всё о любом фильме:

Призраки Гойи

Goya's Ghosts
год
страна
слоган«Tell me what the truth is»
режиссерМилош Форман
сценарийМилош Форман, Жан-Клод Карьер
продюсерСол Заенц, Марк Альбела, Денис О’Делл, ...
операторХавьер Агирресаробе
композиторДэн Бауэр
художникПатриция фон Бранденстайн, Хосе Мария Аларкон, Эдуардо Идальго мл., ...
монтажАдам Бум
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Испания  317 тыс.,    Чехия  185.2 тыс.,    Италия  173.2 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время109 мин. / 01:49
Инесс, музу знаменитого портретиста Франциско Гойи, инквизиция бросает в темницу. В отчаянии живописец просит о помощи своего друга, священника Лоренцо. Их взаимоотношения подвергаются серьезному испытанию, необратимо меняя судьбы всех троих.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
30%
26 + 61 = 87
4.8
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Милош Форман пригласил Натали Портман на роль Инес, после того как заметил ее сходство с девушкой, изображенной на картине Франсиско Гойи «Молочница из Бордо» (1825-27).
    • Финальный кадр фильма — это автопортрет Гойи, написанный в 1815 году.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 714 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Запутанная драматическая история, лишенная глубины — вот что хочется сказать про «Призраков…» Формана. Красивые декорации, достоверные костюмы, но зрелище кажется картонным. Желтоватые тона фильма усиливают впечатление от простой стилизации (пожелтением под старину любят имитировать древность).

    Возмутительно вольно Форман обходится с историческими событиями. О вольностях пишут разные люди, заметившие лажу. Но пишут как-то по мелочам. Что-то о том, что де ноги не так связали, дыбой пользовались не так. Что такая-то картина не тогда была написана, когда в фильме показывали.

    Я вас умоляю! Это такая чепуха! Намного страшнее другое…

    Это кто режиссеру рассказывал, что узники в казематах были голыми? Видать, это он присочинил, чтоб добавить картине эротичности. Будь там какой-нибудь мужичок с обрюзгшим телом, его бы приодели.

    Кстати, узница покидает заточение в одежде. Можно подумать, что она по дороге ее нашла, но где? Это вам не американская тюрьма, когда то, что забрали, после срока выдают обратно. Да и как она вышла, когда ее приговорили к смерти?

    У Формана получилось, что все инквизиторы такие дураки и мерзавцы, чтоб заподозрить кого-либо в ереси только из-за нелюбви к свинине! Преувеличение заметит и не историк, а историк уж точно скажет, что охочая до создания огромного количества протоколов и дотошная испанская инквизиция не могла вот так слету, без размышлений верить любому доносу. Это такое известное преувеличение по поводу священного трибунала, которое появилось ближе к нашему времени. Славе инквизиции как чего-то порочного и пользующегося абсолютной безнаказанностью поспособствовал известная книга бывшего не то секретаря, не то еще какой крутой шишки от инквизиции Хуана Антонио Льоренте, которая так и назывался «История Инквизиции». Кстати, про этот труд более чем уместно в вспомнить, потому что главный злодей в «Призраках…», как говориться, ну просто вылитый Володька… в смысле, Хуан Антонио.

    На картине, показанной в фильме, этот герой стоит в такой же позе и в такой же одежде, в каких написан Льоренте у Гойи. А главное, что основные повороты судьбы этого злобного инквизитора с известного историка инквизиции ну просто списаны! Персонаж нашего фильма тоже секретарь инквизиции и тоже убег к французам. Льоренте у французов стал лютым свободоборцем и написал эту самую книжицу, так любимую нашими советскими борцами-антирелигизниками, хотя даже самый последний Григулевич как бы между делом сознавался, что хоть испанский историк и помог ему что-то осмыслить, но легонько приврал в количестве жертв и намеренно сгустил краски.

    Как жаль, что Лиоренте жил так давно и не может оценить, прототипом для какого героя стал! У мертвых глаза не видят. Придется нам, зрителям, моделировать возможную реакцию. Вот мне кажется, что он испытал бы, как сейчас говорят, сильнейший баттхерт, который, как опять же мне кажется, полностью заслужит. Так тебе и надо, презренный враль! Получи от плодов сочиняемых тобой баек.

