всё о любом фильме:

Гарольд и Мод

Harold and Maude
год
страна
слоган«They will defy everything you've ever seen or heard about screen lovers!»
режиссерХэл Эшби
сценарийКолин Хиггинс
продюсерКолин Хиггинс, Милдред Льюис, Чарльз Малвехилл
операторДжон А. Алонсо
композитор-
художникМайкл Д. Хэллер, Уильям Уэр Тэйсс
монтажУильям А. Сойер, Эдвард Уоршилка
жанр мелодрама, комедия, ... слова
бюджет
$1 200 000
зрители
Германия (ФРГ)  1.5 млн,    Франция  1.42 млн
премьера (мир)
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время91 мин. / 01:31
Номинации:
Гарольд — сын миссис Чэйзен, богатой женщины, которая не обращает на него внимания. Страдая от депрессии и отсутствия друзей, он инсценирует тщательно продуманные, но смехотворные самоубийства, которые на рассеянную маму никакого впечатления не производят. Очарованный смертью и всей ее внешней атрибутикой, Гарольд на старом катафалке сам разъезжает по кладбищам вокруг городка. На двух похоронах подряд он встречает Мод, старушку 79 лет, выжившую после концлагеря и очарованную жизнью в той же степени, что Гарольд очарован смертью. Свободная духом, она является прямой противоположностью торжественному и важному Гарольду. Тем не менее они становятся лучшими друзьями, и она вселяет в него желание жить, расправить крылья, наслаждаться кратким пребыванием на Земле. Проходит время, они вместе переживают несколько забавных и сумасбродных приключений, и дружба перерастает в любовь — к большому беспокойству мамы Гарольда.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
86%
36 + 6 = 42
7.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • На самом деле исполнительница роли Мод, Рут Гордон, никогда не умела водить.
    • Бад Корт хотел, чтобы роль Мод играла Грета Гарбо.
    • Хэл Эшби намеревался включить в фильм сцену, где Мод и Гарольд занимаются любовью, но «Парамаунт» эта идея по вкусу не пришлась.
    • Гарольда мог сыграть Элтон Джон.
    • еще 1 факт
    Трейлер 03:02

    файл добавилDashkaCHernova1983

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Гарольд — молодой человек, со своими странностями (он любит инсцинировать собственные самоубийства), Мод — восьмидесятилетняя старушка в полном расцвете сил, так сказать. Кажется она занимается всем, что предлагает ей жизнь. Нет двух более непохожих друг на друга человека, но именно они и сходятся.

    Складывается чувство, что Мод передает свою жизненную энергию Гарольду. Она — прожившая ее сполна, но все еще полная соков отдает силы ему — еще не начавшему жить юнцу.

    Светлый, веселый фильм, исполненный иронии. Гарольд и Мод дополняют друг друга, создавая единое целое. Ироничность, смешанная с безграничной добротой в Мод, и неуклюжесть вкупе с невозмутимостью в Гарольде — все это создает неповторимый, неразрывный, харизматичный дуэт.

    Спасибо режиссеру за этот легкий, непринужденно-вдумчивый фильм. И огромное спасибо актерам сыгравшим так, как сыграли.

    7 из 10

    14 мая 2013 | 20:33

    Все начинается с шокирующего и одновременно ОЧЕНЬ смешного эпизода, так что не сомневайтесь — это лирическая комедия. История дружбы юного Гарольда и восьмидесятилетней Мод, причем с одной стороны (угадайте с чьей) дружба перерастает в нечто большее. Фильм приправлен изрядной, хотя и пропорциональной дозой гротеска — освежает восприятие, но не мешает сопереживать.

    Мод — голливудский фейерверк, роль-бенефис для актрисы со стажем. Гарольд — минимализм и сдержанность, но как же интересно смотреть, как в его в начале пустых, мертвых глазах пробуждается любопытство, удовольствие, нежность, боль — в общем, чувство жизни.

    В фильме есть эпизоды, которые порадуют суицидоманов, психотерапевтов, японистов, шекспироведов, а также поклонников фильма «Берегись автомобиля»: «Погоня! Какой детективный сюжет обходится без нее?»

    И наконец, неотъемлемой частью истории являются песни, они производят впечатление написанных специально для фильма (хотя это не так), их много и текст в них не менее важен, чем музыка.

    Хороший фильм.

    18 июля 2013 | 02:45

    Художественное кино в наше время не блещет оригинальностью. Поток идей выдумщиков кинематографистов застрял в страшном тупике. Тупик этот образован из банального, но прочного материала. Зачем создавать, что-то новое, если всё создано до нас? Простая истина. И в данный миг в американском кино она культивируется с наибольшей силой. Поэтому, когда как не сейчас простому любителю кино стоит обратиться к старым временам. Многими зрителями пласт фильмов хранящихся на такой глубине времени, никак не затронут. Вот и для изъезженного жанра романтической комедии, там найдутся экземпляры полные сюрпризов. «Гарольд и Мод» — отличный пример подобного фильма.

    Гарольд — типичный подросток, который полон страданий в период переходного возраста. Но его страдания имеет крайнюю форму изощрённости. Он сын богатой женщины вынужден жить в огромном поместье, вдалеке от городской жизни. Одиночество делает его замкнутым, хмурым и несчастным юношей. Пытаясь хоть как-то разнообразить свою жизнь, он придумывает своеобразное хобби. Будучи творческой личностью, Гарольд умело инсценирует свои самоубийства, пытаясь вызвать хоть какую-то реакцию у своей матери. Но миссис Чэйзен, всецело поглощенная думами о будущем своего сына, никак не реагирует на эти шалости. Ещё одним странным увлечением подростка, является созерцание похорон. Именно на одном из обрядов, он встречает странную женщину по имени Мод.

    Мод — пожилая дама, несмотря на свои годы полна сил и энергии. Любительница заимствования чужих автомобилей и позирования голышом для скульпторов, она является весьма эксцентричной женщиной. Имея за плечами длинный путь из прожитых лет, на прощание Мод не закомплексована в своих поступках и отрывается по полной.

    Гарольд и Мод две совершенно противоположные личности. Даже единственное общее увлечение, поход на кладбище, имеет для каждого из них разную природу. Если Гарольд ходит на похороны по юношеской глупости, то Мод для того, чтобы ярче прочувствовать разницу между жизнью и смертью. Подобные различия между образами героёв прослеживаются в каждой сфере их существования. Начиная от разницы в возрасте и стиле одежды до различий в области мировоззрения. Мод предстаёт перед нами в яркой и приметной одежде, даже на похоронах в её руках цветной зонтик, в тоже время Гарольд одет во всё чёрное. Она живёт в вагоне поезда, а он в огромном доме. Она крадёт машины, ему же они достаются просто так. Она наслаждается последними минутами жизни, он инсценирует попытки суицида. Но, несмотря на всё это, Гарольд и Мод становятся близкими друзьями.

    Режиссёр Хэл Эшби воплотил в жизнь очень интересную и в то же время рискованную задумку. Показать близость разных по характеру людей, это одно, но присовокупить к этому серьёзную разницу в возрасте это другое. В любом случае, данный шаг был сделан, в том числе и для того, чтобы показать, что рамки любви невероятно широки. Заслуга режиссера в том, что он воплотил в жизнь отличные постановочные задумки. Мало того, что история вышла невероятно трогательной, с большим количеством примечательных сцен, так ещё место нашлось мелким интересным деталям. Например, Гарольд в начале картины, предстаёт перед нами с весьма бледным видом, как будто он призрак. В процессе всё более близкого знакомства с Мод, белый окрас сменяется всё более насыщенным. И к концу ленты, мы видим уже подростка с обычным цветом лица, в котором ключом бьётся жизнь. Отличная находка режиссёра, расширяющая образ главного героя.

    Игра обоих актёров исполнивших главные роли достойна только похвал. Отлично созданные образы делают просмотр картины увлекательным зрелищем. Бад Корт невероятно точно воплотил образ подростка со сложной судьбой. Его каменное лицо во время попыток самоубийства, придают серьёзную долю комедийности этим эпизодом. И то, как в ходе событий фильма замечательно изменяется персонаж Гарольда, тоже заслуга актёра. Игра Рут Гордон не нуждается в комментариях. Настолько эксцентричных бабушек в кино вам ещё не доводилось видеть. Стоит сказать, что оба актёра за эти роли номинировались на премию «Золотой глобус», но статуэток так и не получили. Одной строкой хотелось бы отметить игру Вивиан Пиклз. Персонаж миссис Чэйзен добавил ярких красок в комедийные эпизоды картины, а актриса порадовала своей притягательной внешностью.

    Отличная мелодрама с элементами комедии для тех, кто устал от стандартного ванильного повествования. Оригинальная идея, чёткое воплощение и приятный санудтрек, делают фильм приятным подарком для всех любителей оригинальных романтических историй.

    14 февраля 2013 | 02:14

    «Любви все возрасты покорны, но не настолько же!» — предсказуемая реакция запрограммированных на конформизм людей, не способных сделать и шага в сторону от общепринятой морали. Людей, живущих в мире материальных ценностей и телесных удовольствий. Людей, отлично понимающих маму Гарольда, дядю Гарольда, психиатра Гарольда и духовного пастыря Гарольда. Людей, для которых высказывание aim above morals ассоциируется с нарушением закона и девиациями.

    А что если вы просто хотите жить и не можете быть счастливы в рамках социально одобряемого поведения? Что если материальный достаток, взбалмошная мамаша и толпы девушек, ищущих вашего внимания, каким-то чудом не превратили вас в избалованного наследника? Что если вам до сих пор кажется, что чего-то не хватает? Что если единственный человек, оказавшийся вам близок, старше вас на полвека?

    Отбросив серьёзность и здравый смысл, Гарольд и Мод вступают в отношения. Ей за восемьдесят, но она берёт от жизни всё. Ему нет двадцати, но он каждый день инсценирует самоубийства. Встретившись на похоронах, эти двое чудаков начинают чудачить вместе: угоняют машины, пересаживают деревья, поют в унисон дурными голосами, кувыркаются в траве и ведут задушевные разговоры. И несмотря на то, что общество уже занесло над ними карающий перст, их любовь чиста и наивна. То, что у других вызывает внутреннее содрогание, показано без эротики и не способно «сбить подростков с пути истинного»: Гарольд лежит, целомудренно прикрывшись простынёй, и пускает мыльные пузыри.

    Фильм смотрится легко и на самом деле не вызывает никакого протеста внутри, оставаясь забавной историей об освобождении от социальных оков. Мод учить Гарольда ценить жизнь такой, какая она есть, и видеть в каждой галке райскую птицу. Те дни, что они проводят вместе, становятся для молодого человека окном в другую жизнь, а разлука — последним поводом инсценировать самоубийство и начать с чистого листа. Оставим чёрный юмор на чёрный день, а пока можно петь дурным голосом и играть на банджо.

    7 из 10

    9 июля 2012 | 12:33

    Когда речь заходит о фильме «Гарольд и Мод» зрители всегда как бы делятся на два лагеря. Одни приходят в умиление от легких и трогательных отношений героев, расписанных на фоне глубоких и важнейших вопросов жизни, смерти, вселенной и всего такого. Другие же видят в нем лишь провокационную историю нетрадиционных отношений избалованного жильца буржуазной клетки и вызывающей своим поведением комсомолки. А ведь это великолепный фильм, фактически как Бойцовский клуб, только тот понаглее и агрессивнее будет, у данной же кино ленты несколько другая манера побуждения к действию.

    Возможно я напрасно называю картину провокационной и вызывающей, ведь если подумать в первой половине фильма выходки героев — Гарольда и Мод вполне подписываются под определение проделок мелких возбудителей спокойствия, милых детишек по наивности заигравшихся со спичками в стоге сена, но когда персоны разных возрастов, эпох, взглядов, социальных статусов и полов сливаются в агонии страсти даже самый зрелый католик невольно испытает рвотный рефлекс, кровью, лишь только представив обвисшую грудь старой девы. Ну а если католики негодуют, то чего уж говорить о пустосвятах и прочих блюстителей нравственности воспринимающих подобный союз в лучшем случае хмурой миной и неодобрительным плевком в экран (подобная ситуация реально имела место быть) и их между прочим можно понять.

    Но это чуть больше чем просто кино об отношениях двух людей. Это настоящий вызов против системы, рутины и банальностей, уз и запретов устанавливаемых обществом. Фильм довольно деликатно, без нажима и надломленного нерва проникает туда, где правила и система формируют человеческий хрящ, прикрывающиеся фальшивым этикетом и притворной добродетелью, и столь же ювелирно его освобождает. Герой Гарольд будучи рожденным в эпицентре ханжеского мира — в высшем буржуазном обществе, почти интуитивно осознает его мнимое целомудрие, от чего и страдает. Этим то и объясняется его отчужденность, вечное стремление к мизантропии, культе разрушения и смерти. Гарольд чувствует двуличную изнанку мира, но объяснить это логически, и, соответственно, найти пути решения не способен. Тут то и появляется Мод, независимая, раскрепощенная, энергичная (буквально Тайлер Дерден в юбке) пожилая леди улыбающаяся в лицо смерти (судя по татуировке узник Освенцима), от чего умеющая ценить жизнь. На ее плечи и ложится морально нравственное воспитание души неокрепшего Гарольда, его становление как личности, искренней, свободной, самостоятельной.

    Особенно приятно мне в этом фильме то, что режиссер намеренно не опускается до демонстрации эпатажа, насколько бы скользкой и щекотливой тема не была. Фильм не вызывает шока и не раздувает скандал, а действует очень мягко, в стиле строго доброго инди-фильмс, главным козырем которого есть ни что иное как человеческое отношение, жизнелюбие и оптимизм. Но и здесь фильм ни впадает в крайности, не переходит за рубеж наивной легковесности и распускания соплей. Черта, она же грань между лирической самовлюбленностью поэта и строгой риторичностью в данном контексте отточена и доведена до филигранной изысканности, где есть не только Герои и их проблемы, но и роскошный, крайне лаконичный, но в то же время хлесткий стеб на армией, религией, властью и прочими структурами регулирования и тоталитарного вмешательства в человеческую жизнь. И, повторюсь, все это с бодрой долей иронии, грамме сарказма и пол порции доброго цинизма, который при всей своей черноте воспринимается белым (и пушистым).

    «Гарольд и Мод» кино не тривиальное. Фильмы подобного сорта как правило либо становятся фаворитами домашнего просмотра в узком фанатском кругу, либо игнорируются и всячески дискредитируются как образец дурновкусия и всякого рода порнография, и иных вариантов здесь не дано. Собственно именно подобное деление на фанатов и аппозицию закрепляет за фильмом некий иммунитет вневременного существования на экранах мира, по крайней мере до тех пока законы морали не станут нормой на столько, что через них возможно будет перешагнуть. Но, покуда провокация фильма имеет волю и власть, над умами фарисейского общества, сие творение обреченно жить среди нас.

    Оценка за антибуржуазный шедевр соответствующая:

    10 из 10

    7 июня 2011 | 17:04

    А вы обращаете внимание на своих детей, родных, близких? Дарите свое тепло и заботу? Не замечаете за ними странностей? Как отнесетесь к походам «сына» на кладбище?..

    Как известно, душа человека — потемки. Но поведение — всегда проявление насущных проблем. Любому существу для жизни нужна любовь, поступки, а не слова. И душе, чтобы жить, нужна подпитка. Этакий уголок запахов (духов, снега, дыма, свежескошенной травы). Того, что можно потрогать или почувствовать. Жизнь есть в музыке, танце, общении, дружбе, любви. Желание жить дает так много, стоит это только увидеть!

    Все мы — «дети цветов», ромашки. Главное не чувствовать себя, как герой картины — такими, как все. Ведь все цветы разные: один тянется к небу, другой смотрит в сторону, третий опускает голову к земле. Не нужно терять веры, что встретится Мод, пусть это будет не как в картине — старушка, а парень (девушка), дающий (ая) свет.

    Если вы посмотрите фильм, то на полтора часа окунетесь в странный мир парня-одиночки, с бледным лицом, безумным взглядом, катающимся на автомобиле-катафалке. Гарольд считает себя ущербным, а попытками самоубийства привлекает внимание матери. Эти ходы режиссера, через гротеск, открывают причудливый внутренний мир ребенка и заставляют услышать его внутренний крик. Крик о помощи будет услышан Мод, восьмидесятилетней старушкой, заряжающей своей неуемной энергией. Эта бабуля — настоящая лихачка, крадет машины, ищет новых ощущений и проповедует идею о привязанности к людям, а не к вещам. Сложно представить себе ее молодость, как бурлила жизнь, в какие идеалы она верила и как их отстаивала!

    Определение жанра фильма я бы охарактеризовала, как комедия (драма). В нескольких моментах, честно признаюсь, ухохатывалась. Надо ж было так обдурить полицейского, тем более, дважды! В картине присутствует черный юмор. Непроизвольный смех вызвала шутка с отрубленной рукой… Драматично прощаться с любовью, но такова жизнь. Кто-то рождается, кто-то умирает. Символичен момент, когда медальон, подаренный Гарольдом Мод, она выбрасывает в реку. Ведь любовь заключена не в предмете, а душе того, кто дарит и кто получает…

    Этот фильм я бы не советовала смотреть консерваторам, ведь есть провокационные моменты для любого времени. Могу лишь сказать, румянец на лице парня и слезы в его глазах — есть настоящая любовь, а она искупает любые подтексты.

    Финал фильма хорош избавлением от всей ненужной человеку шелухи…

    Хочу поблагодарить человека, который тонко почувствовал мое настроение и посоветовал картину к просмотру, для облегчения души, которая просила ответы на некоторые вопросы жизни…

    10 из 10

    14 июня 2011 | 12:05

    Говоря по правде я очень удивилась, не найдя здесь ни одного отзыва на этот фильм. На славном сайте imdb у «Гарольда и Мод» прекрасный рейтинг — 8,1 и более двадцати одной тысячи голосов. Впечатляет, правда? Увы, не так, как хотелось.

    Фильм скучный, фильм с весьма средней режиссурой, ничем не примечательной операторской работой, милым саундтреком и одним огромным минусом — сценарием. Фильм мне не понравился именно из-за сюжета.

    Если бы сценаристы не включили утреннюю сцену в постели и идиотское желание главного героя женится на Мод и свели бы все к дружеским отношениям, поиску смысла жизни и обретения себя — фильм бы вышел нормальным. Но эта отвратительная идея — что 17-18- летний мальчик спит с 80-летней старухой, которая красит глаза голубым и носит бантики, — бред, извращение и абсурд.

    Нет, я все понимаю, любви все возрасты покорны. И мальчик запутался и жизни не знает, что творит, и старушке хочется приключений перед смертью — но не до такой же степени.

    Есть фильмы, в которых есть история любви и героев разделяют 20 лет, 30 лет. Но не шестьдесят же!

    Но даже этот отврательный извращенный факт не был бы так ужасен, если бы вы смотрели на экран и верили героям! В фильме «Элегия», с красавицей Пенелопой Круз, ты практически не обращаешь внимание, что между этими людьми пропасть лет — настолько они убедительны в своей любви, в своих переживаниях.

    Тут смотреть было противно. Хорошо, что фильм идет всего полтора часа — не так много времени было потеряно зря.

    15 декабря 2008 | 07:09

    В первый раз с этой кинокартиной я познакомилась в клубе «Кино, которого больше нет» (г. Алматы) Павла Овчинникова. Было это несколько лет назад и на сегодня не припомню иных картин, отсылающих нас к истории Гарольда и Мод.

    Картина многим придется не по вкусу только потому, что по факту Гарольду от 16 до 18, а его подруге Мод — под 80 лет. Но это наверно, не должно удивлять, если не забывать, что даже позицию церкви в фильме показали отрицательной. Считается чуть более приемлемым, если мужчина намного старше женщины — никак иначе. Однако, задавая себе вопрос, отказалась бы я в 40, в 50, в 60 лет от двадцатилетнего любовника, я скорее отвечу, что не отказалась бы. Тем более, если бы отношения были наполнены теплом и пониманием, какое есть между обаятельным Гарольдом и оригинальной Мод (исполняет талантивая Рут Гордон). Задавая себе такие провокационные вопросы и честно отвечая хотя бы себе, человек чуть-чуть взрослеет в своем сознании. Вот вам и пощечина общественному, стандартному вкусу.

    Тем, кто не видел еще картину, скажу сразу — фильм не содержит порнографии или эротического момента, что является плюсом, если учитывать брезгливый взгляд большинства на известные вещи. Акцент сделан на общение, на чудачества, на передаче знаний, которым обладает жизнерадостная Мод…

    Начинается с того, что мы знакомимся с молодым человек из респектабельной семьи. Его зовут Гарольд и он увлекается театрализованными постановками своей смерти в большинстве случаев «на радость» матери, а также посещениями похорон незнакомых людей (или трупов). Гарольд довольно смышлен, высмеивает все принципы, которые исповедует окружающая его ханжеская, двуличная среда, он точно знает, что его не прельщает судьба стать еще одним национальным героем американского мирка Натаном Хэйлом, однако так молод, что не знает, где и как еще применить себя. Можно ли Гарольда назвать избалованным достатком и богатством семьи, как пишут в один голос почти все критики и критиканы? Если да, то справедливо ли будет упрекнуть человека, трудящегося в поте лица с детских лет, в невежестве, косноязычие или иных недостатках, исправление коих требует дополнительного времени, сил и смены обстановки? Насколько наше мнение на те или иные вещи является нашим собственным, осознанным, самодостаточным?

    Мод — женщина воистину неординарная. Она уже сложилась как личность, в ней нет женской гордыни, нет склонности плести сети-игры, нет броского желания нравится мужчинам, в ней нет неестественных рамок-образов, в которые часто загоняют себя женщины. Мод проста, ибо требует с себя только радоваться жизни. Женщина, видавшая ушедших королей, закаты империй, похоронившая любимого мужа, выступает с бунтом, индивидуальным бунтом против глупых запретов на покраску памятников святых, на угон чужого автомобиля, на спасение умирающего дерева в загазованном городе, против мнения о непривлекательности постаревшего женского тела, против запрета на любовь и дружбу по классовым, национальным или возрастным причинам, против двуличности. Она легка и не копит в себе «минусы» мира.

    Привлекает ли Гарольда эстетика смерти? Скорее его привлекает эстетика розыгрыша, эпатажа, каламбура. Нет, Гарольд не потерян, на момент знакомство с Мод он даже и не был обретен. Он только формировался и ему нужен был друг, который подсказал бы как сориентироваться в начале жизни. Мод помогает ему обрести жизненные ориентиры, не просто выдавая цитаты из заумных книг заумных философов (-ологов), а доказав, что жизнью надо распоряжаться осознанно и не пускать ее на самотек. Так почему бы не полюбить такого человека? Разве много выигрывают люди, проживающие с «козлами», «баранами», «ослами» и прочими представителями зверинца?

    Примечательны саундтреки, написанные Кэтом Стивенсоном. Жизнеутверждающие, позитивные и с очень простой философией, постижение которой, однако, всем нам дается с трудом: «Если хочешь кричать — кричи… Если хочешь сказать „да“ — скажи „да“»… Есть миллион дорог… Стоит об этом только знать».

    Итог: Фильм-настроение, фильм-радость, веселье, праздник жизни и торжество жизни. Снят мягко, не опущен до показушного эпатажа. Да, он антибуржуазный, антирутиный, антинегативный. Это индивидуальный грамотный бунт Хэла Эшби и его съемочной группы. Браво!

    Присутствуют: харакири, юмор, современное искусство, обручальное кольцо.

    Отсутствуют: вульгарность, мелодрамность, банальность.

    10 из 10

    20 июня 2014 | 15:27

    Неуловимое очарование жизни, веками воспеваемое бардами и поэтами, стало краеугольным камнем для нескольких сотен философских школ, начиная от эпикурейцев и заканчивая ницшеанцами. На самом деле мораль непрерывных умозрительных и идеологических споров проста. Для того, чтобы ощутить дыхание жизни, нужно просто начать жить. Даже, если юношеские мечты так и остались нереализованными. Даже если душевные рубцы угадываются только малозаметной наколкой на запястье. Даже если каждый новый день может стать последним.

    «Гарольда и Мод» — это не столько история о том, как Гарри встретил Салли, хотя, безусловно, романтический ореол фильма явно стремится прорваться на первый план. Это скорее экзистенциальный диалог двух внешне совершенно разных людей. Гарольд, двадцатилетний парень, одержимый притягательной мистикой смерти, страдающий от холодности и равнодушия собственной матери и предпочитающий развлекать себя и окружающих маленькими сценками собственной суицидальной кончины. 79-летняя Мод, поразительная в своем неувядающем оптимизме, склонная к безумствам локального масштаба вроде угона полицейского мотоцикла, с легкостью порхающая по жизни, которая вот-вот оборвется в силу преклонности лет.

    Они познакомились на кладбище — подчеркнуто чопорный и торжественный мальчик из богатой семьи в приличествующем случае костюме и непринужденно грызущая яблоко старушка, восседающая на одном из посмертных постаментов кому-то отошедшему в мир иной. Lost in Translation формата черной комедии, внезапно ставшей культовой. Вечный поиск своей второй половины, свободный от тесных социальных, возрастных и профессиональных рамок. Эксцентричный нонконформизм в проявлении двух разных поколений. Юношеский протест против обязательных подростковых ценностей вроде увлечения девушками, военной службой и дорогими авто. И более зрелое неприятие размеренной серости человеческого быта, позволившее с удивительной непринужденностью решить, что весь мир — это огромная игровая площадка для маленьких невинных экспериментов. Generation gap становится сухой формальностью, не говоря уже о том, что сами герои ходят по тонкой грани, наслаждаясь проявлениями собственного индивидуализма. Разница лишь в том, что Гарольд легко играет со смертью, зная, что она далека и пока незаметна. А Мод отчаянно играет с жизнью, зная, что смерть уже призрачно улыбается ей из-за спины.

    Впрочем, фильм покоряет не столько яркостью и контрастностью образов, сколько многослойностью визуального ряда, за которым распускается целый букет вечных проблем, для которых еще не придумано одного простого гениального решения. Но одно дело — рассуждать о жизни и смерти с постной миной на лице и, а другое — насмешливо обводить вокруг пальца общественные институты, мнящих себя блюстителями традиционных устоев бытия. Ведь сделать и не пожалеть — все же лучше, чем не сделать и пожалеть.

    5 декабря 2012 | 14:49

    You can do what you want

    Чем может закончиться встреча на кладбище, да-да, самая обычная встреча на самом обычном кладбище? Ничем хорошим, скажите вы. И будете не правы. Порой Судьба нам преподносит странные сюрпризы, при этом совершенно не заботясь о том, где именно нам предстоит эти самые сюрпризы получить. Так во время похорон совершенно незнакомого человека Гарольд случайно увидел Мод. Такое бывает — вдруг сталкиваются на своём жизненном пути два совершенно разных, но в то же время в чём-то очень похожих друг на друга человека. К примеру, Гарольд — несовершеннолетний крайне депрессивный паренёк, с задатками неплохого актёра и Мод — 75-летняя неугомонная искательница приключений.

    Сложно представить себе более странную парочку: она — престарелая угонщица автомобилей, он — юный парнишка, инсценирующий свою смерть по нескольку раз на день. Она — не мыслящая ни одного дня без действия, забавная, никогда не унывающая, с очаровательной улыбкой на лице рассуждающая о том, в каком возрасте лучше покинуть этот мир. Он — как сейчас сказали бы, носитель тру-готического мировоззрения, разочаровавшийся в жизни, ещё даже не успев её познать, задумчивый и апатичный. Оба с каким-то маниакальным постоянством любят присутствовать на чужих похоронах, получая при этом порцию странного эстетического удовольствия. Она — чтобы острее почувствовать жизнь, он — чтобы проникнуться духом смерти. Они оба одиноки, она — в силу своего возраста, он — из-за характера.

    Так и хочется сказать: «И встретились два одиночества…» Правда Мод от нехватки общения никогда не страдала. И пускай дома её никто не ждёт, лишь старые воспоминания, она научилась просто любить жизнь и, быть может, ей удастся поделиться этим важным умением с другими. Другое дело Гарольд — в изысканном особняке его ожидает мама, задумавшая женить сына, дабы таким образом повлиять на его характер. Каждый день — своеобразные смотрины невест и каждый раз — новый способ от них избавиться. Порой весьма странные — и невесты и способы — порой достаточно забавные. Но это нормально, потому как вся эта история сама по себе представляет собой зрелище весьма любопытное. Столько отборного чёрного юмора за каких-то полтора часа, столько умных и оригинальных диалогов. Сама атмосфера, созданная благодаря умелой съёмке, красочным декорациям и отличной музыки, образы героев, начиная от их костюмов и заканчивая мимикой и манерой разговора — всё это интересно само по себе, а в совокупности позволяет говорить о настоящем маленьком шедевре. Быть может — не для всех.

    Чего можно ожидать от ленты, снятой в таком далёком 1971, первая сцена которой являет собой то, чем обычно хорошее кино должно заканчиваться? Как оказалось — чего угодно. Кто-то получит заряд отличного настроения, кто-то — хороший жизненный урок, а кто-то будет жаловаться на потраченное зря драгоценное время и на абсолютную безнравственность происходящего на экране. Впрочем, и такая реакция легко объяснима.

    Комедийная мелодрама как жанр для многих представляется чем-то крайне лёгким, построенным по давно существующим шаблонам и напичканным дежурными шутками. Так вот, «Гарольд и Мод» не типичная мелодрама и не классическая комедия. Виной тому чёрный юмор, а так же его общий уровень, который намного выше классического лёгкого, порой граничащий с сатирой на общество и тонкой едкой иронией. Что касается мелодраматичной составляющей, то напоминаю, разница в возрасте у нашей парочки больше чем полвека. Так что, если вы страдаете хронической нехваткой чувства юмора и тотальной нелюбовью ко всему слегка выбивающемуся из общих норм — просьба от просмотра воздержаться. Как показывает практика, адекватной реакции в таком случае всё равно не будет. Всем остальным ценителям хорошего кино: если случайно наткнётесь на эту ленту — не пропустите. Особенно, если в душе царит дождливая осень и улыбка всё реже посещает ваше лицо. Возможно, история Гарольда и Мод станет для вас той самой горьковато-сладкой пилюлей, приняв которую вы исцелитесь.

    «У каждого есть право выглядеть дураком. Нельзя позволять миру судить себя слишком строго» (с)

    18 июля 2009 | 15:20

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Новости


    Сценарий фильма «Энни Холл» Вуди Аллена назван Гильдией сценаристов США (WGA) самым смешным. Этот вывод сделан по результатам голосования среди членов Гильдии. В общей сложности получился список из 101 фильма. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Необычные вампиры Джима Джармуша навели КиноПоиск на мысль о других странных парах в кино, чьи отношения удивляли и шокировали зрителей. Несколько десятков лет разницы в возрасте, принадлежность к несовместимым биологическим видам и многое другое — в нашей подборке. (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    185.Апокалипсис сегодняApocalypse Now8.125
    186.Хоббит: Пустошь СмаугаThe Hobbit: The Desolation of Smaug8.124
    187.Вечное сияние чистого разумаEternal Sunshine of the Spotless Mind8.122
    188.Пока не сыграл в ящикThe Bucket List8.122
    189.Принцесса МононокеMononoke-hime8.120
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Стартрек: БесконечностьStar Trek Beyond93.16%
    27.Человек-муравей и ОсаAnt-Man and the Wasp92.76%
    28.Ночная жизньLive by Night92.74%
    29.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One92.74%
    30.Двадцать восемь панфиловцев92.30%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ВаркрафтWarcraft57
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass19
    Невыносимая легкость бытияThe Unbearable Lightness of Being26
    Тайные агентыAgents secrets6
    Двое во вселеннойLa corrispondenza5
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.326
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.905
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.572
    Angry Birds в киноAngry Birds6.536
    Экипаж8.176
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры