всё о любом фильме:

Калигула

Caligula
год
страна
слоган«The most controversial film of the twentieth century has just become the most controversial film of the twenty first century»
режиссерТинто Брасс, Боб Гуччионе, Джанкарло Луи
сценарийГор Видал, Боб Гуччионе, Джанкарло Луи, ...
продюсерБоб Гуччионе, Франко Росселлини, Джек Х. Силверман
операторСильвано Ипполити
композиторБруно Николаи, Ренцо Росселлини
художникДанило Донати
монтажНино Баральи, Энцо Мичарелли, Расселл Ллойд
жанр для взрослых, драма, история, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  9.3 млн,    Германия (ФРГ)  2.65 млн,    Франция  1.41 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время156 мин. / 02:36
Рим, 1 век нашей эры. Правителем могущественной империи становится Гай Юлий Цезарь Август Германик, известный под прозвищем Калигула. Его имя станет нарицательным не из-за реформ и свершений, а благодаря расправам, порочным развлечениям и безнравственным связям. Недолгое правление Калигулы станет одной из самых кровавых страниц в истории Римской империи.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
24%
7 + 22 = 29
3.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм субсидировался порноимперией «Пентхаус», отсюда и скандально непристойный характер некоторых сцен, из-за которых автор сценария Гор Видал снял своё имя из титров, а борцы за нравственность (особенно в Ватикане) называли его «отвратительным, позорным хламом».
    • Фильм включен в список запрещенных к распространению в Республике Беларусь.
    • Шведская мелодик-дэт-метал группа Arch Enemy использовала диалог из фильма в своей песне Rise of the Tyrant с одноименного альбома 2007 года: Caligula: I have existed from the morning of the world and I shall exist until the last star falls from the night. Although I have taken the form of Gaius Caligula, I am all men as I am no man and therefore I am a God. Claudius: All those who say aye, say aye. Caligula: Aye… Aye! Senators: Aye! Aye! Aye! Guard: He`s a god now…
    • На создание фильма ушло около четырех лет.
    • еще 1 факт

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 5.0/10
    Самый амбициозный кинопроект итальянского режиссёра Тинто Брасса снимался по сценарию известного американского писателя Гора Видала (потом он был вынужден отказаться от картины), с участием крупных английских кинозвёзд, а постановочный размах в воспроизведении исторического действа обеспечен благодаря немалому для тех времён бюджету ($17,5 млн.), полученному от Боба Гуччоне, издателя популярного эротического журнала «Пентхаус». Каков заказ — таково и исполнение. Претензии постановщика на анализ механизма власти и диктатуры, калечивших даже тех, кто оказался во главе империи, довольно скоро (и окончательно) уступили место скандальному и эпатирующему показу жестокости и разгула правителей Древнего Рима. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 91 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Это первый фильм Тинто Брасса, который я посмотрела. Честно? Не понравился. Естественно, зная историю Калигулы и исторической эпохи, в которой он жил, я ждала от знаменитого итальянца чего-то такого, что заставит меня как минимум удивиться. Но в итоге меня не зацепило. На мой взгляд, Тинто Брасс и компания здесь просто экранизировали свои личные сексуальные фантазии и ничего больше.

    Единственное, за что стоит похвалить маэстро — это антураж, костюмы и прочая красота. Всё это сделано на высшем уровне. Естественно, я очень ждала сцен с конём — вот уж где Брасс мог развернуться по полной. Но, опять же, как-то не очень. Хотя, возможно, в реальности всё так и было, а я просто представляю Калигулу по-другому.

    Главный плюс фильма — гениальная игра Малкольма Макдауэлла. Вот уж Калигула, так Калигула. Браво.

    В общем, один раз для общего развития фильм посмотреть можно. А так… У Тинто Брасса есть фильмы достойнее.

    7 из 10

    3 июля 2014 | 18:43

    Не могу сказать, понравился мне этот фильм или нет. «Исторический порнорблокбастер» — именно так было написано на одной старой видеокассете попавшейся мне еще в детстве очень давно. Спустя много лет я посмотрела этот фильм. Он меня шокировал. Признаюсь, что смогла посмотреть фильм не сразу, а частями в три захода. Я считаю, что Тинто Брасс и чересчур сгустил краски, но ему удалось рассказать о жизни одного из самых жестоких императоров Римской Империи.

    Вначале фильма мы видим юного принца, совсем не жестокого и влюбленного в свою сестру (и состоящего с ней в интимной связи, что в те времена было нередкостью). Скоро Калигула станет совсем другим. Ему предстоит стать новым императором и своей жестокостью, порочностью, самодурством Калигула превзойдет своего двоюродного деда Тиберия.

    Какого человека мы видим? Совершенно неадекватного. У Калигулы нет никаких моральных принципов. Он мог по праву первой ночи обесчестить любую понравившуюся невесту на глазах у ее жениха, а затем надругаться и над женихом. Устроил королевский бордель из сенаторских жен, прилюдные роды своей жены Цесонии. Жизни людей для него ничего не стоили, кроме умершей сестры Друзиллы, которую он безумно любил. После ее смерти мы видим, что безумие императора выходит за все границы. Фильм поражает своей откровенностью во всем. Кровь льется рекой, отрезанные детородные мужские органы поедают псы, дикие оргии, сцены орального и лесбийского секса крупным планом, и на фоне всего этого Калигула постепенно сходит с ума. Но именно так режиссер решил преподнести зрителю рутину великого тирана жестокой и распутной Римской Империи в истинном свете.

    Однако художественных достоинств в картине не мало. Понравились операторская работа, музыка, костюмы. Красивый визуальный ряд. Замечательный актерский состав.

    Я, конечно, имею в виду обычных кинозвезд, а не порноактеров, которых здесь предостаточно. Игру последних я не решусь комментировать, поскольку на экране их лица появляются реже, чем всевозможные части тела.

    Малкольм Макдауэлл — бесспорно гениальный актер. Он и внешне похож на Калигулу и сыграл его блестяще. Калигула в исполнении Макдауэлла на экране выглядит жестоким, но в тоже время жалким и глубоко ранимым человеком. Жизнь Калигулы обрывается в 28 лет. Но финал картины предсказуем. Жестоко убитый император сам стал жертвой своей тирании.

    После просмотра остался какой-то осадок, но я не жалею, что посмотрела эту картину.

    19 ноября 2010 | 00:52

    Маэстро Тинто Брасс славен тем, что снимает «клубничку», это знают все. Но однажды он решил взяться за что-то более значимое, за претенциозный проект о жизни исторической личности. По известным данным, Калигула был человеком крайне маниакальным, развращенным, возможно, имел психические отклонения. Собственно, об этом Тинто Брассом и был снят этот порнофильм. Но порнографическая часть в нем является основной, т. к. не показана ни историческая обстановка, ни жизнь римского общества в то время, нет возможности представить себе состояние Римской Республики. На историзм фильм претендует слабо. «Общеобразовательной» части очень не хватает. Зато сексуальных сцен предостаточно. Сегодня, в эпоху доступной всем порнографии, минетом во весь экран никого не удивишь. Возможно, в 1979 году, когда вышел фильм, это было не так доступно, и авторы рассчитывали сделать это кино популярным именно таким способом. Нынче это уже не шокирует и не привлекает.

    Главный герой не показан в развитии, в реальной исторической обстановке. Если судить по фильму, то Калигула искренне любил только одного человека — свою сестру Друзиллу, и в этом был смысл его жизни. А на самом деле Калигула «любил» таким образом не одну свою сестру, а трех, так что Калигула-романтик — чистая выдумка авторов.

    Авторы фильма сняли романтические сценки инцеста между Калигулой и его сестрой, как Калигула справляет нужду, как он убивает, насилует и развратничает и как занимаются разнообразным сексом все вокруг. А под конец — долгий-долгий групповой секс, полноценный минет крупным планом (именно которым и запоминается этот фильм) и, собственно, все.

    Да, Калигула действительно был извращенцем и садистом. И нравы были более чем свободные. Это давно всем известно. Но по большому счету, в фильме только это и показано. Исторические факты полноценно отражены не были, зато слишком хорошо показаны половые акты. Значит, с целью показать именно их и был снят этот фильм. Но среди фильмов «этого» жанра можно найти что-то и более привлекательное.

    На мой взгляд, Тинто Брассу лучше даются фильмы про проституток и дамочек веселого поведения с вечно обнаженными филейными частями, чем фантастические домыслы о жизни римских императоров.

    1 декабря 2010 | 03:57

    Этот фильм рассказывает историю жизни римского императора Гая Юлия Цезаря Августа Германика, вошедшего в историю под именем «Калигула»(37-41 после Р. Х). Я думаю каждый слышал про этот фильм, поэтому пересказывать сюжет нет смысла.

    Жанр фильма трудно определить, но я могу сказать одно — это не порнография, как многие считают. Конечно порнография в фильме очень раздражает, так как она ни к месту и снята низкокачественно, но в фильме ее не так уж и много. В этом и заключается и уникальность фильма: очень сильные эпизоды сочетаются с низкокачественной порнографией.

    Но поговорим о сильных сторонах фильма.

    Начнем с потрясающей игры актеров. Малкольм Макдауэлл великолепно изобразил Калигулу, никто бы больше не смог так изобразить его со многих сторон: жестокий, комплексующий, любящий, боящийся, привлекательный, страшный, страдающий, а не только как тирана-извращенца. Питер О`Тул прекрасно изобразил Тиберия, чего стоит только одна его фраза("Гемеллий мой бедный мальчик, когда я умру Калигула убьет тебя, если только раньше никто не убьет Калигулу»). Джон Гилгуд в роли Нервы, Хелен Миррен в роли Цезонии — список блестящих образов можно продолжать долго.

    Прекрасна работа художника: любимый худоник Феллини Данило Донати прекрасно воссоздал архитектуру и одежду Древнего Рима. Подбор музыки прекрасен: Арам Хачатурян, Сергей Прокофьев, музыка работы Бруно Николая прекрасно дополняет фильм.

    И фильм полон черного юмора, который скорее относится к смеху через отвращение. Кажется что невозможно смеяться над некоторыми шокирующими сценами, но чего стоит хотя бы сцена когда Тиберий шутливо пытается отравить Калигулу.

    Итог: очень неровный фильм, но я думаю что его стоит посмотреть хотя бы один раз.

    7 из 10

    28 марта 2009 | 18:19

    Вообще соединять такие жанры как историческая драма и порнография, а именно под ней мы понимаем натуралистичное изображение полового акта, (давайте без художественного пафоса), довольно непростое, и как показала практика неблагодарное дело. Фильм полностью провалился в прокате, чему инвесторы, наверняка, были не рады. К тому же, как сказала в одном из интервью Хелен Миррен, Макдауэллу до сих пор стыдно за этот фильм, ведь то, что подразумевалось под сценарием, затем снималось на съемочной площадке, а впоследствии увидели зрители всего мира — три абсолютно разные вещи. Брасс вообще неумелый и невкусный режиссер. Ничего вразумительного за всю свою кинобиографию он не снял, давайте глядеть правде в лицо. К тому же на съемках Калигулы он в основном работал как оператор. Добавьте к этому порнографа Гуччионе, его специально приглашенных порно актеров для сцен полового акта и минетов. Дифирамбы по поводу гениальной игры Макдауэлла, о Тула и Миррен я петь не собираюсь — каждый «киноцензор» считает своим долгом сказать — как они замечательно сыграли. Между прочим, представьте на их месте незнакомых вам артистов — фильм наверняка был бы никому неизвестен и валялся бы на полке в архиве «кино для взрослых 70-х». А поскольку Миррен не так давно сыграла саму(!) королеву Англии и фильм этот действительно имел резонанс — это в очередной раз заставляет киноманов стряхнуть пыль с «Калигулы» и посмотреть ее в таком скандальном фильме в образе самой развратной женщины Рима, согласитесь? Между тем, кстати, она этого фильма, в отличие от Макдауэлла, ничуть не стыдится, напротив — ни о чем не жалеет и до сих пор дружит с Брассом. Но вернемся к фильму. Дорогие костюмы не спасают слабую режиссуру, Гуччионе весь фильм пытается играть на низменных чувствах — все сцены обрамлены яркими красками — как в Риме было развратно, жестоко и откровенно. Но любые попытки усилить трагизм сцены сваливаются к натурализму. Апофеоз — нагнетание ужаса вкупе с пафосной музыкой Хачатуряна и Прокофьева и последовательно ускоряющимся миньетом какой-то девки, по замыслу, видимо одной из жен сенаторов. В результате такого винегрета никого не жаль — ни Друзиллу, ни Калигулу, ни даже его дочь, которая и в кадре то минут 5. А если никого не жаль — нет переживаний, а если нет переживаний — нет драмы. А убрать драму из Калигулы — скатиться к натуралистичному показу полового акта. А что означает последнее, я написал выше и не мной это придумано.

    5 из 10

    26 января 2010 | 12:37

    Шедевр или высокобюджетная поделка? Историческая драма с элементами эротики или порно с элементами псевдоисторической мелодрамы? Копий в этих спорах было сломано немало, но факт остаётся фактом — ни тандем коня и трепетной лани, ни трио лебедя, рака и щуки телегу с места не сдвинут, об этом ещё русские классики говорили. Пусть Боб Гуччоне увлечённо складывает пазл из членов и вульв, а камера Тинто Брасса любовно пестует женские попки всех цветов и размеров — это изобилие очень быстро прискучивает, и механистические совокупления разнообразных персонажей всё больше напоминают своеобразную игру в тетрис: собери линию из поставленных в правильные позы людей и они исчезнут с глаз долой, уступив место чему-то более интересному. Конфликт интересов налицо: если редактор «Пентхауса» искренне уверен, что нет ничего увлекательнее, чем демонстрация техники «глубокая глотка», а порно в перерыве между ключевыми эпизодами только добавит жару, то сценарист Гор Видал гораздо больше заинтересован личностью новоиспечённого правителя, а кровавые убийства и изощрённые издевательства вперемешку с коллективным сексом и не менее коллективной мастурбацией — всего лишь эффектный фон для разворачивающейся драмы. К счастью, Малькольм Макдауэлл придерживался того же мнения, так что, кто бы ни сидел в кресле режиссёра, помешать торжеству разума над унылой физиологией он не смог.

    Видал воспринимает своего героя не как одиозную фигуру, за которой просто любопытно наблюдать, а скорее как пациента, сопоставляя конечный результат с полной историей болезни. Его Калигула — не сумасшедший тиран с неуёмной жаждой власти. Царь по закону и раб своих страстей, внутри он остаётся невыросшим ребёнком, мальчишкой, любящим играть в насилие и убийства, но никогда не совершавшим их собственными руками. В его мозгу пульсирует предсмертная фраза деда — великого и ужасного, политика и развратника — «Ты не посмеешь!». И каждым своим поступком он пытается доказать обратное. Тибериус перевязывал шнурком гениталии пьянчужки-солдата и после этого выпускал ему кишки? Отлично, новый император пойдёт дальше — изнасилует неугодного, вспорет ему живот, а потом отрежет член и скормит его собакам. Тибериус устроил из дворца ожившую кунсткамеру? Чудесно, Калигула сделает шоу из рождения собственного ребёнка, заставив подданных смотреть, как из вагины любовницы появляется головка наследника. Проводя над собой эксперимент, Цезарь Август Германик опытным путём пытается узнать, где же конец. Сколько убийств нужно совершить, чтобы почувствовать себя властелином мира? А может, дело не в количестве, а в качестве? Повторяя ошибки своего предшественника, Калигула скатывается всё дальше и дальше в пропасть, теряя разум от вседозволенности и продвигая собственную псевдофилософию свободы, свободы от чувств и эмоций.

    Не нужно быть психологом, чтобы понять, чем же закончится это манящее своей мерзостью запределье. Смерть обожаемой сестры и любовницы показала императору всю неприглядную изнанку бытия. Он будет обнимать ещё неостывшее тело прекрасной Друзиллы и молиться тем богам, алтарь которых он ещё недавно поливал своей спермой. Бессмысленно. Напрасно. Безуспешно. Поднимая своего героя на вершину мира, до которой он так старался дотянуться, Видал со всего размаху бросает его о скалы. Размазанный, превращённый в ничто, Калигула больше не боится влетающего в окно голубя — предвестника скорой смерти. Всё уже закончилось, и теперь путь императора — не упрямые попытки доказать собственное всесилие, не желание догнать и перегнать могучего предшественника, но растянутое во времени самоубийство. Однако те, кого он так боялся, оказались жалкими трусами. В чём сила Калигулы? В титуле да в самоуверенности, рождённой животным страхом быть слабым и стать мёртвым, но этого вполне достаточно, ведь сенаторам проще отдать своих жён и дочерей в бордель давиться чужими членами, чем восстать против мощи самопровозглашённого бога, и Видал неприкрыто издевается над стадом, считающим себя людьми, преклоняющимся перед очевидно голым королём.

    Пока Гуччоне погружён в доказательство теоремы зависимости величины половых органов от цвета крови, Макдауэлл подтверждает факт умения Цезарей заниматься несколькими делами одновременно, и голый зад ничуть не мешает ему демонстрировать актёрский талант, тем более, что в ключевых эпизодах камера всё же обращает свой взор на части тела, находящиеся выше. В распахнутых ярко-голубых глазах равнодушие сменится гневом, болью, страданием, пока споткнувшегося бога не подтолкнут, пока лестница, по которой он там уверенно поднимался, не будет залита его собственной кровью, пока взгляд не уставится в пустоту, и в нём не застынет бесконечное удивление. Удивление долгому ожиданию смерти или пугающей пустоте там, за гранью, никчёмности прожитой жизни или общей бессмысленности существования в мире, где человек по недоразумению зовётся царём природы. Пепел к пеплу, прах к праху. Этого вполне достаточно.

    29 октября 2014 | 17:15

    Разумеется, я был прав, что не ждал от фильма историчности. К истории он не имеет никакого отношения, начиная от описываемых событий и заканчивая причудливыми костюмами. Режиссёр и не пытается обмануть нас и выдать снятое им фэнтези за историческую драму: выразительные и монументальные, но совершенно ни на что непохожие декорации, гротескно гипертрофированные оргии, наконец, безумная машина для казней… И в то же время имя Калигулы в названии не случайно, не прихоть. Брасс экранизирует не историю Рима, а миф о Риме — величайший миф, порождённый коллективным разумом Европы, и самый дорогой этому разуму. Рим всегда был идеалом — идеальное мировое государство христиан или идеальная республика свободы, идеальное искусство или идеальное богословие… Рим — это абсолют. Во всём. В том числе и в пороке, если вас интересует этот аспект. И в этом смысле фильм реалистичен. Подобно «300», он не соответствует в деталях тому, как всё было в жизни, но в совершенстве изображает то, как должно было быть, как это представляли тысячелетиями. «Калигула» — точнейшая экранизация архетипа Рима.

    В начале фильма изображена языческая идиллия, какой она, наверное, представлялась поклонникам язычества в XIX веке — праздник жизни, любви и тела, радостный и светлый. Тем сильнее переход, ведь уже в следующей сцене языческий Рим показан скорее глазами христианских проповедников. Совершенно безумный Тиберий, окружённых наложницами, шутами и уродцами в уродливо-роскошном дворце, декорированном гигантскими фаллосами и трупами политических противников, рассказывает юному Калигуле о том, что римляне — жалкий скот, а родственные отношения в императорской семье ведут только к убийствам. Сам Калигула склонен к некоему извращенному идеализму — кажется, он искренне верит в божественность покойных императоров. Поэтому добивать Тиберия приходится преторию Макрону — юноша с безумной жадностью бросается стаскивать печатку императора с трупа, но не решается ударить владыку Рима. Зато, став таковым сам, он легко расправляется с кем угодно — кажется, всё это для него вообще что-то вроде игры, и Калигула даже не пытается сохранить видимость законности или благопристойности.

    По сути, Калигула, как и его возлюбленная и сестра Друзилла, очень инфантилен. Он ведёт себя как неуверенный в себе подросток, отчаянно нуждающийся во внимании окружающих, не знающий, как его заслужить, не уверенный, что достоин его, но в то же время ощущающий себя особенным. Все действия Калигулы, собственно, аналог громогласных непристойных шуток или идиотских трюков, с поправкой на статус владыки мира. Что до Друзиллы — я так и не смог уяснить, старшая она или младшая сестра Калигулы, но выглядит она как чуть более зрелая девочка, уже обнаружившая, что мальчиками можно управлять с помощью секса, и думающая, что её власть на этом основании безгранична. Она хочет, чтоб Калигула поднялся как можно выше, поскольку ей это льстит, но в итоге она с досадой обнаруживает, что в результате он ожидает покорности даже от неё. Чем-то напоминает Крис Харгенсен из «Кэрри» Кинга…

    После смерти Друзиллы всё меняется. Калигула полностью убеждается, что его значимость — это только значимость его титула, сам он — ничто и обречён на страдания. Поэтому он прямо отказывается от собственной индивидуальности в речи, провозглашающей его богом, зато максимализирует свою власть. Насколько сильно он может унизить окружающих, насколько жестоким он может быть, насколько многого он может требовать — отныне только этим измеряется смысл его жизни. Да, при этом он всё более погружается в безумие — но не заключается ли оно во многом в проверке, насколько безумным ему позволят быть? Он издевается над Римом своей божественностью и всё больше уверяется в ней, благодаря этому. Но кроме того, им движет и тяга к смерти. Потеряв последнее светлое чувство в жизни вместе с Друзиллой, Калигула живёт в мире, где есть только терзающий страх и отвращение к окружающим. Он сознательно провоцирует собственное убийство, и его предсмертная улыбка говорит «Ну надо же! Я уж думал, ты не решишься».

    Эффектная картина разложения и разрушения, а прежде всего — саморазрушения, вполне к месту предваряется евангельским эпиграфом — «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?». Возможно, действительно никакой.

    7 из 10

    31 мая 2014 | 12:05

    Историческая драма «Калигула» 1979 года режиссера Тинто Брасса является одной из самых скандальных и провокационных лент 20 века. Частично основанный на сценарии знаменитого американского писателя Гора Видала и спродюсированный Бобом Гуччионе, создателем эротического журнала «Пентхаус», фильм рассказывает зрителю биографию одного из самых жестоких римских императоров в мировой истории — Калигулы.

    Режиссер Тинто Брасс в шокирующих и жестоких тонах приоткрывает завесу власти, показывая зрителю последствия тирании для власть имущих. Помимо сугубо шокирующего содержания, фильм все-таки гениально сыгран и именно это в первую очередь привлекает в фильме, а не извращенный, но впечатляющий видеоряд. Малкольм Макдауэлл с его одновременно порочным и прекрасным лицом сыграл Калигулу просто феноменально и дерзко. Он сумел показать всю постепенную деградацию личности своего персонажа, ставшего правителем в момент начала медленной агонии Римской Империи. Питер О, Тул не менее гениально сыграл Тиберия, тоже ставшего жертвой жернов власти. Джон Гилгуд, Паоло Боначелли и Хелен Миррен, с блеском исполнившая роль жены Калигулы, стали настоящим украшением этого эпатажного фильма, вызывающего неоднозначную реакцию даже сейчас.

    Работа оператора Сильвано Ипполитти заслуживает особого внимания, ибо визуальная картинка в фильме очень контрастная. Роскошные виды императорских дворцов и красивые пейзажи итальянского леса создают резкий контраст происходящим в фильме событиям, отчего лента производит еще более сильное впечатление. Тинто Брасс в своей режиссерской манере в этой картине отчеливо опирается на стилистику Пьера Паоло Пазолини и Луиса Бунюэля.

    Музыка в картине тоже играет немаловажную роль. Саундтреки Бруно Николаи и Ренцо Росселлини создают в картине как лирическую атмосферу, так и нагнетают напряжение, особенно ближе к финалу фильма.

    Особо рекомендовать данную картину я не буду, но если Вы ищете что-то шокирующее и необычное, и Вам понравились «Сало, или 120 дней Содома» или «Сербский фильм», то «Калигулу» Вам не стоит пропускать.

    10 из 10

    13 июня 2012 | 12:53

    Мне всегда казалось, что железная прерогатива причислять себя к авторам, ставить своё «от» к сотворённому фильму, целиком и полностью принадлежит режиссеру-постановщику. Именно он заставляет солнце светить ночью, снег выпадать летом, пулю замереть в воздухе… Именно он руководит съёмочной группой — актёрами, сценаристами, операторами, художниками… Именно его видение материала мы с интересом воспринимаем или с негодованьем отвергаем. Кто-то смешивает творцу краски, кто-то натягивает холст, кто-то позирует. Но именно режиссера зрители призывают к ответу за получившийся результат. Правда, есть ещё продюсер — не менее важный персонаж. Как-никак, этот парень платит за всё и имеет полное право влиять на создание фильма. Но это скорее промежуточная инстанция между нами, зрителями, и режиссёром.

