всё о любом фильме:

Фицкарральдо

Fitzcarraldo
год
страна
слоган-
режиссерВернер Херцог
сценарийВернер Херцог
продюсерВернер Херцог, Вилли Зеглер, Луки Стипетич, ...
операторТомас Маух
композиторPopol Vuh
художникУльрих Бергфельдер, Хеннинг фон Гирке, Гизела Сторч
монтажБеате Майнка-Йеллингхауз
жанр драма, приключения, биография, ... слова
премьера (мир)
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время157 мин. / 02:37
Номинации (1):
Меломан Брайан Фицджеральд, которого индейцы называют Фиццкарральдо, одержим идеей построить в родном городке Икитосе настоящий оперный театр. Для этого он затевает безумную авантюру, причем на последние деньги, — отправляется на поиски каучуковой плантации в джунглях Амазонки.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
83%
19 + 4 = 23
7.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первоначально планировалась, что роль помощника Фицкарральдо сыграет Мик Джаггер. Однако мировое турне помешало ему сниматься, и тогда Вернер Херцог выбросил эту роль из сценария.
    • Настоящий корабль реального существовавшего ирландца Брайана Суини Фитцджеральда весил 28 тонн. Корабль Херцога — 328, причём в съёмках принимали участия 2-а абсолютно одинаковых судна.
    • В 1981 году Херцог приступил к съемкам ленты «Фицкарральдо», после 2-х лет подготовительных работ. Предполагалось, что главную роль исполнит американец Джейсон Робардс. Однако во время съемок он тяжело заболел. Херцог обратился к Марио Адорфу, но тот отклонил предложение, потому что «испугался херцоговской одержимости». В разгар работы над фильмом Херцог остался без актера. Неожиданно ему принесли телеграмму: «Если хочешь, можешь ангажировать меня. Клаус Кински». В итоге роль Фицкарральдо досталась любимому актёру Херцога Клаусу Кински, однако его капризное поведение довело до белого каления не только режиссёра, но и вождя индейцев, который предложил Херцогу убить Кински.
    • Фильм давался его создателям тяжело — несколько насыщенных дней сменялись полной остановкой всего процесса. После многочисленных простоев, постоянной пересъемки материала, американские продюсеры (Джейсон Робардс и Мик Джаггер) отказали Херцогу в продлении контракта, т. к. деньги были истрачены и счета в банке заморожены.
    • Создание фильма заняло 4-е года.
    • Фильм Вернера Херцога был удостоен Каннской пальмовой ветви за режиссуру, а в 1982 году вышла документалка «Бремя мечты» о съёмках «Фицкарральдо».
    • Вождь индейцев, занятых в фильме в качестве статистов, на полном серьёзе предлагал Херцогу свою помощь в убийстве Кински, если он так захочет. Режиссёр, разумеется, отказался. Впоследствии, Херцог в шутку сказал, что пожалел об отказе.
    • По словам Херцога, если бы не своевременное появление Кински в качестве актёра, ему пришлось бы самому исполнить роль Фицкарральдо.
    • Потрясающая сцена медленного переваливания корабля через разделяющий реки холм снята без каких-либо спецэффектов, с применением хитроумных инжерных приспособлений. Вернер Херцог стремился к тому, чтобы зритель физически ощутил масштаб происходящего, и это ему полностью удалось. Более того: эпизод с порвавшимся канатом, когда уже преодолевшее часть пути судно вдруг начинает скользить обратно, вниз, отражает собой реально возникшую во время съёмок ситуацию.
    • Главный герой имел исторического прототипа — Карлоса Фермина Фицкарральдо.
    • еще 7 фактов
    Трейлер 03:08

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Это один из самых безумных проектов Вернера Херцога, считавшегося и прежде как бы одержимым фанатиком, который часто снимает там, куда редко ступала нога цивилизованного человека, и способен преодолеть неимоверные трудности и лишения ради потрясающих воображение кадров девственной, не тронутой никем природы. Но постановка «Фицкарральдо» была просто личным подвигом немецкого режиссёра, триумфом его воли и страсти. Херцог начал съёмки картины ещё в 1979 году и несколько раз их останавливал (в том числе — по причине отказа от ролей первых исполнителей: британского рок-певца Мика Джаггера и американского актёра Джейсона Робардса, которые не выдержали невыносимых испытаний) — всё это отражено в документальной ленте с изумительно точным названием «Бремя грёз». Наконец, «неистовый баварец» призвал на помощь, уже в четвёртый раз в своей кинобиографии, немца Клауса Кински, по сути, им же открытого для мирового кино десятилетием ранее в фильме «Агирре, гнев Божий». Актёр сумасшедшего темперамента, самоотверженный в работе, кажется, до беспредельности, он с непокорностью зверя всё-таки подчинялся диктату постановщика («Херцог — дерьмо, но другие намного хуже», по парадоксальному высказыванию самого Кински). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 7 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Эта лента занимает особое место в фильмографии режиссера. Время ее создания — 4 полных 1978 — 1981 года. Охарактеризовать ее для начала в одном предложении можно такими словами: метафизическая мистерия посредством визуального языка.

    Сюжет ее прост и незатейлив как пейзаж, корабль и джунгли — главные пространства фильма, — архетипы, плывущие в, или, если удобнее, на реке времени.

    В документальном фильме Бремя мечты режиссер называет ее сизифоподобной историей о вызове невозможному, послужившей прототипом — реальной фигуры — каучукового барона Карлоса Фермина Фицкарральдо, пересекшего на теплоходе из одной речной системы в другую через небольшой перешеек, демонтировав корабль; в мечте и фильме, — чтобы построить оперный театр в джунглях, куда привезти великого итальянского тенора Энрико Карузо. Не имея достаточно средств он — Фицкарральдо — решает купить теплоход и территорию, полную нужных деревьев, но труднодоступную из-за опасных порогов, которые не дают возможности переместить теплоход в верхний приток реки. А большой корабль в данных условиях жизненноважен для перевозки оборудования, транспортировки и тп.

    И тогда вместе с командой решает переместить весь корабль из параллельного притока реки по тому месту, где они отделены совсем малым пространством земли. При помощи племени индейцев, очарованных музыкой и голосом Карузо, они перевозят теплоход через крутой склон холма. После непродолжительной радости и ночной попойки, когда индейцы ночью отвязывают корабль, чтобы умилостивить духов реки и погибших при работе, теплоход почти терпит крушение в бурных потоках воды, как и предприятие Фицкарральдо. Но главный протагонист находит в себе силы превратить поражение в победу, привезя гастролирующий оркестр, и торжественно проплыть с ним под звуки оперы мимо города.

    Херцог создавал фильм в условиях войны индейских племен и государства Перу на арене битвы за власть и землю, полную нефти и полезных ископаемых — в этой вечной человеческой комедии. И лишь убедив индейцев, что он со съемочной группой не собирается оставаться здесь навсегда, они разрешают ему проводить съемку, и даже соглашаются помочь. Что особенно помогло, когда пришлось вживую перетаскивать корабль. Не избежав нападений негативно настроенных аборигенов, он находит речной портовый город Икитос — некогда рожденный каучуковой лихорадкой на севере Перу, куда и когда переносит место действия фильма, где одержимый музыкой ирландец хочет построить оперный театр.

    Центральная метафора фильма — перевоз корабля по горному склону — стала ключевым изображением в творчестве немецкого режиссера Вернера Херцога, выведшего своим кораблем язык синематографа на новый уровень. Многие режиссеры черпали и черпают вдохновение в его удивительных странствиях и феериях маленьких, одержимых и непобедимых людей.

    А если допустить, что время есть бытие вечности, то можно угадать, для кого все же предназначено то красное кресло.

    17 октября 2012 | 15:23

    Выдающийся западногерманский режиссёр Вернер Херцог нередко подвергался нападкам за своё наплевательское отношение к опасности и творческую одержимость, заставляющую его то и дело рисковать жизнью и здоровьем съёмочной группы и себя самого. Вследствие этого оппоненты режиссёра и даже отдельные его поклонники считают Херцога фанатиком готовым идти к своей цели буквально по трупам, как это делал Лопе де Агирре — герой его раннего шедевра «Агирре, гнев божий». В ленте «Фицкарральдо» одержимость Херцога достигла апогея, а количество травматических ситуаций по сей день остаётся рекордным в его долгой и плодотворной карьере.

    Ирландский меломан Брайан Суинни Фицджеральд, или как его называют индейцы Фицкарральдо, побывав в театре «Амазонас» на оперном представлении с участием Энрико Карузо, решается на грандиозный и беспрецедентный поступок — строительство в родном Икитосе, расположенном в сердце перуанской сельвы, самого настоящего оперного театра. Для претворения этого сумасшедшего замысла в жизнь нужны немалые деньги, а посему Фицджеральд решает разбогатеть посредством добычи каучука. Для этого он арендует земельный участок на берегу реки Укаяли. Однако попасть туда весьма непросто, ведь для этого следует преодолеть очень опасные пороги. Тогда Фицкарральдо решается на совсем уж отчаянный поступок — пройти опасный участок по другой реке, а затем перетянуть многотонный корабль через узкий перешеек суши из одной реки в другую.

    Все, кто знаком с творческим методом Херцога, едва ли были сильно удивлены тому, что режиссёр решил в точности воссоздать подвиг Фицкарральдо, однако, даже они наверняка покрутили пальцем у виска, осознавая опасность затеи. Но здесь, всё же, стоит отметить, что Херцог чуть ли не единственный раз в карьере пошёл на творческий компромисс и несколько упростил задачу, а именно — при помощи индейцев срыл вручную холм, изменив тем самым градус наклона с 60 до 40. Но это отнюдь не превратило испытание в лёгкую прогулку.

    «Фицкарральдо» стал настоящим вызовом даже для такого отчаянного смельчака, как Вернер Херцог. По сути, фильм стал квинтэссенцией творческих исканий и самых смелых мечтаний режиссёра, а главный герой — его альтер-эго. Подобно тому, как Фицкарральдо шёл на самые настоящие безумства в своих попытках во что бы то ни стало построить в джунглях оперный театр, Херцог, не жалея ни себя, ни съёмочную группу, пытался как можно более детально отобразить это в своём фильме. Потому неудивительно, что в период между уходом из проекта из-за болезни американского актёра Джейсона Робардса, первоначально игравшего Фицкарральдо, и спасительной заменой в лице Клауса Кински, Херцог размышлял над тем, чтобы самому исполнить роль протагониста, так как по ту сторону камеры он им, по сути, и был. В «Фицкарральдо» Херцог, и до того стремившийся к ницшеанскому самосовершенствованию, становится тем самым мостиком между человеком и сверхчеловеком.

    Картина, давшаяся режиссёру столь дорогой ценой, производство которой заняло не один год и которая не обошлась без травм и даже человеческих жертв, стала, тем не менее, самой жизнеутверждающей работой Херцога. Да и Клаус Кински исполнил тут свою самую положительную роль, чуть ли не впервые продемонстрировав на экране светлую сторону естества. Именно роль Фицкарральдо можно считать, пожалуй, главным свидетельством настоящего драматического таланта известного актёра, ведь другие образы, воплощённые им в фильмах Херцога, можно трактовать как умелое использование режиссёром безумного нрава Кински и умение этот нрав укрощать и направлять в нужное русло. В «Фицкарральдо» же Кински предстаёт перед зрителем настоящим альтруистом (не забываем, однако, что благими намерениями выложена дорога в ад), несущим, подобно Прометею, в родной Икитос огонь искусства, попутно освещая им джунгли. Голубые глаза и светлые волосы вкупе с белым костюмом и столь же белоснежной улыбкой работают здесь на усиление солнечного образа Фицкарральдо (если вспомнить «Агирре, гнев божий», то там внешность Кински тоже усиливала образ — нехарактерные для баскского конкистадора белые патлы, выбивающиеся из-под шлема можно трактовать как некий инородный элемент, или даже фетиш, вроде усиков Адольфа Гитлера).

    Грандиозный в своей эпичности и эпичный в своей грандиозности проект стал для Херцога настоящим художественным Эверестом — триумфом воли и победой ницшеанских амбиций над здравым смыслом. После этого его ждёт постепенное творческое угасание. В последнем условно художническом (да, именно это слово здесь необходимо!) игровом фильме постановщика «Кобра Верде» уже видна некоторая усталость и смирение с неизбежным старением. А финал альпинистской ленты «Крик камня» и вовсе выглядит режиссёрской самоиронией — добрым стёбом Херцога над былыми амбициями. И пускай он и по сей день продолжает снимать фильмы в весьма тяжёлых условиях, всё же появились в его манере осторожность и определённая зрелая рассудительность. Бурная молодость постепенно перешла хоть и не в тихую, но относительно размеренную старость. Грубо говоря, после «Фицкарральдо» Вернер Херцог постепенно трансформировался из неистового художника-экспериментатора в старательного и последовательного ремесленника. Да будет так.

    18 ноября 2014 | 14:45

    «Фицкарральдо» — восхитительная кинематографическая ода человеческому мужеству, целеустремлённости, вере в себя, настойчивости, находчивости, бесстрашию, преданности своей мечте. Это история о сыне ирландских эмигрантов Брайане Суини Фитцджеральде, который стал известен в Южной Америке как Фицкарральдо. Он был истинным романтиком, неутомимым мечтателем, человеком с открытым сердцем. И он обожал итальянскую оперу, в особенности — тенор Энрико Карузо. Фицкарральдо брался за самые немыслимые проекты, такие, как постройка железной дороги через Анды или заложение оперного театра среди тропических лесов на берегах Амазонки. Там, где рассудочные предприниматели отступали перед напором здравого смысла, за дело брался этот с виду наивный, но на деле упрямый человек. Он не довёл до конца ни одно из своих предприятий и он был совсем не богат, поэтому среди людей почтенных и «здравомыслящих» быстро приобрёл репутацию малахольного неудачника. Но была женщина, которая беззаветно любила его и поддерживала во всех начинаниях. Она одобряла все планы Фицкарральдо, ибо верила, что однажды её любимый мужчина добьётся грандиозного успеха и утрёт нос всем своим недоброжелателям.

    Картина Вернера Херцога живописует тот период из жизни Фицкарральдо, когда он, вместе со своей верной подругой посетив концерт Энрико Карузо в знаменитом театре «Амазонас», вознамерился возвести храм оперного искусства в самом центре перуанской сельвы и пригласить великого тенора на открытие. Для этого замысла Фицкарральдо отправляется на каучуковые плантации, ведь добыча каучука в то время была весьма доходным делом. На своём водном пути легендарному мечтателю предстоит справиться с природными препятствиями и менталитетом индейцев, живущих по обоим берегам реки Укаяли.

    Вернер Херцог отнёсся к своему произведению столь же ревностно и ответственно, как относился к своим предприятиям Фицкарральдо. Немецкий режиссёр требовал от своей команды абсолютной натуралистичности и правдивости при съёмках. Из-за своей требовательности Херцог постоянно ссорился на съёмочной площадке с Клаусом Кински, исполнителем роли Фицкарральдо. Но оно того стоило. Благодаря перфекционизму Херцога, зритель видит воодушевляющую и трогательную картину, в которой подробно описаны быт южноамериканских народов начала ХХ века. Особняком стоит сцена, в которой Фицкарральдо и индейцы вынуждены перетаскивать корабль весом 328 тонн через горный кряж высотой с километр, дабы оказаться в соседней реке и миновать опасные пороги. Этот эпизод есть цельное торжество человеческого ума, физики и вдохновения над природными препятствиями.

    Фильм Вернера Херцога стоит смотреть не только ради того, чтобы узнать, осуществил ли Фицкарральдо свой грандиозный замысел, и восхититься блистательной игрой Клауса Кински (в роли Фицкарральдо) и Клаудии Кардинале (в роли Молли, музы Фицкарральдо). Лента позволяет погрузиться в реалии столетней давности, осознать глубину и разнообразие человеческой души, поверить в волшебную объединяющую силу искусства и с гордостью почувствовать себя человеком.

    10 из 10

    14 августа 2012 | 23:49

    Фитцкарральдо — эксцентричный ирландец, который осмеливается воплощать в жизнь свои мечтания. Начало прошлого века, было время, когда люди зарабатывали огромные состояния в различных частях мира. Для Брайана Фицджералда это Перу, земля, где он живет. Очевидно, что люди из старого континента пробивают дорогу к успеху своими проектами. Фицджеральд один из них. Он производит лед, придумывает новые схемы, один из которых, план строительства железной дороги через весь континент. Теперь он в всерьез намерен построить здание оперы в джунглях Амазонки и привести туда Энрико Карузо. Не имеющий достаточно денег для осуществить своей мечты, Фитцкарральдо идет в каучуковый бизнес. Глядя на карту, он становится одержимым с тем, что неподалеку речная система обеспечивающий доступ к огромной площади природного каучука Единственная проблема в том, что он полностью недоступен из-за порогов. Ну, не полностью для него, так как у него есть безумный план, перетащить пароход за небольшую гору (подвиг, который был, достигнут кинематографистами без помощи специальных эффектов).

    Никто, кроме Клауса Кински, не смог бы сыграть Фитцкарральдо. Его замечательную способность к общению, проявления эмоции и чувства, через выражение лица и движения тела, что приводит на мысль — это лучшая роль в кино.

    Многие рассматривают Fitzcarraldo, как самый незабываемый фильм Вернера Херцога. Как трудно он работал над этим фильмом (много сказано о создании этого фильма). Фитцкарральдо это удивительная история — мастерски описанная с демонстрациями удивительных мест и захватывающим сюжетом, который остается со зрителями еще долго после просмотра.

    18 октября 2011 | 12:57

    Одна из самых безумных и масштабных картин замечательного немецкого режиссера и сценариста Вернера Херцога, где он уже в который раз вырывается за пределы обычного для большинства мира, направляя свой взор на человеческое безумие на фоне потаенных уголков дикой природы. На этот раз главные героем стал Брайан Фицджеральд, которого индейцы называли Фицкарральдо. Фанат оперы, он, ради постройки собственного театра, отправляется в малоизведанные джунгли для поиска каучуковой плантации.

    Не случайно «Фицкарральдо» считается тематическим продолжением еще одной ленты Херцога «Агирре, гнев Божий», в схожей манере раскрывающей проблему человеческого безумия среди живого мира. Неизведанные, потаенные уголки души и такие же малоизученные места девственной природы. Через своих героев Херцог заглядывает в самую глубь человеческого сознания, с каждым новым поворотом реки проникая все дальше и дальше, стирая при этом все обычные рамки подобного познания.

    Но данная картина и весьма существенно отличается от «Агирре, гнев Божий». Если в первой ленте показана словно отрицательная сторона человеческого безумия, когда главный герой ради мифических богатств прямо движется к смерти, то в «Фицкарральдо» Херцог рисует уже обратную сторону — то самое безумие рождает искусство, потрясающее и величественное, способное заставить целое племя работать в совершенно диких условиях без какой-либо видимой выгоды для них, заставить человека на немыслимые и казалось бы сразу обреченные на провал поступки.

    Эта тяга к подобного рода поступках для Херцога жива еще только в безумцах вроде Агирре или Фицкарральдо и нетронутых цивилизацией племенах. Остальной же мир давно умер для Херцога, лишь еще еле держась на ногах после смертельного ранения, как выразилась жена главного героя об одном из плантаторов. Там победила рациональность, когда практически все фильмы Херцога о победе иррационального. Поэтому и никто не может понять Фицкарральдо, мотивы его поступков. Он, как и многие другие герои картин Херцога, последний романтик эпохи, безжалостной по отношению к нему.

    21 января 2012 | 02:06

    «Фицкарральдо» — снятый через 10 лет вольный римейк замечательного фильма того же режиссера «Агирре, гнев Божий». Общая тема одержимого в сельве, преодоления трудностей, Клауса Кински на фоне американского ландшафта джунглей. При этом более поздний фильм является идейно и художественно более слабым, растянутым. сюжетно неинтересным и «водянистым». Работа Клауса Кински может быть охарактеризована ка ровная, без изысков. Клаудия Кардинале в расцвете своей красоты. Наличествуют прекрасные натурные съемки природы и итальянская опера.

    Подобно тому как власть — наркотик куда как более сильный нежели итальянская опера, также и «Агирре» ну уж очень превосходит своего последователя по всем статьям.

    Нет смысла оспаривать большое техническое постановочное мастерство Херцога (затянутая сцена переноски теплохода), его умение снимать фильм в сложных походных условиях — но кроме этого фильм ничем не впечатляет. Премию в Каннах за режиссуру дали именно из стремления отдать должное за каторжный труд несколько сальеристского толка.

    Если уж говорить о постановочном переосмыслении «Агирре», нельзя не упомянуть про снятый к 1979 г. масштабный фильм Копполы, в котором на материале Камбоджи вновь был показан безумец в джунглях и потерянность от столкновения с иной цивилизацией. «Апокаллипсис» и был ответом «Агирре». А «Фицкарральдо» — излет авторской манеры, эмоционально пустой фильм, милый катарсис в конце которого чувства восторга не порождает.

    6 из 10

    21 июня 2012 | 10:56

    «Cayahuari Yacu — так дети леса называют эту страну, создание которой Бог завершил слишком рано. И когда все люди исчезнут с лица Земли, Бог вернется дабы закончить начатую работу.»

    С этих загадочных и пророческих слов, под аккомпанемент внеземной масштабной музыки, на фоне диких и необузданных амазонских пейзажей, плохо прячущихся за густым туманом… начинается грандиозная и пьянящая одиссея простого смертного, готового бросить вызов всем природным порядкам и законам этой земли и, возможно, навлечь на себя гнев самого Всевышнего.

    Он — Дон Кихот своего времени, неисправимый мечтатель, одержимый фанатик, уставший от скуки и бренности того материального мира, в котором жил. Его ярко-голубые нервные глаза, вечно взъерошенные русые волосы, эксцентричное поведение, и великая Любовь, которая живет в его сердце и позволит ему совершить нечто безумное, невозможное, выходящее за рамки обыденности, и, надо сказать, не так-то уж и важно, какими будут последствия. Над ним будут смеяться, указывая пальцем, но в Амазонку он войдет в обличье Белого Бога, и даже гордые дети леса будут готовы пойти за ним.

    Это кино — настоящая ода безграничной силе искусства, которая не только движет главным героем, но и в корне меняет облик этой странной незаселенной цивилизованным человеком страны. Скажем, про Моцарта недаром говорили, что он являлся посланником Создателя, и именно через него Бог исполнял столь чудесную и возвышенную музыку. А тут… сквозь дикие и густые джунгли пробивается бархатный и высокий голос Энрико Карузо, масштабные оперы Джузеппе Верди, Виниченцо Беллини, Рихарда Штрауса и других. Словно вопреки всем законам физики и механики, 328-тонный корабль начинает подниматься вверх по наклонной, и под сопровождение итальянской оперы в амазонских джунглях «бремя мечты» обретает удивительную легкость.

    На краткий, но незабываемый миг искусство освободило Фицкарральдо от оков бренного тела, он возвысился над собой и бесконечными джунглями, он познал мир под совершенно иным углом. Что бы добиться такого эффекта, съёмочная группа прошла не менее опасный путь, чем сам главный герой. Для немецкого режиссера Вернера Херцога это лично выстраданная работа, за которую он заплатил потом и кровью… но именно это позволило ему внести в фильм очень мощную внутреннюю энергетику, сделать его источником неисчерпаемой жизненной силы, из-за чего возникло ощущение, что сам Господь спустился раньше времени на Землю, дабы отточить свое незаконченное творение до совершенства.

    5 апреля 2013 | 20:14

    После двух подряд путешествий в историческое прошлое, Херцог совершает новое паломничество в Южную Америку, и вновь в амазонские джунгли. Почти трёхгодичная (с перерывами) съёмочная экспедиция фильма «Фицкарральдо» обрела славу одной из самых тяжелейших и трагичных в истории кино. Несколько смертельных исходов, масса травм и ранений во время съёмок, которые неоднократно прерывались из-за непогоды и аварий, дисбалансировали группу.

    Первым не выдержал такого жесточайшего режима известный рок-исполнитель Мик Джаггер, начавший было сниматься в картине, но потом расторгнувший контракт и покинувший группу. Съёмки в картине приравнялись к подвигу, совершить который было по силам далеко не всем. Об этом наилучшим образом свидетельствует документальный фильм Ле Брана «Бремя снов», как раз и рассказывающий, в каких тяжелейших условиях проходила работа над фильмом.

    Как и в «Агирре» Херцог остался верен себе, многократно превзойдя достижение ирландца Брайана Суини Фицджеральда, прозванного местными жителями Фицкарральдо. Сто лет назад тот смог уговорить индейцев перетащить через горный перевал огромную лодку весом в 28 тонн. Херцог, будучи таким же фанатиком идеи, смог проделать то же самое с кораблем весов в 340 (!) тонн, то есть в 12 раз больше.

    Гигантское судно, возвышающееся на горной круче, — вряд ли какой другой величественный образ способен будет столь же адекватно выразить масштабы устремлений «Колумба кинематографа». Всё это стало возможным благодаря не только честолюбивым режиссёрским замыслам, но и стремлению рассказать историю о человеке, безумно влюбленном в оперу и в голос великого Карузо.

    Одержимый идеей осуществить оперную постановку в девственном лесу, Фицкарральдо отправляется в непроходимые джунгли, где есть богатейшие каучуковые плантации. На их разработке он планирует заработать себе средства для постройки оперного театра и пригласить выступить в нём европейских звёзд. В который уже раз, исследуя конфликт между миром и личностью, стремящейся к абсолюту, Херцог обращается к герою, который хоть и терпит здесь формальное поражение, но духовно всё-таки остаётся победителем…

    24 декабря 2013 | 13:15

    Для меня смотреть старое трехчасовое кино, которое считается уже классикой жанра, — это уже серьезный квест на выдержку. Но всё же ради собственного окультуривания, так сказать, его стоило пройти и сформировать своё личное отношение к такому эпичному проекту безумного режиссера Вернера Херцога. Сюжет фильма я вообще могу пересказать всего в двух словах — корабль плыл! Вот вам и вся история, которая лежит на поверхности. Но постараюсь непредвзято посмотреть на подводные камни, которые можно при желании тут отыскать.

    Во-первых, стоит обратить внимание на безумство главного героя Брайана Фицджеральда, которого перуанцы окрестили Фицкарральдо. Его одержимость заметна сразу. Ну, разве нормальный человек станет проделывать огромнейший путь в 2000 миль на лодке, чтоб послушать оперу? Но Фицкарральдо этого недостаточно, он планирует открыть свой оперный театр прям в этих живописных девственных местах, чтобы славить там имя легендарного Карузо. Упорству главного героя можно даже позавидовать в какой-то степени. Он выходит за рамки того, что человеческий разум считает безумием, и продолжает двигаться вперед. Но сам герой мне неприятен. Жуткий эгоист, который из-за своего бзика в голове, создает энергетическую воронку, куда засасывает всех в округе. На самом деле своими руками он же ничего толком не сделал к достижению своей мечты, зато все вокруг жужжали, как пчелки. Ну, и чисто внешне Кински с безумным взглядом и жутким пергидролевым блондом далек от моего эталона мужской привлекательности.

    Во-вторых, стоит отметить отношение режиссера к герою. Тут только ленивый не заметит, что Вернер Херцог наделяет персонажа своими личностными качествами. Он такой же безумец, который прет напролом к своей цели. То есть его мало заботит, что кому-то на съемочной площадке действительно приходится тащить огромнейший корабль на своих плечах. А ведь без жертв не обходилось! Мне, например, его восприятие мира неприятно. В-третьих, режиссер так увлекся самолюбованием, что совершенно забил на реального прототипа «каучукового барона». Мне кажется, если берешь из жизни другого человека какой-либо интересный факт, то стоит рассказать людям его историю. Но жажда наживы не так уж романтично выглядит, как эфемерная мечта об опере в перуанских сельвах. Короче говоря, совершенно не мой фильм. Противный главный герой и режиссер, который относится к своей команде, как к расходному материалу. Остался неприятный осадок от этой истории.

    PS: А вот на тему мечты из олдскульного кинематографа я бы посоветовал более душевную драму шведского режиссера Яна Труэля «Эмигранты». Вот там больше цепляет не одержимость мечтой, а надежда людей на светлое будущее и вера в свои силы. Это как-то более мотивирует, чем история Фицкарральдо, на мой взгляд.

    2 из 10

    23 сентября 2015 | 09:37

    Миром правят мечты. Вы скажете, что так бывает только в кино. Но не стоит забывать, что съёмки фильмов — это не только колоссальный труд, но и тоже чья-то мечта.

    Особенно показательным является история создания фильма «Фицкарральдо» немецкого режиссёра Вернера Херцога.

    Лента повествует о фанатично влюблённом в музыку и голос великого тенора Энрико Карузо этническом ирландце, обанкротившемся магнате Брайане Фицджеральде, живущем в Латинской Америке. Ради того, чтобы вживую услышать голос кумира, он проделывает путешествие в 2000 миль по Амазонке. После встречи с прекрасным он решает построить оперный театр в деревушке Икитос — самом сердце непроходимой перуанской сельвы. Но, как это зачастую и бывает, осуществлению мечты мешает финансовый вопрос. Фицкарральдо, как называют Фицджеаральда в Америке, решает снарядить экспедицию ради разработки каучуковых плантаций, никем доселе нетронутых ввиду их недоступности. Но дорога к богатству лежит через преодоление крайне опасных порогов рек и встречу с враждебно настроенными индейскими племенами.

    Звучит невероятно, правда? Однако главный герой фильма имел реальный прототип — «каучукового барона» Карлоса Фермина Фицкарральдо, на самом деле осуществившим сложнейший переход через смертельно опасный порог на корабле массой 28 тонн, уговорив помочь в этом индейцев.

    Согласитесь, впечатляет. Но и это далеко не всё. Дело в том, что преданный искусству не менее фанатично, чем его герой, режиссёр Вернер Херцог на протяжении четырёх лет создавал картину о том, на что способен человек, ведомый одной лишь мечтой. Он повторил невероятную экспедицию, собрав корабль массой 328 (!) тонн и заручившись поддержкой и согласием на съёмки вождя настоящего индейского племени. Все сцены фильма выполнялись без использования спецэффектов: режиссёр с маниакальной страстью старался убедить зрителя в реальности происходящего. Съёмки происходили в тяжелейших условиях непроходимых перуанских лесов, нетронутых цивилизацией и девственно чистых.

    Вот так, рассказывая о воплощении безумной мечты, совершенно невозможной и немыслимой, Херцог воплотил в жизнь свою. Он подарил нам эпических размахов воодушевляющую историю. За проведённую титаническую работу Вернер Херцог был удостоен пальмовой ветви лучшему режиссёру на престижнейшем кинофестивале в Канне в 1982 году.

    8 из 10

    24 февраля 2016 | 23:53

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>