всё о любом фильме:

Калигула

Caligula
год
страна
слоган«The most controversial film of the twentieth century has just become the most controversial film of the twenty first century»
режиссерТинто Брасс, Боб Гуччионе, Джанкарло Луи
сценарийГор Видал, Боб Гуччионе, Джанкарло Луи, ...
продюсерБоб Гуччионе, Франко Росселлини, Джек Х. Силверман
операторСильвано Ипполити
композиторБруно Николаи, Ренцо Росселлини
художникДанило Донати
монтажНино Баральи, Энцо Мичарелли, Расселл Ллойд
жанр для взрослых, драма, история, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  9.3 млн,    Германия (ФРГ)  2.65 млн,    Франция  1.41 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время156 мин. / 02:36
Рим, 1 век нашей эры. Правителем могущественной империи становится Гай Юлий Цезарь Август Германик, известный под прозвищем Калигула. Его имя станет нарицательным не из-за реформ и свершений, а благодаря расправам, порочным развлечениям и безнравственным связям. Недолгое правление Калигулы станет одной из самых кровавых страниц в истории Римской империи.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
24%
7 + 22 = 29
3.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм субсидировался порноимперией «Пентхаус», отсюда и скандально непристойный характер некоторых сцен, из-за которых автор сценария Гор Видал снял своё имя из титров, а борцы за нравственность (особенно в Ватикане) называли его «отвратительным, позорным хламом».
    • Фильм включен в список запрещенных к распространению в Республике Беларусь.
    • Шведская мелодик-дэт-метал группа Arch Enemy использовала диалог из фильма в своей песне Rise of the Tyrant с одноименного альбома 2007 года: Caligula: I have existed from the morning of the world and I shall exist until the last star falls from the night. Although I have taken the form of Gaius Caligula, I am all men as I am no man and therefore I am a God. Claudius: All those who say aye, say aye. Caligula: Aye… Aye! Senators: Aye! Aye! Aye! Guard: He`s a god now…
    • На создание фильма ушло около четырех лет.
    • еще 1 факт

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 5.0/10
    Самый амбициозный кинопроект итальянского режиссёра Тинто Брасса снимался по сценарию известного американского писателя Гора Видала (потом он был вынужден отказаться от картины), с участием крупных английских кинозвёзд, а постановочный размах в воспроизведении исторического действа обеспечен благодаря немалому для тех времён бюджету ($17,5 млн.), полученному от Боба Гуччоне, издателя популярного эротического журнала «Пентхаус». Каков заказ — таково и исполнение. Претензии постановщика на анализ механизма власти и диктатуры, калечивших даже тех, кто оказался во главе империи, довольно скоро (и окончательно) уступили место скандальному и эпатирующему показу жестокости и разгула правителей Древнего Рима. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 91 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Без сомнения, фильм неординарный. Из-за обилия жесткости и чрезмерно откровенных сцен, смотреть его стоит только людям достаточно взрослым, причем невпечатлительным и с очень устойчивой психикой.

    Это эпатирующее эпическое полотно поражает не только размахом декораций и костюмов, но и количеством сцен насилия и разврата на каждые 10 минут просмотра.

    То, что известно из учебников истории и энциклопедий о Гае Цезаре Калигуле (Сапожке), практически точно выведено в сценарии к фильму, написанному американским писателем Гором Видалом.

    Третий сын Германика и Агриппины Старшей, рано осиротевший, в возрасте 19 лет был взят в дом своего неродного деда Тиберия, который позднее объявляет Гая наравне со своим родным внуком Гемеллой наследниками, акцентируя, что сменить его должен именно Калигула. По различным данным, то ли Тиберий умер своей смертью, то ли Гай не смог дождаться естественной кончины и за него «постарался» трибун Макрон, удушивший Тиберия подушкой. Когда через два дня после смерти Тиберия, 18 марта 37 г., Калигула был провозглашен императором, народ встретил эту весть с большой радостью, ибо всеобщей любовью и уважением пользовались его родители Германик и Агриппина Старшая. Начало правления Калигулы было как будто хорошим, он даже сделал попытку восстановить народное собрание и вернуть ему право выбора должностных лиц. Но сделанное им добро ни в коей мере не могло перевесить тяжкий груз злодеяний и сумасбродств, которыми отмечены были остальные годы его самовластья.

    Еще не будучи императором он не мог обуздать свою природную свирепость и порочность. Калигула с жадным любопытством присутствовал при пытках и казнях истязаемых, по ночам в накладных волосах и длинном платье бродил по кабакам и притонам, с великим удовольствием плясал и пел на сцене.

    Получив власть и упиваясь ею, он как бы испытывал, насколько далеко он может зайти в своих пороках и жестокости. Его государственные деяния были смесью нелепых чудачеств и злого фарса. Он словно задался целью смешать с грязью все, чем привыкли гордиться римляне, высмеять предания и обычаи, утрируя их до невероятной степени.

    С извращенной жестокостью он убирал со своего пути неугодных или просто не приглянувшихся ему людей.

    О браках его трудно сказать, что в них было непристойнее: заключение, расторжение или пребывание в браке. Многочисленные связи его были также вызывающе бесстыдны, поскольку ни одной именитой женщины он не оставил в покое. Со всеми своими тремя сестрами он жил в преступной связи. Самую любимую из них, Друзиллу, он лишил девственности еще подростком, потом ее выдали замуж, но Гай отнял ее у мужа, открыто держал как законную жену и даже назначил ее во время болезни наследницей своего имущества и власти. Когда в 38 г. она умерла, он установил такой траур, что смертным преступлением считалось смеяться, купаться, обедать с родителями, женой или детьми.

    Быстро пришло отрезвление, когда за короткий срок были растрачены все накопленные Тиберием резервы государственной казны. Жестокий произвол, откровенный садизм и сумасшедшие выходки императора римляне терпели около четырех лет. Терпение их истощилось, когда Калигула бездумно посягнул на устои рабовладения.

    Из большого числа заговорщиков самым активным оказался трибун Кассий Херея, претерпевший множество издевательств от сумасшедшего монарха. 24 января 41 г. заговорщики во главе с Кассием Хереей убили Калигулу в одном из темных переходов его дворца. Первый удар сделал Херея, пробив ему затылок, затем остальные нанесли ему более тридцати ран. Зарубили и жену его Цезонию, а дочери разбили голову о стену. Власть была передана дяде Калигулы Клавдию.

    Не могу сказать, насколько оправдано такое большое количество порносцен в фильме, но, то, что гнетущая атмосфера произвола, разврата и жестокости передана довольно внятно, это точно. Чувствуется, как страшно людям было жить рядом и зависеть от прихотей безумного императора. Первый час меня очень раздражали слишком уж откровенные сцены, но к концу третьего часа перестаешь их замечать. Вопреки сложившемуся мнению, ничего возбуждающего и эротичного я в них не увидела. Не увидела я в фильме и трагедии личности, а увидела трагедию целой империи. Калигула открыто издевается, провоцирует сенат и знать, как бы прощупывая, насколько хватит у них терпения.

    Очень трудно оценить данный фильм. С одной стороны, историческая достоверность как бы присутствует, а насколько правдиво воссозданы атмосфера, нравы, обычаи трудно судить. Оценивать актерское мастерство практически не у кого. МакДауэлл получился очень похожим внешне, и, на мой взгляд, психологически его роль удалась. Главные женские роли тоже неплохи, но об остальном актерском составе, главная масса которого актеры «Пентхауса», лучше промолчу.

    27 февраля 2014 | 16:01

    Какое не было бы впечатление у зрителей, после просмотра этого фильма, будь то положительное или отрицательное, фильм в любом случае будет крутится у них в головах не один час.

    По мне это не супер грандиозный фильм, но фильм очень достойный. И что касаемо всего того разврата что показан, но это скорее просто констатация факта. Если брать историю, а ее вообще не следует брать, то можно сказать что: в Риме бани были общие, туалеты и прочие. И всем понятно что там творилось, так что же тогда говорить о молодом, бессердечном тиране и правителе. Ведь в фильме показано то, что и было. Человек считающий себя Богом на Земле, творил все то, что только могло взбрести в его голову. И не один его поступок не считался грехом.

    Что же до съемки откровенных сцен, но нельзя их назвать уж чересчур откровенными. Так как даже в начале зарождения синематографа, снималось такое, от чего у многих депрессия начнется. А до современной порнографии этому фильму и подавно далеко.

    Игра актеров, ее вообще можно разделить на три части. В первую входит ее замечательное исполнение. Во вторую ее плохая игра. А в третью, это игра на которую можно смотреть, благодаря тому, что ей способствует все что находится в кадре: это и декорации, и музыка, и массовка и т. д.

    Многие говорят что это отвратительный фильм, но я же с этим не согласен. Да конечно, в нем есть откровенность, но чего надо ожидать от фильма, в котором показана жизнь, безумного тирана, бессердечного тирана, жестокого человека, распутника, и при все еще и обезумевшего? О чем кино, то и показано.

    Помню когда впервые его увидел. Не скажу что был потрясен, и во время просмотра не был знаком с историей этого правителя, и все чего я желал во время просмотра, это узнать чем же закончится фильм. Удивительно, но фильм не отпускал меня. Он заставлял меня смотреть и смотреть, и предвкушать конец.

    И конец действительно порадовал. Так как в нем была сама соль. На место одного глупца, приходит другой. То как и было всегда в истории.

    Что касаемо самого Тинто Браса и его операторской работы. Да, конечно можно сказать, что могло бы быть все намного лучше, но что есть, то есть. Он не великий режиссер, не великий оператор, но для этого данного кинофильма, я могу сказать что его работа, смотрится удовлетворительной.

    В конце хочу отметить, что этот фильм действительно является шедевром, и занимает заслуженное место в мировом кинематографе.

    Конечно он не настолько скандален, и не так оброс историей после премьеры как к примеру» Сало и 120 дней Садома», но это не умаляет его достоинств.

    5 февраля 2011 | 08:23

    «Калигула» больше обязан Гуччионе, чем Тинто Брассу. Гор Видал написал сценарий для обычного исторического фильма (об этом говорит тот факт, что после съёмок фильма Гор потребовал убрать своё имя из титров). Тинто Брасс, хоть он и снимал эротические фильмы (однако ни в одном из них не было столько эротики, сколько в «Калигуле»), но тоже хотел снять обычный исторический фильм (он тоже хотел убрать своё имя из титров). Выходит, именно из-за Боба Гуччионе фильм стал не обычным историческим фильмом. А кто же сам Боб Гуччионе? Он издатель журнала «Пентхаус», аналога «Playboy», отличающегося более жёстким содержанием (то есть, Гуччионе — это человек, который постоянно вращается в порнографической сфере, соответственно, для него не составляло проблем добавить в фильм несколько эротических сцен. Без Боба «Калигула» не привлёк бы столь широкого внимания общественности, не стал бы столь популярным.

    Вообще, я считаю, что называть фильм порнографическим или даже эротическим неправильно. Несмотря на ТАКОЕ обилие сцен «для взрослых», они не ставятся на первое место, на которым стоит сам Калигула, история его взросления, правления и трагической гибели. Гуччионе показал миру ВСЮ ПРАВДУ о том времени, ведь в Древнем Риме творилось такое беззаконие, что даже представить себе страшно. «Калигула» — это настоящее кино, без прикрас, без недомолвок.

    Эротика не является лишней в фильме; это одна из тех ситуаций, когда создатели угадали идею удачного фильма и пошли по этому пути. Согласен, некоторые сцены способны вызвать неприязнь, а подчас и отвращение, однако кто сказал, что этот фильм подходит для семейного просмотра!

    15 из 10

    1 мая 2009 | 21:13

    Не могу сказать, понравился мне этот фильм или нет. «Исторический порнорблокбастер» — именно так было написано на одной старой видеокассете попавшейся мне еще в детстве очень давно. Спустя много лет я посмотрела этот фильм. Он меня шокировал. Признаюсь, что смогла посмотреть фильм не сразу, а частями в три захода. Я считаю, что Тинто Брасс и чересчур сгустил краски, но ему удалось рассказать о жизни одного из самых жестоких императоров Римской Империи.

    Вначале фильма мы видим юного принца, совсем не жестокого и влюбленного в свою сестру (и состоящего с ней в интимной связи, что в те времена было нередкостью). Скоро Калигула станет совсем другим. Ему предстоит стать новым императором и своей жестокостью, порочностью, самодурством Калигула превзойдет своего двоюродного деда Тиберия.

    Какого человека мы видим? Совершенно неадекватного. У Калигулы нет никаких моральных принципов. Он мог по праву первой ночи обесчестить любую понравившуюся невесту на глазах у ее жениха, а затем надругаться и над женихом. Устроил королевский бордель из сенаторских жен, прилюдные роды своей жены Цесонии. Жизни людей для него ничего не стоили, кроме умершей сестры Друзиллы, которую он безумно любил. После ее смерти мы видим, что безумие императора выходит за все границы. Фильм поражает своей откровенностью во всем. Кровь льется рекой, отрезанные детородные мужские органы поедают псы, дикие оргии, сцены орального и лесбийского секса крупным планом, и на фоне всего этого Калигула постепенно сходит с ума. Но именно так режиссер решил преподнести зрителю рутину великого тирана жестокой и распутной Римской Империи в истинном свете.

    Однако художественных достоинств в картине не мало. Понравились операторская работа, музыка, костюмы. Красивый визуальный ряд. Замечательный актерский состав.

    Я, конечно, имею в виду обычных кинозвезд, а не порноактеров, которых здесь предостаточно. Игру последних я не решусь комментировать, поскольку на экране их лица появляются реже, чем всевозможные части тела.

    Малкольм Макдауэлл — бесспорно гениальный актер. Он и внешне похож на Калигулу и сыграл его блестяще. Калигула в исполнении Макдауэлла на экране выглядит жестоким, но в тоже время жалким и глубоко ранимым человеком. Жизнь Калигулы обрывается в 28 лет. Но финал картины предсказуем. Жестоко убитый император сам стал жертвой своей тирании.

    После просмотра остался какой-то осадок, но я не жалею, что посмотрела эту картину.

    19 ноября 2010 | 00:52

    Честно говоря, от этого фильма ожидал многого. Виной тому — заурядное общественное мнение. Для «народа» (плебса), у которого в мозгах только желание ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ, этот фильм — просто находка. Для эротоманов 70-х — тоже. Но не для меня…

    Трудно отнести этот бред к какому-либо жанру. На исторический — не претендует, на порно — тоже, на мелодраму и комедию — и подавно. В общем, не пойми что получилось у такого великолепного режиссёра, как Тинто Брасс.

    О Гае Юлии Цезаре (Калигула был тёзкой и родственником знаменитого диктатора) нам известно, в основном, из опуса в двенадцати частях Светония Транквилла. Этот биограф, живший в эпоху Траяна, достаточно много написал о жизни первых двенадцати цезарей, правивших в необъятной Римской Державе в I веке н. э. Биографии от Транквилла приправлены интимными подробностями жизни императоров, скандальными сторонами их земного бытия. Оказалось, ничего человеческое не чуждо даже полубогам, к каковым древние относили своих правителей. В этой, грубо говоря, «плеяде» Калигула вырисовывается как наиболее одиозная фигура. Экстравагантен, жесток, себялюбив, он станет интересен не только историкам, но и обывателям. Но, как и любой тиран, какого-либо замечательного художественного образа он не удостоится. Более того, вскоре его затмит во многом достопримечательная фигура его племянника — императора Нерона, который вообще станет легендой.

    В фильме грубо искажена историческая действительность… Но это ещё можно списать на незнания той далёкой истории, на профанацию, которая иногда имеет место в историческом кино (да и не только в кино, но и в литературе тоже). Однако непростительно для людей киноискусства создавать псевдо-шедевры с ужасной актёрской игрой. Именно таковым стал фильм «Калигула». Эту недоразвитую порнуху вполне можно было снять на какой-нибудь арендуемой квартирке, за гроши. И к чему все эти обстановки, претендующие на высокую историчность, дорогие костюмы, которые ни на йоту не похожи на те, что носили тогда жители Вечного Города?! К чему весь этот фарс?

    Ничего плохого не хочу сказать о Малкольме… Актёр он, в общем-то, неплохой. И вина за качество «шедевра» целиком и полностью ложится на Брасса. Однако с некоторой грустью стоит отметить, что у Малкольма… ну никак не получаются реальные исторические персонажи! Не вышел из него Калигула, как позже не выйдет из него Чикатило (фильм «Эвиленко»). Эти роли не для него. Лучше б он… играл себе во всяких «заводных апельсинах», не замахиваясь на высокое в киноискусстве. А ведь красиво сыграть роль исторического героя — это высший пилотаж, под силу не многим.

    Фильм отвратительный. Конечно, ни один уважающий себя кинокритик, занимающийся историческим кино, не станет тратить время на бессмысленный анализ этой белиберды. Остаются только отзывы критиков-самоучек, которым что ни преподнеси — всё схавают… И ещё при этом смачно рыгнут.

    Смотреть не стоит, стоит не смотреть!

    19 мая 2013 | 16:24

    Разумеется, я был прав, что не ждал от фильма историчности. К истории он не имеет никакого отношения, начиная от описываемых событий и заканчивая причудливыми костюмами. Режиссёр и не пытается обмануть нас и выдать снятое им фэнтези за историческую драму: выразительные и монументальные, но совершенно ни на что непохожие декорации, гротескно гипертрофированные оргии, наконец, безумная машина для казней… И в то же время имя Калигулы в названии не случайно, не прихоть. Брасс экранизирует не историю Рима, а миф о Риме — величайший миф, порождённый коллективным разумом Европы, и самый дорогой этому разуму. Рим всегда был идеалом — идеальное мировое государство христиан или идеальная республика свободы, идеальное искусство или идеальное богословие… Рим — это абсолют. Во всём. В том числе и в пороке, если вас интересует этот аспект. И в этом смысле фильм реалистичен. Подобно «300», он не соответствует в деталях тому, как всё было в жизни, но в совершенстве изображает то, как должно было быть, как это представляли тысячелетиями. «Калигула» — точнейшая экранизация архетипа Рима.

    В начале фильма изображена языческая идиллия, какой она, наверное, представлялась поклонникам язычества в XIX веке — праздник жизни, любви и тела, радостный и светлый. Тем сильнее переход, ведь уже в следующей сцене языческий Рим показан скорее глазами христианских проповедников. Совершенно безумный Тиберий, окружённых наложницами, шутами и уродцами в уродливо-роскошном дворце, декорированном гигантскими фаллосами и трупами политических противников, рассказывает юному Калигуле о том, что римляне — жалкий скот, а родственные отношения в императорской семье ведут только к убийствам. Сам Калигула склонен к некоему извращенному идеализму — кажется, он искренне верит в божественность покойных императоров. Поэтому добивать Тиберия приходится преторию Макрону — юноша с безумной жадностью бросается стаскивать печатку императора с трупа, но не решается ударить владыку Рима. Зато, став таковым сам, он легко расправляется с кем угодно — кажется, всё это для него вообще что-то вроде игры, и Калигула даже не пытается сохранить видимость законности или благопристойности.

    По сути, Калигула, как и его возлюбленная и сестра Друзилла, очень инфантилен. Он ведёт себя как неуверенный в себе подросток, отчаянно нуждающийся во внимании окружающих, не знающий, как его заслужить, не уверенный, что достоин его, но в то же время ощущающий себя особенным. Все действия Калигулы, собственно, аналог громогласных непристойных шуток или идиотских трюков, с поправкой на статус владыки мира. Что до Друзиллы — я так и не смог уяснить, старшая она или младшая сестра Калигулы, но выглядит она как чуть более зрелая девочка, уже обнаружившая, что мальчиками можно управлять с помощью секса, и думающая, что её власть на этом основании безгранична. Она хочет, чтоб Калигула поднялся как можно выше, поскольку ей это льстит, но в итоге она с досадой обнаруживает, что в результате он ожидает покорности даже от неё. Чем-то напоминает Крис Харгенсен из «Кэрри» Кинга…

    После смерти Друзиллы всё меняется. Калигула полностью убеждается, что его значимость — это только значимость его титула, сам он — ничто и обречён на страдания. Поэтому он прямо отказывается от собственной индивидуальности в речи, провозглашающей его богом, зато максимализирует свою власть. Насколько сильно он может унизить окружающих, насколько жестоким он может быть, насколько многого он может требовать — отныне только этим измеряется смысл его жизни. Да, при этом он всё более погружается в безумие — но не заключается ли оно во многом в проверке, насколько безумным ему позволят быть? Он издевается над Римом своей божественностью и всё больше уверяется в ней, благодаря этому. Но кроме того, им движет и тяга к смерти. Потеряв последнее светлое чувство в жизни вместе с Друзиллой, Калигула живёт в мире, где есть только терзающий страх и отвращение к окружающим. Он сознательно провоцирует собственное убийство, и его предсмертная улыбка говорит «Ну надо же! Я уж думал, ты не решишься».

    Эффектная картина разложения и разрушения, а прежде всего — саморазрушения, вполне к месту предваряется евангельским эпиграфом — «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?». Возможно, действительно никакой.

    7 из 10

    31 мая 2014 | 12:05

    Ну что ж… Виртуоз эротического/порнографического жанра, замечательные сценаристы, блистательные актеры британской школы взялись изобразить «жизнь и удивительные приключения» древнеримского тирана. .. Ну разве могло у них получиться что-то другое, кроме шедевра?

    Говорить о своих впечателениях от Калигулы бессмыслено. Этот фильм давит, поражая воображение даже самого искушенного зрителя. Будьте готовы, что с экрана на Вас польется вся грязь, мерзость и низость человеческой природы. Будьте готовы никому не сочувствовать и никого не жалеть.

    И будьте готовы преклонить колени перед мэтром Тинто, отважившегося снять «серьезную картину в несерьезном жанре» и тем самым увековечившим себя в истории мирового кинематографа.

    Спешить смотреть

    10 из 10

    7 марта 2009 | 21:52

    Фильм «Калигула» — это бесспорная классика мирового кинематографа. Картина до сих пор продолжает своё скандальное шествие по миру, общепризнанно считаясь одной из самых эпатажных и скандальных кинолент 20-го, а теперь и 21-го века.

    В конце 70-х кинолента вызвала огромный резонанс в обществе и будучи снятой в 1977 году, два года находилась под запретом и лишь в 1979-ом премьера наконец состоялась.

    Появлению «на свет» этого шедевра, мы обязаны тандэму лучших мастеров эротического жанра Бобу Гуччионе и Тинто Брассу. Кому бы из них ни приписывалии главный успех, оба мастера постарались на славу и противопоставлять их нельзя.

    Жанр, в котором был снят фильм, очень трудно поддаётся конкретному определению. Одни называют фильм «историко-эротическим», другие — «порнографическим», третьи — «исторической драмой с элементами жёсткой эротики» и «порно-ужсами» и так далее. Одно можно сказать точно — ни до, ни после, ничего подобного снято не было и в этом есть главная заслуга фильма — он уникален.

    Уникальна и игра актёров — Малькольма Макдауэлла и Питера О`Тулла. Многие голливудские знаменитости, которым предлагали сняться в картине, ознакомившись со сценарием отказывались, не веря в то, что фильм удастся, слишком простоватым при первом знакомстве со сценарием показался им этот фильм. Но Макдауэлл и О`Тулл приняли предложение и навсегда увековечили свои имена в истории мирового кино.

    Гуччионе не зря пригласил на должность оператора Тинто Брасса, в фильмографии которого уже были подобные опыты, донести до зрителя мировую историю посредством элементов эротики. Актриса Тереза Энн Савой, великолепно сыгравшая сестру Калигулы, ранее играла главную роль в фильме Брасса «Салон Китти».

    В итоге, не сложный но интересный сценарий, составленный на основе исторических реалий Гором Видалом и Бобом Гуччионе, снятый блестящим оператором жанра эротики Т. Брассом, плюс отличная игра блестящих актёров Макдауэлла, О Тулла и Энн Савой, плюс шикарные костюмы и антураж, плюс превосходная музыка известных композиторов Росселлини и Хачатуряна, всё это явилось залогом создания непревзойдённого кино-шедевра, коим является фильм «Калигула», который уже почти 30 лет бударажит зрителя и привлекает в свои «ряды» всё новых и новых почитателей. И врятли скоро найдутся люди, сумеющие хотя бы отдалённо снять нечто подобное, настолько натуралистически выдержанно.

    В моей фильмотеке этот фильм занимает почётное место и периодически с удовольствием пересматривается, одно слово — КЛАССИКА. Кто ещё не видел, советую посмотреть.

    10 из 10!

    6 июня 2006 | 02:45

    Одна из самых мерзких картин, которую я когда-либо видел. Шокируют заявления, что «Калигула» — классика кинематографа. Ещё больше меня шокируют заявления, что «Калугула» — историческое кино. Историзма как раз с гулькин нос. Жизнеописание Гая Цезаря Августа Германика (таково было имя Калигулы) сделано чрезвычано однобоким — фактически всё сводится к смакованию того небывалого блуда и разврата, что царил в Римской империи.

    История безумца на римском престоле могла бы получиться интересной и масштабной. Как не вспомнить картины Андрея Эшпая и Павла Лунгина, посвящённые Ивану Грозному — вот где мороз по коже от жестокости и паранойи царя, вот где становление личности и воцарение тирании, вот где простор для творчества и воссоздания правдивого облика одиозной фигуры!

    Всего этого мы практически не видим в фильме. Да, император Тинто Брасса тоже жесток и безумен, но эти качества проявляются лишь в сфере «интима». Несмотря на все потуги в общем-то хорошего актёра Малькольма Макдаужлла, Калигула не вызывает ни жалости, ни сочувствия — лишь омерзение (впрочем, римские сенаторы, готовые ублажить своего сумасшедшего садиста любой ценой, вызывают точно такие же чувства). Какая уж тут политика, какой накал страстей, о чём вы говорите? Они забыты сценаристами и продюсерами как ненужный зрителю элемент…

    Такое ощущение, что тебя просто окунают в грязь лицом и не дают вылезти.

    Возможно, я излишне брезглив, но в любом случае посмотревшие фильм могут вспомнить только оргии, детородные органы всех размеров, мастурбации, кровосмесительную связь принцепса со своей сестрой (а ведь кто-то ещё и пересматривать будет) — в общем всё то, что хотят увидеть люди, покупающие порнофильмы. Так стоило ли тратить $17 500 000, когда подобную «бурду» (ну да, она гораздо скромнее выглядит, но всё же…) сейчас снимают на домашнюю кинокамеру за каких-нибудь полчаса?! Нет, режиссёр решил добиться максимального реализма и снять такой порнофильм, чтобы о нём заговорили по всему миру. ЭТО Тинто Брассу удалось на 200%… но снять исторически объективный фильм о жизни одного из самых известных (хотя и печально) римских императоров — увы и ах.

    2 из 10

    21 июня 2010 | 17:54

    Зря он стыдится этой роли — сыграл хорошо. В первой половине фильма. Разговор с дедом, в котором под внешней почтительностью видно злорадство «все равно сдохнешь, старый пес, и уж тут-то я разгуляюсь», с сестрой сцены, где рассудительная Друзилла пытается вложить в инфантильно-бесшабашную голову братца-любовника азы политики, поцелуй с Макроном — «клянешься ли в верности?» — ответ которого Калигулу не устроил. Потом по сценарию Калигула уже абсолютно поехал крышей и особенно играть Макдауэллу стало нечего. Было бы куда сильнее, если бы Калигула творил все эти зверства, оставаясь достаточно в своем уме, чтобы воспринимать его как человека — и испытывать к нему какие-то чувства.

    В целом же фильм вполне можно смотреть. Либо как классическую «сюжетную» порнографию (хотя и сильно затянутую), либо как художественный фильм (хоть и с переизбытком порнографии). Для порнографии два с половиной часа — явный перебор, хотя порно-команда старалась дать максимальное разнообразие, а «нормальные» актеры изо всех сил старались не выбиваться и соответствовать (голый Макдауэлл вполне себе ничего). В отличие от современной порнографии тела актеров выглядят т. н. «естественно», что воспринимается сейчас как очень удачная оригинальная «фишка», хотя профессиональное безразличие на лицах, конечно, очевидно.

    Если же смотреть как художественный фильм, минусов явно больше. Якобы весь Рим кроме лысого «финансиста» с утра до вечера и с вечера до утра занимается только и исключительно развратом, и больше ничем. Как в этом Риме каким-то образом сохранилась та самая одна сюжетная девственница? Как они там вообще не вымерли, если даже простолюдины не работают, а устраивают оргии? Половина порнографических сцен совершенно не к месту и затянуты (лесбийская пара из середины фильма и сцена в борделе ближе к концу). Сюжет очень примитивен. Характеры персонажей (ну, кроме Калигулы) не раскрыты. Интересных идей практически нет. Единственные люди, вызывающие сочувствие, это та самая девственница и ее жених. Они просто попали под раздачу, не имея никакой возможности сопротивляться. Остальные — организаторы, соучастники или на худой конец «молчаливо одобряющие» творимые мерзости. Все мысли во второй половине фильма сводились к «туда и дорога», а после финала «ну и ладненько, давно пора было». С другой стороны, первая половина неплоха, а в целом нескучно, операторская работа хорошая, костюмы богатые. Хотя, конечно, псевдоисторичность во всей красе (табличка с указом цезаря, написанная по-английски и все такое), но где ее, положа руку на сердце, нет?

    Стоит ли смотреть? Взрослым людям, лояльным к «мясу» и порнографии — вполне можно, ничего действительно зашкаливающего тут нет, а Макдауэлл молодец и посмотреть на него приятно. Людям более трепетным — не стоит, если они не фанаты Макдауэлла, согласные ради него терпеть что угодно.

    7 марта 2014 | 01:22

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 154 руб.
    подробнее

    Новости


    Французская актриса, игравшая у Бертолуччи, Риветта, Дзеффирелли и Антониони, Мария Шнайдер скончалась в возрасте 58 лет. (...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1121 897 634
    2.Город героевBig Hero 620 124 166
    3.ИнтерстелларInterstellar15 341 167
    4.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To14 076 545
    5.ИсчезнувшаяGone Girl2 836 019
    21.11 — 23.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1471 709 883
    2.ИнтерстелларInterstellar126 180 648
    3.Город героевBig Hero 632 876 559
    4.Уиджи: Доска ДьяволаOuija28 470 418
    5.SuperняньBabysitting25 806 085
    20.11 — 23.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 985 283792 984
    Деньги751 976 261 руб.178 289 393
    Цена билета251,89 руб.9,79
    20.11 — 23.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    15.ПрестижThe Prestige8.642
    16.Игры разумаA Beautiful Mind8.638
    17.Криминальное чтивоPulp Fiction8.626
    18.Операция «Ы» и другие приключения Шурика8.618
    19.Властелин колец: Возвращение КороляThe Lord of the Rings: The Return of the King8.600
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings94.91%
    7.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.78%
    8.Иллюзия обмана 2Now You See Me 294.74%
    9.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.71%
    10.Ночная жизньLive by Night94.68%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    БьютифулBiutiful86
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 169
    ИнтерстелларInterstellar290
    Экстрасенс 2: Лабиринты разумаMindscape11
    РаспадDecay1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ИнтерстелларInterstellar8.963
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.778
    День дурака4.792
    Город героевBig Hero 68.318
    С любовью, РозиLove, Rosie7.625
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    премьеры