всё о любом фильме:

Попутчик

The Hitcher
год
страна
слоган«Что бы вы не сделали, он всё равно впереди вас. Как бы вы не поступили, он ещё больше в выигрыше»
режиссерРоберт Хармон
сценарийЭрик Ред
продюсерДэвид Бомбик, Кип Оман, Эдвард С. Фельдман, ...
операторДжон Сил
композиторМарк Айшем
художникДэннис Гасснер, Динс В.В. Даниелсен, Линда Бербенк
монтажФрэнк Дж. Уриосте
жанр боевик, триллер, ... слова
бюджет
сборы в США
DVD в США
зрители
США  1.58 млн,    Франция  740.7 тыс.
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время93 мин. / 01:33
Зловещий попутчик, сеющий смерть на своем пути, голосует на дороге и останавливает молодого парня. Тот соглашается его подвести в ненастье, не думая, какой опасности он себя подвергает.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
61%
20 + 13 = 33
5.8
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • По словам Эрика Реда (сценариста фильма), вдохновением для написания сценария фильма послужила песня «The Doors» — «Riders on the Storm».
    • По словам Си. Томаса Хауэлла, он не на шутку боялся Рутгера Хауера как на съёмочной площадке, так и за её пределами. По его мнению, уж слишком сильно Хауер вошел в роль.
    • Продолжительность черновой (первоначальной) версии фильма составила три часа.
    • Роль Джона Райдера могли исполнить Сэм Элиот и Терренс Стамп.
    • Грузовик в конце фильма — «Dodge Ramcharger».
    • На шоу «Вечер с Дэвидом Леттерманом» (Late Night with David Letterman) Рутгер Хауер заявил, что фильм должен был закончиться несколько по-другому: Джим Хесли застреливает Джона Райдера, когда тот лежит на дороге. Однако, чтобы избежать рейтинга «X», создатели фильма чуть-чуть подкорректировали концовку. Откорректированная версия вошла в окончательный монтаж фильма.
    • Существует одноименный кинороман по мотивам оригинального фильма. Автор — Арч Стрентон.
    • Сценарист картины Эрик Рэд играет в фильме помощника шерифа, который везёт Райдера в тюрьму.
    • Рутгер Хауэр сам выполнял многие трюки в фильме, что поразило съемочную группу и даже настоящих каскадеров.
    • еще 6 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 5.0/10
    Этот фильм почему-то пользуется особой популярностью у наших зрителей. Он, безусловно, может захватить, на кого-то произвести почти шоковое впечатление, но всё же не столь интересно следить за развитием действия, если где-то после первой трети догадываешься, что страсти будут накаляться до тех пор, пока в финале молодой водитель, жертва террора, сам не убьёт издевающегося над ним жестокого попутчика. Для восприятия интриги как реальной истории о безудержном насилии данной ленте недостаёт элементарного — связной и оправданной логики повествования. Как удаётся попутчику всех перебить и сбежать из полицейского участка? Каким образом он неизменно возникает в нужный момент в центре происходящего, всегда внезапно и никем не замеченный? Является ли в таком случае попутчик персонифицированной силой зла, своеобразным Князем тьмы, который должен сгинуть на рассвете, или же он всего-навсего — обычный плод ночной галлюцинации юноши? (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Попутчик — жестокий, бескомпромиссный и местами действительно жуткий триллер. Эталон «дорожного» жанра. В то время такие фильмы были большой редкостью. Здесь есть все: захватывающий сюжет, блистательная игра актеров, отличная постановка и конечно очень талантливый и зловещий Рутгер Хауэр. И если перебирать всех известных актеров, наверное только единицы смогли бы исполнить эту роль на таком же уровне.

    Джон Райдер — маньяк-убийца, в большинстве случаев убивает своих жертв просто ради удовольствия. При просмотре фильма ты действительно начинаешь панически бояться и ненавидеть этого человека. Его мрачный и в то же время безумный взгляд, эта дьявольская улыбка и та маниакальная страсть, с которой он преследует своих жертв, приводит в ужас. На протяжении всего фильма он постоянно на шаг впереди своей жертвы и ты понимаешь, что от этого человека нельзя скрыться.

    В этом фильме нет изьянов и недочетов, все на своих местах. Прекрасная игра С. Томаса Хауэла и очаровательной Дженифер Джейсон Ли (было действительно ее жалко). Отличная постановка. Действительно переживаешь за главного героя, чувствуется атмосфера фильма. Бессмысленно рассказывать, нужно посмотреть. Фильм — шедевр!

    Этот фильм еще раз нас учит: «Никогда не подбирайте незнакомца!».

    10 из 10

    10 сентября 2010 | 23:32

    Впервые посмотрев этот фильм в 2005м году, ночью, в полном одиночестве я в него влюбилась. Не такой уж занудный, дотошный сюжет. Вполне приемлимые эффекты. И самое главное — великолепная игра актеров. Что еще нудно хорошему триллеру 80х?Это творение Роберта Хармона, несомненно, останется надолго в памяти тех, кто его увидел. Равнодушных остаться не должно.

    Джон Райдер (Рутгер Хауэр) — Человек,«с весьма заурядной внешностью»,так толком никем не заспознаный, не растолкованный, нераскрытый. Кто он?Маньяк, псих, чокнутый, больной, ненормальный ублюдок?А может всего лишь тот, кто очищает, кто создает новое, кто провожает в последний путь?Может, он вовсе и не человек…

    Джим Холси (Си. Томас Хауэл) — Парень просто хотел перегнать тачку из Чикаго в Сан-Диего!А тут такой сюрприз на дороге попался!Что же оставалось делать?Толкьо любыми способами сбежать, спрятаться от вездесущего Райдера, чтобы он не нашел его и не убил. Но разве именно это он хотел?Запуганный до смерти, потерявший все, кроме души, которую и так собирались отнять — Джим одного не хотел — убивать!Но что сделаешь, если в тебя вселяется страх, ужас, смерть и запах кофе…?

    Нэш (Дженифер Джейсон Ли) — Как же можно было обойтись без девушки?Да еще такой симпотичной?Умная, открытая, добрая… Кто же, кроме нее поможет Джиму в этой ситуации?Кто же еще его поймет, и кто поверит, как не она?Единственная, кто поддержал, кто проникся. И единственная, за которую не страшно стать убийцей. было очень кстати, что она погибла, тем более от рук Райдера, это лишний раз показало, что Джим уже не такой, как прежде.

    Это самый лучший триллер прошлого и настоящего времени. Так что 10 из 10!

    3 августа 2009 | 15:12

    Совсем ещё «зелёный» пацан Джим Холси перегоняет новёхонький кадиллак из Чикаго в Сан-Диего. За окном сгущаются тучи и первые капли дождя дают о себе знать. Серая однообразная лента дороги петляет впереди, убегая далеко за горизонт и заставляя уставшие глаза предательски сомкнуться. Сквозь пелену набравшего силу ливня Джим замечает одинокую фигуру в плаще. Юный водитель с радостью подбирает заплутавшего путника, в надежде разделить с ним тоску бесконечного маршрута. Но начавшись так безмятежно, это история рискует закончиться жутким кошмаром…

    Сюжетная конструкция «Попутчика» не блещет оригинальностью даже для середины 80-х гг., потому как уже к тому времени зритель был знаком с многочисленными Джейсонами и Майклами Майерсами. История противостояния юного водителя и безжалостного психопата поначалу приковывает зрительское внимание, несмотря на неторопливость повествования, но по истечении первых сорока минут логика в фильме начинает серьёзно хромать, да и градус достоверности происходящего на экране начинает стремительно падать. При всём при этом фильм спасают две вещи: это атмосфера и актёрская игра. Именно два этих фактора сыграли самую важную роль и помогли картине Хармона снискать любовь и славу простого зрителя.

    Действие фильма происходит в пустынной местности и это только усиливает контраст борьбы героя с негодяем. Сама пустыня создаёт атмосферу обречённости и одиночества, отсюда — полное чувство уязвимости и отсутствия помощи с чьей-либо стороны. Один на один с маньяком. Всему этому блестяще способствует музыка Марка Ишема: спокойная, ненавязчивая, но западающая в самую душу. Перед нами словно ловко завуалированная история борьбы беспомощного и всепрощающего добра с жутким и безжалостным злом, насквозь пропитанная мистикой.

