всё о любом фильме:

Более странно, чем в раю

Stranger Than Paradise
год
страна
слоган-
режиссерДжим Джармуш
сценарийДжим Джармуш
продюсерСара Драйвер, Отто Грокенбергер
операторТом ДиЧилло
композиторДжон Лури
художникМэтт Бухвальд, Сэм Эдвардс, Луис Танкреди, ...
монтажДжим Джармуш, Мелоди Лондон
жанр драма, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  725 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время89 мин. / 01:29
Смотрите в кино:
1 сеанс в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
Скучающие молодые люди Вилли и Эдди — бездельники и игроки. Их жизнь — такая же затхлая помойка, как и квартал Манхеттена, в котором они обитают. Однако в один прекрасный день к Вилли приезжает юная кузина Ева из Венгрии, и постепенно друзья решаются на перемены…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
19 + 1 = 20
7.6
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    Японский трейлер 02:07

    файл добавил(GrishaAntipov)

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Американский независимый режиссёр Джим Джармуш стал в 80-е годы одним из пророков «кинематографа вдали от Голливуда» и нью-йоркской «пост-новой» волны «к востоку от рая». А лента «Чужероднее рая» (такой перевод представляется всё же точнее по смыслу, нежели буквальный: «Более странно, чем рай») впервые принесла 31-летнему постановщику международную известность в мире кино, получила премию за дебют на фестивале в Канне и главный приз в Локарно. Она стоила всего лишь $90 тыс., однако превзошла в прокате подобный ультраминибюджет почти в 27 раз! (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 8 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Для многих людей Америка — это место, где сбываются все мечты. Чистое воплощение рая на земле. Возможно, это так. Но только не для Джима Джармуша и героев его фильма.

    Будучи неудовлетворенными своей жизнью и в надежде на что-то большее, они пускаются на поиски своего личного рая: будь то Кливленд, Флорида или вся страна целиком. Но перемещение в пространстве ничего не меняет в их жизни. Во вселенной Джармуша герои ходят по замкнутому кругу, постоянно возвращаясь на исходное положение. Цветовая гамма киноленты, а точнее ее отсутствие, подчеркивает внутреннее состояние героев. Их души так же серы и холодны, как и окружающий их мир.

    Актерская игра, музыка, диалоги — все в этом фильме настолько гармонично, что придраться не к чему. Особенно неизгладимое впечатление на меня произвел момент, в котором Эва, находясь одна в квартире, слушает по радио песню «I Put A Spell On You».

    «Более странно, чем в раю» стоит смотреть людям, которые вечно недовольны своей жизнью и думают, что место жительства сможет изменить все. Сюда очень хорошо подходят такие фразы как: «Не жизнь скучна, а ты сам» или «Хорошо там, где нас нет».

    6 ноября 2014 | 06:17

    Второй полнометражный фильм Джима Джармуша по форме и содержанию не сильно отличается от его дипломной работы «Отпуск без конца» — он вновь подарил нам картину о бесполезных поисках лучшей жизни и о том, как в постоянном желании перемен человек забывает, что только посмотрев внутрь себя, можно изменить окружающий мир.

    Снова мы видим Нью-Йорк с неприглядной стороны, снова подсматриваем в замочную скважину за жизнью простых американцев (а в данном случае венгерских эмигрантов), снова чёрно-белая плёнка намекает нам о том, что наша жизнь — будто своенравная зебра.

    Картины маэстро Джармуша созданы не для фона, а для внимательного, глубокого восприятия. Пустота диалогов и нарочито безразличное повествование скрывают гораздо большее для тех, кто готов услышать и увидеть. Ни одному режиссёру не удаётся так интересно рассказать о скучающих людях и совершенно банальных, бытовых ситуациях, будь то уборка квартиры или просмотр футбольного матча. Говоря ни о чём, Джармуш умудряется рассказать об очень многом, затронув самые глубокие струны в душе.

    И напоследок позвольте ещё одну цитату.

    «Если вы экстраверт, если вы любите экшн, если вы смотрите кино ради развлечения, если вы боитесь чувства одиночества, то Джармуш точно не для вас.»

    9 из 10

    24 декабря 2012 | 17:45

    Новые батарейки, медитация среди рутины, таблетки от скуки, глоток свежего воздуха после душного сна — это всё фильмы Джармуша. Всем давно известно, что у этого дядьки всё сложное обязательно выглядит просто, грустное — забавно, а серьёзное — по-идиотски. И к тому же ещё и всё наоборот. «Более странно, чем рай», кажется, придумывалась на ходу.

    Настолько легко перелистываются кадр за кадром, что ты и сам чувствуешь себя участником этой компании, не знающей чем себя занять. Всё просто. Сначала вместе с ними думаешь: где бы раздобыть денег? Затем не остаётся ничего, чем их потратить. И так несколько раз подряд. Но всё равно хочется чего-то более, чем карточных пасьянсов и виски, более сложного и захватывающего, правда? Чего-то мечтательно светлого, прекрасного и недосягаемого. В итоге, как это обычно случается в жизни, поиски рая заканчиваются издевательской её ухмылкой.

    Более того, ты понимаешь это, и так же издевательски улыбаешься над ними и над самим собой: а всё-таки, как всё просто! Гениально просто! Джармуш. И больше ничего говорить не нужно.

    4 февраля 2008 | 21:53

    В своей новой картине Джим Джармуш продолжил освещение темы под названием «бесконечная свобода и с чем ее едят», только по сравнению с первой работой, второй опыт был намного лучше. Однажды, после того, как Джармуш снял одноименную короткометражку, он, немного дополнив сценарий, решил сотворить полноценную картину. И эта лента, почти, как и «Отпуск без конца» рассказывает о людях, которые ведут жизнь строго по собственным желаниям, нуждам и интересам.

    Однажды в черно-белый Нью-Йорк по сложившимся обстоятельства на несколько дней к своему двоюродному брату заезжает погостить Эва. Ее брат по имени Вилли ведет абсолютно свободный образ жизни, совершенно не утруждая себя какой-либо работой, семейными обязанностями, которых и вовсе нет, ну и другой, как он считает, чепухой. У Вилли есть друг Эдди, какие-то любимые увлечения, нет определенного распорядка дня, в жизни все идет своим чередом. Что касается заработка, то Вилли с Эдди себе его обеспечивают в непринужденной манере, особо не напрягаясь. Например, при помощи игры в покер с незнакомцами или ставок на лошадиных скачках, в которых им всегда и непременно улыбается удача. Порой даже ребятам удается «поднять» такую сумму, на которую легко можно жить несколько месяцев, не думая ни о чем.

    Глядя на все развитие событий, думается, что на Вилли приезд Эвы подействовал лучшим образом, внеся некоторые изменения, которых он всегда противился. Парень решился, за какое уже количество времени сменить обстановку, захватив с собой друга Эдди. Джим Джармуш в непринужденной и легкой манере при первоначальной незаметности демонстрирует, как в фильм, который не может похвастаться разнообразными и многочисленными действами, можно вложить достаточное количество смыслов, которые смогут открыться зрителю.

    Картина демонстрирует тот факт, что порой смена обстановки никак не может повлиять на общее настроение человека, ведь все равно, куда бы ты не поехал, а все будет зависеть только от тебя. Чужие города, даже страны мало чем отличаются от твоей привычной уже улицы, района, а посему человека в тот или иной момент будет неведомая сила начинать тянуть домой. «Stranger than paradise» так и говорит своему зрителю: «в гостях хорошо, а дома лучше», да и персонажи эту устоявшуюся поговорку подтверждают, что словами Эдди, что словами Вилли.

    Также Джармуш, никого не стесняясь, показывают такую Америку, которая будет непривычна для людей, привыкшим к, так называемым, величественным видам США. Напротив, нам изображается тот же Нью-Йорк в черно-белом цвете, с людьми, подавляющее количество которых являются безработными, а некоторые из них и вовсе эмигранты, приехавшие из разных краев света. Тут же и всеми любимый, солнечный Майами, который просто завален снегом, а не разбалован теплыми лучами солнца, девушками в бикини и сверкающим пляжем. Всем этим Джим Джармуш открывает новый взгляд на жизнь американцев, которые являются такими же людьми, как и все, т. е. со своими проблемами, озадаченностями и вопросами без ответов.

    У Джима Джармуша получилась легкая комедия с немудрёным действом, которое от зрителя практически ничего не требует, кроме внимания. В этом фильме повествование сверхумной композицией похвастаться никак не может, но картина чем-то все равно завлекает, подогревая интерес и вынуждая следить за повествованием в ожидании. Вся интрига заключается в том, чем же, все-таки, закончатся эти похождения. Сам «Stranger than paradise» удивляет заметным старанием молодых актеров: Джона Лури, Ричарда Эдсона и Эстер Балинт, которые на тот момент были всего лишь дебютантами. Всем бы так играть и проникаться своими персонажами, как это сделали они.

    Здесь же можно и подвести итог, в котором следует отметить, что в 1984 году Джармуш выступил новатором, разрушив многие стереотипы, о которых было сказано выше. Придумав вполне себе обыденную историю, режиссер вложил в нее душу и какую-то собственную необычность, которая преподнесла все повествование с той стороны, которая бы заинтересовывала зрителя, открыв новые границы понимания. Этот фильм понравится всем любителям хорошего арт-хауса и странных картин при всей их видимой легкости.

    1 августа 2011 | 14:44

    Посмотрев множество фильмов Джармуша, я странным образом пропустил эту картину. Второй полнометражный фильм режиссера, отныне становится для меня лучшим.

    Типичный для фильмов Джармуша герой — простой человек, почти всегда свободный (во всех смыслах), он почти наверняка не занят чем-то серьезным и полезным, одним словом — маргинал. Таковы главные герои Вилли и Эди. Они создали свой «мир» в грязном квартале Манхеттона. Они смотрят телевизор, едят теле-ужин, играют в карты и решают жизненно важные вопросы — на какую лошадь сегодня поставить. К Вудди на десять дней приезжает двоюродная сестра Ева. Ей приходится делать все то же самое, а в добавок, еще и носить ужасное платье и говорить только по-английски (никакого венгерского!). Словом, Эма, за десять дней проведенных в гостях у брата, ничего толком не почерпнула, кроме кличек беговых лошадей. Она уезжает и встречает бездельников только спустя год. Едва ли можно сказать, что за это время в их жизни что-то кардинально поменялось. Они лишь решают сменить обстановку и развеяться.

    Все, что происходит на экране, можно назвать скитаниями. Даже перемещаясь по стране, они не ощущают никаких перемен. Попав в «райскую Флориду», герои занимаются все теми же «делами» — тоесть ничего не делают. Простая, даже скучная жизнь героев отнюдь не погружает зрителя в депрессивное настроение, ведь Джармуш наполняет свой фильм неповторимым юмором и иронией.

    Дальнейшее развитие событий подчинено воле случая и предчувствиям героев. Это так же распространенный мотив в творчестве Джармуша.

    Джармуш удивительный и тонкий психолог. У него получается затянуть зрителя в атмосферу происходящих на экране событий так, как это никому не удается. По мимо музыкального сопровождения Джона Лури, это еще и необычный монтаж — постоянные затемнения. Этот прием также постоянно используется режиссером. Темные переходы делят фильм на множество мини-сцен, закрепляют увиденное и создают некую интригу предстоящего (деление фильма происходит не физически, а на каком-то подсознательном уровне).

    В итоге, фильм оставляет неизгладимое впечатление. После просмотра вы непременно погрузитесь в раздумья и не раз прослушаете композицию «I Put A Spell On You».

    Удачного просмотра!

    8 мая 2014 | 16:53

    Прошу учесть, что это частное мнение, и вы можете с ним не соглашаться.

    С этой ремарки я хотел бы начать своё повествование о фильме «Более Странно, чем в Раю/ Stranger than Paradise 1984г». Суть данной фразы в том, что неспособные выделить из толпы серости, люди используют подобные уловки для привлечения внимание к своей персоне (самый распространённый способ это сценические имена начинающих актёров в Голливуде). Вот также и режиссёр Джим Джармуш не способный сотворить стоящее кино выбрал нишу так называемого авторского кино, другими словами кино не для массовой аудитории, так как там его ожидает полное фиаско. Я три раза пытался просмотреть «Сломанные цветы» где были задействованы актёры первой величины Мюррэй, Стоун, Лэнж, Сэвеньи, Суинтон и с начала и с середины, но безуспешно. Не хватило терпения.

    Раз кадр, где ничего не происходит. Два кадр, где ничего не происходит. Три кадр, где ничего не происходит. Это вам ничего не напоминает, ну как же это же знаменитый Джармушевский «Рай». В развлекательном шоу «6 кадров» на СТС есть такая постановка: «Мы ведём прямой репортаж с улицы, где вот уже два часа ничего не происходит».

    Чтобы просмотреть фильм у меня ушло 5 дней так он меня «захватил». И могу с уверенностью констатировать, что в фильме 34 — сцены снятые неподвижной камерой, 15 — сцен при которых движение камерой смещалось не боле чес на 35 градусов и 19 — сцен в которых смещение камеры превышало 35 градусов.

    Вы спросите, откуда я это знаю, да мене просто нечем было заняться при просмотре данного «шедевра». «Рай» напоминает «Одиссею» Стэнли Кубрика в обоих действие словно застыло на месте, а в сознание автоматически возникают слоники. Если мне захочется посмотреть на скучную и унылую жизнь то нет нужды садиться к телевизору или идти в кинотеатр, она вокруг нас.

    Ощущение от просмотра фильм такое словно вы просмотрели работу студента факультета режиссуры. Бросается в глаза разница стиля съёмки некоторых сцен. Либо эти сцены снимались разными людьми либо в очень разные периоды времени.

    Единственное, что мне понравилось в «Раю», это эпизод с попкорном в кинотеатре, передача конверта с деньгами и музыка Скримин Джей Хокинса «I Put a spell on you 1954г», учитывая, что музыку я могу послушать, не затрачивая при этом 85 минут то это, в общем, наглядно характеризует весь фильм.

    P.S. Фильм о том, как скучающие эмигранты Америки делятся этим чувством с вами.

    31 января 2009 | 18:12

    Встречалось ли вам произведение, посмотрев которое понимали, что все ваши кинематографические устои, рамки представления о кино в целом, расширились?

    Субъективный взгляд на объективно хорошую картину мастера.

    Я восхищаюсь Джимом Джармушем как режиссером. Его творческая деятельность идет вразрез традиционным понятиям, устоявшимся стереотипам. Кинематограф всегда делился на «развлекательный» (зрелищный) и «интеллектуальный». Известно немало случаев, когда Джармуш вопреки всеобщим нормам творил по-своему желанию, творил во имя искусства, создавая личное, интеллектуальное произведение для исключительного круга лиц. Независимость и отречение от зрелища следуют за ним на протяжении всей карьеры, что подтверждают два известных эпизода. Будучи учеником у Николаса Рэя, Джармуш получает первый режиссерский опыт, снимает короткометражку. Наставник ругает Джима за нехватку действия, но Джармуш, немного поразмышляв, переделывает так, что события стало еще меньше. Рэй, посмотрев на новый вариант, хвалит студента за инакомыслие, добавив «трудноизлечимая независимость — замечательно». Похожая ситуация произошла относительно недавно, когда Джима попросили дополнить экшн-сценами его последнюю на данный момент работу «Выживут только любовники», на что тот ответил удалением их вовсе. В этом весь самобытный Джармуш, который своими неординарными, непривычными массовому зрителю лентами (их особенность не ограничивается отсутствием действия), закрепил в последние годы своей кинодеятельности статус «самого независимого из всех независимых режиссеров».

    В картине «Страннее чем в раю» основное действие, скучающих по жизни героев, заключается в передвижении из точки «А» в точку «Б» — из Нью-Йорка во Флориду. Останавливаться на главных составляющих фильма как например визуальный стиль, игра актеров, манера съемки и пересказывать сюжет не хочу — данные аспекты уже подробно освещены. Можно лишь подытожить, сказав, что основные элементы киноленты вызывают у одних дикий восторг (от обилия бытовых сцен, отсутствия событий и т. п), у других — мучительную скуку. Моя позиция находится посередине, на протяжении просмотра испытывал довольно-таки противоречивое чувство: умеренный восторг и томительную скуку одновременно. Трудно описать то непривычное ощущение, с которым столкнулся впервые после просмотра, этакий «феномен Джармуша». Фильм не произвел сильного впечатления: я не смеялся от радости, не плакал от грусти, не было мурашек по коже и не хотелось аплодировать автору. С работой ознакомился ранним утром, а потому, позднее отправился выполнять привычные дела и обязанности. И вот, параллельно обдумывая увиденное и услышанное, вспоминая «захватывающее приключение» Вилли, Эдди, Эвы, меня внезапно осенило — «Черт возьми, да это же, в буквальном смысле и без всякого преувеличения, моя жизнь — такая же черно-белая, унылая, рутинная, в которой отсутствует яркая палитра красок, музыки, за исключением одной и той же композиции. Одним словом, герой Джармуша во плоти».

    «Страннее чем в раю», как впрочем и другие работы творца, картина непустая, напротив наполненная определенной моралью, которая твердо оседает в подсознании как неоспоримая истина. В последние годы кинематографа мы, чаще всего, смотрим пафосную, убедительную, иногда поражающую историю о роковых переменах действительности тех или иных персонажей. На примере жизни кино-героя, режиссер передает задуманную мысль, которая под впечатлением остается у зрителя в памяти, но не более (в качестве примера на ум приходит сильная драма Рона Ховарда «Игры разума», 2001). Конечно, исключения встречаются, но в любом случае, у меня этот процесс происходит именно так. Джармуш же, в далеком 1984, построил ленту несколько иначе, поступил смекалистей и проницательней, ведь в «Страннее чем в раю», я наблюдал не за каким-либо героем, как это принято, а в прямом смысле, все 89 минут, был самим собой: сыграл с тетушкой Лотти в карты, посетил кинотеатр, ставил с другом на скачки — проигрывал на собаках, выигрывал на лошадях, совершил путешествие в «рай». «Феномен Джармуша» заключается в том, что в отличие от других достойных кинолент (достойное сравниваем с достойным) просмотренных ранее, где наблюдаешь за другими персонажами, мораль лишь оседала в голове на определенный промежуток времени. А посмотрев картину Джима Джармуша, я словно прожил несколько дней своей черно-белой жизни, наблюдал за самим собой и соответственно познал истину «нельзя избавиться от внутренней скуки, сменив внешнюю обстановку» сам. И главное, она стала не просто очередной умной кино-цитатой, она стала частью меня, чего прежде не получал ни от одного произведения. Cуществует немало по правде реалистичных фильмов, где можно провести аналогию с героем, увидеть себя… Но «Страннее чем в раю» — случай совершенно иной. Феноменальный.

    8 мая 2014 | 07:31

    Кино, которое непредсказуемо своей простотой, глубиной и широтой. Джим Джармуш, как всегда, сосредоточен на мгновениях, на деталях. Здесь нет лишних действий, слов, нет шуток и пошлости, всё красиво и со вкусом.

    «Более странно, чем в раю» передаёт атмосферу времени, рассказывая о том, как трое в конце концов оказываются в разных местах, потому что внутренне они из разных «моментов». Что-то их сближает, что-то отрывает безвозвратно от Родины..

    Авторское кино может смотреть не каждый, оно на любителя. Мне нравится такое кино именно потому, что при просмотре ничто так не хочется делать, как просто думать, думать обо всём на свете. О вечном и будничном одновременно.

    10 из 10

    4 августа 2009 | 15:39

    Заголовок совсем не случайный — если «Отпуск без конца» был своего рода введением, то «Более странно, чем в раю» — уже самостоятельное, по настоящему знаковое кино, полностью дающее представление о том, как работает Джим Джармуш. Снятая буквально за копейки, эта лента стала первым прорывом режиссера на пути в нечто большее — что делает ленту обязательной к просмотру.

    Сюжет сам по себе прост — но сама концепция безумно хороша, это фактически и есть основная фишка этого культового творца. И конечно, не малую роль тут играют актеры — здесь имеют значение лишь главное трио. Джон Лури, Эстер Балинт и Ричард Эдсон выдают по истине высококлассную игру — иначе и быть не могло. Вилли и Эдди по сути являются неким подобием тонкого и толстого — за исключением того, что они физически пропорциональны друг другу. Один серьезный и более приземленный, у другого не сходит с лица улыбка — но оба смотрят вперед каким-то особенно беспечным взглядом — шулера да игроки, им пока везет, но стоит глянуть на их ни чем не примечательную жизнь, как пессимизм хлещет рекой. Собственно все меняется, когда приезжает Ева — именно она меняет все в их жизни, каким-то необычном образом сумевшая вызвать к себе привязанность у этих двух парней. Хотя и нельзя сказать, что она отличается какими-то особенными чертами — она не поражает своей красотой, и не особо блещет умом. Это и не важно — главное, что она хоть немного растормошила затхлую, серую жизнь потерянных двух друзей. Далее она уезжает, выбрасывая без сожаления подарок Вилли, который в свою очередь тот подарил ей его от всей души.

    Проходит год, и действие приходит в движение, превращаясь в роуд-муви — друзья, подзаработав немного деньжат, решают навестить Еву, и едут за полстраны. Затем отправляются уже все вместе во Флориду, которая представляется им своеобразным раем. Где еще точнее вырисовывается стиль режиссера — проскальзывает и ирония, которая позже плотно поселится в его работах, и неожиданные развороты событий, и собственно необычные персонажи — пусть здесь лишь и вскользь.

    Также могу заметить, что Джим перешел в свою любимую, черно-белую манеру съемки — и надо сказать, что именно в этом случае он попадает в точку. Темная цветовая палитра отлично передает унылые будни главных героев, не пасуя и на тех эпизодах в конце, где задребезжит крохотным лучиком надежда. Операторская работа уже совершенно точно захватывает все наиболее важное, монтаж поддерживает неподдельный интерес в зрителе — при том, что одна сцена томно сменяет другую. Вообще видно, как вырос Джармуш как постановщик по сравнению со своим дебютом — не смотря на то, что средства, выделенные на проект более чем скромные. Что типично для арт-хауса — как результат, весь фильм построен на четко прописанных диалогах, великолепной актерской игре и удивительно красивых пейзажей — тут можно любоваться и трущобами Нью-Йорка, и пляжем Флориды — выглядит все одинаково завораживающие и красиво.

    Совсем не случайна к ленте пришла награда на Каннском кинофестивале — картина со временем обрела культовый статус, свою армию поклонников и утвердила за Джимом звание одного из лучших независимых режиссеров, живущих на Земле. Благо он здесь точно поймал свою мысль — о том, что люди, будучи отщепенцами в социальном обществе и стремящихся найти свой уголок в этом безумном мире, почувствуют себя точно так же в самобытном раю. И Флорида покажется не привлекательной пустыней — так как все трое подходят под определение мятежных душ.

    По настоящему культовая лента, заслуженно получившая статус классики. Разумеется, в будущем Джармуш еще не раз превзойдет свой результат — но данное творение можно считать его первым по настоящему серьезным произведением.

    8,5 из 10

    5 марта 2012 | 20:35

    Воины постмодернизма заполонили планету. Так уж вышло, что термин нынче ассоциируется или с компилятивного типа вороватостью, или с зубодробительной эклектикой. Таков ли Джим Джармуш? О, нет. Постмодернист ли он? О, да. Кажется, самое время вспомнить об одной из первых трактовок ставшего невероятно модным культурологического словечка: месье Лиотар в своем opus magnum определял его, как «Кризис великих идей, кризис великих поступков, кризис великих личностей». Иначе говоря, уходит время эпиков про Бен-Гура и Лоуренса Аравийского; в прошлом остаются мраморные изваяния, навроде «Одиссеи» Кубрика; едва ли кто-то сумеет запечатлеть великие страдания великого режиссера лучше Феллини. Так почему бы не обратить объективы к событиям в высшей степени рядовым, лишенным всякой уникальности? Почему бы не построить новую эстетику в базисе из повседневной скуки? Второй полнометражный фильм Джармуша — это, говоря откровенно, кадры ничем не примечательной жизни трех ничем не примечательных молодых людей. И детали тут совершенно не важны. И это в своем роде прекрасно.

    Ленивая камера следит за медленно идущим куда-то человеком — вот типичная сцена «Более странно». В точности модель зеваки, которому невыносимо скучно, и все, на что он способен — это нехотя вертеть головой. Торжество статики и общих планов. Монохрома и съемки одним дублем. Впрочем, вовсе ни к чему монтажные трюки, если речь идет о поэтике беспредметных разговоров, рутинных ритуалов и бытовой суеты. Джармуш буквально заставляет всматриваться в унылые интерьеры, долго разглядывать сковороду, висящую над плитой, внимательно изучать обыкновенную ручку видавшего виды шкафа. «Да как это вообще может быть интересно?!» трансформируется в «а что другое может быть интересно?». Еще Сартр ставил поэтическое созерцание выше философии, но кто сказал, что «поэтически созерцать» можно только бесноватые пляски огня или монотонное течение реки? Пришел черед насладиться кадрами обшарпанных стен и пыльных кресел; довольно мошенничать, вырезая «скучные» эпизоды.

    Пожалуй, самое точное определение для многих своих героев Джармуш даст позже, в «Таинственном поезде», озаглавив одну из новелл «Lost in space». Действительно, все они, будь то таксисты из «Ночи на Земле» или местная троица лодырей, потерялись в космосе; передвигаются, словно барахтаясь в невесомости. А сами путешествия здесь выглядят скорее поиском реального в неестественном блеске мира условностей, символов и симулякров. Взять хотя бы одного из персонажей «Более странно», Уилли: его пища — полуфабрикаты, имитация продуктов в красивых упаковках; работа — мелкое шулерство и игра на ставках, деньги из воздуха; имидж — шляпа, которую он снимает лишь перед сном, «так принято в Нью-Йорке». Он пытается объяснить футбольные термины, и осознает, насколько все надуманно, насколько разнится суть вещей с их представлением. А позже Уилли встречает «реального человека» — случайный прохожий, работающий на заводе — и не может найти с ним общий язык. Трудно сказать, насмехается ли Джармуш над новой культурой, или сокрушительно качает головой, но правила жизни большого города он передает очень точно.

    «Странная штука: приезжаешь в другой город, а кажется, будто никуда и не уезжал», — удивляется кузина Уилли. А теперь сравните, к примеру, со знаменитой цитатой короля битников: «Вы, парни, куда-то едете или просто едете? — Вначале мы не поняли вопроса. А это был чертовски хороший вопрос». Разница в том, что для Керуака и подобных ему в этом самом «ехать» уже было заложено все необходимое. Рай, смысл жизни, дух свободы, мечта, что угодно — «ехать, чувак, врубаешься?». Джармуш низводит Образ Дороги, святыню всея американской культуры, до уровня бесцельно-утомительных перемещений в пространстве точно так же, как в одном из своих интервью он уравнял творения Шекспира с конвейерными детективами Микки Спиллейна. Точно так же, как библейские мотивы смешались с бытием заурядных прожигателей жизни. Отправь этих бездарных бездельников прямым рейсом в рай, и все пойдет по сценарию одного из рассказов Федора Михайловича — рай превратится в сущую помойку. Впрочем, им и там будет нечем заняться.

    Что поделать, жизнь вообще штука скучная. Так давайте же наблюдать за девчонкой в мешковатом свитере, что пылесосит замызганную кухню. За пижоном в шляпе, что мерно храпит перед шипящим телевизором. Вот они, подлинно великие сюжеты нового времени.

    13 октября 2013 | 19:08

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>