всё о любом фильме:

Сибирский цирюльник

год
страна
слоган«Он русский. Это многое объясняет»
режиссерНикита Михалков
сценарийНикита Михалков, Рустам Ибрагимбеков, Роспо Палленберг
продюсерАнтониу да Кунья Теллеш, Олдрич Мэч, Никита Михалков, ...
операторПавел Лебешев
композиторЭдуард Артемьев
художникВладимир Аронин, Индржих Кочи, Мартин Мартинец, ...
монтажЭнцо Меникони
жанр драма, мелодрама, комедия, ... слова
бюджет
$35 000 000
сборы в России
$2 600 000 сборы
зрители
Россия  1.5 млн,    Франция  870.1 тыс.,    Италия  93.2 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время179 мин. / 02:59
Годы правления Александра III. «Сибирский цирюльник» — паровая самоходная лесопилка, заказ на производство которой пытается получить в российских государственных органах американский авантюрист Маккрэкен. Для своей поддержки он вызывает в Москву Джейн, чья задача — обворожить генерала Радлова и уговорить его дать согласие на разработку машины.

По пути Джейн знакомится с юнкером Андреем Толстым. Он влюбляется в иностранку и в порыве ревности избивает соперника-генерала. Бывшего юнкера, закованного в кандалы, отправляют в Сибирь, разлучив с возлюбленной…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Со времени написания сценария «Сибирского цирюльника» до окончания его экранизации прошло около 10 лет. В основном столь длительный срок связан со сложностями в организации финансирования такого масштабного проекта.
    • Роль генерала Радлова должен был сыграть Юрий Богатырев, который внезапно умер в возрасте 41 года в 1989 году.
    • Общий бюджет «Сибирского цирюльника» (включая стадию послесъемочного периода) составил более 40 миллионов долларов. Таким образом, этот фильм формально является самой крупнобюджетной постановкой в истории российского кино (рекордом советского времени считается «Война и мир» Сергея Бондарчука).
    • Съемки фильма, по словам их участников, напоминали крупную военную операцию. В них было задействовано более 250 актеров, несколько тысяч актеров массовки, 40 экипажей и несколько самолетов и вертолетов. Ежедневно группу обслуживало около 80 автомобилей.
    • Вся использованная в фильме посуда была сделана по специальному заказу чешскими стеклодувами.
    • Сам аппарат «Сибирский цирюльник» — лесоуборочный комбайн новейшей конструкции — был построен специально для картины на одном из секретных военных заводов недалеко от Нижнего Новгорода. Машину пытались похитить со съемок, однако воров постигла неудача — они не справились с управлением и завели «Цирюльника…» в овраг, откуда не смогли выбраться и спаслись позорным бегством.
    • Съемочный период продолжался 11 месяцев по 6 дней в неделю при рабочем дне, составлявшем от 12 до 16 часов.
    • Поскольку зима 1997 года выдалась удивительно бесснежной, при съемках заснеженной Красной площади и московских улиц приходилось использовать сотни тонн искусственного снега.
    • Во время съемок Масленицы на Новодевичьем пруду температура поднялась до 12 градусов тепла. Чтобы стремительно тающий лед не провалился вместе с актерами и декорациями, его непрерывно обкладывали искусственным сухим льдом и поливали жидким азотом.
    • Никита Михалков стал первым человеком, которому удалось потушить кремлевские звезды, а также проложить рельсы через Иверские ворота Кремля, чтобы пустить по ним конку.
    • Съемки фильма производились на нескольких площадках. Сибирские сцены снимали в Хакасии, Красноярске и Нижнем Новгороде. Павильонные съемки (декорации училища, квартиры и т. д.) осуществлялись в Чехии, поскольку стоимость аренды павильона оказалась там значительно ниже, чем в России. «Американские» эпизоды снимали в Португалии, а Москву — на самом деле в Москве, в том числе на Соборной площади Кремля.
    • Актеров, игравших офицеров и юнкеров, обучали в течение нескольких месяцев в Костромском военном училище по уставам строевой и караульной служб конца XIX века.
    • «Сибирский цирюльник» стал первым российским фильмом, снятым в наиболее современном формате Panavision со звуком, записанным в режиме Dolby CPD.
    • В снятом в 2008 г. американском фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» дорогу в южноамериканских джунглях 1957 года колонне военной техники КГБ расчищает советский фантастический лесоповальный аппарат, ломающий деревья налево и направо. Это пародия Спилберга на сибирский паровой лесоповальный механизм из известного в США фильма Никиты Михалкова.
    • Телеверсия имеет хронометраж 275 минут.
    • еще 12 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.0/10
    Самая дорогая российская (но не советская — ведь бюджет «Войны и мира» Сергея Бондарчука с учётом инфляции теперь составил бы 150 млн. долларов) постановка, которая обошлась в $35 млн., всё-таки более чем на половину финансировалась иностранными фирмами. Нельзя не оценить хватку и смекалку Никиты Михалкова, верно понимающего, что уровень национальной кинематографии поддерживается не с помощью одного лишь художественного реноме, призов на международных фестивалях или «Оскаров», включая даже соискательство. Фактом подлинной деноминации кино можно считать не только постепенное возвращение прежних (в смысле — недевальвированных, а не просто бывших советских идеологических и общественно-консервативных) ценностей. Вновь следует воспринимать фильмы не с точки зрения амбициозно-маниакальных претензий бесцельно самовыражающихся авторов, но исключительно по-человечески, зрительски, осознавая, что интересна, прежде всего, поведанная история, и нас по-настоящему занимают неоднозначные характеры. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1597 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В очередной раз на одном дыхании посмотрела этот замечательный фильм. Как понятно нам, русским, все то, что хотел поведать Никита Михалков. «Сибирский цирюльник» — это кино не только о сложной человеческой судьбе, но и о дореволюционной России, о последнем царе. Удивительно то, что с того времени мало что изменилось в нашем менталитете: пить — так пить, любить — так любить, гулять — так гулять. Это настоящее русское кино, возвращающее зрителя к своим корням.

    Если говорить об актерах, то все на своих местах. Прекрасно сыграли свои роли абсолютно все. Интересно, состоялся ли бы фильм без колоритной и очень противоречивой фигуры генерала Радлова (Алексей Петренко) или человечного капитина Мокина (Владимир Ильин). Или чего только стоит сцена, когда рыдает Полиевский (Марат Башаров) со словами, что наделал Толстой (Олег Меньшиков).

    Олег Меньшиков в «Сибирском цирюльнике» сыграл юнкера настолько естественно и органично, что у зрителя не возникает никаких сомнений в том, что Андрей Толстой действительно молодой человек, а не мужчина зрелого возраста. Это настоящее актерское перевоплощение — сыграть восторженного, чистого, наивного и горячного Толстого.

    Почему этот фильм хочется смотреть? Потому что «Сибирский цирюльник» вызывает смех и слезы, радость и восхищение. Никита Михалков в очередной раз воспевает русский дух, показывает, как мы умеем любить и ненавидеть.

    Спасибо режиссеру за прекрасный синтез российских и зарубежных актеров, за любовь к России и великому Моцарту!

    9 из 10

    30 марта 2015 | 00:43

    Вообще-то фильм позиционируется как гимн патриотизму, но все ушло в лубочный пафос — так сейчас эпоха СССР видится многим коммунистам как нескончаемый парад-демонстрация на Красной площади.

    Один из самых высокобюджетных истрических костюмных фильмов за всю историю отечественного кино, но не идет ни в какое сравнение с таким шедевром, как «Война и мир». Кстати, Михалков открыто заявлял, что «Сибирский цирюльник» сделан по западный кинопрокат.

    Думаю, что это вообще самый самый слабый фильм живого классика отечественного кино Н. Михалкова, которому коммерческое кино голливудского толка категорически противопоказано.

    1 декабря 2006 | 19:37

    Есть кино хорошее, есть кино плохое. Бывают фильмы интересные, и бывают фильмы скучные. Но существуют так же и уникальные в своём роде произведения кинематографа. Такие картины как правило неповторимы, созданы авторами с огромной любовью. Про такие фильмы обычно говорят, что они сняты с душой и от всего сердца. Именно такие фильмы именуются Великими. Такими их делают не только участие звёзд, высочайшее качество постановки и увлекательность сюжета. Просто такое кино создано с определённым умыслом, и несёт некое послание своему зрителю. Оно способно затронуть его своей глубиной, заставить сопереживать вымышленным кино-героям, и даже полюбить их как живых, родных людей. У каждой страны есть в закромах один такой фильм, способный представлять страну во всём мире. Своеобразный флагман национального кинематографа, способный рассказать жителям других стран о той земле на которой он был создан, и о тех людях что её населяют. Поведать чужестранцу с некой долей пафоса и фольклора историю своей родины. Для нас это безусловно, «православный блокбастер» Никиты Михалкова — «Сибирский Цирюльник». Фильм выпущенный практически по всему миру. Большой, костюмированный, историко- романтический фильм — фреска, отточенная автором до немыслимого стилистического блеска. Настоящее, русское Кино Большого Стиля, в лучших традициях Голливуда и профессионализма национальной школы. Невероятно духовно богатое произведение, которое не просто вдохновляет. Но в некотором смысле лечит душу, и спасает от скверны творящийся вокруг. В том числе и от засилья мерзости в отечественном кинематографе. Во-истину, Великое кино от великого (и лучшего, кто бы что о нём не говорил) кинорежиссёра нашей родины…

    «-Русский солдат храбр, стоик и терпелив. Потому непобедим. Любите русского солдата, берегите его.» (с)

    Идея о создании этого колосса пришла Никите Сергеевичу ещё во время Перестройки, после коммерческого и критического (прежде всего на Западе) успеха его итало-советской постановки «Очи Чёрные», снятой в «русском-национальном» духе, на заграничные деньги, и с привлечением звёзд мирового кино. Но понимая, что дорогостоящая, историческая постановка с огромными массовками, декорациями, костюмами и пр. в данный момент невозможна, Михалков ограничился лишь тем, что вместе со своим другом Рустамом Ибрагимбековым написал сценарий, и «прикидочно» отобрал исполнителей на главные роли в будущей картине. Оставив её создание до лучших времён. Которые, впрочем после 1991-ого (когда многие именитые советские режиссёры и артисты остались за бортом профессии) могли и не наступить. Но для художника важно терпение. А им Михалков, могущий годами возится с одним проектом, обладал в полной мере. И к концу десятилетия, при господдержки и при изрядной доле западного капитала, он смог таки воплотить свою мечту — приступить к съёмкам давно вынашиваемого фильма. При огромном (не только по тем временам) бюджете в 45 миллионов долларов, небывалом размахе постановке и благодаря участию целого сонма известных и популярных как наших, так и иностранных артистов -«Сибирский Цирюльник» стал не только вехой в истории отечественного, но и заметным событием в истории мирового кинематографа. Работа над картиной, включая подготовку и организацию сложных, массовых съёмок (которые велись не только в России, но и за рубежом -в Мексике и Праге, а среди отечественных локаций были Сибирь, Тайга и даже Кремль!) велась около четырёх лет. Затем был долгий монтаж отснятого материала, и создание специальных компьютерных эффектов, которые в нашем кино тогда делались впервые. Потому значительная часть «пост-продакшна» проходила заграницей. Никитой Михалковым при помощи Геннадия Иозефавичуса была придумана целая рекламная компания по «раскрутке» и продвижению фильма как на отечественный, так и на международный рынок, которая буквально захлестнула в начале 1999-ого всю страну. Такой маркетинг тоже для нашего кино было в новинку. «Цирюльник» представлял собой бренд, на котором создавались различные сопутствующие успеху в прокате товары (ванные полотенца с символикой ленты, мужская туалетная вода, сигары и даже пиво «Юнкерское»!) Долгожданная премьера первого русского блокбастера прошла с помпой и пафосом в Кремлёвском Дворце Съездов, накануне Масленичных гуляний, и увенчалась колокольным звоном и многомиллионным фейерверком на Красной Площади. Что и говорить — большое государственное дело свершилось, в стране впервые за долгие годы появилось кино которым народ мог по праву гордится! Да и сам Никита Сергеевич некогда не слыл скромным человеком, что впрочем его только украшает как гражданина, общественного деятеля и художника.

    «-На войну с песнями, под венец в слезах, и всё всерьёз. Всё до конца!» (с)

    Принят фильм был многими по-разному. Если массовый зритель валил в кинотеатры (до того, во многих провинциальных городах вообще закрытые) с восторгом, то так называемые «эстеты» и кинематографисты восприняли творение Михалкова весьма сдержанно, впрочем отметив высокое «техническое» качество картины. Если отечественные критики вменили в вену режиссёру довольно простой и бесхитростный сюжет, который по их мнению не как не соответствовал заверениям Михалкова о том, что он нашёл и выразил в своём фильме давно искомую русским народом, почти мифическую Национальную Идею. А так же попеняли за то, что дескать, эта романтическая «лав-стори» не вяжется с доминирующим в сюжете государственным антуражем. То иностранные критики в большинстве своём отнеслись к масштабному произведению автора «Рабы Любви» и «Утомлённых Солнцем» враждебно. Так, к примеру будучи фильмом-открытием Каннского фестиваля, «Сибирский Цирюльник» получил столь низкие оценки членов жюри, что был признан провалом. Это конечно же нельзя счесть объективным мнением о картине, по той простой причине, что данный фильм откровенно демонстрировал превосходство широкой, русской «на-распашку» души над западной меркантильностью. Что, конечно же не могло быть встречено теми же американцами (кстати, в кино-прокат США фильм так и не попал, по другой правда причине- Михалков в Каннах осудил вооружённое вторжение Штатов в Югославию) с таким как у нас в стране восторгом. Но любовь к фильму на родине, и интерес к нему за рубежом всё же разные вещи. А картина до сих пор остаётся одним из популярных и влиятельных представителей нашего кинематографа в мире, а одно это уже говорит о многом.

    «-…похоже в России «слегка» не бывает.» (с)

    В картине рассказывается отнюдь не только и не столько о первой и трагической любви молодого романтика-юнкера. В ленте говорится о безграничной любви авторов к своей Родине, о живущих на этой земле людях, об их национальном укладе и об их обычаях и традициях. О бескрайних её полях и лесах, о безграничной и необъятной как сама Россия, такой загадочной и непонятной иностранцам, но такой простой русской душе. Фильм Михалкова — не просто триколор «Православие, Самодержавие, Народность». Это сама гордость за отчизну, и выраженная на экране к ней Любовь. В конце — концов -Он русский. Это многое объясняет!

    10 из 10

    1 октября 2014 | 08:17

    Эту картину я впервые посмотрел, когда мне было 7 лет, году в девяносто восьмом, по телевизору. Помню, как мельком увидел первые кадры, и меня сразу же затянула красивая история любви Джейн и Андрея, и то, как все кончилось. Я помню, как я, семилетний ребенок, рыдал над тем, чего не понимал — о любви. И, пожалуй, картина эта повлияла на меня радикально, воспитав во мне широту духа и умение чувствовать кино, да и, наверное, жизнь в целом. Пересмотрел «Сибирский цирюльник» я совсем недавно со своей одиннадцатилетней сестрой, и мы плакали. Я — о широкой русской душе и о духе России, она — о любви.

    «Сибирский цирюльник», как и каждый фильм Михалкова представляет из себя многогранное художественное произведение, которое можно рассматривать с разных сторон, в любом возрасте, и испытывая разные чувства. «Сибирский цирюльник» — не та картина, которая воспитывает слепой патриотизм, не призывает выйти на улицу и размахивать «триколором», нет. Это фильм, который в человеке чувствующем и сопереживающем зарождает русское зерно, толкает к широте духа, к попытке объять необъятную русскую душу. Замечательно проработанные образы русских юнкеров, духа страны-империи заставляют зрителя переживать и ощущать порой холод или тепло на коже. Меня в который раз потрясла история любви Джейн и Андрея, так блистательно сыгранных Джулией Ормонд и Олегом Меньшиковым; также не могу не отметить роль Ричарда Харриса, который создал образ меркантильного чокнутого старика, помешанного на своем творении.

    МакКрекен стрижет русский лес, а его «дочка» стрижет русские сердца. И как бы Джейн ни пыталась совладать со своими чувствами, как бы ни становилась ближе к Андрею, так или иначе, их союз губителен для них обоих. Ведь русский и западный дух несовместимы и взаиморазрушительны.

    P.S. Если в семь лет я переживал в картине любовь, в девятнадцать — дух страны, то что, интересно, я переживу лет через десять ? Остается лишь гадать.

    10 из 10

    24 июля 2011 | 19:48

    Ох, уж эта загадочная русская душа, тайна которой, судя по всему, никогда не будет разгадана. Масленица, Прощенное воскресенье, Великий пост, водка, медведи, кулачные бои и бескрайние, необъятные просторы: все это есть и всегда останется самым странным, неизведанным, непостижимым, но и бесконечно притягательным для немыслимого числа иностранцев, тщетно пытающихся понять природную суть нашей с вами души.

    Фильм в свое время не смог снискать ни зрительских симпатий, ни лавров критиков, да и кассовые сборы были даже не провальными, ибо их, в сущности, вовсе не было. Но значит ли это, что данная кинокартина действительно необычайно плоха, ужасна, банальна и бездарна, как многие о том с уверенностью говорят? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо досконально разобрать каждую составляющую этой киноленты.

    Режиссура

    Никита Михалков, как известно, может создать нечто весьма стоящее и достойное, но так же способен сотворить что-то бездарное и просто-напросто отвратительное, не будем уж приводить конкретные примеры. Здесь же его работу нельзя назвать блистательной, но она, надо признаться, в высшей мере добросовестна и качественна. Порою фильм тянулся действительно долго, но как только повествование становилось чуточку стремительнее, то аж час хронометража пролетал мимолетно. Словом, режиссура тут крепкая и добротная, что благоприятствует просмотру этого фильма.

    Актерский состав

    В последнее время многие стали забывать, кто же такой актер. Увы, большинство довольствуется тем, что человек умело кривляется и дурачится на камеру, называя такого клоуна актером (за примером опять-таки не нужно далеко ходить), но то, что я увидел в этом фильме, можно смело назвать подлинным актерским мастерством.

    Олег Меньшиков был просто бесподобен и великолепен. Его игра была максимально убедительна и фундаментальна. Выражаю огромное уважение и восхищение этому потрясающему актеру.

    Джулия Ормонд так же была ослепительна. Но, справедливости ради, стоит заметить, что она мне запомнилась не своей неповторимой игрой, а своим шармом и утонченностью. Ее вклад в превалирующий драматизм картины несравнимо мал с вкладом того же Меньшикова, но лепта, внесенная ею в очаровательную красоту и беспечную обаятельность этой кинокартины, поистине необъятна и неоценима.

    Ричард Харрис, а точнее его герой, не вызывал у меня особых симпатий по причине очевидной капиталистической меркантильности, однако сыграно и показано это было умело и убедительно.

    Владимир Ильин сыграл здесь роль сугубо второго плана, но сделано это было потрясающе. Невероятно сильное и запоминающееся исполнение. Учитывая весьма непродолжительное время пребывания Ильина на экране, в памяти он отпечатался ни чуть не меньше остальных, что говорит о непревзойденной актерской игре.

    Александр Петренко тут не показал чего-то выдающегося. Да, он занимает немало экранного времени, и да, местами он был комичен, но ничего большего он не продемонстрировал, посему я считаю, что из всего актерского состава именно Петренко не дотягивает до общей атмосферы накаленных страстей.

    Марат Башаров так же исполняет роль второго плана, но те кадры, в которых он был задействован, нельзя назвать никак иначе, как ключевыми. Во время дуэли он полон мальчишеской запальчивости, но, вот, проходит пару мгновений, и он уже переполнен искренним и боязливым сожалением. А его душераздирающий, отчаянный, взывающий и умоляющий крик «Что ты наделал?!» пронзал до самой глубины души. Браво!

    Операторская работа

    Фильм изобилует нас чудеснейшими видами. Подчеркнута вся эпохальность нашей несравненной и непревзойденной природы, наших всеобъемлющих полей и лесов, нашей безграничной Родины. От этого было невозможно оторвать глаз, что, естественно, является неоспоримым достоинством этой картины.

    Музыкальное сопровождение

    Работа композитора в этом фильме так же неподражаема. Вся музыка в этой картине поддерживает и обостряет обширный спектр самых разнообразных эмоций, что так же является несомненным плюсом этого фильма.

    Итог

    Наша страна знавала разные кинематографичные времена: времена советской классики, ставшей абсолютно эталонной, времена оскароносных картин, которыми восхищались даже американские киноакадемики, времена бездарных комедий и посредственных боевиков от Бондарчука, времена попирания всех культовых советских кинолент. Сейчас же наше кино ходит по крайне тонкому лезвию, снимая как бездарные фильмы, так и, к сожалению, крайне редко достойное кино, которым смело можно гордиться, взять хотя бы «Легенда N17», «Брестская крепость» и недавно вышедший фильм «Поддубный». Ко всем этим немногим фильмам, за которые, как говорится, не стыдно, теперь я добавил «Сибирский цирюльник». Это чудесное кино с абсолютно потрясающей актерской игрой, с прекраснейшей музыкой, красивейшей операторской работой, качественной режиссурой и цепляющим сюжетом. И пусть этот фильм хоть трижды не признан, вы обязаны его посмотреть. Вы об этом совершенно точно не пожалеете!

    10 из 10

    - Вам нравится Моцарт?
    - Нравится?! Я обожаю его! Его все обожают! Моцарт — Великий композитор, мадам!

    18 августа 2014 | 19:15

    «Сибирский цирюльник» — это больше, чем просто фильм. Это история о целой эпохе, о людях, которые тогда жили и которых, к сожалению, сейчас очень мало.

    Фильм этот состоит весь из деталей — настолько проникаешься той обстановкой, той эпохой, что как будто сам являешься героем этой непростой истории. Просто не представляю, сколько средств потребовалось режиссёру и продюсерам, чтобы этот фильм подготовить!

    Говорить об актёрском составе вовсе не приходится — он просто потрясающий!

    Никита Михалков попал в точку — настолько все герои гармоничны. Их игра потрясает воображение. Особенно меня потряс главный герой — юнкер Андрей Толстой, сыграть которого лучше Олега Меньшикова, как мне кажется, не смог бы никто — сыграть так искренне и страстно. Эта, безусловно, одна из его лучших ролей.

    Есть моменты в фильме, смотреть которые невозможно без слёз. И эти слёзы наворачиваются сами с собой. Несмотря на то, что я фильм смотрела не один раз — каждый раз у меня разыгрываются такие переживания, что потом не могу и ночью заснуть.

    Жаль одно — что фильм не получил Оскара. Я считаю, что это один из самых лучших российских фильмов, посмотреть который, как минимум, необходимо, а, как максимум, полюбить всей душой!

    Безусловно, 10 из 10

    29 декабря 2009 | 22:48

    Фильм, в который вложили душу. Фильм о том… чего в наше время не встретишь… о том, что осталось в далёком прошлом, как красивая, вроде как уже кажется — забытая сказка…

    Помню, когда впервые посмотрела этот фильм, мне было лет 10, или 11, точно не помню и я совсем не поняла суть, но фильм привлёк в том возрасте меня яркими красками и прекрасной музыкой и хоть я ничего не понимала тогда, мне было очень интересно смотреть его, не было даже момента, чтобы возникала идея о чем-то постороннем.

    Сейчас прошло больше 10 лет… Посмотрела вновь этот шикарный фильм буквально вчера, спустя долгие годы.. Я была потрясена глубочайшим смыслом, вложенным в фильм, потрясена этой разрывающей душу трагедийностью картины… Совсем не поверхностный фильм, который просматривая снова и снова, открываешь для себя значительные детали, фразы, выражения, которые пронизывают фильм и составляют то глубокое и серьезное впечатление со слезами на глазах и комом в горле.. который подступает на протяжении всего фильма не один раз… А игра актёров? Меньшиков, которому 40 лет, сыграл 20 летнего мальчика, так как никто воплотил в своём герое — наивность, горячесть, любовь, преданность, смелость… если по Станиславскому, то это несомненно будет громкое : «- ВЕРЮ!»…

    Фильм о том времени, когда было еще не утеряно понятия Чести и достоинства Русских офицеров, порядочность, кодекс чести, настоящая мужская дружба, без подделки и фальши. Любовь без расчета, подлинные сильнейшие чувства, поломанная в секунды судьба… Подлость людей, пользующихся высоким положением… ненависть, зависть… Тут есть и мысль," не могу понять… почему здесь в России, порой данное кому-то слово стоит дороже всего на свете»..

    Михалкова осуждали за излишний, вычурный пафос, показуху в этом фильме… но совершенно не заслуженно! Только искренне любящий Россию и Русский народ человек, мог снять такой фильм.. Если вдумчиво посмотреть этот фильм и ни один раз, станет ясно понятно, что всё это большая часть правды и совсем не пафос, а реальная действительность того времени, о том не простом, Великом времени Великих людей, времени романтики, когда дамам посвещали стихи, устраивали дуэли, защищали честь, когда не осторожно сказанное слово могло дорогого стоить…

    .. и до боли знакомая, охарактеризовала нашу жизнь, нашу сущность, сущность русской души в точности, из фильма фраза

    : «- На войну — с песнями, под венец — со слезами, и все всерьёз, все до конца..» — 

    Браво, Никита Сергеевич! Браво, гениальному, русскому режиссёру!

    10 из 10

    9 ноября 2010 | 14:23

    Фильм как иллюстрация полушансонной песни группы «Белый орел» — «любовь, шампанское, закаты, переулки» (…) «балы, красавицы, лакеи, юнкера». Как и большинство позднего михалковского творчества: а) сверх меры сдобрено пафосом, здравый смысл приносится в жертву патетике и драматике; б) продукт выпускается на экспорт в отчаянной надежде зацепиться за «Оскара»; в) куча исторических ляпов и сюжетных нестыковок.

    Поясняю по пунктам. Первое. Пафос и экзальтация принижают трагедию. Да, любовь — дикая, безнадежная, смывающая все мосты на своем пути — и, по канонам жанра, несчастная. Да, та самая пресловутая «русскость», как ее понимает Михалков — отдаться порыву без остатка, выплеснуть всего себя в один безумный геройский поступок, вспыхнуть ярким пламенем, а потом тихо тлеть «во глубине сибирских руд». Могло такое быть? Могло, но… что, если истинное мужество любящего заключается в том, чтобы не выпускать ТАКУЮ всеразрушительную любовь за пределы своего сердца?

    Второе. Экспортная направленность продукта. Герои говорят на иностранных языках, а «широкая русская душа» сводится к лубку — Масленице, икре-блинам-водке, дрессированным медведям на ярмарке и кровавой драке «стенка на стенку». И вера православная само собой: кресты да купола во весь экран. Увы, тут Никита Сергеевич пролетел, и «наш ответ „Титанику“ «Оскара» за лучший иностранный фильм не получил.

    Третье. Историки могут вволю поиздеваться над показанным в фильме бытом юнкеров, значительная часть которого выдумана в угоду авторскому замыслу, над постоянными появлениями в кадре еще не изобретенной в те годы техники, и прочее.

    Признаюсь, что являюсь идейным противником навязываемого Михалковым великодержавного барского киностиля, поэтому и отзыв критический. Неоспоримо, что фильм поставлен зрелищно, масштабно, ярко и эффектно — впрочем, от самого дорогого на тот момент отечественного кина другого и не ждали. Ясно, что в любом случае это было кинособытием для своего времени, кто бы что ни говорил, включая меня. Но сдается все же мне, что михалковский талант с середины 90-х поскакал, с шашкой наголо, совершенно не в ту степь; и чем дальше, тем меньше у меня остается желания смотреть его новые творения (при том, что, скажем, «Утомленные солнцем» без всякого сомнения отличный фильм, достойный просмотра и пересмотра).

    Представляется, что Никита Сергеевич с годами превратился в этакого Церетели от киноискусства, у которого масштаб и эпичность происходящего напрочь заслонили камерность внутреннего мира его героев. Вот и выходит из-под тяжелой руки мэтра, что бы он ни снимал, одно и то же: за Отечество, за веру, за царя; православие, самодержавие, народность.

    3 ноября 2013 | 16:26

    Так уж сложилось исторически, что Никита Михалков как фигура в современном российском кинематографе никого не оставляет равнодушным и вызывает гамму чувств — от бесконечной любви и обожания до абсолютной ненависти. Поклонники готовы носить его на руках и преклоняются перед его талантом, те же, кто его не любит, ядовито отзываются о его фильмах и даже не пытаются увидеть в них что-то хорошее.

    Я долго не примыкала ни к одному из лагерей и воспринимала фигуру Никиты Сергеевича с уважением, но спокойно. Но это было до просмотра «Сибирского цирюльника».

    О фильме

    Весь фильм строится, с одной стороны, на любви к Родине, в частности, в период Российской империи, на любви к русскому человеку, на величии нашей страны — и на контрасте в сравнении с Западом. Многое показано в утрированной и гиперболизированной форме — преувеличена недалекость американцев, Россия изображена несколько лубочно — и Масленица, и парад-присяга юнкеров, и, казалось бы, незначительные эпизоды, показывающие особенности русского человека. Можно критиковать и ругать Михалкова, но с каких пор гипербола перестала быть средством художественной изобразительности? Прежде чем критиковать, стоит задуматься, зачем режиссер все изобразил именно так. Лично у меня сцена присяги вызвала ощущения величия и гордости.

    О любви

    Любовная история в «Сибирском цирюльнике» занимает особое место и является центром повествования. Опять же здесь игра контраста — молодой, неиспорченный юнкер Андрей Толстой, для которого честь и благородство — не просто слова, влюбляется в американку Джейн, эмансипированную авантюристку с темным и трагичным прошлым и мундштуком в руке. Был ли шанс у этой любви? На мой взгляд, не было — даже проникшись светлым чувством и пытаясь понять Россию и русских, Джейн не забывает о достижении своих целей, о бизнесе. Юнкер Толстой не может разделить любовь и жизнь — и очень дорого за это заплатит. Джейн из людей другого типа, для нее любовь это одно, а бизнес — совсем другое.

    Противопоставлением Джейн служит образ Дуняши — русской женщины. Незабываема сцена в хлеву с серпом в руках и слезами в глазах. Вот так любят русские, подчеркивает Михалков — все всерьез, все до конца.

    О Меньшикове

    Гениальный актер. Не каждый в 40 лет сможет сыграть 18-летнего, да так, что ты ему веришь каждую секунду. Интонации, голос, выражение лица и глаз — все проникновенно. Не знаю, кто еще бы смог так сыграть Андрея Толстого. К сожалению, столь талантливых актеров сейчас практически нет.

    О юнкерах

    Необычайно сильное впечатление производит образ русского офицера. Здесь и благородство, и настоящая мужская дружба, и любовь к Отечеству и Государю, и истинная выправка, и небольшие шалости и подтрунивания друг над другом… Очень берет за душу. Сцена на вокзале потрясла меня до слез. Хочется сказать словами Андрея Толстого — «Я люблю вас, юнкера!»

    О жизни

    В фильме нет голливудского хеппи-энда, и тем он ценнее. Михалков не обращает внимания на штампы, шаблоны и стандарты. Мне понравилось, что он не стал показывать годы, проведенные на каторге. Не стал показывать мучения Толстого, подчеркивать его страдания. И без того понятно, что жизнь его сломана — но то прежняя жизнь. Ему пришлось научиться жить в новых условиях, порой нечеловечески тяжелых, но он справился и смог найти себя, создать семью и принять этот новый уклад. А память о старой любви остается лишь отголоском в дремучем сибирском лесу и видом уезжающей кареты. Воистину, гениально.

    О Никите Михалкове

    Теперь я могу сказать, что стала поклонницей творчества Михалкова. Мне близко его восприятие России и мира, мне понятны и близки ценности, которые он показывает. Не стоит ругать его за преувеличенность и пафос. Не стоит едко высмеивать то, что он сыграл Государя — и, к слову, сыграл просто потрясающе. Лучше подумайте, что он пытается нам сказать — и почему. В конце концов, с каких это пор любовь к Родине и гордость за ее историю стали недостатками?

    Вместо послесловия

    Я рада, что посмотрела этот фильм в 27 лет, во взрослом возрасте, когда ценности сформированы. Боюсь, что в более юном возрасте я бы этот фильм просто не восприняла так, как он того заслуживает. А так — глаза, полные слез, и сердце, переполненное гордостью.

    Мой вердикт очень прост: Михалков велик, Меньшиков гениален.

    10 из 10

    24 сентября 2013 | 12:01

    "«Все счастливые семьи более или менее различны, все несчастливые имеют между собой много общего», — так пишет великий русский писатель в начале своего известного романа ("Anna Arkad`evich Karenina», переведенно- извращенного на английском Р. Г. Стоунлоуером, Моунт Табор Лтд., 1880). Эта фраза, однако, имеет мало отношения к истории, которую мы собираемся здесь рассказать, скорее похожей на семейную хронику, первая часть которой, вероятно, ближе к другому произведению Толстого, «Детству и отрочеству» ("Childhood and Fatherland», Понтиус Пресс, 1858)".

    Сие есть переведенное на русский начало самого длинного, самого богатого, самого амбициозного романа Набокова, по совместительству являющегося мифом, сказкой, идиллией, утопией, семейной хроникой, историческим романом, личным дневником, картинной галереей и киносценарием сотни фильмов как минимум, отнюдь не исчерпывая все свои смыслы данным перечислением.

    Начало самого длинного, самого богатого, самого амбициозного фильма Михалкова, являющегося по совместительству тем же, чем и вышеуказанный роман Набокова, и более того — до удивления сходно с ним, если не буквой и словом, то стилем и духом. Тот же твист той же классики во вводных строках — с поправкой на издержки киноязыка : молодая дама (называемая некоторое время Анной Карениной — по читаемой ею книге) мчится на поезде в Москву (разумеется, географически из пункта, относительно Москвы ровно противоположного выбранному настоящим Толстым для настоящей Анны) и знакомится с молодым русским офицером, юнкером Андреем Толстым. Отрок сей, как и его товарищи, кажется, и обрисован таким, какой он есть, специально с тем, чтобы оправдать смешение горе-переводчиками понятий отрочества и отечества.

    А английский язык, используемый и в наименее располагающих к этому ситуациях, природную ясность которого с очевидной намеренностью лишь запутывают закадровые переводы и комментарии автора (чем не сноски Вивиан Дамор-Блок в «Аде»?) — окончательно помещают нас во вселенную набоковской Антитерры, Зазеркалья, намокшей и полинявшей географической, этнографической и культурной карты, на которой части Северной Америки отпечаталась на России и наоборот — где все так, как у нас, да не так, с изъянцем местами, местами же — неожиданно идеально, но неизменно ярко, живо, многоголосо и наполнено донельзя конденсированными художественными подтекстами.

    Да и все действо, вочеловеченное Михалковым, эпатажно, но с редкостной гармоничностью сочетающее несочетаемое — пафос истинного патриотизма с бурлеском и китчем, дух захватывающее эстетство с казарменным юмором, расхожие клише западного видения России с голографически многозначными философскими прозрениями (Ильин, Бердяев, Гумилев…), и, главное, необъятный груз взаимоисключающих литературных, художественных, музыкальных и кинематографический цитат (и самоцитат в том числе) — сложно воспринимать иначе, чем очень точный киноаналог « Ады » — одной из вершин русского, и по-русски всечеловеческого постмодернизма.

    Все смешалось в нем — чеховские и островские актрисы (Аркадина, Кручинина, Тугина), полукапитан-полудядька, слуга царю, отец солдатам, толстовский царь, осанистый, как с памятника во дворике Мраморного Дворца, гаршинский воробьишка у начищенных солдатских сапог, лесковский запоздалый звонарь, пастернаковские пыльным золотом убранные переулки, купринские и крашенинниковские юнкера, кубриковский «Full Metal Jacket», индустриальная фантасмагия Олеши — машина « Офелия », визуальный ряд — от палехской шкатулки до Репина и Сурикова и от Караваджо до французского импрессионизма, музыкальный — от туземных мотивов через барокко и до соцреализма…

    Это фильм, который как-то принято не любить и который, действительно, не сразу к себе располагает (как, собственно, и набоковский излишне головной и шарадообразный шедевр). Но это — настоящее, большое искусство, произведение художника, которому в его ипостаси подвластно почти все. Очень хочется, чтобы это понимали … ибо, как сказал наш корифей, не последнее из украшений любой хроники заключается в тонкости изображаемых деталей: отражения женского лица в оконном стекле на фоне зимнего пейзажа, ароматных яблок, рассыпанных по полу, печально прерванной на середине фразы музыкальной шкатулки, пасхального молебна, пропетого чистыми юнкерскими голосами, и многого, многого другого…

    22 ноября 2010 | 16:45

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 149 руб.
    DVD, 655 руб.
    DVD, 490 руб.
    книга, 288 руб.
    подробнее

    Новости


    Выдающийся российский актер, на счету которого больше сотни ролей в кино, а также бесчисленное количество работ в озвучании, Александр Леньков ушел из жизни в возрасте 70 лет. В его фильмографии присутствуют такие картины, как «Ключи от неба», «Дайте жалобную книгу», «По секрету всему свету», «Маленькая Вера» и «Сибирский цирюльник». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Я подумал: какой гениальный прием, какой гениальный метод! Но через какое-то время до меня дошло. Чтобы пользоваться таким методом, нужно быть Никитой Михалковым. А есть режиссеры, которые приходят и долго молчат, ничего не говорят долго-долго. И потом все происходит. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Как Толстой и Достоевский покорили Американскую киноакадемию? Каким образом Марчелло Мастроянни и Акира Куросава помогли нам с номинациями? Почему Владимир Меньшов принял победу ленты «Москва слезам не верит» за розыгрыш? Какие рекорды установил Никита Михалков? В ожидании 87-й церемонии «Оскара» КиноПоиск вспоминает путь отечественных картин к знаменитой премии и скрещивает пальцы за победу «Левиафана», которая может стать первой для России за 20 лет. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    КиноПоиск побывал на съемках новеллы Юрия Быкова «Медведь» из новогоднего альманаха «Елки 1914» и узнал, как актеры находили общий язык с лохматым коллегой, в чем заключается сложность работы с животными в кадре и почему постановщик «Майора» решил попробовать себя в новом жанре. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Когда на Каннском кинофестивале появились «фильмы открытия»? Почему в эту категорию попадают совсем непохожие друг на друга картины? Сколько среди них российских лент? Разбираемся, какие фильмы открывали самый престижный киносмотр мира. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ДомHome54 000 000
    2.Крепись!Get Hard34 610 000
    3.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent22 075 000
    4.ЗолушкаCinderella17 515 000
    5.Оно следует за тобойIt Follows4 021 000
    27.03 — 29.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДомHome318 630 293
    2.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent230 943 081
    3.ЗолушкаCinderella61 591 578
    4.Робот по имени ЧаппиChappie32 331 567
    5.Духless 228 889 207
    19.03 — 22.03подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 992 466906 238
    Деньги764 633 700 руб.238 279 027
    Цена билета255,52 руб.3,22
    19.03 — 22.03подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    205.Девочка, покорившая времяToki o kakeru shôjo8.106
    206.Красота по-американскиAmerican Beauty8.104
    207.ПсихоPsycho8.104
    208.Билли ЭллиотBilly Elliot8.104
    209.СтенаPink Floyd The Wall8.104
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Номер 44Child 4494.36%
    17.007: СПЕКТРSpectre94.36%
    18.Вне себяSelf/less94.19%
    19.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens94.18%
    20.Дом странных детейPeregrine's Home for Peculiars94.17%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    АвгустAugust: Osage County135
    МенюFeast8
    Тото в МадридеTotò, Eva e il pennello proibito1
    Кавказская пленница!27
    К сокровищам авиакатастрофыRace for the Yankee Zephyr3
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДомHome7.518
    Призрак7.541
    Барашек ШонShaun the Sheep Movie7.918
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent6.659
    ПоклонникThe Boy Next Door5.158
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Форсаж 7Furious 709.04
    ДикаяWild09.04
    Номер 44Child 4416.04
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron23.04
    Любовная загвоздкаAccidental Love30.04
    премьеры