всё о любом фильме:

Калигула

Caligula
год
страна
слоган«The most controversial film of the twentieth century has just become the most controversial film of the twenty first century»
режиссерТинто Брасс, Боб Гуччионе, Джанкарло Луи
сценарийГор Видал, Боб Гуччионе, Джанкарло Луи, ...
продюсерБоб Гуччионе, Франко Росселлини, Джек Х. Силверман
операторСильвано Ипполити
композиторБруно Николаи, Ренцо Росселлини
художникДанило Донати
монтажНино Баральи, Энцо Мичарелли, Расселл Ллойд
жанр для взрослых, драма, история, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  9.3 млн,    Германия (ФРГ)  2.65 млн,    Франция  1.41 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время156 мин. / 02:36
Рим, 1 век нашей эры. Правителем могущественной империи становится Гай Юлий Цезарь Август Германик, известный под прозвищем Калигула. Его имя станет нарицательным не из-за реформ и свершений, а благодаря расправам, порочным развлечениям и безнравственным связям. Недолгое правление Калигулы станет одной из самых кровавых страниц в истории Римской империи.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм субсидировался порноимперией «Пентхаус», отсюда и скандально непристойный характер некоторых сцен, из-за которых автор сценария Гор Видал снял своё имя из титров, а борцы за нравственность (особенно в Ватикане) называли его «отвратительным, позорным хламом».
    • На создание фильма ушло около четырех лет.
    • Шведская мелодик-дэт-метал группа Arch Enemy использовала диалог из фильма в своей песне Rise of the Tyrant с одноименного альбома 2007 года: Caligula: I have existed from the morning of the world and I shall exist until the last star falls from the night. Although I have taken the form of Gaius Caligula, I am all men as I am no man and therefore I am a God. Claudius: All those who say aye, say aye. Caligula: Aye… Aye! Senators: Aye! Aye! Aye! Guard: He`s a god now…
    • Фильм включен в список запрещенных к распространению в Республике Беларусь.
    • еще 1 факт

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 5.0/10
    Самый амбициозный кинопроект итальянского режиссёра Тинто Брасса снимался по сценарию известного американского писателя Гора Видала (потом он был вынужден отказаться от картины), с участием крупных английских кинозвёзд, а постановочный размах в воспроизведении исторического действа обеспечен благодаря немалому для тех времён бюджету ($17,5 млн.), полученному от Боба Гуччоне, издателя популярного эротического журнала «Пентхаус». Каков заказ — таково и исполнение. Претензии постановщика на анализ механизма власти и диктатуры, калечивших даже тех, кто оказался во главе империи, довольно скоро (и окончательно) уступили место скандальному и эпатирующему показу жестокости и разгула правителей Древнего Рима. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 113 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм иллюстрирует животную природу человека, будь то акт совокупления, страх за свою «шкуру», безоговорочное подчинение «всемогущему Кесарю» или дикость обезумевшей толпы… Фильм заставляет задуматься о сущностной природе Зла… Что порождает Зло и жестокость: стремление к власти, восприятие любого «ближнего» как потенциального врага и предателя или внутреннее осознание собственной неполноценности и никчемной жизни? Что сделало Калигулу таким, каковым он предстает перед зрителем? Вспоминаются слова Иешуа из «Мастера и Маргариты»:" злых людей нет на свете, есть несчастливые люди»… Может быть Зло и жестокость Калигулы — это болезнь, поразившая его разум и душу, подобно лихорадке?

    «Я существовал до сотворения мира и буду существовать, пока последняя звезда не упадет с неба»,- заверял Калигула толпу и самого себя. И в этих словах смертного, наделенного властью человека была какая-то трогательная детская самонадеянность и наивность… Но была в них и правда: Калигула оставил свой неизгладимый след в истории, а Зло, жестокость и человеческие пороки остаются в этом мире и по сей день…

    22 июня 2012 | 04:25

    Зря он стыдится этой роли — сыграл хорошо. В первой половине фильма. Разговор с дедом, в котором под внешней почтительностью видно злорадство «все равно сдохнешь, старый пес, и уж тут-то я разгуляюсь», с сестрой сцены, где рассудительная Друзилла пытается вложить в инфантильно-бесшабашную голову братца-любовника азы политики, поцелуй с Макроном — «клянешься ли в верности?» — ответ которого Калигулу не устроил. Потом по сценарию Калигула уже абсолютно поехал крышей и особенно играть Макдауэллу стало нечего. Было бы куда сильнее, если бы Калигула творил все эти зверства, оставаясь достаточно в своем уме, чтобы воспринимать его как человека — и испытывать к нему какие-то чувства.

    В целом же фильм вполне можно смотреть. Либо как классическую «сюжетную» порнографию (хотя и сильно затянутую), либо как художественный фильм (хоть и с переизбытком порнографии). Для порнографии два с половиной часа — явный перебор, хотя порно-команда старалась дать максимальное разнообразие, а «нормальные» актеры изо всех сил старались не выбиваться и соответствовать (голый Макдауэлл вполне себе ничего). В отличие от современной порнографии тела актеров выглядят т. н. «естественно», что воспринимается сейчас как очень удачная оригинальная «фишка», хотя профессиональное безразличие на лицах, конечно, очевидно.

    Если же смотреть как художественный фильм, минусов явно больше. Якобы весь Рим кроме лысого «финансиста» с утра до вечера и с вечера до утра занимается только и исключительно развратом, и больше ничем. Как в этом Риме каким-то образом сохранилась та самая одна сюжетная девственница? Как они там вообще не вымерли, если даже простолюдины не работают, а устраивают оргии? Половина порнографических сцен совершенно не к месту и затянуты (лесбийская пара из середины фильма и сцена в борделе ближе к концу). Сюжет очень примитивен. Характеры персонажей (ну, кроме Калигулы) не раскрыты. Интересных идей практически нет. Единственные люди, вызывающие сочувствие, это та самая девственница и ее жених. Они просто попали под раздачу, не имея никакой возможности сопротивляться. Остальные — организаторы, соучастники или на худой конец «молчаливо одобряющие» творимые мерзости. Все мысли во второй половине фильма сводились к «туда и дорога», а после финала «ну и ладненько, давно пора было». С другой стороны, первая половина неплоха, а в целом нескучно, операторская работа хорошая, костюмы богатые. Хотя, конечно, псевдоисторичность во всей красе (табличка с указом цезаря, написанная по-английски и все такое), но где ее, положа руку на сердце, нет?

    Стоит ли смотреть? Взрослым людям, лояльным к «мясу» и порнографии — вполне можно, ничего действительно зашкаливающего тут нет, а Макдауэлл молодец и посмотреть на него приятно. Людям более трепетным — не стоит, если они не фанаты Макдауэлла, согласные ради него терпеть что угодно.

    7 марта 2014 | 01:22

    «Калигула» больше обязан Гуччионе, чем Тинто Брассу. Гор Видал написал сценарий для обычного исторического фильма (об этом говорит тот факт, что после съёмок фильма Гор потребовал убрать своё имя из титров). Тинто Брасс, хоть он и снимал эротические фильмы (однако ни в одном из них не было столько эротики, сколько в «Калигуле»), но тоже хотел снять обычный исторический фильм (он тоже хотел убрать своё имя из титров). Выходит, именно из-за Боба Гуччионе фильм стал не обычным историческим фильмом. А кто же сам Боб Гуччионе? Он издатель журнала «Пентхаус», аналога «Playboy», отличающегося более жёстким содержанием (то есть, Гуччионе — это человек, который постоянно вращается в порнографической сфере, соответственно, для него не составляло проблем добавить в фильм несколько эротических сцен. Без Боба «Калигула» не привлёк бы столь широкого внимания общественности, не стал бы столь популярным.

    Вообще, я считаю, что называть фильм порнографическим или даже эротическим неправильно. Несмотря на ТАКОЕ обилие сцен «для взрослых», они не ставятся на первое место, на которым стоит сам Калигула, история его взросления, правления и трагической гибели. Гуччионе показал миру ВСЮ ПРАВДУ о том времени, ведь в Древнем Риме творилось такое беззаконие, что даже представить себе страшно. «Калигула» — это настоящее кино, без прикрас, без недомолвок.

    Эротика не является лишней в фильме; это одна из тех ситуаций, когда создатели угадали идею удачного фильма и пошли по этому пути. Согласен, некоторые сцены способны вызвать неприязнь, а подчас и отвращение, однако кто сказал, что этот фильм подходит для семейного просмотра!

    15 из 10

    1 мая 2009 | 21:13

    Не могу сказать, понравился мне этот фильм или нет. «Исторический порнорблокбастер» — именно так было написано на одной старой видеокассете попавшейся мне еще в детстве очень давно. Спустя много лет я посмотрела этот фильм. Он меня шокировал. Признаюсь, что смогла посмотреть фильм не сразу, а частями в три захода. Я считаю, что Тинто Брасс и чересчур сгустил краски, но ему удалось рассказать о жизни одного из самых жестоких императоров Римской Империи.

    Вначале фильма мы видим юного принца, совсем не жестокого и влюбленного в свою сестру (и состоящего с ней в интимной связи, что в те времена было нередкостью). Скоро Калигула станет совсем другим. Ему предстоит стать новым императором и своей жестокостью, порочностью, самодурством Калигула превзойдет своего двоюродного деда Тиберия.

    Какого человека мы видим? Совершенно неадекватного. У Калигулы нет никаких моральных принципов. Он мог по праву первой ночи обесчестить любую понравившуюся невесту на глазах у ее жениха, а затем надругаться и над женихом. Устроил королевский бордель из сенаторских жен, прилюдные роды своей жены Цесонии. Жизни людей для него ничего не стоили, кроме умершей сестры Друзиллы, которую он безумно любил. После ее смерти мы видим, что безумие императора выходит за все границы. Фильм поражает своей откровенностью во всем. Кровь льется рекой, отрезанные детородные мужские органы поедают псы, дикие оргии, сцены орального и лесбийского секса крупным планом, и на фоне всего этого Калигула постепенно сходит с ума. Но именно так режиссер решил преподнести зрителю рутину великого тирана жестокой и распутной Римской Империи в истинном свете.

    Однако художественных достоинств в картине не мало. Понравились операторская работа, музыка, костюмы. Красивый визуальный ряд. Замечательный актерский состав.

    Я, конечно, имею в виду обычных кинозвезд, а не порноактеров, которых здесь предостаточно. Игру последних я не решусь комментировать, поскольку на экране их лица появляются реже, чем всевозможные части тела.

    Малкольм Макдауэлл — бесспорно гениальный актер. Он и внешне похож на Калигулу и сыграл его блестяще. Калигула в исполнении Макдауэлла на экране выглядит жестоким, но в тоже время жалким и глубоко ранимым человеком. Жизнь Калигулы обрывается в 28 лет. Но финал картины предсказуем. Жестоко убитый император сам стал жертвой своей тирании.

    После просмотра остался какой-то осадок, но я не жалею, что посмотрела эту картину.

    19 ноября 2010 | 00:52

    Ну что ж, наконец-то я посмотрела Калигулу. Во-первых, давно мечтала, во-вторых, когда отзывы о фильмы негативны, он однозначно стоит того чтобы его посмотреть.

    Потрясающий фильм! Лично я не заметила ни порнографии, ни какой-либо мерзости. Конечно, может быть для времени выхода фильма на экраны это и было чем-то сверхъестественным, но мне, как современному зрителю, нисколько не режет глаз ни секс, ни сцены насилия. Говоря откровенно, после прочтения рецензий я ожидала гораздо большего в этом плане я ОЧЕНЬ рада, что в фильме практически минимум акцента на это. Да, да! Я говорю минимум! Я бы его даже к эротике не отнесла.

    МакДауэлл здесь не просто великолепен, он бесподобен! К тому же, если кто-нибудь видел бюсты Гая Цезаря, то наверняка согласиться со мной: Малькольм практически копия Калигулы, по крайней мере очень похож, что прибавляет фильму достоверности и это тоже приятно. Конечно, очень много псевдоисторического тут, но все мы знаем что без этого никуда, всё всегда переписывается и снимается по-своему, не обращаясь особо к историческим источникам.

    В довершение скажу, что понять этот фильм, фильтруя разнообразные «неприятные» сцены, сможет либо человек никогда ничего не слышавший про Гая Цезаря, либо напротив, хорошо знакомый с историей его жизни. Те же, кто смотрит на фильм через призму слухов и мифов, конечно не увидят истинного смысла. Гай Калигула Цезарь не совершал и десятой части того, что ему приписывают, не доказано его сожительство с сёстрами, нет оснований считать его более жестоким, чем других правителей Рима… Калигула был человеком с трудной судьбой и неустойчивой психикой, несчастным человеком. А все его пороки ничто иное, как отражение пороков того общества.

    10 из 10

    30 сентября 2009 | 23:03

    На закате 70-х годов «Калигула» вопреки общераспространенному мнению ни разу не был единственным в своем роде фильмом удачно совместившем искусство и порнографию. Это мнение получило чрезвычайно широкое распространение в России, исключительно ввиду того, что Советские граждане видели только верхушку айсберга — а именно такие фильмы как «Последнее танго в Париже», «Калигулу» и еще несколько неплохих работ достойных просмотра. На самом же деле сексуальная революция захлестнувшая кинематограф уже вовсю давала свои плоды еще в семидесятых, а порнографические образы прекрасных нимф «глубоко заглатывающих» детородный орган своего партера присутствовали в сознании зрителей и того раньше… Много раньше… Очень много раньше…

    И Тинто Брасс как раз предлагает нам заглянуть за завесу истории и увидеть там нечто… аналогичное современности. Хотя именно в «ретроспективном взгляде» на секс и заключается основная изюминка фильма, позволившая ему обеспечить себе местечко в истории мирового кинематографа. Несмотря на очевидное сходство времен падения Римской империи и недавних событий мировой истории, в виде крушения империи Германской и, последовавшему незадолго после этого, тотальному общемировому разгулу в виде сексуальной революции, наркомании и т. д. — все же, мне кажется, в Римскую эпоху люди были более страстными, буйными и, тем не менее, гораздо более здравомыслящими, чем все сегодняшние профессора психологических институтов вместе взятые. На мой взгляд, современность по сравнению с тем времен выглядит как абсолютна статичная, безынициативная и довольно непривлекательная простушка (но кто знает — какие ужасные тайны хранит ее «рациональная» головка) рядом со страстной, подвижной, «непорочно развратной» стриптизершей, которая может демонстрировать свою красу лишь со значительного расстояния и при определенном освещении.

    Как мне представляется, попытка создания такого эпико-исторического полотна, как бы задокументировавшего безудержные порывы и стремления обреченной на гибель нации, достойны лишь лестных отзывов и восхищения. Потрясающий размах картины, массовка, костюмы, декорации никого не оставят равнодушным. Особая жестокость и ненасытность развратившегося народа показана чрезвычайно красочно и натуралистично. Тем не менее, сухая констатация факта «падения» ни в коей мере не позволяет раскрыть характер императора как, например, это сделано в пьесе Камю. Я хоть и не слишком хорошо понимаю вышеозначенное произведение, тем не менее, слушал интервью с исполнителем роли «Калигулы» (кем бы вы думали?) — Евгением Мироновым. На вопрос о характере персонажа, тот ответил — что император — великий, чувствующий и страдающий ПОЭТ, а вовсе не бездушная «машина желаний», как это многие думают. «Неся страдания — он сам страдает». В этом отношении, Малькольм Макдауэлл (не понаслышке знакомый с насилием и жестокостью благодаря работе со Стенли Кубриком) прекрасно изображает тирана, но порой забывает о чувственной, человеческой стороне, которая, все же, должна, на мой взгляд, присутствовать (а его гнев на безразличную к человеку природу возник разве не после того, как та отняла у него жену и только что появившегося на свет ребенка?).

    НО все недостатки фильма, безусловно, компенсируются идеей, которая сама по себе уже способна возбудить воображение (а не что-то другое!) зрителя, который если пожелает — может самостоятельно довести ее до полного развития. Потому как фильм предлагает скорее то, что зрителю, может быть, гораздо нужнее, и что он не сможет измышлять в таком колоссальном масштабе, как это показано у Брасса. То, о чем мы постоянно тоскуем и ждем с каким-то детским трепетом и радостным нетерпением — именно сногсшибательных, разящих наповал ЗРЕЛИЩ. «Олимп и его закулисная жизнь, его интриги и слёзы, его обитатели запросто, по-домашнему. Подходите! Подходите! Вся правда о ваших правителях!»

    17 октября 2013 | 16:26

    Фильм- история. Он поистине является классикой. Многие о нем говорят, многие его смотрели и сделали для себя кое-какие выводы.

    В какой- то степени этот фильм затронул меня. Но только со стороны чисто исторической. Интересно было посмотреть, какой была римская империя без купюр. А ведь так оно и было: жестокость, насилие, предательство, причем на каждом шагу…Та романтика, которая написана в книгах по истории в школе, отсутствовала в реальности напрочь! Этим то фильм и порадовал. Показал, какими были правители на самом деле: развратные, властные, подлые, жестокие, тщеславные и самовлюбленные.

    Конечно же, порадовала актерская игра всех без исключения. Качественно, натурально. Малкольм МакДауэлл, он же Калигула, был превосходен. К нему, да и в принципе ни к кому другому у меня претензий нет. Однако есть претензии в другом…

    В картине присутствуют такие эпизоды и моменты, от которых так и хочется пойти к тазику. Они, по моему мнению, и являются лишними в фильме. Да, жанр для взрослых, я все понимаю, но это уже что-то за гранями разумного. Сцены оргий, ампутаций, и справления нужд… извините, но здесь уже не эротика. Я даже не знаю, как это выразить одним словом, наверно просто омерзительно. В этом и заключается мое основное и единственное осуждение к ленте.

    История истрактована хорошо, но вот с порнографией переборщили!!!

    3 из 10

    29 мая 2009 | 23:07

    Шедевр или высокобюджетная поделка? Историческая драма с элементами эротики или порно с элементами псевдоисторической мелодрамы? Копий в этих спорах было сломано немало, но факт остаётся фактом — ни тандем коня и трепетной лани, ни трио лебедя, рака и щуки телегу с места не сдвинут, об этом ещё русские классики говорили. Пусть Боб Гуччоне увлечённо складывает пазл из членов и вульв, а камера Тинто Брасса любовно пестует женские попки всех цветов и размеров — это изобилие очень быстро прискучивает, и механистические совокупления разнообразных персонажей всё больше напоминают своеобразную игру в тетрис: собери линию из поставленных в правильные позы людей и они исчезнут с глаз долой, уступив место чему-то более интересному. Конфликт интересов налицо: если редактор «Пентхауса» искренне уверен, что нет ничего увлекательнее, чем демонстрация техники «глубокая глотка», а порно в перерыве между ключевыми эпизодами только добавит жару, то сценарист Гор Видал гораздо больше заинтересован личностью новоиспечённого правителя, а кровавые убийства и изощрённые издевательства вперемешку с коллективным сексом и не менее коллективной мастурбацией — всего лишь эффектный фон для разворачивающейся драмы. К счастью, Малькольм Макдауэлл придерживался того же мнения, так что, кто бы ни сидел в кресле режиссёра, помешать торжеству разума над унылой физиологией он не смог.

    Видал воспринимает своего героя не как одиозную фигуру, за которой просто любопытно наблюдать, а скорее как пациента, сопоставляя конечный результат с полной историей болезни. Его Калигула — не сумасшедший тиран с неуёмной жаждой власти. Царь по закону и раб своих страстей, внутри он остаётся невыросшим ребёнком, мальчишкой, любящим играть в насилие и убийства, но никогда не совершавшим их собственными руками. В его мозгу пульсирует предсмертная фраза деда — великого и ужасного, политика и развратника — «Ты не посмеешь!». И каждым своим поступком он пытается доказать обратное. Тибериус перевязывал шнурком гениталии пьянчужки-солдата и после этого выпускал ему кишки? Отлично, новый император пойдёт дальше — изнасилует неугодного, вспорет ему живот, а потом отрежет член и скормит его собакам. Тибериус устроил из дворца ожившую кунсткамеру? Чудесно, Калигула сделает шоу из рождения собственного ребёнка, заставив подданных смотреть, как из вагины любовницы появляется головка наследника. Проводя над собой эксперимент, Цезарь Август Германик опытным путём пытается узнать, где же конец. Сколько убийств нужно совершить, чтобы почувствовать себя властелином мира? А может, дело не в количестве, а в качестве? Повторяя ошибки своего предшественника, Калигула скатывается всё дальше и дальше в пропасть, теряя разум от вседозволенности и продвигая собственную псевдофилософию свободы, свободы от чувств и эмоций.

    Не нужно быть психологом, чтобы понять, чем же закончится это манящее своей мерзостью запределье. Смерть обожаемой сестры и любовницы показала императору всю неприглядную изнанку бытия. Он будет обнимать ещё неостывшее тело прекрасной Друзиллы и молиться тем богам, алтарь которых он ещё недавно поливал своей спермой. Бессмысленно. Напрасно. Безуспешно. Поднимая своего героя на вершину мира, до которой он так старался дотянуться, Видал со всего размаху бросает его о скалы. Размазанный, превращённый в ничто, Калигула больше не боится влетающего в окно голубя — предвестника скорой смерти. Всё уже закончилось, и теперь путь императора — не упрямые попытки доказать собственное всесилие, не желание догнать и перегнать могучего предшественника, но растянутое во времени самоубийство. Однако те, кого он так боялся, оказались жалкими трусами. В чём сила Калигулы? В титуле да в самоуверенности, рождённой животным страхом быть слабым и стать мёртвым, но этого вполне достаточно, ведь сенаторам проще отдать своих жён и дочерей в бордель давиться чужими членами, чем восстать против мощи самопровозглашённого бога, и Видал неприкрыто издевается над стадом, считающим себя людьми, преклоняющимся перед очевидно голым королём.

    Пока Гуччоне погружён в доказательство теоремы зависимости величины половых органов от цвета крови, Макдауэлл подтверждает факт умения Цезарей заниматься несколькими делами одновременно, и голый зад ничуть не мешает ему демонстрировать актёрский талант, тем более, что в ключевых эпизодах камера всё же обращает свой взор на части тела, находящиеся выше. В распахнутых ярко-голубых глазах равнодушие сменится гневом, болью, страданием, пока споткнувшегося бога не подтолкнут, пока лестница, по которой он там уверенно поднимался, не будет залита его собственной кровью, пока взгляд не уставится в пустоту, и в нём не застынет бесконечное удивление. Удивление долгому ожиданию смерти или пугающей пустоте там, за гранью, никчёмности прожитой жизни или общей бессмысленности существования в мире, где человек по недоразумению зовётся царём природы. Пепел к пеплу, прах к праху. Этого вполне достаточно.

    29 октября 2014 | 17:15

    Честно говоря, от этого фильма ожидал многого. Виной тому — заурядное общественное мнение. Для «народа» (плебса), у которого в мозгах только желание ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ, этот фильм — просто находка. Для эротоманов 70-х — тоже. Но не для меня…

    Трудно отнести этот бред к какому-либо жанру. На исторический — не претендует, на порно — тоже, на мелодраму и комедию — и подавно. В общем, не пойми что получилось у такого великолепного режиссёра, как Тинто Брасс.

    О Гае Юлии Цезаре (Калигула был тёзкой и родственником знаменитого диктатора) нам известно, в основном, из опуса в двенадцати частях Светония Транквилла. Этот биограф, живший в эпоху Траяна, достаточно много написал о жизни первых двенадцати цезарей, правивших в необъятной Римской Державе в I веке н. э. Биографии от Транквилла приправлены интимными подробностями жизни императоров, скандальными сторонами их земного бытия. Оказалось, ничего человеческое не чуждо даже полубогам, к каковым древние относили своих правителей. В этой, грубо говоря, «плеяде» Калигула вырисовывается как наиболее одиозная фигура. Экстравагантен, жесток, себялюбив, он станет интересен не только историкам, но и обывателям. Но, как и любой тиран, какого-либо замечательного художественного образа он не удостоится. Более того, вскоре его затмит во многом достопримечательная фигура его племянника — императора Нерона, который вообще станет легендой.

    В фильме грубо искажена историческая действительность… Но это ещё можно списать на незнания той далёкой истории, на профанацию, которая иногда имеет место в историческом кино (да и не только в кино, но и в литературе тоже). Однако непростительно для людей киноискусства создавать псевдо-шедевры с ужасной актёрской игрой. Именно таковым стал фильм «Калигула». Эту недоразвитую порнуху вполне можно было снять на какой-нибудь арендуемой квартирке, за гроши. И к чему все эти обстановки, претендующие на высокую историчность, дорогие костюмы, которые ни на йоту не похожи на те, что носили тогда жители Вечного Города?! К чему весь этот фарс?

    Ничего плохого не хочу сказать о Малкольме… Актёр он, в общем-то, неплохой. И вина за качество «шедевра» целиком и полностью ложится на Брасса. Однако с некоторой грустью стоит отметить, что у Малкольма… ну никак не получаются реальные исторические персонажи! Не вышел из него Калигула, как позже не выйдет из него Чикатило (фильм «Эвиленко»). Эти роли не для него. Лучше б он… играл себе во всяких «заводных апельсинах», не замахиваясь на высокое в киноискусстве. А ведь красиво сыграть роль исторического героя — это высший пилотаж, под силу не многим.

    Фильм отвратительный. Конечно, ни один уважающий себя кинокритик, занимающийся историческим кино, не станет тратить время на бессмысленный анализ этой белиберды. Остаются только отзывы критиков-самоучек, которым что ни преподнеси — всё схавают… И ещё при этом смачно рыгнут.

    Смотреть не стоит, стоит не смотреть!

    19 мая 2013 | 16:24

    Известный мастер эротического кино Тинто Брасс («Салон Китти», «Миранда», «Паприка») сразу после неплохой исторической драмы об эпохе нацизма «Салон Китти» берётся за амбициозный и дорогостоящий проект (большой по тому времени бюджет в 17 с половиной миллионов долларов) воссоздания на экране жизни и правления самого одиозного римского императора Калигулы. Позаимствовав часть денег у боссов журнала «Пентхаус», известного своей эротической продукцией, Тинто Брасс, при помощи сорежиссёров «Пентхауса» Боба Гуччионе и Джанкарло Луи, вынужден был поневоле уделить особое внимание знаменитым оргиям Тиберия и его преемника Калигулы. Именно это и погубило этот не лишённый таланта фильм, ибо увлечение режиссёров сценами на грани явно оттенило исследование психики Калигулы и его пути к власти. Типично фрейдовские мотивы вожделения к сестре и зависти-ревности к императору Тиберию, заменившему Калигуле рано умершего отца, выражены чересчур прямолинейно, явно в расчёте на эпатаж и клубничку. Поэтому «Калигулу» вряд ли можно поставить в один ряд с другими фильмами, исследующими природу власти на примере одиозных исторических фигур («Телец» Александра Сокурова, «Гитлер: Восхождение дьявола» Кристиана Дюгуэя), хотя работа Брасса, Гуччионе и Лиу точно поинтереснее последнего фильма польского классика Ёжи Кавалеровича «Кво вадис?» об эпохе императора Нерона.

    К несомненным удачам фильма, впрочем, нельзя не отнести актёрский ансамбль. Малькольм МакДауэлл, Питер О`Тул, Джон Гилгуд, Хелен Миррен — все они проявили немалое мужество, согласившись участвовать в таком заведомо скандальном проекте. Особое украшение фильма — игра прекрасного английского актёра Малькольма МакДауэлла, которого снимавший его в «Заводном апельсине» Стэнли Кубрик относил к числу 4 гениев, с которыми ему пришлось работать. Ему отлично удалось передать психологию человека, страдающего болезненной подозрительностью, мстительностью и сексуальной невоздержанностью. Волею судьбы унаследовав престол, Калигула не устоял перед соблазном власти, превратившись в тирана, которого до этого не знала Римская империя. Некогда великое государство, колыбель философских школ, наук, искусств, с течением лет, под влиянием внешних и внутренних причин, постепенно деградировало. Не спасло даже позднейшее правление 5 просвещённых императоров, ибо затем, после смерти Марка Аврелия, престол унаследовал его сын Коммод, который мало в чём уступал Калигуле, особенно в части болезненного самолюбия. Однако Ридли Скотт в «Гладиаторе» сосредоточился всё же на духовном противостоянии двух антиподов, по-разному относящихся к императорской власти, генерала Максимуса и императора Коммода, а вовсе не на невоздержанных оргиях и альковных историях из жизни сильных мира сего. И положение не спасают даже запутанные придворные интриги. Лишь в финале Тинто Брасс, охладив неуёмный эротический пыл своих коллег-режиссёров, позволяет Калигуле превратиться в трагическую фигуру, в полном соответствии с античной поэтикой, пожав плоды посеянного им рока.

    4,5 из 10

    22 апреля 2012 | 22:10

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 162 руб.
    подробнее

    Новости


    Французская актриса, игравшая у Бертолуччи, Риветта, Дзеффирелли и Антониони, Мария Шнайдер скончалась в возрасте 58 лет. (...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.Мир Юрского периодаJurassic World54 532 615
    2.ГоловоломкаInside Out52 323 354
    3.Третий лишний 2Ted 233 507 870
    4.МаксMax12 155 254
    5.ШпионSpy7 911 786
    26.06 — 28.06подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГоловоломкаInside Out197 667 684
    2.Третий лишний 2Ted 2184 601 619
    3.Мир Юрского периодаJurassic World124 063 569
    4.ПолтергейстPoltergeist31 092 390
    5.ШпионSpy21 436 932
    25.06 — 28.06подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 343 811855 764
    Деньги602 504 977 руб.210 484 821
    Цена билета257,06 руб.2,97
    25.06 — 28.06подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    105.Могила светлячковHotaru no haka8.256
    106.Меня зовут КханMy Name Is Khan8.255
    107.Новые временаModern Times8.254
    108.Хоббит: Нежданное путешествиеThe Hobbit: An Unexpected Journey8.248
    109.Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Охота на тигра8.246
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.84%
    32.Всё как ты захочешьAbsolutely Anything93.60%
    33.УльтраамериканцыAmerican Ultra93.57%
    34.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One93.47%
    35.Иллюзия обмана: Второй актNow You See Me: The Second Act93.45%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Побочный эффектSide Effects129
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys51
    Настоящий детективTrue Detective209
    Шутки в сторонуDe l'autre côté du périph35
    Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service240
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys6.918
    Третий лишний 2Ted 26.374
    ГоловоломкаInside Out8.461
    Мир Юрского периодаJurassic World7.158
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL6.719
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    МиньоныMinions09.07
    Человек-муравейAnt-Man16.07
    ПикселиPixels23.07
    Шальная картаWild Card30.07
    Вне/себяSelf/less30.07
    премьеры