    В подобных случаях главную скрипку играет злодей, одним своим появлением на экране затмевая всех. И здесь действует то же правило, но юный С. Томас Хауэлл в грязь лицом не ударяет, демонстрируя достойный уровень актёрского мастерства и идя впритирку с голландским актёром.

    Рутгер Хауэр пугающе убедителен в образе безжалостного психопата. Главная заслуга авторов в том, что они не наделили героя Хауэра прошлым и не дали объяснения мотивации его поступков, первопричин, толкнувших человека на кровавые убийства. Всё это создаёт ореол таинственности вокруг Джона Райдера (Хауэр), придавая ему мистический и слегка демонический образ. Он повсюду и нигде.

    Итог: атмосферный психологический триллер давно уже ставший классикой жанра и без сомнений главная роль в актёрской карьере голландца Рутгера Хауэра.

    8 из 10

    4 февраля 2010 | 04:41

    There`s a killer on the road
    His brain is squirmin like a toad
    Take a long holiday
    Let your children play
    If ya give this man a ride
    Sweet memory will die.

    (Doors — «Riders on the storm»)

    Как утверждал сценарист фильма Эрик Ред, именно эта песня известной группы Doors навеяла ему идею «Попутчика». Идею фильма, ставшего культовым в своём жанре. «Попутчик» действительно неординарный фильм. Он может быть заурядным маньячным (gore) триллером или увлекательной философской притчей — всё зависит от трактовки…

    По сюжету молодой парень Джим Хэлси (С. Томас Хауэлл) перегоняет автомобиль из одного города в другой. Ночь, льёт сильный дождь. Джим засыпает за рулём и чуть не сталкивается со встречным огромным грузовиком. Практически сразу после этого парень видит голосующего человека и решает взять одинокого попутчика (Р. Хауэр). С фразой «Мама говорила мне никогда этого не делать» он открывает дверцу злополучной машины. Далее сюжет развивается стремительно, превращая поездку в безумную смертельную игру.

    Несомненно, центральный персонаж фильма — это герой Рутгера Хауэра. Попутчик представляется Джоном Райдером (Ryder), что в данном контексте практически идентично Джону Доу(Doe) или Человеку без имени, ведь Райдер созвучно со словом ‘rider’(ездок). Весь фильм безымянный попутчик преследует героя и мотивы его неизвестны. Он не хочет убивать Джима, скорее хочет чего-то от парня добиться. Или это просто игра. Райдер всегда на шаг опережает Джима, появляется из ниоткуда и исчезает в никуда. Он везде. Попутчику удаются такие вещи, которые обычный человек сделать бы не смог. А может, он не человек? Фильм так и не даёт ответов по поводу личности и мотивов злодея, что порождает сразу массу версий:

    ► Самая банальная: попутчик — маньяк-психопат, предпочитающий играть со своими жертвами. Подобных триллеров действительно пруд пруди и мне не хочется думать, что именно этот вариант и задумывал режиссер.

    ► Гораздо лучше версия, что Попутчик — собирательный образ всех маньяков, психопатов, чудовищ и просто злодеев, встречающихся в типичных триллерах. Автор просто решил не персонализировать то зло, с которым обычно встречаются герои подобных лент, а показать общие черты данного жанра в целом.

    ► Попутчик — это демон в человеческом обличье, воплощение зла, с которым герою пришлось столкнуться лицом к лицу. Тогда современным аналогом «Попутчика» можно считать «Джиперс криперс» и другие подобные фильмы про человекоподобное зло, подстерегающее своих жертв на дороге.

    ► Джиму приснился кошмарный сон, когда он заснул за рулём. И безымянный попутчик в нём — воплощения страхов героя. Пока герой не победит страхи, сон не закончится.

    ► Джон Райдер — темная сторона личности Джима Хэлси. Попутчик делает всё то, что Джим не может себе позволить из соображений морали. Ведь у каждого человека есть своя тёмная сторона, но не у каждого она главенствует. В этом ракурсе картина представляет собой притчу о внутренней борьбе добра и зла.

    ► Опять же притча. Если предположить, что герой всё-таки врезался в тот грузовик и умер, то дальнейшие события фильма можно представить как борьбу его души за попадание в рай или ад, а попутчика — демоном-искусителем, провоцирующим его совершить грех.

    ► Мне нравится версия, которую можно назвать ‘Притчей о преодолении себя’. Суть в том, что главный герой, персонаж слабый и неуверенный в себе, в очередной раз не смог преодолеть себя и заснул за рулём. Это чуть не стоило ему жизни. Вдруг появляется Попутчик, который довольно жесткими методами и в короткие сроки научит парня принимать решения, перебарывать себя, постоять за себя, короче, «сделает из него мужика». Ведь Джим в начале фильма и в конце — два совершенно разных человека. Райдер направляет Джима, помогает ему и в конце заставляет принять самое главное решение. В этом ракурсе Попутчик — персонаж вполне положительный.

    Даже если считать работу Роберта Хармона примитивным триллером о маньяке-психопате, не может не вызвать уважения великолепная работа Рутгера Хауэра. Этот холодный и в то же время безумный взгляд вместе с фирменной ухмылкой могут заставить нервничать кого угодно. Не случайно Си Томас Хауэлл, как говорили, на съёмочной площадке побаивался Рутгера.

    В дополнение к неоднозначному злодею в исполнении Хауэра фильм содержит ряд оригинальных сцен и неожиданных поворотов сюжета, поэтому скучать при просмотре не придётся. Более того, «Попутчик» «умеет» держать в напряжении. Динамика картины тоже на должном уровне. А если прибавить к неплохому (тем более для 1986 года) видеоряду ещё хороший саундтрек, то получим один из лучших «дорожных» триллеров в кино.

    10 сентября 2010 | 13:03

    Жестковатый, качественный, и поныне актуальный фильм. В наше время, он смотрится практически без трещин, и я, даже сказал бы что атмосфера того времени, с сюжетом, игрой актёров, и грамотной режиссурой, наводят только ещё больше жути, реалистичности, и само собой, интереса. Сильное кино.

    «Что бы вы не сделали, он всё равно впереди вас. Как бы вы не поступили, он ещё больше в выигрыше».

    12 июня 2007 | 16:59

    Фильм сильный. Даже очень. Не понимаю, почему многие говорят о минусах. Какие минусы? В картине они, конечно, есть, но настолько мизерные, что о них даже не хочется говорить. Многие заявляют, мол как он постоянно убегают от полиции. Ну и пусть убегает. Какая разница, может он раньше в спецназе служил. Как он парня выслеживает? А шоссе по пустыне одно. Да и по-моему паренёк (точно не помню) за дружеской беседой сказал куда едет. Так что выследить Джима особого труда не составило. А в том, что попутчик неизвестно откуда появляется и неизвестно куда исчезает, вся соль. Он как призрак. Если бы создатели показывали как Джон выслеживает Джима(к примеру выбивает из служащих закусочной информацию, видели они парня), пропала бы вся соль, мрачность и даже, можно сказать, мистичность картины.

    И вправду, картину можно разделить на три части.

    В первой упор ставится на образе маньяка, и издевательства над Джимом.

    Во второй издевательства тоже присутствуют, но упор делается именно на экшене, на охоте маньяка на жертву.

    В третьей внимание заостряют на главном герое. То, что после встречи с попутчиком, Джим никогда не будет прежним.

    По-моему, каждый в этих трёх частях найдёт своё. Многим понравится образ маньяка, кому то экшен в картине, а кому то Джим и его эмоции.

    Фильм, как вы наверно поняли, захватывает с самого начала. С того момента, как персонаж Хауэра садится в машину вы подозреваете, что-то неладное. А потом весь фильм будете про себя думать или «Беги парень, беги», или «Догони сопляка, догони».

    Погони и перестрелки сняты, конечно, мастерски. При довольно скромном бюджете всё это смотрится эффектно даже сегодня.

    Особенно сцена погони, где падает вертолёт. Впечатляет. И кровищи хватает, в то время наверно картину считали невероятно жестокой.

    Плюс это не просто динамичный триллер. В нём действительно есть где подумать.
    Основной фишкой является вопрос: «Почему Джон оставляет Джима, постоянно в живых».
    Как сказали до меня ответов много, и каждый может быть верным.

    Распространённая версия о том, что попутчик нашёл достойного противника, имеет право жить. Я где то слышал, что человек совершающий самоубийство, в последний момент остановится, то станет другим человеком. И пусть Джим в мгновение не превратился в Рэмбо, но что-то в нём изменилось.

    Имеет, на мой взгляд, право жить, версия, о том, что маньяк захотел уйти на покой. И проверял парня, достоин ли тот, отправить попутчика в отставку.

    Или Джону просто нравится игра в кошки мышки. Нравится помучить человека.
    Ближе всего мне вторая версия.

    Этот фильм — театр двух актёров. Но оба играют на высшем уровне.

    С. Томас Хауэлл(Джим) мне очень понравился. У него была довольно трудная задача показать массу эмоций. Парень справился на все сто. Мне особенно понравилась сцена в ресторане, где он встречает попутчика с пистолетом.

    Присоединяюсь к мнению многих, что Рутгер Хауэр(Джон) сыграл невероятно. На мой взгляд, это его лучшая роль, в которой он даже переплюнул андроида из фильма «Бегущий по лезвию».

    Пронзительный взгляд, мрачная молчаливость, пугающее равнодушие и милая очень улыбка. Вот он, один из самых великих маньяков в истории кино. Перед расправой Джон не говорит философских речей (как это делают многие маньяки в кино), оправдывая свои действия, он прямо поясняет, что хочет отрезать вам руки, нуги и голову. Он появляется, непонятно откуда, уходит неизвестно куда. Призрак. Ночной кошмар. И если вдруг вам посчастливится остаться в живых после встречи с ним, его глаза будут преследовать вас в кошмарах ещё долгое время.

    Как актёру удалось создать такой образ? Он, что, прочитал сотню книг по психологии, посещал психиатрические клиники, или сам, рубил на части бедных водителей в пустыне.
    Как Хауэру не дали не одной награды! Даже малюсенького фестиваля. За это их всех надо с попутчиком познакомить.

    В итоге очень мощный, захватывающий, и не глупый триллер. Эталон своего жанра. Жаль, что у режиссёра этого фильма нет больше таких замечательных картин. Очень жаль.

    Моя система оценок: Шедевр, Великолепно, Хорошо, Средне, Плохо, Ужасно, «Шедевр».

    Великолепно. Смотреть обязательно, но не слабонервным.

    P.S. Впервые, когда посмотрел фильм в 7 лет, переживал за… Джона

    28 марта 2009 | 23:10

    «Попутчик» — один из самых оригинальных фильмов, который я смотрел.

    Уже с самого начала фильма благодаря великолепной музыке Марка Айшема, дождливой погоде, создается атмосфера нервного ожидания. Этот фильм, яркий представитель, когда страх достигается атмосферой. «Попутчик», смесь триллера, драмы, боевика, детектива и как я думаю, может быть мистики. Фильм производит впечатление ночного кошмара, который тянется очень долго. И от которого хочется по-быстрее проснуться. Секунду! А может быть, весь фильм, это и есть сон…

    В фильме удачно подобран состав. И сама игра актеров на высоте.

    С. Томас Хауэлл играет парня, который стал мишенью таинственного попутчика. Его игра мне понравилась. Он сыграл убедительно.

    Рутгер Хауер сыграл образ маньяка Джона Райдера на столько убедительно, что этот образ, можно смело включить в список — «самых страшных злодеев в кино».

    Так же понравилась игра Дженнифер Джейсон Ли;

    Особое место в фильме занимает музыка. Написал ее Марк Айшем. Его музыка подошла к визуальному ряду на 100 %. Марк очень удачно подобрал нужные звуки, мелодии, что бы показать настроение и эмоции. Браво;

    Фильм, один из лучших в плане визуального стиля. Некоторые эпизоды сняты как картина художника, которые врезаются в память, словно настоящие картины;

    «Попутчик» — один из лучших фильмов 80-х годов.

    Один из лучших в жанре триллер.

    И просто, отличный фильм…

    8 декабря 2009 | 08:40

    - Откуда вы?
    - Из Диснейлэнда!


    С детства родители нас учат не говорить с незнакомцами, не садиться к чужим людям в машину. Джим Холси — славный парень, однако этим правилом пренебрег. Ночь, пустыня, ливень… Не оставлять же там человека одного. Он добродушно соглашается подвезти попутчика. Но попутчик, как оказалось, не простой. Нет, не золотой тоже. Он маньяк. Маньяк лютый, хладнокровный, расчетливый. Его глаза сеют ужас, его методы отвратительны. Вот тут и начинается «игра» не на жизнь, а на смерть, ведь убивать просто так ему скучно.

    Повторяй за мной: «Я… Хочу… Умереть…»

    Самое ценное в фильме — что? Правильно, создаваемые им атмосфера и настроение. С этим проблем нет: Попутчик заставляет ваше сердце биться чаще, испытывать страх и напряжение от начала и до конца. А уж когда на экране появляется сам Джон Райдер со своим леденящим душу спокойствием и взглядом, то приносит с собой такую дозу адреналина, что так и вырывается что-то вроде «Ну сейчас начнется!» Конечно, можно поворчать, что сюжет — не откровение, да и концовка относительно предсказуема, но при просмотре это настолько не существенно, ведь сам процесс весьма увлекателен.

    Джон Райдер в исполнении Рутгера Хауэра — это epic win. Для меня лично — самый запоминающийся маньяк в кинематографе. Лучше и быть не могло. Он настолько вошел в роль, что его побаивался на съемках даже сам С. Томас Хауэлл (Джим Холси).

    Что? Хауэр второсортный актер? Все время либо второсортные фильмы, либо второстепенные роли? Отбросьте это стереотипное мышление, либо не читайте это и смотрите всякие там экранизации комиксов. Рутгер бесподобен, он — украшение любого фильма. Рутгер Хауэр — это Попутчик, Попутчик — это Рутгер Хауэр.

    Прекрасно дополняют атмосферу музыкальное сопровождение совместно с операторской работой. Общие планы пустыни Калифорнии и Невады будто подчеркивают одиночество и бессилие Джима. В целом напряжение передано гениально. Несомненно, радуют глаз настоящие трюки, взрывы, битые машины и кетчуп (очень хороший).

    Сие произведение не просто кино. В СССР Попутчик мгновенно стал культовым, о нем слышали даже те, кто не смотрел. А во Франции он получил несколько наград, в том числе приз кинокритиков. Печально, но у себя дома, в США, фильм не восприняли серьезно, он даже не окупился в прокате(5,8 млн. против 6 потраченных). Ну и зря, знатный стильный цепляющий триллер!

    Как, вы еще не смотрели?)

    10 из 10

    16 ноября 2013 | 21:11

    Фильм вне времени. В том смысле, что при просмотре забываешь, где, что, когда происходит. Словно во сне дрожит и размывается пейзаж, пустыня — как в аду, странные персонажи, все забыто и заброшено, неоткуда ждать помощи, никому нет дела. Безлюдно… и прекрасно. Словно временная и пространственная дыра, где герои разыгрывают один и тот же сценарий. Их ужас, страхи, все эмоции приглушены атмосферой, в которой происходит действие.

    Я бы поставила фильму сто баллов за неизгладимое впечатление, которое он произвел на меня))

    7 мая 2007 | 20:57

    Мое знакомство с Рутгером Хауэром пришлось на светлую, чарующую пору ранней юности, когда предательская эндокринная система жеманно имитирует борьбу с опасностями пубертата, а «хорошая девочка» внутри тайком подсаживается на скамеечку к плохой, с зардевшими щеками интересуясь недозволенными взрослыми вещами. В один такой прекрасный день на рижском взморье мои достопочтенные тетушки, все такие в шляпках и кудряшках, задают мне лукавый вопрос: «Кто твой любимый герой?», намекая на книжку в телячьей обложке у меня на коленях. А я сижу, такая катильонная, приличная, всецело приспособленная к жизни в Австрии 17 века, а в голове — вчера отсмотренная лента с Рутгером Хауэром, в которой тот творит сплошь возмутительные, аморальные и уголовно-наказуемые вещи, при этом всём являясь зверски, просто зверски сексуальным, и отчего-то севшим голосом с усилием произношу: «мистер Дарси». Набожные родственницы одобрительно кивают, и лишь смутьянка тетя Эмма со стильным мундштуком и дерзким макияжем взирает на меня с ехидным подозрением. Меня стрелой пронзает мысль, что мы вчера, скорей всего, смотрели с ней один и тот же фильм и разделяем одинаковые низменные предпочтения…

    Даже сейчас, в глубокой старости актера, ему присуща характерная порочность, которая не может вызвать ничего, кроме гадливой неприязни. Это сегодня, когда в нем не осталось ничего от Джона Райдера с типично мефистофельской усмешкой и грацией белого бенгальского тигра. А белого тигра, как известно, в средневековом Китае рисовали на воротах даосских храмов для защиты от нечисти, что, в общем, иронично и забавно, поскольку в 80-е, на пике привлекательности, экранный Хауэр и являлся идеальным воплощением той самой нечисти, которой так остерегался добрый люд. Сам Дьявол, бесконтрольный и опасный, с чудовищным животным магнетизмом и нездоровым блеском ледяных, почти бесцветных глаз. Энн Райс не просто так увидела в нем идеального Лестата. Представив в этом образе голландца, смотреть на Тома Круза без сочувственной усмешки, увы, не получается. Роль Джона Райдера в «Пупутчике» — вершина творчества актера, его особенная, знаковая роль.

    Если скинуть со счета его злободневность, всю ту пугающую, подрывающую внутренний комфорт статистику о постоянно и бесследно исчезающих в дороге путешественниках, которую мы не желаем знать, оправляя на машине в путь, «Попутчик» Роберта Хармона — банальный триллер о преследователе и его потенциальной жертве. Роуд-муви, в котором желторотый птенчик по доброте душевной подбирает на безлюдной трассе незнакомца. А незнакомец — хищник. Начинается охота. Вокруг — традиционные пейзажи, скалистая гряда в робких отблесках восходящего солнца, безлюдные степи, ржавые автозаправки, ветхие закусочные без посетителей, стервятники в небе… Помощники шерифа — традиционно агрессивные, тупоголовые мужланы, которые свое хозяйство в брюках не отыщут — не то что психопата-автостопщика, а жертву могут только повязать и бросить в каталажку, назвав убийцей лишь из предрассудков в адрес чужаков. Итак, дорожные знаки сменяют друг друга, убийца, раззадоренный охотой, все наглее, обессиленная жертва — все слабее, случайных жертв все больше, и вот он, наконец, тот самый судьбоносный миг, когда забитая и загнанная дичь осознает, что нечего терять, и обращается в достойного противника. Финал известен. Ничего оригинального. Нет предпосылок ни для широкой известности, ни, тем более, культа. Так что в «Попутчике» такого, из-за чего за тридцать лет он не утратил прежней мощи и до сих пор имеет кучу почитателей, плюющих в сторону римейка?

    Джон Райдер Хауэра. Многоэтажный, сложный, любопытный образ, построенный из зрительских догадок без всякого сюжетного фундамента. Кто он такой? Никто не знает. Ни отпечатков пальцев, ни биографической справки, ни единого факта из уст персонажа. Зачем он убивает и куда идет? Опять молчание. И нам бы было наплевать, если бы Хауэр своей ненужной, неожиданной в подобном жанре и в подобном фильме фантастической игрой не намекал на то, что Райдер — личность далеко не однозначная. И мы интересуемся его историей, внимательно и напряженно ловим редкие, случайно брошенные фразы, по своему трактуем мимолетные улыбки, наклоны головы и измененья в голосе. Мы пристально следим за ним, желая вникнуть в суть его усталости и отрешенности, особенной, почти приятельской привязанности к жертве, Джиму Хелси, которого он словно бы не хочет убивать, но не преследовать — не может, поскольку жаждет сохранить его в игре. При первой встрече Райдер просит Джима остановить его, но зритель, как и парень, считает эту фразу злобной шуткой, чтобы потом, в закусочной, ее услышать вновь и расценить иначе. Под легкомысленными шуточками Джона узреть отчаянье и боль застрявшей в дантовом Аду измученной души, которая мечтает о конечной остановке и видит в Джиме своего спасителя. Отсюда — провокации, одна, вторая, третья… Отсюда — оставленные на столе, заботливо завернутые в носовой платок патроны. Отсюда — почти мистическая связь между героями, подчеркнутая тонкими штрихами, как то почти беззвучный шёпот Джима за зеркалом допросной, донесшийся до слуха Райдера. Но тот не мог его слышать. Так почему он обернулся? Почему он оживился? Почему в его потухшем взгляде на миг мелькнуло понимание и что-то вроде радости при появлении протянутой руки?

    Не сразу узнанный мною молодой Томас Хауэлл, как будто обожженный темным пламенем партнера по картине, разыгрывает трансформацию своего персонажа опять же с неожиданной для фильма и жанра экспрессией, передавая подлинные, достоверные, уместные и нужные эмоции. Уже давно мне не случалось получать подобное от молодых актеров. Я в изумлении, недоумении и восхищении. Атмосфера картины, давящая, душащая, параноидальная, превращает трассу между Иллинойсом и Калифорнией в Богом забытое, проклятое место, Чистилище, откуда невозможно вырваться, не потеряв себя, не потеряв души, не говоря уже о жизни… А смерть — Джон Райдер, продрогший до костей попутчик, с кончика носа которого стекает вода, и которого я почему-то не спешу приговаривать к казни. С подонками Рутгера Хауэра всегда так. До последнего надеешься на их покаяние, на их исправление, на возвращение падшего ангела в лоно святой католической церкви, а если этого не наблюдается — желаешь быстрой, милосердной смерти.

    10 из 10

    12 июля 2012 | 00:57

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 ПопутчикThe Hitcher1986
    2 Попутчик 2The Hitcher II: I've Been Waiting2003
    подробнее

    Новости


    Казалось бы, экономический кризис просто не может коснуться такой большой и такой процветающей кинокомпании, как Universal Pictures. Но нет, Universal вот уже собирается продавать свою дочернюю студию — Rogue Pictires, известную такими проектами, как «Типа крутые легавые» и «Судный день» — за 150 миллионов долларов. (...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy17 202 212
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles16 725 447
    3.Если я останусьIf I Stay15 679 190
    4.Типа копыLet's Be Cops10 810 533
    5.Игра на высотеWhen the Game Stands Tall8 381 509
    22.08 — 24.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For121 448 012
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles87 659 729
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue79 442 321
    4.ПосвященныйThe Giver66 630 159
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy58 673 184
    21.08 — 24.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 007 758277 555
    Деньги494 825 551 руб.70 859 831
    Цена билета246,46 руб.1,07
    21.08 — 24.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    190.ИллюзионистThe Illusionist8.133
    191.Я – СэмI Am Sam8.131
    192.Поющие под дождемSingin' in the Rain8.130
    193.Индиана Джонс и последний крестовый походIndiana Jones and the Last Crusade8.128
    194.Золотая лихорадкаThe Gold Rush8.128
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service92.82%
    32.МордекайMortdecai92.74%
    33.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.65%
    34.Земля завтрашнего дняTomorrowland92.50%
    35.ДракулаDracula Untold92.48%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Девственницы-самоубийцыThe Virgin Suicides116
    Призрак оперыThe Phantom of the Opera176
    Гарри Поттер и Орден ФениксаHarry Potter and the Order of the Phoenix266
    НольZero3
    Чёрный лебедьBlack Swan891
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.425
    ПосвященныйThe Giver6.991
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue6.888
    Типа копыLet's Be Cops6.942
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles6.543
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Самый опасный человекA Most Wanted Man11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    премьеры