    А будь я поклонником Льоренте, я бы возмутился. Вы что, свечку держали? Это же чистой воды поклеп! Никаких узниц Хуан Антонио не совращал. Понятно, что все в фильме вымысел на реальных событиях, но если придуманное про Гойу и его музу в целом не обидно, то про инквизитора, сбежавшего к французам вышла чистая клевета. Между тем, самому Форману и людям, не любящим инквизицию как-то странно бросать камнями в тех, с кем они солидарны.

    Гойи в фильме мало и он очень неэмоционален. Он в целом положительный герой, хотя известно, что в жизни художник не был слишком кроткого нрава. С Гойей в фильме связана одна хорошая мелочь. Показано, как он делает офорты — это полезно для зрителя, не имеющего прямого отношения к изобразительному искусству. Порадовала достоверная шляпа со свечами. Не порадовало то, как Гойа писал героиню Натали Портман, потому что вышло слишком современно, хотя это тоже мелочь.

    Вообще в «Призраках» очень мало и Гоий и Инквизиции, зато много перевоплощений Натали Портман, которая на девушек с картин великого испанца ну как-то совсем не похожа. Уж очень типичная для современного глянца у ней красота.

    Фильм кончается, а оплакивать никого не хочется. Для этого «Призраки Гойи» получились слишком стерильными, хотя я не считаю, что зря потратил время на просмотр.

    24 июля 2015 | 21:05

    Есть фильмы, которые не оставляют равнодушными, а мастерство авторов заставляет зрителя проникнуться картинами фильма. Дирижируя чувствами смотрящей аудитории, режиссёр представляет нам панораму событий. Сложно представить, чтобы столь серьёзное кино оставило без эмоций.

    «Призраки Гойи». Наверное, из всех возможных названий для этой картины это самое удачное. Эту «тяжёлую» историю надо смотреть со стороны современника-наблюдателя тех событий. Фрасциско является наилучшим примером. Кто, как не художник может послужить наилучшим «зеркалом», отражая мрачную и депрессивную действительность той эпохи? Взгляд через призму художника даёт нам объективную картину происходящего. Обладая талантом, творец переводит на холсты ужасные, чудовищные вещи того времени. Совершенно правильно подчёркнуто, что после того, как Гойя стал глухим, жизнь становится для него настоящим полотном, лишённым звуков, музыки слов, оставляя лишь картины… Эта история обладает пессимистической атмосферой несправедливости, где счастья нет ни для кого. Бумеранг возвращает зло, которое рождается вновь и вновь, сопровождаясь насилием и произволом.

    Поначалу лента не захватывает и кажется скучной и неинтересной, но когда история приобретает неожиданный поворот, всё меняется: фильм принимает новые окраски, больше похожие на жанр триллера. Времена меняются, оставляя шрамы на судьбах людей.

    Гойя, чувствуя некоторою косвенную вину, пытается всеми силами помочь несчастной, что когда-то была эталоном красоты для работ мастера. Но неизбежность и рок берут своё, не давая очередного шанса героям.

    Высока заслуга актёров, которые мастерски изобразили образы. Портман — прекрасна в любом амплуа, а перевоплощение из прекрасной девушки в убогую старуху выполнено на все сто! Жалость, испытываемая к безумной, но, ни в чём не повинной женщине безмерна, наверное, тоже благодаря замечательной игре этой актрисы. Хавьер Бардем правильно подобран на роль, потому что такой негодяй должен производить впечатление настоящего мерзкого типа, именно, обладая такими внешними данными в сочетании с тембром голоса и, конечно, прекрасной актёрской игрой. Стеллан Скарсгард — образ вроде бы пассивный, но как личность, обладающая талантом, выглядит весьма убедительно.

    После фильма остаётся некий осадок, некоторое время остаёшься ещё с мыслями о фильме, вспоминается антураж того времени и печальная история, в которой должно быть всё по-другому, лучше, но грубая, и жестокая реальность рубит всякий романтизм и счастливый конец на корню, оставляя лишь бесконечную обречённость.

    21 августа 2009 | 15:35

    Ну что ж… Фильм очень даже приятный, мне понравился. Нельзя сказать, что я билась в истерике, говоря, что это венец кинематографического искусства, но тем не менее…

    Несмотря на название и ясно биографическую претензию фильма, я не могу сказать, что великий художник является главным героем. Скорее он участвует в неких событиях, которые, по большей части, он просто наблюдает со стороны. Разве не этим объясняется его довольно-таки неубедительная попытка повлиять на Лоренцо и освободить Инесс? Полная пассивность.

    Вообще, Гойя представляется… двойственным человеком — с одной стороны он изготовляет литографии, обращающие в ярость святую инквизицию, а с другой — боится решительно сказать слово вразрез с сильными мира сего. Тем громче звучит фраза Лоренцо в конце картины, что Гойя чрезмерно зависит от денег… смягченный вариант.

    Далее — великолепный образ Лоренцо, созданный гениальным Хавьером Бардемом. Здесь и классический образ служителя инквизиции, безнаказанно превышающего свои полномочия и разрушающего до основания все моральные устои. А позже — верноподданый императора Франции, добропорядочный семьянин, искренне любящий своих детей. И здесь открывается тема влияния прошлого на будущее и т. д. Возвращается Лоренцо в родную Испанию, а его вместо безграничной власти ожидает встреча с, так сказать, ошибками молодости…

    Теперь о Портман. Начнем с Алисии, как с менее яркого образа… честно говоря, совершенно незапоминающаяся героиня. Ну, стала проституткой, а потом вышла замуж за офицера… поздравляю! Удачненько сложилось. А вот Инесс — это что-то неподражаемое. Когда вместо жизнерадостной, красивой, молодой девушки внезапно на экране появляется жуткого вида сумасшедшая — как-то комок подкатывает… А любовь к Лоренцо? Это же просто невообразимо! По логике вещей, она должна была его ненавидеть…А вместо этого — искренняя и преданная любовь. И безграничная вера. Вообще, это восхитительная способность человека верить, не замечать обмана. Наверное, только без веры человек начинает умирать. Когда исчезает доверие — меркнут остальные чувства. А бесчувственный человек — это мертвый человек.

    И главное чувство, пронизывающее этот образ — любовь. Любовь к насильнику; любовь к своему ребенку, которого героиня никогда не видела; любовь к ребенку, которого она увидела первый раз в жизни и приняла за своего — многогранное чувство.

    Вообще, я не могу сказать, что Натали — актриса невысокого уровня… Я ее зауважала после фильма «Близость»… Но здесь она меня просто шокировала глубиной чувств, раскрытием характера.

    Концовка — великолепна! Поразительной глубины эпизод.

    А еще в фильме мне понравились братья Инесс. Очень понравились. Особенно младший.

    25 июля 2010 | 16:24

    Картине Милоша Формана я поверил как-то сразу. У меня не было претензий к каким-то натяжкам и искусственностям на протяжении всего фильма. Тон повествования соскакивал с трагического на фарсовый, что как нельзя лучше описывает жизнь человечества, особенно в периоды великих потрясений.

    «Призраки Гойи» не стоит рассматривать лишь как исторический фильм, рассказывающий о конкретном известном художнике, жившем в Испании в конкретный исторический период. Типажи представленные в картине, темы, поднимаемые здесь, свойственны всем эпохам и странам. Пожалуй, во времена больших перемен как никогда в другое время проявляется истинная сущность человека, становится ясно чего он стоит. Остается ли он самим собой, пытается сохранить привычные взгляды и ценности, наперекор бушующему за окном слому прежних порядков, или же подчиняется всеобщей вакханалии, с удовольствием растаптывая призраки прошлого, некогда столь могучие и жуткие. Именно в такое время вдруг становится понятным, что глава церкви, глава святой инквизиции, пред которым трепетало всё королевство, на самом деле всего лишь немощный старик, который без своего привычного облачения выглядит не величественно, а просто жалко. И понимаешь, что для талантливого выскочки, так хорошо сыгранного Хавьером Бардемом, нет разницы где строить карьеру — в лоне церкви или же на политической арене. Хорошая соображалка, инициативность в нужные моменты, отличное понимание принятых правил игры позволяют пробиваться наверх везде и всегда, какая бы историческая буря не бушевала вокруг.

    Хочется отметить, что эта самая История, холодная и безучастная, врывается в жизнь героев как-то по-настоящему — на полуслове прерывая пламенные речи и руша все прежние планы. Лишь маленькая случайность оставляет у королевского двора живописца Фарнциско Гойю, который преподнес «ужасный» портрет королеве, изобразив ее дурноту без прикрас. Художник мог поплатиться за это удалением от двора, ссылкой, немилостью, но здесь вмешивается могучая История, которая заставляет короля забыть обо всем мелком и незначительном — ему сообщают о смерти короля Франции Людовика XVI — его кузена. Только об этом он и будет думать в ближайшее время — ведь королей не убивают, их не гильотинирует толпа, это все из области мифов и сказок, как можно уложить такую мысль в своей голове? Вчерашнего монарха, помазанника божьего, вседержителя мощнейшего государства казнят как последнего бандита! Какой слом сознания, какой душевный переворот. А в этот момент Гойя может вздохнуть с облегчением — судьба на этот раз оказалась милостива к нему.

    И еще один из важных героев этого фильма — Толпа. У Милоша Формана понятие «толпа» не равно «массовка». Каждый, составляющий толпу, находится на своем месте с четкими инструкциями, ведущий себя и одетый подобающе, как должен выглядеть и вести себя обыватель того времени. Почему стоит вообще выделять Толпу как отдельного персонажа? А для кого же еще, как не для нее, стараются пламенные ораторы, священнослужители и прочие, любящие поиграть на чужих страстях. Ведь от толпы во многом зависит судьба этих исторических фигур — смогут ли они ее убедить и заставить идти за собой или будут сметены и втоптаны в грязь. И как это ни горько, но Толпа (а можно обобщить и до народа в целом) подчас чрезвычайно легко меняет своих фаворитов и готова кричать сегодня «Да здравствует король!», а завтра, с не меньшим воодушевлением, «Да здравствует республика!» Сегодня она одобрительно кричит во время казни осужденных инквизицией, а завтра с улюлюканьем встречает казнь инквизиторов. И всё это происходит на площадях в атмосфере праздника, с песнями и плясками, под звуки духоподъемной музыки. И как сложно остаться в здравом рассудке, уберечься от соблазна не закричать вместе с остальными «Ура!» новой власти во время всеобщего истерического загула, и остаться самим собой, что все-таки удалось Франциско Гойи.

    Один из лучших фильмов по честности и правдивости, который видел за последнее время.

    2 января 2015 | 14:48

    Лет в 15 я был поклонником Формана. «Полет над гнездом кукушки» эмоциональным накалом поразил юную неокрепшую душу. С годами я стал с подозрением относиться к нагнетанию страстей: анализ сразу выявлял нестыковки и подтасовки, которые должны были работать на авторскую идею, сгущая ужасы, вываливаемые на трепещущего зрителя, давящегося попкорном.

    Так работает нападение кулаков на поезд с хлебом в «Коммунисте» Райзмана, так у Спилберга бездушные эсэсовцы играют на пианино в момент расстрела беззащитных евреев. Началось все это еще с колясочки в «Броненосце „Потемкине“». Что поделаешь: вот оно, настоящее искусство, настоящая пропаганда…

    «Призраки Гойи» сразу насторожили. Инквизиция захватывает дочь крупного капиталиста из выкрестов. (Еврейские мотивы, мелькающие у Формана, заставили предположить соответствующие корни — Информация в Кинопоиске показала, что предположение обосновано.)

    Девушку пытают, заставляя признаться в тайном иудаизме. Тем не менее давление на почтенное семейство не оказывается. Возникает вопрос: А ЗАЧЕМ? Зачем инквизиции держать героиню Портман в застенках 15 лет (!), когда ее папаша и так прекрасно жертвует на Церковь? Вообще-то, обычно такие срока были ни к чему: обычно принуждали к публичному покаянию или уж сжигали. Вот и герой Бардема говорит: «Мы тут сожгли в этом, 1792 году, аж 8 грешников». Возникают исторические сомнения: читая Льоренте, исследователя испанской инквизиции, узнаём, что последнее сожжение произошло в 1781 году. Налицо прямое искажение режиссером и сценаристом исторической правды.

    Оно нужно им для проведения какой-то своей мысли. Поначалу думаешь, что мысль эта антиклерикальная: все зло от религиозного фанатизма. Ан нет: беглый инквизитор Лоренцо, «оказавшийся неженкой и не выдержавший пытки» ("Дон-Кихот»), переметнулся к французским прогрессистам и служит Жозефу Бонапарту. Но и прогрессисты не показаны светочами. Выходит, физическая боль и есть единственное, чего надо избегать? Потому что совладать с ней никто не в силах? Видимо, именно такую мысль проводит автор: никакие Большие идеи не стоят никаких жертв. Это типично постмодернистская идея, внятно озвученная, скажем, Лиотаром. Ее ростки можно было увидеть уже в противостоянии Мак-Мерфи и Старшей Сестры. Тем не менее, и там и тут ценность индивидуального противостояния Системе даже с применением насилия оправдывается: отец Инес жестоко пытает малодушного Лоренцо.

    Пропагандистское начало постмодернистов проявляется не в первый раз. Вспомните хотя бы «Жизнь Дэвида Гейла» Паркера с совершенно надуманным сюжетом и надрывным пафосом. Полезно также знать, что и Паркер ("Миссисиппи в огне»), и Спилберг ("Список Шиндлера») обвинялись в искажении реальной истории. Форман взял более отдаленный период, так что возмущение отдельных любомудров меркнет на фоне благоговения профанов, иск подать некому — наследники инквизиторов предпочтут молчать. Сам режиссер особо и не отпирался, намекая, что чехословацкие и советские коммунисты, от которых он бежал в «свободный мир», как раз и есть такие инквизиторы!

    То, что картина поставлена с изрядным мастерством, делает ее пропаганду еще опаснее и тлетворнее. Ведь и Геббельс был выдающимся оратором, хотя, к своему несчастью, не стоял на позициях неолиберализма. Однако мастерство это не совсем художественное, а агитационное: чтобы поразить зрителя, можно показать ему неприкрытое насилие — например, отрубить хвост кошке прямо в кадре — чтО может быть сильнее удара по нервам?!

    Поэтому оценку поставить затрудняюсь, признавая профессионализм и дарование режиссера и резко отрицательно относясь к его исторической концепции.

    9 марта 2009 | 13:26

    Спешу разочаровать поклонников Натали Портман и тех, кто, насмотревшись рекламы, мечтает увидеть ее на дыбе — вы этих кадров даже не заметите. Не сказать, что история захватывает и держит в напряжении весь фильм. Как-то большего ожидала. Я ожидала увидеть Гойю, а перед моими глазами разыграли обычную человеческую драму.

    К Гойе этот фильм не имеет прямого отношения. Великий художник — второстепенное лицо. Он летописец тех событий. Какой-то вялый. На мой взгляд, свидетель. Он вяло борется за свою музу, вяло обвиняет своего экс-друга в продажничестве.

    8 из 10

    11 мая 2007 | 14:05

    В феодальной Испании Великая Инквизиция на последнем издыхании отчаянно цепляется за жизнь, вводя все новые правила и запреты, возрождая бесчеловечные пытки и сожжение вероотступников. На троне Карл IV, но балом фактически правит любовник королевы, Годой. Во Франции набирает обороты революция, результатом которой становится вторжение армии Бонапарта в Испанию. Король отрекается от престола в пользу своего сына Фердинанда, а когда под давлением французов и он оставляет трон, и правителем провозглашают брата Наполеона, в стране начинается напряженнейшая партизанская война. Еще через некоторое время в Испанию входит британская армия под руководством Веллингтона, на престол возвращается Фердинанд, который, не гнушаясь политики террора, воссоздает и укрепляет в своих правах Инквизицию и разворачивает глобальную антилиберальную программу. Страна изнемогает под гнетом пыток и голода, что в итоге приводит к затяжной гражданской войне и к новому государственному перевороту в 1823 году. Именно такой исторической подоплекой встречает зрителя фильм Милоша Формана о знаменитом испанском живописце Франциско Гойе.

    Сразу стоит оговориться, что характеры и историко-политические реалии очень неплохо прописаны в книге, выпущенной самим Форманом и сценаристом Клодом Карьером год спустя после премьеры фильма. В самой же картине события максимально урезаны и разворачиваются в основном в Мадриде, до которого уже начинают доноситься громовые раскаты приближающихся затяжных войн. Но хаотичность быстро сменяющих друг друга событий призвана не столько отразить исторические перемены, сколько оттенить человеческую драму, сложенную из противостояния с обществом и конфликта с самим собой. В горнило неспокойной эпохи попадают трое: известный живописец Франциско Гойя, дочь богатого купца, ложно обвиненная в вероотступничестве и иудействе (что интересно, роль музы Гойи исполнила Натали Портман, иудейка по вероисповеданию), и молодой амбициозный монах Лоренцо.

    Швед Стеллан Скарсгард выглядит практически точной копией испанского живописца. Во всяком случае, детальное сходство с теми портретами и автопортретами, которые сохранились до нашего времени заметно даже невооруженным взглядом. Актер, может быть, и не проявляет здесь весь свой талант, но играет свою роль твердо и довольно убедительно. Жаль, не полностью раскрыт персонаж Лоренцо, хотя испанец Бардем, пожалуй, больше всего вписывается в антураж и убедительнее всего выглядит, играя как пылкую веру, так и не менее страстное разочарование. Несмотря на сравнительно небольшой хронометраж ленты, ему удается в полной мере показать те изменения, которые произошли с его героем именно с той долей надрыва, которая не выглядит переигрыванием. Кстати, говорят, у Лоренцо существовал реальный прототип, генеральный секретарь испанской инквизиции, в конце восемнадцатого века написавший «Критическую историю инквизиции Испании». Натали Портман, приглашенная режиссером за сходство с девушкой, изображенной на картине Франсиско Гойи «Молочница из Бордо», также выступает в роли жертвы жестоких обстоятельств, очень живо и убедительно превращаясь из молодой цветущей девушки в измученное существо, лишенное всего, что дорого ей: положения, семьи, даже рассудка. Да и жизнь в застенках инквизиторской тюрьмы вряд ли можно назвать переменой к лучшему. Брошенные, потерянные герои безрезультатно пытаются отыскать хотя бы каплю света в творящемся вокруг аду.

    В фильме мы видим Гойю уже художником, получившим определенную известность: он приближен к королевскому двору, имеет особый статус, а по Мадриду упорно ходит слух о том, что живописец продал душу самому Дьяволу. И, хотя в его работах все еще встречаются отзвуки былых радостно-возвышенных мотивов — роскошная позолота королевских покоев, изящность фигур, утонченность линий и высота яркого неба — Гойю все больше занимает неприязнь к тем реалиям, в которых он вынужден жить, мрачная неудовлетворенность ситуацией, сложившейся в стране и неподдельный интерес к идеям Французской революции. В это время он создает серию гравюр, которое раскрывает уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка», чем немедленно обращает на себя внимание Инквизиции, организации, доживающей свои дни и вспоминающей о былом величии. Пугающе мрачным работам еще далеко до знаменитых «Черных картин», но уже здесь проявляется талант Гойи как выдающегося гравера, моментально схватывающего суть вещей и событий. Уже здесь видны изломанные фигуры, изуродованные черты лиц, больше напоминающих маски, и нескрываемая насмешка над современной ему Испанией, которая опошлилась, утратила былые гордость и величие. Он шаг за шагом открывает за грязью мостовых и за роскошью богатых покоев пороки, напасти, горести, страдания и бесконечный мрак души человеческой.

    По мере развития сюжета обстановка нагнетается, краски сгущаются, ужасы войны и отчаянного испанского сопротивления прорисовываются все отчетливее как в жизни, так и в сознании Франциско. Улицы города в прямом смысле залиты кровью, полуразрушенные и разграбленные дома заполнены трупами, над городом висит плотное пороховое облако, скрывающее от обессиленных горожан свет жаркого мадридского солнца, и конца всему этому не предвидится. Гойя к этому времени уже переносит несколько тяжелых болезней, паралич и почти полностью теряет слух. Множество трагедий, как личных, так и мировых оставляют свой неизгладимый след как в душе художника, так и в его искусстве. Мир Гойи — мир, населенный настоящими демонами, мир, где беспокойные люди-призраки мечутся в оплоте мрака, хаоса, жестокости и безверия. Где они, существа, попавшие в бесконечную череду отчаянных и кровавых стычек за прошлое, настоящее и будущее, пытаются отыскать свой путь среди бушующего вокруг них пламени. Это мир, в котором силу набирает дух Просвещения и торжество рассудка над суевериями, а на первое место выходит поиск истины и себя, облагодетельствования мира и людей, населяющих его. Но тем не менее, Гойя все еще остается приверженцем теории о том, что «сон разума рождает чудовищ».

    * серия из 82 гравюр Франсиско Гойи (1810-1820гг.)

    20 июня 2014 | 18:28

    Фильм просмотрела из желания сравнить/провести параллели с «Девушкой с жемчужной сережкой». Заранее была уверена, что это совсем разные истории, ведь они о таких непохожих художниках. Но причина оказалась в другом.

    В отличие от созерцательной, почти медитативной «Девушки..», которая, по сути, является экранизацией одного конкретного полотна и гимном искусству и тонким материям, на которых оно зиждется, «Призраки..» — это историческое кино. Кино о жестокости инквизиции, жестокости революции, жестокости отдельно взятых людей и общественных нравов в целом. Художник здесь — лишь наблюдатель, рассказчик и связующее звено. У музы здесь нет ничего, кроме лица, которое она теряет, и исковерканного материнства. Акцент не на отношениях между людьми, а на обстоятельствах, которые переплетают и ломают судьбы

    Самый содержательный эпизод фильма — сцена на площади, где пересекаются пути оглохшего Гойи, приговоренного к смерти Лоренцо, обезумевшей Инесс с чужим младенцем на руках и Алисии. Смеющаяся в объятиях английского офицера, она знать не знает, что там, в человеческом море, бушующем под ее балконом, ее мать пришла с малышкой, которую принимает за нее, на казнь ее отца, зарисованную в блокнот одним из величайших художников Испании. Алисия олицетворяет живучесть, она — цветок, пробивающийся сквозь камни, она — воплощенное будущее, потому что у нее нет прошлого, а есть только гордость и инстинкт самосохранения.

    Дети, танцующие под жизнерадостную мелодию вокруг повозки с трупом и сумасшедшей женщины — тоже отголоски этого будущего, завтрашнего дня истерзанной, обесчещенной, преданной и покоренной страны.

    Гойя тоже по-прежнему жив, по-прежнему пишет и, возможно, это означает, что какая бы эпоха не восседала на троне, у нее всегда будет свой придворный живописец. И его ценой за эту честь станут призраки, в которых рано или поздно превращаются простые люди, схваченные и прикованные цепями в темницах времени.

    7 из 10

    2 мая 2013 | 23:48

    Все, что считается нормальным,
    всегда на поверку оказывается
    глубоко извращенным.

    Педро Альмодовар


    Франсиско Хосе де Гойя (1746-1828), испанский живописец, гравёр. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством и фантазией. Гойя был придворным художником: картоны для королев, портреты, росписи… Он жил в очень непростое, противоречивое и невероятно эмоциональное время. Гойя был свидетелем свирепств испанской инквизиции, свержения короля и вторжения солдат Наполеона. На протяжении всего фильма мы видим Гойю в роли наблюдателя этих событий, и, по сути, сам он является второстепенным персонажем картины.

    Главными героями я считаю Лоренцо и «музу» Франсиско Инесс. Инесс дочь богатого негоцианта попала под подозрение инквизиции, под пытками её вынудили признаться в совершении иудейских обрядов. Как ни пытался отец Инесс доказать невиновность своей дочери, доказать что под пытками человек может признаться в чем угодно, но даже «помощь» Лоренцо не возымела действия на церковный суд. С приходом французов Инесс выпустили… к тому моменту прошло 15 лет.

    Стоит ли говорить, что от когда-то юной и цветущей девушки не осталось ничего. После всего, что с ней произошло, после потери близких, время для неё остановилось, и, выйдя из тюрьмы, она не пыталась за ним бежать. Множество судеб были сломлены в то время, в этом и отражается отношение Милоша Формана к системе как таковой, которая ломала судьбы людей, и которая будет оставаться преградой для человека всегда. В фильме немало моментов, когда ты чувствуешь, что от безысходности герои готовы закричать. Это чувство знакомо каждому человеку, когда мы понимаем, что бессильны против чего-то.

    Лоренцо, на мой взгляд, самый противоречивый персонаж картины. И его судьба не вызывает у меня сострадания. Он убежал от унижения, а его догнало обвинение в измене и суд испанской инквизиции. Ведь «всё возвращается на круги своя» и «за всё приходится платить».

    Если выбирать близкого мне героя картины, то это Франсиско Гойя. Наверное, потому что я тоже художник и некоторые мотивы его поведения мне понятны. Не стоит осуждать его меркантильность и упрекать в трусости, стремление Гойи к стабильности и спокойствию — должно быть понятно каждому, а уж для художника эти условия жизненно необходимы, чтобы творить.


    10 из 10

    8 марта 2009 | 10:13

    просматривая, отрываешь взгляд от экрана — и на секунды задумываешься про вещи, важнее, чем просмотр фильма.

    фильм показывает, как один день человек может иметь все и превосходить над всеми, а в другой день — скатиться с этой вершини прямо в петлю смерти. показывает, как жизнь насмехается над людьми, и что она вытворяет с ними. показывает, как для некоторых иллюзия может стать спасением, счастьем.

    это не только исторический фильм, рассказывающий про жизнь знаменитого художника, с неузнаваемым перевоплощением Натали Портман.

    9 из 10

    3 января 2008 | 02:21

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 288 руб.
    подробнее

    Новости


    Натали Портман сделала то, о чем давно мечтали ее поклонники: снялась обнаженной. В пятницу в США в широком прокате появится картина Уэса Андерсона «Отчаянные путешественники». Зрителей ожидает два приятных сюрприза: 13-минутная короткометражка «Отель Chevalier», которую Андерсон снял в качестве пролога к фильму, а в ней — и Натали Портман без одежды. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Очень люблю сниматься у Ганса Петтера Моланда - мы отлично проводим время. Всегда ищем материал, который мог бы соединить нас. Сняли вместе два реалистичных и мрачных фильма, а в этот раз мне присылают сценарий, я читаю его и думаю: «Надо же, смешно!» Мы ни разу не работали в комедийном жанре. Вот и решили попробовать! (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах
    Стеллан
    03.06.2010

    Утром говорила по телефону со Стелланом Скарсгардом! С сегодняшнего дня у нас в прокате его новый фильм «Довольно добрый человек». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Человек-муравейAnt-Man24 765 000
    2.ПикселиPixels24 000 000
    3.МиньоныMinions22 100 000
    4.Девушка без комплексовTrainwreck17 300 000
    5.ЛевшаSouthpaw16 500 000
    24.07 — 26.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.МиньоныMinions273 485 396
    2.Человек-муравейAnt-Man268 131 875
    3.Терминатор: ГенезисTerminator Genisys56 901 597
    4.Гороскоп на удачу31 905 550
    5.Убрать из друзейUnfriended18 932 414
    16.07 — 19.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 767 2732 065 884
    Деньги700 547 311 руб.517 082 486
    Цена билета253,15 руб.1,22
    16.07 — 19.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    60.Шоу ТруманаThe Truman Show8.410
    61.ИграThe Game8.402
    62.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство8.401
    63.Храброе сердцеBraveheart8.389
    64.Собачье сердце8.384
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Мстители: Война бесконечности. Часть 2Avengers: Infinity War - Part II92.98%
    42.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast92.88%
    43.Шпионский мостBridge of Spies92.85%
    44.ФранкенштейнVictor Frankenstein92.73%
    45.ВаркрафтWarcraft92.57%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Малкольм ИксMalcolm X14
    ПереправаThe Crossing4
    Упс… Ной уплыл!Ooops! Noah is Gone...1
    Человек-муравейAnt-Man85
    Бумажные городаPaper Towns11
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    МиньоныMinions6.574
    ПикселиPixels6.360
    Человек-муравейAnt-Man7.501
    Бумажные городаPaper Towns6.592
    ВиселицаThe Gallows4.785
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    Шальная картаWild Card06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.13.08
    Фантастическая четверкаFantastic Four20.08
    премьеры