всё о любом фильме:

Девичий источник

Jungfrukällan
год
страна
слоган-
режиссерИнгмар Бергман
сценарийУлла Исакссон
продюсерИнгмар Бергман, Аллан Экелунд
операторСвен Нюквист
композиторЭрик Нордгрен
художникП.А. Лунгрен, Марик Вос-Лунд
монтажОскар Розандер
жанр драма, криминал, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время89 мин. / 01:29
Номинации (1):
Источникам всегда приписывают целебные свойства, и их происхождение часто связывают с чудесами, которым не всегда предшествуют радостные события… И эта скандинавская средневековая легенда тому подтверждение.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
15 + 1 = 16
8.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Этот фильм шведского мастера кино Ингмара Бергмана, созданный на основе легенды XIV века об источнике, который возник на том месте, где была изнасилована юная дочь крестьянина, ехавшая в церковь, поражает и до сих пор. Но отнюдь не натурализмом и откровенностью сцены поругания. Простота, ясность, чистота и словно прозрачность избранной режиссёром манеры ненавязчиво заставляют нас почувствовать невинность и святость уединённого в самой глуши незамысловатого мира скромных людей, в том числе — девушки Карин, нежного и кроткого создания. А эпизод насилия над ней воспринимается особенно обострённо и даже шокирующе только потому, что показан отражённо — глазами сводной сестры Карин, язычницы и ворожейки Ингери, которая пожелала ей смерти и уже успела раскаяться в этом, а также через потрясение и ужас мальчишки, не принявшего вместе с другими бродягами участие в надругательстве. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 47 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Сценарий, постановка, работа художника, невероятной красоты черно-белые планы, превосходные актерские работы, потрясающая внутренняя наполненность внешне простого и понятного сюжета — все заслуживает наивысшей оценки!

    Это несомненный шедевр, классика жанра.

    Впрочем, самокритичный режиссер этой своей работой, как известно, не гордился… Хотя я считаю, что это выдающийся фильм и он важен для понимания творческих посылов и развития таланта изначально уникального режиссера.

    Ближайшая из родственниц эпоса — Библия. Это предтеча жанров, я бы сказала. О христианском и языческом боге Одине я даже и не слышала раньше, но после этой истории вряд ли забуду. Очень полезно посмотреть людям, интересующимся всякой мистикой и поверяющим экстрасенсам свои тайные желания…

    Мистика, вторгающаяся в реальность, переплетающаяся столь плотно, что за чистую монету принимаешь уже все. В конечном итоге, природа человеческих чувства не познана, а речь здесь идет именно о них.

    Мне эту захватывающую историю о добре и зле смотреть было на самом деле страшно. Причем, эта жуть чисто психологического свойства — от внутреннего протеста неизбежной несправедливости, которая вот-вот случится на твоих глазах, вот уже случилась, Боже, что они творят дальше…

    Нечто отдаленно похожее я испытывала во время просмотра «Забавных игр» Михаэля Ханеке…

    В общем, такое раз увидишь — не забудешь…

    8 ноября 2008 | 17:19

    Бергман великий художник, каждый кадр словно картина, четко прорисованная и продуманная. Смотреть этого режиссера сплошное удовольствие для глаз и мозга. «Девичий источник» это третий фильм Бергмана, который я посмотрела, впечатлений много. История-легенда о вере, безверии, любви и ненависти. Мне очень нравится как режиссер показывает нам средневековье, у него оно всегда аутентичное, без прикрас. На этот раз мы видим семью, внутри которой не смотря на внешнее благополучие творится смута и непонимание. Две сестры, разные судьбы и разные характеры, они не понимают друг -друга, одна ненавидит другую. Разные взгляды на мир, на религию. Их мать и отец больше не испытывают теплых чувств, она ревнует его к дочери, а он слишком ослеплен любовью к своему ребенку и слишком беспечен. В семье так же имеет место быть резонанс по отношению к религии, старшая сестра язычница, она не принимает другой веры, ей понятен Один и ворожба. Мать и дочь верующие люди, мать даже слишком, она умерщвляет плоть превращая веру в фанатизм. Так много понимания и противоречий, но всех примирит горе, боль поставит все на свои места, покажет где истинная вера, а где иллюзия.

    Прекрасный фильм, рассказывает об очень многом, простым и понятным языком. Задает вопросы и сам же дает ответы на них. Бог одной рукой дает, другой отнимает, он забрал самое дорогое, но в тоже время прекратил сумятицу в душах этих людей, открыл глаза на то, чего до этого они не замечали.

    Проблемы поставленные в этом фильмы актуальны и по сей день, Бергман делал кино на века, интересное и понятное всем, кто хочет и умеет размышлять.

    1 ноября 2011 | 23:13

    Источник, возникший на месте насилия над девушкой — символ перевоплощения ее души, и воскрешение в образе чистоты и вечной жизни. Вода, вышедшая из недр земли — очищение от похоти странников, втоптавших в грязь невинность. Живая вода, как возрождение дочери, даст успокоение родителям и, как нимфа лесная, даст прощение сводной сестре, зависть которой, злыми мыслями, приведет к трагедии…

    Ощущения, после просмотра, очень странные, даже дыхание замедляет свой ритм и сердце сжимается. Прошло много времени, после знакомства, не побоюсь этого слова, с шедевром, и до сих пор мороз по коже от тихого места в глуши, образов света и тьмы, борьбы добра и зла и нервного выплеска эмоций, переполняющих разум…

    Помню, подруга рассказывала, как возвращаясь поздно вечером домой, после нашего киносеанса, пугалась посторонних звуков и шорохов. Что ни говори, а «Девичий источник», даже в наше время, страшит больше всех кинематографических ужасов.

    Страшно, пустив людей на ночлег, понять, что они — причина исчезновения дочери. Чем же расплатятся, путники, с гостеприимными хозяевами, за кров? Одеждой ребенка, которую в одночасье узнает женщина, по орнаменту на платье. Ужас мужчины, которого играет Макс фон Сюдов, сравним с иголками под кожу, нужно быть отцом, чтоб понять душу человека, решившегося на месть!

    Легенда об источнике, дает пищу для размышлений о Вселенной, с чашей весов, по правую сторону которой — добро, благое дело, святость, Бог и чистота. А по левую сторону — зло, скверна и порок.

    Этот фильм, который навсегда отпечатается в памяти, изящными и кривыми штрихами жизни, прекрасной и суровой. Вне времен и оценок…

    8 апреля 2011 | 14:41

    Вряд ли мне удастся добавить, что-либо существенное по поводу фильма «Девичий источник». Но, как говорится, попытка не пытка, тем более, что это третий фильм шведского режиссёра мной виденный. Если предыдущие два «Осенняя соната» и «Сцены из супружеской жизни» — это одна ипостась, то «Девичий источник», совсем из другой оперы. Здесь вы не найдёте крылатых слов и афоризмов, цитат для глубокого осмысления. Зато можете увидеть и созерцать жизнь одного шведского хутора, согласно одной легенде. Персонажи все яркие и сочные, одна дикарка чего стоит. Но о ней немного попозже.

    Итак, перед нами набожная семья. Могучий глава (Макс фон Сюдов), зачехлённая на все пуговицы, это метафора разумеется, мать (Биргитта Вальберг) и красавица дочь. Её льняные волосы, это украшение всего фильма. А какие у неё наряды ? Да, в том сундучке чего только нет, каких только платьев и кружев. Ты попадаешь в атмосферу сказки, доброй сказки, в которой родители любят своё чадо. Любят, холят и лелеят, позволяя спать и не обременяя домашними заботами.

    И как антипод нашей дочери красавице, девица приблизительно её возраста. Но уже совсем другое выражение лица, совсем другая одежда и мысли по Чехову. На таком вот разительном контрасте построил начало картины Ингмар Бергман. Что ж, пока всё достаточно спокойно и прозаично, не считая одной маленькой детали. И эта деталь, как бы расшевеливает зрителя, не даёт ему убаюкаться атмосферой благодушия и единения этой семьи, исключая дикую. И тут она, эта девушка с глазами дикой серны, словно почувствовав, что о ней идёт речь, махнув не глядя, кося по сторонам, дабы её не спалили, берёт и кладёт лягушку или жабу уж не знаю, в пирог приготовленный для отправки в церковь. И вам уже становится любопытно, кто сим пирогом полакомится. Да-с. Ничего-с найдутся желающие-с, можете не сомневаться. А пока, что две девушки отправятся в путь дорогу до ближайшей церкви…

    Доброе и злое всегда идут рядом, всегда трутся рука об руку. И где такая граница от которой одно можно отделить от другого. Одним кажется убийство добром, а другим злом. Это как посмотреть. Не случайно в конце фильма Бергман выводит отца семьи, чтобы тот не просто своей могучей хваткой, но нечеловеческим воплем, воззвал к Богу. Совсем не случайно. Хитрец, Бергман. И легенду в ярких красках обозначил и под божественную суть подвёл. И конечно темные силы в лице трёх человек показаны достаточно колоритно. Найди такие с ходу. А Бергман нашёл.

    Квинтэссенция картины — открытия девичьего источника. Буквально одним движением зрителя можно повергнуть в ступор, в состояния катарсиса, исступления и прочая. Пробежали ли у меня мурашки по коже ? Не то слово. Как будто марафон устроили. За что спасибо Ингмару Бергману. Кстати, этот образ дикарки никак у меня не выходит из головы. Что с ней будет ? Как думаете ?

    10 из 10

    11 июня 2015 | 07:47

    На удивление, у этого фильма есть сюжет, такой незамысловатый, простенький. Есть своя атмосфера, такая средневековая, со странностями, даже немного сказочная — колдуньи, проклятья, разбойники, религиозная наклонность, свойственная Бергману и так далее.

    Но вся история в этом фильме уместилась бы в короткометражку или мультфильм-притчу. Собственно поэтому и ощущение такое, что вроде смотрел полтора часа, а произошло в фильме пару событий. Вот и приходится любителям жанра выискивать в каждом действии героев какой-то смысл или может знак, символ.

    Не будет в рецензии ничего конкретного про сюжет фильма, потому что, как уже написал выше, спойлер всего фильма уместится бы в пару предложений.

    А так скучноватый фильм, снятый в отвратной глазу атмосфере, игра актёров, а точнее образы героев, созданные режиссером и актерами, тоже не привлекают своей утонченностью.

    Оценка такая только из-за того, что это самый терпимый фильм Бергмана из всех что я видел. В общем лучший среди худших.

    7 из 10

    3 июня 2014 | 11:39

    Драматичное произведение с проникновенной экспозицией: девушка раздувает огонь, свет обнажает её демонический взгляд, неприкаянная девушка взывает Одина. Остается ждать жертвоприношения. Шведские землевладельцы молятся перед распятием в надежде на спокойную жизнь.

    Зритель попадает в реалистичный мир женщин и мужчин, мир марионеток под управлением Главного кукловода. Женщины, искушая слепое желание, приводят мужчин-марионеток в ярость и те рвут все нити. Суть мужчины — проявить силу, суть женщины — сгладить вину от последствий проявления силы, если только женская хитрость не оказалась добычей.

    В фильме есть несколько метафорично-трогательных эпизодов.

    Исходом трагичного жертвоприношения невинности могло стать чудо. Катарсис по Бергману — душевная разрядка с недопониманием!

    9 из 10

    22 сентября 2008 | 14:30

    Этот фильм вызывает сильнейшие эмоции и очень долго не отпускает. Почему насилие и зло так помнится? В «Девичьем источнике» Бергман показал историю жестокого преступления — надругательство над невинной душой. Сцены насилия сняты настолько грязно и омерзительно, что могут посоревноваться с современными и даже превзойти их, а фильму-то больше полувека. «Девичий источник» — это черно-белое кино, если бы добавили цвета, возможно, вышло бы еще что-то более ужасающее. «Почему так мрачно на душе, почему зло торжествует, почему?» — вопрос, на который хочется ответить, но не получается.

    В основу фильма легла скандинавская легенда. Историю, рассказанную Бергманом, можно назвать страшной сказкой. Только вот непонятно почему в этой сказке девушка умирает просто так. Кто виноват в этой трагедии: колдующая и ненавидящая ее сестра или это просто случайность? Где был Бог, когда невинная девушка ехала с чистыми помыслами в церковь, почему он не уберег ее?

    Макс фон Сюдов показал все муки и страдания отца, который потерял любимое дитя. Способна ли месть очистить душу, залечить раны? Ответ вы найдете сами.

    10 из 10

    23 марта 2015 | 16:54

    «Девичий источник» поражает своей реалистичностью, состоящей из истинной человеческой жестокости, которая не способна щадить. Там, где есть жизнь, есть и смерть, и день, начавшийся с приветливого и теплого солнца за окном должен закончиться ощущением горечи в горле и горестью на устах. Скорбь, ставшая нежданной гостьей, пропитывает каждую клетку, перечеркивая крест-накрест все светлое, что было задано утренними приветливыми лучами. Чем больше оберегаешь, тем яснее становится итог, что ударит по самому уязвимому и дорогому. Несправедливость всегда соседствует с несчастьем, а последнее в свою очередь граничит с положительным.

    В основе картины заложена древняя мифология, и конкретный случай, повествующий о дне, когда одну из сестер отправили через лес в церковь для передачи свечей, другая же была приписана для сопровождения. Плод невинности рано или поздно будет съеден грязным животным, как ты тщательно не храни его. Шайка голодных оборванцев-преступников покушается на милую девушку с белоснежной кожей, гладкими руками и доброжелательным нравом, поступая с ней самым жестким образом, не дав возможности продолжить путь, как в церковь, так и по бренной земле.

    Шокирующие виды, нарастающее напряжение, которое обозначается еще в самом начале действа, и достигающее с каждой последующей минутой все большей отметки. И если все идет очень спокойно, то это не значит, что таким образом и будет продолжаться далее. Сестра, упустившая булыжник, имеющая возможность, но не желающая помочь, вооружившаяся своей ненавистью, которая достучалась до самого Одина. Блуждающий дух режущих сердце сказаний, где даже в истинной реальности есть место необъяснимым откровениям, что наделяют людей непреодолимыми пороками.

    Глушь. Природа, терпящая до поры и до времени все, но не желающая мириться с порывами откровенной несправедливости, смывающая следы жестокости, тем самым выдавая знаки своего ярого неравнодушия. Эмоции, достигающие пика, гнев отца, горе матери, страдания, бесконечные вопросы, на которые нет ответов. Почему ты смотрел, равнодушно наблюдал за всем, и направил не в то русло? — читается по состоянию отца. Но, быть может, он сделал то, о чем его молили все и каждый, не задумываясь о возможном.

    «Девичий источник» — один из тех фильмов, что возбуждает неописуемые эмоции только спустя некоторое время после просмотра. Картина Ингмара Бергмана состоит из множества смыслов, впивающихся в голову композиций, где Макс фон Сюдов борется с березой, символом девственности, красоты, чистоты плода, что подразумевает факт уязвимости всего окружающего. Здесь же и сидящий на троне отец в исполнении Сюдова, знаменующий вершителя, которого только лишь шаг отделяет от других убийц. А источник — как знамя людской силы, а одновременно и льющийся рекой траур. И эта картина, говорящая с особым акцентом о всеми известных вещах будет еще долго преследовать зрительские умы.

    23 июня 2012 | 16:43

    Странно было бы толковать этот фильм и выставлять Бергману оценки. Это как в электронной библиотеке выставлять оценки Шекспиру или Достоевскому.

    Понятно, что это классика. Понятно и то, что это не лучший фильм Бергмана, хоть и оскароносный (судя по воспоминаниям, Оскар оказался для самого автора довольно неожиданным).

    Сцена насилия, вызвавшая цензурные запреты и создавшая, надо полагать, фильму дополнительную рекламу, сегодня выглядит очень сдержанной. К тому абсолютно оправданной: нам показывают омерзительность побеждающего зла перед лицом Всеблагого Бога. «Я не понимаю Тебя!» — восклицание отца — продолжение темы, начатой в «Седьмой печати». Там девочку жгли на костре, здесь…

    Сам Бергман пишет, что в этом фильме отношения с Богом были для него уже не лейтмотивом, а декорацией, что главной была идея возмездия. Наверное, так. Прав ли отец, вершащий суровый самосуд? Где грань между христианским прощением и справедливым воздаянием? Без малого полвека этому фильму, а вопросы остаются.

    Что касается стилистики, режиссуры, игры актеров — без комментариев. Достаточно сказать: это Бергман.

    26 октября 2009 | 16:15

    В данной киноленте великолепного шведского режиссера Ингмара Бергмана сокрыт разнообразный букет смыслов. Тем не менее, вполне очевидной и центральной является тема жертвенности, которая пронизывает, словно «золотое сечение», саму суть картины. Молодая девушка Карин любима своими родителями и, особенно, матерью. Она для нее единственное и любимое дитя. Подобное отношение матери к своей дочери порождает целый клубок страстей во взаимоотношениях Карин со своей сестрой Ингери, которая оказывается «в тени», более любимой сестры.

    Семья очень набожна. Исповедуют христианство. Карин обладает поразительной невинностью и доверчивостью (столь неэффективными в жестоком мире насилия). Карин живет в своем мире, где нет места злу. Точнее в ее опыте нет зла, поэтому она может сохранять свою невинность. Она по-человечески добра. Без каких-либо догм и долженствований. Она — дитя природы. Подобно природе, которая невинна, Карин также невинна. Но мир людей — это мир свободы. А цена свободы — неизбежность зла.

    Тема природы в картине играет первостепенное значение, наряду с актом жертвоприношения. Природа также невинна, как и Карин. И любое насилие, которое человек совершает над своей планетой, так или иначе обернется для тех, кто делает это неминуемым наказанием. Потому что «насилуя» природу, частью которой все мы являемся, мы выносим сами себе приговор.

    Невинность девушки неотвратимо отправляет нас к образу Христа, который также был невинен, добр, милосерден. Он был выше Закона Моисея, подчиняясь «закону любви».

    Иудеи, распявшие Христа, лишились Божественного благословения, которое вылилось в окончательное уничтожение Иерусалимского Храма, в котором они поклонялись своему Богу Яхве. Но несмотря на это появилось христианство в виде нового «источника жизни» и божественного благословения, но уже для всех народов земли, а не только евреев.

    Эта же мысль отражена и в картине Ингмара Бергмана. Сама природа не может принять насилия и поэтому она раскрывает свою живительную твердь, как-бы показывая, что невинность и любовь никогда не могут быть поглощены насилием и животным безразличием, свойственным людям, которым «все, все равно». Поэтому и сегодня, несмотря на колоссальное насилие, которое люди совершают над собственной планетой, будто принося безумную и бессмысленную жертву, неизбежно обернется для них как проклятием, так и новым освежающим прощением, дарованным новым поколениям.

    Данная картина великого шведского мастера вне всякого сомнения экзистенциальна, поскольку она вновь поднимает вопросы вины, мести, наказания, прощения и веры в Бога, который хранит стоическое безмолвие, несмотря на творящееся беззаконие. «Если Ты, Отче, есть и видишь беззаконие, совершающееся над творением твоим, то почему ты молчишь и бездействуешь? Если ты так поступаешь, то что остается делать мне, кроме как не мстить и не брать в свои руки справедливое возмездие? Но что же мне делать после этого, ведь несмотря на торжество справедливости, я все равно нуждаюсь в твоем прощении? Ведь я так ненавижу тебя за твое безмолвие, но так же безумно нуждаюсь в тебе. И, тем более, теперь». Таковы вопросы, которые так или иначе задаешь себе, людям, Богу, размышляя над равнодушием бытия. И на них не может дать ответ никто, кроме одного Бога, который хранит вселенское безмолвие.

    10 из 10

    13 февраля 2014 | 03:15

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>