    Но так уж получилось, что вышеуказанных господ обошёл простой оператор. То есть тот, кто, руководствуясь указаниями режиссёра, включает или выключает камеру, манипулирует фокусом, углом обзора, стирает тряпочкой пыль с объектива… Чем собственно и занимался Тинто Брасс, в фильме «Калигула» (во всяком случае, в оригинальных титрах, он указан, как оператор и ничего более).

    Итак, «Калигула» 1979 года — не классика, а легенда, так и общая или собственная. Сравнивать фантазии Брасса с реальностью я не хочу, ведь даже «Жизнь двенадцати цезарей» грешит многими неточностями. Да и художественный фильм сам по себе не может являться документом. Уже хорошо, если съемочной группе удастся воссоздать атмосферу того исторического периода, о котором идет речь, а актерам продемонстрировать грани личности их персонажа. С этой точки зрения «Калигула» действительно очень хорош. Это не те целомудренные голливудские исторические блокбастеры, которые со страхом и трепетом показывают грудь. Тинто Брасс, набивший руку на эротике и порнографии, по-моему, был практически идеальным кандидатом на кресло режиссера. Ему без стеснений удалось показать нам то, что так старательно опускается в учебниках по истории. Мальколму МакДауэллу с успехом поддался образ Калигулы с его безумием и болью, перемешанной со сладострастием. Конечно, такой монстр не может вызвать сочувствие, особенно когда тайным желанием режиссера является возбудить зрителя и шокировать. А некоторые сцены фильма, такие как разговор Калигулы с Тиберием, на фоне комнаты оргии, или продажа римских матрон вовсе исключают возможность показа в крупных кинотеатрах. Сокращенная версия фильма убивает весь замысел, и попросту человек похотливое существо, что с успехом доказала история Рима. А ведь с другой стороны, как нежно и трепетно Калигула любил свою сестру, он не столь однозначный персонаж, как может показаться. Разве можно выделять зверя среди других зверей, кто-то более безумен, кто-то менее. В любом случае, консулы мне показались менее чувствующими людьми, нежели Калигула

    Благодаря столь волнующему жанру, фильмы Тинто Брасса (как режиссёра) легко завоевали российский видеорынок вначале 90-х, а заодно раскрутили его имя, как бренд. Любой видеопират скажет, что эротика, да ещё «от Тинто Брасса» — стопроцентный успех. Не надо было обладать супертехникой, чтобы разглядеть в пиратской копии фильма «Калигула» его имя. И неважно кем он там числится, хоть младшим помощником тётки — «хлопушки», главное, что можно тыкнуть пальцем в экран и сказать: «Вот он! Тинто Брасс». И понеслось! Налетай, торопись, раскупай! Да не просто каких-то, а «от Тинто Брасса». С лёгкой руки разговорчивого парня с «Горбушки» Тинто Брасс стал режиссёром этого фильма. Интересно, а сам-то он в курсе?

    6 из 10

    13 августа 2012 | 17:54

    Как и для многих, этот фильм стал в свое время для меня шоком. Но постепенно шок прошел, а параллельно с этим родился и интерес к главному герою этого псевдоэпика императору Гаю Юлию Цезарю Августу Германику, вошедшему в историю под именем Калигула (по названию сапожек, которые он любил носить, именовавшихся «калиге»).

    Однажды в качестве эксперимента я перемонтировал фильм, удалив из него все порносцены и жестокие сцены с членовредительствами, сократив таким образом картину практически на полчаса. После чего пересмотрел. Получилось вполне смотрибельное зрелище, хоть и лишенное всяческой историчности, на которую якобы претендовал фильм. Ну право, смешно называть «Калигулу» историческим фильмом, когда даже популярные блокбастеры, как «Гладиатор», к примеру, грешат грубыми историческими ляпами и откровенной неправдой. Но вот что интересно, лишившись своей шокирующей «начинки», фильм лишился и всякой содержательной части. На выходе мы имеем мешанину из исторических домыслов и штампов. Перед нами образ коронованного маньяка, садиста, психопата и кровосмесителя. В общем образ, созданный почти две тысячи лет назад и приобретший завидную устойчивость в глазах потомков. Так нам его и преподносит Мальколм Макдауэлл, бесспорно талантливый актер, которому эта роль изрядно подпортила его кинокарьеру. Но несмотря на его хорошую игру какого императора мы видим? Схематичного, будто нарисованного на бумаге. Вот он, Калигула — со всеми своими пороками и демонами! Но даже если тупо принять за чистую монету все характеристики ему приписывамые, фильм не дает, да и не может дать ответа почему же император стал тем, кем стал? Ведь чудовищами не рождаются, ими становятся. Если становятся. Фильм навешал на Калигулу столько жутких эпитетов, что невольно задаешься вопросом: неужели всё это один человек? Причем весьма молодой человек. И не многовато-ли дерьма вылито на голову одного императора, процарствовавшего чуть больше 3 лет и лишенного жизни в 28 лет?. Понятно, что авторы опирались на определенные исторические источники, сильно грешащие субъективностью и небрежностью в подходах, типа сочинений Светония, которые иначе как беллетристикой назвать трудно. Тем более, что Светоний писал через 100 лет после смерти Калигулы.

    Претендуя на некий эпик, авторы фильма предпочли шокировать зрителя крупноплановыми совокуплениями, нежели попытаться разобраться в природе человеческой, даже применительно к той теории об императоре Гае Германике, которую они выбрали и которая до недавнего времени не подвергалась сомнению. Между тем современные историки весьма скептически и осторожно относятся к древним источникам и не склонны видеть в Калигуле сумасшедшего, садиста и психопата. А обвинения его в инцесте с сестрой Друзиллой вообще не имеет под собой никаких документальных обоснований. К слову сказать, современник Калигулы философ и сенатор Сенека нигде ни словом не упоминает о подобном «компромате», при том, что он всей душой ненавидел Калигулу и не применул бы отметить подобное.

    Впрочем, я отвлекся на историю и не отметил главного. Фильм «Калигула», будь он воплощен в ином ключе, смог бы пожалуй претендовать на то, чтобы стать серьезной и интересной картиной на тему восходящей Римской империи и роли в ней императора — человека наделенного огромной властью, которая может как возвысить своего носителя, так и растоптать и уничтожить его, превратив проигравшего властителя в «мифическое» чудовище, презираемое потомками. Ведь эти потомки будут читать о нем то, что написали победители, ибо победители всегда пишут историю!

    21 декабря 2011 | 16:30

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 158 руб.
    подробнее

    Новости


    Французская актриса, игравшая у Бертолуччи, Риветта, Дзеффирелли и Антониони, Мария Шнайдер скончалась в возрасте 58 лет. (...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings24 115 934
    2.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 112 686 742
    3.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar7 206 293
    4.Топ-5Top Five6 894 814
    5.Город героевBig Hero 66 055 901
    12.12 — 14.12подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies738 000 000
    2.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar87 151 019
    3.ПирамидаThe Pyramid28 777 810
    4.Любит не любит28 315 163
    5.ИнтерстелларInterstellar11 043 453
    11.12 — 14.12подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители3 161 2611 113 116
    Деньги939 451 898 руб.426 779 299
    Цена билета297,18 руб.46,87
    11.12 — 14.12подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    110.АртистThe Artist8.252
    111.Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Охота на тигра8.251
    112.Как украсть миллионHow to Steal a Million8.250
    113.КазиноCasino8.249
    114.Семь жизнейSeven Pounds8.244
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Иллюзия обмана: Второй актNow You See Me: The Second Act94.23%
    12.Вдали от безумной толпыFar from the Madding Crowd94.22%
    13.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens94.11%
    14.007: СПЕКТРSpectre93.97%
    15.Земля будущегоTomorrowland93.97%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner84
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies91
    Укради мою женуLife of Crime11
    Вычислитель1
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar21
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Астерикс: Земля БоговAstérix: Le domaine des dieux
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies8.148
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar6.951
    Феи: Легенда о чудовищеLegend of the NeverBeast
    Вычислитель5.100
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Седьмой сынSeventh Son01.01
    Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings01.01
    Джон УикJohn Wick01.01
    Большие глазаBig Eyes15.01
    премьеры