всё о любом фильме:

Запрещённые игры

Jeux interdits
год
страна
слоган«War...and how it affects the lives of our children»
режиссерРене Клеман
сценарийФрансуа Бойер, Жан Оранш, Пьер Бост, ...
продюсерРобер Дорфман
операторРоберт Жюйяр
композиторНарцисо Йепес
художникПоль Бертран, Маджо Брэндли
монтажРоджер Дуайр
жанр драма, военный, ... слова
сборы в США
зрители
Франция  4.91 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время86 мин. / 01:26
В июне 1940 года жители покидают Париж. После налета авиации погибают родители маленькой девочки Полетт. Ее находит деревенский мальчик Мишель и приводит домой. В дружбу детей неожиданно вмешиваются полицейские — они забирают девочку в приют для сирот. Но Полетт не желает покидать друга…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
9 + 0 = 9
8.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первоначально французский продюсер Робер Дорфман планировал выпустить фильм состоящий из трёх новелл снятых разными режиссёрами, однако из-за финансовых трудностей была снята только новелла «Запрещённые игры» (в марте-апреле 1951), из которой, впоследствии, было решено сделать полнометражный фильм.
    • Чтобы растянуть новеллу до полного метра, съёмочной группе пришлось доснимать часть материала (сентябрь 1952). За год дети играющие главные роли успели подрасти, а некоторые пейзажи изменились, но благодаря мастерству Рене Клемана и его команды зрители ничего не заметили.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка


    «Запретные игры» — экранизация романа Франсуа Буайе и вместе с тем удивительный пример демонстрации возможностей неореалистического стиля на французском материале. Клеману удалось создать аутентичный портрет провинциальных жителей в годы немецкой оккупации, избежав одновременно и сентиментальности, и патетики. О том, насколько это было нелегко, свидетельствует тот факт, что в центре повествования — судьбы детей, их парадоксальные, балансирующие на грани абсурда игры.

    С первых же сцен режиссер задает фильму стремительный, четкий ритм, не приемлющий провисаний, остановок и искусственных ускорений, что удивительно для 1952 года. Всеми силами картина стремится сосредоточить внимание зрителя на содержательной стороне, мастерски пряча за ним приметы своего стиля. Элементы повествования с течением фильма укрупняются до размеров притчи об изменчивом восприятии смерти в годы войны, защитных механизмах детской психики, придающих ужасам этого времени сказочных характер.

    Клеман рассказывает историю, балансируя на тонкой грани между комедией и трагедией, порой требуя от детей спорных, неоднозначных действий. Именно зазор между ролью и личностью исполнителя, который у детей минимален, делает содержание ленты весьма деликатным, рискованным. История о том, как дети создают импровизированное кладбище животных, сбивая для него кресты отовсюду, в том числе и с реальных могил, и с алтаря церкви, может смутить и подготовленного зрителя.

    Однако, Клеман использует сильный козырь — игру непрофессиональных исполнителей, которая свой органикой и естественностью перекрывает все спорные моменты картины. Особый драматизм характеризует существование в кадре Б. Фоссе, сообщающей ленте непередаваемую трогательность. Подлинные детские реакции: страх и слезы, удивление и радость невозможно симулировать, а это значит, что режиссер провоцировал исполнительницу на них, что, конечно, не совсем этично, но результат заставляет об этом забыть. Несмотря на неоднозначное, концептуально двусмысленное содержание, не только отсутствие монтажных погрешностей и режиссерских ошибок делает ленту шедевром, но еще и тонкая трагикомическая интонация, добавляющая сценам свежести, достоверности и глубины.

    В целом, «Запретные игры» предвосхищают эпатаж «Страны приливов» более чем за полвека, погружаясь в мир детских фантазий, преломляющих ужасы действительности, но делая это гораздо деликатнее и тоньше, чем лента Гиллиама: в картине Клемана больше хрупкости и незащищенности, тихого, а не плакатного гуманизма, что в сочетании с безупречностью формы делает ее одним из лучших французских фильмов 50-х годов.

    29 декабря 2015 | 14:47

    У маленькой Полетт родители погибают при налете немецкой авиации, а дело происходит во Франции, в начале 1940-го года. Блуждая она знакомится с деревенским мальчиком Мишелем, который приводит ее к своей семье. В деревне о войне знают из газетных статей и по тому, что постоянно летают самолеты, а вдали взрываются снаряды, поэтому в семье Мишеля все заняты бытовыми проблемами. Полетт и Мишель быстро сдружились, но однажды придет время расстаться, так как девочку заберут в приют для сирот.

    Милый и удивительный фильм, который невозможно описать. При просмотре хочется и смеяться и плакать. Все показано с такой любовью и трогательностью, через призму детского восприятия, что просмотр фильма не пройдет бесследно.

    Из интересных фактов — вначале фильм получился слишком коротким, что пришлось доснимать некоторые сцены, но маленькие исполнители к тому времени немного поменяли облик — у Бриджит Фоссе (Полетт) выпали молочные зубы, а Жорж Пужули (Мишель) играл в другом фильме, для которого ему пришлось коротко подстричься. Поэтому во многих сценах Полетт с накладными зубами, а Мишель в парике.

    Фильм получил почетную премию «Оскар» в 1952 году как лучший иностранный фильм (в то время специальной номинации для неанглоязычных фильмов не было), а спустя 2 года был номинирован за сценарий.

    13 июня 2010 | 22:54

    Формулировка жюри венецианского кинофестиваля гласит: за умение отобразить детскую беззащитность перед ужасами войны. Однако война лишь на несколько минут заглянет в кадр, градом пуль убив родителей маленькой Полетт. А дальше — большие растерянные глаза девочки, мечущейся с бездыханным телом собачки на руках. Можно было бы подумать, что она не понимает, что её преданный четвероногий питомец умер, но это не так: позже окажется, что эта умная девочка знает всю горькую правду о бренности жизни. Лишившись всех близких в какие-то считанные секунды, она не желает расставаться с другом.

    Мотив не преданных земле останков отца и матери, а вместе с ними сотен и тысяч других людей, красной линией проходит через всю ткань картины. Этим вопросом озабочена Полетт и её вновь обретенный друг Мишель. Дети войны не пекут песочные пироги, не играют не в куклы — они заняты серьезной задачей: погребение найденных животных. Возведение крестов улитке, мышке и другой живности — это особый детский вклад в общее дело сохранение памяти об усопших, это своего рода символ надежды, что кто-то другой, найдя их трупы, возведет памятник родителям девочки. И это в то время, когда взрослые представители французской нации, живущие в одной деревне, продолжают враждовать друг с другом.

    Грустное и трогательное кино, где в главной роли белокурая маленькая девчушка, похожая на ангелочка — все взрослые её просто обожают. «Запрещеные игры» — кино, главным образом, не о войне, а о детской дружбе и любви. Мишель, как заправский кавалер, готов расшибиться, но достать для подружки то, что она хочет. Полетт, не смотри что малявка, умеет хранить тайны и ни за что не выдаст приятеля.

    Как будто бы режиссерский посыл прост: дети и война — несовместимые категории, но это реальность, на которую мы не можем закрывать глаза. Также как не можем запретить детям разобраться, что есть смерть, особенно если они сами увидели её слишком близко. В этой картине взрослым не интересно, почему их дети играют в кресты и могилы, важен только факт, что их занятие совершенно неподобающее. Оно и понятно: война — некогда строить доверительные отношения с детьми. Но проблема актуальна и поныне: психологи знают, что первое фронтальное столкновение маленького человека со смертью откладывает отпечаток на всю его жизнь. Так стоит ли мешать детям осознанию феномена конечности живого существа или позволить разрешить эту проблему средствами, доступными детской психике, например играм, не прибегая к традиционно взрослому вранью? Быть может, блокирование игр приведет лишь к тому, что запретные игрушки уберут с ваших глаз и перенесут в тайные подвалы.

    7,5 из 10

    2 февраля 2013 | 14:32

    Шикарное антивоенное кино, хотя войну, как таковую, мы вообще не видим. В начале картины мы видим бомбардировки и обстрелы мирных жителей, но большая часть времени происходит в деревне, которая далеко от войны. Внимание авторов уделено больше тому, как война влияет на людей и, особенно, как трагично она влияет на детей. Основная идея фильм — это то, что война и дети несовместимы. Дети не должны в таком юном возрасте терять близких, не должны знакомится с трудностями и лишениями.

    Необычный фильм вышел у Клемана — одновременно очень драматичный и удивительно милый и простой. Описать его как-то не получается — это надо видеть, но ничего нового и сверхоригинального не стоит рассчитывать увидеть — Клеман показывает ужасы войны очень простым и понятным языком, но делает он это очень профессионально, создав очень сильную, мощную, эмоциональную картину, которая вряд ли кого-то оставит равнодушным, а от концовки слезы на глаза невольно наворачиваются…

    И еще стоит отдельно сказать про подбор актеров — дети играют очень профессионально, затмевая своей игрой достаточно неплохих взрослых актеров. Совместные сцены мальчика и девочки очень милые, трогательные, забавные и интересные. Глядя на них по-настоящему веришь, что дети очень дружат и буквально жить друг без друга не могут. Тут, конечно, и заслуга режиссера немалая — фильм ведь изначально задумывался как киноальманах из трех новелл, но из-за финансовых трудностей была снята только новелла Клемана и чтобы из новеллы сделать полнометражный фильм через год съемочная группа собралась, чтобы доснять дополнительные сцены. А дети то к тому времени подросли, да и местность немного поменялась, но благодаря мастерству Рене Клемана это осталось незамеченным.

    В общем, очень сильный и эмоциональный фильм. Настоятельно рекомендую.

    10 июня 2013 | 10:54

    Рене Клеман в этой ленте берется за действительно запретную тему. Он показывает совсем не войну, а детей. Крупным планом, размашисто и без надрыва. Мир глазами ребенка. Смерть родителей кажется чем-то само собой разумеющимся. Предсмертные агонии любимого пса не осознаются. Так с окоченевшим трупом собаки и приходится блуждать по лесу.

    Первые двадцать минут фильма делают весь оставшийся хронометраж. Благо дело, режиссер не драматизирует и не помещает нашу героиню подобно Жюстине де Сада в логово нечисти. Он просто позволяет ей жить и наслаждаться жизнью. Лишь раз, мы всерьез увидим обеспокоенность и слезы на детском личике. Ребенок впервые задумывается об одиночестве. Шестилетняя Брижитт Фоссе очаровательна, наивна и добра. Она, вероятно сама еще того не понимая, выдала в столь раннем возрасте самую серьезную свою роль в карьере.

    Рене Клеман делает очень непростой фильм, который тем не менее, в полной мере оправдывает его амбиции — как одного из лучших французских режиссеров того времени. Каким-то невероятным чудом режиссеру удалось не скатиться в слезливую сентиментальность и показать главное — «война зло для детей».

    7 из 10

    8 февраля 2014 | 14:56

    «Запрещённые игры» Рене Клемана- этапный фильм послевоенного французского кинематографа, вольная экранизация романа Франсуа Бойера- «Неизвестные игры». Задуманный изначально, как киноальманах трёх разных режиссёров, из-за финансовых трудностей(была снята только новелла Клемана)- он превратился в полновесную картину, правда досъёмки происходили уже через год. Благодаря таланту режиссёра, лента выглядит цельным произведением, и даже чуть повзрослевшие за год дети, практически не бросаются в глаза зрителю.

    Самое забавное в этом кино происходит на уровне идентификации его по жанру. Определить его, как военную драму, конечно же можно, но так ли всё однозначно? Сатирический и даже местами циничный гротеск, в который раз за разом «заваливается» картина француза, не оставляет сомнения, перед нами- комедия! Война если и появляется в кадре, то только, как завязка сюжета- в самом начале, потом она остаётся где-то на периферии. И даже шум кружащих над жилищами героев самолётов и частые сигналы осветительных ракет, не вызывают сколь какого-нибудь чувства тревоги.

    Кадр Клемана традиционно- гармонически пропорционален, а «испанка» Нарцисо Йепеса создаёт безмятежный, хотя местами, чуть грустный звуковой фон. Люди гибнут тут без лишнего пафоса, просто замолкают и уже не появляются в кадре. Всё кажется лёгким- особенно смерть и всё кажется ненастоящим- особенно война. А для главных персонажей- Мишеля и Полетт, война так и вовсе- игра, не более того.

    Дети видят смерть вокруг себя и как-будто бы деконструируют то, что их окружает. Создав кладбище для мёртвой природной живности(от тараканов до собак), они словно бы символически хоронят- павших, невинно убиенных, тех же родителей девочки, на похоронах которых она никогда не сможет поприсутствовать, а впоследствии прийти на их могилу. Конечно же, они этого даже и не понимают, хотя интуитивно воссоздают. Так же, как не и понимают то, что между ними не простая детская дружба, а настоящая искренняя любовь…

    8 из 10

    6 февраля 2012 | 16:59

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>