всё о любом фильме:

Фицкарральдо

Fitzcarraldo
год
страна
слоган-
режиссерВернер Херцог
сценарийВернер Херцог
продюсерВернер Херцог, Вилли Зеглер, Луки Стипетич, ...
операторТомас Маух
композиторPopol Vuh
художникУльрих Бергфельдер, Хеннинг фон Гирке, Гизела Сторч
монтажБеате Майнка-Йеллингхауз
жанр драма, приключения, биография, ... слова
премьера (мир)
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время157 мин. / 02:37
Номинации (1):
Меломан Брайан Фицджеральд, которого индейцы называют Фиццкарральдо, одержим идеей построить в родном городке Икитосе настоящий оперный театр. Для этого он затевает безумную авантюру, причем на последние деньги, — отправляется на поиски каучуковой плантации в джунглях Амазонки.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
83%
19 + 4 = 23
7.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Главный герой имел исторического прототипа — Карлоса Фермина Фицкарральдо.
    • Создание фильма заняло 4-е года.
    • В 1981 году Херцог приступил к съемкам ленты «Фицкарральдо», после 2-х лет подготовительных работ. Предполагалось, что главную роль исполнит американец Джейсон Робардс. Однако во время съемок он тяжело заболел. Херцог обратился к Марио Адорфу, но тот отклонил предложение, потому что «испугался херцоговской одержимости». В разгар работы над фильмом Херцог остался без актера. Неожиданно ему принесли телеграмму: «Если хочешь, можешь ангажировать меня. Клаус Кински». В итоге роль Фицкарральдо досталась любимому актёру Херцога Клаусу Кински, однако его капризное поведение довело до белого каления не только режиссёра, но и вождя индейцев, который предложил Херцогу убить Кински.
    • Фильм давался его создателям тяжело — несколько насыщенных дней сменялись полной остановкой всего процесса. После многочисленных простоев, постоянной пересъемки материала, американские продюсеры (Джейсон Робардс и Мик Джаггер) отказали Херцогу в продлении контракта, т. к. деньги были истрачены и счета в банке заморожены.
    • Настоящий корабль реального существовавшего ирландца Брайана Суини Фитцджеральда весил 28 тонн. Корабль Херцога — 328, причём в съёмках принимали участия 2-а абсолютно одинаковых судна.
    • Фильм Вернера Херцога был удостоен Каннской пальмовой ветви за режиссуру, а в 1982 году вышла документалка «Бремя мечты» о съёмках «Фицкарральдо».
    • Вождь индейцев, занятых в фильме в качестве статистов, на полном серьёзе предлагал Херцогу свою помощь в убийстве Кински, если он так захочет. Режиссёр, разумеется, отказался. Впоследствии, Херцог в шутку сказал, что пожалел об отказе.
    • По словам Херцога, если бы не своевременное появление Кински в качестве актёра, ему пришлось бы самому исполнить роль Фицкарральдо.
    • Потрясающая сцена медленного переваливания корабля через разделяющий реки холм снята без каких-либо спецэффектов, с применением хитроумных инжерных приспособлений. Вернер Херцог стремился к тому, чтобы зритель физически ощутил масштаб происходящего, и это ему полностью удалось. Более того: эпизод с порвавшимся канатом, когда уже преодолевшее часть пути судно вдруг начинает скользить обратно, вниз, отражает собой реально возникшую во время съёмок ситуацию.
    • Первоначально планировалась, что роль помощника Фицкарральдо сыграет Мик Джаггер. Однако мировое турне помешало ему сниматься, и тогда Вернер Херцог выбросил эту роль из сценария.
    • еще 7 фактов
    Трейлер 03:08

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Это один из самых безумных проектов Вернера Херцога, считавшегося и прежде как бы одержимым фанатиком, который часто снимает там, куда редко ступала нога цивилизованного человека, и способен преодолеть неимоверные трудности и лишения ради потрясающих воображение кадров девственной, не тронутой никем природы. Но постановка «Фицкарральдо» была просто личным подвигом немецкого режиссёра, триумфом его воли и страсти. Херцог начал съёмки картины ещё в 1979 году и несколько раз их останавливал (в том числе — по причине отказа от ролей первых исполнителей: британского рок-певца Мика Джаггера и американского актёра Джейсона Робардса, которые не выдержали невыносимых испытаний) — всё это отражено в документальной ленте с изумительно точным названием «Бремя грёз». Наконец, «неистовый баварец» призвал на помощь, уже в четвёртый раз в своей кинобиографии, немца Клауса Кински, по сути, им же открытого для мирового кино десятилетием ранее в фильме «Агирре, гнев Божий». Актёр сумасшедшего темперамента, самоотверженный в работе, кажется, до беспредельности, он с непокорностью зверя всё-таки подчинялся диктату постановщика («Херцог — дерьмо, но другие намного хуже», по парадоксальному высказыванию самого Кински). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 7 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Брайан Фицджеральд, которого называют Фицкарральдо, просто фонтанирует идеями, которые окружающие воспринимают как безумие. Сначала он хочет проложить железную дорогу через Анды, потом построить оперный театр в джунглях. Но для того что бы осуществить мечту об опере в джунглях Фицкарральдо должен найти денег. В итоге он решает заняться добычей каучука, для чего совершит рискованное и авантюрное путешествие по Амазонке.

    Этот фильм, за который Вернер Херцог был удостоен награды за режиссуру на Канском кинофестивале, поистине наглядный пример насколько автор может быть одержим своим произведением и на что он может пойти ради него. Многострадальный фильм снимался четыре года, продюсеры прекратили финансирование, актер на главную роль нашелся не сразу, а съемки были выматывающими.

    Честно говоря, придираться к чему-то в этом фильме не имеет смысла, Херцог настолько маниакально детализировал все происходящее. К тому же все «тяжелые» сцены сняты на натуре и без применения спецэффектов, это касается, в том числе сцен с перетаскиванием корабля. Херцогу за такое маниакальное стремление к реалистичности поклон и уважение однозначно. Но все же, для меня не хватило чего-то в этом фильме, его конечно было интересно смотреть, но к экрану меня он не приковал и не заставил сидеть с «открытым ртом». Ну и визуально герой сыгранный Клаусом Кински не импонировал и откровенно раздражал своим внешним видом, который словно у пациента психиатрической больницы. Я конечно понимаю, что это субъективный аргумент по отношению к художественному произведению, но все же так вышло.

    23 сентября 2010 | 01:30

    «- Что вы собираетесь делать после того, как закончите съемки этого фильма? Какие у вас планы?
    - Я не собираюсь больше снимать фильмы. Мне надо сразу же идти сдаваться в сумасшедший дом» (из интервью Вернера Херцога на съемках «Фицкарральдо»).


    Он опоздал родиться. Задыхаясь в среднестатистически-отцифрованной ячейке нашего времени, немецкий режиссер Вернер Херцог смог вырваться из нее, лишь выведя неповторимую стратегию собственной жизни. Разбить рамки реализма, дать простор мистически-запредельным стремлениям души, тяготению ее к интуитивно-иррациональному творческому началу, позволить вырваться наружу тайным силам, ее взрывающим, и тяга к безграничному индивидуализму… Пожалуй, лишь эпохи Великих географических открытий и Возрождения могли бы впитать в себя всю одержимость его проектов, разделить с ним его стремление раздвинуть границы привычных возможностей, понять его бунт против всего, что носит на себе оскорбительно-ущербное клеймо нормы.

    Вернер Херцог — один из последних представителей неоромантизма, в отличие от Ницше и Шопенгауера не просто декларирующий свои убеждения, а шаг за шагом неуклонно воплощающий их в жизнь. Его фильмы — это высокохудожественная документалистика, без столь модной ныне приставки «псевдо-». Подобно древним суфиям, он мог бы сказать о себе: «Я много раз слышал и не раз видел как огонь жжет и яд отравляет. Я сам был обожжен огнем и отравлен ядом». В 1982 году Вернер Херцог снял свой самый амбициозный проект «Фицкарральдо» — фильм, вобравший в себя всю неординарность его натуры.

    «Фицкарральдо» основан на реальной истории каучукового барона, жившего в сельве Амазонки в начале прошлого века. История этого барона не очень интересовала режиссера, куда больше его воображение было захвачено одной деталью биографии этого человека — однажды он пересек перешеек реки на пароходе, предварительно демонтировав и собрав его заново на другом берегу реки. Херцог поступил по своему обыкновению — архивную документальность событий он преобразил в притчу о вызове невозможному.

    Он снял историю о человеке, одержимым мечтой — построить в джунглях собственный оперный театр и пригласить петь в нем Карузо. Заработать денег на свой проект герой фильма решает эксплуатацией каучуковой плантации, труднодоступной из-за стремнин в пойме реки Амазонки. Заядлый меломан и начинающий капиталист, сумевший привлечь на свою сторону тысячу местных индейцев, воплощает в жизнь один из этапов своего невозможно-дерзкого плана по-аргонавтски. В географической точке соединения двух речных систем, применяя лишь силу человеческих рук, а также систему рычагов и лебедок, участники его безумного проекта перетаскивают по суше через крутой склон горы на противоположный речной берег огромный пароход. Последующий радикальный поворот событий и красивейший (несмотря на свою непредсказуемость) финальный аккорд картины можно сравнить лишь с физически осязаемым прикосновением к вечно ускользающей линии горизонта.

    Но Вернер Херцог не был бы Вернером Херцогом если бы не снял всю эту невероятную историю вживую. Режиссер не изменил своему кредо: максимальная аутентичность и неограниченная свобода самовыражения. Никаких фальш-декораций, картонной иллюзорности павильонных съемок или спецэффектов-обманок. Восстановленный из металлолома пароход начала прошлого века, амазонская сельва, далекие от западной цивилизации индейцы, крутой горный кряж протяженностью почти в милю, неукротимый темперамент актера Клауса Кински и одержимая воплощением на кинопленку собственной мечты режиссура Вернера Херцога.

    «Когда я возвратился в Германию, то пробовал собрать всех инвесторов. Они спросили меня: «Как ты будешь продолжать? У тебя есть силы, желание, энтузиазм и все такое?» И я ответил: «Как вы можете задавать этот вопрос? Если я оставлю этот проект, то я стану человеком без мечты, а я не хочу жить таким. Или я проживу свою жизнь на этом проекте или закончу ее на этом проекте»(с)

    Фильм снимался в неподдельно экстремальных условиях: в эпицентре войны между Перу и Эквадором, в пограничной точке конфликта между враждебными индейскими племенами, посреди непролазной малярийной грязи местных болот, под обстрелом индейских стрел и укусов ядовитых змей, угрожающе опасных провокаций местной прессы, регулярной остановки съемок из-за нехватки денежных средств, периодического бойкота измотанной до предела съемочной группы и психопатически взрывного эгоцентризма Кински, сыгравшего Фицкарральдо.

    В своем более позднем фильме «Мой любимый враг Клаус Кински» режиссер приоткрыл завесу их непростых отношений, особенно ярко проявившихся на съемках «Фицкарральдо». Внешне спокойный, но маниакально одержимый собственными проектами Херцог и неуправляемый скандалист Кински — они представляли собой взрывоопасное сочетание. Но в тоже время только эти двое могли с полуслова понять друг друга. Только флегматичный упрямец Херцог мог так точно направлять в нужное русло бешеную энергию истероидного холерика Кински. И только Кински смог привнести в фильмы немецкого режиссера тот уникальный оттенок воистину дьявольского магнетизма, отличающего их совместные проекты.

    Великолепный творческий тандем двух втайне восхищавшихся друг другом гениальных людей, создавших свои лучшие работы в теснейшей партнерской связке, перманентно перетекал в профессиональные ссоры, скандалы, личные оскорбления и угрозы. Во время съемок «Фицкарральдо» у режиссера дважды возникало острейшее желание убить актера. Первый раз — когда Кински демонстративно собрал свои вещи и собрался все бросить и уехать посередине съемочного процесса — режиссер смог остановить актера, лишь наставив на него прицел заряженного ружья. И второй раз, когда выведенные из себя бесконечными выходками Кински индейцы предложили режиссеру самим убить актера. Херцог отказался от предложения вождя племени, но впоследствии шутил, что не раз жалел об этом.

    Четыре мучительно-долгих года человек по имени Вернер Херцог снимал фильм об одержимом мечтателе Фицкарральдо, интуитивно осознавая, что снимает картину о самом себе. Один из эпизодов фильма — белоснежный пароход, под симфоническую музыку рвущийся из липкой грязи амазонских джунглей к небу — символ непокорной души режиссера, сумевшего расправленными крыльями мечты разорвать тесный кокон материи нашего мира.

    «Это не только мои мечты. Я верю, что эти мечты также и ваши. И единственное различие между вами и мной — то, что я могу ясно выразить их» (Вернер Херцог).

    Если вы хотите ощутить вкус уникальной режиссуры Вернера Херцога — посмотрите «Агирре — гнев божий». Но если вы хотите раз и навсегда влюбиться в упоительное безумие его души — откройте свое сердце для незабываемо прекрасного «Фицкарральдо».

    26 января 2011 | 07:55

    Фитцкарральдо — эксцентричный ирландец, который осмеливается воплощать в жизнь свои мечтания. Начало прошлого века, было время, когда люди зарабатывали огромные состояния в различных частях мира. Для Брайана Фицджералда это Перу, земля, где он живет. Очевидно, что люди из старого континента пробивают дорогу к успеху своими проектами. Фицджеральд один из них. Он производит лед, придумывает новые схемы, один из которых, план строительства железной дороги через весь континент. Теперь он в всерьез намерен построить здание оперы в джунглях Амазонки и привести туда Энрико Карузо. Не имеющий достаточно денег для осуществить своей мечты, Фитцкарральдо идет в каучуковый бизнес. Глядя на карту, он становится одержимым с тем, что неподалеку речная система обеспечивающий доступ к огромной площади природного каучука Единственная проблема в том, что он полностью недоступен из-за порогов. Ну, не полностью для него, так как у него есть безумный план, перетащить пароход за небольшую гору (подвиг, который был, достигнут кинематографистами без помощи специальных эффектов).

    Никто, кроме Клауса Кински, не смог бы сыграть Фитцкарральдо. Его замечательную способность к общению, проявления эмоции и чувства, через выражение лица и движения тела, что приводит на мысль — это лучшая роль в кино.

    Многие рассматривают Fitzcarraldo, как самый незабываемый фильм Вернера Херцога. Как трудно он работал над этим фильмом (много сказано о создании этого фильма). Фитцкарральдо это удивительная история — мастерски описанная с демонстрациями удивительных мест и захватывающим сюжетом, который остается со зрителями еще долго после просмотра.

    18 октября 2011 | 12:57

    У кинематографа Германии- было два этапных периода развития, два исторических пика: это экспрессионизм конца 10-х- начала 20-х годов прошлого столетия(Вине, Мурнау, Ланг, Фейдт) и «новое немецкое кино», возникшее в 60-е и достигшее расцвета в 70-е годы ушедшего века. И если режиссёры первого поколения, так или иначе были схожи в своих мистическо-фантастических немых экзерсисах, то «шестидесятники» отличались друг от друга разительно. Например театральная линеарность Фасбиндера, была абсолютно непохожа на отстранённые чёрно-белые роуд-муви Вендерса, также как феминистская контестация лент Фон Тротты, значительно разнилась от работ её собственного мужа Шлёндорфа, с его несколько литературно-историческим стилем. Единственное всё же, что их всех объединяло, так это солидарность в денацификации своего недавнего «коричневого» прошлого…

    Не затерялся в их ряду и такой «самостийный» автор, как Вернер Херцог, имевший свою собственную, документально-натуралистичную манеру виденья сквозь киноглаз камеры. Этнический югослав, он и в своих работах демонстрировал восточноевропейский темперамент, делавший его картины природно дикими и по-балкански витальными.

    Когда же, на киноплощадке, он сходился со своим «главным актёром»(другом-врагом?) польским немцем Клаусом Кински(бывшим десантником вермахта), на съёмках становилось жарко, как в аду. И искры ненависти проскакивающие между волевым режиссёром и неврастеником артистом, летали по обе стороны кинообъектива, дав нам возможность лицезреть это колоссальное напряжение на экране.

    На какой фильм, по форме, более всего похож «Фицкарральдо», так это на «Апокалипсис сегодня» Копполы. Тот же сплав по реке в самое «сердце тьмы», с отсутствием возможности повернуть назад, та же команда чудаковатых «безумцев» способных идти до самого конца. Те же люди другой культуры(индейцы Амазонки), а можно сказать и цивилизации, в любой момент способные убить героев. Захватывающе и одновременно страшно, смотреть на то, что ждёт персонажей за каждым следующим «водоворотом»…

    Это кино- настоящий фильм-опера(недаром Херцог ставил их на театральной сцене) об одержимости подвигом и агонией идеализма. Эта работа режиссёра(как и многие его ленты)- история великого поражения, но тем не менее- это гимн во славу триумфа воли и духа. Герой Кински, словно Иисус на «Голгофу- перуанских Анд», несёт свой «крест»-пароход.

    Индейцы тут словно девственная природа способная погубить, но при этом всегда открытая к прекрасному, что есть в человеке. И готовая в нём признать своего хозяина и бога. Божественный тенор Карузо(с которым мне посчастливилось родиться в один день, ну конечно в разные годы), способен вызвать, более, состояние благоговения у дикаря, чем у «цивилизованного» толстосума. И как же прав герой- осекающий на полуслове ставящих(словно на тотализаторе) на его экспедицию деньги богатеев(говорящих, что мол это они настоящие игроки, рискующие своими кровными состояниями), заявляя им- «Единственный игрок здесь- я». Ведь нельзя проиграть или выиграть, не вставая с удобного кресла.

    А Херцог стал безоговорочным победителем(плюс конечно приз за режиссуру в Каннах)- подняв сию буксовавшую четыре года(именно столько длились съёмки) махину и «дотащив» её к нашим с вами глазам и сердцам!

    9 из 10

    1 марта 2011 | 15:20

    Мне кажется, нечасто бывает, чтобы сказание о каком-либо подвиге, героическом или волевом усилии, отдельной личности или группы людей, в конечном счете превосходила сам первоисточник, превратившись в настоящую битву, эпическое противостояние человека против природы, которое в конечном счете даже интереснее и крупномасштабнее нежели сюжет истории. В случае с Фицкаральдо именно это и произошло, и картина из художественного произведения переросла в почти документальное изображение невообразимо сложного, трудоемкого, мужественного и волевого усилия для «взятия высоты» Герцогом и его командой в самом сердце Африки.

    Название фильма по имени главного героя скорее говорит не о нем самом, т. к. это история в сущности не об отдельном человеке, а о некоем стремлении, усилии, упорстве, заложенных в человеческой душе. Вполне вероятно, что это своеобразный памятник Герцога (и Кински) собственным амбициям, переходящим все грани материального мира и его возможностей. Фицкаральдо — собирательный образ, некий получеловек-полубог (недочеловек для магнатов, сверхчеловек для индейцев), герой существующий одновременно в двух мирах и отчаянно желающий эти два мира соединить какими угодно способами (благодаря Кински можем увидеть великолепного персонажа «не от мира сего»). Один из них — мир капиталистов плантаторов, где мечты ограничиваются бесконечным увеличением прибыли, символически представлен в фильме правым ответвлением Амазонки. Другой — мир индейцев с широким набором культурных верований и устоявшихся традиций, где мечтают о счастье и избавлении от страданий расположен слева от джунглей. Фицкаральдо (как образ) — это попытка примирения двух столь различных миров… и попытка удавшаяся.

    Несмотря на это, главному герою все же не удалось полностью осуществить свою задумку — обогатиться и построить в сердце Африки оперный театр, способный лечить души. Но ведь если бы это и произошло, то он бы таким образом предал надлунный мир, полностью погрузившись в материальные заботы о бизнесе и процветании. А осуществление мечты всегда влечет за собой смерть идеалов ("Тем идеал священен и велик, что мы достичь его вершин не в силах»). Да, мир не сдвинулся с места, плантаторы не бросили свои деспотическую, беспощадную эксплуатацию туземцев, которым в свою очередь не удастся услышать в своих джунглях великого Карузо, избавляющего душу от страданий. НО. Факт, невидимый для остальных, все же имеет место быть, а заключается он ни в чем ином, как в торжестве и победе человеческого духа, свободы и индивидуальности над «природной необходимостью».

    Эта победа, как я указал в начале, даже ярче выражается не через сюжет и героев фильма, а через сам фильм и его сотворение. Ибо впервые я смотрел документальную ленту о съемках (Burden dreams) с не меньшим интересом, чем сам фильм. Отличие художественной реальности Герцога от документальной разительно. Очевидно, что немецкий режиссер не просто повторил подвиг Брайана Фитцджеральда, но и превзошел его. Корабль Герцога был в несколько раз больше и тяжелее, более того — он должен был руководить и следить за куда как большим количеством людей, в тоже время не забывая о том, что нужно снимать все на камеру, что влечет за собой дополнительные трудности (такие как освещение, звук и т. д.).

    Многие из нас в принципе склонны недооценивать трудоемкость и значимость самого процесса создания фильма — от поиска необходимых средств до окончательного монтажа, а ведь порой именно он и является самым настоящим подвигом. Все произведения высочайшего уровня рождаются только в муках (подобных мукам всех рожениц), и Фицкарральдо является тому лучшим доказательством.

    17 марта 2014 | 22:45

    Этот фильм стыдно и нелепо ругать. Но что я могу с собой поделать? Да, он имеет кучу неоспоримых достоинств. И даже не достоинства важны. Это кино само суть подвиг. Сложно вообще уложить в голове, как простой смертный может снять фильм по такому сценарию и в таких условиях, и всё без единого спецэффекта. Вернер Херцог смог. Человечище великого масштаба, что уж тут. Доказал, что равных ему нет.

    Но кино-то смотрит зритель! Херцог, увлечённый преодолением своих адских условий, совершенно не позаботился о рядовом, обыкновенном зрителе. Знаете, я всё понимаю. Или хотя бы что-то. Мне ужасно симпатичен главный герой, а игра Кински — просто наслаждение. Я признаю гениальность использования музыки Карузо. Кадры, в которых пароход медленно-медленно тащат по склону, или где он спускается со страшного речного порога, шедевральны.

    Фильм Херцога прекрасен и глубок. Это бесспорно. Но, кажется, он не создан для зрителя. Его очень тяжело смотреть. Он очень длинный. Очень монотонный. Очень прямолинейный. Ужасно скучный. По сути, это документальное кино. Не нужно смотреть все 2,5 часа, чтобы понять, о чём тут речь. Не все зрители Херцоги. Не всем нравится преодолевать тяжелейшие условия. Кому-то хочется просто отдохнуть и расслабиться.

    Я смотрел «Фитцкарральдо» в компании 10 человек. Это были люди разных возрастов и профессий. Все они сошлись во мнении, что фильм нуден и затянут. Один резюмировал своё отношение так: «если бы фильм шёл по телевизору — переключил бы через 15 минут».

    Утверждать, что «Фитцкарральдо» приключенческий фильм — наглое и бессовестное враньё. Да, это совершенно особенное, неповторимое и уникальное творение. Шедевр, нет слов. Но «приключенческий» для меня значит полный интриги, драйва и не дающий заскучать ни на секунду. И пусть там будут спецэффекты, что в них плохого? Великий Херцог обманул, смешал понятия «документальное» и «игровое кино». И в итоге получил то, что автор этих строк зевал каждые две минуты его фильма.

    3 марта 2014 | 18:38

    После двух подряд путешествий в историческое прошлое, Херцог совершает новое паломничество в Южную Америку, и вновь в амазонские джунгли. Почти трёхгодичная (с перерывами) съёмочная экспедиция фильма «Фицкарральдо» обрела славу одной из самых тяжелейших и трагичных в истории кино. Несколько смертельных исходов, масса травм и ранений во время съёмок, которые неоднократно прерывались из-за непогоды и аварий, дисбалансировали группу.

    Первым не выдержал такого жесточайшего режима известный рок-исполнитель Мик Джаггер, начавший было сниматься в картине, но потом расторгнувший контракт и покинувший группу. Съёмки в картине приравнялись к подвигу, совершить который было по силам далеко не всем. Об этом наилучшим образом свидетельствует документальный фильм Ле Брана «Бремя снов», как раз и рассказывающий, в каких тяжелейших условиях проходила работа над фильмом.

    Как и в «Агирре» Херцог остался верен себе, многократно превзойдя достижение ирландца Брайана Суини Фицджеральда, прозванного местными жителями Фицкарральдо. Сто лет назад тот смог уговорить индейцев перетащить через горный перевал огромную лодку весом в 28 тонн. Херцог, будучи таким же фанатиком идеи, смог проделать то же самое с кораблем весов в 340 (!) тонн, то есть в 12 раз больше.

    Гигантское судно, возвышающееся на горной круче, — вряд ли какой другой величественный образ способен будет столь же адекватно выразить масштабы устремлений «Колумба кинематографа». Всё это стало возможным благодаря не только честолюбивым режиссёрским замыслам, но и стремлению рассказать историю о человеке, безумно влюбленном в оперу и в голос великого Карузо.

    Одержимый идеей осуществить оперную постановку в девственном лесу, Фицкарральдо отправляется в непроходимые джунгли, где есть богатейшие каучуковые плантации. На их разработке он планирует заработать себе средства для постройки оперного театра и пригласить выступить в нём европейских звёзд. В который уже раз, исследуя конфликт между миром и личностью, стремящейся к абсолюту, Херцог обращается к герою, который хоть и терпит здесь формальное поражение, но духовно всё-таки остаётся победителем…

    24 декабря 2013 | 13:15

    Общее число просмотров и количество людей, свои сердца отдавших фильму Вернера Херцога «Агирре, гнев божий», почти в два раза больше. Однако вершиной его творчества небезосновательно считают все же «Фицкарральдо». Возможно, не последнюю роль в этом играет синопсис, отнюдь не располагающий к серьезному восприятию картины маэстро. И действительно, опера в джунглях звучит немного комично.

    На мой взгляд, это картина уже зрелого поэта. Если на истории Лопе де Агирре режиссер еще оттачивал свой слог, то посредством Брайана Суини Фицджералда он достиг своего неба, как буквально, так и фигурально. За легкостью рифмы, плавностью строк и музыкальной красотой стихотворения-поэмы, зачастую скрывается титанический труд, непрестанный поиск подходящих слов и оборотов. А какая это зыбкая почва… всякий кто не верит, норовит стянуть тебя с вершины вниз. Лишь муза безумца отдаст все на свете, и слепо доверится своему избраннику… Я мягко перешел к сюжету, теперь читайте между строк.

    Герой Клауса Кински выступает как проекция самого режиссера, его alter ego, с глазами безумца и верой в успех. А куртизанка Клаудии Кардинале — как муза поэта, готовая любить просто так и даже расстаться с деньгами, которые тот, к слову, почти презирает. Иногда кажется, что она, как и фильм, лишь плод его воображения. А чего только стоит идея с музыкой? Это невероятно кинематографично, показать покорение Южной Америки через знаменитую оперу Джузеппе Верди «Аида». По сюжету Аида, царевна с рождения, а нынче рабыня, влюблена в предводителя вражеских войск Радамеса. Но не смерти желает врагам герой Радамеса, ибо мечтая о славе полководца, он просит египетского фараона подарить ему музу Аиду и пленникам жизнь даровать. Именно она толкает его на обман, вынуждает избрать другой путь. Обман раскрывают, Радамесу предоставляют последний шанс вернуться на заезженную колею, отказаться от Аиды, однако он остается непреклонным. Приговор ему быть погребенным заживо, но в подземелье ждал его сюрприз. Аида там его уже ждала, с любимым не желая расставаться. И уже там, в темноте, они мечтают о счастье на небе:

    Я хотел бы вернуть вам ваше красивое небо,
    Нежный бриз вашей родной земле,
    Царский венец вашим волосам,
    И поднять на престол рядом с солнцем.


    … поет великий Энрико Карузо в божественной опере Верди, и неслучайно имя корабля Molly — Aida.

    Однако сам корабль вражеский, и цель его захват чужой земли. Любовью к опере показан нам патриотизм героя Фицкарральдо, он хочет, чтобы язык его страны любили все. Но сути это не меняет, в белом костюме романтика мы снова видим призрак Агирре в доспехах. А также историю Латинской Америки, которая ныне говорит на романских языках. Вырубка склона горы, труд тысяч и тысяч наивных индейцев, невинные смерти оных, почти неподъемный корабль чуждой культуры, во всем этом можно увидеть следы экспедиций европейских колонизаторов, белых богов. Белым льдом которых не напьешься, разве только обожжешься. Высокомерие цивилизованной Европы во всей красе её высокого искусства резко контрастирует с нетронутой природой Южной Америки, с музыкой ее величественных водопадов. Тут, пожалуй, стоит отметить работу оператора Томаса Мауха.

    И только таким одержимым личностям как сам режиссер Вернер Херцог и его альтер-эго, актер Клаус Кински, могла покориться подобная вершина. Четыре съемочных года, в невыносимых для европейских участников проекта джунглях Амазонки, для одного фильма почти то же, что и столетия завоевания Америки. Несмотря на все финансовые, политические и психологические трудности, они, как и полководец Радамес, не отказались от своей мечты. Жизнь — это игра, а кино тем более. Слава, как и символичный красный трон, покоряется лишь великим игрокам, которые не боятся рисковать по-крупному.

    21 марта 2013 | 22:37

    Одна из самых безумных и масштабных картин замечательного немецкого режиссера и сценариста Вернера Херцога, где он уже в который раз вырывается за пределы обычного для большинства мира, направляя свой взор на человеческое безумие на фоне потаенных уголков дикой природы. На этот раз главные героем стал Брайан Фицджеральд, которого индейцы называли Фицкарральдо. Фанат оперы, он, ради постройки собственного театра, отправляется в малоизведанные джунгли для поиска каучуковой плантации.

    Не случайно «Фицкарральдо» считается тематическим продолжением еще одной ленты Херцога «Агирре, гнев Божий», в схожей манере раскрывающей проблему человеческого безумия среди живого мира. Неизведанные, потаенные уголки души и такие же малоизученные места девственной природы. Через своих героев Херцог заглядывает в самую глубь человеческого сознания, с каждым новым поворотом реки проникая все дальше и дальше, стирая при этом все обычные рамки подобного познания.

    Но данная картина и весьма существенно отличается от «Агирре, гнев Божий». Если в первой ленте показана словно отрицательная сторона человеческого безумия, когда главный герой ради мифических богатств прямо движется к смерти, то в «Фицкарральдо» Херцог рисует уже обратную сторону — то самое безумие рождает искусство, потрясающее и величественное, способное заставить целое племя работать в совершенно диких условиях без какой-либо видимой выгоды для них, заставить человека на немыслимые и казалось бы сразу обреченные на провал поступки.

    Эта тяга к подобного рода поступках для Херцога жива еще только в безумцах вроде Агирре или Фицкарральдо и нетронутых цивилизацией племенах. Остальной же мир давно умер для Херцога, лишь еще еле держась на ногах после смертельного ранения, как выразилась жена главного героя об одном из плантаторов. Там победила рациональность, когда практически все фильмы Херцога о победе иррационального. Поэтому и никто не может понять Фицкарральдо, мотивы его поступков. Он, как и многие другие герои картин Херцога, последний романтик эпохи, безжалостной по отношению к нему.

    21 января 2012 | 02:06

    «Фицкарральдо» — восхитительная кинематографическая ода человеческому мужеству, целеустремлённости, вере в себя, настойчивости, находчивости, бесстрашию, преданности своей мечте. Это история о сыне ирландских эмигрантов Брайане Суини Фитцджеральде, который стал известен в Южной Америке как Фицкарральдо. Он был истинным романтиком, неутомимым мечтателем, человеком с открытым сердцем. И он обожал итальянскую оперу, в особенности — тенор Энрико Карузо. Фицкарральдо брался за самые немыслимые проекты, такие, как постройка железной дороги через Анды или заложение оперного театра среди тропических лесов на берегах Амазонки. Там, где рассудочные предприниматели отступали перед напором здравого смысла, за дело брался этот с виду наивный, но на деле упрямый человек. Он не довёл до конца ни одно из своих предприятий и он был совсем не богат, поэтому среди людей почтенных и «здравомыслящих» быстро приобрёл репутацию малахольного неудачника. Но была женщина, которая беззаветно любила его и поддерживала во всех начинаниях. Она одобряла все планы Фицкарральдо, ибо верила, что однажды её любимый мужчина добьётся грандиозного успеха и утрёт нос всем своим недоброжелателям.

    Картина Вернера Херцога живописует тот период из жизни Фицкарральдо, когда он, вместе со своей верной подругой посетив концерт Энрико Карузо в знаменитом театре «Амазонас», вознамерился возвести храм оперного искусства в самом центре перуанской сельвы и пригласить великого тенора на открытие. Для этого замысла Фицкарральдо отправляется на каучуковые плантации, ведь добыча каучука в то время была весьма доходным делом. На своём водном пути легендарному мечтателю предстоит справиться с природными препятствиями и менталитетом индейцев, живущих по обоим берегам реки Укаяли.

    Вернер Херцог отнёсся к своему произведению столь же ревностно и ответственно, как относился к своим предприятиям Фицкарральдо. Немецкий режиссёр требовал от своей команды абсолютной натуралистичности и правдивости при съёмках. Из-за своей требовательности Херцог постоянно ссорился на съёмочной площадке с Клаусом Кински, исполнителем роли Фицкарральдо. Но оно того стоило. Благодаря перфекционизму Херцога, зритель видит воодушевляющую и трогательную картину, в которой подробно описаны быт южноамериканских народов начала ХХ века. Особняком стоит сцена, в которой Фицкарральдо и индейцы вынуждены перетаскивать корабль весом 328 тонн через горный кряж высотой с километр, дабы оказаться в соседней реке и миновать опасные пороги. Этот эпизод есть цельное торжество человеческого ума, физики и вдохновения над природными препятствиями.

    Фильм Вернера Херцога стоит смотреть не только ради того, чтобы узнать, осуществил ли Фицкарральдо свой грандиозный замысел, и восхититься блистательной игрой Клауса Кински (в роли Фицкарральдо) и Клаудии Кардинале (в роли Молли, музы Фицкарральдо). Лента позволяет погрузиться в реалии столетней давности, осознать глубину и разнообразие человеческой души, поверить в волшебную объединяющую силу искусства и с гордостью почувствовать себя человеком.

    10 из 10

    14 августа 2012 | 23:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Сиквелы & приквелы

    1 ФицкарральдоFitzcarraldo1982
    2 Зеленая кобраCobra Verde1987
    подробнее

    Новости


    Режиссер Джеймс Грэй еще с 2008 года пытается поднять экранизацию книги Дэвида Гранна «Затерянный город Z». Ранее главную роль собирался играть Брэд Питт, но в его фильмографии теперь значится другой фильм с буквой Z в названии. Бенедикт Камбербэтч занял его место, а на этой неделе стало известно, что вторую по важности роль сыграет Роберт Паттинсон(...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    В журнале Sight & Sound опубликованы любимые фильмы Федерико Феллини. На первом месте сразу три картины Чарли Чаплина, а на последнем — его собственные «Восемь с половиной». Плюс рекомендации от Акиры Куросавы. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    85.ГонкаRush8.303
    86.Дневник памятиThe Notebook8.301
    87.Спасти рядового РайанаSaving Private Ryan8.301
    88.Жизнь другихDas Leben der Anderen8.293
    89.Эффект бабочкиThe Butterfly Effect8.288
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.15%
    27.Человек-муравей и ОсаAnt-Man and the Wasp92.99%
    28.Ночная жизньLive by Night92.78%
    29.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One92.75%
    30.Звёздные войны: Эпизод 8Star Wars: Episode VIII92.19%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War139
    Двое во вселеннойLa corrispondenza5
    ВаркрафтWarcraft32
    КадрыThe Internship104
    Коробка27
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.449
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.741
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.591
    Экипаж8.177
    Angry Birds в киноAngry Birds6.542
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры