всё о любом фильме:

Голова-ластик

Eraserhead
год
страна
слоган«A dream of dark and troubling things»
режиссерДэвид Линч
сценарийДэвид Линч
продюсерДэвид Линч, Фред Бэйкер
операторХерберт Кардуэлл, Фредерик Элмс
композиторДэвид Линч
художникДэвид Линч
монтажДэвид Линч
жанр ужасы, фантастика, фэнтези, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  3.1 млн
премьера (мир)
время90 мин. / 01:30
Нервный Генри, живущий в промышленном городке, состоящем из дыма, шума и теней, вынужден жениться на своей подруге, после того, как она заявляет, что беременна, и в итоге становится отцом маленького, не похожего на человека ребенка-мутанта. Теперь перед семьей встает проблема с выхаживанием этого чудовища…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
48 + 5 = 53
8.4
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • «Голова-ластик» был одним из любимых фильмов Стэнли Кубрика и Джона Уотерса.
    • Саундтрек к фильму был посвящён «сестре Человека в планете» («…to The Man In The Planet`s Sister»). В фильме персонаж Человека в планете играл Джек Фиск, а его сестра Мэри вскоре стала второй женой Линча. Сам Джек Фиск позже женился на Сисси Спэйсек, которая тоже время от времени присутствовала на съёмках.
    • Чтобы снять «Голову-ластик», режиссеру приходилось искать деньги самыми разными способами — вплоть до развоза газет.
    • В первый год работы над фильмом (из пяти) от Дэвида Линча ушла жена. Учитывая, что совсем не задолго до этого у них родилась дочь, многие считают, что Дэвид Линч пользовался личным опытом для съемок картины.
    • В 2004 году фильм был признан «культурно значимым» Библиотекой Конгресса США и выбран для хранения в Национальном киноархиве.
    • Оригинальный сценарий назывался «Gardenback» и насчитывал всего 20 страниц, что явилось одной из причин проблем с финансированием.
    • Поскольку фильм снимался кусками на протяжении пяти лет, одни и те же декорации приходилось собирать по нескольку раз. Съёмки вообще были очень разбросанны в плане времени. Например, сцену, в которой Генри входит в свою квартиру, сняли через полтора года после сцены, в которой Генри открывает дверь.
    • Первый оператор картины Херберт Кардуэлл спустя два года после начала съёмок умер во сне в возрасте 35 лет. Новым оператором стал Фредерик Элмс.
    • Джек Нэнс, игравший Генри, все пять лет съёмок ходил с характерной причёской своего героя.
    • Чёрно-белый зигзагообразный рисунок на полу в холле дома Генри идентичен рисунку на полу дома поэта в фильме Жана Кокто «Орфей» (1950). Позже этот же рисунок Линч перенесёт и на пол Чёрной Ложи из своего сериала «Твин Пикс» (1990-1991).
    • Роль ребёнка-мутанта «играл» забальзамированный зародыш телёнка, но Линч так и не открыл секрет, как ему удалось заставить его двигаться подобным образом. После съёмок режиссёр лично похоронил его.
    • В своих интервью Дэвид Линч называет «Eraserhead» своим самым «тонким» фильмом и принципиально отказывается комментировать его сюжет, заявляя, что зрители должны самостоятельно составить о нём своё мнение и самостоятельно постичь заложенный в эту картину смысл.
    • Журнал «Premiere» назвал этот фильм одним из 25-ти «наиболее опасных фильмов».
    • В своё время «Eraserhead» произвёл настолько сильное впечатление на режиссёров Мэла Брукса и Джорджа Лукаса, что первый из их них предложил Линчу снимать фильм «Человек-слон» (1980), а второй — «Звездные войны: Эпизод 6 — Возвращение Джедая» (1983). Первое предложение Линч принял, что стало его дебютом в «большом» кино, а от второго отказался.
    • Первоначальный вариант фильма имел хронометраж 108 минут.
    • Стэнли Кубрик высказал сожаление, что не он снял эту ленту.
    • еще 13 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Генри Спэнсер в начале фильма наступает на лужу правой ногой, а уже придя домой, он сушит носок левой ноги.
    Трейлер 00:43

    файл добавилWrongAnimal1992

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Дэвид Линч, впервые заявивший о себе именно «Головой-ластиком» вот уже свыше тридцати лет назад, с тех пор считается жестоким циником, ниспровергателем консервативных моральных ценностей американского общества или же воспринимается в качестве язвительного шутника, несерьёзного постмодерниста, который просто забавляется детской «игрой в кубики». Но этот режиссёр, по меньшей мере, двойствен, как и многие его персонажи, начиная с некоего Хенри Спенсера, совершенно кафкианского типа с всклокоченной шевелюрой и полной сумятицей в голове. Жизнь и творчество самого Линча не укладываются в «прокрустово ложе» придуманных для простоты схем, которые избавляют ленивые умы и дремлющие души от необходимости понимания и прочувствования всего, что смущает своей необычностью, кажущейся аморальностью, внешней уродливостью или внутренней порочностью. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 150 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Бытует мнение о том, что линчевские фильмы далеко не «интеллектуальное кино», а скорее набор несвязанных между собой картинок, которые должны вызывать эстетическое удовольствие.

    Я категорически не согласна с этим мнением, потому что после каждого просмотра очередного фильма Линча мой мозг против моей воли работает на бешеных скоростях еще несколько дней, пытаясь найти хоть сколько-нибудь удовлетворительные ответы на ту или иную загадку, оставленную в фильме.

    Хотя его кино категорически нельзя анализировать во время просмотра, и стоит воспринимать лишь на уровне интуитивном, на уровне чувств, как утверждает он сам.

    Но если бы его фильмы были просто набором картинок, вызывающих у отдельных ценителей эстетический оргазм, разве имели бы они какую-то ценность? Были бы так успешны? Значит, есть какая-то подложка, то, что сначала воспринимается подсознательно, а затем, спустя время, складывается в нашей голове в окончательный пазл, снова и снова вызывая восхищение.

    «Голова-ластик» — мрачное и весьма тяжелое как по настроению, так и по внутреннему содержанию кино. Смею предположить, что на это повлияли события в жизни самого режиссера, который переживал не лучшие времена. Но от этого фильм скорее выиграл.

    Фильм о страхе, чью природу не может понять даже тот, кто его испытывает. Страх перед всем сразу, искажающий видение мира, делающий его отвратительным, отталкивающим. В фильме жутко не хватает света. Мало того, что он снят в черно-белых тонах, так еще и черный значительно преобладает над другими оттенками. Фильм создает ощущение безысходности и отвращения. Главный герой создает ассоциацию чем-то беспомощным, не имеющим веса, пустым. Он все впитывает в себя, как губка, не оказывая никакого влияния на окружающую действительность. Даже его прическа чем-то напомнила губку или пароллон. Кстати, название фильма для меня лично тоже чем-то указывает на слабость и пустоту героя.

    Итак, фильм просто источает страх. О страхе говорит музыка, визуальный ряд, взгляд героя, наполненный отвращением и местами ужасом. Все ненормальные вещи, которые мы видим здесь — странная семейка подруги героя, ожившая курица на тарелке, истекающая кровью, наконец, ребенок-гуманоид — все это видит герой сквозь призму своего страха. Наш герой заперт в темном мире, пропитанным ужасом. У него есть только кусочек чего-то светлого, может, мечта, которая отчего-то прячется за батареей — ее олицетворяет девушка, которая поет о том, что в раю все хорошо… Иногда он сбегает туда от того кошмара, который преследует его снаружи, только даже этого маленького мирка за батареей не смог не коснуться страх, потому что девушка тоже уродлива и ее улыбка пугающе неестественна.

    И даже то, чего не коснулось уродство в этом фильме, к примеру, красавица-соседка, тоже причиняет герою боль и внушает страх.

    В фильме есть много символических моментов, которые можно интерпретировать как угодно — голова, из которой делают ластики для карандашей, деревце, которое растет прямо на стуле, человек, переключающий рычаги.

    Хотя страх для меня является основной темой в этом фильме, я бы могла еще сказать, что фильм о морали, если смотреть на него несколько под другим углом. Я часто ставила себя на место героя и спрашивала, а как бы поступила я? К примеру, момент, где герой хочет уйти, но плачущий ребенок не может заставить его это сделать. Этот отрезок можно объяснить как страхом героя перед этим странным существом, так и чувством отцовского долга перед своим дитем, или жалостью к недугу этого существа…

    Да и сам фильм можно попытаться объяснить еще массой предположений, и каждое из них будет одновременно верным и неверным, потому что негласной истиной может являться только воспринимаемое нами на уровне чувств. Таков мэтр.

    Один из сильнейших фильмов Линча,

    10 из 10

    8 августа 2014 | 19:01

    Если вы любитель фильмов без скрытого смысла, и сильно негодуете когда чего-нибудь не поняли в фильме — это кино не для вас.

    Теперь о фильме. Это очень необычный фильм, даже не припомню похожих. Во время просмотра у меня возникло сразу куча эмоций, было непонятное ощущение страха, тоски, жалости одновременно. Как по мне, в фильме полностью отсутствует логика, в смысле что все построено на эмоциях, и ты на столько глубоко в них проникаешься, что уже и не думаешь вовсе «а что это? зачем он это сделал?», ты просто чувствуешь, чувствуешь как герой, переживаешь и ужасаешься вместе с ним. В фильме очень мало слов, что придает свою особенность, и без того нагнетенной атмосфере.

    В общем, если вы любитель сюрреализма, мрачной атмосферы, ужасов (основанных на переживаниях и тяжелых эмоциях, а не «кровькишки расчлененка»), и хорошего, годного артхауса, то стоит его посмотреть, кроме того, википедия говорит что это культовая классика.

    10 из 10

    16 октября 2013 | 00:57

    Всем кому не равнодушно кино как искусство, да и просто интересно, необходимо смотреть данное произведение. Уверен Сальвадору Дали и Дзиге Вертову понравилось бы (да и много каму еще). Линч создавал фильм долго сложно и очень тщательно. В то время когда фильм создавался у Линча был непростой период жизни, рождение ребенка (по его словам это был кромешный ад, который сводил его каждый день с ума) и съемка данного фильма. И это видимо только часть того мира внутри него, что он вложил в данный шедевр. Фильм многослойный, так что с первого просмотра тяжело поймать смысл всего происходящего на экране безумия, абсурдизма и сумасшествия.

    Я бы сравнил фильм с книгой или с картиной, которую ты будешь перечитывать/рассматривать снова и снова, и удивляться каждый раз и открывать что то новое, необычное.

    И сразу с первых кадров чувствуется рука настоящего художника. Режиссер, сценарист, КОМПОЗИТОР (очень хорош как композитор)…. Звуковое оформление выше всяких похвал, нагнетающая саспесна обстановка, да еще и рожденное дитя-монстр, бррр, фильм очень страшный. Минималистская, практически камерная история, не оставит никого равнодушным. Вы либо досмотрите до конца и будете думать о нем, либо выключите и скажите че за бред, уверен последний вариант будет настолько часто слышен, что ваше восхищение будет смотрится либо выпендрежем, либо позерством. Актерская игра превосходная, можно сравнить с Германом старшим, который выжимал из актеров все и даже больше. Отдельно хочется выделить Джека Нэнса, любимца режиссера, который не просто сыграл свою главную роль, а прожил ее несколько лет.

    Фильм невероятно событийно увлекательный, очень хорошо сформирована сюжетная линия. Постоянная темная атмосфера нагнетает депрессию и чувство ужаса. Фильм сталкивает нас с жизнью маргиналов, да притом бьет по физиономии всем слащавым мелодрамам Голливуда с такой силой что от них остается только их розовые сопли. Любовь и ненависть к ребенку, да еще и не своему, показана блестяще. Что делать, как быть, для Линча это не рутинный вопрос, а вопрос как сосуществовать с новой действительностью или не существовать с ней. Или как потихоньку сойти с ума от всего происходящего, или не сойти с ума. В фильме (в принципе как и во всех его фильмах) много снов, которые перекликаются с действительностью, соприкасаются с ней, и в некоторые моменты ты не понимаешь где реальность а где сон. Один из самых не стандартных фильмов, в котором важна каждая мелочь, в котором выставлен каждый кадр.

    Фильм трудно оценивать по десятибалльной шкале. Фильм 1977 года и сейчас он смотрится просто великолепно, на одном дыхании. Видимо сюрреализм не так быстро стареет. Хочется добавить еще одно, фильм желательно смотреть на большем экране либо на большом тв экране в наушниках.

    Великолепное произведение искусства, не устаревающее, не угасающие в своей идее и потоку мыслей. Однозначно шедевр, БРАВО мистер Линч, БРАВО.

    18 января 2014 | 13:08

    Обрывки дневника Генри Спенсера с комментариями.

    Запись N 3. Во сне.

    Черное горелое дно раздавило крыши. Завизжало ржавым скрежетом. Лихорадочно впилось в бетонный крестец города. Пусто… Вагонные ребра томно вздымаются божественным величием стали в смоляной копоти вздрагивающего больного сна. Масляный пот вскипает взрытыми язвами каменных губ. Теней нет, ибо нет солнца. Стены бесконечны, их вертикальная пустыня уходит в цемент неба, застревают, повисают. Млечный путь рельс распухает буграми жил в коже стеклянного шторма песчаного щебенистого моря. Все тонет. Липкий сахарно-желчный сироп гудит на всех частотах, ворочается зимним медведем в тесной берлоге, обволакивает, поглощает.

    «Голова — ластик» — это планета, с которой прилетел Дэвид Линч. Здесь родилось все: новые методы съемки, оригинальные приемы постановки, творческий союз с Джеком Ненсом. Фильм открыл Линчу путь в большое кино из короткометражек, предопределив будущую «твин-пиксовскую» славу и триумф «Человека — слона».

    Город, комната, человек — пространство фильма, как постиндустриальный выкидыш, изуродованный урбанистическими шрамами, пейзаж кривого, покрытого несмываемой пылью сознания, в котором проецирующаяся действительность изгибается жуткими тенями, почти не напоминающими отбрасывающие их интерьеры. А самое смешное, что страх и отвращение, в конечном счете, не от скользкого уродца, изрыгающего белесую жижу, а от этого проклятого «почти».

    Запись N 7. Фарфоровый треугольник.

    Снова проклятое солнце. Бронзовый купол будто раскалился добела и заливает глаза молоком света. Где же это… Нет, надо идти. Ночная вуаль стен коридора разорвана тусклыми пятнами ламп. Боже! Она! В дверном проеме! Густой черный кофе волос, низкий мягкий голос и… узкий фарфоровый треугольник только что накинутого халата — глубоко вклинивается между грудей. Захлопнул. Наконец-то дома, теперь хорошо, спокойно. Потрескивающая виниловая мелодия клубящимся паром поднимается к потолку, оседает, тает, просачивается сквозь разложенное сено. Один. В окне кирпичная геометрия прямых углов — спасает…

    То, что человеческая природа — это самое загадочное и априори непознаваемое, известно давно, однако ни в литературе, ни в кино нет, да и не может быть, универсального способа изобразить эту ускользающую материю. Поступки, слова, общение — классические приемы косвенны, поэтому авангардное искусство берется непосредственно за ткань сознания, конструируя только ее, вне связи с внешними проявлениями. В «Голове — ластике» камера, вращаясь вокруг Генри Спенсера, показывая его жизнь, фактически не выходит за границы головы героя. Темная виньетка кадров, жена Мэри, красивая соседка, уродливый эмбрион, реальность и сон — все внутри, под вихрастой шевелюрой, в потаенном ларце психики.

    Запись N 21. Болен.

    Неужели в этой комнате посилилось хоть что-то, кроме одиночества. Теперь я, Мэри, ребенок. Вязкую тревогу черной глины углов медленно раздвигают живые шевелящиеся корни счастья.

    Кирпичный занавес провалился в колодец ночи — невыносимо: сдавленный сверлящий крик умирающего детеныша железными когтями разрывает голову. Мэри больше нет. Один. Болен. Холодный прибой накрывают пеной беспомощности. Все бессмысленно — возвращается. Мокрый стук одиночества глухим биение сердца вибрирует в стенах. Ничего не изменить. Изуродованное лицо в зеркале покрывается трещинами отвращения к себе. Ничтожество! Урод! Снаружи воет страх, но он не достанет меня, ибо здесь моя могила, тьма — май мой саркофаг, стены — память.


    Одиночество Генри ощущается уже в первые минуты фильма. Короткие емкие образы: бесконечный космос, влажная печаль глаз, комичность маленького человека, почти сгибающегося на фоне каменной монументальности стен. Унылая черствая жизнь, пустая и бессмысленная. Интуитивная попытка разукрасить ее свежестью терпит крах, потому что и растение, и сено — символы естества, природы, трансформируются в тяжелый груз ветхости и смерти.

    «Я в отпуске», — отвечает Генри на вопрос будущей свекрови, воспринимая отпуск, как постоянство, которое не пройдет никогда. Он не знает своего применения, места, роли, бесцельно болтается в невесомости безвестного ожидания. Но судьба преподносит ему негаданную и желаемую ответственность — ребенка. Однако он, как все в этой реальности, незавершен и от этого уродлив.

    Отвратительный выкидыш, воплотивший внутреннюю неполноту самого Генри, мерзким плачем — мычанием постоянно напоминает о себе, сводит с ума. Заболевает, но лечение безрезультатно. Вязкая желтая слизь, буквально, просачивается сквозь швы быта, мертвым градом зародышей летит в стену. Ребенок — мутант ничего не изменил, напротив, резко выделил, поставил перед глазами ничтожность главного героя.

    Запись N 23. Тепло.

    Надежда: ничтожная — еле дышит, шевелится, ютится в комоде души, шепчет: «Ты живой, ты нормальный, ты нужен, освободись, вырвись из капкана страха, разбей сосуд отвращения, найди красоту».

    Черный огонь глаз выжигает все внутри. Голос — далекое эхо сквозь время. Я в ее власти — расплавленным воском теку в кратер страсти. Теряю связь. Тону… Она моя. Это свобода, тепло. Нашел, вырвался. Чувствую ее кожу. Ее пальцы во мне — я необходим, я часть…


    Следующая надежда — страсть, конденсированная в образе сексапильной соседки. Но эта исконная красота, как масло и вода, никогда не смешается с изуродованным существом, живущим внутри ее нового любовника. Брезгливый взгляд отвращения, безответный стук в дверь, слюнявая ухмылка очередного ухажера разбивают мечту о переменах, гиперболизируя образ посредственности и никчемности, низводимых до превращения головы, представляемой как цент индивидуальности и неповторимости, в штампованные ластики карандашей, легкие и простые, контрастирующие с мучительной сложностью размышлений, фантазий и снов, населявших эту голову.

    Вероломное уничтожение собственного уродства оборачивается фонтаном мерзкой комковатой жижи, становящимся еще больше прежнего создания. Он неостановимо растекается, топит все вокруг, знаменуя последнюю метафору безвыходности.

    Лента прошита смертью: синтетические конструкции пронизывают каждый миллиметр кадра. Линч создает на экране железно отточенную машину идеальной подчиненности, ибо только в жизни есть свобода. Этот черный механизм вручается судьбе — человеку с обожженной пенящейся кожей, мизантропически брызжущему злой улыбкой во взгляде через разбитое стекло. Он жаждет мучений, упоительно поворачивая следующий рычаг боли, но тот застревает струей раскаленных искр.

    Генри Спенсер не сумел создать свою жизнь, он шел по узким коридорам без надежды найти дверь, однако он смог выбрать единственное, что было в его власти, — свою смерть.

    Запись N 24. «В раю все чудесно».

    Теперь все стало на свои места. Вскрытое горло зари потухло. Гниющий труп дня растворился в отбросах. Ночь — сирота свернулась биением рыдания. Взгляд призрения отрезвил: настоящее режущими краями бумаги тысячекратно вонзается в окровавленную растоптанную грудь. Хрипящий бас раздувает пространство адским набатом: «Бесполезен». «Бесполезен», — вторят медные глотки труб. Последний поворот рычага — уход в вечность страдания, циклическое раздробление костей. Каждую ночь — один — перед кирпичным окном…

    Нет, этого не будет, я вырвусь из божественных планов. Шаг, еще один, вот — уже рядом. Белые лепестки ангельского пения ласкают, мягкие объятья искренних трогательных глаз зовут. Наконец-то, я ее нашел, любящую и родную, добрую и сострадательную, милую и счастливую… смерть.


    9 из 10

    27 марта 2010 | 09:55

    Посмотрев замечательный фильм Линча «Человек-слон» я решила познакомиться со всеми его творениями, поэтому следующим фильмом стал «Голова-ластик».

    Манера Линча передачи своих мыслей, взглядов, мировоззрения очень самобытная. Каждый кадр, образ несет в себе определенный смысл, который каждый поймет по-своему. Этот фильм настоящая антиутопия, безграничный сюрреализм. Однако тема, мысль фильма достаточна ясна — жизнь одинокого закомплексованного человека, прижатого к стенке судьбою и нежеланные дети, а как следствие не желание жить семейной жизнью. Я не буду пытаться разложить каждую сцену по полочкам, все-равно сколько людей на свете столько и мнений и я не считаю этот фильм страшным — он просто сумасшедший, но его нужно видеть и прежде всего ради собственного развития.

    p.s. Я пыталась найти хоть одного режиссера, стиль которого был бы похож хоть чем-то на стиль Линча. На мой взгляд для сравнения подошел бы Андрей Тарковский.

    10 из 10

    16 мая 2007 | 12:48

    Можно как угодно называть этот фильм — антиутопией, экранизацией горячечного бреда или пересказом предрассветного кошмара, — но у нормального человека, по-моему, этот фильм может вызвать только приступ нервного смеха. Главное — не воспринимать всерьез творящееся на экране, а то самому недолго стать таким же фриком как главные герои.
    С оценкой затрудняюсь, но цепляет данный опус по-настоящему.

    21 января 2007 | 09:17

    «Голова-ластик» — первый фильм Дэвида Линча, который я посмотрел. Как оказалось, это и первый полнометражный фильм самого Дэвида Линча. Именно так и надо снимать ужастик! Во-первых, давить на мозг самой атмосферой происходящего и нарастающим ужасом. Во-вторых, тщательно подобрать музыку или любые другие звуки, которые лишь усилят ощущения. Ну и в-третьих — игра актеров, которые передадут нужное настроение зрителю.

    Я смотрел сей шедевр в оригинале. И не прогадал — диалогов в фильме очень мало и вовсе не на них строится сюжет (если здесь он вообще есть). Экзистенциальность и сюрреализм — таким стилем можно обозвать творение Линча, которое не вмещается в узкие рамки хоррора или драмы. Весь трагизм человеческого существования передан в главном герое — Генри, который существует, а не живет в плену комплексов, страхов и сновидений. Даже его ангел-мечта уродлив и непостижим, а городские пейзажи унылы и шизофреничны. Здесь все сходят с ума — Генри, его неуравновешенная жена с уродцем на руках, ее родители, пожирающие цыплят, фальшивых как сама жизнь. И над всем этим восседает мерзкий тип — то ли Бог, то ли Судьба — который вертит как хочет жалкими людишками.

    Фильм навсегда врезается в память. Поэтому советую смотреть не отрываясь, в наушниках и желательно наедине с собой. Для пущего эффекта. Оно того стоит.

    10 из 10

    21 мая 2011 | 19:57

    «Голова-ластик» — дебют Дэвида Линча в полнометражном кино. Запрещенный изначально для показа в США, а впоследствии ставший культовым, «Eraserhead» завораживает своей неповторимой сюрреалистическо-мистической атмосферой. Вот уже три с лишним десятка лет фильм является предметом споров не только кинокритиков, но и простых любителей кино. Безусловно, Линч — режиссер не для «всех», а его ранние артхаусные работы и подавно. Имея в копилке самые разнообразные зрительские отзывы от «несусветный бред» до «шедевр синематографа», фильм по достоинству был оценен в 2004 году. Библиотека Конгресса США признала киноработу Линча «культурно значимой» и отобрала для хранения в Национальном киноархиве.

    Надо заметить, что Линч — один из немногих (пожалуй, на уровне с великим Хичкоком) режиссеров, кто по-настоящему может добиться эффекта «полного погружения» в повествование. Нестандартная манера съемки, путаные психоделические сюжеты, соединение реальности и вымысла, сюрреализма, фантастики и мистики — далеко не полный набор инструментов Мастера. По противоречивым сочетаниям натуралистических образов фильмы Линча можно смело сравнить с картинами Сальвадора Дали.

    Мрачная атмосфера фильма проявляется в его деталях: будь-то ограниченное пространство маленькой квартиры, непрекращающийся дождь, или унылый вид за окном. Линч искусно, шаг за шагом, накаляет её до предела, заставляя окунуться в происходящее на экране с головой.

    Интересной особенностью фильма является практически полное отсутствие диалогов, которые не занимают и 10% экранного времени. Вместо этого странные угрюмые персонажи раскрываются исключительно через визуализацию. А вместо музыкального сопровождения мы слышим монотонное гудение и шум, что только подчеркивает и усугубляет атмосферу абсурдного гротеска.

    Черно-белое кино, полное символизма и безумности, противоречиво и сложно для восприятия. Путешествуя внутри сознания Генри Спенсера сквозь призму страха, отвращения и потерянности, зритель сталкивается с извращенной реальностью и всей нелепостью жизни, которую имеет возможность лицезреть глазами центрального персонажа.

    Это — независимое кино. Это — культурный шок. Это фильм, который точно никого не оставит равнодушным.

    9 из 10

    19 апреля 2010 | 15:28

    Фильм Дэвида Линча «Голова-ластик». Первый полнометражный фильм маэстро.

    Фильм знаковый не только ля своего времени, но и для истории кино. Фильм, будоражащий умы зрителей не один год, фильм смысл, которого, по словам автора до сих пор не понят.

    Герой картины Генри Спенсер маленький человек, живущий в промышленном городе, где дым, пар, трубы и кирпичные стены воспринимаются, как единственно возможный культурный ландшафт. Его жизнь ничем не примечательна, но он, как и любой человек имеет свои моральные принципы и как любой человек мечтает о своём, маленьком человеческом счастье.

    Моральные принципы не позволяют ему бросить в беде девушку, с которой он имел глупость встречаться, и которая родила ему непонятно что. Это непонятно что и послужило толчком к безумию Генри. Он отчаянно сопротивляется недугу, но путаясь между сном и явью, в момент отчаянья совершает преступление. Вот такая история без намёка на свет и просвет. Мрачные тона, мрачные мысли, мрачное настроение и невольно задаёшься вопросом, а для чего было снято это кино и почему оно не отпускает так долго из своих тисков. Не выпускает, потому, как разум твой получил сильнейшую встряску, тебе надо бы переварить всё это, но эта интеллектуальная пища неудобоварима, надо разобраться в произошедшем, да ты толком и не понял, что произошло. Однако я попробую разобраться и позволю себе свою версию токования этой страшной истории.

    Итак, человек. Или даже не человек, не важно. Рождается на свет. Не своей волей, а волей случая, не отнюдь для счастья. Он просто родился на свет. И сам в своё время произвёл подобное себе. Это замкнутый круг жизни. Жизнь продолжается, а счастья нет. Счастья нет и быть не может, потому, как пути развития живого существа, в том числе человека предполагают одно выживание, в чуждых ему условиях. Это пока единственная, правда, жизни.

    И не просто так герой фильма помещён в промышленный квартал, своеобразное гетто. Он, мечтающий стать однажды счастливым не понимает, что такое свобода. Свобода выбора, быть оным, или не быть. Потому, как свобода в первую очередь предполагает ответственность, за тех, кого мы произвели и за тех, кого мы приучили. Ответственность, первый шаг к осмысленной жизни, без этого невозможно счастье.

    А тут мы подходим к главному. А кому выгодна эта самая, твоя свобода? Свобода винтика, хорошо налаженной социальной системы. Не каких ассоциаций не появилось, а читатель? Ещё грезишь о счастье? Личном?

    Зря. Сие невозможно. Невозможно в личном аспекте, невозможно и в общественном, /почитай историю, если есть сомнения/. Человек. случайно рождающийся на свет должен думать только о выживании, и не более.

    Это, что касается идеи фильма. Но это не всё. Как, я говорил фильм, так просто не отпускает. Фильм кончился, а мысль продолжает работать. И на каком-то её этапе ты понимаешь, счастье, твоё счастье в твоей голове. Не просто так фильм назван «Голова-ластик», /оторванную голову главного героя используют, как ластик/. Не дай оторвать себе голову, /образно конечно/, думай. А что до остального, не мечтай, будь собой. Другого мира, нет, и не будет, другой жизни тоже. Никогда. И тебя не будет никогда больше. И всех вокруг. Вспомни писание, как говорил Христос, возлюби ближнего своего. Добавим к этому, а он возлюбит тебя.

    Да и мне очень-то верится, но согласись, других вариантов нет. Вот такое кино, если ты что-то слышал про взрыв мозга, то это поверь самое оно.

    12 декабря 2014 | 17:27

    «Голова Ластик» — первый полнометражный фильм Дэвида Линча, и чуть ли не самое его гениальное творение!

    Сразу хочу всех предупредить, фильм не рассчитан на среднестатистического зрителя, т. к. сам по себе фильм это как картина Сальвадора Дали (причём мрачная и чёрно белая), непонятно ничего, но это превосходно, сюжет в фильме размыт, фильм начинается с бреда, заканчивается ещё большим бредом, но во всём этом есть некая сюрреалистическая красота.

    Главный герой фильма — это обычный закомплексованый человек по имени Генри, он живёт где-то в промышленном районе, в холле его дома полы как в знаменитой красной комнате из сериала «Твин Пикс», из этого следует вывод, что возможно всё происходящее это всего лишь сон!

    Так вот, у Генри обычная депрессивная квартирка, в его окне видна лишь стена, которая находится в метре от окна! Так он и жил, своей обычной жизнью пока в один прекрасный день узнаёт, что его подруга забеременела от него, произошел выкидыш, но ребёнок не умер. Генри и его подруга решают жить…

    На протяжении всего фильма главные герои редко ведут беседу, а если она и возникает, то она примерно такая: «Ну так Генри рассказывайте, что делаете, что знаете?», на что Генри ответил — «Да я в общем то ничего и не знаю», пауза, конец разговора! :)

    Линч в дальнейшем снял очень много «мозго-дробительных» фильмов, но ниодин из них не был настолько абсурден как этот! Мы видим столько сюрреалистических образов на протяжении всего фильма!

    Те, кто привык смотреть обычные фильмы, они выключат «Голову-Ластика» на 10 минуте… А те кто досмотрит до конца не пожалеют об этом, это уж точно!

    Я бы смело сказал бы, что это самый лучший сюрреалистический фильм ужасов всех времён, такого второго не было и до сих пор нет! Сам фильм является бесспорным произведением искусства, сюжет в фильме не важен (да его почти и нет), самое главное, это гениальная режиссура Дэвида Линча, он уделяет много внимания всяким малозначительным деталям, и благодаря этому фильм напоминает нам сон, который произошёл в реальности!

    Чёрно белые образы, город в стиле сороковых годов, некая сюрреалистическая чертовщина, которая творится в округе, и неповторимая атмосфера сделали «Голову-Ластика» одним из лучших фильмов Дэвида Линча и одним из самых ярких фильмов жанра фильм ужасов, и поверьте мне, даже не смотря на то, что фильм был снят в далёкие семидесятые, сегодня он выглядит очень свежо, и вообще такие фильмы не забываются, они становятся культовыми и живут вечно!

    А так фильм входит в 30 моих самых любимых фильмов вообще, и я уверен, что не только у меня!

    10 из 10!

    19 июля 2006 | 21:34

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>