всё о любом фильме:

На последнем дыхании

À bout de souffle
год
страна
слоган«The film that was banned for 4 years. Why..?»
режиссерЖан-Люк Годар
сценарийЖан-Люк Годар, Франсуа Трюффо
продюсерЖорж де Борежар
операторРауль Кутар
композиторМарсиаль Солаль
монтажСесиль Декуги
жанр драма, мелодрама, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Франция  2.21 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время87 мин. / 01:27
Номинации (1):
Мишель Пуакар — настоящий прожигатель жизни, зарабатывающий на жизнь кражами дорогих машин. Он никогда не задумывается о последствиях своих криминальных выходок — просто живет, как хочет, ни на кого не рассчитывая, ни с кем не считаясь. Видимо, потому что молод и самонадеян.

Но однажды, по дороге в Париж, Мишель убивает полицейского: просто для того, чтобы избежать неприятных расспросов. Но с этой минуты в его жизни больше не будет ничего, кроме неприятностей.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
0%
56 + 2 = 58
8.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Чтобы сделать игру актёров более непринуждённой, Годар объяснял актёрам что от них требуется в сцене прямо во время съёмок.
    • Мишель Пуакар упоминает некоего Боба Монтанье. Боб Монтанье — это главный герой фильма Жан-Пьера Мельвиля «Боб-игрок» (1955).
    • Мишель Пуакар в фильме иногда представляется Ласло Коваксом. Ласло Ковакс — это персонаж поставленного в 1959 году Клодом Шабролем фильма «На двойной поворот ключа».
    • Годар не мог себе позволить операторскую тележку, так что оператора во многих сценах катали на стуле с колёсиками. Он позаимствовал эту технику у Жан-Пьера Мельвиля.
    • Сам Мельвиль появляется в эпизодической роли писателя Парвулеску, у которого берет своё первое интервью Патриция. Ответы на ее вопросы и стиль поведения Мельвиль заимствовал у Набокова — все это он подсмотрел в одном из телевизионных интервью с писателем.
    • еще 2 факта
    Трейлер 02:05

    файл добавилProstoFomenko

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Первая лента всего лишь 29-летнего Жан-Люка Годара стала программной не только для этого режиссёра, бывшего кинокритика, а также подлинным этапом для французской «новой волны» (не случайно, что в создании сценария принимал Франсуа Трюффо и художественным руководителем считался Клод Шаброль) и всего мирового кино, вобрав в себя кинематографические поиски и открытия на рубеже 50—60-х годов, причём сам Годар оказался родоначальником понятия «рваного монтажа». Фильм «На последнем дыхании» можно смело назвать вехой в общественном сознании той эпохи. Обычный криминальный сюжет (молодой вор, Мишель Пуакар, который занимается кражей автомобилей, случайно убивает полицейского, пытается скрыться, но его собственная возлюбленная, недавно встреченная юная журналистка-американка Патриция, выдаёт Мишеля полиции) явился для Годаpa поводом для создания произведения, выражающего квинтэссенцию времени. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 86 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Острый прищур недобрых глаз, слюнявая сигарета в зубах, вечно надвинутая на глаза шляпа, развинченная походка. Перед нами главный герой фильма -Мишель. Он вечно куда-то бежит: то ли от себя, то ли от общества. И сам себя ставит вне закона, совершая преступления, одно за другим, и все это по пути, как бы развлекаясь и играя.

    Мишель агрессивен в отношении окружающего мира, и, соответственно, мир враждебен ему. Он объявил личную войну обществу и на наших глазах становится отщепенцем, изгоем этого общества. Хотя, на самом деле, за цинизмом и жестокостью мы видим растерянность. Он одинок, у него нет близкого, сильного друга, который мог бы его поддержать морально. А его случайная подружка оказалась предательницей.

    Мишель, в сущности, не бунтовщик, а, скорее, жертва этого общества. Не он отверг общество, а общество отвергло его, безжалостно и хладнокровно. Все эти факторы и привели к разрушению личности.

    Одиночество героя ощущается в чуть ли не каждом эпизоде. Уличная толпа и он: он не сливается с толпой, а один, сам по себе. Эпизод, когда он заходит к одной знакомой девице, чтобы перехватить деньжат. Она не обращает на него внимания, переодевается у него на глазах и говорит ему о своих новостях. Он уходит, обокрав ее. Только ли за деньгами приходил он?

    Затем мы видим сцены с Патрицией. Он хочет удержать ее, уговаривает ее поехать с ним в Италию. Что это?Любовь?Нет, это всего лишь жажда контакта. Но она тем более не способна на какое-то проявление дружбы или понимания. Он ей нравится, этот отчаянный парень, но и только. Она эгоистична. Поэтому так легко и просто она сдает его, набрав номер телефона.

    Когда он узнает о предательстве, он все равно сохраняет спокойствие. И снова бежит мимо равнодушных прохожих, пока не рухнет замертво на асфальт. То был бег по привычке, потому что он живет, только двигаясь, мчась, словно знает, что остановка опасна для него — тогда придется многое обдумывать, многое решать. Он живет на последнем дыхании.

    Свою личную войну с обществом он проиграл.

    8 из 10

    16 декабря 2010 | 13:38

    Весь фильм — ответ на вопрос, проигнорированный писателем Парвулеску. Для Мишеля, единственного свободного героя картины, главная ценность — данный момент. Он живет сегодняшним днем, берет от жизни все, не думает о будущем. Ведь жизнь нужно прожить весело, иначе и не стоит вовсе. Однако свободолюбивые люди плохо заканчивают. Общество состоит из людей, соблюдающих определенные законы: они следят за модой, строят карьеру, не наказывают нарушителей правопорядка. Патриция предает человека, которого, казалось, любила. Из-за мелочного страха лишиться места в солидном издании, нежелания очернить свою репутацию, боязни перемен.

    Кто же это ангеловидное создание в платье в полосочку и солнцезащитных очках, так похожее на картины Ренуара и так безжалостное по отношению к другим? Она одна из тех, кто будет участвовать в жизни современного общества.

    Все хотят что-то представлять из себя, бегут, спешат, не зная куда и зачем. Наслаждаться каждой минутой бытия — вот настоящее искусство. Жить и быть счастливым — вот истинный смысл бытия.

    Нельзя не отметить пейзажи, на фоне которых разворачивается действие, которые так украшают фильм. В кадре мелькают и Елисейские поля, набережная Монтебелло, по которой едет кадиллак героев, улица Риволи с ее бесконечными рядами бутиков.

    Однако Годдар был включен в четверку самых влиятельных режиссеров не за то что запечатлел прекрасный Париж, не за то, что представил публике нового Джеймса Дина, но благодаря использованным им приемам, многократно цитируемым впоследствии. Бюджет картины $50,000 не позволял режиссеру использовать дорогостоящее техническое оборудование. В результате, оператору приходилось снимать героев, мчащихся на автомобиле, из обычной почтовой тележки. Jump cut, так полюбившийся современным режиссерам, придает картине неповторимый шарм.

    Беспрецедентно.

    19 февраля 2012 | 00:06

    Творчество Годара во многом базируется на тех вещах, которые мы привыкли наблюдать, но не видеть, мы о них слышали, но не вслушивались! Казалось бы, простые, жизненные, донельзя будничные ситуации в его работах приобретают глубокий оттенок важности и многозначительности. А когда мы вновь возвращаемся к реальности, то задаемся вопросом — а не сон ли, не видение это было?

    Режиссер, пытаясь отклониться от канонических и догматических форм искусства, всегда действует по наитию, интуитивно, пытаясь докопаться до глубины там, где ее никто не видит. Где абсолютно каждый (в т. ч. и мы с вами) прикован к своему окружению, к вещам, людям, формам поведения (подобно героям Платоновского мифа), социальным устоям. В свою очередь персонажи Годара являются теми «героями», которые узрели свет истины (практически всегда ослепительный и смертельный) и пытаются донести его до зрителей.

    Таков и главный герой фильма «На последнем дыхании» — противник социума, бунтарь, смельчак, прозорливый проходимец и… борец! Самой жизнью своей (находясь «в пограничной ситуации» между бытием и ничто) он доказывает кратковременность, текучесть, изменчивость бытия, а потому и придает ему ценность, окрашивает сугубо прагматическое существование в романтические тона.

    Кажется, что и сама его ограничивается сегодняшним днем, часом, минутой, секундой наслаждения. Бытие сокращается, кольцо сжимается, покуда не сократится до последнего неделимого мига, блаженства или (что чаще) смерти.

    Но, в данном случае, персонаж не получился бы столь колоритным и запоминающимся, если бы Бельмондо не поймал ту пластику, живость, страсть главного героя. Его харизма потрясает — жесты, походка, манера речи. В идейном плане, он служит как бы поворотным, переходным пунктом от вечных, непримиримых бунтарей, одиночек, героев раннего кинематографа к следующим, позднейшим — несколько подуставшим, смотрящим на мир отстраненным, холодным циническим взглядом. Это — взгляд загнанного зверя, уже неспособного что-либо отрицать, испуганного, находящегося в шоке от происходящего, пытающегося хоть как-то сохранить остатки мужества и стойкости, ищущего свободы, но априори знающего о ее иллюзорности, «фантоме свободы» (герой Николсона в фильме «Профессия репортер» — вот, по моему мнению, истинный символ того времени). НО! Пока еще наш герой полон сил, мужественен, решителен, уверен в себе. Но предстоящие изменения уже ясно проглядываются, о чем и сам Мишель говорит довольно ясно ("Я устал»)

    В фильме множество символов — вечно тлеющая сигарета Мишеля, разговоры о Ренуаре, пародирование американки- гримасничанье («все-таки ты обезьяна») и т. д. Они по сути и составляют фирменный Годаровский стиль.

    Особо следует отметить операторскую работу. Камера здесь предстает не бесстрастным фиксирующим действия персонажей механизмом, а живым участником событий. Она постоянно в действии, движении, динамике. Годар — мастер именно городских съемок. Его любимые места там, где есть большое скопление людей — кафе, площади, кинотеатры, автострады и т. д. (появляется возможность острее подчеркнуть одиночество героев и безумие мира).

    В целом же, можно сказать, что фильм является этакой философской притчей, выраженной в художественной форме. Притчей о жизни, о любви, о мужестве, об искусстве и, конечно, о смерти. Выбрать что-то одно затруднительно, ведь наше бытие так многогранно, жаль только, что мы этого не знаем! НО! «На последнем дыхании» — это и есть попытка(!) явить нам жизнь… И попытка удачная.

    В заключение привожу цитату английского философа Т. Карлейля:

    «Богатство мира — в оригинальных людях.»

    20 марта 2013 | 10:25

    Как человеку далекому в принципе от французского кинематографа, знающему, что есть такая «новая волна», и, абсолютно не представляющему, что собой являла «старая», наверное, ведь и такая есть, то, что называют «кино до Годара», в общем, мне довелось посмотреть этот фильм взглядом самого простого зрителя, не отягощенного багажом просмотренных фильмов (а я уверена, что очень много есть, что посмотреть), а также какими-либо историческими, биографическими и прочими сведениями. Это меня как-то совершенно лишает и желания и возможности сравнивать и что-то искать, но в данном случае это даже хорошо.

    Помню в детстве какие-то кадры из кино, где был очень загорелый мужчина, улыбающийся, слегка похожий на обезьяну, как-то запомнила я, что это был Бельмондо. А тут он молодой совсем, но такой же, как в моих воспоминаниях, обаятельный. История живая, герой колоритный, героиня очаровательная, их общая странная история, но все же история любви. Неторопливый побег от полиции все время на грани попадания к ним в руки, в ритме авантюрной прогулки, по пути заскакивая к барышням, останавливая все же выбор на одной — американской журналистке Патриции, но все же не стоит забывать, что Мишель — настоящий преступник и убийца.

    Французы — американцы. Мужчина — женщина. Он безгранично свободен, она закована в сплошные рамки. Какие-то сравнения на уровне поиска друг в друге стереотипных черт проводят сами герои. Да и смотрятся они эффектно: обезьяноподобный, но весьма симпатичный для женского пола преступник, и хорошенькая, в легком полосатом платьице, стриженая под мальчика, журналистка, активно продающая «Нью-Йорк Геральд Трибьюн», которая, думаю, многим посмотревшим запала в память (этот эпизод даже упоминается в позднем фильме Бернардо Бертолуччи «Мечтатели»), как один из ярких кадров кино тех лет. Кино, в принципе, можно растащить на эти самые кадры. А еще, знаю, что «На последнем дыхании» переснимали с «использованием» Ричарда Гира (против которого лично ничего не имею), но все же, заочно мне кажется, ни к чему этого делать, потому что этот фильм и это название принадлежит Годару, Бельмондо, Джин Сиберг, Парижу, 1960-му году, в общем, всему тому. Хоть идея и благодатная, и велик, наверное, соблазн взять и из нее что-то напереснимать и напеределывать. Но вот не рациональный преступник, поначалу просто наслаждавшийся своей неуловимостью, не думающий ни о чем, под конец чертовски уставший от всей этой беготни, единственный и неповторимый все же, как и сдавшая его, но все же, наверное, любящая возлюбленная.

    А еще, раньше не знала, кто такая актриса Джин Сиберг, которая мне понравилась, когда посмотрела ее биографию, меня как-то очень тронула ее трагичная судьба. В фильме же ее героиня просто очаровательна, полна жизненной энергии, несмотря на преобладание в итоге рациональности над авантюризмом, и на фактическое предательство своего возлюбленного. Но если конец этой истории — это конец Мишеля, то мне почему-то кажется, что у Патриции все впереди, по крайней мере, в кино.

    Что странно, ни про один черно-белый фильм не могу такого сказать, почему-то все время представляла, какого цвета была на героях одежда и т. д. Такое вот вдруг возникло ощущение. Но это все же мелочи. А фильм, как и его герои, все же действительно яркий, несмотря на черно-белую пленку.

    9 ноября 2010 | 15:52

    Нет ну, правда, почему? Или у Годара слишком сложный киноязык? Наверное, я его так и не расшифровал.

    Возможно, кино просто утратило дух времени. Может для нас это уже пустышка, а в то время это что-то да значило. Но как кино, то есть сюжетная составляющая, актерская игра, музыка и монтаж, это откровенно странное кино.

    Тут пишут про изобретение Годаром рваного монтажа. Ну и что? Открыл он его, а кто его сейчас применяет? Еще пишут, что это он специально смешивал рваный монтаж с однокадровыми сценами, чтобы показать суть фильма. Но мне кажется, само построение фильма никак не может быть собственной же темой. Гораздо правильнее раскрывать тему внутри сюжета.

    Сюжет откровенно слаб. Какой-то авантюрист бежит сам от себя, потому что без раздумий делает, что хочет. Чувствую в то время это было в диковинку, и это отражало разрушение каких-то старых канонов в Европе. Так вот этот авантюрист натворил дела и по пути снова творит их одно за одним, не задумываясь ни о чем. А в конце вдруг решает, что все хватит бегать. Как, наверное, замыслил Годар, он находился на последнем дыхании. И если понимать название дословно и немного домыслить, то главное, что хотел сказать Годар, сказано было из уст Бельмондо на последнем дыхании. А именно:

    «Какая же ты все-таки гнусная»

    И манипуляции мимикой, выражающие, что он дуется.

    Вот, наверное, и Годар дуется на существующее общество и сложившиеся устои. Тем самым, зарождая начало революции.

    Говорят, что Бельмондо бесподобен в этой роли, а я так не считаю. Абсолютно типичная роль Бельмондо. Он даже не играет, а так забавляется. Других актеров просто нет.

    Но главный плюс фильма в его цитатности и афоричности. Текст просто бесподобен. Такого гениального текста не встречал практически никогда. Вот только если бы этот текст говорили прекрасно прописанные персонажи в прекрасно прописанном сюжете, то это был бы истинный шедевр.

    20 декабря 2010 | 21:06

    Фильм Жан-Люка Годара «На последнем Дыхании» стал первым успехом французской Новой Волны, хотя и вышел после дебюта Клода Шаброля «Красавчика Сержа». И даже не удивительно, что ключевыми персонажами в первых фильмах, под знаменами «взбунтовавшихся» против коммерческой эксплуатации кинематографа критиков, стали бунтари, хулиганы и просто возмутители спокойствия.

    Сразу стоит обозначить одну занятную связь героя данного фильма Мишеля Пуакара — одно из используемых им имен: Лазло Ковач, носил герой другого фильма Клода Шаброля «На двойной поворот ключа», исполненный тоже Жан-Полем Бельмондо; впоследствии такие отсылки к своим картинам и работам товарищей станут частью оригинальных приемов Годара. Но если у Шаброля актер сыграл, хоть и этакого вольномыслящего дебошира, в итоге оказался очень сознательным персонажем и даже помог убийце осознать вину перед лицом закона, то у Годара он как раз таки и является убийцей.

    С первых кадров Мишель вызывает двойственное чувство, с одной стороны обаятельный Бельмондо имеет природное обаяние, а с другой — его персонаж, казалось бы, должен давить как раз на противоположные чувства и быть отвратительным. Он ворует деньги у девушек, убивает полицейского, ударить или оскорбить человека ничего не стоит ему, а машины нечестным образом меняются чаще, чем перчатки у лордов. Подобно заведенному механизму, он уже не может остановиться и перестать дурачиться, а ведь на кон поставлено его будущее. Собственно, мерилами привычной морали этот фильм не измерить, более того с этой позиции Годар может показаться совершенно неадекватным типом, снимающим про таких вот асоциальных личностей, но нельзя не принять во внимание главного плюса — все это смотрится на одном дыхании.

    История подается режиссером так, что она не просто не отвращает, а привлекает, заставлять находить плюсы и хорошие черты героя, ступившего на скользкую дорожку. Особую роль играет в этом «рваный» монтаж, который впервые был сознательно применен именно Годаром; подобная небрежная склейка отдает фильмами начала века и добавляет безумной истории очков, превращая историю рецидивиста в ритмичные похождения славного парня. Поэтому, если Шаброль в начале «бунта» Новой Волны все же избрал подражание признанным классикам, то Годар предпочел именно хулиганский подход, заимствуя элементы голливудской легкости и бродвейской непосредственности, и перенес их на французские реалии, в виде чего-то среднего между криминалом, комедией и мелодрамой; фильма похожего на все эти жанры, и в то же время ими не являющегося.

    Герой Бельмондо — это человек без определенного места жительства, без определенного транспорта и денежных средств, вполне возможно, он из Италии приехал забрать свои деньги в Париж, где у него очень много врагов. Это человек живет на полную катушку, имея вкус к хорошим вещам и не заморачиваясь по таким пустякам, как сознательность и ответственность. Поэтому, когда он необдуманно убивает полицейского на дороге, становится ясно, что мало врагов у такого человека, в принципе, быть не может. Сама сцена убийства может шокировать неподготовленного зрителя, и вовсе не в жестокости дело, а в том, как ребячески Годар относится к кино: подходит полицейский, камера показывает пистолет очень крупным планом, ба-бах, и через секунду Бельмондо, размахивая руками, бежит по полю в неизвестном направлении. Уже из этого можно предположить, что Годара вдохновляли еще и американские мультики первой половины века.

    Все происходит спонтанно, а потому удается избежать многих шаблонов криминальных фильмов и найти в них еще что-то очень свежее. По сути, у фильма даже не было сценария — несколько страниц Трюффо вкратце набросал, исходя из детектива, прочтенного в газете, все остальное съемочная группа придумала по ходу, под чутким руководством Годара. Не удивительно, что отсюда фильм и приобрел независимый эффект прогулки по улице. Вероятно, некоторые элементы этого независимого путешествия позаимствовал даже Феллини в «8 ½», где в идентичном Бельмондо наряде, с присущей атрибутикой, в мир фантазий отправился Мастрояни, правда, до ребячества там дела не дошло.

    Но «Последнее дыхание» вдохнуло жизнь именно во французское кино, дав пищу для размышлений остальному миру, ведь этот простейший фильм, снятый менее чем за $50 000 спровоцировал такой ажиотаж, что многие критики заговорили о разделении кино на «до Годара» и «после Годара». И если с выходом «Красавчика Сержа» мало кто понял, а что такого нового в подражании Хичкоку, то благодаря годаровской легкости и независимому взгляду на кинопроизводство, да и сами темы, критикам и зрителям удалось понять потенциал Новой Волны, ее заразительную легкость, и в то же время — культурную ценность.

    Особенность этого кино еще и в том, что новоявленных режиссеров очень занимал вопрос социальной позиции их кино, реакции буржуазии. Годар же попросту проигнорировал это: в его фильме не чувствуется никакого социума, а намеки на него ведут за кадр, будто это такая незначительная штука, что и внимания обращать не стоит. Есть молодой человек, у него есть любимая девушка, люди с деньгами, и полиция на хвосте; на остальных этому фильму плевать, ведь он не бьется за независимость и не доказывает ее — он уже независим.

    Все это повлияло на то, чтобы картина стала этапным представителем мирового кино, обладая не просто новаторским сочетанием натурных съемок неореализма, темпа и остроумных игривых диалогов, зачастую импровизированных, но и оставаясь предельно серьезной. Концовка здесь как раз таки и не лишена старого-доброго реализма (или даже экзистенциализма), ведь понимая, что все шутки хороши до определенного этапа, Годар изображает Мишеля выбитым из колеи, выдохшимся и уставшим от этой жизни всего лишь из-за одного поступка дорогого ему человека. Это еще не мешает жить всем назло, но, и приводит к пониманию, что беготня уже неуместна. Однако, и тут режиссер находит, что сказать, честный с самим собой вор и хулиган оказывается симпатичнее некоторых «честных» представительниц женского пола, и хоть мысль не нова, за счет подручных изобразительных средств и игры главных героев ей удается придать оттенок единичности.

    Оригинальности картине придают еще и реплики главного героя, находящегося в оппозиции к современной культуре, вроде фразы: «Вы американцы глупы. Вам нравится Лафайетт и Морис Шевалье, а это самое глупое, что есть во Франции». Вообще, здесь множество фраз, которые можно растащить на цитаты, даже если учесть то, что большинство — избитые истины, приобретающие особый шарм лишь в устах Джин Сиберг и Бельмондо. Его же фраза о том, что «доносчики доносят, воры воруют, убийцы убивают, любовники любят», может великолепно охарактеризовать этот фильм — вот настолько он прост, и в то же время великолепен в этой непосредственности.

    13 октября 2010 | 16:42

    Легкая французская изысканность и американский нуар. После Второй Мировой войны, когда американские войска в целях безопасности начали размещать военные базы на территории Европы и вместе с этим проводить мощнейшую культурную экспансию, наиболее дальновидные и информированные в мире кино люди, кинокритики, ощущая откуда дует свежий ветер, взялись за камеры, в попытке обновить кажущуюся обветшалой национальную культуру. Жан-Люк Годар был одним из первых, и в его дебютной работе «На последнем дыхании» как нигде звучат американские мотивы, представляя собой совершенный симбиоз французского стиля и голливудских «низких» жанров. Как-то так появилось целое течение, именуемое «Новой волной» (Nouvelle Vague), призванное обновить истаскавшиеся сюжеты и технические приемы. Новаторство ленты 1959 года «На последнем дыхании» сегодня принято считать революционным.

    Легкость, на мой взгляд, ключевое слово пронизывающее насквозь и поперек ленту Жана-Люка Годара. Неотягощенный сюжет, импровизационные диалоги, почти парящие Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг. Такой, вполне ощутимый вкус французского воздушного поцелуя, посланного с монитора, от которого расплываешься в счастливой улыбке, и готов повторять за героями слова и фразы, кокетничать как Патрисия и играться в крутого мачо как Мишель. На последнем дыхании выжимать из жизни все те радости, которая она не успела бы никогда дать.

    Похоже, что именно в таком настроении пребывает угонщик автомобилей Мишель Пуакар, словно по недоразумению застреливший полицейского и попавший во все криминальные хроники. Флики сидят «на хвосте» и сжимают вокруг него кольцо, а он фланирует по Парижу, флиртует с очаровательными девушками и собирается рвануть в Рим, даже не в бега, а так, чтобы совершить вояж. Своим настроением он заражает и американскую журналистку Патрисию, которая приехала во французскую столицу, видимо, лишь для того, чтобы показать слабым парижанкам, кто такие феминистки и как загнать мужчину под каблук. Мишель и Патрисия, штампованно мужественное и не менее штампованное женственное, сливаются в одно безумное, несущееся навстречу приключениям существо, несущееся на последнем дыхании, пока не выясняется, что предсмертная легкость — это для обреченного преступника, а Патрисии еще дышать и дышать…

    И в умах у героев сплошь Америка. Хамфри Богарт зорко следит с плакатов, Патрисия зачитывается Фолкнером, а дым от Лаки Страйк заполнил номера всех гостиниц от Лондона до Токио. Будто насмотренные криминальными голливудскими фильмами 30-40-х они целуются на последнем ряду кинотеатра и в Кадиллаках катаются по Елисейским полям. Никакого «Пежо», это исключительно неприемлемо! В гараже всегда на случай припаркован чей-то «Форд», в котором оставили ключи. Разговоры Мишеля и Патрисии до безобразия простые и зачастую не влекущие последствий. Такое порой обаятельное пустопорожнее (не исключающее действительно серьезно заданных вопросов, определяющих не только последующие поступки героев, но и наши собственные поступки), перелицованное из старых фильмов. Необязательное, и подернутое со стороны Мишеля мачизмом, а со стороны Патрисии неокрепшим феминизмом, который лишь подчеркивает ее половую принадлежность, как и мальчишеская стрижка. И вновь эта легкость!

    Черно-белый Париж 50-х. В фильме он представлен живописными проспектами, отелями, кофейнями, гостиничными номерами, опять же выходящими на живописные проспекты. Огни ночного города и залитые солнцем узенькие улочки. Софиты модельных фотографов и заискивающе выглядывающий «Cahiers du cinéma», и сегодня продолжающий олицетворять образ авторитета и строгой изысканности. Порой этот элегантный Париж мелькает, будто в стробоскопе, создавая ощущение ценности времени, а Мишель то и дело спрашивает который час. Как и для него, наша задача, выхватить из этого фильма все прелести, что он может предложить, и мелькающие кадры помогают в этом, раздражая зрачок, обостряя внимание и ускоряя сердцебиение.

    «На последнем дыхании» снято настоящим хулиганом. Американская часть фильма, относящаяся больше к сюжету, лишь отвечает за интересность и обеспечивает досматриваемость фильма — никто не выключит его на середине, не узнав, чем кончат герои. Французская часть, та, что отвечает за легкость, проникает куда-то глубже, врезаясь в самую сердцевину эстетического восприятия. Это такой восторг и удовольствие наблюдать за Жан-Полем Бельмондо и Джин Сиберг, играющих до последнего в любовь, что кажется, на последнем дыхании существуешь сам ты.

    9 из 10

    22 января 2011 | 02:52

    Незамысловатая история молодого французского преступника Мишеля (Жан-Поль Бельмондо) и юной журналистки из Нью-Йорка Патрисии (Джин Сиберг) цепляет глубокой философичностью, почти документальной жизненностью и (как ни парадоксально) совершенно киношной выдумкой. Введенный Годаром в моду рваный монтаж и цитаты из американских фильмов, символы, афоризмы делают картину похожей на лоскутное одеяло.

    Бесконечно обаятельный, по-американски острый и по-французски трогательный фильм Годара потрясает непонятным образом. Такое ощущение, что режиссер снимал так, как жил его главный герой — ни о чем не заботясь, наслаждаясь каждым мгновением жизни; как будто жил «на последнем дыхании» и снимал так, будто его тяжело ранили и ему осталось жить 3 минуты.

    Познакомимся с персонажами

    Образ Мишеля очень точен — бунтовщик без причины, но с последствиями. Это человек без определенного места жительства, транспорта и денежных средств, который приезжает за деньгами в Париж, где у него много врагов. Личность, у которой есть страсть к жизни и вкус к хорошим вещам. Он живет на полную катушку и не особо заморачивается по таким «пустякам», как сознательность и ответственность. Когда главный герой нелепым образом убивает полицейского по пути в Париж, становится ясно, что мало врагов у такого человека быть не может. И в столице Франции начнется неторопливый бег от полиции все время на грани попадания к ним в руки под легкую музыку в ритме авантюрной прогулки; а может и от самого себя. Но от себя, как известно, не убежишь…

    С первых кадров Мишель вызывает двойственное чувство. С одной стороны Бельмондо имеет природное обаяние, харизму, что притягивает и вызывает симпатию; с другой — его персонаж, казалось бы, должен давить как раз на противоположные чувства и быть отвратительным. Он ворует деньги у влюбленной в него девушки, убивает полицейского, а украденные машины меняются чаще, чем перчатки.

    Образ Патрисии создан великолепно. Она — не зло в чистом виде, но ее негативное значение велико. Патрисия сама по себе не творит ничего плохого; другое дело — что делают из-за нее. Сначала может сложиться образ чувственной и абсолютно свободной девушки, готовой на все ради главного героя. Но на самом деле все не совсем так. Ее мысли и чувства запутаны. Она не понимает важных вещей или понимает, но слишком поздно. Сразу вспоминается отрывок интервью с писателем:

    - Что хотите достигнуть в жизни?
    - Стать бессмертным и умереть.

    И девушка задумывается.

    Можно сказать, что все что вызывает в ней Мишель — это искреннее, а остальное становится ложью. Все заумные фразы, позаимствованные из модных книжек, постеры в ванной и т. п. — это лишь жалкое подобие жизни. А Мишель настоящий. Это сильно привлекает. Но в то же время ее пугает его избыточная искренность. Привыкнув жить в мире лжи, непросто выбраться из грязи. Она нездешняя. Ей чужды французы.

    Хоть поначалу связь с Мишелем выглядит естественно, страх расставляет все по своим местам. Финальные 10 минут настолько грустные, что невозможно сдержать слез. Пробежка Мишеля до перекрестка трогает очень сильно.

    «Грусть — это глупо. Я выбираю небытие. Это не лучше, но грусть — это компромисс. А мне нужно все или ничего».

    Колоритный Бельмондо, очаровательная Сиберг, странная история.

    Фраза, произнесенная главным героем о том, что «доносчики доносят, воры воруют, убийцы убивают, любовники любят», замечательно характеризует этот фильм — настолько он прост и в то же время великолепен в своей непосредственности.

    3 мая 2012 | 21:50

    Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
    Не жаль души сиреневую цветь.
    В саду горит костёр рябины красной,
    Но никого не может он согреть.

    Сергей Есенин

    Что вы выберите печаль или небытие? Вопрос удивительно тонкий и пронзительный. И ответ вроде бы напрашивается сам, но он постоянно куда-то ускользает. Вопрос итог или скорее вопрос направление. Направление жизненого пути. По своей сути это вопрос риторический. Отет на него, не то чтобы не нужен, просто ответом является жизнь человека. Его поступки и свершения. Только из них и можно получить честный ответ.

    В этот вопрос и вложил весь смысл своей картины Жан-Люк Годар. И спрашивает режиссёр отнюдь не то что на виду. Через весь фильм проносятся две идеи: жизни ради себя и жизни ради своей любви. Что лучше, ярко гореть и красиво сгореть, либо долго тлеть? Вот они печаль и небытие. Мишель выбирает одно, а Патриция другое. И именно поэтому он её любит, а она не может понять своих чувств. И именно поэтому он живёт каждой секундой и пытается как можно ярче вспыхнуть, а она всего лишь бросается от одной стены к другой, пытаясь зацепиться за любого, кто не такой как она.

    Вся трагедия картины выглядит до боли знакомо, но в то же время неповторимо. Здесь не просто любовь и ненависть. Нет, Жан-Люк Годар копнул куда глубже. Он проник в глубь человеческих чувств. И показал нам всю их девственность, непорочность и простоту. Здесь не просто история «разных» людей, случайно загоревшихся друг другом и не смогших потушить пожар этой любви. В картине всё куда глубже, чем может показаться. Настоящая любовь всегда причиняет боль, а её огонь уже потушить невозможно. Либо сгореть, либо сгореть. Парадоксально, но это так. Выход один, но всё сломалось на пол пути.

    Да, это фильм не только о любви. Даже я бы сказал, далеко не о любви. Но именно романтическая линия и делает «A bout de souffle» тем фильмом, что не устареет никогда. Да, проблемы секса, насилия и молодёжи в фильме показаны отменно, но какое мне дело до молодёжи прошлого века? Вот именно никакого. К чертям всё это, и тем более по словам репортёра из «Mr. Nobody» секс устареет. А вот про любовь этот репортёр ничего не говорил, значит она то и останется нам, когда всё что мы знаем умрёт. И именно о любви я и буду писать этот отзыв.

    Но не сексом единым. Меня очень зацепила тема одиночества в этом мире. По своей сути Мишель является самим фильмом. Это кино не просто о нём. Это кино и есть он. Всё что мы видим на экране невольно преподносится через призму его восприятия. И жалость, и сострадание, и радость, всё это чувства которые он вызывает. Не Патриция, а он. Странно, необычно, удивительно. Обычно дамы показаны более чуткими, чувственными и порывистыми, а здесь всё наоборот. При всей своей прямоте Мишель искренен в своих чувствах. Он готов не только признать это, но и всеми силами доказывает это. Но к сожалению Патриция это кремень.

    Жан-Люк Годар в своей революционной картине как бы открывает эпоху роковых женщин в кинематографе. Образ Патриции вылеплен просто великолепно. Если вам доводилось встечать подобных дам в жизни, то вы сразу расскусите весь фильм. Она конечно не предводитель злых сил на земле, но её значение в мире велико. И она сама по себе ничего плохого не делает. Но вот то что делают другие из-за неё, совсем не хорошо. Конечно по ходу просмотра может сложиться образ образованной, чувственной и искренней девушки. Но это всё враньё. Все её мысли и чувства, всё это ложь. Как помните, на интервью писатель ей ответил на её вопрос: «Стать бессмертным, а потом умереть». И она растаяла. И здесьм меня осенило. Всё что вызывает в ней Мишель — это искренне, а вся её жизнь ложь. Все эти заумные фразы, выученные наизусть пластинки, постеры в ванной, хождение без лифчика — это лишь жалкое подобие жизни. А Мишель он настоящий. И её это пугает.

    Её пугает его искренность. Привыкнув жить в мире лжи, непросто оттуда выбраться. Она ведь приезжая. Ей чужды французы, потому что они сохранили немного чести в сердце. И поначалу её связь с Мишелем выглядит естественно. Но страх, делает своё. Финальные сцены с участием Жан-Полем Бельмондо выглядят очень грустно. Словно погасла последняя свеча в мраке вранья. И его явно театральная погулка до перекрёстка, трогает необычайно глубоко. Пару дней после просмотра я всё никак не мог выкинуть финальную сцену из головы. А его фраза «Ты действительно образина» — завершает всё написанное мною выше.

    Великолепная игра актёров. Неподражаемый Бельмондо и милейшая Сиберг. Замечательное музыкальное сопровождение и необычайно живые звеки города, не то что сейчас лепят. Ярко выраженный философский сюжет, невообразимо тонко вобравший в себя мир Франции и вообще Мир середины прошлого века. Чёрно-белая съёмка и красота пейзажа, без всякой там конвертации в 3д. А так же удивительный и неповторимый вкус французского кино. Если из того что я написал, хоть что-то вам близко, то вы просто обязаны увидеть этот знаменательный фильм.

    Закончу цитатой Сергея Есенина: «Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо»…

    11 августа 2010 | 18:01

    Тот редкий момент, когда направление важнее определенного результата. И в отличие от «Мужского-женского», излишне погруженного в срезы социополитических и поколенческих реалий, «На последнем дыхании» не настолько похож на диспут и более общечеловечен. На него нет мерки.

    Молодой Пуакар живет в нашем упорядоченном мире, как говорится, чисто символически, он не ищет в чем и за кем правда, не зависит ни от кого. Из него явно не получился бы метатель бисера из пословицы. Трудно понять почему, но мы смотрим и ждем, чтоб его обаятельный гедонизм не кончался. Это одна из лучших, если не лучшая роль Бельмондо, в одном ряду со «Стукачом». И Сиберг на пару с ним не менее открыта, загадочна и совсем лишена академичности.

    Поразительная ценность этой красивой жизни лежит по-видимому в неопределенности каждого из нас, в едких думах о завтра и выборе. Герой герою рознь, но ведь у каждого есть право на жизнь по-своему, долгую или короткую.

    Эта жизнь — обаятельный реверанс черно-белому старине Богарту. Мир фаталиста остается всполохом, с филигранным своей улыбкой финалом. Noir. Судьба.

    5 марта 2012 | 08:58

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    подробнее

    Новости


    Раз в десять лет британское издание Sight & Sound публикует список пятидесяти лучших фильмов по результатам опроса кинематографистов и киноведов. Свыше 800 кинокритиков, режиссеров, сценаристов, прокатчиков из самых разных уголков мира поставили на первое место ленту Альфреда Хичкока «Головокружение». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Если почитаешь какие-нибудь исследования по этой теме или сам попробуешь раскопать всякую информацию о маньяках, то первое, на что ты обратишь внимание, - эти люди среди нас, они живут такой же, как мы, жизнью, и постепенно меняют наш мир. И ты с этим ничего не можешь поделать (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Издательство Rosebud Publishing, ответственное за выпуск многих русскоязычных версий классических книг о кино, готовит к релизу «Разговоры с Мельвилем» Рюи Ногейра — подборку интервью с режиссером Жан-Пьером Мельвилем, снимавшим Делона, Бельмондо и Вентуру, а также повлиявшим на Квентина Тарантино и Джона Ву. КиноПоиск представляет фрагмент этого увлекательного текста. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Френка достали тупые соседи, капризные невоспитанные дети и их насквозь фальшивые родители. Поняв, что ему уже больше нечего терять, Френк угоняет соседский жёлтый «Камаро» и отправляется убивать… (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 500 000
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day12 039 000
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 200 000
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold392 234 534
    2.ИсчезнувшаяGone Girl81 229 014
    3.Выпускной79 003 481
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day36 973 298
    5.Солнечный удар30 442 251
    09.10 — 12.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 829 888740 925
    Деньги691 689 694 руб.171 129 009
    Цена билета244,42 руб.4,78
    09.10 — 12.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    215.Ночи КабирииLe notti di Cabiria8.104
    216.Совершенный мирA Perfect World8.098
    217.ПодменаChangeling8.097
    218.История ХатикоHachikô monogatari8.097
    219.Знакомьтесь, Джо БлэкMeet Joe Black8.096
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.НесломленныйUnbroken90.56%
    52.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.55%
    53.Безымянный проект Кэмерона КроуUntitled Cameron Crowe Project90.09%
    54.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road90.07%
    55.ИнсургентInsurgent90.03%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Солнечный удар21
    СтраховщикAutómata21
    БандитыLos Bandoleros6
    Сен-Лоран. Стиль – это яSaint Laurent6
    Проклятие АннабельAnnabelle21
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДракулаDracula Untold6.631
    СудьяThe Judge8.240
    Выпускной4.797
    ИсчезнувшаяGone Girl8.513
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.460
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры