всё о любом фильме:

Старикам тут не место

No Country for Old Men
год
страна
слоган«Из воды сухим не выйти»
режиссерИтан Коэн, Джоэл Коэн
сценарийДжоэл Коэн, Итан Коэн, Кормак МакКарти
продюсерИтан Коэн, Джоэл Коэн, Скотт Рудин, ...
операторРоджер Дикинс
композиторКартер Бёруэлл
художникДжесс Гончор, Джон П. Голдсмит, Мэри Зофрис, ...
монтажИтан Коэн, Джоэл Коэн
жанр триллер, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
DVD в США
зрители
США  10.6 млн,    Великобритания  1.43 млн,    Испания  1.27 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время122 мин. / 02:02
Номинации (4):
Обычный работяга обнаруживает в пустыне гору трупов, грузовик, набитый героином, и соблазнительную сумму в два миллиона долларов наличными. Он решает взять деньги себе, и результатом становится волна насилия, которую не может остановить вся полиция Западного Техаса.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
223 + 14 = 237
8.6
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Кормака МакКарти «Старикам здесь не место» (No Country For Old Men, 2005).
    • Продюсеры вели переговоры с Хитом Леджером на роль Ллуэлина Мосса, однако последний в конечном итоге отказался от участия в фильме.
    • Причёска убийцы-маньяка Антона Чигура взята с фотографии посетителя борделя, сделанной в 1979 году. После того как эта причёска была воплощена в жизнь, Хавьер Бардем воскликнул, глядя на себя в зеркало: «О нет, теперь я на два месяца остался без секса!».
    • Название фильма взято из первой строки поэмы Уильяма Батлера Йитса «Плавание в Византий».
    • В отличие от многих снятых по книгам картин большинство событий фильма развивается в той же последовательности, что и в книге.
    • Братья Коэны отказали Джошу Бролину в пробах на фильм. Поэтому Джош попросил Роберта Родригеза помочь ему записать пробы на роль. Пробы Джоша снимались на камеру стоимостью $950,000, за камерой стоял Роберт Родригез, съёмками руководил Квентин Тарантино.
    • Оружие, которое использует Антон Чигур, — пистолет с выдвигающимся ударным стержнем, который часто применяется на скотобойнях.
    • В фильме отсутствует оригинальный саундтрек. Только на финальных титрах зритель услышит музыку, написанную для фильма.
    • Джоэл и Итан Коэны не только выступили продюсерами, сценаристами и режиссерами фильма, но и сами его смонтировали. Однако в титрах указан их общий псевдоним Родерик Джэйнс.
    • Коэны любят давать ссылки на одного из любимых своих режиссеров — Стэнли Кубрика. Так, в фильме появляется комната в мотеле с номером 114; этот номер неоднократно появлялся и в фильмах Кубрика.
    • Съемочный период: 23 мая — 16 августа 2006.
    • Братья Коэны пытались сохранить не только дух, но и букву романа — большинство диалогов и монологов в фильме, в частности, финальная речь шерифа Белла, повторяют слово в слово книжные диалоги и монологи.
    • Город Одесса, в который по сюжету бежит Карла Джейн Мосс, находится вовсе не на Украине. На самом деле, здесь имеется в виду одноимённый городок с населением 78 тыс жителей на юге США (штат Техас).
    • Фильм снимался одновременно с «Нефтью» Пола Томаса Андерсона, и съёмочные площадки находились недалеко друг от друга, на расстоянии двух холмов. Однажды Коэнам пришлось прервать съёмки, потому что со съёмочной площадки «Нефти» валил густой дым, попадающий в кадр.
    • Действие происходит в Техасе, но по финансовым соображениям фильм снимался в Лас-Вегасе. Тем не менее, по настоянию Томми Ли Джонса братья Коэны сняли несколько сцен на западе Техаса.
    • Пол Уокер активно претендовал на роль Мосса. По его словам, он всегда хотел сняться у братьев Коэнов. В «Старикам тут не место» Пол даже прошел кастинг. Но братья предпочли Хита Леджера, после отказа которого роль перешла Джошу Бролину.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Аптека, возле которой Чигур взрывает припаркованный на улице автомобиль, называется «Mike Zoss Pharmacy». В аптеке с таким же названием в Миннеаполисе Джоэл Коэн и Итан Коэн в детстве проводили много времени. Их собственная кинокомпания также называется «Mike Zoss Productions».
    • еще 14 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2112 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Братья Коэн мастера черных комедий, но теперь они выстрелили посерьезнее, а точнее мощным-тяжелейшим триллером — «Старикам тут не место». Настроили нас не на веселую обстановку с нелепыми ситуациями, а на череду насилия, беспощадность…

    В этой картине есть три значимых лица, без которых ни в коем случае не сложится фильм. Один это Антон Чигур — хладнокровный психопат-убийца, идущий по пятам за охотником, который забрал деньги. Теперь Антон следует за ним и не хочет останавливаться. Второго назову главного героя ленты — работягу, охотника (как было показано в начале фильма) находит гору трупов, наркотики и деньги. Раз нет свидетелей он конечно же забирает деньги. Но не знает, что из-за этого образуется целая цепочка страшных событий… И третий это шериф, опытный человек уже старик, безупречно сыгранный Томми Ли Джонсом, известный по мировым хитам, например «Люди в Черном».

    Коэны показали мир чересчур мрачным, жестоким. Даже опытный шериф и полиция Техаса не могут понять что же происходит. И как попасть на маньяка. Показан полный развал. В этом мире, показанном братьями Коэн всё несправедливо. Почему молодые умирают, а старики остаются в итоге одни после их смерти. И почему никто не может остановить одного психопата, убивающего за день большое людей? Стариков нужно помнить и уважать, но для этих дел они уже стары, хоть и стараются помочь изо всех сил. Они должны отойти от этого. Идет борьба двух молодых, ну а старикам в этой битве не место.

    Хавьер Бардем сыграл человека-загадку. Его происхождение неизвестно, хотя многим очевидно, что по имени Антон его можно смело назвать русским. Индивидуален он ещё как. Как мы привыкли видеть, многим кинозлодеям дают в руки ножи или пистолеты, что уже как-то смотрится легко и банально. А вот Антону Чигуру, однажды по ошибке названного «Чугуном», вручили баллон с воздухом. Странная внешность, прическа каре и устрашающая улыбка. Персонаж Бардема держит в напряжении. Сцена в магазинчике, где герой ставит жизнь продавца 50 на 50, достойна высшей похвалы, бросает в дрожь… С уверенностью Антона Чигура можно назвать одним из самых необычных, запоминающихся кинозлодеев в истории кино.

    «Старикам тут не место» может показаться некоторым зрителям типичным американским триллером, не несущим давления на мозг. Но если говорить честно, то это тяжелейший фильм. Возможно сперва ощущается легкость, но к середине уже можно понять это удивительное творение Коэнов, содержащее при каждом диалоге напряжение. Диалоги, диалоги, парочку минут и пред нами зубодробительная, жестокая сцена. Кино поражает этими перерывами, а вообще оно поражает всем… удивительнейший триллер.

    Спасибо за внимание

    5 марта 2012 | 07:01

    Это был первый фильм братьев Коэнов, который я посмотрел. Оригинальное кино, конечно.

    Эта история о том, как американский сварщик случайно находит чемодан с деньгами, оставшийся после разборки наркомафии, дает себя обнаружить и дальше бегает от убийцы, стараясь сохранить а) деньги б)свою жизнь в)жизнь своей супруги.

    Нагнетается обстановка, беспринципный маньяк-убийца хладнокровно увеличивает число трупов, убирая всех тех, кто встретился на его пути или предлагает им решить вопрос жизни и смерти путем подбрасывания монетки…

    До последнего спрашиваешь себя: сумеет ли он убежать? Но подсознательно понимаешь — нет, не сможет, сама атмосфера фильма не дает поверить в счастливый финал.

    Собственно, фильм можно легко разделить на две части: сюжетную и философскую. В первой — погоня, во второй — задумчивый взгляд шерифа (Томми Ли Джонс) и размышления старых полицейских о том, как испортился мир, как всем правят деньги и как тяжело сейчас.

    Шериф — образец порядочности, честности, идеал стража порядка. Именно ему — старику — здесь не место, здесь, где правит насилие и деньги.

    Хорошее, интересное, хотя немного тусклое, размеренное и грустное кино.

    Хавьер Бардем, конечно, восхителен.

    8 из 10.

    27 февраля 2010 | 21:29

    Фильм Братьев Коэн о жизни в городке, где интеллигентность постепенно исчезает, а преступность наоборот только возрастает. И искоренить это, так называемое зло никак невозможно.

    Фильм собрал огромное количество наград, что безусловно заслуженно. Интересный сценарий, несущий скрытый смысл, потрясающие актеры и конечно же знаменитые Братья Коэн. Можно сказать, что он как будто поделен на две части. В первой нам рассказывается, как охотник на антилоп Ллевелин Мосс (Джош Бролин) скрывается от безжалостного и очень опасного киллера Чигура (Хавьер Бардем), из-за того что он украл деньги у хозяина Чигура. Вторая же часть основывается на раздумьях шерифа Эда Тома Белла (Томми Ли Джонс), который размышляет о том, что же стало с этим и миром и с этими людьми.

    Братья собрали в своем фильме бесподобных актеров. Томми Ли Джонс уже изрядно уставший, но как всегда неподражаемый в любом образе. Он полностью передал мысли его героя.

    Джош Бролин — актер, которого я редко вижу в главной роли, но который поразил своим мастерством в этом фильме. Бесстрашный охотник и хороший семьянин очень сложный характер, который был отлично передан актером.

    И наконец начинка фильма — Хавьер Бардем. Беспощадный убийца с очень интересным видом оружия. Непривычно прямые волосы, вместо взъерошенных. И холодный взгляд, как у настоящего убийцы. Хавьер безусловно хорошо поработал над своим образом и невероятно сыграл в этом фильме.

    Фильм получился очень мощным. Каждый вероятно поймет его по своему и зритель точно будет доволен. Для кого-то, это просто безжалостный триллер, а для кого-то что-то вроде философской драмы, которая потрясающим образом, показана Братьями Коэн, через криминальный мир в фильме «Старикам тут не место».

    8 из 10

    19 февраля 2014 | 03:29

    Я всегда любила, как это сказать, «интересные» и даже местами странные фильмы. Авторские, например, «свободные» ленты.

    «Старикам Тут Не Место» естественно небанальная картина. Одно то, что практически весь фильм был «чистым», без звука… Отсутствие саундтрека, всяческих фоновых шумов прекрасно передало атмосферу.

    НО… Не хочу оскорблять и возмущать любителей этого фильма и/или тематики, но идея стара как мир: деньги, наркотики, доблестные полисмены, коварные преступники, и главная проблема фильма — смена жизненных ценностей и приоритетов.

    Я предполагаю, что такая идея придется ко двору как раз таки пожилым людям, которые могут сравнивать идеалы разных времен.

    Но лично мне, казались страшно занудными разговоры за кофе, типа «не мог представить, что мой Техас станет таким…»

    Сразу вспомнилась старушка, которая всегда сидела у моего подъезда и укоризненно говорила мне «Вот молодежь пошла, одела тертые джинсы, в наше время женщины предпочитали юбки…» Пусть покажется грубым, но меня всегда страшно раздражают подобные выпады. Хочется сразу ответить «А в Ваше время проблемы еще на шпагах решались!»

    Бесполезно хвалить или бранить разные, скажем так, эпохи. Никогда нам не понять их, им не понять нас.

    Насчет режиссерской и операторской работы я промолчу. Она меня никак не тронула. Не скажу ничего хорошего и ничего плохого.

    Герои показались неотесанными, уставшими от жизни несчастными людьми. Никакой симпатией я к ним не прониклась, и жалости не испытала.

    Спасал ситуацию, конечно же, герой Хавьера Бардема. Но под конец, однообразие его поведения надоело до зубного скрежета. Вздохнув, иронично подумала, что его заело и он может убить и мальчиков-велосипедистов…

    В итоге… Фильм не примитивный, однозначно. Но нудный. Лично я не вижу смысла в перемалывании и сравнении нашего времени с прошлым.

    Но это, естественно, мое личное мнение.

    4 из 10

    8 октября 2009 | 23:53

    Картину «Старикам тут не место» посмотрел уже после шумихи с «Оскарами» — стало невыносимо интересно, что же там такое сняли на 4 статуэтки, включая победу в номинации «лучший фильм», ведь если судить по анонсу, сюжет оригинальным не назовешь… Но, ознакомившись с данной картиной Коэнов, я без колебаний записал ее в своих личных «топах» в десятку самых сложных фильмов, когда-либо мной виденных. Потому что, несмотря на лежащую на поверхности центральную идею, отраженную в названии, подводных камней в фильме столько, что понять все, что хотели сказать невозможно с первого раза, надо еще несколько раз пересмотреть. Итак, «Старикам тут не место»…

    Во-первых, сразу оговорим то, что это еще одна артхаусная картина, очень многим она даже не понравится. Расслабиться здесь не получится, смотреть в полудреме тоже. Смотря «Стариков» придется размышлять и размышлять много и почти постоянно. Уклон сделан в пользу натуралистичности не такой, как в «Городе бога», но все равно. Повествование развивается неспешно, все-таки фильм этот — еще и целый философский трактат, причем на множество тем сразу. Отсутствует музыкальное оформление. Но здесь, я бы сказал, оно даже кажется лишним. В созданной Коэнами реальности, в общей атмосфере хочется слушать звуки ветра, выстрелов и редких лаконичных мужских реплик.

    Само зрелище тоже подано, в целом, как надо для реалистичного криминального триллера — достаточно жестко и жестоко, но без лишней крови и мяса; довольно живо, но без лишнего фантастичного экшна. Блестяще передана общая картина происходящего — дьявольски жестоко, но при этом чертовски романтично. Я имею в виду мужскую романтику, романтику отчаянных сорвиголов и тех самых ковбоев (кстати, фильм и есть осовремененный вестерн — даже каноны жанра целиком соблюдены). Если повествование втянет — фильм смотрится на одном дыхании, за Мосса искренне болеешь, надеешься что у него все-таки все получится. Его борьба с Чигуром и мафией выглядит захватывающе, сцены столкновений скучать не заставят (опять же, говорю с позиции человека, положительно относящегося к реалистичным сценам перестрелок и убийств), эпизоды с персонажем Бардема — вообще отдельный разговор — там чувствуешь себя едва ли не на позиции очередной намеченной жертвы, находясь с другой стороны экрана.

    Томми ли Джонс сыграл хорошо. Он в фильме был той самой второй — философской составляющей. То есть, особых действий с его стороны не наблюдалось, Чигура он, само собой, остановить не смог, но при этом стал неотъемлемой частью фильма. Потому что стрелять тут — прерогатива Лювильена и Антона. Шериф введен в фильм совсем с другой целью. Подобный стиль роли, кстати, уже был у Джонса в фильме «В долине Эла».

    Сама философия фильма понятна не сразу и не вся. Есть центральные идеи. Да, старикам тут не место — фильм ясно показал, что «вся полиция западного Техаса»(так написано в анонсе, наверное, в то время силы правоохранительных органов и впрямь были столь малочисленны на тех берегах) не может остановить закрутившийся на их земле «конвейер смерти»; да, за опрометчивые решения, ровно, как и за алчность, приходится платить — кстати, здесь тоже есть и вторая сторона — Мосса всерьез подставила еще и совесть. Не знаю, что этим хотели сказать Коэны, но двоякость явно прослеживается. И на этом все. Все остальное в фильме — подводные камни, заметить которые сразу невозможно. Придется пересматривать, вдумываться и только тогда некая часть того, что хотели сказать Коэны откроется.

    Персонаж Бардема тоже можно расценить по-разному. Многих интересует вопрос — откуда взялся Чигур, кто он все-таки такой и какие цели в итоге преследует. Возможно, он и впрямь «сорвавшийся с цепи» убийца на службе мафии — все-таки пара намеков на это есть. А может, Чигур — просто метафора, третья сторона, то самое зло, которое исходит от шальных денег, которое уничтожает всех — и правых и виноватых. Заметили, ведь Чигур и впрямь убивает всех подряд — включая мафию, которая вроде бы изначально кажется его союзниками…

    В итоге мы имеем очень сложную и не сразу понятную, но весьма крепкую картину с хорошими актерами и мощно поданным сюжетом. Считаю, что смотреть фильм стоит, но опять же, примут его не все и осуждать их трудно.

    P S: не уверен, что правильно понял финальный монолог шерифа, просьба посмотревшим фильм прислать свои мнения в личных сообщениях на сайте, будет интересно ознакомиться. Заранее благодарю.

    13 января 2012 | 17:35

    Прекрасный фильм. Типичный для Коэнов и в то же время считаю его лучшим у этой парочки. Настоящая зажигательная смесь захватывающего вестерна, тонкого юмора и глубокой драмы. Фильм смотрится на одном дыхании. Кажется, в картине нет ничего лишнего, каждый эпизод занимает достойное и нужное место.

    Сначала о названии. No country for old men — дословный перевод таков — `Нет страны для стариков`. В России же фильм вышел под другим названием, но смысл при этом не меняется. Режиссеры хотели показать, что в настояшее время на Земле другие понятия, иная система, и люди, живущие и работающие по старым понятиям неэффективны в этой каждодневной были.

    Мы видим остроразворачивающуюся историю бегства и погони, в которой шериф (Томми Ли Джонс) и воспитанный им помощник все время опаздывают, преследуя бегущую жертву и догоняющего преступника. Они — позади истории и, следовательно, не могут настигнуть и обхитрить новые современные нравы.

    Отличительной особенностью фильма является отсутствие музыки. Коэны, как будто, этим хотят сказать — мы не разбираемся кто плох, кто хорош, что положительно, что отрицательно — мы просто показываем то, что есть. Есть человек, который убивает — это его выбор — он делает свою игру. Есть шериф — он ищет преступников. Есть мирные граждане, которые, почуяв опасность, пытаются спастись.

    Блестящая игра Хавьера Бардема (Антон Чугур). Он до конца верен себе — своим принципам.` Хочу убить — убью… ну, иногда, могу с помощью монетки решить`.

    Даже в случае с Ювелином Моссом (Джош Бролин) и его подругой. Он дает обещание, что если деньги будут у него, подруга Мосса окажется жива (Ювелин погибнет в любом случае), но Мосс решает бежать с деньгами, не подумав ни о ком, за что и платит жизнью, а Антон Чугур предлагает подруге Мосса `поиграть в монетку`, но та, к его удивлению отказывается…

    Фильм превосходен еще и потому, что здесь нельзя определить точно жанр. На первый взгляд, это приключенческий триллер, в котором есть место и юмору, но внутри — это глубокая драма.

    Драма о сложности жизни, о том, что не бывает `легких денег`, об алчности и жадности, об элементе случая, о смене времен, нравов. Короче, о жизни.

    Жизнь бывает такой страшной, что над ней хочется смеяться (с)

    10 из 10

    19 ноября 2009 | 21:05

    Это второй фильм по счету, которое мне удалось посмотреть у братьев Коэнов. Признаться честно, даже не могу сказать с уверенностью, какое на меня произвел впечатление этот фильм. Сюжет — интересен, но в тоже время и жутковат, роль актеров вне сомнений. Но…

    Я не стала бы пересматривать этот фильм второй раз. Хотя бы потому, что этот фильм я запомнила безупречно.

    Главная же тема «Старикам здесь не место» — это деньги, и та цена, которую нам приходится за них платить. Кто-то платит здоровьем, кто-то личным счастьем, а кто-то жизнью…

    Многие режиссеры поднимали этот вопрос в своих фильмах, так что задумка Коэнов не нова.

    Это фильм, в котором мало диалогов. Не блещет юмором, если есть только пару забавных фраз.

    Здесь нет Бреда Питта, или Джуда Лоу, и других актеров-красавчиков. Но здесь есть Томми Ли Джонс и Хавьер Бардем. И я ничуть не расстроилась, а смотрела таки с интересом, хотя по моей рецензии, можно заметить, что здесь больше критики.

    Но может быть так и лучше? Ведь бывают же фильмы, которые посмотришь, и скажешь, да отлично, но обсуждать их почему-то не хочется. А вот с этим кино — все наоборот.

    Подводя итог, ставлю:

    7 из 10

    22 февраля 2011 | 19:57

    В головокружительном мире хаоса каждое существо спустя какой-нибудь временной интервал занимает свою орбиту. Так и у любого человека образуется индивидуальная сфера, соприкасающаяся с миллионами других. И наивен тот, кто решил изменить заданную траекторию полета по своему разумению. Нам не дано предугадать, чем наше действо отзовётся.

    Молодой пенсионер, охотник на газелей Ллевелин Мосс решил взойти на другой уровень без прокаченных скиллов. Став невольным свидетелем кровавой разборки мексиканских наркоторговцев, он аккуратно (как ему казалось) переместил оставленные без присмотра доллары из одного пункта в другой. Но параллельные прямые в реальном мире не пересекаются. Саморазрушающий механизм был запущен. Фатум исправил вероятностное отклонение лишним десятком трупов.

    Ковбойщина давно заняла уютное место в пантеоне зрительских предпочтений. «Старикам тут не место» — картина де-юре современных реалий (до восьмидесятых всё-таки рукой подать), де-факто — вестерн эпохи Дикого Запада. Прерии остались те же, мустангов заменили джипы да шевроле, шериф гоняется за сумасшедшим негодяем, доллары заливает густая кровь. Братьям Коэн удалось на типично криминальную, даже гангстерскую, историю накинуть ковбойскую паранджу. Изрядную роль в этом играет антураж — кожаные сапоги, стетсон, джинсы. Даже новаторское орудие убийство взято со скотобойни. Но главное — дух вестерна, этакая американская быль. Городки пустынны, как сожженное ранчо, полиция — призрачна, простой люд — декорации в сценах налетов.

    Из разных подвидов жанра авторы выбрали философский уклон. Утомленные солнцем и насилием ветераны все больше констатируют и созерцают, чем проминают жизнь под себя. Яркий представитель уходящего поколения герой Томми Ли Джонса не укладывает мексиканских бандитов в поленницы, а спокойно, не в пример незабвенному Верещагину, встречает старость. Все равно не изменить убегающий в закат мир. Сварщик-«вьетнамец», несмотря на не совсем преклонные года, тоже выжжен дотла, и сил противостоять року хватает до первого расслабления с красоткой у бассейна. А зло приняло форму каменнолицего мужчины с прической, напоминающей помятый парик. Оно играет квотером, решая «быть или не быть», идёт на звук долларов, играючи вгоняет штырь в подвернувшихся под руку статистов. И скрывается в окровавленной рубашке под набегающие титры. Старикам тут не место.

    Из присвоенных двух с лихвой миллионов бедолага Мосс не успел потратить и ничтожной доли, даже покупая за бешеную сумму потертую куртку у прохожего и снимая по несколько номеров в придорожных мотелях. Ему суждено было притянуть к себе несчастья. Не в первую ночь, так позже совесть, привычный образ или неслучайная случайность позвали бы охочих эринний. Нельзя пытаться прожить чужую жизнь, нельзя отклониться от предначерченной линии, как ни хотелось убедить бы себя в обратном. И, если равнодушная пустыня будет искушать вас призрачными богатствами, найдите в себе силы пройти мимо. Или сыграйте в «орел-решку», и будь что будет.

    13 июля 2012 | 00:24

    Картина бр. Коэнов «Старикам тут не место», на мой взгляд, несколько выбивается из общего ряда их прочих фильмов. Во-первых, он самый мрачный из всех их работ. В нем почти отсутствует фирменный коэновский юмор. Во-вторых, как мне кажется, это самый умный их фильм. В остальных своих лентах они так или иначе касались серьезных тем, пряча их за фасадом иронии и злого юмора. Иногда они очень метко подмечали отдельные стороны человеческой натуры, иногда задавались вечными вопросами. Но всё это было очень поверхностно или играючи. Здесь же мы имеем целостный и очень серьезный взгляд на наш мир, причем наполненный горечью и печалью.

    Этот смысл скрыт от большинства зрителей. На первый план выдвигается криминальная и остросюжетная линия. Однако, если приподнять покров этого, казалось бы, банального боевика, то доказательства моей точки зрения на фильм всплывут, как морская мина. Смысл рассказанной Коэнами истории становится понятен, если обращать внимание на мелочи и моменты слабосвязанные с основной сюжетной линией. Эти моменты не могут быть случайными, так как в работах настоящих мастеров нет места ничему лишнему, как нет случайностей в божественном провидении. И чтобы понять главное, нужно правильно задавать вопросы.

    Первое, что нужно осознавать при просмотре «Старикам тут не место», что по жанру это вестерн. Сразу предупреждая возражения, сообщаю, что существует такой подраздел вестерна, как Contemporary-вестерн, т. е. где действие происходит в современной Америке, но используются темы и мотивы Дикого Запада. Учитывая это, нельзя не вспомнить культовый вестерн «Хороший, плохой, злой». В работе Коэнов фактически воспроизводиться фабула из ленты С. Леоне: мы имеем Хорошего парня (шериф Эд Белл/Т. Ли Джонс), Плохого парня (киллер Антон Чигур/Х. Бардем) и просто Злого на весь мир парня (Левеллин Мосс/Дж. Бролин), а посередине между ними куча денег, вокруг которой и крутится сюжет. Но на этом сходство заканчивается. Далее Коэны, образно говоря, выворачивают законы жанра наизнанку, специально и жестко нарушают их. Злой погибнет от рук случайных убийц. Хороший вечно опаздывает. Все «плюшки» достанутся Плохому. Финальной дуэли между Хорошим и Плохим не будет. Более того, шериф Эд даже боится встретиться с Чигуром. Некоторые подумали, что киллер прятался за дверью в номере отеля ближе к финалу фильма, и шериф его просто не заметил. Мне кажется, что его там и не было. Невозможно спрятаться в такой маленькой комнатушке. Это был кинематографический прием, демонстрирующий нам страх Эда, увидевшего характерно выбитый замок двери и предположившего, что убийца может быть ещё там. Почему добро боится зла? Потому что знает, что проиграет в схватке.

    Почему в фильме Коэнов фабула вестерна вывернута наизнанку? Потому что в классических вестернах перед нами предстает ситуация, где побеждает всегда Добро. Картины «Старикам тут не место» — это мир победившего Зла; мир, где Чигуры всегда будут победителями. Антон Чигур — это олицетворение зла, причем абсолютно рационального, хотя многие считают его сумасшедшим (кроме Эда). Мосс проиграл персонажу Бардема с самого начал, потому что попытался один единственный раз совершить добрый поступок (и то не сразу): напоить водой умирающего бандита. Если бы он второй раз не приехал на место разборки, то спокойно бы сохранил деньги и никто бы его не нашел. Любые проявления доброты в этом мире оборачиваются гибелью для героя.

    Отчего же этот мир отдан Злу? Ответ можно найти в сцене встречи Эда с сослуживцем его деда. По сюжету этот эпизод вообще лишний. Но в нем есть ключевой момент всего фильма. Эд произносит такие слова: «Я всегда думал, что с годами Господь когда-нибудь проявиться в моей жизни. Зря». После чего старик в каталке рассказывает Эду историю того, как погиб его дед. Зачем? А потому что 1909 год — это год, когда Господь покинул эту землю. Он отвернулся от неё и не помогает больше людям. Иначе дед Эда вышел бы с ружьем и перестрелял всех этих краснокожих, сколько бы их ни было. Как это и происходит в классических вестернах. Но результате он был убит на пороге собственного дома, не успев сделать ни выстрела. Мир, где Бог ещё есть, мы можем наблюдать в другой ленте Коэнов «Железная хватка». Там маршал Когбёрн вышел один против четверых и выиграл.

    Почему же Бог отвернулся от нашего мира? Причина кроется в центральном стрежне сюжета любого вестерна, вокруг которого всё крутиться. Деньги. Они отравили душу людей, превратив их в алчных существ. Вспомните, как настойчиво Чигур предлагал мальчику деньги за рубашку в конце картины, и как недоуменно тот смотрел на купюру, не понимая за что, ведь он помог человеку бескорыстно? Но уже через секунду пацанов охватила алчность, они кинулись делить полученное. Этих мальчишек, но уже повзрослевших, мы можем наблюдать в середине фильма, когда Мосс переходил границу. Но тут они уже полностью циничны и готовы с окровавленного и изможденного человека за пустяковую услугу содрать побольше. Бога в этом мире заменили деньги. Вспомните, как персонаж Бардема в минуты колебания прибегал к помощи монеты. Эта монета и есть образ Бога, который решает кому жить, а кому умереть. Но это ложный образ. На это Чигуру указала жена Мосса: «Да что уповать на монету? Решаете же вы». Не Бог решает за человека: поступать ли ему хорошо или плохо. Это решает сам человек, свободу воли никто не отменял. «В этом вопросе мнение монеты совпало с моим».

    Но всё вышеизложенное не означает, что Бог себя никак не проявляет. Эта странная авария почти под финал показывает, что Бог не Тимошка — видит немножко. Это сигнал Чигуру от Бога, намекающий, что киллер сделал неправильный выбор. Вот только понял ли он этот намек?

    Впрочем, это не важно. Выводы должны делать мы, зрители. Ведь этот пессимистичный и мрачный взгляд Коэнов направлен не на какой-то вымышленный мир, а на наш с вами. Думается, что такой образ реальной действительности по-коэновски вполне оправдан. Но! Всё в наших силах изменить. Главное, чтоб наше мнение не совпадало с мнением монетки.

    16 мая 2012 | 20:38

    Люблю смотреть фильмы, которые получили в свое время высокие оценки и прекрасные отзывы кинокритиков. И вот, в один из дней дошел черед и до фильма «Старикам тут не место». Ждал, выбирал момент, соответствующий настрой, т. к. заранее был настроен — фильм серьезный, для каждой клеточки мозга…

    Начало фильма сразу же заинтриговало: после поимки маньяка его доставляют в полицейский участок, откуда он, впоследствии, совершает побег. Далее еще минут пятнадцать и все…

    Многие пишут, о каких-то скрытых подтекстах, двойных смыслов, глубоких текстах и закадровой философии. Пытался увидеть и найти — не получилось. После просмотра во второй раз — ощущение прострации на протяжении 2-х часов и никакого прояснения в понимании высокой задумки братьев Коэнов. Отсутствие качественной и грамотно подобранной музыки никак не делает картину уникальние и абсолютно не придает ей ни изюминки, ни определенного шарма, а делает эпизоды еще скучнее, добавляет монотонности и невзрачности отображенным событиям.

    Единственное, что так ярко бросается в глаза и не может быть незамеченным даже не профессиональным «киногурманом», это игра всего актерского состава. Маньяк-психопат Хавьера Бардема настолько реалистичен, что сложно не верить его хладнокровной жестокости и убийственной невозмутимости. Персонаж Джоша Бролина — Ньювелин — упрямый, рискованный и отважный вьетнамский ветеран, который весь фильм уносит ноги с 2 000 000 $. Шериф Томми Ли Джонса со своим бывалым скептицизмом и неотразимой рассудительностью покоряет с первой секунды пребывания на экране. Тоже самое можно сказать и обо всех остальных участниках «коэновского спектакля»: полусвихнувшаяся и испуганная жена Ньювелина Мосса, наемный убийца в роли Харрельсона с присущей ему придурковатостью и самоуверенностью, недоумковатый помощник шерифа и прочие, прочие, прочие…

    Ну и последнее — название. К чему оно? Каким «старикам», и где «тут»? А как же пресловутое «молодым везде у нас дорога, СТАРИКАМ — ВЕЗДЕ у нас почет!» ??? В общем, неувязочка названия и сценария на лицо, ведь молодых расстреляли еще в самом начале фильма, а старики как раз и «рулили» все два часа…

    Я думаю, что необоснованно высокий рейтинг критиков и завышенная оценка на церемонии награждений американской киноакадемии — это и есть самая большая тайна этого фильма. Моя рекомендация к просмотру — только в случаях острых приступов ужасающего флегматизма и крайней нехватки других, более качественных кинолент!

    3 из 10

    31 октября 2009 | 22:37

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    Blu-Ray, 199 руб.
    Blu-Ray, 1372 руб.
    книга, 360 руб.
    подробнее

    Новости


    Уже несколько лет Сильвестр Сталлоне обещает вновь примерить на себя образ неистового ветерана Вьетнама, которого впервые сыграл в картине «Рэмбо: Первая кровь» в 1982-м, но всякий раз разговоры о съемках пятой части ничем не заканчиваются. Однако теперь, если верить пресс-релизу немецкой медиакомпании Splendid Film GmbH, прославленный герой всерьез намерен вернуться на большой экран. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Всегда думал, что работа актера нереальна. Я бы, конечно, хотел появляться в таких проектах, как бондиана, в фильмах Терренса Малика. Но не думал, что все так обернется, а раз обернулось, я просто делаю работу, а не обдумываю, как же дошел до этого. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В ожидании телевизионных адаптаций «Омена», «Терминатора», «Рэмбо» и «Областей тьмы» КиноПоиск вспоминает основанные на фильмах сериалы, которые уже увидели свет — от «Баффи» и «Горца» до «Перевозчика» и «Фарго». (...)
     
    все статьи

    Репортажи

    Оскар`2008 26.02.2008

    Юбилейная 80-я церемония Оскар уже позади, и КиноПоиск предлагает вспомнить, как это было. Фоторепортаж состоит из трех частей: красная ковровая дорожка, церемония награждения и финальная галерея фотографий победителей Оскара… (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    В России состоялся релиз расширенной версии криминального триллера Ридли Скотта «Советник». КиноПоиск выясняет, чем этот монтаж отличается от театральной версии, и почему он может изменить ваше отношение к фильму. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЛюсиLucy43 899 340
    2.ГераклHercules29 800 263
    3.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes16 767 260
    4.Судная ночь 2The Purge: Anarchy10 482 760
    5.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue9 529 656
    25.07 — 27.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГераклHercules397 510 070
    2.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes116 825 157
    3.Домашнее видеоSex Tape92 500 000
    4.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In35 929 829
    5.Король сафариKhumba23 702 253
    24.07 — 27.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 697 303296 854
    Деньги711 833 817 руб.99 645 623
    Цена билета263,91 руб.8,88
    24.07 — 27.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    195.ПрофессионалLe professionnel8.122
    196.Девочка, покорившая времяToki o kakeru shôjo8.122
    197.СтенаPink Floyd The Wall8.122
    198.Нюрнбергский процессJudgment at Nuremberg8.122
    199.Люди Икс: Дни минувшего будущегоX-Men: Days of Future Past8.118
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Багровый пикCrimson Peak93.97%
    17.Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner93.94%
    18.ЯростьFury93.54%
    19.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.52%
    20.Охотник на лисFoxcatcher93.44%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Хотел бы я быть здесьWish I Was Here19
    В доме моего отцаIn My Father's Den3
    Страна глухих20
    Ужас АмитивилляThe Amityville Horror84
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes49
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.493
    ГераклHercules6.298
    Домашнее видеоSex Tape5.901
    Король сафариKhumba5.838
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.718
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры