всё о любом фильме:

Калигула

Caligola
год
страна
слоган«The most controversial film of the twentieth century has just become the most controversial film of the twenty first century»
режиссерТинто Брасс, Боб Гуччионе, Джанкарло Луи
сценарийГор Видал, Боб Гуччионе, Джанкарло Луи, ...
продюсерБоб Гуччионе, Франко Росселлини, Джек Х. Силверман
операторСильвано Ипполити
композиторБруно Николаи, Ренцо Росселлини
художникДанило Донати
монтажНино Баральи, Энцо Мичарелли, Расселл Ллойд
жанр для взрослых, драма, история, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  9.3 млн,    Германия (ФРГ)  2.65 млн,    Франция  1.41 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время156 мин. / 02:36
Рим, 1 век нашей эры. Правителем могущественной империи становится Гай Юлий Цезарь Август Германик, известный под прозвищем Калигула. Его имя станет нарицательным не из-за реформ и свершений, а благодаря расправам, порочным развлечениям и безнравственным связям. Недолгое правление Калигулы станет одной из самых кровавых страниц в истории Римской империи.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
24%
7 + 22 = 29
3.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • На создание фильма ушло около четырех лет.
    • Фильм включен в список запрещенных к распространению в Республике Беларусь.
    • Шведская мелодик-дэт-метал группа Arch Enemy использовала диалог из фильма в своей песне Rise of the Tyrant с одноименного альбома 2007 года: Caligula: I have existed from the morning of the world and I shall exist until the last star falls from the night. Although I have taken the form of Gaius Caligula, I am all men as I am no man and therefore I am a God. Claudius: All those who say aye, say aye. Caligula: Aye… Aye! Senators: Aye! Aye! Aye! Guard: He`s a god now…
    • Фильм субсидировался порноимперией «Пентхаус», отсюда и скандально непристойный характер некоторых сцен, из-за которых автор сценария Гор Видал снял своё имя из титров, а борцы за нравственность (особенно в Ватикане) называли его «отвратительным, позорным хламом».
    • еще 1 факт

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 5.0/10
    Самый амбициозный кинопроект итальянского режиссёра Тинто Брасса снимался по сценарию известного американского писателя Гора Видала (потом он был вынужден отказаться от картины), с участием крупных английских кинозвёзд, а постановочный размах в воспроизведении исторического действа обеспечен благодаря немалому для тех времён бюджету ($17,5 млн.), полученному от Боба Гуччоне, издателя популярного эротического журнала «Пентхаус». Каков заказ — таково и исполнение. Претензии постановщика на анализ механизма власти и диктатуры, калечивших даже тех, кто оказался во главе империи, довольно скоро (и окончательно) уступили место скандальному и эпатирующему показу жестокости и разгула правителей Древнего Рима. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 119 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Без сомнения, фильм неординарный. Из-за обилия жесткости и чрезмерно откровенных сцен, смотреть его стоит только людям достаточно взрослым, причем невпечатлительным и с очень устойчивой психикой.

    Это эпатирующее эпическое полотно поражает не только размахом декораций и костюмов, но и количеством сцен насилия и разврата на каждые 10 минут просмотра.

    То, что известно из учебников истории и энциклопедий о Гае Цезаре Калигуле (Сапожке), практически точно выведено в сценарии к фильму, написанному американским писателем Гором Видалом.

    Третий сын Германика и Агриппины Старшей, рано осиротевший, в возрасте 19 лет был взят в дом своего неродного деда Тиберия, который позднее объявляет Гая наравне со своим родным внуком Гемеллой наследниками, акцентируя, что сменить его должен именно Калигула. По различным данным, то ли Тиберий умер своей смертью, то ли Гай не смог дождаться естественной кончины и за него «постарался» трибун Макрон, удушивший Тиберия подушкой. Когда через два дня после смерти Тиберия, 18 марта 37 г., Калигула был провозглашен императором, народ встретил эту весть с большой радостью, ибо всеобщей любовью и уважением пользовались его родители Германик и Агриппина Старшая. Начало правления Калигулы было как будто хорошим, он даже сделал попытку восстановить народное собрание и вернуть ему право выбора должностных лиц. Но сделанное им добро ни в коей мере не могло перевесить тяжкий груз злодеяний и сумасбродств, которыми отмечены были остальные годы его самовластья.

    Еще не будучи императором он не мог обуздать свою природную свирепость и порочность. Калигула с жадным любопытством присутствовал при пытках и казнях истязаемых, по ночам в накладных волосах и длинном платье бродил по кабакам и притонам, с великим удовольствием плясал и пел на сцене.

    Получив власть и упиваясь ею, он как бы испытывал, насколько далеко он может зайти в своих пороках и жестокости. Его государственные деяния были смесью нелепых чудачеств и злого фарса. Он словно задался целью смешать с грязью все, чем привыкли гордиться римляне, высмеять предания и обычаи, утрируя их до невероятной степени.

    С извращенной жестокостью он убирал со своего пути неугодных или просто не приглянувшихся ему людей.

    О браках его трудно сказать, что в них было непристойнее: заключение, расторжение или пребывание в браке. Многочисленные связи его были также вызывающе бесстыдны, поскольку ни одной именитой женщины он не оставил в покое. Со всеми своими тремя сестрами он жил в преступной связи. Самую любимую из них, Друзиллу, он лишил девственности еще подростком, потом ее выдали замуж, но Гай отнял ее у мужа, открыто держал как законную жену и даже назначил ее во время болезни наследницей своего имущества и власти. Когда в 38 г. она умерла, он установил такой траур, что смертным преступлением считалось смеяться, купаться, обедать с родителями, женой или детьми.

    Быстро пришло отрезвление, когда за короткий срок были растрачены все накопленные Тиберием резервы государственной казны. Жестокий произвол, откровенный садизм и сумасшедшие выходки императора римляне терпели около четырех лет. Терпение их истощилось, когда Калигула бездумно посягнул на устои рабовладения.

    Из большого числа заговорщиков самым активным оказался трибун Кассий Херея, претерпевший множество издевательств от сумасшедшего монарха. 24 января 41 г. заговорщики во главе с Кассием Хереей убили Калигулу в одном из темных переходов его дворца. Первый удар сделал Херея, пробив ему затылок, затем остальные нанесли ему более тридцати ран. Зарубили и жену его Цезонию, а дочери разбили голову о стену. Власть была передана дяде Калигулы Клавдию.

    Не могу сказать, насколько оправдано такое большое количество порносцен в фильме, но, то, что гнетущая атмосфера произвола, разврата и жестокости передана довольно внятно, это точно. Чувствуется, как страшно людям было жить рядом и зависеть от прихотей безумного императора. Первый час меня очень раздражали слишком уж откровенные сцены, но к концу третьего часа перестаешь их замечать. Вопреки сложившемуся мнению, ничего возбуждающего и эротичного я в них не увидела. Не увидела я в фильме и трагедии личности, а увидела трагедию целой империи. Калигула открыто издевается, провоцирует сенат и знать, как бы прощупывая, насколько хватит у них терпения.

    Очень трудно оценить данный фильм. С одной стороны, историческая достоверность как бы присутствует, а насколько правдиво воссозданы атмосфера, нравы, обычаи трудно судить. Оценивать актерское мастерство практически не у кого. МакДауэлл получился очень похожим внешне, и, на мой взгляд, психологически его роль удалась. Главные женские роли тоже неплохи, но об остальном актерском составе, главная масса которого актеры «Пентхауса», лучше промолчу.

    27 февраля 2014 | 16:01

    Задолго до просмотра «Калигулы», меня настраивали на то, что фильм абсолютно чудовищен. По количеству эротическо-порнографических сцен, насилию и жестокости он превосходит все возможные пределы. Но посмотрев, могу заявить, что это один из лучших исторических фильмов, которые мне доводилось видеть. Именно исторических фильмов.

    Многие, в силу своей консервативности, ужасаются количеству эротических сцен и тому, каким показана жизнь императора и ему приближенных в фильме «Калигула». Но ведь в те времена все так и было. Секс не был, как сейчас, чем-то запретным и его не стыдились. Это было священным занятием.

    Но это фильм не о «извращенности» тогдашних нравов. Он даже не о жестокости Цезаря. В фильме раскрывается общая картина жестокости людей по отношению друг к другу. Жажда власти во все времена приводила людей к необходимости смерти даже близких. Желание обезопасить себя и окружить только верными и преданными, творить беспредельные вещи в ощущении своего безграничного всемогущества, приравнивая себя к Богам. Кровь во все времена лилась рекой, убить ближнего было в порядке вещей. А в фильме показано все так как оно было на самом деле, без приукрашивания.

    И каким бы отвратительным Вам не казался главный герой, он все же человек, со своими желаниями, которые в силу своего положения не мог осуществить. Он потерял единственную любимую женщину, хоть это была и запретная любовь, но он любил только ее. Он был несчастен и одинок, а его окружали люди, которым было нельзя доверять. Лицемерие, тщеславие…

    Сюжет. Прекрасная актерская работа. Высокий художественный уровень эротических сцен. И в общем целом за замечательный исторический фильм, я ставлю:

    10 из 10

    28 апреля 2010 | 04:28

    Историческая драма «Калигула» 1979 года режиссера Тинто Брасса является одной из самых скандальных и провокационных лент 20 века. Частично основанный на сценарии знаменитого американского писателя Гора Видала и спродюсированный Бобом Гуччионе, создателем эротического журнала «Пентхаус», фильм рассказывает зрителю биографию одного из самых жестоких римских императоров в мировой истории — Калигулы.

    Режиссер Тинто Брасс в шокирующих и жестоких тонах приоткрывает завесу власти, показывая зрителю последствия тирании для власть имущих. Помимо сугубо шокирующего содержания, фильм все-таки гениально сыгран и именно это в первую очередь привлекает в фильме, а не извращенный, но впечатляющий видеоряд. Малкольм Макдауэлл с его одновременно порочным и прекрасным лицом сыграл Калигулу просто феноменально и дерзко. Он сумел показать всю постепенную деградацию личности своего персонажа, ставшего правителем в момент начала медленной агонии Римской Империи. Питер О, Тул не менее гениально сыграл Тиберия, тоже ставшего жертвой жернов власти. Джон Гилгуд, Паоло Боначелли и Хелен Миррен, с блеском исполнившая роль жены Калигулы, стали настоящим украшением этого эпатажного фильма, вызывающего неоднозначную реакцию даже сейчас.

    Работа оператора Сильвано Ипполитти заслуживает особого внимания, ибо визуальная картинка в фильме очень контрастная. Роскошные виды императорских дворцов и красивые пейзажи итальянского леса создают резкий контраст происходящим в фильме событиям, отчего лента производит еще более сильное впечатление. Тинто Брасс в своей режиссерской манере в этой картине отчеливо опирается на стилистику Пьера Паоло Пазолини и Луиса Бунюэля.

    Музыка в картине тоже играет немаловажную роль. Саундтреки Бруно Николаи и Ренцо Росселлини создают в картине как лирическую атмосферу, так и нагнетают напряжение, особенно ближе к финалу фильма.

    Особо рекомендовать данную картину я не буду, но если Вы ищете что-то шокирующее и необычное, и Вам понравились «Сало, или 120 дней Содома» или «Сербский фильм», то «Калигулу» Вам не стоит пропускать.

    10 из 10

    13 июня 2012 | 12:53

    Даже не знаю с чего начать. Всегда было сложно мне критиковать фильмы в котором присутствовало абсолютно всё — и абсурд и гениальность. Порносцены, эмоции, мимика, сюжет — всё передано восхитительно. Фильм однозначно не для всех. Чтоб его понять и как бы так сказать.. ощутить.. нужно смотреть абсолютно разные фильмы и быть готовым ко всему. Тазик конечно мне не потребовался, так как я смотрел подобных фильмов достаточно много. Чего стоит «Сало.120 дней Соддома» Пазоллини.

    (кстати этот фильм нашел на кинопоиске, и сначала подумал что его снял Пазоллини).

    По сюжету — Калигула, ставший слишком резко императором обезумел от власти. И попросту начал превращать Империю в бордель, который его развлекал. Правление Римской Империей для него — развлечение, Дворец — бордель. Знатные жёны сенаторов и людей из высшего общества — шлюхи. Его девиз в этом фильме — «Кто слишком честен и чист — тот скучный, а следовательно предатель» — вот такая вот логика Калигулы.

    Игра актёров — бесподобна. Ни одной претензии нету к этому. Всё сцены натуральны. Похотливо-обезумевший взгляд Калигулы чего стоит только.

    10 из 10

    п. с. но фильм далеко не для всех. Для тех кто любит жестокую реальность и принимает её такой какая она есть.

    10 июня 2012 | 18:53

    A brother kills a brother who`s killed his father who`s killed his son. Fate. And then someone will kill Caligula!

    Это трагедия одного человека. Это трагедия общества. Это трагедия цивилизации.

    Калигула. «Башмачок». Человек, который не был готов к власти, свалившейся на него. Доведенный до полубезумия своими же приближёнными, снова и снова берущимися за нож. Возможно ли выдержать, зная, что боги уже не спасут, что пусть ты сам по званию бог на земле, от тебя могут избавиться в любой момент, по щелчку пальцев? Как тут не превратиться в того, кого мы видим на экране?

    А ведь перед нами оголённый до костей, до самой сердцевины чувств человек, чья красная императорская тога не значит ровным счетом ничего — она не защитит от ночных кошмаров, страха смерти, страха остаться одному, утонуть в бурлящем котле разврата и грязи. Любовь, изначально запретная и порочная — только она возвращает его в какие бы то ни было рамки, но и её отнимает судьба. Что тут остаётся? Только бросать раз за разом вызовы Сенату, понимая, что уже давно подписал себе приговор, в ту самую минуту, когда он в первый раз произнес «Я, Гай Калигула Цезарь, от имени Сената и народа Рима, повелеваю». И слова о вечной жизни в сотый раз подчеркивают ужас недосягаемости этой вечности.

    Фильм глубокий, полный символизма, с прекрасными декорациями и великолепной, великолепнейшей игрой актеров. Ярко, блистательно, шедеврально.

    Спорить о целесообразности эротических и порнографических эпизодов бессмысленно. Тем не менее эти сцены еще раз подчеркивают, усиливают атмосферу крушения, распада, гниения всей системы, жертвой которой и стал Калигула. Тем, кто видит здесь только «порнуху», посоветовала бы обратиться к трудам по истории Рима или пойти посмотреть что полегче — прав был дядюшка Фрейд.

    8 из 10

    31 мая 2011 | 02:56

    Если честно, то данный фильм посмотрел недавно, при поиске в интернете различных фильмов о Древнем Риме(тогда сильно увлекался римской историей). Я расчитывал посмотреть хорошенький старый фильм на подобие Спартака 1960 года. Но я выдержал около 20 минут фильма и вырубил интернет, после этого я всёже решился заставить себя посмотреть этот ужас до конца и боже, лучше я бы этого не делал.

    Давайте конкретно рассмотрим данный фильм: фильм рассказывает о Калигуле, одному из самых противоречивых императоров в истории римской империи. Если честно сама задумка у фильма гениальная: отличные актёры, большой бюджет и сама необычность темы фильма (ибо Калигула не очень популярная личность даже в истории Рима), но Господи, я до сих пор не понимаю для кого это снято?

    Неужели каким-то людям понравится наблюдать за отрезанием половых органов и засовыванием различных вещей в анальные отверстия? Знаете, скрывать не буду, лично у меня бывает, что порнография вызывает возбуждение, но наблюдения за массовыми оргиями в этом фильме у меня вызывали лишь тошноту.

    Далее возьмём к примеру саму постановку: она ужасна одним словом, когда например в финальной сцене императора солдаты закалывали копьями, можно увидеть невооружённым взглядом, что они даже наконечниками его тела не касались, ну или когда схватили его дочь и схватив за голову бросили на ступеньку, кровь на голове девочки появилась ещё до удара.

    Далее возьмём персонажей: Они почти все однотипны. В фильме никто из римлян не думает, не философствует, не ведёт политику, все только жаждут разврата. Конечно известно, что римляне устраивали оргии, но подобно тому, как в некоторых фильмах показывают чрезмерную нравственность людей средневековья, в этом фильме исказили сам менталитет античных народов.

    Ну и конечно же, тому кто разбирается в римской одежде станет видна халтура костюмеров: туники и тоги вообще они исказили, дабы демонстрировать половые органы, а про броню римских воинов вообще молчу, даже реконструкторы любители делают лучше.

    Ну и последний такой большой минус: казалось бы невозможная в таком фильме, скрытая пропаганда христианства. В начале фильма звучит музыка как в фильмах ужасов и при этом надпись» Языческий Рим»- ну типа как отвратительно всё было у язычников и христианство стало им спасением. Это всё подтверждает и последующая фраза из Евангелия. Но дальше слова о том, что кто-то злой принял облик Калигулы меня просто вогнал в дикий смех.

    Но тут вопрос: что же хорошего в этом фильме?

    Меня лично зацепила лишь финальная сцена убийства: лицо МакДаула перед своими убийцами было просто переполнено чувствами и вообще сама постановка смертей достойно выглядит(хотя в реальности семью Калигулы убили после его убийства)

    Моя оценка фильму — 

    2 из 10

    и то 2 лишь за отличную идею самого фильма, которую загубили горе историки и любители порнографии

    15 января 2014 | 14:30

    Этот фильм рассказывает историю жизни римского императора Гая Юлия Цезаря Августа Германика, вошедшего в историю под именем «Калигула»(37-41 после Р. Х). Я думаю каждый слышал про этот фильм, поэтому пересказывать сюжет нет смысла.

    Жанр фильма трудно определить, но я могу сказать одно — это не порнография, как многие считают. Конечно порнография в фильме очень раздражает, так как она ни к месту и снята низкокачественно, но в фильме ее не так уж и много. В этом и заключается и уникальность фильма: очень сильные эпизоды сочетаются с низкокачественной порнографией.

    Но поговорим о сильных сторонах фильма.

    Начнем с потрясающей игры актеров. Малкольм Макдауэлл великолепно изобразил Калигулу, никто бы больше не смог так изобразить его со многих сторон: жестокий, комплексующий, любящий, боящийся, привлекательный, страшный, страдающий, а не только как тирана-извращенца. Питер О`Тул прекрасно изобразил Тиберия, чего стоит только одна его фраза("Гемеллий мой бедный мальчик, когда я умру Калигула убьет тебя, если только раньше никто не убьет Калигулу»). Джон Гилгуд в роли Нервы, Хелен Миррен в роли Цезонии — список блестящих образов можно продолжать долго.

    Прекрасна работа художника: любимый худоник Феллини Данило Донати прекрасно воссоздал архитектуру и одежду Древнего Рима. Подбор музыки прекрасен: Арам Хачатурян, Сергей Прокофьев, музыка работы Бруно Николая прекрасно дополняет фильм.

    И фильм полон черного юмора, который скорее относится к смеху через отвращение. Кажется что невозможно смеяться над некоторыми шокирующими сценами, но чего стоит хотя бы сцена когда Тиберий шутливо пытается отравить Калигулу.

    Итог: очень неровный фильм, но я думаю что его стоит посмотреть хотя бы один раз.

    7 из 10

    28 марта 2009 | 18:19

    Фильм «Калигула» — это не просто классика какая-то там, это легенда, в том числе и моя. Помню-помню, как родители прятали от меня этот фривольный диск, и как я тайком просматривал самые пикантные моменты. Что мне тогда было до истории Древнего Рима, которой итак пичкали в школе?

    Прошло не так много лет, и я уже подошел к фильму Тинто Брасса как к исторической драме об одном из самых эпатирующих императоров Римской империи. Сравнивать фантазии Тинто Брасса с реальностью я не хочу, ведь даже «Жизнь двенадцати цезарей» грешит многими неточностями. Да и художественный фильм сам по себе не может являться документом. Уже хорошо, если съемочной группе удастся воссоздать атмосферу того исторического периода, о котором идет речь, а актерам продемонстрировать грани личности их персонажа. С этой точки зрения «Калигула» действительно очень хорош. Это не те целомудренные голливудские исторические блокбастеры, которые со страхом и трепетом показывают грудь. Тинто Брасс, набивший руку на эротике и порнографии, по-моему был практически идеальным кандидатом на кресло режиссера. Ему без стеснений удалось показать нам то, что так старательно опускается в учебниках по истории. Малькому МакДауэлу с успехом поддался образ Калигулы с его безумием и болью, перемешанной со сладострастием. «Калигула» — это бенефис Малькома и самого Калигулы. Конечно, такой монстр не может вызвать сочувствие, особенно когда тайным желанием режиссера является возбудить зрителя и шокировать. А некоторые сцены фильма, такие как разговор Калигулы с Тиберием на фоне садо-мазо театра, или продажа римских матрон вовсе исключают возможность показа в крупных кинотеатрах. Сокращенная версия фильма убивает весь замысел, и попросту человек похотливое существо, что с успехом доказала история Рима.

    А ведь с другой стороны, как нежно и трепетно он любил свою сестру… Калигула не столь однозначные персонаж, как может показаться. Разве можно выделять зверя среди других зверей, кто-то более безумен, кто-то менее. В любом случае, консулы мне показались менее чувствующими людьми, нежели Калигула

    На дисках с фильмом Тинто Брасса до сих пор пишут — что это самый шокирующий фильм тысячелетия, но что в нем такого шокирующего не объясняется, то ли девочки Penthouse, то ли озверевший от власти и богатства «сапожок». С какими трудностями бы не снимался этот фильм, рекламное сопровождение позволило ему продержаться до третьего тысячелетия и стать легендой.

    8 из 10

    21 июня 2010 | 15:59

    Мне всегда казалось, что железная прерогатива причислять себя к авторам, ставить своё «от» к сотворённому фильму, целиком и полностью принадлежит режиссеру-постановщику. Именно он заставляет солнце светить ночью, снег выпадать летом, пулю замереть в воздухе… Именно он руководит съёмочной группой — актёрами, сценаристами, операторами, художниками… Именно его видение материала мы с интересом воспринимаем или с негодованьем отвергаем. Кто-то смешивает творцу краски, кто-то натягивает холст, кто-то позирует. Но именно режиссера зрители призывают к ответу за получившийся результат. Правда, есть ещё продюсер — не менее важный персонаж. Как-никак, этот парень платит за всё и имеет полное право влиять на создание фильма. Но это скорее промежуточная инстанция между нами, зрителями, и режиссёром.

    Но так уж получилось, что вышеуказанных господ обошёл простой оператор. То есть тот, кто, руководствуясь указаниями режиссёра, включает или выключает камеру, манипулирует фокусом, углом обзора, стирает тряпочкой пыль с объектива… Чем собственно и занимался Тинто Брасс, в фильме «Калигула» (во всяком случае, в оригинальных титрах, он указан, как оператор и ничего более).

    Итак, «Калигула» 1979 года — не классика, а легенда, так и общая или собственная. Сравнивать фантазии Брасса с реальностью я не хочу, ведь даже «Жизнь двенадцати цезарей» грешит многими неточностями. Да и художественный фильм сам по себе не может являться документом. Уже хорошо, если съемочной группе удастся воссоздать атмосферу того исторического периода, о котором идет речь, а актерам продемонстрировать грани личности их персонажа. С этой точки зрения «Калигула» действительно очень хорош. Это не те целомудренные голливудские исторические блокбастеры, которые со страхом и трепетом показывают грудь. Тинто Брасс, набивший руку на эротике и порнографии, по-моему, был практически идеальным кандидатом на кресло режиссера. Ему без стеснений удалось показать нам то, что так старательно опускается в учебниках по истории. Мальколму МакДауэллу с успехом поддался образ Калигулы с его безумием и болью, перемешанной со сладострастием. Конечно, такой монстр не может вызвать сочувствие, особенно когда тайным желанием режиссера является возбудить зрителя и шокировать. А некоторые сцены фильма, такие как разговор Калигулы с Тиберием, на фоне комнаты оргии, или продажа римских матрон вовсе исключают возможность показа в крупных кинотеатрах. Сокращенная версия фильма убивает весь замысел, и попросту человек похотливое существо, что с успехом доказала история Рима. А ведь с другой стороны, как нежно и трепетно Калигула любил свою сестру, он не столь однозначный персонаж, как может показаться. Разве можно выделять зверя среди других зверей, кто-то более безумен, кто-то менее. В любом случае, консулы мне показались менее чувствующими людьми, нежели Калигула

    Благодаря столь волнующему жанру, фильмы Тинто Брасса (как режиссёра) легко завоевали российский видеорынок вначале 90-х, а заодно раскрутили его имя, как бренд. Любой видеопират скажет, что эротика, да ещё «от Тинто Брасса» — стопроцентный успех. Не надо было обладать супертехникой, чтобы разглядеть в пиратской копии фильма «Калигула» его имя. И неважно кем он там числится, хоть младшим помощником тётки — «хлопушки», главное, что можно тыкнуть пальцем в экран и сказать: «Вот он! Тинто Брасс». И понеслось! Налетай, торопись, раскупай! Да не просто каких-то, а «от Тинто Брасса». С лёгкой руки разговорчивого парня с «Горбушки» Тинто Брасс стал режиссёром этого фильма. Интересно, а сам-то он в курсе?

    6 из 10

    13 августа 2012 | 17:54

    Как и для многих, этот фильм стал в свое время для меня шоком. Но постепенно шок прошел, а параллельно с этим родился и интерес к главному герою этого псевдоэпика императору Гаю Юлию Цезарю Августу Германику, вошедшему в историю под именем Калигула (по названию сапожек, которые он любил носить, именовавшихся «калиге»).

    Однажды в качестве эксперимента я перемонтировал фильм, удалив из него все порносцены и жестокие сцены с членовредительствами, сократив таким образом картину практически на полчаса. После чего пересмотрел. Получилось вполне смотрибельное зрелище, хоть и лишенное всяческой историчности, на которую якобы претендовал фильм. Ну право, смешно называть «Калигулу» историческим фильмом, когда даже популярные блокбастеры, как «Гладиатор», к примеру, грешат грубыми историческими ляпами и откровенной неправдой. Но вот что интересно, лишившись своей шокирующей «начинки», фильм лишился и всякой содержательной части. На выходе мы имеем мешанину из исторических домыслов и штампов. Перед нами образ коронованного маньяка, садиста, психопата и кровосмесителя. В общем образ, созданный почти две тысячи лет назад и приобретший завидную устойчивость в глазах потомков. Так нам его и преподносит Мальколм Макдауэлл, бесспорно талантливый актер, которому эта роль изрядно подпортила его кинокарьеру. Но несмотря на его хорошую игру какого императора мы видим? Схематичного, будто нарисованного на бумаге. Вот он, Калигула — со всеми своими пороками и демонами! Но даже если тупо принять за чистую монету все характеристики ему приписывамые, фильм не дает, да и не может дать ответа почему же император стал тем, кем стал? Ведь чудовищами не рождаются, ими становятся. Если становятся. Фильм навешал на Калигулу столько жутких эпитетов, что невольно задаешься вопросом: неужели всё это один человек? Причем весьма молодой человек. И не многовато-ли дерьма вылито на голову одного императора, процарствовавшего чуть больше 3 лет и лишенного жизни в 28 лет?. Понятно, что авторы опирались на определенные исторические источники, сильно грешащие субъективностью и небрежностью в подходах, типа сочинений Светония, которые иначе как беллетристикой назвать трудно. Тем более, что Светоний писал через 100 лет после смерти Калигулы.

    Претендуя на некий эпик, авторы фильма предпочли шокировать зрителя крупноплановыми совокуплениями, нежели попытаться разобраться в природе человеческой, даже применительно к той теории об императоре Гае Германике, которую они выбрали и которая до недавнего времени не подвергалась сомнению. Между тем современные историки весьма скептически и осторожно относятся к древним источникам и не склонны видеть в Калигуле сумасшедшего, садиста и психопата. А обвинения его в инцесте с сестрой Друзиллой вообще не имеет под собой никаких документальных обоснований. К слову сказать, современник Калигулы философ и сенатор Сенека нигде ни словом не упоминает о подобном «компромате», при том, что он всей душой ненавидел Калигулу и не применул бы отметить подобное.

    Впрочем, я отвлекся на историю и не отметил главного. Фильм «Калигула», будь он воплощен в ином ключе, смог бы пожалуй претендовать на то, чтобы стать серьезной и интересной картиной на тему восходящей Римской империи и роли в ней императора — человека наделенного огромной властью, которая может как возвысить своего носителя, так и растоптать и уничтожить его, превратив проигравшего властителя в «мифическое» чудовище, презираемое потомками. Ведь эти потомки будут читать о нем то, что написали победители, ибо победители всегда пишут историю!

    21 декабря 2011 | 16:30

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 154 руб.
    подробнее

    Новости


    Французская актриса, игравшая у Бертолуччи, Риветта, Дзеффирелли и Антониони, Мария Шнайдер скончалась в возрасте 58 лет. (...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes36 254 310
    2.Судная ночь 2The Purge: Anarchy29 816 675
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue17 509 407
    4.Домашнее видеоSex Tape14 608 152
    5.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction9 845 720
    18.07 — 20.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes346 038 489
    2.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In95 410 829
    3.Поддубный41 780 386
    4.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction33 994 705
    5.Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return29 236 297
    17.07 — 20.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 400 449518 580
    Деньги612 188 194 руб.165 495 572
    Цена билета255,03 руб.17,66
    17.07 — 20.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    185.СхваткаHeat8.141
    186.Три идиота3 Idiots8.140
    187.ХулиганыHooligans8.139
    188.Корпорация монстровMonsters, Inc.8.137
    189.Принцесса МононокеMononoke-hime8.135
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy94.69%
    12.Кредо убийцыAssassin's Creed94.56%
    13.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.54%
    14.Прометей 2Prometheus 294.49%
    15.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For94.29%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ГераклHercules4
    КайтKite8
    Хотел бы я быть здесьWish I Was Here1
    Долгая помолвкаUn long dimanche de fiançailles54
    ДивергентDivergent103
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.539
    ГераклHercules6.360
    Домашнее видеоSex Tape5.627
    Король сафариKhumba5.854
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.676
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры