всё о любом фильме:

Тарас Бульба

год
страна
слоган«От любви до ненависти»
режиссерВладимир Бортко
сценарийВладимир Бортко, Николай Гоголь
продюсерАнтон Златопольский, Рубен Дишдишян, Александр Потемкин, ...
операторДимитрий Масс
композиторИгорь Корнелюк
художникВладимир Светозаров, Сергей Якутович, Марина Николаева, ...
монтажЛеда Семенова
жанр боевик, драма, военный, история, ... слова
бюджет
$15 700 000
сборы в России
зрители
Россия  3.78 млн,    Украина  536.2 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время131 мин. / 02:11
По мотивам одной из самых известных повестей Николая Гоголя «Тарас Бульба». События «Запорожской сечи» отсылают к тяжелому периоду в истории казачества, когда запорожцы поднялись на борьбу с Речью Посполитой.

В самом центре политических интриг оказалась семья уважаемого казака Тараса Бульбы, переживающего глубокую личную драму. Его сын Андрий полюбил польскую аристократку и хочет бежать из Сечи. Раздираемый чувством и долгом Тарас объявляет сыну последнюю родительскую волю…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
40%
2 + 3 = 5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», которая входит в цикл «Миргород». В составе «Миргорода» повесть опубликована в 1835 году, в 1842 вышла её вторая, дополненная и переработанная Гоголем редакция, которая публикуется во всех современных изданиях.
    • Сцены штурма польской крепости снимались в старом замке Каменца-Подольского.
    • Одним из консультантов фильма стал голливудский продюсер Ник Пауэлл, работавший над фильмом «Храброе сердце» (Braveheart).
    • Съёмки фильма велись в России (на киностудии «Ленфильм»), в Украине (остров Хортица в Запорожье, Бахчисарай, Каменец-Подольский, Киев, Хотин и др.), в Польше (Варшава); начавшись в феврале 2007 года, они продолжались девять месяцев. Батальные сцены, которых в фильме насчитывается пять, снимались в основном в Каменце-Подольском и Хотине. В отдельных сценах фильма принимали участие более 1000 участников массовых съемок, 150 лошадей и около 100 каскадеров.
    • Поскольку замок в городе Дубно в XVIII столетии был сильно перестроен и потерял свой «средневековый вид», вместо него снимался знаменитый Хотинский замок XV века.
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1532 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Владимир Бортко безусловно талантливый режиссер. Это подтверждают такие творения, как «Собачее сердце», «Мастер и Маргарита», Сериал «Идиот» и т. д. И вот на экраны вышло его творение, как «Тарас Бульба».

    Саму повесть я читала давно ещё в школе, поэтому фильм освежил мою память. Но могу сказать, что кино получилось очень даже хорошим. Хотя наверно многие ожидали, что это будет очередное испохабленный фильм. В принципе, Бортко не далеко ушёл от оригинала это, безусловно, радует.

    Прекрасные пейзажи Запорожской Сечи помогают зрителю окунуться в ту эпоху. Познать их традиции и обстановку настоящих запорожских казаков. Ощутить себя среди них, сопереживать им. Хочу также отметить, что очень и очень хорошо сыграл Богдан Ступка. Именно таким я представляла Тараса Бульбу, когда читала повесть. Он очень чётко передал свои переживания, ненависть и патриотизм. Хочу также сказать, что особенно хорошо потрудились костюмеры и гримеры. О Богдане Ступке можно сказать, что это тот актер, который может сыграть любую роль.

    Владимир Вдовиченков отлично сыграл. Он справился своей ролью, хотя я до последнего сомневалась, что актёр ранее игравший в фильма о «бандитах», сможет сыграть такую серьезную роль. Можно даже сказать, что у Вдовиченкова очень сложная роль. Момент казни Остапа вызывал слёзы на глазах у всех зрителей. Самый драматичный момент фильма. Браво!

    Игорь Петренко романтик по жизни и фильме. Они хоть и братья с Остапом, но они абсолютно противоположны. Андрий предан отцу, но всё же любовь к панночке была сильней.

    Но всё-таки в фильме есть один минус, этот минус заметили многие в батальных сценах. Были такие моменты, когда массовка попросту еле еле поднимала шабли. Это было очень сильно видно, было впечатления, будто они без всякой охоты это делали. И это естественно немного подпортило картину.

    Но в целом фильм превосходен, побольше бы таких!

    Ставлю 10 из 10

    4 апреля 2009 | 13:26

    Тарас Бульба (Ступка), по-доброму буйно-помешанный казачий полководец, встречает двух сыновей, вернувшихся после выпуска из академии — старшего Остапа (Вдовиченков) кулаками, а младшего Андрия (Петренко) справедливым заверением, что мать баба и ничего не знает. По случаю на хуторе закатывают праздник, где Бульба напивается и решает вместе с отпрысками рвануть в Запорожскую Сечь (это такая казачья Тортуга), да показать им настоящую жизнь. Туда же, немногим позже, привозят тело жены Тараса и сообщают, что поляки, проклятые ляхи, все разорили и всех убили. Общим советом, чуть не отомстив за все местному еврею, запорожцы решают идти на Польшу. Поляки тем временем собираются в потемках и готовятся дать русским, проклятому быдлу, отпор. Двусмысленность в противостояние вносит Андрий, пылко указывающий на сиськи дочери польского воеводы, и заявляющий «вот моя отчизна!»

    Новый фильм Владимира Бортко, режиссера, который когда-то третьим в нашей стране понял, насколько удачен на экране Булгаков, агитка, скорее, случайная (сейчас повесть действительно было бы сложно снять вне очевидных политических мотивов), и для многих, судя по всему, именно в этом своем качестве весьма удавшаяся. Впрочем, из всех видных персон, строго положительно отчитавшихся перед причастными РТР`ами по просмотру, только Жириновский уверенно держался в попытках не затрагивать художественную сторону, и с вожделением вспоминал самую добрую национальную истину о том, какие родные народы украинцы с русскими. Начинание, несомненно, благое, и для налаживания отношений, суть которых теряется в иронии, данный повод подходит как нельзя лучше.

    Понятно, что запорожцы по «Бульбе» — это позиционно такие спартанцы с чубами, но из-за изменений вектора повести и сокращения многих неполиткорректных сцен, почему-то превратившиеся, простите Николай Васильевич, в деконструкцию спартанского дискурса: казаки по фильму сначала все свои битвы проигрывают-проигрывают-проигрывают, а в финале проигрывают трагически. Структура пораженчества, наверное, сошла бы даже за обиду, не будь она сплетена сотней милых нелепостей, превращающих историю в фарс. Например, узбекская актриса с говорящим именем Матлюба в одном эпизоде снята под таким ракурсом, что залитые светом арочные окна за спиной становятся громадными белыми ушами у нее на голове, сраженные польские воины с крыльями на доспехах напоминают скорее общипанных куриц, но не падших ангелов, а героические гибели казаков — вообще тушите свет. Говоря в известных терминах, лично я насчитал четыре смерти Боромира подряд, каждая из которых заканчивалась фразой про величие православной русской земли, и это был действительно культурный шок. Хотелось бы отметить так же эпизод с пытками и казнью, вдохновленный явно «Страстями Христовыми», но получившийся больше какой-нибудь «Преисподней зомби»; оттуда же, видимо, взяли манеру после каждого удара саблей показывать крупным планом разрез на чучеле и льющийся заменитель крови. Все это щедро сдобрено топорным монтажом и черно-белыми почти сюрреалистичными вставками, сериальной зашкаливающей в приторном драматизме музыкой и бодро скачущей по степи казацкой конницей, где можно то и дело заметить заспанного Боярского, уже вот-вот готового спеть про шляпу, которой нет.

    Касаемо главной заслуги фильма — исполнителя роли Тараса Богдана Ступки — говорить можно воистину бесконечно. Потому просто вспомните, что Том Круз делал в Магнолии. Вот, тоже самое, только с украинскими сынку, добре, и товариществом, перед полком усатых мужиков, для которых самый очевидный фаллический символ — добрый конь!

    5 апреля 2009 | 03:43

    Режиссёр Владимир Бортко, как я убедился, плохих фильмов снимать не умеет. «Собачье сердце» (1988 г.), «Мастер и Маргарита» (2005 г.) — картины, ставшие шедеврами отечественного кино. Теперь к ним прибавился «Тарас Бульба».

    Произведение Тараса Шевченко уже не один раз экранизировалось. Была советская версия 1936 года, а в 60-х американский режиссёр со славянскими корнями Анатоль Литвак поставил блокбастер с участием Юла Бриннера и Тони Кёртиса. Я не смотрел ни первую, ни вторую версии, но могу сказать с уверенностью, что не жалею о просмотре последней версии… опять же, отечественного производства.

    Бортко, как истинный патриот и хороший знаток отечественной истории, глубоко прочувствовал всю суть бессмертного произведения и выдал картину с размахом — чёткие батальные сцены, костюмы, декорации, талантливые отечественные актёры и актёры из ближнего зарубежья… Ну а финальная сцена — казнь Тараса и Остапа (точь-в-точь как в первоисточнике) заслуживает особых похвал. Просто дух захватывает от тяжёлой и правдивой игры Ступки и Вдовиченкова. Мужики!

    Фильм, действительно, очень хороший.

    9 из 10

    P.S.: Хочу отметить, что фильм необходимо смотреть школьникам (хотя фильм, отнюдь, не мягкий — в 9-10 классах ребята уже не маленькие). Это будет хорошим визуальным приложением к первоисточнику.

    5 сентября 2011 | 10:29

    Тем, кто не читал произведение Н. В. Гоголя, будет практически невозможно уловить логическую связь между различными эпизодами, так как её там практически нет. Фильм «Тарас Бульба» — бессвязно (не путайте с последовательностью) экранизированные основные моменты произведения Н. В. Гоголя, хотя, наверное, фильм не предназначался как учебное пособие, как видео-книга для тех, кто не читал произведения и хочет узнать эту историю.

    Фильм начинается с жаркого монолога Тараса Бульбы (Богдан Ступка), в проливной дождь окруженного своим войском казаков-запорожцев. Монолог преисполнен гордости, патриотизма и воли, хотя всё это было выставлено, как мне кажется, уж очень банально, что «ах, какие мы великие, русский народ». После монолога начинается бой, часто прерываемый чёрным экраном, посередине которого красуются имена и фамилии актёров.

    Спокойная деревенская жизнь. Резкий переход, не правда ли? Так было и в фильме. Вот, думаю, сейчас начнётся длинная, романтическая, патриотичная история о Бульбе, его сыновьях, жизни, казаках, затем будет пара крупных сражений, а затем трагический конец, где масла в огонь подбросит задушевная музыка и все начнут плакать… Но это было не так, и радоваться мне, или огорчаться, я не знаю… Также меня терзает вопрос, стоит ли искать совпадения и различия с произведением Гоголя, ведь он писал исторический роман, а жанр фильма — драма…

    Молниеносные переходы от одного эпизода к другому подпортили чувственное восприятие картины (мнение субъективное, хотя его владелец при случае рыдает как маленький ребёнок). Также отдельное слово хочу уделить сражениям… И у меня на это четыре причины:

    В сражениях, где участвует главный или второстепенный герой, он является неким «суперменом», которого невозможно убить, зато он рубит налево и направо всех — знаменитых польских крылатых гусаров, стрелков, и стоя, и лёжа. Также было и здесь, хотя более «скромно» — Ступка кричал патриотичные высказывания о глубине русской души и непоколебимости казацкой веры, временами убивая проносящихся мимо ненавистных им «ляхов».

    Нанесение смертельных и не очень ран теперь показывают практически в упор. Вражеский доспех рассекает могучая казацкая сабля, и из груди поляка так и сочится алая кровь. Неужели этим у нас хотели вызвать чувство жалости, или мы плохо представляем себе, что будет от удара острейшей саблей по кожаному или железному доспеху?

    Массовка меня, извините, просто убила! Если Вы не обратили на неё внимания, то стоит сходить в кинотеатр ещё раз, но увидеть, как за отчаянно бьющимися на переднем плане Боярским (Мосий Шило), Андреем Петренко (Андрей), Владимиром Вдовиченковым (Остап) по полю выстроились пары, махающие друг на друга саблями, ей-богу, как в детском саду, хотя там детишки палками махают с большей страстью, чем единственные и неповторимые запорожские казаки и поляки…

    Красочно описанные Николаем Васильевичем сцены гибели казаков в фильме выглядели, откровенно сказать, нелепо. Практический каждый из них, умирая, говорил до боли похожие слова о величии запорожцев и любви к русской земле, затем говорил, сколько убил «ляхов проклятых», после чего, упав лицом в грязь, замолкал.

    В целом фильм выглядит «сыровато» — одинаковые тускло-жёлтые с каплями крови краски не дают себя забыть. Но эти краски были разбавлены яркой, пёстрой, красивейшей и незабываемой каплей — польской актрисой Магдаленой, игравшей польскую панночку Эльжбету Мазовецкую, дочь пана, которая, как мы знаем, умирает при родах. Она успела завоевать сердце младшего сына Тараса — Андрия, который перешёл на сторону поляков, вследствие чего возникает конфликт между «батькой» и «сынку», возникает самая знаменитая фраза этого произведения. Сцена убийства сына отцом обязана была быть более яркой и впечатляющей. Всю сцену Андрей промолчал, повинуясь требованиям отца — «слезь с коня», «стой и не двигайся». Затем — то, что должно было случиться — после монолога следует фраза: «я тебя породил», затем пауза, и каждый про себя, а кто-то и вслух, повторяет: «я тебя и убью», а затем это договаривает Ступка, к слову, сыгравший просто потрясающе. Его яркая игра прибавит пару-тройку баллов к общей оценке фильма у любого, самого искушенного зрителя, а девушки наверняка накинут балл-другой за красавца Игоря Петренко.

    К моему огромному, искреннему сожалению, фильм меня, как говорится, «не пробрал», а многочисленные театральные монологи, которые без конца можно цитировать, не вписывались в бессвязные, внезапно появляющиеся и также внезапно исчезающие эпизоды. Оказавшаяся достаточно яркой и запоминающейся, с сильным, душевным монологом казнь положила конец этому действу под названием «Тарас Бульба». «Что? Взяли, проклятые ляхи? Постойте! Придёт время! Будет время, когда вы узнаете, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и ближние народы: подымается с русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему» — с этими словами, окружённый грозными языками пламени, сгорал на костре светоч новых идей и свободы, силы и воли, веры и любви к Отчизне Тарас Бульба. У кого-то он вызвал слёзы, у кого-то разочарование, у кого-то желание покинуть зал и расспросить других об их впечатлениях и высказать свои, без чёткого понимания ситуации с бесстрашными казаками и Священной Отчизной, которую на протяжении двух часов тщетно пыталась познать душа неискушённого зрителя.

    6 из 10

    7 апреля 2009 | 18:16

    Мои впечатления.

    Минусы:
    1. Во время массовых батальных сцен актеры очень вяло сражались, лениво… в общем, неправдоподобно.
    2. Михаилу Боярскому надо было потренироваться бросать копье, а то смешно было смотреть, как «опытный и закаленный в боях» казак неумело швырнул копье, которое тут же задралось наконечником вверх.
    3. Слишком часто показаны моменты, как у человека из под доспехов или одежды брызжет кровь. Ну, 2-3 раза это можно было бы сделать, но тут почти в каждом моменте, когда кто-то кого-то колол/рубил или стрелял, нам показывали рваную рану. Все хорошо в меру, господа.

    Плюсы:
    1. Отличная игра актеров.
    2. Нам все-таки были продемонстрированы некоторые приемы рукопашного боя, это значит, что в постановках боевых сцен принимал участие тот, кто в этом разбирается.
    3. Насколько я помню книгу, а я ее читал несколько лет назад, глобальных расхождений с сюжетом оригинала не было. Все основные детали из произведения, были нам показаны в фильме, например, бой Остапа и Тараса или грустную мать, которая сидела ночью возле сыновей.
    То есть, во время просмотра, я все время ловил себя на мысли: «Да, это было в книге».
    4. Красивый саундтрек, лично меня зацепил.

    В итоге, я ставлю 8 из 10, вполне достойно.

    8 мая 2009 | 07:02

    Откровенно слабый фильм, который захлебывается в собственно пафосе. Именно с пафосом я думаю, был явный перебор. В наше время этим уже не кого не тронешь. А выглядит все настолько смешно и режет слух, что фильм смотришь с большой досадой.

    Не умеют наши снимать батальные сцены. Данный фильм это только подтверждает. Невнятные сражения, что смотрится все как-то бессмысленно. Ранения и удары мечом везде одни и те же. Это либо проникающий удар в грудь, или в рубящий удар в бок. Больше я не чего не заметил, а ну да, пару раз голову отрубили.

    Музыкальное сопровождение не осталась в памяти вообще. Я даже сейчас на следующий день после просмотра, с трудом могу сказать, была ли музыка в фильме или нет.

    Весь фильм лежит на плечах Богдана Ступки, который в фильме просто замечателен и является настоящим украшением в кино. Что касается остальных, то особо не кто и не запомнился. Боярский своим видом напомнил песню «Зеленоглазое такси», и казак из него получился дьявольски фальшив. Хмельницкий в фильме, что бы порычать. Вдовиченков как всегда в своей манере — скован. Петренко не плох.

    В общем, поставить фильму оценку ниже пяти не охота, только потому, что Богдан Ступка очень понравился. Так что строгие шесть баллов.

    6 мая 2009 | 16:27

    Итак, приступим…

    1. «Хорошему актеру не мешает даже самый блестящий режиссерский замысел» (А. Слонимский)

    Начну я, как вы уже догадались, с актерского состава. Первое, что хотелось бы сказать, — очень порадовало присутствие в картине Михаила Сергеевича Боярского. Бурные аплодисменты. Просто кадр за кадром вдохнул жизнь в своего героя. Не переиграл. Уважаю его. Гений. Также хотелось бы отметить неплохую игру актеров первого плана. Тарас Бульба (Богдан Ступка) — полностью вжился в роль. Молодец. Настоящий казак. Правда, пару моментов переиграл. Но это, возможно, оттого, что очень ответственно подошел к делу. Сыновья (Владимир Вдовиченков и Игорь Петренко) — 10 из 10 каждому за талант. Их роли. Эльжбета Мазовецкая (Магдалена Мельцаж) приятно удивила. Почему-то совсем не такой представляла себе героиню. Но ни капельки не разочаровалась. И в целом, актерский состав очень даже…

    2. «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать» (Бальзак О.)

    Помимо впечатляющей актерской игры, сам фильм смонтирован неплохо. Атмосфера времени отражена, на мой взгляд, вполне естественно. На славу постарались звукооператоры. Музыка прямо с первых минут заволокла и утащила в гущу событий. А там уже самовольно внимание переключается, уходишь в сюжет… Очень много батальных сцен. Но так, думаю, было задумано. Единственное, что оттолкнуло, — много крови. Причем, кровь получилась какая-то неестественная. Это минус. Казалось бы, маленькая деталь, но ради такого проекта можно было чуть-чуть доработать. В остальном же фильм смонтирован как надо. И порой у меня даже возникал вопрос: «Как они это снимали?» Непонятно…

    3. «Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы» (Пушкин А. С.)

    И наконец, последнее… Тонкой нитью тема патриотизма проложила путь от начала и до конца фильма. И я считаю, ничуточки не нарушила, а даже наоборот, облагородила задумку автора. С чем еще, как не с патриотизмом связать тему предательства? Есть в фильме и любовь, и дружба, и ненависть, и родство… Но только почему-то не хочется рассуждать на вечные темы. А на тему патриотизма хочется. Есть в этом что-то свое. Русское.

    8 из 10

    4 апреля 2009 | 20:43

    Есть три вещи в этом фильме, о которых я могу сказать: «Верю!». Первая — это образ Тараса Бульбы в исполнении Богдана Ступки, вторая — Андрий-Петренко. Именно такими я их и представлял, когда читал книгу. Третья — отрывок, начиная с момента, когда Тарас Бульба просит Янкеля отвести его в Польшу, и до момента, когда тот же Бульба выкрикнул из толпы (дословно щас не вспомню, но примерно): «Здесь я, сынку!». Это единственный драматический (или скорее трагический) эпизод в фильме, когда я реально сопереживал и сочувствовал героям.

    Были еще сцены, смотря которые, зритель по идее должен был пустить слезу, но к сожалению, эти сцены либо не были раскрыты до конца, либо просто сняты плохо. Например сцена, где погибают авторитетные казаки, произнося предсмертные речи — абсолютно не понравилось, как они это делали, т. е. не похоже было что они действительно умирали. Также сцена с сожжением Тараса Бульбы — помню, когда книгу читал, этот момент меня очень сильно зацепил, а в фильме всего трагизма данной ситуации вообще не чувствовалось.

    В целом по фильму:
    1 Кошмарная постановка батальных сцен (авторам фильма перед съемками надо было глянуть фильмы «Троя», «Гладиатор», «Александр» и т. п., конечно в рамках бюджета также сделать бы не получилось, но хотя бы приблизительно…)

    2 Ужаснейшая операторская работа

    3 Слабейший саундтрек

    4 Ну и соответственно режиссура так себе (за исключением небольшого количества эпизодов)

    5 Игра актёров: Ступка, Петренко — 5 с плюсом, Вдовиченков — вроде играл неплохо, но даже с казацким чубом больше напоминал бандюка из «Бригады» или «Бумера», ну а остальные — постольку поскольку…

    Еще кое-что в фильме меня сильно рассмешило. Киноляпом это трудно назвать, скорее киноидиотизмом. Это батальная сцена (та, где в конце основные казаки погибают, а Остапа в полон берут). Видимо сцена была снята в несколько приемов при разных реальных погодных условиях, но с одной и той же погодой по сценарию. В этой сцене лил сильный дождь, причем (!) на небе не было ни облачка, вовсю светило солнце. Во время смены ракурсов тучки то появлялись на небе, то исчезали, также тени на земле от солнца — то есть, то нет. И ладно бы просто делали искусственный дождь в солнечную погоду, но зачем при этом чистое небо показывать, да еще и несколько раз?…

    В общем, еще одно разочарование в российском кинематографе в целом и в данном фильме в частности, т. к. очень хотелось бы посмотреть достойную экранизацию великого произведения великого писателя…

    20 апреля 2009 | 22:56

    Я подозревала, что фильм мне понравится, но чтобы настолько… Это потрясающая картина, наверное, лучший отечественный фильм последних лет. После всех этих псевдоисторических и псевдопатриотических подделок, фальшивых, вторичных, скопированных с Голливуда, фильм Бортко — это как глоток свежего воздуха.

    Великое произведение Гоголя экранизировано практически дословно, причем сделано это удивительно правдиво и живописно. Игра актеров блестяща, молодцы абсолютно все, образы созданы очень яркие, а Богдан Ступка в роли Тараса — это эталон. Иного Бульбу я уже и не могу представить, думаю, увидел бы его Гоголь — тоже был бы доволен.

    Фильм очень красив, красивы костюмы, их много, самых разных и авторы посягают на историческую достоверность. Тут уж не знаю, думаю, найдутся ботаники, которые найдут здесь киноляп, но что до меня, то мне очень понравилось. А красота съемок… Бескрайние степи, реки, города.

    Картина, конечно, трагична, как и повесть Николая Васильевича, но есть в ней и забавные моменты. Особенно я запомнила сцену, как запорожцы писали письмо турецкому султану. Картина Репина ожила на экране… А так одна из самых сильных сцен фильма — казнь Остапа, этот эпизод очень запомнился мне и когда я книжку читала, в фильме же он производит ужасающее впечатление, снято уж слишком натурально. И это вопрошание: «Батько! Где ты! слышишь ли ты все это?», и ответ Тараса. эта прямая отсылка к Библии, когда увидел — холодок по спине пробежал.

    Что до содержания, то смысл бессмертного гоголевского произведения авторы передали удивительно верно. Они дали его почувствовать, ощутить на себе. Патриотизм и товарищество… Они в этом фильме настоящие, нет в них ни надуманности, ни глупости. такой фильм не стыдно будет выдвинуть на Оскар.

    Великолепный фильм. Побольше бы таких! Думаю это лучший подарок Гоголю на его 200 лет!

    10 из 10

    2 апреля 2009 | 15:37

    Этот год назван ЮНЕСКО годом Николая Гоголя. Прямо к юбилею классика, в апреле, на экраны России и Украины вышел фильм Владимира Бортко по повести «Тарас Бульба». За первые четыре дня проката хрестоматийную историю о казаках посмотрели полтора миллиона человек.

    Интересно, что картина шла в прокате как первая русскоязычная экранизация бессмертного произведения Гоголя. Хотя среди девяти предыдущих переложений «Тараса Бульбы» на язык кино уже есть отечественная немая лента и фильм, снятый русской съёмочной группой в 30-е годы прошлого века в Германии(!). Налицо — дезинформация. Что говорит либо о неуважении к зрителю, либо об ориентированности картины на массовую публику. Вероятнее — второй вариант.

    Режиссёрский «почерк» Владимира Бортко виден невооружённым глазом практически с самого начала фильма. Мэтр отечественного кинематографа, увы, повторяется. Чёрно-белые вставки-ретроспективы напоминают одновременно и о «Бандитском Петербурге», и о полностью нецветных «Собачьем сердце» и «Идиоте». Музыка Игоря Корнелюка и голос автора, представленный Сергеем Безруковым, вызывают стойкие ассоциации с недавним творением режиссёра — сериалом по роману «Мастер и Маргарита». А устаревшие кинематографические приёмы (со взмахом шашкой в одном кадре и падающим телом поверженного врага — в следующем) возвращают зрителя во времена советских патриотических фильмов в духе «Александра Невского». Размеренное, иногда вовсе нединамичное повествование тоже свойственно практически всем фильмам Бортко. Возможно, это следствие дословного использования текста экранизируемого произведения. Но он, увы, не всегда живо звучит из уст героев. Лишь Богдан Ступка смог буквально воплотить своего Бульбу. Создаётся впечатление, что он стоит в кинозале, совсем рядом, и уже готов сойти с экрана, чтобы от первого лица поведать зрителю об истинной «козацкой силе». Вся буря эмоций, переживаемая старым Тарасом, — в глазах народного артиста Украины. Великий без преувеличения актёр прожил свою роль — и этим компенсировал многие недостатки картины.

    Сыновья Тараса хороши, но, к сожалению, менее убедительны. Красив, страстен Игорь Петренко в роли Андрия. Он произносит страшные слова («Отца, брата, мать, Отчизну, всё, что ни есть на земле, — всё отдаю, всё прощай!»), но делает это так пламенно, что невольно веришь ему. Остальные эпизоды с участием Петренко не запоминаются. Его экранный брат — Владимир Вдовиченков — прост, искренен и безудержно храбр, но отчего-то слишком инфантилен и привязан к отцу. Думается, не таков был Остап Бульбенко. Родина для него — это земля, по которой он ходит, бескрайняя степь, отцовский дом. Андрий же отрекается от всего этого, и называет своей Отчизной любимую женщину. Что касается Тараса, его Родина — некая абстрактная Русь. Тем больше одиночество старого вояки: в конце фильма он стоит посреди голого заснеженного поля — и нет у него больше ни хаты, ни жены, ни сыновей. Поспешив защитить большую Родину, казак потерял малую… Красиво. Но… Светлая патриотическая идея вылилась в ничем не обусловленное и бессодержательное нечто. Слишком размыто понятие Отечества. Бессмысленной кажется война то ли с Польшей, то ли с турками. То ли за веру, то ли за сожжённую врагами хату атамана. Поэтому не слишком ясен чрезмерный героизм запорожцев… Человек, незнакомый с повестью Гоголя (и с отечественной историей), многого не поймёт.

    Фильм очень неоднозначен. Есть моменты, при просмотре которых перехватывает дыхание, и слёзы подступают к горлу. При этом некоторые кадры, откровенно карикатурные и лубочные, не вызывают ничего, кроме кривой улыбки. Смешны и нелепы эпизоды гибели казаков — с длиннейшими монологами а-ля «да святится Русская земля». Почти полностью заимствована из гибсоновского «Храброго сердца» сцена казни Остапа. «Тарас Бульба» снят по-голливудски красиво и с русским размахом. Но хорошая операторская работа, красивая музыка и даже великолепная актёрская игра Богдана Ступки не смогли спасти картину от провала в прокате. Несмотря на то, что экранизацию гоголевской повести посмотрело огромное количество зрителей, она не окупилась, собрав кассу лишь в 16 миллионов долларов при бюджете в 25.

    Безусловно, «Тарас Бульба» — не самый худший российский фильм последних лет. Он не лишён того, что принято называть Искусством. Но, увы, это всё-таки неудачная попытка снять психологическую и при этом патриотическую картину.

    Кажется, у великого режиссёра практически не осталось «пороха в пороховницах»…

    Диагноз: 7 из 10

    22 ноября 2009 | 22:45

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>