всё о любом фильме:

Тарас Бульба

год
страна
слоган«От любви до ненависти»
режиссерВладимир Бортко
сценарийВладимир Бортко, Николай Гоголь
продюсерАнтон Златопольский, Рубен Дишдишян, Александр Потемкин, ...
операторДимитрий Масс
композиторИгорь Корнелюк
художникВладимир Светозаров, Сергей Якутович, Марина Николаева, ...
монтажЛеда Семенова
жанр боевик, драма, военный, история, ... слова
бюджет
$15 700 000
сборы в России
зрители
Россия  3.78 млн,    Украина  536.2 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время131 мин. / 02:11
По мотивам одной из самых известных повестей Николая Гоголя «Тарас Бульба». События «Запорожской сечи» отсылают к тяжелому периоду в истории казачества, когда запорожцы поднялись на борьбу с Речью Посполитой.

В самом центре политических интриг оказалась семья уважаемого казака Тараса Бульбы, переживающего глубокую личную драму. Его сын Андрий полюбил польскую аристократку и хочет бежать из Сечи. Раздираемый чувством и долгом Тарас объявляет сыну последнюю родительскую волю…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
40%
2 + 3 = 5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», которая входит в цикл «Миргород». В составе «Миргорода» повесть опубликована в 1835 году, в 1842 вышла её вторая, дополненная и переработанная Гоголем редакция, которая публикуется во всех современных изданиях.
    • Поскольку замок в городе Дубно в XVIII столетии был сильно перестроен и потерял свой «средневековый вид», вместо него снимался знаменитый Хотинский замок XV века.
    • Съёмки фильма велись в России (на киностудии «Ленфильм»), в Украине (остров Хортица в Запорожье, Бахчисарай, Каменец-Подольский, Киев, Хотин и др.), в Польше (Варшава); начавшись в феврале 2007 года, они продолжались девять месяцев. Батальные сцены, которых в фильме насчитывается пять, снимались в основном в Каменце-Подольском и Хотине. В отдельных сценах фильма принимали участие более 1000 участников массовых съемок, 150 лошадей и около 100 каскадеров.
    • Одним из консультантов фильма стал голливудский продюсер Ник Пауэлл, работавший над фильмом «Храброе сердце» (Braveheart).
    • Сцены штурма польской крепости снимались в старом замке Каменца-Подольского.
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1493 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм очень понравился. Это самая лучшая экранизация великой повести
    Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Богдан Ступка был создан для 
    этой роли. Он очень хорошо передал характер главного героя, его мужество, силу, отвагу. По-моему, никто лучше не сыграл бы. 

    Владимир Вдовиченков и Игорь Петренко также справились со своими ролями. Бой на кулаках Остапа с отцом в начале фильма — выше всяких похвал, особенно фраза: «Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то ей-богу, поколочу!» В конце Вдовиченков играет блестяще: «Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

    А самые главные слова «Батько, где ты? Слышишь ли ты?» — по-настоящему трогают за живое, актёр сказал эти слова так, как и должен был сказать, без тени наигранности, фальши, просто идеально. Ответ отца сыну: «Слышу, сынку, слышу!» вызывает слёзы на глазах, до того всё трагично.

    Игорь Петренко — его Андрий почти такой же, как и в книге, но не совсем, не хватает глубины, не раскрыт полностью характер. Магдалена Мельцаж, сыгравшая Элжбету, настоящая красавица, с ума сойти можно. Михаил Боярский в роли Шило очень хорош.

    Только вот закадровый голос Сергея Безрукова совсем не подходит, другого надо было взять актёра, а то у Безрукова тон такой же как и в «Плесени».

    Батальные сцены в некоторых местах сняты немного не так, театрально, вяло дерутся в конце последнего сражения казаки, так медленно они саблями никогда не махали. Слишком много крупных планов показа ранений — удар, резаная рана перед лицом, взмах — колотая и т. д. Всё-таки это экранизация повести Н. В. Гоголя, а не какой-нибудь китайский боевик. Снимать батальные сцены нашим режиссёрам ещё учиться и учиться.

    А вообще картина полностью передаёт смысл произведения, его суть. Всё настоящее, как и было в те далёкие времена. Казаки, их дух, сплоченность, Запорожская Сечь, её законы (например, сцена закапывания казака-убийцы
    под гроб убитого им товарища), благородство и любовь, честь, предательство, храбрость — всё это есть в фильме Владимира Бортко.

    В общем, 8 из 10

    11 апреля 2009 | 01:15

    Занесла меня нелегкая в кино на «Тараса Бульбу». Собственно, с самого начала было понятно, что ничего хорошего ждать не следует. Сначала очень скупая на видеоматериал презентация на кинорынке, затем совершенно безобразный постер, ну а про режиссера Бортко у меня вообще хороших слов давно не находилось. Но тем не менее, научного интереса ради «Тараса Бульбу» я посмотрел. И продержался до самого конца, хотя желание встать и выйти из зала возникало регулярно, чуть ли не каждые десять минут. И теперь могу смело утверждать — гражданина Бортко к большому кино на пушечный выстрел нельзя подпускать. Это абсолютно бездарный человек, умеющий лишь успешно распиливать бюджет вместе с каналом «Россия» (который даже нормальную заставку пятисекундную нарисовать не удосужился).

    Основная беда режиссера Бортко в том, что со времен «Бандитского Петербурга» он так ничему и не научился. Те же приемы, тот же подход к съемкам. Никакого понимания разницы между телевизионным форматом и большим кинематографом. Флэшбэки — один-в-один как из «Бандитского Петербурга»: черно-белая картинка с размытыми краями и приглушенная музыка. Обязательно нужно показать сиськи и сцену секса, но здесь тоже никакого разнообразия не наблюдается. Бесстыдно статичная камера, половина сцен снята чуть ли не со штатива, а в помещениях несколько раз вообще был использован гениальный ракурс из верхнего угла комнаты, как у камеры наблюдения. Казалось бы, у тебя в руках отличный материал для масштабных панорамных съемок. Где все это? Ни одного пролета камеры, ни одного вменяемого длинного кадра. Все панорамы сняты на одном берегу. Все батальные сцены сняты на одном и том же холме. Штурм крепости снят на одном участке стены шириной метров в двадцать. Кадров с тысячной массовкой, которой так активно гордятся создатели фильма, практически и нет. В подавляющем большинстве сцен в кадре нет и сотни человек. Прибавим сюда беспомощный монтаж и получим чередующиеся эпизоды, похожие друг на друга как две капли воды. Какая-то фанатичная страсть к разрезаемой коже во время батальных сцен откровенно удручает, потому что не реалистично и не красиво ни разу. Все декорации — пять домов, одна стена, поле, лес да речка. Грим — традиционно плохой. Единственное, к чему у меня не возникло претензий, это костюмы. Но одними костюмами сыт не будешь.
    Сценарист из товарища Бортко тоже аховый. Те, кто книжку не помнят, вообще ничего не поняли, кто, куда, зачем и почему. Последние полчаса фильма, на протяжении которых в нормальном фильме развитие сюжета должно достигать эмоционального пика, в «Тарасе Бульбе» превращаются в какую-то абсолютно невероятную кашу из разрозненных сцен, разобраться в которых без поллитра невозможно. Персонажи прописаны отвратительно, поэтому даже стыдно придираться к актерам — им там нечего было играть. Один Бульба получился более-менее колоритным, но мотивация его поступков все равно остается за кадром. Отдельного внимания заслуживает музыкальное сопровождение фильма. Уж не знаю, какие отношения связывают режиссера Бортко и композитора Корнелюка, но композитору Корнелюку противопоказано писать музыку к кино. Пора уже признать, что песня «Город, которого нет» — вершина его карьеры, и не нужно больше мучать человека, заставляя совершить невозможное. Для «Тараса Бульбы» композитор Корнелюк придумал три короткие мелодии: лирическую, торжественную и пафосно-грустную. На большее фантазии не хватило. И вот эти три мелодии раскиданы по фильму в произвольном порядке. Под одну и ту же музыку влюбляется Андрий и оплакивает жену Тарас. Под одну и ту же музыку скачут казаки и скачут поляки. Ну и так далее. Кто-то опять забыл, что снимает не телесериал, а крупнобюджетный блокбастер для большого экрана. Собственно, главный вопрос — куда дели бюджет? Потому что, простите, конечно, что я опять вспоминаю «Обитаемый остров», но у Бондарчука реально видно, на что деньги ушли. А у Бортко — не видно. Вы только вдумайтесь: бюджет «Тараса Бульбы» — 25 миллионов долларов. Двадцать пять миллионов! У каждой части «Обитаемого острова» бюджет меньше! А разница видна невооруженным взглядом. «Тарас Бульба» настолько откровенно выглядит дешевой поделкой, что даже «Волкодав» по сравнению с ним смотрится гениальным шедевром. И никакие сиськи его не спасают. Хотя у Магдалены Мельцаж сиськи весьма неплохие, надо будет поглядеть на нее в каком-нибудь нормальном фильме. Про идеологическую составляющую я принципиально молчу, потому что про нее написали и еще напишут без меня. Я столь откровенно и топорно навязываемый патриотизм не понимаю и осуждаю.

    В общем, не тратьте свои время и деньги на этот ужас, а от режиссера Бортко бегите, как от огня. Это настоящий Уве Болл от российского кино. Но если Болл покушался на компьютерные игры, то Бортко регулярно замахивается на русскую классику. Я даже боюсь представить, кто будет следующим. Если к Достоевскому и Гоголю я более-менее равнодушен, то уж Булгакова с «Мастером и Маргаритой» я ему не прощу ни за что и никогда. И не надо мне напоминать про «Собачье сердце» — тот фильм спасли хороший сценарий и отличные актерские работы. А теперь режиссера Бортко уже ничто не спасет.

    21 апреля 2009 | 02:17

    Открывать для себя литературу разных стран — это почти путешествие. Читать британских, французских, американских авторов и выявлять в их книгах то общее, что и формируют национальную литературу — увлекательное исследование. Разумеется, сравнивать прочитанное с русской классикой. Чтобы прийти к выводу, что таких страстей, как в ней, мы не найдем больше нигде. Отнюдь не вчера я читала «Войну и мир» или «Тараса Бульбу», но даже наедине с собой не могу поставить точку в школьных дискуссиях. Я примирилась с Наташей Ростовой: раньше я ее люто ненавидела за то, что она не дождалась князя Андрея. Может быть, я и была близка к тому, чтобы простить заодно и сыноубийцу Тараса Бульбу, но после экранизации переживаю заново все то отчаяние, которое помню по восьмому классу.

    Бесконечно жаль, что юбилей Гоголя сопровождается «дележкой» культурного наследия. Хватит ли года, чтобы окончательно выяснить, чей он классик, — российский или украинский? Подождите: сейчас затеят спор о национальной принадлежности Тараса Бульбы. Позиция фильма по этому вопросу показалась мне непоследовательной. С одной стороны, сам Тарас с гражданством не определился: он говорит то о славе Украины, то о земле российской. Напрашивается вывод, что разделение существовало и в XVI веке, и продолжает быть значимым сейчас. При этом предводителя казаков довольно неуклюже записывают в герои все же русского народа. С другой стороны, невозможно обойти вниманием упор картины на православие. Религия представлена, безусловно, как основа государственности. В этом контексте разделение на русских и украинцев становится надуманным и несущественным. Если вернуться к нуждам нашего века и посылу фильма Бортко, то сформулировать его можно известной формулой: «Православие. Самодержавие. Народность». С первым пунктом определились; за второй отвечает Богдан Ступка (Тарас Бульба), сыгравший харизматичного лидера. Третий стоит разобрать отдельно.

    Казаки много и охотно говорят о себе. Казачество — это сила, братство, но, прежде всего, свобода. Наиболее успешно дух свободы отображен в примитивных эпизодах, таких как галоп по бескрайней степи, рождение ребенка все в той же степи, суровая закалка младенца с первых минут жизни. Но свобода — это индивидуальность, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах. Эти ее составляющие в кино затерялись. То, что выдают за независимость, — это угар и дикость. Закадровый голос делает объявление, что фильм о том, как зарождалось казачество. Выбранный режиссером способ показать свободу казаков привел к нагнетанию тревоги из-за всех этих излишеств, показного лихачества и речей с пеной изо рта, счет которым зритель теряет задолго до финала. Неужели казачество действительно зарождалось в такой атмосфере истерии, которая больше соответствовала бы фильму о закате какой-либо империи? Выглядит, как начало конца, а не начало славных дел.

    Есть в фильме эпизод, подтверждающий намерение рассказать о начальном этапе истории казачества. Это диалог двух братьев. Остап безоговорочно принимает идеалы товарищества. Он говорит о казаках, как об уникальном, избранном сообществе, стоящем выше других. Он говорит не только за себя, но за всех. То, что казаки приняли на веру, не принято оспаривать. Но для Андрия все не так однозначно. Он задумывается, что было бы, родись они на другой земле, с другими законами, противоречащими принятым в Запорожской Сечи? Почему он должен всю свою жизнь соотносить с границей между казаками и Польшей? Неугодные мысли, недопустимые на этапе, когда государство еще не стоит крепко на ногах, а оппозиция наказуема. Он у предал братство, позволяя себе эти сомнения. «Падение» Андрия было лишь вопросом времени.

    Совсем недавно, когда я смотрела трейлер «Тараса Бульбы», мне казалось, что центральной темой в фильме станет любовь Андрия и панночки и вызванная этим чувством драма в семье Тараса Бульбы. Посмотрев то, что снял для нас Бортко, я уже ни в чем не уверена, но, насколько я помню, в школе в основном и говорили о любовной линии. Необходимость снабдить фильм патриотическим пафосом в максимально возможной для 130 минут времени форме сильно ущемила права влюбленных. Мы видим практически военно-полевой роман, с подкормкой голодающей панночки и данью времени в виде наличия вольных сцен. Слишком оптимистично думать, что все зрители читали повесть, вот почему, боюсь, теперь будет иметь место мнение, что это были отношения за кусок хлеба, а не большая и чистая любовь. Такая, которая может послужить достаточным оправданием для предательства родины, семьи, товарищей. Любовь, за которую такое предательство прощают. Чувство, которого столь не хватает в образе сурового Тараса Бульбы. Кого и что он любит? По фильму, только Отчизну с большой буквы «о», но так высокопарно, что нет сил смотреть.

    Даже при такой бездарной подаче материала история Андрия и панночки берет за живое. Знаешь, что Андрий поплатится за переход к полякам, но не можешь до последнего не надеяться, что, может быть, он не станет участвовать в той битве. Может быть, панночка уговорит его не уходить. Будет валяться в ногах, если надо, но не пустит.

    Вершит правосудие отец, Тарас Бульба. Практически все соглашаются, что игра Богдана Ступки является одним из немногих бесспорных плюсов фильма. Как мне кажется, это было весьма и весьма на любителя. Очень театрально. С заламыванием рук и закатанными глазами, с продолжительными манифестами на костре — соответствовало завышенному до полного отказа от здравого смысла духу фильма. Я понимаю, что он действовал в рамках сценария, но патриотизм и пафос Тараса Бульбы крайне прямолинеен. Белка Скрет в «Ледниковом периоде» с желудем тоже пафосно маршировала. Ее бы в вожди всех белок.

    Сюрпризом кастинга стал, на мой взгляд, Михаил Боярский. Но выглядит он очень зловеще. Так, что хоть сейчас из шароваров — вон, и на съемочную площадку фильма про Гарри Поттера, играть Волан-де-Морта.

    Жаль, что экранизация классики стала очередной агиткой. В узком сравнении с другими агитками («1612», «Александр: Невская Битва») «Тарас Бульба» еще бодрячком смотрится. Почему-то попытки российского кинематографа снять исторический фильм уводят в бесконечный пафос, герои этих картин не говорят, а толкают речи, а участие Сергея Безрукова (хотя бы в виде закадрового голоса) практически обязательно. В чем просчет? Могут же французы снять «Жанну Д\"Арк» и сериал «Наполеон», а англичане «Генриха VIII». И их фильмы не выглядят такими вопиющими госзаказами. Может быть, перечисленные ленты и не годятся для того, чтобы по ним изучали историю, но как костюмные фильмы они выдержат проверку временем (или смену власти).

    13 апреля 2009 | 20:03

    Николай Гоголь создал своего `Тараса Бульбу` из любви к Украине, ее легендам, традициям и людям. Книга стала плодом тонкой и напряженной работы души писателя. В этом произведении волшебным образом переплетены лирика и героический эпос, яркие детали быта и и некая мифологическая обобщенность характеров. Это богатейший материал для талантливого режиссера. Но несмотря на свою несомненную одаренность, Владимир Бортко не использовал потенциал книги. Долгожданный фильм оказался откровенно слабой работой. За обилием спецэффектов и ярких костюмов затерялись мысли и чувства героев. Богдан Ступка, бесспорно, талантливейший актер, и его Тарас Бульба внушает уважение и восхищение, но прочие актеры сыграли довольно бесцветно. Владимир Вдовиченков бесконечно жалок в тщетных попытках сыграть Остапа, несгибаемого героя-мученика. Игорь Петренко слишком слащав даже для роли Андрия. А в томной блондинке с телячьим взглядом нет ничего от роковой ведьмы-искусительницы, отравившей душу наивного мальчишки ядом фальшивой страсти.

    Много излишней мелодраматичности. Ну к чему эта душераздирающая сцена с трупом жены Тараса? А стойкостью казаков нельзя не восхищаться: каждый из них, истекая кровью, успевает произнести трогательную, продуманную речь во славу русской земли.

    Несомненно, `Тарас Бульба` все еще дожидается достойной экранизации.

    5 из 10

    26 ноября 2009 | 01:04

    Ну до чего же ужасный фильм. Вызывает брезгливость и отвращение — в те редкие моменты, когда не вызывает нервного смеха.

    Чудовищно всё: распиливающая мозг пополам музыка Корнелюка, бестолковая съёмка битв, кто-в-лес-кто-по-дрова игра актёров, закадровый елейный голосок Безрукова, прокуренный бас красавицы-польки, любовно-детальная демонстрация казней, доходяга Боярский aka могучий казак Василий Шило, и т. д., и т. п., список почти бесконечен.

    Давно не видела ничего гаже. Запорожцы представлены немытой ордой, с интересами а-ля «я даже не знаю, что лучше — подраться или нажраться, всё такое вкусное». Поляки, правда, тоже чудовища ещё те. Ну, и непременная фраза о Святой Русссссссской Земле, произносимая с паталогическим пафосом каждым персонажем перед смертью, завершает кошмар.

    Всё-таки загадка, как человеку, снявшему «Собачье сердце», мог настолько изменить вкус — уже «Мастер и Маргарита» были кошмарноваты, но что-то ещё теплилось, а «Бульба» — это полная, окончательная и бесповоротная торба.

    6 сентября 2009 | 14:55

    - А поворотись, сынку! цур тебе, какой ты смешной! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?
    Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших уже на дом к отцу.


    Моя рецензия не будет большой, но я постараюсь объяснить вам, что за фильм «Тарас Бульба». Этот фильм о казаках, о свободных и чистолюбивых воеводах, любящих горилку и сало, любящих «погулять» по земле русской с шашкой в руках и на коне игривом.. Но главное не это, а то, что каждый казак в этом произведении — патриот, любящий Родину и готовый умереть за неё в любой момент. Такими патриотами являются, прежде всего, Тарас и его сыновья.

    Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачество — широкая, разгульная замашка русской природы, — и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: «Кто их знает! у нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак» (что маленький пригорок, там уж и козак). Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы.

    В этом фильме, даже при столь многочисленных сражениях, не очень качественные спецэффекты, и весь фильм на себе тянет только великолепная игра актёров: Богдан Ступка Владимир Вдовиченков, Михаил Боярский, Игорь Петренко — самые запоминающиеся персонажи. Начиная со второй половины фильма становится по настоящему интересно и не получается оторвать глаз от экрана.

    А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!

    Я считаю, что фильм не превзошёл оригинала, то есть книги, и всем советую лучше ещё раз прочитать гениальное произведение Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».

    7 из 10

    4 апреля 2009 | 23:06

    В результате мини — опроса среди знакомых, выяснилось следующее. Часть зрителей считают, что фильм Владимира Бортко «Тарас Бульба» — это историческое кино, рассказывающее о становлении казачества. Другая часть, что это история трагичной любви. Я же поддерживаю точку зрения, что «Тарас Бульба» — это история о русском духе. Противоречивом, кипучем, могучем, который, не задумываясь, готов отдать жизнь за родную землю. О духе, который бьется искусным воином с неприятелем с одной стороны, но и допускает смертельные для себя вольности с другой. Например, напиться во время боевого похода до беспамятства, и в результате стать легкой добычей врага. Полагаю, это из цикла «умом Россию не понять». При этом русский дух являет миру чудеса стойкости.

    Остапа, старшего сына Тараса Бульбы, с раздробленными руками и ногами, подвешивают на крюк во время казни. Неописуемая боль, но герой Вдовиченкова дал слово на плахе перед палачами, что, не смотря ни на какие страдания, мучители не услышат даже стона умирающего православного. И слово свое сдержал. А ведь это русский дух, подвергшийся лютой казни, висит живьем на крюке в лице Остапа.

    Другой образчик русского духа кроется в характере младшего сына Бульбы — Андрея (Игорь Петренко). Андрей тоже храбр, искусен в бою. Но он более нежный персонаж. Интересуется науками, латынью, радеет за то, за что и мы радеем в 21-м веке: законы и их соблюдение, желание справедливого суда, понятности и стабильности. У Андрея понятие отчизны другое. Для него отчизна это то, чего ищет душа, что дороже для него всего на свете. Отчизной Андрея, по чудному зигзагу судьбы, стала полька, дочь главного врага казаков. В итоге он предал отца, свою землю, друзей, и даже память убитой поляками матери. И это тоже обратная сторона русского духа, духа ищущего, сомневающегося, подчас предающего.

    Этому самому русскому духу в фильме, да и в жизни, свойственна общинность. Более того, Тарас Бульба обращается к казакам в те далекие времена словом «товарищи». Товарищ — это обращение еще пару десятков лет назад являлось основным на просторах бывшего СССР. В своей речи Бульба радеет за товарищество на русских землях. За братство. Не из тех ли времен тянутся корни Советской власти, колхозов, совхозов, государственной собственности?

    Запорожская Сечь в фильме — некая модель такого колхоза. Беглый люд собирается в Сечи, у них ни кола, ни двора. Пьянящий запах свободы манит в Сечь, где охотно пьют, дерутся, тренируют военные навыки. Но это не мятежный и неуправляемый народ. В Сечи есть атаман, есть правила жития, даже зачатки суда. Правда, суда скорого, лютого. Обычное у нас дело: махнули изрядно други спиртного, по пьяни один казак ни за что убил другого. Жертву в гробу хоронят, но под гроб тот заживо замуровывают и убийцу. Обоих закидывают землей. Жестокая справедливость в головах с чубами при виде такой своеобразной слоеной могилы восторжествовала. Русский дух жаждет справедливости.

    Русский дух влюбчив до беспамятства и помутнения разума. Андрей, младший сын Бульбы, разом и навсегда влюбляется в дочку главного врага — польского воеводы. Русский дух великодушен. Бульба спасает от смерти стоящего одной ногой в могиле «жида», как сказано в фильме. Но на другом полюсе этот же самый русский дух в лице Бульбы изрекает историческое: «Я тебя породил, я тебя и убью!». И не пугает вовсе, а убивает-таки. Все тот же великодушный дух.

    Детям смотреть фильм о русском духе «Тарас Бульба» противопоказано. Понятно, что 16-й век. Не с лютиками народы друг к другу в гости ходили. Но фильм изобилует сценами чрезмерной жестокости. Вспоротые животы, рубленные вдоль, поперек, сверху, вниз, по диагонали раны, отсеченные головы, конечности, раздробленные кости — всего этого с лихвой. Такого полно в современных криминальных программах и бандитских детективах. Куда ни глянь, всюду плоть россиянина режут, кромсают, вспарывают. Море крови в картине считаю перебором.

    Спецэффекты и комбинированные съемки в фильме весьма недурны на фоне шквала кино и теле мусора на наших экранах. Правда, есть вопросы. Почему в сцене штурма крепости ляхи такие косые? Что ни лях на стене, то не может попасть с трех метров в лезущего по веревке казака. Глаза у ляхов обычные, не раскосые, но стреляют они как-то особенно криво. А вот удачный режиссерский ход — прыжки казаков прямо на конях в реку с обрыва. Даже за одну эту сцену фильм стоит посмотреть.

    Теперь об актерских работах. Удивил Бортко другим Боярским. Вместо черной шляпы — чуб, вместо привычного Д’Артаньяна — француза, вполне убедительный казак. Интересное перевоплощение.

    Владимир Вдовиченков отработал убедительно на протяжении всей картины. У Игоря Петренко сцена признания в любви не слишком удачна, как мне кажется, не поверил я ему, не убедительно. А вот сцена с пирогом, где он впервые видит красавицу-дочку польского воеводы и влюбляется в нее с первого взгляда, при этом, пытаясь неуклюже показать свою силу и удаль, ухватившись за колесо кареты, Игорю явно удалась. В грязь свалился он залихватски. Женщины в зале хихикнули, как и полька на экране.

    Верю, что Тарас Бульба внешне был похож на Богдана Ступку. Многогранная работа украинского актера.

    Удивительна работа Бориса Хмельницкого неким мистическим и скорбным совпадением. В фильме он умирает со словами о том, что пусть пребывает в силе земля русская на долгие времена. Также спокойно подсчитывает, сколько ляхов он положил в битве, причем с математической точностью: «Семь ляхов саблей изрубил, девять — копьем». К сожалению, потом Хмельницкий умирает уже в реальной жизни, а русская земля, как он и говорил в фильме, живет и борется, как может.

    Хотелось бы несколько слов сказать и о музыке к фильму. Вроде бы она подходит, но ощущение, что некий груз привесили к ушам, не покидало еще с полчаса после просмотра. Саундтрек получился слишком резким, бьющим по перепонкам, местами раздражающий.

    В целом от просмотра картины осталось ощущение торжественности. Это насквозь патриотичный фильм с лаконично подобранным актерским составом. Ради этого ощущения убежденности в силу русского духа фильм следует посмотреть. Он прибавляет веры в Россию и, как ни странно, оптимизма, несмотря на потоки крови. Верится, что коли наши предки были такими стойкими, то часть той отчаянной храбрости и любви к земле русской все же передалась генетически и ныне живущим.

    8 из 10

    16 ноября 2010 | 01:02

    Если описывать «Тараса Бульбу» Бортко одним словом, то это слово — пафос. Пафосом проникнуто все — закадровый текст из повести, только портящий эффект от картинки, предсмертные монологи казаков «хай живе Русская земля», бодрые переговоры во время боя на тему «Есть ли ещё порох в пороховницах»… Довольно внятно и логично нам объясняют, что по-другому и не сделаешь — экранизация, мол, буквальная: что написано, то и снято. Ладно. Хотя такое букоедство выглядит странным, оно имеет право на существование.

    Однако есть один момент. В книге казаки идут грабить Южную Польшу просто так — деньги кончились. Склонность казаков к случайным решениям, не подкрепленными доводами разума, хорошо известна историкам, также как манера без объяснений причин менять атаманов и устраивать еврейские погромы по всякому поводу. Однако Бортко зачем-то придумывает ход со злобными орками… простите, ляхами, которые «сожгли родную хату, убили всю его семью».

    По-видимому, для правдоподобности. Но тогда непонятно, зачем надо было заставлять Боярского сотоварищи толкать длинные речи про «мы умираем, но не сдаемся», перед тем как живописно упасть лицом в грязь? Нетрудно было сделать все это более естественно и органично. Но тогда бы пропал весь патриотический пафос, по-видимому так необходимы Бортко и так испортивший вполне смотрибельный фильм с отличными декорациями, костюмами, актерской игрой (Петренко просто изумителен) и замечательной историей, написаной Гоголем.

    6 из 10

    10 апреля 2009 | 21:01

    Превосходно! Ожидала меньшего, и очень рада была ошибиться.

    О политической подоплёке, бездарной рекламной компании, превосходной игре актёров — до меня сказали достаточно.

    Исторические неточности — есть такое дело, картины не портят совершенно.

    Меня же более всего впечатлила серьёзность повествования, вдумчивость, полное отсутствие глянца и прочих красивостей. Ничего лишнего, никаких соплей, никакой отсебятины. Экранизация, какой она должна быть.

    Сильный, серьёзный, сдержанный фильм. Много крови, много страданий, всё наше, родное, и точно по Гоголю. Отдельной строкой — пейзажи и музыка — замечательно.

    Удаль, сила и размах не переходят в сериальную надрывность.

    Всё сделано на 100%, без недоработок и помарок, крови многовато, поэтому — 

    9 из 10

    5 апреля 2009 | 15:12

    Экранизовать Гоголя в наше время — это подвиг. Его величие всячески стараются откомментировать, а лучше не замечать. Даже Набокова уже давно не вспоминают, а ведь был еще недавно в большой моде. Народ стал читать, а там — благодарное и гениальное эссе о великом русском писателе Гоголе.

    Представляю, сколько препон преодолел режиссер. Поэтому прощаю все мелкие неудачности. Мысль писателя о том, что «земля»,«мать»,«народ» -это для русского человека выше личного, что их нельзя предать или продать, а надо свято защищать, в фильме, Слава Богу, есть. И характер наш бесшабашный передан и западным холодом от чужаков тянет. Конечно, хотелось бы побольше патриотического пафоса (пусть даже чисто режиссерского), ибо давно не снимают у нас фильмы о Родине. И поляков могли бы наши сыграть, да порезче. Наверно, спонсоры-продюсеры иностранцев предложили, поди политика. Но артисты играли честно, от души. Старые — отлично, молодые (братья), хоть и старались красавцы, по-моему, не дотянули. Наверно, школа не та. Вспомните Олега Стриженова ("Сорок первый») — вот это Андрий, а Евгений Урбанский ("Коммунист») — Остап! Не придираясь к мелочам, за киношный подвиг в трудное время ставлю «10». Надо Гоголя поднимать и нести как отеческое знамя!

    P.S. А вместо «Мастера и Маргариты» лучше бы Бортко «Вия» переснял (книжка-то более конкретная).

    18 марта 2010 | 21:39

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 374 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 299 руб.
    DVD, 179 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    Blu-Ray, 199 руб.
    книга, 225 руб.
    книга, 207 руб.
    игра, 299 руб.
    саундтрек, 335 руб.
    аудиокнига, 129 руб.
    аудиокнига, 216 руб.
    аудиокнига, 205 руб.
    аудиокнига, 198 руб.
    аудиокнига, 95 руб.
    подробнее

    Новости


    Один из самых востребованных и узнаваемых украинских актеров, Богдан Ступка умер на 71-м году жизни. Среди главных его работ ленты «Белая птица с черной отметиной», «Огнем и мечом», «Китайский сервиз», «Водитель для Веры», «Свои», «Шантрапа» и «Тарас Бульба». (...)
     
    все новости

    Статьи


    КиноПоиск побеседовал с участниками съемочной группы фильма „Высоцкий. Спасибо, что живой“ о том, чем работа пластического гримера отличается от работы пластического хирурга, куда проваливаются брюки и рубашки, если актер не подходит на роль, и почему к современной камере, которой снимали картину, приладили старые советские объективы... (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    «Легенда N17» проходит 500-миллионный рубеж, собирая 514 миллионов рублей или 16,5 млн долларов за одиннадцать дней проката. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes36 254 310
    2.Судная ночь 2The Purge: Anarchy29 816 675
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue17 509 407
    4.Домашнее видеоSex Tape14 608 152
    5.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction9 845 720
    18.07 — 20.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes346 038 489
    2.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In95 410 829
    3.Поддубный41 780 386
    4.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction33 994 705
    5.Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return29 236 297
    17.07 — 20.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 400 449518 580
    Деньги612 188 194 руб.165 495 572
    Цена билета255,03 руб.17,66
    17.07 — 20.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    50.Джанго освобожденныйDjango Unchained8.449
    51.Крестный отец 2The Godfather: Part II8.449
    52....А зори здесь тихие8.442
    53.СемьSe7en8.437
    54.Как приручить драконаHow to Train Your Dragon8.436
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.ДракулаDracula Untold92.33%
    37.ФранкенштейнFrankenstein92.16%
    38.Терминатор 5Terminator: Genesis92.10%
    39.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 192.01%
    40.Если я останусьIf I Stay92.00%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Крупная рыбаBig Fish256
    НанаNana22
    Остров проклятыхShutter Island806
    ГеройNayak1
    ГравитацияGravity321
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.524
    ГераклHercules6.314
    Домашнее видеоSex Tape5.973
    Король сафариKhumba5.861
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.677
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры