всё о любом фильме:

Калигула

Caligola
год
страна
слоган«The most controversial film of the twentieth century has just become the most controversial film of the twenty first century»
режиссерТинто Брасс, Боб Гуччионе, Джанкарло Луи
сценарийГор Видал, Боб Гуччионе, Джанкарло Луи, ...
продюсерБоб Гуччионе, Франко Росселлини, Джек Х. Силверман
операторСильвано Ипполити
композиторБруно Николаи, Ренцо Росселлини
художникДанило Донати
монтажНино Баральи, Энцо Мичарелли, Расселл Ллойд
жанр для взрослых, драма, история, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  9.3 млн,    Германия (ФРГ)  2.65 млн,    Франция  1.41 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время156 мин. / 02:36
Рим, 1 век нашей эры. Правителем могущественной империи становится Гай Юлий Цезарь Август Германик, известный под прозвищем Калигула. Его имя станет нарицательным не из-за реформ и свершений, а благодаря расправам, порочным развлечениям и безнравственным связям. Недолгое правление Калигулы станет одной из самых кровавых страниц в истории Римской империи.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
0%
7 + 22 = 29
3.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • На создание фильма ушло около четырех лет.
    • Фильм включен в список запрещенных к распространению в Республике Беларусь.
    • Шведская мелодик-дэт-метал группа Arch Enemy использовала диалог из фильма в своей песне Rise of the Tyrant с одноименного альбома 2007 года: Caligula: I have existed from the morning of the world and I shall exist until the last star falls from the night. Although I have taken the form of Gaius Caligula, I am all men as I am no man and therefore I am a God. Claudius: All those who say aye, say aye. Caligula: Aye… Aye! Senators: Aye! Aye! Aye! Guard: He`s a god now…
    • Фильм субсидировался порноимперией «Пентхаус», отсюда и скандально непристойный характер некоторых сцен, из-за которых автор сценария Гор Видал снял своё имя из титров, а борцы за нравственность (особенно в Ватикане) называли его «отвратительным, позорным хламом».
    • еще 1 факт

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 5.0/10
    Самый амбициозный кинопроект итальянского режиссёра Тинто Брасса снимался по сценарию известного американского писателя Гора Видала (потом он был вынужден отказаться от картины), с участием крупных английских кинозвёзд, а постановочный размах в воспроизведении исторического действа обеспечен благодаря немалому для тех времён бюджету ($17,5 млн.), полученному от Боба Гуччоне, издателя популярного эротического журнала «Пентхаус». Каков заказ — таково и исполнение. Претензии постановщика на анализ механизма власти и диктатуры, калечивших даже тех, кто оказался во главе империи, довольно скоро (и окончательно) уступили место скандальному и эпатирующему показу жестокости и разгула правителей Древнего Рима. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 60 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Это первый фильм Тинто Брасса, который я посмотрела. Честно? Не понравился. Естественно, зная историю Калигулы и исторической эпохи, в которой он жил, я ждала от знаменитого итальянца чего-то такого, что заставит меня как минимум удивиться. Но в итоге меня не зацепило. На мой взгляд, Тинто Брасс и компания здесь просто экранизировали свои личные сексуальные фантазии и ничего больше.

    Единственное, за что стоит похвалить маэстро — это антураж, костюмы и прочая красота. Всё это сделано на высшем уровне. Естественно, я очень ждала сцен с конём — вот уж где Брасс мог развернуться по полной. Но, опять же, как-то не очень. Хотя, возможно, в реальности всё так и было, а я просто представляю Калигулу по-другому.

    Главный плюс фильма — гениальная игра Малкольма Макдауэлла. Вот уж Калигула, так Калигула. Браво.

    В общем, один раз для общего развития фильм посмотреть можно. А так… У Тинто Брасса есть фильмы достойнее.

    7 из 10

    3 июля 2014 | 18:43

    Мне всегда казалось, что железная прерогатива причислять себя к авторам, ставить своё «от» к сотворённому фильму, целиком и полностью принадлежит режиссеру-постановщику. Именно он заставляет солнце светить ночью, снег выпадать летом, пулю замереть в воздухе… Именно он руководит съёмочной группой — актёрами, сценаристами, операторами, художниками… Именно его видение материала мы с интересом воспринимаем или с негодованьем отвергаем. Кто-то смешивает творцу краски, кто-то натягивает холст, кто-то позирует. Но именно режиссера зрители призывают к ответу за получившийся результат. Правда, есть ещё продюсер — не менее важный персонаж. Как-никак, этот парень платит за всё и имеет полное право влиять на создание фильма. Но это скорее промежуточная инстанция между нами, зрителями, и режиссёром.

    Но так уж получилось, что вышеуказанных господ обошёл простой оператор. То есть тот, кто, руководствуясь указаниями режиссёра, включает или выключает камеру, манипулирует фокусом, углом обзора, стирает тряпочкой пыль с объектива… Чем собственно и занимался Тинто Брасс, в фильме «Калигула» (во всяком случае, в оригинальных титрах, он указан, как оператор и ничего более).

    Итак, «Калигула» 1979 года — не классика, а легенда, так и общая или собственная. Сравнивать фантазии Брасса с реальностью я не хочу, ведь даже «Жизнь двенадцати цезарей» грешит многими неточностями. Да и художественный фильм сам по себе не может являться документом. Уже хорошо, если съемочной группе удастся воссоздать атмосферу того исторического периода, о котором идет речь, а актерам продемонстрировать грани личности их персонажа. С этой точки зрения «Калигула» действительно очень хорош. Это не те целомудренные голливудские исторические блокбастеры, которые со страхом и трепетом показывают грудь. Тинто Брасс, набивший руку на эротике и порнографии, по-моему, был практически идеальным кандидатом на кресло режиссера. Ему без стеснений удалось показать нам то, что так старательно опускается в учебниках по истории. Мальколму МакДауэллу с успехом поддался образ Калигулы с его безумием и болью, перемешанной со сладострастием. Конечно, такой монстр не может вызвать сочувствие, особенно когда тайным желанием режиссера является возбудить зрителя и шокировать. А некоторые сцены фильма, такие как разговор Калигулы с Тиберием, на фоне комнаты оргии, или продажа римских матрон вовсе исключают возможность показа в крупных кинотеатрах. Сокращенная версия фильма убивает весь замысел, и попросту человек похотливое существо, что с успехом доказала история Рима. А ведь с другой стороны, как нежно и трепетно Калигула любил свою сестру, он не столь однозначный персонаж, как может показаться. Разве можно выделять зверя среди других зверей, кто-то более безумен, кто-то менее. В любом случае, консулы мне показались менее чувствующими людьми, нежели Калигула

    Благодаря столь волнующему жанру, фильмы Тинто Брасса (как режиссёра) легко завоевали российский видеорынок вначале 90-х, а заодно раскрутили его имя, как бренд. Любой видеопират скажет, что эротика, да ещё «от Тинто Брасса» — стопроцентный успех. Не надо было обладать супертехникой, чтобы разглядеть в пиратской копии фильма «Калигула» его имя. И неважно кем он там числится, хоть младшим помощником тётки — «хлопушки», главное, что можно тыкнуть пальцем в экран и сказать: «Вот он! Тинто Брасс». И понеслось! Налетай, торопись, раскупай! Да не просто каких-то, а «от Тинто Брасса». С лёгкой руки разговорчивого парня с «Горбушки» Тинто Брасс стал режиссёром этого фильма. Интересно, а сам-то он в курсе?

    6 из 10

    13 августа 2012 | 17:54

    Зря он стыдится этой роли — сыграл хорошо. В первой половине фильма. Разговор с дедом, в котором под внешней почтительностью видно злорадство «все равно сдохнешь, старый пес, и уж тут-то я разгуляюсь», с сестрой сцены, где рассудительная Друзилла пытается вложить в инфантильно-бесшабашную голову братца-любовника азы политики, поцелуй с Макроном — «клянешься ли в верности?» — ответ которого Калигулу не устроил. Потом по сценарию Калигула уже абсолютно поехал крышей и особенно играть Макдауэллу стало нечего. Было бы куда сильнее, если бы Калигула творил все эти зверства, оставаясь достаточно в своем уме, чтобы воспринимать его как человека — и испытывать к нему какие-то чувства.

    В целом же фильм вполне можно смотреть. Либо как классическую «сюжетную» порнографию (хотя и сильно затянутую), либо как художественный фильм (хоть и с переизбытком порнографии). Для порнографии два с половиной часа — явный перебор, хотя порно-команда старалась дать максимальное разнообразие, а «нормальные» актеры изо всех сил старались не выбиваться и соответствовать (голый Макдауэлл вполне себе ничего). В отличие от современной порнографии тела актеров выглядят т. н. «естественно», что воспринимается сейчас как очень удачная оригинальная «фишка», хотя профессиональное безразличие на лицах, конечно, очевидно.

    Если же смотреть как художественный фильм, минусов явно больше. Якобы весь Рим кроме лысого «финансиста» с утра до вечера и с вечера до утра занимается только и исключительно развратом, и больше ничем. Как в этом Риме каким-то образом сохранилась та самая одна сюжетная девственница? Как они там вообще не вымерли, если даже простолюдины не работают, а устраивают оргии? Половина порнографических сцен совершенно не к месту и затянуты (лесбийская пара из середины фильма и сцена в борделе ближе к концу). Сюжет очень примитивен. Характеры персонажей (ну, кроме Калигулы) не раскрыты. Интересных идей практически нет. Единственные люди, вызывающие сочувствие, это та самая девственница и ее жених. Они просто попали под раздачу, не имея никакой возможности сопротивляться. Остальные — организаторы, соучастники или на худой конец «молчаливо одобряющие» творимые мерзости. Все мысли во второй половине фильма сводились к «туда и дорога», а после финала «ну и ладненько, давно пора было». С другой стороны, первая половина неплоха, а в целом нескучно, операторская работа хорошая, костюмы богатые. Хотя, конечно, псевдоисторичность во всей красе (табличка с указом цезаря, написанная по-английски и все такое), но где ее, положа руку на сердце, нет?

    Стоит ли смотреть? Взрослым людям, лояльным к «мясу» и порнографии — вполне можно, ничего действительно зашкаливающего тут нет, а Макдауэлл молодец и посмотреть на него приятно. Людям более трепетным — не стоит, если они не фанаты Макдауэлла, согласные ради него терпеть что угодно.

    7 марта 2014 | 01:22

    Фильм «Калигула» — это не просто классика какая-то там, это легенда, в том числе и моя. Помню-помню, как родители прятали от меня этот фривольный диск, и как я тайком просматривал самые пикантные моменты. Что мне тогда было до истории Древнего Рима, которой итак пичкали в школе?

    Прошло не так много лет, и я уже подошел к фильму Тинто Брасса как к исторической драме об одном из самых эпатирующих императоров Римской империи. Сравнивать фантазии Тинто Брасса с реальностью я не хочу, ведь даже «Жизнь двенадцати цезарей» грешит многими неточностями. Да и художественный фильм сам по себе не может являться документом. Уже хорошо, если съемочной группе удастся воссоздать атмосферу того исторического периода, о котором идет речь, а актерам продемонстрировать грани личности их персонажа. С этой точки зрения «Калигула» действительно очень хорош. Это не те целомудренные голливудские исторические блокбастеры, которые со страхом и трепетом показывают грудь. Тинто Брасс, набивший руку на эротике и порнографии, по-моему был практически идеальным кандидатом на кресло режиссера. Ему без стеснений удалось показать нам то, что так старательно опускается в учебниках по истории. Малькому МакДауэлу с успехом поддался образ Калигулы с его безумием и болью, перемешанной со сладострастием. «Калигула» — это бенефис Малькома и самого Калигулы. Конечно, такой монстр не может вызвать сочувствие, особенно когда тайным желанием режиссера является возбудить зрителя и шокировать. А некоторые сцены фильма, такие как разговор Калигулы с Тиберием на фоне садо-мазо театра, или продажа римских матрон вовсе исключают возможность показа в крупных кинотеатрах. Сокращенная версия фильма убивает весь замысел, и попросту человек похотливое существо, что с успехом доказала история Рима.

    А ведь с другой стороны, как нежно и трепетно он любил свою сестру… Калигула не столь однозначные персонаж, как может показаться. Разве можно выделять зверя среди других зверей, кто-то более безумен, кто-то менее. В любом случае, консулы мне показались менее чувствующими людьми, нежели Калигула

    На дисках с фильмом Тинто Брасса до сих пор пишут — что это самый шокирующий фильм тысячелетия, но что в нем такого шокирующего не объясняется, то ли девочки Penthouse, то ли озверевший от власти и богатства «сапожок». С какими трудностями бы не снимался этот фильм, рекламное сопровождение позволило ему продержаться до третьего тысячелетия и стать легендой.

    8 из 10

    21 июня 2010 | 15:59

    1985 год, СССР. Первые видеомагнитофоны, первые секретные просмотры запрещённого западного кино на дому. На одной из таких «культурологических» посиделок, будучи неоперившимся пацаном-старшеклассником впервые смотрю «Калигулу» и… получаю такой УДАР ПО МОЗГАМ, от которого смог оправиться лишь десятилетие спустя. Всю ночь после ознакомления с сиим киномесивом в моём подсознании мелькал дьявольский калейдоскоп из скотских совокуплений, изуродованных трупов и прочей скверны. В общем, знакомство с генитальным «шедевром» прошло «на ура».

    Но вот парадокс: по своему недоумию я тогда считал, что мне необычайно повезло — как-никак приобщился к «цивилизованному миру»!

    Прошло 20 лет. За истекшее время я много рылся в прессе и разных видеозаписях с целью побольше узнать о шокировавшем меня древнеримском фильме. В один момент словил себя на мысли, что «Калигула» как-то не к добру завладел моей душой — выходкам Калигулы-Макдауэлла поневоле захотелось подражать.

    - А ещё говорят, что кино «не влияет» на мироощущение зрителя ! Ложь всё это, ребята! Влияет. И ещё как влияет! Говорю это Вам как киноман с 30-летним стажем (простите за нескромность).

    Теперь о самом фильме. То что он был порождён одним из плеозавров мирового порнобизнеса, издателем журнала «Пэнтхауз» Бобом Гуччионе — это известно всем. Но мало кто знает, что именно он был главным режиссёром на съёмках, а не плюгавый Тинто Брасс. Последний был лишь наёмником у Гуччионе. Сам же неистовый Боб следил буквально за всем и въедливо контролировал все стадии создания «Калигулы». Между ним и Брассом постоянно возникали перебранки на съёмочной площадке по поводу концепции будущего фильма.

    В итоге, конфронтация между продюсером и режиссёром возникла своего апогея в стадии пост-продукции и к монтажу Брасс допущен не был. Редактор же Нино Баральи монтировал ленту исключительно под диктовку Гуччионе. Так что окончательный вариант фильма (знакомый всем нам) принадлежит авторству главы «Пэнтхауза».

    Этот скандалист, стоит признать, личность примечательная. Уже хотя бы потому, что в юности он был религиозным парнем и даже прислуживал дьячком в одном из католических соборов Нью-Йорка. Этот факт видимо отразился на том, что начало «Калигулы» предваряет библейский эпиграф: «ИБО КАКАЯ ПОЛЬЗА ЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ ОН ПРИОБРЕТЁТ ВЕСЬ МИР, А ДУШЕ СВОЕЙ ПОВРЕДИТ» (Евангелие от Марка, 8,36).

    Правда воспринимается сия цитата из Святого Писания, как богохульная провокация, поскольку после фривольного пролога фильм превращается в весьма кошмарное зрелище — порнографические массовые оргии, жуткие пытки, кровосмешение, членовредительства и кастрация, блевотинные изрыгания, лесбийские извращения, оральный половой акт с последующим семяизвержением, изнасилование невесты прямо на свадьбе, зверские казни… По-моему достаточно, чтобы понять КАКИМИ моральными критериями руководствовалась команда Гуччионе, создавая свою безобразную мистерию.

    Стройного сюжета у картины нет. Его содержание распадается на мозаику скандальных порно-дивертисментов, живописующих (в духе маркиза Де Сада) реалии упаднического разгула древнеримской знати во времена правления самого безумного, жестокого и сексуально одержимого императора Рима — Гая Юлия Цезаря Германика Калигулы, правившего с 37 по 41 годы от Рождества Христова и ввергнувшего своими болезненными причудами некогда мощную империю в болото тотального разврата и экономического фиаско.

    Конечно, в некоторых местах картина может воприниматься как своеобразная шоковая терапия, показывающая в КАКОЙ деградирующий отстой может завести человека неутолимая жажда власти и материальных удовольствий. Малькольм Макдауэлл и Питер О`Тул играют соответственно Калигулу и поражённого сифилисом императора Тиберия — на износ. Именно в их совместных диалогах идея «травмированности властолюбием» получает некоторую озвучку. Глядя на то, как Макдауэлл в сложном стиле шизофренического гротеска перевоплощается в сумасшедшее исчадие в чине императора Рима, — невольно начинаешь понимать ПОЧЕМУ в мир ПРИШЁЛ ХРИСТОС!

    Человеческий род, оказывается, к тому времени (впрочем как и в НАШЕ смутное время) воспринимал данную ему свыше земную жизнь исключительно в гастрономическом значении! И в этом плане затею Гуччионе можно было бы оценить с пониманием, если бы не его порнографическая одержимость. (Кстати, сцена сверхкровавого убийства Калигулы и его семьи на ступеньках императорского дворца, чисто кинематографически поставлена впечатляюще).

    РОДИТЕЛИ! Не рискуйте оставлять своих детей «один на один» с видеокассетой и ДВД этого фильма!

    12 июля 2005 | 02:10

    Фильм поражает своим размахом во всем, особенно в степени его внимания к сексуальным сценам. Довольно сильные диалоги и действительно впечатляющая игра Малькольма Макдауэлла никак не позволяют отнести этот фильм только к эротическому жанру.

    Повествуя на протяжении двух с половиной часов о пути Калигулы, авторы фильма так и не смогли связать различные подтвержденные историками шокирующие эпизоды правления этого императора в целостный сюжет.

    Несмотря на это фильм залсуживает: 10 из 10

    P.S. А Тинто Брасс выступал в этом фильме только как оператор, а не режиссер. Что, впрочем, не повредило фильму.

    6 июня 2006 | 01:22

    «Калигула» больше обязан Гуччионе, чем Тинто Брассу. Гор Видал написал сценарий для обычного исторического фильма (об этом говорит тот факт, что после съёмок фильма Гор потребовал убрать своё имя из титров). Тинто Брасс, хоть он и снимал эротические фильмы (однако ни в одном из них не было столько эротики, сколько в «Калигуле»), но тоже хотел снять обычный исторический фильм (он тоже хотел убрать своё имя из титров). Выходит, именно из-за Боба Гуччионе фильм стал не обычным историческим фильмом. А кто же сам Боб Гуччионе? Он издатель журнала «Пентхаус», аналога «Playboy», отличающегося более жёстким содержанием (то есть, Гуччионе — это человек, который постоянно вращается в порнографической сфере, соответственно, для него не составляло проблем добавить в фильм несколько эротических сцен. Без Боба «Калигула» не привлёк бы столь широкого внимания общественности, не стал бы столь популярным.

    Вообще, я считаю, что называть фильм порнографическим или даже эротическим неправильно. Несмотря на ТАКОЕ обилие сцен «для взрослых», они не ставятся на первое место, на которым стоит сам Калигула, история его взросления, правления и трагической гибели. Гуччионе показал миру ВСЮ ПРАВДУ о том времени, ведь в Древнем Риме творилось такое беззаконие, что даже представить себе страшно. «Калигула» — это настоящее кино, без прикрас, без недомолвок.

    Эротика не является лишней в фильме; это одна из тех ситуаций, когда создатели угадали идею удачного фильма и пошли по этому пути. Согласен, некоторые сцены способны вызвать неприязнь, а подчас и отвращение, однако кто сказал, что этот фильм подходит для семейного просмотра!

    15 из 10

    1 мая 2009 | 21:13

    Я Гай Юлий Цезарь Август Германик, по прозвищу «сапожок». В детстве отец брал меня с собой в Галлию с легионами. Там я носил сандалии, как у солдат и они прозвали меня «сапожок», Калигула. Ненавижу это прозвище! Ненавижу свой род! Я не хотел стать императором. Мне пришлось. У меня не было выбора. Я мечтал о спокойной жизни. Я просто любил и хотел жить. Брат убивает брата, убившего его отца, который убивает своего сына… Мой двоюродный дед Тиберий научил меня этому. За что сам и поплатился.

    Пусть он был стар и немощен, но он до последнего цеплялся за свою никчёмную жизнь развратника и убийцы. Аве, Тибериус! Перстень императора теперь у меня. Я — властелин мира! И что? Мне это не нужно. Я не умею ни управлять, ни воевать. Я только лишь люблю. Люблю запретною любовью. Друзилла. Моя милая сестра. Видимо, богам было угодно, чтобы я любил именно её. Только ей я позволял называть себя «сапожком». Я делал всё, всё, чего она хотела. Даже выбрал себе жену из числа самых первых развратниц Рима. Цесония должна была мне родить наследника. Наш род Юлиев должен продолжаться. И абсолютно неважно, что это род насильников, извращенцев и убийц. Прежде всего, это род великих правителей и полководцев, богоподобных мужей и достойных римлян.

    Я правил миром, но мне это быстро наскучило. «Я, Гай Юлий Цезарь Август Германик, от имени Сената и народа Рима, повелеваю…». Совершенно не важно, кем я был. Любовь не знает ни границ, ни правил. Я любил Друзиллу.

    Всё кончилось в один миг. Нет больше Друзиллы… Жизнь потеряла смысл. Я хочу умереть. Надо спровоцировать сенаторов. Эти тупые и жирные ублюдки лебезят передо мной. Противно! Как я ненавижу их лесть и низость! Я буду делать такие вещи, из-за которых меня захотят убить.

    Возобновлю «право первой ночи», организую сражение армии с камышом, устрою самый шикарный бордель, используя жён сенаторов, объявлю себя богом, назначу своего коня сенатором. Я сделаю всё, чтоб меня убили. Убили уже, наконец-то. И этот день пришёл… Здравствуй, Харон. Пароль «мошонка». И я принимаю удар мечём в живот. О, боги! Зачем же Цесонию? Зачем маленькую Друзиллу? Одно мгновение я был счастлив, а потом я умер с болью в сердце… Я должен был уйти один, но не получилось…

    Я всего лишь любил, хоть и запретною любовью… Я пока ещё не знаю, что через двадцать столетий обо мне снимет фильм некий Тинто Брасс, сделая из моей жизни порнографию. Не смотрите на похоть, смотрите на мою жизнь! Я был у власти всего 4 года. Но кого вы вспоминаете после великого Гая Юлия Цезаря? Меня, Калигулу…

    9 апреля 2008 | 11:01

    Честно говоря, от этого фильма ожидал многого. Виной тому — заурядное общественное мнение. Для «народа» (плебса), у которого в мозгах только желание ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ, этот фильм — просто находка. Для эротоманов 70-х — тоже. Но не для меня…

    Трудно отнести этот бред к какому-либо жанру. На исторический — не претендует, на порно — тоже, на мелодраму и комедию — и подавно. В общем, не пойми что получилось у такого великолепного режиссёра, как Тинто Брасс.

    О Гае Юлии Цезаре (Калигула был тёзкой и родственником знаменитого диктатора) нам известно, в основном, из опуса в двенадцати частях Светония Транквилла. Этот биограф, живший в эпоху Траяна, достаточно много написал о жизни первых двенадцати цезарей, правивших в необъятной Римской Державе в I веке н. э. Биографии от Транквилла приправлены интимными подробностями жизни императоров, скандальными сторонами их земного бытия. Оказалось, ничего человеческое не чуждо даже полубогам, к каковым древние относили своих правителей. В этой, грубо говоря, «плеяде» Калигула вырисовывается как наиболее одиозная фигура. Экстравагантен, жесток, себялюбив, он станет интересен не только историкам, но и обывателям. Но, как и любой тиран, какого-либо замечательного художественного образа он не удостоится. Более того, вскоре его затмит во многом достопримечательная фигура его племянника — императора Нерона, который вообще станет легендой.

    В фильме грубо искажена историческая действительность… Но это ещё можно списать на незнания той далёкой истории, на профанацию, которая иногда имеет место в историческом кино (да и не только в кино, но и в литературе тоже). Однако непростительно для людей киноискусства создавать псевдо-шедевры с ужасной актёрской игрой. Именно таковым стал фильм «Калигула». Эту недоразвитую порнуху вполне можно было снять на какой-нибудь арендуемой квартирке, за гроши. И к чему все эти обстановки, претендующие на высокую историчность, дорогие костюмы, которые ни на йоту не похожи на те, что носили тогда жители Вечного Города?! К чему весь этот фарс?

    Ничего плохого не хочу сказать о Малкольме… Актёр он, в общем-то, неплохой. И вина за качество «шедевра» целиком и полностью ложится на Брасса. Однако с некоторой грустью стоит отметить, что у Малкольма… ну никак не получаются реальные исторические персонажи! Не вышел из него Калигула, как позже не выйдет из него Чикатило (фильм «Эвиленко»). Эти роли не для него. Лучше б он… играл себе во всяких «заводных апельсинах», не замахиваясь на высокое в киноискусстве. А ведь красиво сыграть роль исторического героя — это высший пилотаж, под силу не многим.

    Фильм отвратительный. Конечно, ни один уважающий себя кинокритик, занимающийся историческим кино, не станет тратить время на бессмысленный анализ этой белиберды. Остаются только отзывы критиков-самоучек, которым что ни преподнеси — всё схавают… И ещё при этом смачно рыгнут.

    Смотреть не стоит, стоит не смотреть!

    19 мая 2013 | 16:24

    Этот фильм рассказывает историю жизни римского императора Гая Юлия Цезаря Августа Германика, вошедшего в историю под именем «Калигула»(37-41 после Р. Х). Я думаю каждый слышал про этот фильм, поэтому пересказывать сюжет нет смысла.

    Жанр фильма трудно определить, но я могу сказать одно — это не порнография, как многие считают. Конечно порнография в фильме очень раздражает, так как она ни к месту и снята низкокачественно, но в фильме ее не так уж и много. В этом и заключается и уникальность фильма: очень сильные эпизоды сочетаются с низкокачественной порнографией.

    Но поговорим о сильных сторонах фильма.

    Начнем с потрясающей игры актеров. Малкольм Макдауэлл великолепно изобразил Калигулу, никто бы больше не смог так изобразить его со многих сторон: жестокий, комплексующий, любящий, боящийся, привлекательный, страшный, страдающий, а не только как тирана-извращенца. Питер О`Тул прекрасно изобразил Тиберия, чего стоит только одна его фраза("Гемеллий мой бедный мальчик, когда я умру Калигула убьет тебя, если только раньше никто не убьет Калигулу»). Джон Гилгуд в роли Нервы, Хелен Миррен в роли Цезонии — список блестящих образов можно продолжать долго.

    Прекрасна работа художника: любимый худоник Феллини Данило Донати прекрасно воссоздал архитектуру и одежду Древнего Рима. Подбор музыки прекрасен: Арам Хачатурян, Сергей Прокофьев, музыка работы Бруно Николая прекрасно дополняет фильм.

    И фильм полон черного юмора, который скорее относится к смеху через отвращение. Кажется что невозможно смеяться над некоторыми шокирующими сценами, но чего стоит хотя бы сцена когда Тиберий шутливо пытается отравить Калигулу.

    Итог: очень неровный фильм, но я думаю что его стоит посмотреть хотя бы один раз.

    7 из 10

    28 марта 2009 | 18:19

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 154 руб.
    подробнее

    Новости


    Французская актриса, игравшая у Бертолуччи, Риветта, Дзеффирелли и Антониони, Мария Шнайдер скончалась в возрасте 58 лет. (...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    45.В джазе только девушкиSome Like It Hot8.468
    46.Унесённые призракамиSen to Chihiro no kamikakushi8.467
    47.Хороший, плохой, злойIl Buono, il brutto, il cattivo8.467
    48.12 разгневанных мужчин12 Angry Men8.466
    49.ТитаникTitanic8.460
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings94.92%
    7.Чёрное мореBlack Sea94.80%
    8.Три девяткиTriple Nine94.74%
    9.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.66%
    10.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.62%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Город героевBig Hero 61
    Зильс-МарияClouds of Sils Maria1
    ЯростьFury1
    Камилла Клодель, 1915Camille Claudel 191512
    Выпускной6
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 2
    СудьяThe Judge8.224
    ДракулаDracula Untold6.630
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.456
    ИсчезнувшаяGone Girl8.506
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры