всё о любом фильме:

Тарас Бульба

год
страна
слоган«От любви до ненависти»
режиссерВладимир Бортко
сценарийВладимир Бортко, Николай Гоголь
продюсерАнтон Златопольский, Рубен Дишдишян, Александр Потемкин, ...
операторДимитрий Масс
композиторИгорь Корнелюк
художникВладимир Светозаров, Сергей Якутович, Марина Николаева, ...
монтажЛеда Семенова
жанр боевик, драма, военный, история, ... слова
бюджет
$15 700 000
сборы в России
зрители
Россия  3.78 млн,    Украина  536.2 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время131 мин. / 02:11
По мотивам одной из самых известных повестей Николая Гоголя «Тарас Бульба». События «Запорожской сечи» отсылают к тяжелому периоду в истории казачества, когда запорожцы поднялись на борьбу с Речью Посполитой.

В самом центре политических интриг оказалась семья уважаемого казака Тараса Бульбы, переживающего глубокую личную драму. Его сын Андрий полюбил польскую аристократку и хочет бежать из Сечи. Раздираемый чувством и долгом Тарас объявляет сыну последнюю родительскую волю…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
40%
2 + 3 = 5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», которая входит в цикл «Миргород». В составе «Миргорода» повесть опубликована в 1835 году, в 1842 вышла её вторая, дополненная и переработанная Гоголем редакция, которая публикуется во всех современных изданиях.
    • Сцены штурма польской крепости снимались в старом замке Каменца-Подольского.
    • Одним из консультантов фильма стал голливудский продюсер Ник Пауэлл, работавший над фильмом «Храброе сердце» (Braveheart).
    • Съёмки фильма велись в России (на киностудии «Ленфильм»), в Украине (остров Хортица в Запорожье, Бахчисарай, Каменец-Подольский, Киев, Хотин и др.), в Польше (Варшава); начавшись в феврале 2007 года, они продолжались девять месяцев. Батальные сцены, которых в фильме насчитывается пять, снимались в основном в Каменце-Подольском и Хотине. В отдельных сценах фильма принимали участие более 1000 участников массовых съемок, 150 лошадей и около 100 каскадеров.
    • Поскольку замок в городе Дубно в XVIII столетии был сильно перестроен и потерял свой «средневековый вид», вместо него снимался знаменитый Хотинский замок XV века.
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1542 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Узнав в середине 2007 года о съемках российского фильма «Тарас Бульба» по мотивам повести гения российской литературы Николая Гоголя, я, признаюсь, проникся глубоким уважением к создателям и к режиссеру Владимиру Бортко, уже снявшему неплохую экранизацию романа «Мастер и Маргарита». Неужели россияне наконец-то покажут своими глазами славную историю Украины в период казацтва? Но незадолго до релиза фильма, я посмотрел рекламные ролики и понял — надо было быть наивным идиотом, чтобы надеяться на вышеизложенное. Ладно, об этом буду потом ворчать, перейдем к фильму.

    Сюжет. Украина, начало XVII века. Страна переживает трудные времена — постоянные набеги татар и турков, Польша начинает захватывать украинские земли… Казаки, сражающиеся за свободу своей страны — единственные, кто может дать отпор завоевателям. Полковник казачьих войск Тарас Бульба, верно преданный Родине, вместе со своими возмужавшими сыновьями Остапом и Андрием, отправляется на Запорожскую Сечь, чтобы научить своих чадо воевать и служить Отчизне…
    Думаю, большинство уже читали повесть и в курсе всех ключевых событий: и осады города Дубна, и любви между Андрием и молодой польской панночкой, которая привела Андрия к предательству Родины…

    Помнится, создатели уверяли зрителей, что снимали фильм слово в слово по Гоголю. Оказалось — врали. В фильме очень много придуманных эпизодов. К примеру, гибель жены Тараса от рук поляков или упоминание о рождении сына Андрея.

    Какова техническая сторона?
    Внешне фильм выглядит неплохо — качественная картинка, красивая цветовая гамма. Одежда персонажей, дома и сама Запорожская Сечь выглядят более-менее достоверно. Но, увы, любование картинкой испортила неумелая операторская работа. Сложилось мнение, что съемочной группе было наплевать, что подумают об их работе зрители.
    Помогли оператору монтажеры, неумело слепившие ряд сцен. Черно-белая гамма ну, никак не смотрится в этом фильме!
    И, на закуску, включающаяся невпопад музыка. Кстати, сами музыкальные композиции тоже оставляют желать лучшего.

    Перейдем к актерам. Скажу прямо: их игра ужасная.
    Я не имел в виду Богдана Ступку, сыгравшего Тараса Бульбу. Это единственный актер, который сыграл отлично (плохо играть он просто не умеет). Но Владимир Вдовиченков, сыгравший Остапа ничем не выделяется. Даже в сцене казни ему едва сочувствуешь. Игорь Петренко, сыгравший Андрея, даже с виду не подходит на эту роль, а играет еще хуже. Магду Мельцаж в роли Панночки использовали как очень красивую мебель. Об остальных актерах хочется деликатно умолчать. Гоголь словами вызвал куда больше ощущений.

    Поговорим о битвах. В рекламах говорили, что фильм будет едва ли не лучше «Властелина колец». Снимаем лапшу с ушей! Битвы не впечатляют вообще — получился какой-то сумбур (операторы и монтажеры постарались). Создатели пытались спасти положение добавив обилие рубилова в фильме (реки крови и разрезанные части тела есть), но это не помогло. Массовка (обещали 1000 людей в кадре) проявляет себя в коротенькой сценке в самом конце фильма, но почему-то не в битве под Дубно. Статисты, неумело машущие саблями и копьями, похоже, все до одного думали, что их неловкие движения не заметят. «Украшает» битвы голос за кадром в исполнении Сергея Безрукова, постоянно комментирующий происходящее и рассказывающий историю того или иного казака. Создатели явно не понимали главное: то, что в книге выглядит эпично, в фильме должно выглядеть иначе. В результате, кровавая битва превращается в комедию. Кстати, в один эпизод битвы, добавили зенитку, типа «Катюша». Думаю, дальше можно не продолжать.

    И, наконец, вернусь к изложенному в начале. Фильм сильно «воняет» политической идеологией. Украинских казаков (как и все украинцев) здесь считают русскими, Украину издевательски называют УкрАиной. Умирая, казаки умудряются где-то на протяжении минуты славить Русскую землю (комедия, а не драма), а сгорающий на костре Бульба вообще доходит до маразма — славит русского Царя. Это патриотично по отношению к россиянам, но это шовинизм по отношению к украинцам и такого не было в действительности! И не надо Бортку клеветать на Николая Васильевича (упокой Господи его душу). Пусть бы открыл первое издание «Тараса Бульбы» за 1835 год, запрещенное имперскими критиками, и понял, о чем ДЕЙСТВИТЕЛЬНО говорил писатель.

    Чуть больше двух часов просмотра я выдержал с трудом — фильм ко всему прочему очень скучный. На что ушли 25 миллионов долларов, я так и не понял.

    Что можно сказать в целом? Еще одна попытка экранировать гениальную повесть с треском провалилась. Нельзя к созданию таких фильмов подходить спустя рукава и пачкая киноленту политической идеологией.

    По факту — рвотный порошок! Не смотреть ни в коем случае (золотая фраза «Гоблина»)

    1 из 10

    (бал за роль Богдана Ступки)

    11 апреля 2009 | 01:05

    Сходили. Посмотрели. Излагаю.

    Сначала, как водится, что порадовало.

    1. Общая идея. В общем и целом хороша — товарищество, честь, Родина, свобода. Давненько российский кинематограф не задумывался на столь эпические темы. За постановку вопроса — спасибо.

    2. Актёры. Кое-кто переигрывал (подзабыли, что ли, как героические роли играть?), но общая картина приятна. Ступка, Петренко и Магдалена порадовали особо. Боярский получился очень фактурно, да и вообще, те казаки, у которых было хотя бы по одной реплике, выглядели вполне себе молодцевато.

    3. Костюмы и натура. Тут вообще без всяких оговорок твёрдая «пятёрка»! В кои-то веки исторический фильм порадовал историческими костюмами, снаряжением, оружием и даже утварью. Ну а про украинскую степь и так много чего сказано.

    Теперь претензии. Куда ж без них?

    1. Пафос. Господин Бортко, переборщили вы с ним. Тема, конечно, благодатная, но зачем же так спекулировать на ней? Одно дело речь Тараса Бульбы перед наступлением — это дело правильное и нужное. Без воодушевления войска много не навоюешь. Но предсмертные пятиминутные монологи бравых казаков — это, простите, уже перебор.

    2. Безруков. Боже мой, ну неужели же нет другого актёра, кто сможет более проникновенно прочитать слова автора! От одного звука голоса «вездесующего» свой нос медоречивого Безрукова у рядового зрителя конвульсии начинаются. Переозвучить к чёрту!

    3. Тактическо-стратегические недочёты. Интересно, военный консультант в съёмочной группе числился? Почему на первый штурм крепости не было артиллерийского залпа? Почему поляки не отталкивали осадные лестницы от стен? Почему лёгкой саблей можно проколоть кованую кирасу тяжеловооружённого польского конника? Казалось бы, мелочи, но они порой сильно режут глаз.

    4. Монтаж боёв. Иногда хотелось руки поотрывать этим «монтажникам-высотникам» за такую однообразную картину сражений: замах-крупный план-порез.

    Итого.

    Неплохой фильм, основанный на хорошей идее. Лично мне кажется, что для релиза на ДВД и показа по ТВ можно было бы переозвучить (долой Безрукова) и чуть порезать кое-какие сцены (излишний пафос). Тогда картина будет более гладкой и цельной.

    7 из 10

    6 апреля 2009 | 10:26

    Экранизация классики — дело изначально весьма спорное, и в нем с равной долей рвения можно найти как плюсы, так и минусы. Однако это не означает того, что к авторам фильма не будет вопросов, классика — это Гоголь и с него взятки гладки, а вот вы, если уж замахнулись, так будьте добры и ответ держать.

    Не знаю кому как, а мне лично при просмотре кинофильма режиссера Бортко было очень стыдно. И даже не за то как снято, а за то что снято. Стыдно что из классики сделали фильм о быдле и для быдла, иначе я не могу назвать представления авторов о Родине, патриотизме, вере и т. п. вещах. Как можно не понимать, что если весь фильм нам показывают пьяных, недалеких, дерущихся мужиков, а после с дичаищим пафосом объявляют, что вот это и есть наша Русь-матушка, то у нормального зрителя, по идее, вместо того чтобы взыграть гордость, должна бы совесть проснуться. Но у авторов фильма, к сожалению, она отсутствует — и вот под видом ура-патриотизма нам показывают толпу вольных-но-очень-гордых кзаков-разбойников, которые и должны послужить нам примером того, как надо любить Родину. Уже не раз слышал мнение о том, что, мол, так и было. Может, так оно действительно и было, но вот в самом фильме кроме того, что казаки грабят поляков, а поляки казаков, я лично не увидел. Причем здесь и Гоголь, и патриотизм ведомо лишь создателям.

    Хотя, говорят, что фильм пользуется большой популярностью, причем зрители выходят с сеанса все прочувствованные в соплях и слезах… Ну что же, видимо, какое общество имеем — такие и фильмы заслуживаем. И вот тут уже, действительно, становиться за Родину обидно.

    23 апреля 2009 | 22:05

    Не в моих правилах писать комментарии к фильму, так как считаю что всё это чисто субъективные мнения и прежде чем делать вывод надо посмотреть фильм, что б сложить опять же субъективное мнение, но уже своё!

    Итак, во-первых минусов в фильме 2:

    1. Это батальные сцены. Просто безобразно.
    2. Постельная сцена. Создателям в жизни видимо чего-то не хватает.

    Есть конечно еще игра Вдовиченкова и Боярского, но это далеко не минусы, так как сыграли они очень хорошо, просто тексты им не подходят, люди привыкли видеть одного в роли бандита, другого в роли мушкетера, и прежде чем обвинять их в плохой игре обвините себя за то что не можете отрешиться от их прежних ролей и как они погрузиться в эти.

    Теперь по плюсам.

    Во-первых, это игра Ступки. Именно его игра. Не то как он произносит текст, не то как он двигает мышцами лица — это всё частности — именно его игра, его полное слияние с Тарасом Бульбой, вызывают моё восхищение.

    Во-вторых, основная идея которую доносил Гоголь — идея товарищества — была донесена в точности! Меня удивляет что все так накинулись на фильм, а именно об этой основной идее, не русских, не украинце, а самого Гоголя, так никто и не сказал.

    Ну и в-третьих. Можно было бы сказать, что кто музыку заказывает, тот бабу и танцует (это я про то что раз русские сняли фильм, то и казаки славят русскую землю), но это совсем совсем не правильно. Многие здесь по видимому считают себя изумительными критиками и очень проницательными людьми, раз они, такие молодцы, смогли раскусить политическую основу фильма. Хочу вас разочаровать господа это и так очень хорошо видно, более того это и должно быть видно. Вы ругаете создателей за то, что это не кино как искусство, что это только агитация… Простите, а чем плоха агитация? Чем плохо то, что в наше сложное время призывают вспомнить о Великой истории Украины, вспомнить о том, что Русские и Украинцы всё же братья, и когда-то у них была одна земля? Вот то, что должны были увидеть люди! Вот чего, я уверен, добивались авторы!

    Фильм унизил казаков? Да нет, наоборот прославил их воинскую славу, показал их быт, показал их чувства…

    Фильм унизил Украинцев? Да вроде тоже нет, наоборот, фильм заставит вспомнить их о своей культуре, о том что они вольные люди!

    Видимо многих раздражает что казаки говорят Русская земля… Что ж, господа украинцы, перечитайте историю, какие рубежи какого государства были поставлены охранять казаки, у кого просили защиты и свободы, кто пришёл на помощь в трудную минуту?

    В фильме есть хорошая фраза про то, что брат продаёт брата за червонцы, дак давайте же не будем продавать и продаваться, давайте будем просто смотреть кино хорошее кино и пытаться дать ему правильную разностороннюю оценку.

    Смотрите кино!

    11 апреля 2009 | 12:05

    После того как я в 10й раз услышал об этом фильме от знакомых, решил посмотреть. Посмотрел, делюсь впечталениями.

    Когда я смотрю какой-либо фильм я вхожу в состояние доверчивого и доброжелательного зрителя, стараясь погрузиться в мир истории, которую мне рассказывают. Бывает что фильм захватывает настолько что ты как бы выпадаешь из своей жизни на некоторое время и живешь в мире героев выдуманного мира. А бывает что чувствуешь диссонанс, некую фальшь — и бах! иллюзия развеялась и ты понимаешь что сидишь перед экраном/монитором и смотришь на ряженых актеров, пытающихся изобразить что-то. К сожалению, именно так вышло и на сей раз. Почему к сожалению? Потому что мне кажется что хотели снять хорошо, проникновенно, хотели задеть какие-то струны души. Может быть даже слишком хотели, и это привело к обратному эффекту.

    Хорошо когда народный герой, вождь перед сражением говорит своим воинам о вере, о Родине, о России. Но когда об этом говорят непрерывно весь фильм: перед боем; во время боя; умирая; на отдыхе и чуть не во сне, это получается перебор. Это уже не исторический фильм а пропаганда, пусть и хороших вещей.

    Далее, достало смакование крови, ран, смертных мук. Зачем все это? Хотели снять «Храброе Сердце» по-русски?

    Если посмотреть на сюжет в целом, то получается что фильм повествует о бездарно организованном походе, закончившемся полным фиаско. В чем величие Тараса Бульбы я так и не понял. Столько казаков зря загубил: (Надо книгу прочесть будет, может что-то лучше пойму.

    Актерская игра.

    Хорош сам Тарас, спору нет, убедителен и правдив.

    Андрей — как можно играть с одним выражением лица? А ведь у него САМАЯ интересная и глубокая роль.

    Боярский улыбнул, таким я его еще не видел.

    И при всем при этом фильм посмотреть стоит. Это не Обитаемый Остров и не остальная лажа. Хорошо что хоть еще кто-то из наших режиссеров помнит, что кино это не только и не столько спецэффекты, что главное — это люди, их драмы, трагедии и иногда — лучик счастья как тот что промелькнул между Андреем и Эльжбетой…

    PS Польская красавица — это что-то божественное.

    18 февраля 2012 | 22:20

    Откровенно слабый фильм, который захлебывается в собственно пафосе. Именно с пафосом я думаю, был явный перебор. В наше время этим уже не кого не тронешь. А выглядит все настолько смешно и режет слух, что фильм смотришь с большой досадой.

    Не умеют наши снимать батальные сцены. Данный фильм это только подтверждает. Невнятные сражения, что смотрится все как-то бессмысленно. Ранения и удары мечом везде одни и те же. Это либо проникающий удар в грудь, или в рубящий удар в бок. Больше я не чего не заметил, а ну да, пару раз голову отрубили.

    Музыкальное сопровождение не осталась в памяти вообще. Я даже сейчас на следующий день после просмотра, с трудом могу сказать, была ли музыка в фильме или нет.

    Весь фильм лежит на плечах Богдана Ступки, который в фильме просто замечателен и является настоящим украшением в кино. Что касается остальных, то особо не кто и не запомнился. Боярский своим видом напомнил песню «Зеленоглазое такси», и казак из него получился дьявольски фальшив. Хмельницкий в фильме, что бы порычать. Вдовиченков как всегда в своей манере — скован. Петренко не плох.

    В общем, поставить фильму оценку ниже пяти не охота, только потому, что Богдан Ступка очень понравился. Так что строгие шесть баллов.

    6 мая 2009 | 16:27

    Этим всё, практически, и сказано. Костюмы красивые, картинка яркая, рожи колоритные. Музыка ужасает (помимо знаменного распева, естественно), посмотрела в сети — композитор Корнелюк. Это многое объясняет. Корнелюк, хоть и окончил консерваторию — эстрадник. Его музыка для «Бульбы», кажется, состоит из двух тем — одна для синтезатора, одна для дудки. И когда тебе на протяжении полутора часов играют одну и ту же тему, причём, далеко не развёрнутую, просто один и тот же мотивчик в разной аранжировке — это напрягает. Мало того, это добавляет фильму, и без того небезупречному, банальности. Кроме того, та самая знаменитая тема, при своей плоскости, претендует на пафос — и сразу выносит зрителя на этот лживый градус пафоса, особенно, на батальных сценах. Музыкального развития нет никакого, есть пиано, форте и крещендо; плюс, повторюсь, аранжировки одной темы для разных составов.
    Бу на Корнелюка, я очень недовольна его работой. Садитесь, два. Позвали бы лучше Шнурова.

    Сам фильм оставил после просмотра странные чувства. Затрудняюсь назвать это «кино». Наверное, как мультик сюжет выглядел бы изящней — за вычетом того, что и в мультике не было бы мне понятно, из-за чего весь сыр-бор. И это самое обидное, наверное. Просто непонятно, почему все бегут куда-то воевать. Сюжет похож на нарезку эпизодов без внутренней связи. В самих эпизодах нет развития, есть некий градус, который поддерживается от начала и до конца. Нет рассказа, есть какая-то сплошная середина. Это скучно. И грустно. Я понимаю, что все фильмы не могут быть шедеврами, но предпочла бы увидеть то же самое, рассказанное с большей сердечностью. Или, наоборот, отстранённостью, от которой бы мурашки пошли по коже. Вообще хотела бы увидеть большее мастерство режиссёра в изложении выбранного им материала.

    Батальные сцены удивили детализацией резни, крупных планов колото-резаных ран. Вообще весь фильм какой-то эклектичный, он не понимает, каким ему надо быть (на мой взгляд, он похож на плохую теле-пьесу, помните, был такой повлачительный нудный жанр теле-спектакля?). Насунуто туда и резни-кровищи, и эротики, и русского духа накапано… Непонятно только, зачем это всё. Эротические сцены сняты с душой; девушка красивая. Вообще актёры красивые, брутальный кастинг радует. Вдовиченков молодца. На Боярского любовалась, хотя он, как раз, мастерством не блеснул. Богдан Ступка… тТже не могу сказать ничего про актёрство, кажется, что это уже такой матёрый человечище, которому и играть ничего не нужно. Сцена казни Остапа (опять отмечу нездоровый натурализм и смакование пыток) из-за Ступки и Вдовиченкова стала совершенно душераздирающей, невозможно не прослезиться.

    В общем, осталась я в недоумении, как обычно. Одно радует, что кто-то перечитает Гоголя потом, это огромный плюс. Не думаю, однако, что это могло быть целью экранизации.

    3 из 10

    27 апреля 2009 | 12:23

    Если последние фильмы… простите, телесериалы Владимира Бортко скрупулезным повторением оригинала и отсутствием хоть маломальского авторского полета фантазии напоминали плохонькие, но старательные иллюстрации к школьному учебнику литературы, то «Тарас Бульба», скорее, — попытка проиллюстрировать пособие по идеологии.

    Нынче российский кинематограф ищет себе и стране национальную идею и национального героя порой в самых странных местах. В минувшем году ломали копья, кто ж у нас Верховный правитель России адмирал Колчак: предатель, согласно исторической традиции, или патриот и радетель за Родину, как в кино. В нынешнем же…

    Лично у меня патриотический накал гоголевской повести вызывал определенные сомнения еще в период обязательного изучения оной в школьной программе. Очевидно, в силу скудности патриотического чувства, мне так и не удалось понять, отчего же так хорошо, когда бравые казаки режут татар, топят евреев и грабят поляков, и так плохо — когда наоборот.
    Начнем с повести. Попробуем на несколько минут забыть о бьющем там из всех щелей пафосе, о через строку декларируемых «вольном казачьем духе», родной земле, православии и прочих тысячах тонн словесной руды.

    Итак, суть. Тарас Бульба «страшное и грозное порождение своего века». А теперь объективно. Хозяйство он не ведет, да и дома практически не бывает. Когда и бывает — избивает и унижает безответную жену. Все остальное время либо торчит на Сечи, либо занят тем, что иначе как «разбойничьи набеги» и не назовешь. Живет на награбленные деньги.

    Невежественен. Из жизненных приоритетов — защита родной земли и православной веры, да воинская доблесть. Впрочем, и это понимается им весьма своеобразно: дескать, самое богоугодное дело — перевешать всех «неверных», то бишь мусульман, иудеев и католиков.

    В повести Гоголя все это есть. Прямым текстом. Домашний тиран, разбойник и — как мы сегодня называем того, кто убивает, к примеру, еврея за то, что тот еврей? Правильно, фашист. (Неплохой символ несгибаемого русского духа получается, не так ли?)

    Сюжет: к Тарасу в дом из ученья возвращаются сыновья. На следующий же день Тарас, не дав жене испытать короткое счастье — быть вместе со своими детьми — везет их на Сечь. Что есть Сечь, если, опять же, уйти от помпезных гоголевских строк о вольности духа? Колония маргиналов, что, разумеется, не сеют, не жнут, а лишь беспробудно пьют и меряются силушкой молодецкой. Когда деньги на выпивку кончаются — отправляются грабить поляков, а ежели лень далеко идти — то и «местных» торговых евреев.

    Когда Тарас понимает, что войны как-то не предвидится, а сыновей воспитывать надо, он хитростью свергает дипломатично мыслящего атамана. Между делом происходит сцена, в картине Бортко политкорректно приглушенная: массовое утопление евреев в Днепре, исключительно по причине того, что кто-то где-то ляпнул, что «жидовки нынче шьют юбки из риз священников» (странно, что не пьют кровь христианских младенцев). В гоголевском тексте дальше идет смачное описание того, как «несчастные сыны Израиля» пытаются спастись, да как лишь мелькают юбки над бурными водами.

    Далее война — замечательно прописанная Гоголем и катастрофически не удавшаяся в фильме, где казацким полководцам вообще как будто отказано в стратегическом мышлении, сыноубийство, казнь Остапа и гибель Бульбы.

    В российском фильме в угоду современным политическим реалиям острые углы повести не просто сглажены, а прямо-таки обрублены топором. Так, Тарас Бульба в исполнении Богдана Ступки — это уже не пугающий завораживающий полузверь. Он идет воевать не со скуки и не по прихоти: он мстит за разоренный поляками дом и недозарубленную жену (глупый мелодраматический эпизод, которому совершенно нет места в филигранном гоголевском тексте). Он не топит евреев — он гоняется за одним-единственным Янкелем, которого в итоге по-барски прощает. Да и сам Янкель уж не тот — не оборотистый торгаш, а настоящий национальный философ, коему даже позволяется вклиниться с небольшой речью о судьбе своего народа в бесконечное воспевание Русской земли.

    Зато поляки, что за годы, прошедшие между написанием повести и ее экранизацией, успели добавить к перечню своих провинностей еще и «Солидарность» и членство в Евросоюзе — чистые звери: то мать-старушку зарежут, то сына-красавца до смерти замучают (встречные сцены с вырезанием мирных польских поселений, где и женщины, и дети, разумеется, как бы невзначай опущены). К слову, весьма сомнительным мне представляется эпизод, где с Остапа перед казнью срывают нательный крест — довольно странный жест для католиков-поляков.

    Плюс — навязчивые черно-белые вставки (очевидно, указывающие нам на фирменный стиль режиссера), где непонятные турки бьют по лицу неопознанную красавицу (не из книги, не по фильму). И потрясающий, хоть и изящный, совершенно поперек истории эпизод с написанием письма Турецкому султану (здесь, сценаристы, увы, промахнулись на пару веков — не было этого, не было).

    И на фоне всего этого безобразия — красиво по оперному гибнущие казаки, каждый непременно с финальной арией о любви к Отчизне, и летят во все стороны руки-ноги, и хлещет кровь, и зрители в ожидании: споет Боярский про дружбу, али нет; и пафос, пафос, очень много пафоса, уже через край — так что высокопарные слова теряют свои значения и превращаются просто в присказку.

    На мой взгляд, «Тарас Бульба» не является фильмом в том понимании, что фильм есть произведение искусства. «Тарас Бульба» Бортко — прежде всего произведение политической конъюнктуры, идеологическая агитка. И — если понимать эту картину именно так, становится неважным все множество несуразностей, присутствующих в фильме. И, наблюдая продолжительную эротическую сцену между Андрием и дочкой воеводы (в книге их близость ограничилась тем, что прекрасная полячка повязала на руку возлюбленному шелковый шарф), уже не удивляешься: агитке не нужна достоверность. И, видя как на заднем плане очередной эпической битвы массовка не слишком старательно имитирует игру в «казаки-разбойники», просто пожимаешь плечами: к чему политическому плакату филигранность?

    На самом деле, для меня все это довольно неприятно и пугающе: и воспевание ксенофобии, и поэтизация насилия, и упорное стремление выкинуть все «лишние» слова из гоголевской песни, и понимание авторами картины понятия «патриотизм», и сам выбор «героя» для нашего времени.

    Родину любить тоже нужно с умом.

    1 из 10

    10 апреля 2009 | 13:14

    Первая мысль после просмотра: «Что-то тут не так». Вроде бы все на месте: отличная режиссура, батальные сцены, роскошные костюмы, классная музыка И. Корнелюка, блестящая работа Богдана Ступки (главный герой). Но все же что-то мешает восхищаться очередным «шедевром» Владимира Бортко. Подумал: «Сценарий! Вот оно!». Ну, конечно, зачем это Бортко стал снимать фильм с таким безобразным сценарием! Все в нем не по-человечески. Сюжет развивается галопом, прямо как резвый казацкий конь. Натуралистических сцен насилия — хоть отбавляй. Все поступки герои совершают не задумавшись ни на секунду, как будто все знают наперед. Гибнущие казаки театрально произносят панегирики своим товарищам, России и православию. Финал в духе худших агитационных фильмов СССР предвоенного периода. А ну-ка, посмотрим, кто тут автор сценария. О-па, облом. Сценарист фильма — сам Бортко. И ведь не откажешь мастеру в таланте. Не скажешь: «Что это вы, уважаемый, взялись за непосильный труд, не свое дело?» Ведь Бортко, между прочим, автор сценария сенсационного «Идиота» и феерического «Мастера и Маргариты». В чем же дело? Может, мэтр слишком тщательно следовал первоисточнику (как это было с экранизацией Ф. М. Достоевского), воспринял каждую фразу Н. Гоголя буквально, ни на конскую вожжу не отошел от стилистики повести, т. е. снимал, имея в виду только одного зрителя, самого Николая Васильевича? Но, возражу я Бортко, Гоголь писал не для зрителя (не пьесу), а для читателя, отлично представляя разницу жанров, то есть сценарная доработка первоисточника просто необходима. А массовый зритель, на которого был рассчитан блокбастер «Тарас Бульба», (вспомним сколько рекламы и анонсов было по центральному ТВ) вправе ожидать авторское видение («прочтение») произведения в соответствующем формате, а не пересказ повести, знакомой из школьного курса литературы.

    Тут явно что-то другое! А давайте вспомним, какие главные мысли озвучивает Тарас Бульба в исполнении несравненного Б. Ступки. Кратко вот такой список ценностей: товарищество, величие русского (не путать с украинским) народа, православие (христианство), месть за поругание всего вышеназванного. Этому списку противостоит антисписок, т. е. то, что достойно презрения и кары: предательство означенных ценностей, ученость и классическое право («Не мое это» — Остап Бульба), космополитизм жидов. Вот где «прокололся» Бортко! Он неверно расставил акценты. Сублимировал, так сказать, свои личные ценности в список Н. Гоголя, многократно усилил его художественными средствами, доведя до лубка, в ущерб главной темы: личной трагедии Т. Бульбы.

    Я не хотел бы говорить на тему состоятельности тезисов, заявленных как главные, в самом списке. Достаточно сказать, что, произнося тост за христиан, Тарас Бульба призывает к отнюдь не христианскому истреблению единоверцев-поляков. Предвижу возражения с опорой на первоисточник. Но, как гениальный художник, Н. Гоголь сумел воспроизвести сложное историческое полотно, сотканное из противоречий той эпохи. Он и восхищался и порицал казачество одновременно, сосредотачиваясь на внутреннем мире героев. Бортко же, формально следуя букве повести, исказил ее дух. Поэтому такими нелепыми (даже я бы сказал лицемерными) получились казаки, которым вроде надо отомстить за поруганную родину, а они в бой идут за веру и превыше всего ценят сечь и товарищество (узнав, что Сечь разорена, бросают своих друзей у стен осажденного города и просят прощения у остающихся, по сути, на погибель казаков).

    Видимо, очень хотелось режиссеру и одновременно сценаристу создать что-то такое православно-патриотическое, да не угадал с первоисточником. И сколько бы не старался Богдан Ступка показать трагический характер главного героя, сколь бы обворожительно не блистала польская красавица Магда Мельцаж, все усилия пошли прахом. Они просто растворились в море идеологически-несостоятельной болтовни, на которую Бортко пленки не жалел. В одном из интервью после выходе фильма в прокат режиссер признался, что плакал, снимая картину. Так он сопереживал происходящему. Смею предположить, что самым мокрым от слез оказался тот самый пресловутый список, а не личная драма главного героя, именем которого и названа эта великая повесть Н. Гоголя.

    4 из 10

    24 июня 2009 | 23:22

    Скажу сразу: фильм очень понравился! Даже больше — это лучший фильм, снятый в России за последние годы. Спасибо режиссеру Бортко, что не испоганил и не исковеркал книгу, как это бывает во многих современных фильмах, поставленных по классической литературе.

    С первых минут фильм меня захватил, поскольку выдерживает последовательность и все сюжетные линии, которые есть в книге (а читала я е последний раз в 6-м классе). Актеры сыграли замечательно, придраться не к чему. Правда, немного смущает Боярский, поскольку ну не очень вериться ему в образе казака, все таки Боярский есть Боярский. Богдан Ступка сыграл так, что дух захватывало, хотелось верить каждому его слову. При просмотре фильма, ощущения такие, что окунаешься в атмосферу того времени, переживаешь тоже самое, что переживали герои. И самое главное чувство, которое рождает этот фильм — чувство патриотизма. Для меня непонятны комментарии по поводу того, что Бортко в этом фильме прославляет Россию и русскую землю, а не Украину. Я люблю Россию и Украину. Для меня это одна земля, один народ, и политические границы здесь ни причем. Смысл фильма — патриотизме, в любви к своей земле, своему народу. Любыми средствами, всеми силами отстоять свою землю — Святую Русь. Мы все славяне и нужно дорожит этим чувством единения — одна судьба, одна история. Именно на такие размышления натолкнул меня этот фильм.

    Сцены казни очень тяжелые, оставляют удручающие ощущения. Но выглядит очень натурально, ощущаешь дух того времени, ту боль, которую испытал народ, но и готов был это испытать.

    Побольше таких фильмов снимали в России, которые хорошо понятны каждому нашему человеку — вот это оно, наше русское. А не фильмы, снятые под голливудскую копирку, которые смотрятся дешево и за которые деньги жалко отдавать.

    Спасибо всем создателям, за то, что сняли этот фильм.

    10 из 10

    15 апреля 2009 | 21:53

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 164 руб.
    DVD, 119 руб.
    DVD, 255 руб.
    DVD, 119 руб.
    DVD, 396 руб.
    Blu-Ray, 199 руб.
    книга, 231 руб.
    книга, 229 руб.
    игра, 299 руб.
    аудиокнига, 450 руб.
    аудиокнига, 129 руб.
    аудиокнига, 203 руб.
    аудиокнига, 209 руб.
    аудиокнига, 185 руб.
    аудиокнига, 203 руб.
    аудиокнига, 95 руб.
    подробнее

    Новости


    Один из самых востребованных и узнаваемых украинских актеров, Богдан Ступка умер на 71-м году жизни. Среди главных его работ ленты «Белая птица с черной отметиной», «Огнем и мечом», «Китайский сервиз», «Водитель для Веры», «Свои», «Шантрапа» и «Тарас Бульба». (...)
     
    все новости

    Статьи


    КиноПоиск побеседовал с участниками съемочной группы фильма „Высоцкий. Спасибо, что живой“ о том, чем работа пластического гримера отличается от работы пластического хирурга, куда проваливаются брюки и рубашки, если актер не подходит на роль, и почему к современной камере, которой снимали картину, приладили старые советские объективы... (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    «Легенда N17» проходит 500-миллионный рубеж, собирая 514 миллионов рублей или 16,5 млн долларов за одиннадцать дней проката. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голос улицStraight Outta Compton13 133 560
    2.Военная комнатаWar Room11 351 389
    3.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation8 155 581
    4.Выхода нетNo Escape8 111 264
    5.Синистер 2Sinister 24 665 341
    28.08 — 30.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.КаникулыVacation125 058 228
    2.УльтраамериканцыAmerican Ultra65 229 192
    3.Фантастическая четверкаFantastic Four59 513 341
    4.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.56 676 836
    5.Синистер 2Sinister 231 489 041
    27.08 — 30.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 813 4399 803
    Деньги436 749 113 руб.6 103 475
    Цена билета240,84 руб.4,69
    27.08 — 30.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    10.Жизнь прекраснаLa vita è bella8.700
    11.Иван Васильевич меняет профессию8.694
    12.ИнтерстелларInterstellar8.675
    13.Достучаться до небесKnockin' on Heaven's Door8.658
    14.Крестный отецThe Godfather8.651
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Шпионский мостBridge of Spies92.77%
    37.Шеф Адам ДжонсBurnt92.77%
    38.Мстители: Война бесконечности. Часть 2Avengers: Infinity War - Part II92.69%
    39.5-ая волнаThe 5th Wave92.68%
    40.Ночная жизньLive by Night92.66%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Атака титанов. Фильм первый: Жестокий мирShingeki no kyojin: Attack on Titan5
    БеглецThe Runner2
    Хитмэн: Агент 47Hitman: Agent 473
    Дорога в райParadise Road6
    ВерзилаThe Tall Man40
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Хитмэн: Агент 47Hitman: Agent 475.623
    КаникулыVacation6.994
    Фантастическая четверкаFantastic Four4.584
    Необыкновенное путешествие Серафимы4.870
    УльтраамериканцыAmerican Ultra6.742
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Перевозчик: НаследиеThe Transporter Refueled10.09
    Девушка без комплексовTrainwreck10.09
    Бегущий в лабиринте: Испытание огнёмMaze Runner: The Scorch Trials17.09
    ЭверестEverest24.09
    ЛегендаLegend01.10
    премьеры