всё о любом фильме:

Девушка со спичечной фабрики

Tulitikkutehtaan tyttö
Девушка со спичечной фабрики (Tulitikkutehtaan tyttö)
год
страна
слоган-
режиссерАки Каурисмяки
сценарийАки Каурисмяки
продюсерАки Каурисмяки, Клас Олофссон, Катинка Фараго
операторТимо Салминен
художникРисто Кархула, Кари Лэйн
монтажАки Каурисмяки
жанр драма, комедия, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время68 мин. / 01:08
Некрасивая Ирис работает на конвеере на спичечной фабрике. Все деньги она отдает матери и отчиму, и ее единственным развлечением является местная дискотека, где ее никто не приглашает танцевать. Лишь однажды она делает попытку разорвать этот порочный круг — покупает розовое платье, знакомится с мужчиной и проводит с ним ночь, но все завершается беременностью и лишь новой цепью унижений и оскорблений. После этого терпение Ирис лопается и она хладнокровно и жестоко мстит всем своим обидчикам.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Наверно Каурисмяки мой режиссер. Мне близок его подход показывать события на грани трагедии и комедии с нотой легкой ностальгии. Он не перегружает свои фильмы символами, те что есть очевидны и сразу легко читаются. Но это не делает фильм простым при всем при этом.

    Героиня «Девушки со спичечной фабрики» получила имя яркого цветка Ирис не случайно конечно. Она как и этот цветок сдержанна внешне, и достаточно беззащитна внутри. Точнее у нее нет иммунитета против жизненных мерзостей. Начитавшись книг о приключениях Анжелики, девушка все чаще задумывается о серости своей жизни. У нее все идет по конвейеру в жизни, как и на фабрике спичечной, где она работает. Сплошная рутина и никаких ярких пятен. И конечно естественно, что однажды она захотела нарушить ход движения конвейера в прямом и переносном смысле. Первой попыткой добавить яркости и новизны в собственную жизнь стало новое красное платье.

    Характерно то что девушка то не более невзрачна чем все остальные финны. Просто она сначала предлагала себя миру без прикрас, такой как есть, но такую ее замечать никто не хотел. И вот приукрасившись она познакомилась с любовью, как она думала. Вообще говоря, ей можно посочувствовать. Голова Ирис полна книжными истинами, и она верит в правильные поступки. Поэтому она не сомневается, что если девушка занималась любовью значит между ней и мужчиной есть отношения. Ребенок при любых обстоятельствах-радость для обоих родителей, в каких бы они отношениях не были. А родители -всегда поддержка детям. Потому когда она разочаровалась по всем пунктам в таком своем мироощущении неудивительно что тихая скромная Ирис стала на тропу войны.

    Этот фильм нужно смотреть покадрово, очень внимательно, не отвлекаясь и тогда удастся в полной мере ощутить те чувства, что владели Ирис

    «Цветок любви завял!,"-поется в песне ближе к финала. У имени Ирис есть и другое значение. В некоторых культурах это растение-символ воинского духа, ведь его острые листья похожи на мечи. И героиня фильма Каурисмяки выбрала для себя именно эту интерпретацию, одним махом покончив с предателями и собственными иллюзиями…

    9 из 10

    15 ноября 2011 | 11:41

    Механизированный цикл от полена до спичечного коробка с первых же кадров обозначает вектор рутинного существования неприметной работницы, помолвленной с бездушным конвейером. Бездумно перебирая одинаковые упаковки, она, наверное, мечтает о прекрасном принце и семейном благополучии. Вот только вечеринка в фабричном клубе заканчивается тем, что даже самую несимпатичную кикимору приглашают на танец, а она остается сидеть на лавке в тоскливом одиночестве, слушая, как какой-то напомаженный слизняк, будто издеваясь, поет со сцены о далеких райских землях, исполняющих мечты о беззаботном счастье. Впрочем, скромница Ирис еще успеет обжечься, ведь замкнутая душа, жаждущая любви, еще не знает, что все мужики сво…

    Кати Оутинен — печальная муза Аки Каурисмяки. Как Биби Андерссон для Бергмана или Ума Турман для Тарантино, она всегда желанный гость на очередных съемках. И пусть актриса не обладает выдающейся внешностью, а уж понятия сексуальности и кокетства к ней и вовсе не применимы, неказистая, большеротая, с широким носом и глубокими грустными глазами, Оутинен идеально вписывается в типаж меланхоличной, одинокой и безрадостной женщины, столь уместный для подавляющего большинства лент режиссера. Именно такой серой мышкой можно назвать Ирис, которая молча улыбается сама себе, почитывая книжку в трамвае, молча покупает продукты и, опустив руки, молча мирится с домашней кабалой матери и отчима, хлопоча у плиты. Тугой хвостик, собранный неуместно игривой кислотно-розовой резинкой — как клеймо вечной девочки-дочки на побегушках. Мешковатый свитер мутно-синего цвета, на корню убивающий всю женственность, едва успевает смениться красивым платьем, купленным на долгожданную получку, как в ушах звенит пренебрежительное «шлюха», и в лицо летит увесистая пощечина с требованием вернуть деньги в семейный бюджет. Вечерами один похрапывает в кресле, а вторая безучастно курит, пока телевизор монотонно вещает о военных конфликтах и техногенных авариях, уносящих сотни невинных жизней.

    К слову, один из новостных блоков звучит на русском языке, что не несет какой-либо значимой смысловой нагрузки, зато напоминает о трепетном отношении финского режиссера к культуре большого восточного географического соседа. Чуть ли не в каждом фильме Каурисмяки есть маленькая частичка славянского мира, о чем далекий от скандинавского кино зритель может судить даже из названий картин. То его «Ленинградские ковбои едут в Америку», то он призывает: «Береги свою косынку, Татьяна». Ментальность, в которой живут его герои, на удивление близка русскому человеку. Белокурая Ирис — воплощение широкой души и открытого сердца, взятых в тиски аскетичного быта и леденящей черствости окружающих. Столь резкий диссонанс наивной доброжелательности и наплевательского эгоизма, рождающий неестественный симбиоз добра и зла, — как раз то, за что мы попеременно любим и презираем страну, в которой живем. Это то, что превращает девушку со спичечной фабрики из невинной Золушки в комнатную Беатрикс Киддо. И если перенести место действия финского фильма в обшарпанную российскую глубинку, его смысл ничуть не изменится, став вольной трактовкой звягинцевской «Елены».

    Черный юморок в фильме настолько черный, что вызывает лишь необузданное желание обнять и плакать. Вот «мужчина мечты» случайно принимает Ирис за проститутку, кладя купюру на тумбочку, вот «добрый» отчим приносит в больницу одинокий апельсин в качестве гостинца, вот коллега по работе реагирует на новость о беременности классическим покерфэйсом… Каурисмяки высекает драматизм истории из холодного гранита нордической стойкости с намеренной отстраненностью. Ни высокопарных фраз, ни проникновенных мелодий, ни каких-либо художественных приемов, целенаправленно вышибающих слезу. Режиссер методично сваливает на голову героини все возможные беды и испытания, лишь средствами изящных изгибов издевательски короткой и гладкой сюжетной нити затягивая петлю на шее несчастной. Чуть более чем за час экранного времени Оутинен, имея в сценарии реплик на полстраницы машинописного текста и играя на эмоциональных полутонах, как виртуозный диджей на эквалайзере, с блеском выполняет задачу показать на лице 50 оттенков безысходности, которые к концу фильма незаметно обретают свойство остервенелого фатализма. «Девушка со спичечной фабрики» — практически немое кино, полотно которого лишь изредка прорезается острыми сосульками безэмоциональных фраз. Конструкция фильма зацементирована на принципах такой увесистой некоммуникативности, какая могла бы застать врасплох самого Антониони.

    Прокладывая сюжетную тропу, по которой спустя три года пойдет дебютная «Убийственная Мария» молодого Тома Тыквера, Каурисмяки аккумулирует неоправданную несправедливость вокруг Ирис лишь для того, чтобы оправдать ее последующие поступки. Мощная энергетическая ценность развязки заключается в том, что ожидаемого эмоционального всплеска, побужденного растерзанным нутром героини, не происходит. Меняя заряд мировосприятия с плюса на минус, Ирис остается все той же кроткой забитой девочкой, обиженной судьбой. Но она садится в кресло и небрежно закуривает, точно так же, как ее ненавистная мать. Только глаза, полные кровожадного удовлетворения, выдают жуткую метаморфозу юной девичьей личности. Столь выразительные, что сам режиссер, будто испугавшись, в своем последующем творчестве пойдет по пути более нейтральных открытых финалов. Ведь без надежды нет созидания, а Аки Каурисмяки — все же не Ларс фон Триер, и трогательная, хрупкая вера в людей — именно то, что отделяет его работы от омута экзистенциальной чернухи.

    19 ноября 2014 | 22:53

    Когда девушку никто не любит, когда девушку никто не хочет, когда девушке некуда идти, девушка идет убивать. Банальная история женской мести, бессмысленной и беспощадной, рассказанная весьма оригинальным языком. По фабуле фильм явно из разряда «ничего особенного», но визуально он великолепен.

    Каурисмяки потрясающе стильный. А еще он зациклен на деталях и штрихах. Поэтому с точки зрения эстетического восприятия его фильмы гениальны и неожиданны. У мастера свой безукоризненный почерк, который узнаешь из миллиона. «Девушка» — квинтэссенция женской унылости и несчастности, поданная не без лукавого комизма. И сделано это очень я р к о.

    Бывает, что смотришь и думаешь: ну как же, маэстро, прямо не узнаю вас — здесь явно не хватает розового цвета! И через мгновение за окном кафе, где сидит героиня, проезжает розовая машинка, а потом еще одна. А мужские губы в цвет дивана, как вам? Перфекционизм в высшей степени проявления.

    9 из 10

    30 июля 2015 | 20:00

    Аки Каурисмяки безусловно стильный. Безжизненные, вялые проходки, сухая рефлексия иногда скатывающаяся в истерику так точно контрастируют с не в меру ярким рок-н-роллом, заставляя вспоминать самую лучшую режиссерскую форму Джима Джармуша. Но, даже не учитывая угнетенно медленный темп картина Аки попросту не предлагает мало-мальски интересной начинки. История про девушку, которая была настолько неинтересна, что ее даже «потанцевать» на дискотеке не приглашали стара как мир. Экранная пустота и отсутствие интерьера полностью соответствуют внутренней пустоте самой героини. Пусто не на экране — пусто у нее в душе. И разумеется, что этот сплав инфантильности однажды допускает существенный бой. В ответ на все несовершенства и жестокости внешнего мира мы получаем смелое бегство в «сменяхватит» и пузырек крысиного яда, как оружие против фрустрации. Не триллер, не драма, а этакий залихватский арт-хаус о совершенно неинтересной жизни, равно как неинтересна и продукция той самой спичечной фабрики. Аки Каурисмяки демонстрирует всем, что умеет снимать неплохо и в самых минималистических интерьерах, равно как и то, что он не очень силен с проработкой сюжета и работе над акцентами. В конечном итоге ведь все сводится к заурядной «чернухе», хотя из контуров того же сюжета могла бы выйти и красочная психологическая аллюзия на темы Терезы Декуэн, «Мамы-серийной убийцы» и «Догвиля». Так что, не стану слишком даже и вдаваться в подробности. Фильм совершенно не пришелся ко вкусу — слабая актерская игра, поверхностная подоплека, чрезмерная растянутость (несмотря на малый хронометраж фильм беден на события).

    2 из 10

    28 августа 2014 | 06:52

    Жизнь Ирис — ежедневное чередование одних и тех же механических действий. Днём работа на спичечной фабрике, где Ирис является не более чем дополнением конвейера. Затем однообразные вечера в кругу семьи: чтение сентиментальных романов, приготовление еды, ужин в полном молчании с курящей матерью и попивающим отчимом, уставившимся в телевизор. Тихий финский ужас. В воскресенье не лучше: пара кружек пива в пустом баре — вот и все развлечения. Впрочем, иногда бывает вечерняя дискотека, на которой никто не приглашает Ирис на танец — уж слишком она страшненькая.

    Однажды всё-таки случается нечто: на неё обращает внимание парень. Ирис решает, что встретила любовь, о которой мечтала всю жизнь. Но короткий роман на одну ночь завершается беременностью и нежеланием любовника продолжать отношения. Отец будущего ребёнка так и не появляется, вместо этого присылает по почте чек со словами: «Избавься от него». А инициированный родителями отказ от жилплощади становится для Ирис последней каплей терпения…

    Крайне скупая на эмоции манера рассказа, немногословие персонажей, экономия выразительных средств, почти аскеза — вот составляющие стилистики финского шедевра, наследующего традиции Робера Брессона. Но Аки Каурисмяки — певец городских предместий и пролетарский метафизик маленькой скандинавской столицы — ещё более пессимистичен, чем французский классик. Одиночество среди людей и невозможность обрести себя в этом холодном и прагматичном мире, безысходность и тоска достигают здесь предела.

    Трагичность и даже ужас создаются подчеркнутым лаконизмом вспомогательных средств: посредством функциональных действий. Но даже то, что лузерша совершает незаурядный поступок, становясь ненадолго «леди Макбет» пригородного масштаба, ничего не меняет: связь этого мирка с остальным миром давно утрачена. Это где-то далеко, в Китае, бушуют студенческие волнения (о чём сообщает за ужином телевизор), здесь же время остановилось. И по видимости навсегда.

    2 декабря 2013 | 10:42

    Иногда хочется понять, что движет теми людьми, которые снимают фильмы, показывая жизнь во всем её неприглядном виде. Есть различные мнения на этот счёт, но одно можно сказать точно. Каурисмяки умеет это делать на высочайшем уровне. В этом фильме всё просто и незатейливо. Сюжет не претендует на высокий уровень метафизический абстракций, показывая жизнь простой девушки в простом финском городе Хельсинки, у которой совершенно прямая и безысходная жизнь. На этом объективное описание фильма закончилось, переходим, как водится, к субъективному.

    «Девушка со спичечной фабрики» является третьим фильмом в серии про «неудачников», как называл свои ранние творения сам режиссёр. И из всех фильмов он самый безнадёжный. Сразу обращает внимание невероятно точное попадание с главной героиней. У всех великих режиссёров есть своя муза. У Каурисмяки это Кати Оутинен. В её глазах мы видим лишь пустоту и предопределённость. По сути, здесь нет никакой актёрской игры, но это как раз характерно для артхауса: в таких фильмах люди не снимаются, а воплощаются, проживают историю своих героев. Важна каждая мелочь: взгляд, мимика, окружение, одежда, постоянные сигареты в кадре и так далее. Образ абсолютной отчуждённости ей удался на славу. Что делать, если в твоей жизни не происходит ничего? Если ты существуешь исключительно по заданной схеме: дом-работа-стандартные развлечения? Остаётся только ждать какого-то внешнего события, которое волею судьбы вытянет тебя из твоего серого болота. Судьбоносная встреча для нашей героини оказывается роковой. Воспитанная на романтических книжках, героиня нашла для себя выход в проецировании воображаемого мира на реальный. Её радикальная пассивность и наивность привела её к суровой правде. Перестав отчуждённо воспринимать происходящее, она сбрасывает с себя любые оковы морального и практического толка. Со всей этой грязью нельзя больше иметь дел, она подлежит уничтожению.

    Каурисмяки показывает тот типаж людей, которые обширно представлен в литературе XX века. На ум приходит «Человек без свойств» Музиля, «Ослепление» Канетти, «Посторонний» Камю. Это люди, которые целиком захвачены внешним. Они, правда, могут контактировать с другими людьми, но выглядит это как механистический обмен импульсами. Никаких искренних чувств, только прагматизм. Крайняя реализация такого прагматизма родителями главной героини оправдывает любые её действия. В этом она похожа на главного героя «Постороннего». Её метафизический бунт превращается в реальное действие. В таком мире только одно событие являет собой разрыв в размеренности жизни — это смерть. Радикальная пассивность превращается в радикально рассудочное уничтожение. Это обратная изнанка любого механизма, когда в нём ломается деталь, весь механизм летит к чёрту. Её безумная растрата жизни, конечно, не может найти никакого оправдания в мире без свойств, поэтому участь её очевидная — это участь Мерсо и Йозефа из «Процесса».

    Вновь поражает совершенный саундтрек. Это одна из многих картин Каурисмяки, где его дисгармоничность с событиями в фильме лишь усиливает общее впечатление. Ницше писал, что в трагедии надо видеть комедию. Так и здесь. А ведь у главной героини нечего отнимать, поэтому ей не страшны трагические последствия. Это вот те люди, которым очень важно всё сосчитать и исходить из соображений пользы действий — вот им важны последствия. Из этой драмы нет выхода. Трудно вообще вообразить, что достигшая таких размахов отчуждённость может быть преодолена рациональными методами. Разве что принудительным отбором.

    Одно можно ещё добавить. Пока мы способны на такой бунт — мы будем увеличивать наши шансы выбраться из этого ада. Конечно, если даже найдётся сотня таких же «сильных», пусть и поневоле, то что станется с миллиардами слабых? Парадоксально, но именно абсолютная отчуждённость помогла героине — её улыбка в саду стоит всей её жизни. Значит, нужно уметь «выключать» себя из этой паутины. Героине повезло: её «выключило» внешнее событие разрыва между мирами фантазий и реальности, если бы не это, она бы осталась полностью в механической паутине. Другим же стоит вынести из этого фильма соответствующие уроки. А фильм получился шедевральным, это кто-то собирался оспаривать? И никаких «зачем», объявленных в начале рецензии, здесь не может быть задано. Воспринимайте это как дыру в пространстве, а только этот фильм всё равно будет присутствовать и рассеивать любые попытки оценки.

    19 января 2015 | 23:27

    Сегодня я посмотрел фильм Аки Каурисмяки «Девушка со спичечной фабрики». Жизнь ее одинока, наполнена тяжелыми переживаниями, и песня в исполнении музыканта в баре говорит ей о невозможности избежать происходящих вокруг событий. Всеми силами она жаждет найти близкого и понимающего человека, но окружение ее настолько бездушное и расчетливое, что все их действия напоминают механизм спичечной фабрики. Однако, она уже находится в отчаянии и готова схватиться за любую соломинку, когда знакомится с мужчиной в ресторане. И на первых минутах знакомства готова уже полностью отдать свою жизнь и судьбу в его руки, в танце она преисполнена нежности и находит выход своих чувств, теснивших давно ее грудь, страстно прижимается к нему и на мгновение становится счастлива, хотя ощущение кратковременности этих мгновений, наверняка, не покидает ее. Конечно, тут преобладает выраженная односторонняя симпатия, не находящая взаимности у обеспеченного, хотя и неглупого лица мужского пола, о чем он вскоре и сообщает ей. Дело в том, что отчаянный, жалеющий себя человек чрезвычайно уязвим, хотя бы только потому, что уже не верит в себя, измучен и остро нуждается в родной душе, которой должен донести все терзающие его сомнения, переживания и услышать в ответ голос любви и доброты, понимания, которые дадут знать о том, что он не один, что он кому-то нужен. Но даже в этом случае могут наблюдаться приступы истерики, недоверия, чрезмерные требования, необходимая потребность в знаках постоянного внимания у испытавшего отчуждение человека, потому как длительное одиночество и пренебрежение окружающих оставляет глубокие и нестерпимые раны и становится определенным стереотипом восприятия. При длительной фрустрации психика сильно страдает и для того, чтобы обрести внутреннюю свободу и зажить гармоничной и счастливой жизнью требуется разное по продолжительности время в зависимости от тяжести состояния человека. Можно сказать, что это клинический случай и часто необходимо вмешательство опытного психотерапевта. Еще нужно учесть, что в таком состоянии сложно по-настоящему полюбить, однако, есть крайняя потребность в любви. Люди, которых встречает Ирис, не готовы к самопожертвованию, не отличаются человечностью и искренностью. Каждый преследует свои меркантильные цели. Завершение истории напомнило о «Догвиле», течения этих фильмов, пожалуй, во многом схожи и говорят о невозможности жить счастливо и гармонично в абсурдном обществе, разве что только в кругу близких людей и среди настоящего живого окружения — солнца, травы, деревьев, животных.

    7 июня 2012 | 19:17

    «И будут мертвые — от холода и голода, где-то там, посреди леса.» (с)

    Незнакомый мне пока что, признанный Аки Каурисмяки, из страны, о кино которой я, в принципе, не знаю ничего. Когда я думала, что бы у него такое посмотреть, выбор пал на «Девочку со спичками» — взрослую, уже практически совсем из нашего времени. Самое начало — фраза, вынесенная в начало и моего отзыва, еще до титров, уже говорит нам, о чем будет этот фильм.

    Само кино, с первого взгляда — безобидное, равнодушное, спокойное, сюжет, можно сказать, полностью соответствует синопсису на КиноПоиске и во многих других источниках информации, именно так, а не наоборот. Но идея фильма тяжела, угентающа, рискну предположить, что для тех, кому надо привыкать к таким видам и пейзажам, гнетущей будет и картинка. Если в нее всмотреться и постараться описать — Ирис, героиня, с застывшим лицом, похожая на селедку (сама девушка — не так уж и некрасива), унылая спичечная фабрика, неприятная черствая семья, с вечной бутылкой водки на столе, один-единственный апельсин (у нас в больницу ходят с сумками) — это тяжело. Телевизор — как краеугольный камень, единственное, что еще может как это объединить между собой членов этой семьи, не считая книжек про Анжелику, как некую нить между нелюбимыми матерью и дочерью, ведь обеим наплевать на этот подарок. Ощущение подавленности в процессе просмотра возникает периодически, для чего, в этом недолгом по хронометражу кино, использованы все средства. В частности, звук — тот самый заводской шум или же шум ловушек Зоны, если я не ошибаюсь, это звук сопровождал путешествие героев «Сталкера», что было намного раньше. На спичечной фабрике, которой и является жизнь Ирис, потому что в ее жизни ничего больше нет, скорее всего, звук служит для усиления ощущения тяжести воздуха, которым она дышит. Ее личной Зоной, потому что она отчуждена ото всех, она посреди леса, где все волки, откуда ей, как по мере приближение к концу становится понятным, никогда не вырваться.

    Для контраста тусклой жизни незадачливой героини и всех ее окружающих звучат песни со словами, иллюстрирующими совершенно другую атмосферу. Противоположную действительной, то ли — для надежды, то ли для — контраста. Есть и элементы сентиментальности, например, за цветастое платье, купленное на свои честные деньги — крепкая пощечина, за простые женские мечты — купюра на столе. Но они не то, чтобы трогают, как это бывает во многих фильмах, они скорее внушают, что не будет хорошо, что ничего нет, есть лишь этот тяжелый воздух, которым — либо дыши, либо не дыши, и ничего больше. Можно помогать себе кружками пива, мнимыми подругами, ходить на колхозную танцплощадку, читать серии книг, вот только если бы это что-то могло изменить. Интересно и предположить, что Ирис — и есть спичка, какие делали на «ее» фабрике. Маленькая, ненужная, каких полно, какие легко ломаются, но вот играть с ними опасно. К слову, герои не вызывают каких-то сильных чувств, симпатии либо сочувствия. Лишь вся иллюстрация, целиком и полностью, создает то самое ощущение безысходности.

    Почему безысходность? Порой ее создает кто-то сам для себя, иной раз в этом очень сильно помогают другие (люди, обстоятельства и т. д.), как было в этом примере. Простой, с виду незатейливый, немногословный фильм демонстрирует тяжкую идею, высказанную в его самой первой (написанной) фразе. А еще, можно добавить, безысходность — иногда в самом человеке, только от нее точно также — не убежать.

    5 мая 2011 | 21:26

    Человек, в творчестве которого «преломились» такие имена как Чаплин и Достоевский, и по сути заново создающий язык кино в эпоху аконцептуализации мирового кинематографа- Аки Каурисмяки, всегда был рупором «маленького человека», зажатого в тиски социального отчуждения…

    Под шум станков, и фиксации камерой по фазовой последовательности производства спичек, зритель знакомится с главной героиней, нелюдимой альбиноской Ирис(цветочное имя, не раз обыгрывается режиссёром в процессе повествования). Улыбку на лице которой, способна вызвать только очередная глава потёртого томика «Анжелики», книги, из года в год на день рождения получаемой от собственной матери. Она нелюбима и одинока, ей нужна ласка мужчины и участие родных, но «сложная внешность» мешает героини познакомится с парнем, а привычное безразличие родителей(так часто бытующее в семьях, в отношении между поколениями) порождает в девушке «асоциального урода». В одной из сцен она пытается нарушить последовательность коробок «плывущих» по конвейеру, таким жестом словно сопротивляясь однообразию собственной жизни. Когда же она и в реальности попробует вырваться из монотонности существования, всё что ограничивало её прежде- «пожнёт бурю»!

    В этом фильме- одни люди, это- «Механические машины»(станки спичечной фабрики), которые выполняют из-за дня в день одни и те же действия-привычки, смотря перед собой и не заглядывая в глаза друг другу, боясь увидеть там отражение собственной пустоты. Другие же, порождённые ими(станками) люди- «Спички», готовые разгореться в любой момент. Придёт время и огонь ненависти испепелит одних и обожжёт других…

    Очень многое в этой картине вызовет ностальгию нашего зрителя, помнящего последние годы Союза- так: настенные ковры, вышеупомянутые серия книжных романов «Анжелика», телевидение- с одной единственной программой новостей, скромность декора и простота быта, да и общий стиль ленты созвучен, нашему перестроечному кино. Также явный «привет» передаваемый Каурисмяки нашей Родине, то и дело слышимая русская речь из огромной радиолы героини, и удалая «Цыганочка»(здесь почему-то сыгранная в стиле «сёрф») за кадром картины…

    9 из 10

    23 ноября 2010 | 19:15

    Удивительно, насколько поэтичны фильмы Аки Каурисмяки несмотря на кажущуюся простоту содержания и формы изложения. Магия кино! Именно в фильмах финского маэстро ее можно ощутить в полном объеме. Казалось бы, полное отсутствие действия, минимум сказанных слов, скупая игра актеров, сплошная бытовуха — но фильм намертво приковывает внимание зрителя и не отпускает до самого конца.

    `Девушка со спичечной фабрики` — квинтэссенция всего вышесказанного, и это, пожалуй, один из главных шедевров Каурисмяки. Весь сюжет фильма умещается в несколько строчек аннотации, внешне похожей на описание завязки какого-нибудь голливудского фильма категории В (девушка-лузер изо дня в день влачила жалкое существование и терпела унижения, пока наконец ей это не обрыдло, и она пошла воздавать обидчикам по долгам — именно на отмщении и акцентировали бы внимание голливудские киношники).

    Но `Девушку` нельзя смотреть ради последних 15-20 минут — именно столько времени занимает месть героини. Здесь важен каждый кадр, каждая мелочь. Деталь — вот движущая сила каурисмяковского кино. Ничего особенного — просто очередная поставленная под лавку пустая бутылка, в одиночестве выпитая на дискотеке; просто очередной подаренный мамой на день рождения томик `Анжелики`, поставленный на полку… — но впечатление производит.

    Минимализм, присущий Джармушу, Одзу, Брессону, накладывается к тому же на финскую ментальность, и это создает неповторимую меланхоличную атмосферу, ради которой и стоит посмотреть этот фильм всем любителям настоящего кино.

    Напоследок, нельзя не упомянуть характерную джазовую и эстрадную музыку, звучащую в фильме время от времени. Именно из текстов песен мы узнаем то, `о чем молчат герои`, что наводит на сравнение `Девушки со спичечной фабрики` с неким `немым мюзиклом`, в котором музыкальные номера исполняются за сценой, но являются не аккомпанементом, а непосредственно смысловым элементом действия.

    9 из 10

    28 ноября 2009 | 02:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>