всё о любом фильме:

Сталинград

Stalingrad
год
страна
слоган«Они сражались в аду....»
режиссерЙозеф Вильсмайер
сценарийЮрген Бюшер, Иоханнес Хайде, Йозеф Вильсмайер, ...
продюсерХанно Хут, Гюнтер Рорбах, Марк Дэймон, ...
операторРольф Грайм, Клаус Модереггер, Петер фон Халлер
композиторНорберт Юрген Шнайдер
художникИндржих Гётц, Уте Хофингер
монтажХаннес Никель
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Германия  1.33 млн,    Испания  481 тыс.,    США  35.2 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время134 мин. / 02:14
Номинации:
Зима 1942 года. Шестая армия вермахта сражается в разрушенном до основания Сталинграде. Взвод элитных немецких солдат, в первой же битве потерявший больше половины личного состава, ведет отчаянную борьбу за выживание.

Свист пуль и рев «катюш», голод и холод доводят их до грани безумия. Уже почти ничего не удерживает солдат на тонкой линии между жизнью и смертью. После всего, что они видели, после утраты всех идеалов призыв фюрера «стоять до конца» приобретает для них совсем другое, гораздо более страшное значение…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Часть советских танков, атаку которых отбивают немцы примерно в середине фильма, — Т-34-85, которых под Сталинградом не было (эта модификация тридцатьчетвёрки была принята на вооружение РККА Постановлением ГКО N 5020 сс, от 23 января 1944 г.), т. е. почти через год после окончания Сталинградской битвы. Характерные отличия — более крупная башня и длинноствольная пушка калибра 85-мм. Длинные стволы хорошо различимы на профилях танков (75-ая минута фильма). Кроме того, танки идут в атаку, не сбросив навесные дополнительные топливные баки, что также является ошибкой.
    Трейлер 01:53

    файл добавилkindeer

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 5.5/10
    Эта немецкая картина, которая пользовалась заинтересованным вниманием публики на родине, должна бы преодолеть определённые стереотипы восприятия российских зрителей, которые всё-таки привыкли во времена существования СССР к идеологизированным масштабным постановкам о второй мировой войне, более того — успели проникнуться некоторой антипатией к излишнему пафосу батальных фильмов о битве народов. «Сталинград», снятый 53-летним режиссёром Йозефом Вильсмайером на чешской натуре, с участием ряда исполнителей и технического персонала из Чехии, на самом-то деле, верен «окопной правде» о немецких солдатах и офицерах, которые оказались на Восточном фронте. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 2829 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм, лишенный пафоса, показывает вторую половину Сталинградской операции глазами немецких солдат. Откровения, о несладкой жизни немецких солдат удивляют, изумляют и шокируют.

    Среди массы (одинаковых) солдат, выделяется честный и благородный офицер, опровергая расхожее утверждение, что «все немцы -… (список выражений)". Фильм «крутится» вокруг него, попутно показывая, какие разные были солдаты в немецкой армии, и какая разная у них судьба.

    Среди жесткости и жестокости, которыми изобилует фильм, выделяются простые человеческие поступки.

    С исторической точки зрения не хватает начала Сталинградской битвы, когда фашисты успешно двигались к городу, но, т. к. фильм не сконцентрирован на подробнейшем описании событий — это можно «простить». Из неточностей «бросаются в глаза» советские танки T-34-85 в январе 1943г (такая модификация появилась только в 1944г, после проявления недостаточной огневой мощи T-34 на Курской дуге).

    Тем не менее, взгляд с другой стороны на известную войну необходим каждому, кто хочет знать правду.

    10 мая 2010 | 21:01

    Прочитав рецензии на этот фильм, я не мог не поразиться, как наивно воспринимается зрителем то, что попытался показать нам немецкий режиссер Йозеф Вильсмайер.

    Да, в фильме показаны не фашисты, не звери, какими их привыкли представлять большинство со школьной парты, а простые солдаты. Но можно подумать, что мы живем в 92 году! Да, если бы мы жили в то время, такие хвалебные оды этому творению были бы, пожалуй, и в духе времени. Фашисты оказывается тоже люди…

    Но ведь живем мы в XXI веке. И подобная наивная оценка фильма лично меня удивляет легкостью восприятия показанного на экране без желания копнуть глубже. Да, давно не для кого не секрет, да собственно и не было никогда секретом, что как среди русских солдат далеко не все были членами ВКП(б), т. е. коммунистами, так и среди немецких солдат лишь сравнительно небольшой процент был членами НСДАП, т. е. нацистами. На той стороне так же воевали и простые крестьяне рядом с интеллигентными гуманистами, воспитанными на классике Гёте и Шиллера. И там тоже были просто солдаты, просто выполнявшие свой долг, и точно так же просто умиравшие.

    И если учитывать это НО, то начинаешь замечать в фильме и множество других минусов:

    Здесь и плохая картинка, даже для 1992 года постановка батальных сцен ужасна. Чего стоит момент, где немецкий солдат двумя пальцами держит связку фанерных, видимо, гранат, заматывая их проволокой. Другой, кинув в броню танка бутылку с КС вдруг взрывает его с голливудским эффектом. Крайне дешевые декорации, и, наконец, абсолютно не впечатляющий для подобного фильма музыкальный ряд.

    Выручает фильм его вторая половина, блестяще сыгранные актерами конвульсии спеси немецких солдат в русских снегах. И если на первой части фильма порой хочется выключить его из-за бестолковой беготни, дешевых взрывов и наигранных эмоциональных сцен, то во второй его половине полностью начинаешь забывать о сплошь неудачных сценах первой части.

    Отдельно хочется отметить игру Сильвестора Грота, недавно отметившегося в «Бесславных ублюдках»… потрясающая игра.

    5 из 10

    P.S: Мне Посмотрев этот фильм, я почувствовал себя обманутым. Обманутым нагромождением эмоций, порой неплохо сыгранных, так, что иногда забываешь, что режиссер показывает тебе «простых» фашистов, тех самых, что на Нюрнбергском процессе были признаны преступниками, и не важно, сами ли они приказывали или исполняли приказ. И под маской реализма, подогретого эмоциональной игрой актеров, мне пытаются навязать то, что я принять не могу никак: «все мы — всего лишь невинные жертвы», снимая со своей нации, с отдельного человека, пусть даже солдата, всякую ответственность за свершенное…

    Жалкая попытка оправдаться, пустив пыль в глаза, пыль, неплохо срежиссированную и сыгранную!

    4 марта 2013 | 04:00

    Не знаю, кто как, а я увидел фальшивый фильм. В нем много моментов, характерных для типичного американского кино. Примеров по сюжету полно, я приведу один показательный. Сначала они «случайно» спасают русского мальчика, а потом должны его расстрелять. Зачем был нужен этот неестественный голливудский эпизод? Только для того, чтобы вызвать у нас сочувствие, причем не к мальчику, а к главным героям.

    Понятно, что любой художественный фильм далек от реальности. В нем, конечно, должны присутствовать повышенный драматизм, закрученные повороты сюжета и пр. Но когда зритель ни на каплю не верит в происходящее, ценность художественного произведения сводится к нулю.

    Целью режиссера, насколько я понял, было показать, что не все фашисты были плохими. Некоторые «хорошие фашисты» иногда могли пойти против системы и пострадать. За это их нужно пожалеть.

    Не знаю, кого как, а меня фильм не убедил. Всё весьма посредственно.

    5 из 10

    5 ноября 2012 | 06:37

    Мы все, наверное, привыкли видеть немецких солдат времен Великой Отечественной Войны в образе безжалостных машин для убийства сжигающих дома вместе с их жителями, расстреливающих мирных жителей, наступающих ровными рядами в полный рост на наших изнуренных бойцов. Нельзя отрицать, что все вышеописанное имело место быть, та война нанесла невосполнимый ущерб нашей стране и наши режиссеры вправе показывать немцев в любом качестве, но давайте обратим внимание на точку зрения современного немецкого режиссера Йозефа Вильсмаера.

    Ставка в этом фильме делается не на зрительское сопереживание отдельным персонажам (хотя не обходится и без этого), не на потрясающие спецэффекты, не на панорамные картины боев, а на реализм. Здесь нет никакой пропаганды, здесь показаны живые люди волей руководства своей страны отправленные за тысячи километров от дома на самую страшную битву Второй мировой войны. Что же касается оформительских качеств картины, то здесь можно отметить достоверные костюмы, вооружение, технику, грим, что еще больше добавляет реалистичности происходящему.

    Режиссер призывает понять нас то, что совсем не все немцы, ступившие на нашу землю, были бесчеловечными тварями. С той стороны воевали такие же простые люди, кого-то из них оболванила фашистская идеология, превратила в зверя, кто-то остается человеком и всего лишь выполняет приказ, кто-то с трудом мириться с увиденным на войне и готов пойти на все что угодно, чтобы покинуть этот ад. Именно адом стали для героев фильма бескрайние заснеженные просторы нашей Родины, адом из которого мало кому удастся выбраться. Но даже в аду некоторые из них смогут сохранить человеческий облик.

    Каждая следующая минута фильма страшнее предыдущей. Жестокость, зверства, страшные увечья, бесславные смерти товарищей и русский мороз забирающий десятки жизней неподготовленных непривыкших зарвавшихся иноземцев. Сталинград стал могилой для десятков тысяч немецких солдат, сражение за этот город переломило ход всей войны и для немецкой армии поражение под Сталинградом стало самой трагической страницей за всю ее историю. «Сталинград» смотрится очень тяжело и такие же впечатления оставляет после просмотра, но это нужно увидеть, если Вам не безразлична история той войны, если Вам интересен взгляд с той стороны окопов, если Вы хотите услышать исповедь бывшего врага.

    11 мая 2009 | 17:20

    Сталинградская битва — сражение между войсками СССР с одной стороны, и войсками Третьего Рейха, Румынии, Италии, Венгрии с другой, в ходе Великой Отечественной войны с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года.

    Сталинградская битва — это самое кровопролитное сражение в истории человечества, по приблизительным подсчетам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек. Державы Оси потеряли большое количество людей и вооружения и, впоследствии не смогли полностью оправиться от поражения.

    Война — всегда жестокая и несправедливая — ломает человека. Даже самого выносливого и сильного; с крепкими нервами и со стальными идеалами в голове. Лишь она — в свистопляске страшного боя — решает один важный для всех солдат вопрос: ЖИТЬ или УМЕРЕТЬ? Своими деяниями она давит на сознание любого, будь то простоватый рядовой или же награжденный за храбрость офицер. ВОЙНА стирает рамки приличия и вежливого обращения друг к другу. ОНА меняет всё разом — и только пуля снайпера или пулеметчика может решить чью-то судьбу.

    На Земле было много битв — кровопролитных и адских. Но ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА вряд ли с чем-либо сравнится. По своей неимоверной жестокости и невыносимой боли народа (по его страданиям и мукам) она превосходит все когда-либо произошедшие по вине политических лидеров военные конфликты. Она — до сих пор — терзает ветеранов и нынешние поколения своими отголосками разорвавшихся снарядов и упавших, сраженных вмиг солдат — защитников СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА. Её история открывает нам все новые и новые вопросы, на которые мы не можем найти ответа.

    Самая печальная страница в ходе ВОВ — это Сталинград (город многих убитых, но, ни на шаг не отступивших парней-героев). СТАЛИНГРАД — это оплот мужества и отчаяния, цитадель неприступной храбрости и безумства. За все года боев за Россию больше никогда не было столь яростного ада, который забирал и забирал людей на тот свет. Это были и советские, и немецкие ребята. И каждого из них мне искренне жаль…. Потому, как каждый из их количества имел право на жизнь и счастливое продолжение рода.

    Тема этого безудержного, порой неподдающегося логике сражения тревожит большое количество ученых, историков или документалистов. Но также она, ни в коем случае не обходит и мировой кинематограф. На её предпосылках или же на определенных данных снято достаточно картин. Пытаются американцы и Европа, но им не суждено отразить все свои планы и намерения в своих трудах, ибо они не знают того заряда паник и лишений во время обороны великого города. Воссоздать весь ужас перестрелок на улочках и проспектах, этажах и подвалах тех знаменитых домов способны только наши и немецкие постановщики. Так как их деды и прадеды понюхали пороху в том котле страданий. Только лишь наши и германские предки пережили (единицы), но все-таки….

    И вот один их одаренных режиссеров Германии — Йозеф Вильсмайер — преподнес всеобщему обозрение народа (зрителей, киноманов) свою экранизацию (хотя, можно сказать эпопею) — «Сталинград». В своем практически первом труде постановщик попытался реалистично (без всякого пафоса и лирики) отобразить все ужасы и пытки тех далеких для нас дней. Он — еще ребенком, заставший весь негатив нацистского засилья — просто и по-мужски снял тяжелую и горькую правду о пребывании солдат Вермахта в окопах Сталинграда.

    Больно смотреть на все это. Лицезреть смертельные раны, разорванные в клочья тела и искаженные животным страхом лица молодых мужчин. Окунувшись в самый разгар сражения, зритель видит, видит…. Лейтенанта, которому приказали вести бойцов СС в первый, и для кого-то последний захват какого-нибудь здания. Опытного рядового, который преодолевает все советские укрепления. Старшего офицера, которому суждено — также как и его подчиненным — остаться там; в занесенных снегом и пеплом дорогах. И советских граждан — измученных и изголодавших женщин и детей — поддерживаешь из-за всех своих сил.

    Баталии — порой вечные — пугают сердце киномана. Особенно там — на танкоопасном направлении. Где людей разрывает на части, где они лишаются своих конечностей. Где кровь льется рекой, и не пытается остановиться. Где смерть уже замахнулась над головами военнослужащих…. Этими фактами режиссер оперирует. Ему хочется донести все свои фразы и реплики. Их он выражает через уста попавших в чистилище солдат. Это вам не «Враг у ворот». Здесь все слишком понятно для восприятия. Каждый кадр, каждая потеря в личном составе режет душу зрителя. И после просмотра нам уже не кажутся немцы зверьми и садистами. Ведь они были просто солдатами, давшими присягу на верность. Они просто исполняли приказ амбициозного подонка-маньяка.

    Я — как патриот своей страны, и как поклонник таких лент — был поражен. Мои взгляды кардинально изменились. Я стал еще больше уважать простого солдата.

    «Сталинград» можно смотреть по разным причинам. Только вот результат будет один. От этого сильного и неподдельного кино и его задач будет сначала не по себе. А уж потом, зритель поймет. Он ВСЁ поймет.

    P.S. Всего со стороны Германии участие в сражении принимало около 2 млн. солдат и офицеров. На момент окончания битвы, общие потери составили около 1,5 млн. человек. В Германии после поражения в Сталинграде был объявлен траур.

    9 из 10

    26 мая 2012 | 09:12

    Вчера, по случаю празднования 70-ти летия победы в Сталинградской битве, посмотрел очень необычный фильм о войне. И он, надо признать, всерьёз заставил меня кое над чем задуматься. Благо кино и вправду дает повод на размышления, в отличие от голливудских пустышек вроде «Враг у ворот».

    Историческая справка:

    Сталинградской битвой принято называть боевые действия, проходящие в период с 17-го июля 1942 по 2-ое февраля 1943 годов в окрестностях и в самом городе Сталинград. Она официально считается самой масштабной сухопутной битвой всей Второй мировой войны. По приблизительным подсчетам, в результате сражений под Сталинградом погибло около двух миллионов человек — солдат и мирных жителей. Именно победа в битве за Сталинград положила начало наступлению советских войск на немецко-фашистских захватчиков, в результате чего были освобождены не только захваченные врагом советские земли, но и оккупированная фашистами Европа. Битва под Сталинградом — одна из самых кровавых и памятных страниц в истории войн.



    В 1993 году немецкий режиссер Йозеф Вильсмайер отважился снять художественный фильм о тех трагических событиях. Йозеф, безусловно, заслуживает уважение своим поступком. Трезво, честно и безжалостно рассказать о своем поражении осмелится далеко не каждый. Например, советские и российские кинематографы так и не решились правдиво рассказать об одном из своих поражений, например, о печально известной Вяземской операции, завершившейся сокрушительным поражением советских войск. Тогда, в октябре трагического 1941 года, на полях боев погибли 600 тысяч русских солдат и еще столько же попали в немецкий плен.

    В начале фильма нам показывают отдых в Италии немецких солдат. «Героев Аль-Аламейна», до этого отличившихся в Северной Африке. Нежившиеся под теплым южным солнцем молодые парни еще не догадываются, в какой кровавый котел им вскоре предстоит попасть. И вот 6-я армия генерала Паулюса отправляется в Россию, под Сталинград, и уже после первого боя один из опытных немецких солдат в отчаянии говорит своему молодому товарищу: «Не думай. Если будешь думать — сойдешь с ума».

    «Сталинград» Вильсмайера вызывает сильнейшие эмоции и рушит сложившиеся стереотипы. Нечто похожее я испытывал, когда читал роман Ремарка — «Время жить и время умирать». И фильм, и книга — это честный рассказ о немецких солдатах, многие из которых никогда даже не симпатизировали нацистам, но были призваны страной идти воевать, и выбора не было ни у кого из них.

    «Сталинград» — это фрагмент из жизни солдат немецкой армии. Одни из них пошли на войну добровольно, опьяненные обещаниями лидеров вермахта, другие оказались подневольными воинами. Но жуткие по своей кровавости бои их всех опустили на самое дно. Вынужденные сражаться за каждый метр земли, голодные, замерзшие, озверевшие от происходящего вокруг ужаса, немецкие солдаты впадают в отчаяние. В таких обстоятельствах даже несгибаемый немецкий характер дает слабину. И вот двое солдат, рискуя получить пулю, ищут по карманам погибших друзей справку о ранении, чтобы обмануть руководство и покинуть этот ад.

    В фильме нет привычных героев, но есть люди, поставленные в нечеловеческие условия. Обычные солдаты соседствуют с настоящими зверями, вымещающими свою злость на местном населении. Одни немцы расстреливают мирных жителей, насилуют женщин, а другие сохраняют человеческий облик даже в таких условиях. Война легко обнажает в человеке всю его истинную сущность.

    «Сталинград» — это жестокость, лютый мороз, голод, зверство и смерть, смерть, и ещё раз смерть. Но это одновременно доблесть и мужество обыкновенного человека, способного в любых условиях хотя бы попытаться выжить и победить. Сталинград для русского человека — идеал мужества, неприступная цитадель силы духа советского человека. Не забудем о тех событиях никогда. И благодаря фильму Вильсмайера в том числе.

    9 из 10

    3 февраля 2013 | 13:40

    Искренне, хотел посмотреть этот фильм еще пару лет назад, но не доходили руки. Возможно и дальше бы откладывал его в долгий ящик, если бы не попал на Сталинград Бондарчука, мнение о котором стало решающим толчком чтобы посмотреть, как же видели Сталинград немцы.

    Первое что хочется отметить — потрясающее сходство с реальными событиями, декорации. Зная об основных местах сражений, в декорациях постоянно улавливаются фрагменты которые засели в памяти именно как Сталинградская битва. Точность в технике, форме, эпизоды с фабрикой, станцией, сдачей в плен армией Паулюса, все это словно проходит мимо, как фрагменты которые лишь приукрашивают общую сюжетную линию.

    Ну и главное — посмотрев немецкий Сталинград ты понимаешь как это было. Пусть глазами немецкого солдата, но видишь как оно происходило.

    Вердикт — фильм действительно является отличной исторической лентой показывающей, какой же была Сталинградская битва. Обидно лишь то, что именно немцы смогли показать как это было, а не русский сценарист, русский режисер и русский кинематограф

    13 октября 2013 | 17:30

    Люди моего поколения и старше знают о Великой Отечественной Войне не только из параграфов в учебнике истории, но и по рассказам дедов, воевавших, в том числе, и в Сталинграде. Но сознательный интерес к этому периоду истории возникает обычно не в школе. И с каждым годом остается все меньше очевидцев тех событий. Сейчас у меня очень большой интерес к войне, поэтому я просто набрасываюсь на все фильмы. Абсолютное большинство хороших фильмов про войну сняли в Советском Союзе, но есть и весьма достойные современные российские фильмы. Взгляд на события ВОВ со стороны немцев не так уж часто до нас доходит. До «Сталинграда» я видела только «Побег из Гулага « (So weit die Fuesse tragen).

    По ощущениям фильм «Сталинград» можно сравнить с романом Э. -М. Ремарка «Время жить и время умирать « — это рассказ о обычных немцах, которые, пусть и весьма навязчиво, не перестают повторять, что они не нацисты. Это молодые и не очень люди, из нарядной и воодушевленной Европы попавшие в Россию, — голодную, снежную. Они здесь обречены.

    После первого боя, в который попадет этот отряд элитных солдат, один из них произносит фразу, для меня выразившую самую суть фильма: «Если начнешь думать, сойдешь с ума «. И, по-моему, это справедливо и для зрителей. С одной стороны, возможно, кто-то скажет себе: «Просто посмотрю, не буду из них расстраиваться — это они напали на мою страну». Но рано или поздно, от этого не уйти при просмотре «Сталинграда», начнешь сопереживать этим солдатам. Может быть, тогда, когда лейтенант глотает слезы при расстреле русского мальчика Коли.

    Абсолютно справедливо мнение, что это очень тяжелый фильм. Грязь, обмороженные ноги, расстрелы, снег, голод, рухнувшие идеалы.

    Были моменты, когда мне хотелось сказать, как герой фильма «Бойцовский клуб» — «Я полное равнодушие», когда уже не было сил сопереживать. И удавалось на какое-то время отстраниться от происходящего на экране, но потом одна сухая фраза статистики нарушала это искусственное равновесие.

    Американцы, даже если снимают фильмы про войну в России, как это было с фильмом «Враг у ворот», все равно снимают кино не про Великую Отечественную Войну, а про свою Вторую мировую. В немецком «Сталинграде» нет типично-американского воспевания патриотизма, геройства. И вместе с тем, это фильм про нашу войну, правдивый и не замалчивающий неудобные моменты.

    10 из 10

    11 мая 2008 | 10:43

    Самое яркое впечатление оставил даже не сам фильм как таковой, а реакция на него зала. Такого я еще не видел. Никогда. Несколько десятков человек в течение минут десяти, наверное, после просмотра не уходили своих мест. Никто не говорил ни слова, все просто сидели и молчали, погруженные в свои мысли. Уже даже титры заканчиваются, свет включили, а зрители все сидят… Сильно это смотрится, и, наверное, должно собой являть лучшую характеристику фильму.

    Но будет ложью сказать, что на меня фильм оказал такое же воздействие. Да, он подавил психику и вогнал немного в ступор, но эмоционально зацепил вовсе не так, как я ожидал. Может, излишние ожидания загубили часть эффекта, но ощущение того, что что-то не так, не покидало практически весь хронометраж картины. Но и этому есть логичное объяснение. Потому что не припомню я еще фильмов о Второй Мировой войне, где немцы показаны людьми, а не исключительно убийцами без страха и упрека.

    К сожалению, после 50-й минуты просмотр стал совершенно невыносимым, и я сидел, отсчитывая минуты до окончания сеанса. Но это ведь и не удивительно. Готов поспорить на бублик, что именно такого эффекта и добивались создатели картины. Они стремились макнуть своего зрителя во всю эту кровавую, грязную и ледяную кашу безумия под названием «Битва под Сталинградом». Удалось у них это в полной мере. От того и дискомфорт такой сильный.

    Обсуждать как-то актерскую игру даже не вижу смысла, как и работу режиссера, сценариста, композитора и прочих творцов, так как нет особого качества повествования, но зато есть эмоции. Есть кусочек жизни нескольких простых солдат фашисткой армии. И все. Их злоключения и страдания. Показан упадок немецкой армии. Показано самое дно. Отчаянье, боль, страх — показано все низменное, что только может быть в человеке. И язык не повернется — с одной стороны, хвалить режиссера за это, но с другой стороны — спасибо ему вот за такое отображение темы Второй Мировой войны. За взгляд с другой стороны. За отсутствие оценок, идеологии и даже намека на какую-нибудь пропаганду.

    10 мая 2008 | 13:15

    - Вот они, шагают по европе, весёлые ребята.

    фраза закадрового текста из фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм».

    Здесь уже прозвучало достаточно различных комментариев об этом фильме — немало положительных, но в достатке и отрицательных. Из всего прочтенного мной я сделал вывод: составить более-менее верное мнение помогут только все они, собранные воедино, в «полирецензию».

    Что же касается именно моего мнения, то вот оно ниже.

    Порядком трудно рассуждать (а уж тем более чувствовать) «на два фронта». Каковы бы ни были известные нам штампы в восприятии ВОВ, как бы ни винили кинематограф в закостенелости взглдов — есть незыблемые факты. Кем бы ни был взятый в отдельности человек в серой форме, пришедший в те годы на нашу землю, он был — враг, и на его плечах в нашу страну были принесены горе и война. И никакими «штампами» нельзя затереть этого факта.

    Априори для нас также и то, что нельзя абсолютно всех мерить одним мерилом, и поговорку «в семье не без урода» наверняка можно с точностью до наоборот применить к тем, кто был по ту сторону бруствера. И там, наверняка, тоже были люди — хорошие, неплохие, просто люди.

    При просмотре этого фильма неизменно возникает чувство двоякости: ведь показывают наших врагов, и как-то неправильно, что к ним начинаешь испытывать сочувствие. Однако надо заметить: ведь сочувствие здесь вызывают (а у кого-то, возможно, и не вызывают) только герои фильма — неплохие ребята — такие, какими нам их здесь показывают. Мы как будто бы отрешаетмся от образа врага в их лице и видим именно героев фильма — но ведь это вовсе не те люди, кто воевал на самом деле. И нам остается только гадать, насколько образы этих киногероев могут соответствовать исторической действительности. Тем более, что сцены их сражений с русскими на в маштабных сценах показаны в общем-то обезличенно, не считая отдельных проникновенных «человеческих» эпизодов.

    А ещё фильм вызвал у меня ощущение «лести» благодаря фрагментам внутренней критики немцев по поводу собственной жестокости (например, как в сцене с расстрелом мальчика). Тот же эффект на меня оказали сцены, где русские показаны вполне человечески и достойно. Конечно, никакой лести здесь не предполагалось, но какое-то её поветрие отчего-то закрадывается мне в душу. И думаю — зря.

    Фильм вызвал у меня некоторые ассоциации с отечественным кинематографом.

    С одной стороны — он напомнил мне советские фильмы о войне, где, в отличие от многих американских боевиков, ставка делается не на картинное изображение бойни, а на человеческую составляющую действия. С другой же стороны, всё увиденное напомнило мне современные отечественные фильмы и фильмецы о ВОВ, где с такой нарочитой козырностью выпячивается «самокритика» в отношении «бесчеловечности сталинского режима». Похожим ветром подуло и в фильме «Сталинград», когда авторы-немцы проявили склонность к исторической самокритике. Впрочем, сделали они это весьма умеренно. Думаю, эта немецкая самокритика могла бы в небольшой мере поработать на удовлетворение нашего с вами победительского «мы».

    Есть у меня и ещё одна ассоциация в связи с этим фильмом — остро сатирический роман Ярослава Гашека «Приключения бравого солдата Швейка во время мировой войны». Конечно, сатиры в фильме «Сталинград» нет никакой. В чем же аналогия? А аналогия в том, что чешский солдат Швейк, призванный в Австрийскую армию в разгар Первой Мировой, с точки зрения русского человека тоже выглядит официальным врагом. Однако же он вовсе не воспринимается нами, как враг, и даже вызывает симпатию. Его глазами нам показана с изнанки милитаристская истерика воинствующего государства. Книга, как и фильм, тоже являет нам чистейшие фрагменты солдатского бытописания, только не на войне, а в клоаках призывного аппарата. И финал книги сопоставим с финалом фиьма: весь австрийский маршевый отряд сдается в плен русским.

    Итак, при всём сумбуре сказанного, нужно составить резюме фильму. Фильм дает нам художественный материал, позволяющий взглянуть на события войны «с той стороны» — пусть лишь глазами режиссера, который, в свою очередь, пытается смотреть глазами простых солдат. Безусловно, в фильме есть спорные моменты, начиная с самого определения его «художественности». С этой точки зрения мы видим отсутствие осевого повествовательного сюжета (фильм глядит на описываемые события как бы «вообще», а не сюжетно), имеют место и нарекания по поводу технико-исторических фактов, и по поводу качества спецэффектов. Да, это есть. Есть недовольство и тем, что герои фильма «недостаточно раскаиваются в… содеянном?» и «нет осуждения автором основ фашистского милитаризма».

    Однако зададимся вопросом: Чего же мы хотим? Нам нужен немецкий антифашистский фильм и коленопреклонённое извинение создателей фильма перед нами за беды войны? Или же нам интересен взгляд с «той» стороны? Или хотя бы попытка такого взгляда — простая, беспристрастная, без навязчивых оправданий? На мой взгляд, фильм мог бы притязать на последнее. Конечно, русскому человеку будет тяжело воспринять без пристрастия драматическое повествование о вражьем немецком солдате. Но, как бы то ни было, каждый из нас в меру личной чувствительности воспримет этот фильм по-своему болезненно.

    В заключение могу сказать следующее. Мой дед мальчишкой пережил оккупацию Киева. Однажды он сказал мне: «У немцев была большая сила, и если бы они сражались за правое дело, а у их солдат было бы больше личной инициативы, их было бы не победить».

    10 мая 2013 | 12:48

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 333 руб.
    подробнее

    Новости


    2 октября в кинотеатре «Октябрь» состоялась премьера масштабной военной ленты «Сталинград», которую столичным зрителям представили режиссер Федор Бондарчук, продюсер Александр Роднянский, глава корпорации IMAX Грег Фостер, исполнители главных ролей и композитор фильма Анджело Бадаламенти(...)
     
    все новости

    Интервью


    В «Сталинграде» была поставлена хореография всей сцены, и я переживал, как все пройдет: тут бегут актеры, тут люди с камерами... Но все было настолько четко отработано, что, когда мне показали дубль целиком, я поразился. Глядя на него, не чувствуешь фальши, веришь, что эти люди действительно сталкиваются в бою и убивают друг друга. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В честь выхода нового фильма Тиля Швайгера «Соблазнитель 2» КиноПоиск рассказывает о современных немецких кинематографистах, самых известных на своей родине и за ее пределами. (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.СнайперAmerican Sniper89 535 000
    2.Шафер напрокатThe Wedding Ringer20 600 000
    3.Приключения ПаддингтонаPaddington18 966 000
    4.Заложница 3Taken 314 625 000
    5.СельмаSelma8 785 000
    16.01 — 18.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Заложница 3Taken 3118 713 811
    2.Ночь в музее: Секрет гробницыNight at the Museum: Secret of the Tomb103 901 478
    3.Женщина в черном 2: Ангел смертиThe Woman in Black 2: Angel of Death59 586 957
    4.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings57 708 116
    5.Три богатыря: Ход конем51 370 255
    15.01 — 18.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 237 0022 529 897
    Деньги620 663 645 руб.669 680 392
    Цена билета277,45 руб.6,76
    15.01 — 18.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    190.Лис и пёсThe Fox and the Hound8.133
    191.СхваткаHeat8.132
    192.Принцесса МононокеMononoke-hime8.130
    193.Как приручить дракона 2How to Train Your Dragon 28.128
    194.ХулиганыHooligans8.126
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.ВаркрафтWarcraft92.39%
    37.Ключи от улицыThe Keys to the Street92.36%
    38.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.19%
    39.Первый мститель: Гражданская войнаCaptain America: Civil War92.18%
    40.Три девяткиTriple Nine92.13%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ИгрокThe Gambler14
    Левиафан103
    Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To24
    Вызов бездне 3DDeepsea Challenge 3D1
    Еще один год3
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Приключения ПаддингтонаPaddington7.842
    Ночь в музее: Секрет гробницыNight at the Museum: Secret of the Tomb6.776
    Заложница 3Taken 36.161
    Ограбление по-американскиAmerican Heist4.536
    ИгрокThe Gambler6.125
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Охотник на лисFoxcatcher29.01
    Восхождение ЮпитерJupiter Ascending05.02
    Левиафан05.02
    Игра в имитациюThe Imitation Game05.02
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey12.02
    премьеры