всё о любом фильме:

Техасская резня бензопилой

The Texas Chain Saw Massacre
год
страна
слоган«Before Halloween.... Before Friday The 13th.... Before Scream.... There Was The Saw»
режиссерТоуб Хупер
сценарийКим Хенкел, Тоуб Хупер
продюсерТоуб Хупер, Ким Хенкел, Джэй Пэрсли, ...
операторДэниэл Перл
композиторВейн Белл, Тоуб Хупер
художникРоберт А. Барнс
монтажДж. Ларри Кэрролл, Салли Ричардсон
жанр ужасы, триллер, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  16.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время83 мин. / 01:23
Обеспокоенная новыми сообщениями о том, что вандалы и хулиганы испоганили далекое кладбище в Техасе, где похоронен ее дедушка, Салли и ее прикованный к инвалидной коляске брат Франклин Хардести собирают своих друзей и на семейном автофургончике отправляются проверить, не повреждена ли дедушкина могила.

Оказавшись в районе кладбища, они заодно решают навестить старую ферму, где жил их дедуля. По соседству расположена еще одна ферма, внешне довольно-таки неприятная. Она разукрашена жуткими предметами, сделанными из кожи и костей людей и животных, а живет там семейка рабочих со скотобойни.

Самый страшный из них «Кожаное Лицо». Он носит маску из человеческой плоти и умело управляется с бензопилой.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
42 + 4 = 46
7.8
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм был снят за 32 дня.
    • По словам самого Тоуба Хупера идея о сюжете фильма пришла к нему в голову во время посещения магазина домашней утвари, секции бензопил.
    • Первоначальным названием картины было «Headcheese».
    • Преследование Кожаным лицом актрисы Мэрилин Бёрнс получилось в действительности кровавым: во время бегства актриса сильно поранилась о ветви деревьев, так что кровь на ее одежде настоящая.
    • Прототипом деяний семейки стал легендарный серийный убийца Эд Гейн, но свои злодеяния он совершил не в Техасе, а в штате Висконсин.
    • Несмотря на то, что в фильме приводятся конкретные даты «реальных событий», упомянутые голосом за кадром дата — 18 августа 1973 года вымышлена. Съемки завершились за четыре дня до этого августовского дня.
    • В роли «бензопилы» была снята пила марки «Poulan 306A», но этикетка с названием фирмы была на всякий случай убрана с изделия во избежание судебных исков.
    • В качестве музыкального фона режиссёр использовал фонограмму с записью звуков скота, отправляемого на бойню.
    • Фильм снимался в хронологическом порядке.
    • еще 6 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 247 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Техасская резня» очень сильный фильм. Это первый фильм, которому по настоящему удалось напугать меня. Смотрел я его в очень плохом качестве, но все равно остался под впечатлением.

    «Техасская резня» — культовое кино. Один из самых любимых фильмов Тарантино, которые в то время крутили в грайндхаусах и один из первых слешеров в истории. Уже первый кадр фильма шокирует — труп, привязанный к памятнику и новости по радио, сообщающие о жутком вандализме на местном кладбище Техаса. Фильм рассказывает историю 5-ти студентов, отправившихся на могилу дедушки одной из попутчиц — Салли. Затем они отправляются на ферму дедушки, ну а дальше по сценарию — трупы, бензопила и прилагающийся к ней маньяк с «Кожаным лицом», а также кровь и РАСЧЛЕНЕНКА… Ну, как вам? Вот и мне понравилось)

    А теперь техническая сторона фильма. Операторская работа на высшем уровне — много необычных ракурсов, рваный монтаж. Режиссерская работа чувствуется, даже немного отдает «авторским кино». Тоуб Хупер отлично справился со своей задачей. Актеры тоже не подкачали за то им и спасибо. Порадовали Пол Партэйн и Мэрилин Бернс. Кстати, в фильме почти нет музыки — только нечто похожее на лязганье цепей. И это идет только на пользу этому слэшеру. Да и вообще любому Настоящему слешеру. Наверное, так и есть! Вот вы попробуйте убрать из «Friday the 13th» музыку и что останется? Правильно, останется «Friday the 13th» без музыки. А вы можете ее представить без музыки? Я лично нет. А вот «Техасскую резню» — легко. Этим то она и отличается от остальных ужасов. Те ужасы веселят, а этот угнетает. Те ужасы смотрятся легко, а этот с натяжкой. Такое кино я люблю, поэтому и ставлю максимальную оценку:

    10 из 10

    26 июля 2010 | 13:04

    На 36 минуте человек, сидящий за столом с вытянутой ногой и положенной на него, произносит — «твою *ать!» и чуть вздрогнув отводит в сторону взгляд. Этот человек… В момент, когда произносится эта фраза на экране наносится удар по голове чем-то типа кувалды. Сделано это классно, в смысле пугающе, поэтому классно. Камера в доме, направлена на открытый вход в какой-то коридор, но зритель видит только стену коридора на расстоянии метров 7-8, на котором висят черепа коров на фоне красных обоев. Уже хочется посмотреть фильм? Коммент только начался, все может измениться. «Мясо» (первая жертва) идет в направлении этой двери, медленно, с осторожностью, потому что слышит доносящиеся оттуда свинячьи хрипы. Эти 7-8 метров ты идешь вместе с ним, ты реально идешь вместе с ним. На улице день, но все сконцентрировано на этом входе и стене с головами. И только он заходит как я произношу — «твою мать!», и чуть вздрогнув, отвожу в сторону взгляд.

    По стечению обстоятельств, а с другой стороны я просто был голоден, я ем кусок запеченной в первые часы Нового 2010 года свинины, порезанной кусочками и салат из огурцов, помидоров, сладкого перца, все полито оливковым маслом и чуть соли, ну, еще там листья салата. Мясо и салат — тупо, но вкусно и просто. После 36-ой минуты приходится ждать еще долго, еще минут 25, чтобы получить следующую дозу. Замечу, что ты сидишь и ждешь! Первый, первый, меня хорошо слышно? Я повторяю, «сидишь и ждешь». По-моему, для фильма ужасов это важнейший элемент — не крякать отвращаясь происходящим, как было со мной в творении Рота и Тарантино, а ждать. Лучше нервничая. Но тут просто ждешь.

    Здесь страшно не потому что кого-то убивают и чем, и каким способом. А страшен момент, когда это происходит. Он короткий, но настолько естественный с точки зрения убийцы, ведь он, по сути, мясник и для него нет разницы между человеком и коровой. И я благодарю небо, что в голову режиссера для пущей реалистичности не пришло в голову показывать как бензопила режет тело на куски иначе это было бы уже психической болезнью. А зритель должен додумывать. А еще страшнее, когда представляешь себя убийцей, и видишь что бы ты чувствовал, убивая самого себя в той комнате. И тогда фильм приобретает другой характер страха.

    На 61 минуте начинается раскрытие патологии, когда видишь всех убийц вместе, их мир, их быт, их «я». К сожалению, без тонкостей, без уродских изысков, но атмосферность настолько хороша — свет в помещении, одежда, поведение, предметы — что она все остальное должна по идее перекрыть. Жутко обидно, что сцена с главной героиней — чисто по сюжетной причине главной, оказалась разочаровывающей, но, с другой стороны, наверное, так надо было сделать. Просто видеть бегающей по лесу ночью через кустарник в синей кофте девочку-хиппи, с постоянно торчащими манящими сосками — это нечестно, а то, что она еще выглядит как дура — это повод задуматься. Наверное, здесь режиссер хотел отразить суть всей культуры хиппи и смысла ее для человечества — секс и идиотизм — идеальное сочетание для разрушения планеты. В общем, было страшновато, но больше в голове, внутренне. А вот после «Челюстей» у меня травма с детства такая, что боюсь купаться в любых водоемах.

    А вообще посвящается воспоминаниям о фильмах «Волчья яма» и чуть-чуть «Спуск».

    3 января 2010 | 22:54

    Сюжет, как и в подобных кинофильмах, прост как три с половиной копейки: группа горожан (три парня и две девушки) едет в дом умершего родственника одной девушки, а по соседству живет милый дядька в маске из содранного лица и его харизматичные родственники, не брезгующие человеческим мясом.

    Для 1974 года это был прорыв во всем. Наверное, это был самый сильный триллер со времен «Психо» Хичкока, «серьезные» критики находили фильм остроумным, актуальным и сатиричным, обычные зрители боялись.

    Давящая атмосфера, ожидание беды, знаменитый ужин каннибалов и многое другое в этом фильме снято дешево, мастерски и навевает жуть.

    Кожаное Лицо стал иконическим персонажем хоррора, его финальный танец — символом заката человеческого благоразумия, а верная бензопила всем знакома по играм вроде «DOOM». «Первый слэшер» (спорно) породил настоящую моду на фильмы о маньяках, убивающих своих жертв как можно изощренней. Вышло три продолжения (лишь ко второй и четвертой приложили костлявую лапу создатели оригинала), римейк, коммерчески успешный (но римейк, что в 90% случаев говорит о низком качестве материала) и приквел. В этом году бензопила не совсем обычного техасца снова зажужжит — резня механической пилой в Техасе вечна!

    Культовая вещь, не для слабонервных. Сокровище мирового кинематографа (признание критиков во всех мире и внесение в Национальную Галерею подтверждает), обмазанное кровью и воняющее цинизмом.

    27 января 2013 | 22:50

    Многие считают, что этот оригинал во много раз лучше ремейка. Отчасти это так. Ведь этот фильм навсегда останется в истории, потому что это один из родоначальников жанра слэшер. А римейк лишь один из достойных образцов.

    Но римейк был более цельным и профессиональным. Здесь же Хупер много экспериментирует. Например, начало сделано в документальном стиле, затем нас ждет практически подростковая драма, потом слэшер, а заканчивается все «черной» комедией. Многие актеры, в отличие от римейка, играют слабо. Зато оригинал намного страшнее и более кровавый. Да и юмора здесь намного больше (римейк был почти серьезным).

    Как «Большой Босс» для гонконгского кино, так и «Техасская Резня Бензопилой» для хоррора. То есть картина достойна уважения, но необязательно должна нравится. Потому что фильм заметно устарел, да и есть представители жанра намного достойнее ("Хэллоуин» и «Кошмар на улице Вязов», к примеру).

    8 из 10

    21 июля 2007 | 23:57

    «Техасская резня бензопилой» — фильм, производящий неизгладимое впечатление. «Это черт знает, что такое!» — хочется воскликнуть в определенный момент.

    Один из лучших фильмов ужасов, которые довелось посмотреть. Сцена с попутчиком действительно страшная. Мурашки ползут по коже в ожидании беды.

    Одно из главных достоинств фильма, на мой взгляд, — удивительная цельность. В нем практически нет «лишних» сцен. Все 
    подчинено одной концепции, каждая реплика произносится не просто так.

    В числе других плюсов — красивые съемки техасских пейзажей, странная желтоватая гамма, обилие «нижних» планов и съемок с контровым светом, изобретательные декорации (оформление «проклятого» дома») и, конечно, запоминающаяся озвучка.

    «Техасская резня…» ближе к арт-хаусу, нежели к массовому кинематографу. В любом случае — это уже история кино, определенный этап в развитии жанра ужасов.

    9 из 10

    23 мая 2009 | 11:36

    Если рассматривать данный фильм как одного из прародителей жанра «слэшер», то он определенно заслуживает внимания. Но, в современных реалиях, позитивно оценивать его вряд ли получится. При просмотре тебя настойчиво преследует чувство «где-то я уже это видел». Но это не главная проблема фильма. Главной проблемой является то, что присуще абсолютному большинству современных слэшеров: тупость героев, погрешности в сюжете, откровенно бредовые моменты. Если многие другие слэшеры имеют в своем арсенале харизматичных антагонистов (к таковым я причисляю даже Джейсона Вурхиза), то у «Техасской резни бензопилой» его нет. Главным претендентом на эту роль является громадный мужик по кличке «Кожаное Лицо», но, если честно, воспринимать этого дегенерата всерьез не выходит. Остальные, если не считать дедушку, еще слабее в этом плане. Даже если делать скидку на время — фильм представляет художественную ценность только в плане сырья для будущих фильмов данного жанра.

    Болезненным моментом фильма, как и многих других слэшеров, есть здравый смысл, который полностью покинул нас примерно на середине картины. И вот, мы видим как огромная, два метра в высоту и почти столько же в ширину, детина, с тяжелой бензопилой в руках, минут десять, без передышек, бегает за главной героиней по кустарникам. Дело происходит ночью. Зритель, конечно, может предположить, что техасские рогули есть эталоном физического развития человека, но это будет весьма спорное предположение. Рука так и тянется к глазам, но не от страха, а желая бахнуть сильнейший фэйспалм. Вообще, «Кожаное лицо» является несколько карикатурным и даже комичным персонажем, чего только стоит его танец с бензопилой. Остальные антагонисты еще хуже. Их всех объединяет одно — у них нет истории. Нам не объяснили равным счетом ничего, мы не знаем, почему они встали на этот путь, поэтому я смог увидеть лишь семейку недоумков без прошлого, но никак не интересных злодеев.

    Справедливости ради нужно отметить, что некой напряженности режиссер смог добиться, а значит — он не совсем провалил свое задание. В фильме также присутствует атмосферность, но сопереживать главным героям абсолютно не выходит. Они раздражают своей тупостью, и ты сам не замечаешь момент, в который ты уже начинаешь радоваться их смертям.

    Если в свое время «Техасская резня бензопилой» и имела ценность, то сейчас, ввиду появления более успешных конкурентов, она ее потеряла. У современных слэшеров есть десятки более достойных примеров для подражания, но на данный момент наблюдается тенденция смерти жанра, который погруз в бесконечных ремейках и сиквелах, многие из них уступают даже таким динозаврам жанра, как «Техасская резня бензопилой». Но констатируя факты, можно сказать, что выйди эта картина на сейчас — она осталась бы незамеченным никем, третьесортным ужастиком, коим она и является.

    9 марта 2014 | 11:44

    Ну, много говорить об этом фильме излишне. Он стал если не классикой, то по меньшей мере действительно знаковым произведением. Атмосфера в ленте просто поражает, ведь одна только сцена побега сквозь лес способна довести некоторых до слез, поп-корн в зале не пожуешь.

    Ридли Скотт сказал про «Резню», что зритель действительно боится этого фильма, так как происходящее на экране действительно может произойти. Именно «Резня» вдохновила его на создание того «Чужого», что нам с вами знаком.

    Это нужно видеть, тем более, что лучше посмотреть дома кино, чем ехать с друзьями на отдых неизвестно куда и подбирать кого-попало на дороге…

    10 из 10

    9 ноября 2010 | 04:59

    Сопоставляя фильмы триллеры и хорроры начала 70-х меня не покидает странное впечатление. Дело в том, что многие европейские фильмы были сделаны на высочайшем профессиональном уровне. Особенно это касается итальянских giallo. В США в те годы так не снимали. Именно ими вдохновлялись многие культовые режиссеры американских хорроров во второй половине 70-х и 80-х.

    Собственно говоря, даже очень оригинальный и смелый «Хэллоуина» Джона Карпентера смотрится совсем по другому, после просмотра 2-3 фильмов Марио Бава. А что и говорить о «Резне бензопилой в Техасе».

    Так получилось, что американские создатели этого малобюджетного фильма и не предполагали, что творят историю. Используя предрассудки и многочисленные штампы они нарисовали очень реалистичный портрет семьи-маньяков-южан. Да и после успеха этой картины слово «Техас» получило новые ассоциации.

    Если говорить о сюжете, то тут все просто: молодые студенты встречаются в Техасе с семьей местных маньяков. Чем пользуются последние, понятно из названия картины…

    Можно долго обсуждать чем именно был обусловлен успех этой картины. Позволю предположить, что дело в легкости повествования. Вероятно, в те годы у общества был запрос на слэшеры. Шпионские триллеры перестали всех пугать, природа страхов изменилась. Люди стали осознавать качественно другие — бытовые риски. И получилось так, что в начале 70-х, наверное, кинематографических жертв от маньяков было больше, чем реальных жертв подобных преступлений — было снято множество жестоких фильмов.

    На этом фоне, именно создатели «Техасской резни» предложили для американцев наиболее легкую и понятную историю. Тем более, что фактиески высмеивались нравы техасцев — обыгрывая тем самым предрассудки о жестокости южан. Думаю дело именно в этом. Ведь, если ставить во главу угла проработку вопроса, то вышедший через год «Кроваво-красный» Дарио Ардженто, полностью показал, кто именно является настоящим королем фильмов ужасов.

    Так что, я не стал бы преувеличивать роль этого фильма в истории жанра, а тем более — кинематографа. Другое дело, что картина стала модной в США и пошла на цитаты, но, преимущественно, в американском кино.

    В итоге: этот фильм не кажется более страшным, нежели многочисленные итальянские giallo. Но, «Техасская резня» Тоуба Хупера очень известна и цитируема. Впрочем, мое личное отношение к картине вполне лаконично сформулировано в оценке и цвете рецензии.

    5 из 10

    9 мая 2013 | 17:02

    Феномен неблагоприятного влияния природы на психику людей поднимался многими учёными, специалистами в области психических аномалий и нейробиологами ещё с 17 века, принцип работы человеческого мозга во время магнитных бурь, жару, холод, сезоны дождей изучались «великими» умами медицины но до конца природа человеческой психологии, поведения и деятельность мыслительных процессов не была изучена.

    Создается вопрос, почему синтез географических несоответствий, природных особенностей местности способны настолько повлиять на душевное состояние, что люди, проживающие в этих областях имеют странную склонность к неадекватному поведению, к неуравновешенной психике и даже к совершенному безумию ?

    Почему явления вроде полнолуния, парада космических тел и нестабильность геомагнитной обстановки столь тонко ощущаются определёнными натурами ?

    Каким образом люди, не обладающие ни психологической, ни генной предрасположенностью к, становятся маньяками, педофилами и личностями с особыми пристрастиями к насилию ?

    Почему молодая девушка и и её не менее молодые друзья, приехав на могилу её дедушки, а затем навестив её старый дом, где она провела детство, по непонятной и жуткой череде необъяснимых обстоятельств становятся пленниками» техасского рока» и попадают в лапы к полуграмотным, напрочь лишённых человеческих черт изуверам ?

    Ответ на эти и многие другие «тематические» вопросы нам попытается дать незаурядный фильм ужасов от «метра» жанра — Тоуба Хупера — «Техасская резня бензопилой «

    Вообще данное творение интересно не только как фильм от независимого режиссёра, и как прародитель жанра» Слэшер» (ставшего популярным в 80х), в первую очередь оно блестяще отражает «дух» 60х-70х, того периода, того великого двадцатилетия, когда произошел резкий подъём культуры, расцвета рока, психоделии, фанка и соула, новой моды, новых стремлений и принципов, в фильме, не смотря на хоррор-составляющую, всё это как нельзя лучше отражено.

    «Ущипните себя, чтобы убедиться в том, что всё это правда «

    Наступил момент рассмотрения главных особенностей фильма — это сама атмосфера, леденящая душу музыка, чудесная операторская работа и гениальная игра актёров. На мой взгляд, это один из лучших слэшеров 70х, в котором блестящим образом сочетаются эти параметры. Сама обстановка» резни» выглядит нагнетающе-мрачной : заброшенные фермы, сожженные раскаленным техасским солнцем пустыри, пугающая обстановка» отрешённости от человеческой цивилизации и конечно же лишенная всякой логики и нормального объяснения «дикость» окружающей местности — непонятный скрежет и скрип в коттеджах, заставляющий паниковать визг свиней в одном из зданий и подозрительное поведение местных жителей, достаточно в качестве примера вспомнить ненормального попутчика, севшего в машину главных героев (сцена с порезом руки ножом при этом сопровождаемой придурошным смехом этого «субъекта» в купе с показом сомнительных «успехов» в убийстве скота на фотографиях с их последующим сжиганием просто достойна «Оскара») и угрюмого старика на заправке, из всего этого становится очевидно, что с этим местом твориться что-то необычно-ненормальное и страшное, эту тайну хранят в своих недрах одна из местных ферм.

    И эта тайна становится ещё страшнее, по мере просмотра. Сама ферма» родственников» представляет собой образ абсолютного зла и безумия :обстановка их дома сама по себе говорит о очевидной «неадекватности», а этап фильма, когда ребята последовательно попадают в лапы к «чудовищам в человеческой оболочке» просто ужасает.

    Что движет ими ? Ненависть ко всему миру из-за лишения единственной работы в округе ? Или желание утолить свой внутренний неуправляемый животный инстинкт за счёт убийства себе подобных ?

    Судя по сцене вечерней трапезы этой семьи, невозможно назвать их людьми, это животные, своим видом олицетворяющие присутствием в каждом из нас маленького кровожадного монстра, из года в год растущего и набирающего страшную силу, одному лишь богу известно вырвется ли он в наружу однажды или же нам удастся его обуздать.

    Девушки, они же ничего не собираются натворить в старом доме ?

    Рассмотрим игру актёров : Отличной образ хрупкой и ничего не понимающей девушки Салли, которую блестяще воплотила Мерелин Бёрнс (спустя 3 года она вновь сыграет у Хупера — в слэшере «Съеденные заживо «), Пол Партейн в амплуа её глуповатого и болтливого братца инвалида Франклина мне не особо импонировал, хотя сцена его убийства вызвало искреннее сочувствие к его персоне. Всё-таки он инвалид.

    Но особое внимание я должен отвести именно к членам «семейки» — Джон Дуган,

    Гуннар Хансен, Эдвин Нилл и Джим Сидоу настолько убедительно исполнили роль безумцев и чудовищ, что мне показалось они и в повседневной своей реальной жизни заманивают людей в своё дьявольское логово.

    Следующим пунктом у нас пойдёт музыкальное офрмление Вейна Белла. Оно как нельзя лучше подходит к перфомансу картины, мистическая, гротескная и напряжённая, в сравнении, скажем, от слэшера «Хэллоуин „, где упор делался именно на стилизацию потустороннего мотива праздника, здесь на вооружение были взяты мотивы «пустынных“ легенд американских реднеков, в музыке чувствуется брошенность, отречённость от жизни, своеобразное отражение смерти в безлюдной местности, где Сатана со своей свитой безнаказанно ходит в телесной оболочке.

    Преступлением будет забыть упомянуть замечательную операторскую работу Дэниэла Перла, интересное и незаурядное расположение камер только подогревают интерес к фильму (особенно качество работы видна в сцене, когда девушка попадает в комнату закиданную перьями и человеческими костями)

    Вердикт : Писать об этом кинопроизведении можно бесконечно, и о его влиянии на слэшер, и о влиянии на кино в целом. Но он не просто ценен, а бесценен тем, что качественный хоррор, не повластный ни времени (через 3 года ему стукнет 40 лет) ни тому факту что времена слэшеров остались в 80х.

    Этот фильм способен напугать и впечатлить даже в нынешнем 21 веке, его находки и идеи актуальны и сегодня, ну и конечно же это неумирающая классика, память о которой сохранится ещё на долгие годы.

    11 сентября 2011 | 19:12

    Нынешнему зрителю жанр слэшера знаком не понаслышке. Как же, плавали, знаем. Не оттуда ли разносятся визгливые нотки, предшествующие очередному смертельному удару мачете Джейсона Вурхиса из «Пятницы, 13-е»? Не там ли россыпью искр мчатся ножи Фредди Крюгера по железным трубам котельной и зияют кошмарным безмолвием глазницы в маске Майкла Майерса из «Хэллоуина»?

    Однако все эти до ужаса знакомые физиономии — продукт вторичной переработки. История слэшера, как говорится, уходит в глубь веков. Точнее, века двадцатого, который «подарил» миру множество не слишком полезных и приятных изобретений, как в жизни, так и в искусстве. Первопроходцами жанра, как водится, слывут дремучие классики: легендарный итальянский хоррормейкер Марио Бава и его американский коллега Альфред Хичкок. Оба скончались в 1980-м году, оставив наследие в виде десятков знаковых и культовых картин, коим подражают до сих пор.

    Первым же настоящим, полноценным слэшером считается «Черное рождество» канадца Боба Кларка. Того самого, что чуть позднее задал ритм в молодежной комедии «Заведение Порки». Кларк не был талантлив в реализации своих идей, но гениально предвидел тренд. Его бы рукам побольше прямоты, и он мог бы вписать свое имя в историю кинематографа почище Скорсезе. Но так уж вышло, что все задумки канадского постановщика доводили до ума совсем другие люди.

    Так, в 1974-м, вышел в прокат и первый американский хоррор на заданную тематику — знаменитая «Техасская резня бензопилой» Тоуба Хупера. Малобюджетная лента, снятая за месяц, принесла своим создателям ошеломительные по тем временам 14 млн. долл. чистой прибыли. Сдается, что при таком соотношении затрат и доходов сложнее только выиграть в лотерею. Но Хупер, будучи дебютантом, не боялся провала и гнилых помидоров из стана критически настроенных писак. Ему окромя своих сбережений было нечего терять. А приобрел он сразу и много: деньги, славу и репутацию.

    … Небольшая группка хиппующей молодежи колесит на минивэне по Техасу в надежде найти приключений на седалищный нерв, а заодно проверить — не испортили ли злостные вандалы из новостей могилку горячо любимого дедули Салли. Два спортивного вида парня, две полуодетые мамзели с вечно торчащими сосками и Фрэнклин — полноватый инвалид на коляске, приходящийся Салли родным братом. Путешествие проходит ни шатко, ни валко, ибо бензин на исходе, достопримечательностей в краю немного, а на дворе стоит жара под 40 градусов. Посему в ожидании подвоза свежего топлива на одну богом забытую заправку, все пятеро решают остановиться в бывшем отчем доме Салли и Фрэнклина.

    Отправившись освежиться на местный водоем, Кирк и Пэм случайно набредают на ферму, хозяева которой не спешат отзываться незнакомцам. Любопытство сгубило не только миллиарды кошек, но и миллионы тупоголовых кретинов, коим не терпится хоть одним глазком, но засунуть свой нос в чужую жизнь. Поэтому, когда Кирка, с его безобидным вопросом «Эй, есть кто в доме живой?», метко валит с ног страшенного вида детина с молотком, мы можем лишь констатировать факт начала мясорубки.

    Остальные, не дождавшись возвращения друзей, само собой, по очереди идут на поиски. Итог один — все они рано или поздно заходят на ту самую зловещую ферму, где их ждет маньяк в маске из человеческой кожи и его любимая бензопила…

    Как случается с каждым культовым фильмом, а в данном статусе «Техасской резни бензопилой» сомневаться не приходится, премьера творения Хупера не обошлась без скандалов. Из-за невероятно натуралистичного по меркам семидесятых годов насилия и общего негативного настроя, ленту уверенно забанили в большинстве стран. В чопорной Англии картину открывали/закрывали для публичного просмотра три раза. Схожие проблемы опус испытывал и в Германии, а финны с австралийцами и вовсе запретили показ фильма на территории своих стран. Официально запрет с картины был снят только спустя 25 лет.

    Спрашивается, чем дотошным чиновникам от мира кино картина не угодила? По современным меркам «Техасская резня» — довольно невинное зрелище, если брать в расчет визуальный ряд. Крови — по минимуму, никаких тебе оторванных конечностей, кишок и прочих внутренних «убранств» человеческого организма. Виной всему — психически нестабильная атмосфера фильма, ведь речь идет о целом семействе маньяков-убийц, каждый из которых поистине безумен и достоин звания «жертва аборта». Некоторые особо впечатлительные зрители не выдерживали на сеансе и позорно сбегали на середине, разумно полагая, что дальше будет только хуже. И были правы.

    Как сказал один критик — «Страшнее первых 50 минут «Техасской резни» могут считаться только последующие финальные полчаса». Будем честны, фильм у Хупера не столько пугает внешне, сколько внутренне. Сразу вспоминаются дикие новости из зомбоящика, где с ужасающей регулярностью всплывают новости об очередном педофиле, серийном убийце или просто деревенском дебиле, который между алкогольными возлияниями убивает родственников и собственных детей. Несмотря на то, что эта история — по большей части выдумка авторов, реальный прототип у главного злодея по кличке «Кожаное лицо» все-таки имеется. Это небезызвестный в Америке Эд Гейн, чья биография заставит кровь в ваших жилах превратиться в лед кубиками. Создатели использовали лишь мотивы той нашумевшей трагедии, но и этого достаточно, чтобы поселить в зрителях панических страх перед поездками в сельскую местность.

    1976-й — единственный год, когда гран-при Авориаза, знаменитого французского кинофестиваля кинофантастики и фильмов ужасов, не вручался. Тогда в жюри председательствовал сам Микеланджело Антониони, а помогали ему Сергей Бондарчук, Патрис Шеро и Аньес Варда. Жюри не смогло определиться с главной наградой, а критики однозначно проголосовали за фильм Хупера. Может и поэтому картина вызвала интерес у широких масс.

    Разумеется, просто так культовый статус не зарабатывается. Знаковым ужастик стал благодаря многочисленным подражаниям и продолжениям. На праве пионера, так сказать. Трудно отрицать, что и «пятничная» сага, и «Хэллоуин» Карпентера очень многое позаимствовали у «Техасской резни». Да и сам Хупер спустя 12 лет соблазнился сиквелом и даже сумел заманить в свой проект Денниса Хоппера, но, увы, продолжение вышло намного слабее оригинала.

    Есть мнение, что самой изобретательной и зрелищной во всей франшизе является часть третья, снятая в 1990 году. Да и ремейк Маркуса Ниспела («Техасская резня бензопилой» 2003 года) — один из немногих переделанных ужастиков 70-х — 80-х, что сумел добиться существенных прибылей и признания у современной аудитории. На сегодня в истории «Кожаного лица» поставлена жирная точка, которая в любой момент, будь на то воля продюсеров Голливуда, может превратиться в безвольную запятую. Нам бы этого не хотелось, ибо жанр сегодня испытывает серьезные проблемы и без свежих идей грозится зачахнуть в бесконечных римейках.

    7 из 10

    8 марта 2014 | 09:13

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 Техасская резня бензопилойThe Texas Chain Saw Massacre1974
    2 Техасская резня бензопилой 2The Texas Chainsaw Massacre 21986
    3 Техасская резня бензопилой 3...Leatherface: Texas Chainsaw Massacre...1990
    4 Техасская резня бензопилой 4...The Return of the Texas Chainsaw Mas...1994
    5 Техасская резня бензопилойThe Texas Chainsaw Massacre2003
    6 Техасская резня бензопилой: ...The Texas Chainsaw Massacre: The Beg...2006
    подробнее

    Новости


    Какой европейский фестиваль без участия Джеймса Франко? Венеция в этом году пригласила новый фильм плодовитого актера и режиссера в основной конкурс. Франко вновь выбрал в качестве основы литературное произведение — на этот раз роман «Дитя божье» Кормака МакКарти(...)
     
    все новости

    Статьи


    25 мая научно-фантастическому триллеру Ридли Скотта «Чужой» исполняется 35 лет. КиноПоиск вспоминает, как снималась одна из важнейших работ жанра, чем вдохновлялся легендарный художник Ганс Рудольф Гигер при создании монстров и каким образом ленте помогли «Звездные войны» и несостоявшаяся постановка «Дюны» Алехандро Ходоровского(...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes36 254 310
    2.Судная ночь 2The Purge: Anarchy29 816 675
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue17 509 407
    4.Домашнее видеоSex Tape14 608 152
    5.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction9 845 720
    18.07 — 20.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes346 038 489
    2.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In95 410 829
    3.Поддубный41 780 386
    4.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction33 994 705
    5.Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return29 236 297
    17.07 — 20.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 400 449518 580
    Деньги612 188 194 руб.165 495 572
    Цена билета255,03 руб.17,66
    17.07 — 20.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    85.Унесенные ветромGone with the Wind8.319
    86.Жизнь другихDas Leben der Anderen8.319
    87.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast8.316
    88.АмадейAmadeus8.312
    89.Ходячий замокHauru no ugoku shiro8.310
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Если я останусьIf I Stay91.99%
    42.Мир Юрского периодаJurassic World91.97%
    43.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.94%
    44.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales91.94%
    45.Первый мститель 3Captain America 391.77%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes43
    Хотел бы я быть здесьWish I Was Here9
    КлиникаScrubs290
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In10
    ПревосходствоTranscendence102
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.527
    ГераклHercules6.332
    Домашнее видеоSex Tape5.885
    Король сафариKhumba5.861
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.679
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры