    54.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 390.74%
    55.Лондонские поляLondon Fields90.67%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Жил певчий дрозд8
    Одержимость Майкла КингаThe Possession of Michael King4
    Старикам тут не местоNo Country for Old Men271
    Рапунцель: Запутанная историяTangled371
    Ван ХельсингVan Helsing168
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.407
    ПосвященныйThe Giver6.977
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue6.732
    Типа копыLet's Be Cops6.894
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles6.545
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    премьеры