всё о любом фильме:

Голова-ластик

Eraserhead
год
страна
слоган«A dream of dark and troubling things»
режиссерДэвид Линч
сценарийДэвид Линч
продюсерДэвид Линч, Фред Бэйкер
операторХерберт Кардуэлл, Фредерик Элмс
композиторДэвид Линч
художникДэвид Линч
монтажДэвид Линч
жанр ужасы, фантастика, фэнтези, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  3.1 млн
премьера (мир)
время90 мин. / 01:30
Нервный Генри, живущий в промышленном городке, состоящем из дыма, шума и теней, вынужден жениться на своей подруге, после того, как она заявляет, что беременна, и в итоге становится отцом маленького, не похожего на человека ребенка-мутанта. Теперь перед семьей встает проблема с выхаживанием этого чудовища…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
48 + 5 = 53
8.4
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первоначальный вариант фильма имел хронометраж 108 минут.
    • Саундтрек к фильму был посвящён «сестре Человека в планете» («…to The Man In The Planet`s Sister»). В фильме персонаж Человека в планете играл Джек Фиск, а его сестра Мэри вскоре стала второй женой Линча. Сам Джек Фиск позже женился на Сисси Спэйсек, которая тоже время от времени присутствовала на съёмках.
    • В 2004 году фильм был признан «культурно значимым» Библиотекой Конгресса США и выбран для хранения в Национальном киноархиве.
    • В первый год работы над фильмом (из пяти) от Дэвида Линча ушла жена. Учитывая, что совсем не задолго до этого у них родилась дочь, многие считают, что Дэвид Линч пользовался личным опытом для съемок картины.
    • Чтобы снять «Голову-ластик», режиссеру приходилось искать деньги самыми разными способами — вплоть до развоза газет.
    • Оригинальный сценарий назывался «Gardenback» и насчитывал всего 20 страниц, что явилось одной из причин проблем с финансированием.
    • Поскольку фильм снимался кусками на протяжении пяти лет, одни и те же декорации приходилось собирать по нескольку раз. Съёмки вообще были очень разбросанны в плане времени. Например, сцену, в которой Генри входит в свою квартиру, сняли через полтора года после сцены, в которой Генри открывает дверь.
    • Первый оператор картины Херберт Кардуэлл спустя два года после начала съёмок умер во сне в возрасте 35 лет. Новым оператором стал Фредерик Элмс.
    • Джек Нэнс, игравший Генри, все пять лет съёмок ходил с характерной причёской своего героя.
    • Чёрно-белый зигзагообразный рисунок на полу в холле дома Генри идентичен рисунку на полу дома поэта в фильме Жана Кокто «Орфей» (1950). Позже этот же рисунок Линч перенесёт и на пол Чёрной Ложи из своего сериала «Твин Пикс» (1990-1991).
    • Роль ребёнка-мутанта «играл» забальзамированный зародыш телёнка, но Линч так и не открыл секрет, как ему удалось заставить его двигаться подобным образом. После съёмок режиссёр лично похоронил его.
    • «Голова-ластик» был одним из любимых фильмов Стэнли Кубрика и Джона Уотерса.
    • В своих интервью Дэвид Линч называет «Eraserhead» своим самым «тонким» фильмом и принципиально отказывается комментировать его сюжет, заявляя, что зрители должны самостоятельно составить о нём своё мнение и самостоятельно постичь заложенный в эту картину смысл.
    • Журнал «Premiere» назвал этот фильм одним из 25-ти «наиболее опасных фильмов».
    • В своё время «Eraserhead» произвёл настолько сильное впечатление на режиссёров Мэла Брукса и Джорджа Лукаса, что первый из их них предложил Линчу снимать фильм «Человек-слон» (1980), а второй — «Звездные войны: Эпизод 6 — Возвращение Джедая» (1983). Первое предложение Линч принял, что стало его дебютом в «большом» кино, а от второго отказался.
    • Стэнли Кубрик высказал сожаление, что не он снял эту ленту.
    • еще 13 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Генри Спэнсер в начале фильма наступает на лужу правой ногой, а уже придя домой, он сушит носок левой ноги.
    Трейлер 00:43

    файл добавилWrongAnimal1992

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Дэвид Линч, впервые заявивший о себе именно «Головой-ластиком» вот уже свыше тридцати лет назад, с тех пор считается жестоким циником, ниспровергателем консервативных моральных ценностей американского общества или же воспринимается в качестве язвительного шутника, несерьёзного постмодерниста, который просто забавляется детской «игрой в кубики». Но этот режиссёр, по меньшей мере, двойствен, как и многие его персонажи, начиная с некоего Хенри Спенсера, совершенно кафкианского типа с всклокоченной шевелюрой и полной сумятицей в голове. Жизнь и творчество самого Линча не укладываются в «прокрустово ложе» придуманных для простоты схем, которые избавляют ленивые умы и дремлющие души от необходимости понимания и прочувствования всего, что смущает своей необычностью, кажущейся аморальностью, внешней уродливостью или внутренней порочностью. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 150 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    - У вас же родился ребенок!
    - Они все еще не уверены, что это ребенок.


    «Голова-Ластик» — первый полнометражный фильм Дэвида Линча, снимавшийся целых пять лет (!) несомненно шокирует и приведет в ужас неподготовленного зрителя. После «Ластика» Линч прослыл жестоким циником, абстракционистом, снимающим непонятное никому кино. Всё же «Голова-Ластик» имел большой коммерческий успех (при бюджете в $100 тыс. фильм собрал $7 млн.) а Стэнли Кубрик однажды признался что «Голова-Ластик» — один из его любимых фильмов.

    Генри Спенсер (Джек Нэнс) с чумным взглядом и невероятным начёсом на голове живет себе поживает в грязном индустриальном городишке и в ус не дует. В один «прекрасный» день обнаруживается что его ещё более странная подружка Мэри Икс беременна. Дитя рождается не в мать, не в отца, а даже страшно сказать в кого… Все бы еще ничего, но у Генри и без этого достаточно проблем: соблазнительная соседка, проявляющая неподдельное внимание к нему и какой-то стручок в шкафчике рядом с кроватью. А из под батареи растет не то мех, не то мох… Полная сумятица в голове после этого постмодернистского творения Линча Вам обеспечена.

    Скандально-эпатажная черно-белая картинка со всевозможными уродцами в кадре вряд ли оставит Вас равнодушными: истекающие кровью под ножом и вилкой жареные цыплята жалобно шевелят ножками, на сцене танцует жуткого вида тётка со щеками, как у хомяка, ну и собственно из головы главного героя делают ластики…

    Скромный синопсис ничего не расскажет о столь необычном фильме, которому жесткий спойлер — что слону дробина, ведь сюжета нет как такового. Вряд ли мне удастся ответить, что же скрывается за внешней уродливостью и внутренней порочностью героев. Это фирменный стиль Линча — вывернуть мир наизнанку, выдав фантазии, мечты и страшные сны за реальность и винить за это «Великого и Ужасного» не стоит.

    Несмотря на бессмысленность происходящего на экране «Голова-Ластик» поднимает очень интересные вопросы, и возможно чем-то Вас зацепит. Пытаться здесь объяснить своё видение ирреальности Линча совершенно нет смысла. Каждый увидит в этой киновакханалии что-то особенное, отличное от других, то, до чего нужно дойти самому.

    Любители загадок без ответа, всяческих маразмов и абстрактных страшилок, а так же прочие киноманьяки оценят сюрреалистичное кино Дэвида Линча по достоинству. Остальным я бы этот фильм не рекомендовал.

    9 из 10

    20 сентября 2008 | 19:14

    Я посмотрел этот фильм совсем недавно. В целом, я уже достаточно давно интересуюсь артхаусом и поэтому к просмотру был полностью готов.

    Итак, что же нам показывает мистер Линч? Скажу, что фильм завораживает с первых секунд. Мы видим космос, в котором парит Генри, затем мы переходим на печальную планету, которой правит человек с обожжённым лицом. Он сидит в каморке с разбитым стеклом и двигает рычаги. Но вот мы попадаем в город. Унылый и печальный промышленный город, такой же унылый и печальный, как глаза Генри. Мы видим тёмные закоулки, где нет людей. Может даже показаться, что Генри-единственный обитатель этого грустного мира. Но это не так. Мы идём за ним в его дом, где он узнаёт от симпатичной соседки, что его девушка Мэри звала его к себе. Оказалось, что она родила ребёнка раньше срока. Ребёнок оказался совсем непохожим на человека, Мэри родила больного, вечно хнычущего мутанта. И начинаются заботы молодой семьи, но те не приносят им радости. Мэри покидает мужа и тот остаётся один. И с ним начинают происходить совершенно абсурдные вещи, которые закончились убийством ребёнка, смертью Генри и всего этого мира, вместе с его хозяином.

    Атмосферно, красиво и очень депрессивно. Ничего подобного вы больше не увидите. Мир, в котором жил главный герой словно отчуждённая зона вечного мрака и печали. Он почти не разу не улыбается за фильм, разве что пытается изобразить что-то похожее на улыбку, когда знакомится с родителями Мэри. Я читал что этот фильм такой страшный, что там всё ужасно и т. д. Я так не считаю. Фильм ни на каплю не показался мне страшным, наверное потому, что я уже видел по-настоящему страшный фильм под названием «Порождённый». Я бы не стал «Голову-ластик» относить к фильмам ужасов, но то, что он абсурдный и грустный-факт. На многих моментах мне хотелось рыдать, но постарался себя сдержать. Чего только стоит сам образ Генри и его мечты, поющей девушки из радиатора отопления. Девушки, которая могла бы быть вполне симпатичной, если бы не её изуродованные щёки.

    О чём этот фильм вообще? Думаю, что этот фильм о негативных эмоциях человека: страхе, печали, отчаянии. Но это лишь одно мнение среди множества других, так как Девид Линч так и не согласился сказать о том, о чём же всё-таки фильм.

    Стоит ли его смотреть? Несомненно. Если вам одиноко, плохо на душе, если вы хотите новых впечатлений или просто хотите познакомится с творчеством великого американского режиссёра, то смотреть обязательно. Ведь этот фильм- о нас и каждый наверняка сможет увидеть себя в одном из любого персонажа фильма

    10 из 10

    6 сентября 2013 | 21:50

    Данный фильм имеет одну интересную особенность: во время его просмотра кажется, что это бред сивой кобылы. И только после окончания фильма, когда зритель начинает размышлять над увиденным, постепенно приходит понимание того, что же ты только что посмотрел.

    Кое в чём Линчу действительно стоит отдать должное: с его стороны крайне дальновидным было снять фильм, что называется, на злобу дня. И я сейчас говорю про проблему родительства, а конкретно про весь тот комплекс проблем, который встаёт перед молодыми родителями. И мы с вами прекрасно понимаем, что эта тема была актуальна что в 1977 году, что сейчас, что будет так же актуальна через 50 лет. Ибо сколько будет существовать мир, столько же люди будут создавать семьи. Вывод: какой бы фильм не был снят на эту тему, он уже изначально окажется в выигрыше.

    Что же мы имеем в картине «Голова-ластик»? Рабочий фабрики Генри, явно страдающий психическим заболеванием (судя по тем картинам, которые он видит вокруг), женится на девушке (у которой в семье тоже явно не всё в порядке), и у них рождается ребёнок, который по внешнему виду больше напоминает результат половой связи этой девушки с лошадью, нежели с главным героем. Не выдержав навалившегося груза забот о ребёнке, молодая жена уходит обратно к родителям. Тем временем в квартиру Генри заходит красивая женщина, которой явно не достаёт мужской ласки. Однако и здесь его ждёт облом, ибо и эта дама не в силах выдержать крики больного ребёнка и его вид. Проанализировав ситуацию, горе-папаша понимает, что источником всех его несчастий является ребёнок, и, недолго думая, решает принять радикальные меры. Данное повествование перемежается сюрреалистическими картинами, смысл в которых, может быть, и есть, но лично мне его постичь явно не удалось.

    Ужастиком этот фильм назвать сложно. Пожалуй, самое неприятное здесь — это звуковое сопровождение, а именно бесконечное угнетающее гудение. Ребёнок страшным мне не показался, скорее, он просто противный. Кстати, тут возникает вопрос — он так выглядел в действительности или только в воображении главного героя-шизофреника (думаю, что однозначного ответа на этот вопрос никто не даст). В общем, Линч хорошо постарался для того, чтобы отбить у зрителя охоту жениться и рожать детей.

    Подводя итог, могу сказать, что в целом мне не понравилось. Ну не понимаю я этот жанр. А я крайне не люблю, когда я в фильмах что-либо не понимаю. И главное, желания пересматривать эту ленту в надежде, что может быть, со второго раза я пойму больше, у меня уж точно никогда не возникнет.

    3 из 10

    исключительно за злободневность темы.

    30 января 2016 | 19:29

    Голова-ластик — первая полнометражная работа Дэвида Линча, которая по количеству трактовок, является на данный момент пожалуй самой спорной и многообразной, среди остальных его работ.

    События в фильме разворачиваются в убогом, сером, промышленном городке, в котором и живёт главный герой — Генри. Он представляет собой растерянного и несчастного человека, к тому же и обречённого жить в нечеловеческих условиях. Сказать, что он не был готов к событиям, про которые он узнаёт в доме у своей девушки — всё равно не сказать ничего. Рождение такого ребёнка-монстра ставит крест на дальнейшей жизни Генри, в то время, как изуродованный человек, возле окна, нажимает на рычаги. Такой символ «бога», используемый Линчем, представляет собой полное его отрицание. Линч таким образом показывает, что только такой бог, в уродливом обличии, может позволить рождаться на свет таким же чудовищам, как ребёнок Генри. В данном случае, возможно только так Линч может представить себе бога. При этом учитывая тот факт, что Линч — антрихристианин. Интересно.

    Генри начинает думать о самоубийстве, и его фантазии о смерти воплощаются в образе Мерлин Монро, которая топчет его сперматозоиды и является олицетворением самой смерти. И с учётом всей кошмарной реальности, смерть покажется для Генри — красавицей Мерлин Монро, как символом прекрасного! Но получается так, что окружающая действительность настолько ужасна, где даже фантазия Генри не может быть полностью красивой, и здесь даже Мерлин Монро будет уродливой! Подобные приёмы, Линч использует и в следующих своих фильмах: «Малхолланд Драйв» и «Шоссе в никуда», только там уже они естественно имеют другую форму и замысел, но принцип один — ужасны как реалии героев, так и их фантазии. Смерть зовёт Генри в рай, где всё прекрасно и безоблачно. Здесь так же проявляется отрицание Линчем — рая, бога и всего прочего, ведь самоубийцам как известно в рай не попасть. Если для Генри есть ад на земле, то остальное уже будет неважным. Ну а вообще, что ещё остаётся главному герою, если вид из окна упирается сразу в кирпичную стену?

    21 мая 2011 | 16:46

    Абсолютно пустая раздутая картина, после которой не возникает никаких мыслей, никаких эмоций(кроме жалости о потраченном времени). Положить иголки под батарею и заявлять, что зритель из-за своей глупости не способен объективно оценивать этот фильм — это ли не дикость?

    Сравним фильм с конфетой. Разворачиваешь обёртку, прокусываешь верхний шоколадный слой и видишь, что внутри пустота. Только по самым краям за кучей арт-хаусного сюрреалистического чернослива спрятаны орешки (орешки в нашем случае — это смысл, то что хотел сказать автор). Есть люди, которые любят раскапывать эти испражнения в поисках орешков, но все равно основная составляющая этой конфеты эта пустота.

    Я считаю, что фильм должен быть одним целым, куда бы сюжет нас не завёл, ветви должны иметь один ствол, а Голова-ластик — это обрубленные ветви, лежащие в грязи.

    Абсолютно бессмысленно тушить огонь бензином, бессмысленно пытаться понравится всем и бессмысленно смотреть этот фильм!

    1 из 10

    23 марта 2016 | 21:50

    Я начала знакомство с Дэвидом Линчем с уже практически легендарного «Малхолланд Драйв». Никогда бы не подумала, что мое приобщение к жанру арт-хауз начнется так впечатляюще. После самого известного Линчевского шедевра, я пошла по фильмографии, начиная с первой полнометражки. «Голова-ластик» — это то, что вы ни у кого больше не увидите, а если и увидите, то впечатление будет совершенно не то, потому что снимать, как Линч не умеет никто.

    В любом фильме главное — это атмосфера. Будет ошибкой не заметить ее в этом фильме — черно-белые кадры создают эффект старого кино, а в совокупности с нагоняющими ужас домами, комнатами, людьми вообще создается впечатление, будто смотришь фильм ужасов. Очень редкое умение — сделать страшно, собственно, не используя для этого традиционные методы. Всё делает музыка и выше упомянутая атмосфера. Мозг ужасается уже только от этого, а когда на экране неожиданно появляется полуживой теленок, то здесь вообще можно вызывать скорую. Действительно, сюрреализм полнейший, и ты сидишь и заставляешь себя досмотреть два часа этого издевательства над психикой.

    Пример творчества Дэвида Линча является наиболее легким путем в понимании того, что есть почерк режиссера. Все знают — Вуди Аллен, значит, будет ирония, Клинт Иствуд — философия, а фильмы Линча ни с какими другими не спутать. Потому что в них заложена душа режиссера полностью. Смесь психологического детектива с полной, на первый взгляд, ахинеей. Но абсурд запомнится надолго. И не стоит волноваться насчет правильности понимания фильма Линча. Он производит впечатление уже нотой, отвечающей за эмоциональное восприятия кино. Оказаться равнодушным невозможно.

    «Голова-ластик» в принципе не может относиться к категории кинематографического бреда уже только потому, что представляет собой, по сути, те же самые человеческие проблемы, только показанные не совсем стандартным методом. Вы их сами увидите, если глубже покопаетесь в тех кадрах, которым, на первый взгляд, особо внимания не уделяется.

    После просмотра картин Дэвида Линча вы начнете искать потаенный смысл в каждом фильме.

    Чем не шедевр?

    3 июня 2009 | 03:03

    Ничего подобного никогда не видел. Много слышал об этом фильме, но когда увидел то что увидел то понял что рассказать о нем что-то связное очень тяжело. Сюжет фильма очень прост и его можно прочитать в аннотации. Здесь же главное атмосфера и настрой фильма.

    Линч снимал это кино 7 лет в не самый лучший период своей жизни. Ему катастрофически не хватало денег, он развелся с женой и был никому не известным киношником с идеей какого-то бредового фильма.

    Но именно этот фильм пробил ему дорогу к Великому Кино. После него ему дали экранизировать «Человека-слона», именно во время съемок он собрал большую часть своей творческой команды. Сам Стэнли Кубрик потом будет называть «Голову-ластик» одним из своих любимых фильмов, именно «Голова-ластик» была внесена в Библиотеку Конгресса США куда что-нибудь не попадает, о только те творения которые несут культурную ценность. Как рассказывал Линч «Голова-ластик» вобрал в себя многие его переживания и страхи его молодости и стал тем полотном (Линч еще и художник) которое открыло миру творца многих шедевров Дэвида Линча.

    Только человек с очень своеобразным видением мира может подарить человечеству такую картину и подать ее так, как он это сделал. Так что смотрите и наслаждайтесь те кто найдет в себе силы просмотреть до конца.

    2 мая 2007 | 02:32

    Да, после сюрреалистических короткометражек Линч дорос до полноценного полнометражного фильма. Именно «вырос», так как этот фильм уже на голову выше абсурдных «Блюющих мужиков» и «Ампутантки». Этот фильм снимался то ли четыре, то ли пять лет, в итоге мы получили достаточно качественную работу.

    Фильм получился жутким. Здесь еще нет музыки Анджело Бадаламенти, сопровождающей последующие работы Линча, здесь мы слышим различные немелодичные звуки. Особое внимание режиссера к деталям позволяет ему создать свой некий мир. Всё очень мрачно, атмосферно, метафорично.

    Хотя здесь и есть основной сюжет (у Генри Спенсера рождается ребёнок-мутант), но действие показано достаточно необычным образом. Очень много непонятных, пугающих и запоминающихся деталей (например, выражение лица отца Мэри за столом я еще не скоро забуду), которые зачастую не поддаются объяснению. Что это было? Зачем это было?

    По ходу фильма я сделал для себя некоторые выводы, хотя сумел как-то понять и переварить лишь малую часть показанного. Сомневаюсь, что кто-то сумел понять всё. Кроме разве что самого Линча.

    Очень понравилась песенка белокурой «красавицы».

    Ну и при всём этом теперь скажу, почему я поставил такую низкую оценку фильму, хотя только и делал, что, в общем-то, хвалил его сейчас. Дело не в том, что я очень мало, что понял. Большой и жирный минус фильма — его невозможно смотреть без отвращения. Жуткая атмосфера, детали, звуки, сумбурность и необъяснимость — всё это должным образом пугает, накручивает так, что под конец начинаешь чувствовать тошноту. Скажу честно, до конца досмотреть я не смог, выключил где-то за пять минут до титров. Мне хватило.

    Как фильм может быть хорошим, если его невозможно смотреть? Мой итог:

    5 из 10

    7 августа 2011 | 00:47

    Если начинать разговор про творчество Дэвида Линча, то определённо нужно упомянуть фильм «Голова-ластик». Это его первый значимый фильм, который повлиял на его киноленты и создал уникальный сюрреалистический почерк режиссёра. Ведь атмосферу тайны и загадки мы будем наблюдать на протяжении всей кинокарьеры Дэвида.

    «Голова-ластик» является по сути уникальным полнометражным фильмом. Немного пугающим, возможно, даже страшным, но страх появляется только из-за того, что ты не понимаешь происходящее на экране. Это чувство знакомо всем, особенно при первом просмотре. Впрочем, мне кажется, что картина не такая уж и таинственная, как кажется. Ведь на протяжении всего фильма мы видим одинокого рабочего-печатника, который пытается найти своё место в жизни, посадив дерево (в прямом смысле этого слова) рядом со своей кроватью, и почти вырастив сына… с которым возникли небольшие проблемы. И кстати, это точно сын?

    С первых кадров произведение поражает нас той атмосферой одиночества и отчуждения главного героя от реального мира. Ведь, вспомнив самое начало, мы сможем сделать подобный вывод. Благодаря ему, мы можем предположить, что мир в котором живёт протагонист не более чем фантазия и выдумка. Возможно, просто страшный сон. Это наиболее здравая трактовка, но мне всегда хотелось копнуть как можно глубже и я нашёл очень много разных интересных вещей. Возвращаясь к образу Генри, можно заметить очень тонкую деталь, которая делает его неким «маленьким» человеком родом из нашей отечественной литературы. Дело в том, что образ жизни Генри знаком всем.

    Спенсер по большей части обычный бездельник, который живёт растительным образом жизни. Лично мне сразу вспомнился Обломов, который пусть и не работал, но был очень ленивым человеком. Конечно, про Генри такого сказать нельзя, но ведь и образ Обломова слишком гиперболизирован. Главный герой «Головы-ластика» даже имеет шанс на личную жизнь, чтобы привнести в свою жизнь очередную порцию головастиков.

    При просмотре этой киноленты лично меня пробрал какой-то истерический смех. В этот момент мне показалось, что данное произведение действительно может свести с ума. Господи, насколько же это великий фильм, если он способен заставить человека почувствовать такие различные между собой эмоции, как страх и смех. Ну что ж, я постараюсь подвести итог. Ведь, надеюсь, я вас заинтриговал, а это для меня дорогого стоит. «Голова-ластик» пусть покажется немного странным и понравится не всем, но лично для меня он оказался поистине увлекательным и глубоким фильмом. Так что, дерзайте!

    10 из 10

    8 июля 2014 | 13:44

    Своим первым полнометражным выстрелом Дэвид Линч наделал много шума (сборы превысили бюджет в 350 раз), но попал в самое яблочко, сразу заявив о себе, как о самобытном новаторе, который способен на многое. Расширив границы кинематографа, он отщепился от общей плеяды американских (да и мировых) режиссеров, прорубив себе свой собственный путь, по которому отправился локомотив его беспрецедентной фантазии. Его многовыстраданное дитя, снимавшееся целых пять лет в связи с постоянной нехваткой денежных средств, которое режиссер до сих пор считает своей «самой тонкой и одухотворенной» работой, было рождено из таких глубоких недр подсознания и духовных поисков, что до сей поры оно остается очень личной картиной режиссера, не поддающееся никаким интерпретациям со стороны.

    «Голова-ластик» — первая шарада, брошенная под ноги зрителям, так и не оставшиеся разгаданной до конца, но оставившая удовольствие предоставить каждому зрителю нелегкую роль дешифратора. Линч не любит выдавать свои секреты, логично объясняя это тем обстоятельством, что к любому секрету теряется интерес, когда с него будет сорван покров неизвестности. В силу хитрости или незнания собственных подсознательных глубин, режиссер всякий раз открещивается от каких-либо автобиографических и исповедальных черт в своей дебютной картине, ссылаясь на неведомые трансцендентные озарения и нуминозные наития, но мы-то с вами прекрасно понимаем, что Линч не иначе как темный омут, в котором, похоже, не может разобраться даже он сам. До сих пор, например, с трудом можно поверить в то, что уход жены Линча в первый год съемок не оказал никакого влияния на его сценарную работу. «Голова-ластик» — это не иначе как мастерски скроенная параноидально-фрустрированная проекция страхов и фантазий автора, завернутая в сюрреалистической обложке. Американский постмодернист изъясняется на эзоповом языке, считая его единственно возможным способом общения со зрителем.

    Но какие бы подводные течения и иносказания не присутствовали в этой картине, если смотреть на картину прямо, не влезая в непроходимые дебри метафор и аллегорий, на поверхности ярко видна тема страха перед ответственностью и жестокостью окружающего мира.

    У Генри, главного героя, рождается ребенок-мутант. Однажды в темную ночь жена не выдерживает криков ребенка, неутешный плач которого каждой ноткой своего голоса напоминал ей о своем присутствии, о своей безысходной материальности, и уходит от Генри, оставляя горе-отца одного, после чего тот постепенно сходит с ума. Сам Генри уже изначально не создает впечатление адекватного человека, а тут наступает полный психический апокалипсис, из которого нет дороги назад. Линч, как это ему и свойственно в своем дальнейшем творчестве, прибегает к излюбленному приему незаметного слияния сна и реальности, между которыми даже не отчерчивает каких-либо различимых границ и выдает один за другим такие сумасбродные образы и сцены, что начинает казаться, будто сходишь с ума сам.

    Также в «ластике» проявились еще некоторые характерные особенности Линча, которые по праву можно назвать режиссерским почерком. Первое, это наделять своих героев странными характерами и неестественным поведением, чтобы каждый выглядел по-своему чудаковатым и сумасшедшим и второе, делать неповторимый саундтрэк, невероятно воздействующий на психику. Линч всегда уделял власти звука очень большую роль, тщательно прорабатывая один из главных компонентов своих картин. Своими низкочастотными угнетающими и загадочными шумами, которые состояли из записи гулов кондиционеров, звука растворяющейся в воде таблетки и жужжания тающего на плите кусочка сахара, которые он записывал на пару с композитором картины Аланом Сплетом, он поистине предвосхитил такое музыкальное направление как «дарк-эмбиент».

    Таким образом, в картине была создана совершенно потрясающая мрачная реальность, которая засасывает зрителя, словно черная дыра, прокручивая психику сквозь мясорубку созданной фантасмагории. Линча никогда не приравнивали к мастодонтам ужасов, как того же Хичкока или Ардженто, но в своей дебютной картине он нагоняет на зрителя просто беспросветную жуть, сведущей рукой дергая за подсознательные рычаги, которые натягивают нервы до самого предела.

    9 сентября 2011 | 08:44

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>