всё о любом фильме:

Калигула

Caligola
год
страна
слоган«The most controversial film of the twentieth century has just become the most controversial film of the twenty first century»
режиссерТинто Брасс, Боб Гуччионе, Джанкарло Луи
сценарийГор Видал, Боб Гуччионе, Джанкарло Луи, ...
продюсерБоб Гуччионе, Франко Росселлини, Джек Х. Силверман
операторСильвано Ипполити
композиторБруно Николаи, Ренцо Росселлини
художникДанило Донати
монтажНино Баральи, Энцо Мичарелли, Расселл Ллойд
жанр для взрослых, драма, история, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  9.3 млн,    Германия (ФРГ)  2.65 млн,    Франция  1.41 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время156 мин. / 02:36
Рим, 1 век нашей эры. Правителем могущественной империи становится Гай Юлий Цезарь Август Германик, известный под прозвищем Калигула. Его имя станет нарицательным не из-за реформ и свершений, а благодаря расправам, порочным развлечениям и безнравственным связям. Недолгое правление Калигулы станет одной из самых кровавых страниц в истории Римской империи.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
24%
7 + 22 = 29
3.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • На создание фильма ушло около четырех лет.
    • Фильм включен в список запрещенных к распространению в Республике Беларусь.
    • Шведская мелодик-дэт-метал группа Arch Enemy использовала диалог из фильма в своей песне Rise of the Tyrant с одноименного альбома 2007 года: Caligula: I have existed from the morning of the world and I shall exist until the last star falls from the night. Although I have taken the form of Gaius Caligula, I am all men as I am no man and therefore I am a God. Claudius: All those who say aye, say aye. Caligula: Aye… Aye! Senators: Aye! Aye! Aye! Guard: He`s a god now…
    • Фильм субсидировался порноимперией «Пентхаус», отсюда и скандально непристойный характер некоторых сцен, из-за которых автор сценария Гор Видал снял своё имя из титров, а борцы за нравственность (особенно в Ватикане) называли его «отвратительным, позорным хламом».
    • еще 1 факт

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 5.0/10
    Самый амбициозный кинопроект итальянского режиссёра Тинто Брасса снимался по сценарию известного американского писателя Гора Видала (потом он был вынужден отказаться от картины), с участием крупных английских кинозвёзд, а постановочный размах в воспроизведении исторического действа обеспечен благодаря немалому для тех времён бюджету ($17,5 млн.), полученному от Боба Гуччоне, издателя популярного эротического журнала «Пентхаус». Каков заказ — таково и исполнение. Претензии постановщика на анализ механизма власти и диктатуры, калечивших даже тех, кто оказался во главе империи, довольно скоро (и окончательно) уступили место скандальному и эпатирующему показу жестокости и разгула правителей Древнего Рима. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 137 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Наконец-то мне удалось посмотреть этот нашумевший и широко известный фильм о римском императоре Калигуле, вошедшим в историю как один из самых одиозных, неуравновешенных, деспотичных, маньякальных, развратных и жестоких правителей Рима.

    В общем, пожалуй, все знают, благодаря чему прославился этот правитель. Черты, шизофреничные поступки и пороки императора и стали основой для данной киноленты, в которой создатели пытались их наиболее ярко и красочно показать. Но то как бездарно, невнятно и неуместно это было сделано, свели все эти попытки на нет. И вместо эффекта некого шока от увиденного ужаса, низости и порочности человека и его души, просто возник некий тошнотворный эффект.

    Поражает ещё тот факт, что на создание данного фильма ушло 4 года и было потрачено огромное количество средств. А конечный результат и гроша ломанного нестоит. Лента ужасно растянута. Она совершенно не динамичная, не живая, не интересная, а кадры оргий, которые иногда идут просто в разрез с общим сюжетом и совершенно его не дополняют. Всё выглядит не реально, не адекватно, не по-настоящему. И в результате чего становиться просто противно от манеры показа.

    Картина не развивается и сильно устаешь от одного и того же происходящего на экране. Вот оргия, через 15 минут снова оргия, потом снова. В результате на экране практически всё время видишь одно и тоже. Игры актёров нет, поскольку игровых эпизодов очень мало. А те не многие, которые иногда всё таки попадаются, похожи на бред во сне. Диалоги, за редким исключением, пустые, занудливые, не яркие и не внятные и так же в большинстве своём бредовые. Это как слушать речь душевно больного человека — бессмысленно и очень утомляет. Но было и кое-что, что приглянулось.

    Очень понравилось начало, которое сильно обнадежило, что лента и правда выдающиеся. А если точнее сказать первые секунд тридцать, когда цитируется «Евангелие», под красивую и очень подходящую музыку. И ещё один положительный момент — вступительные титры. Под музыку Прокофьева, так же блестяще подходящую, в кадре бронзовое изваяние Калигулы, из глаз которого начинает течь кровь. Вот пожалуй и всё талантливое, что удалось разглядеть при просмотре фильма.

    Все остальные нити разумного, талантливого и просто интересного кино, которые кое-где всё таки мерцали, полностью утонули в океане пошлого, невзрачного, неудачно совмещённого и временами просто бредового хронометража фильма.

    Всё что сделали создатели — это собрали большую массовку, одели как римлян, потом сделали декорации подходящие для той эпохи, а затем всё с тех же актёров и массовки сняли 70 % одежды и начали снимать. В кадр постоянно попадают полуголые люди, мы видим попы, гениталии, которые порой совершенно не к месту. Вперемешку с этим в кадре порой просто порнографические сцены орального секса, которые ну уж никак фильм не красят. Сцены большого количества полуголых людей, занимающихся сексом, совершенно не делают фильм знаковым и талантливым.

    Эпоха воссоздана ужасно. Всё население Рима похоже на зомби. Им ничего не нужно, они не думают, они развратны и порочны. И Калигула со своей маньякальностью и шизофренизмом на их фоне выглядит вполне обычно. И Тиберий, и Калигула по фильму ничем не отличаются друг от друга. Просто один развратник и шизофреник сменяет другого.

    Люди вообще не показаны в нормальных ситуациях, только в порочных, казнях, расправах и оргиях. Ведут себя не естественно и не правдоподобно. Короче вряд ли бы Римская империя стала столь могущественной и великой и оставила бы такое богатое культурное наследие, если бы в ней жили такие люди, как в киноленте. В фильме нет ни намёка на какие-то конструктивные поступки и моменты жизни людей в общем и Калигулы (он как личность вообще не раскрыт) в частности.

    Поэтому показ Калигулы и Рима только с одной стороны, деспотичной и развратной, отдаляет фильм от реальности и делает его просто похожим на кошмарный бредовый сон. Это никакая ни классика, ни шедевр, а полная ерунда. Хотите пошлости — смотрите порнуху, она и красивее и гораздо приятнее, да и смысла в ней столько же. Хотите красивую эротику — смотрите Хулио Медема.

    3 из 10

    7 декабря 2011 | 09:50

    Ну что ж, наконец-то я посмотрела Калигулу. Во-первых, давно мечтала, во-вторых, когда отзывы о фильмы негативны, он однозначно стоит того чтобы его посмотреть.

    Потрясающий фильм! Лично я не заметила ни порнографии, ни какой-либо мерзости. Конечно, может быть для времени выхода фильма на экраны это и было чем-то сверхъестественным, но мне, как современному зрителю, нисколько не режет глаз ни секс, ни сцены насилия. Говоря откровенно, после прочтения рецензий я ожидала гораздо большего в этом плане я ОЧЕНЬ рада, что в фильме практически минимум акцента на это. Да, да! Я говорю минимум! Я бы его даже к эротике не отнесла.

    МакДауэлл здесь не просто великолепен, он бесподобен! К тому же, если кто-нибудь видел бюсты Гая Цезаря, то наверняка согласиться со мной: Малькольм практически копия Калигулы, по крайней мере очень похож, что прибавляет фильму достоверности и это тоже приятно. Конечно, очень много псевдоисторического тут, но все мы знаем что без этого никуда, всё всегда переписывается и снимается по-своему, не обращаясь особо к историческим источникам.

    В довершение скажу, что понять этот фильм, фильтруя разнообразные «неприятные» сцены, сможет либо человек никогда ничего не слышавший про Гая Цезаря, либо напротив, хорошо знакомый с историей его жизни. Те же, кто смотрит на фильм через призму слухов и мифов, конечно не увидят истинного смысла. Гай Калигула Цезарь не совершал и десятой части того, что ему приписывают, не доказано его сожительство с сёстрами, нет оснований считать его более жестоким, чем других правителей Рима… Калигула был человеком с трудной судьбой и неустойчивой психикой, несчастным человеком. А все его пороки ничто иное, как отражение пороков того общества.

    10 из 10

    30 сентября 2009 | 23:03

    Сцены порнографического содержания, коим сей проект, собственно, и обязан громкой славе одной их самых скандальных картин прошлого века, вполне можно было бы счесть за оправданные режиссёрским замыслом художественно-выразительные средства, если бы не очевидное преимущество детализированной иллюстрации половых сношений над исторической правдой, невольно наталкивающих на мысль, что изощрённые подробности правления небезызвестного римского императора послужили лишь предлогом для съёмок не более чем претенциозного порнофильма, прежде всего, удовлетворяющего непомерные амбиции основателя эротического журнала «Penthouse» Боба Гуччионе, ибо именно его усилиями конечный его вариант до сих пор испытывает зрителя на сварливость провокационными эпизодами человеческих совокуплений.

    Формально исполняющий обязанности режиссёра, в действительности подчинённый вздорным требованиям инвестора, Тинто Брасс, естественно, не несёт ответственности за безыскусное воссоздание сексуальной жизни империи, посему определяющим художественную ценность фильма фактором стал его пресловутый продюсер, к созданию эстетически полноценного кино человек непричастный, но, как парадокс, обладающий безусловным правом окончательного монтажа. Как итог, основная идея сей нарочито вызывающей ленты приобретает довольно расплывчатые очертания: либо она отражена в последствиях неограниченной власти, безобразных формах истинного самодурства, или же подлинным её выразителем стали картины неистового разврата, указывающие на исключительную безнравственность языческого мира.

    Так как всё действие замыкается в основном на смаковании жестоких безумств Калигулы, насильственных оргий его подчинённых, исторический портрет диктатора крайне поверхностен, даёт представление лишь о том, каким его видели современники, обращает внимание на причисляемые ему пороки в ущерб причинам их породивших. В исполнении МакДауэлла Гай Цезарь оказывается неуравновешенным распутником по определению, вопреки существующим теориям перевоплощения из императора в умалишённого монстра, годы своего правления соотносит с кровавым фарсом, опираясь не на жизненные обстоятельства, но желание Гуччионе быстрейшего траходрома на съёмочной площадке, как следствие, обернувшего противоречивую личность Калигулы в банального порно-героя времён далёкой античности.

    Производимое массовыми совокуплениями римской знати впечатление не совпадает с намерением создателей ленты изобразить сексуальный разгул тирана в крайне натуралистичной манере, ибо даже наиболее откровенные сцены разврата подобны театрализованному представлению, аффектировано порочны, напоминают, что облачённые в стилизованные одежды люди придаются своим утехам предпочтительно с оператором фильма, всё же являются тем самым секретом, благодаря коему картина получила неоднозначную известность в дни своей премьеры: если рядовой зритель получал возможность лицезреть на больших экранных то, что даже в наше время может грозить тюремным сроком и, естественно, никогда не попадёт в широкий прокат, то критики, соответственно, использовали сей факт, дабы подогревать к нему интерес по сей день.

    21 января 2014 | 00:07

    Фильм «Калигула» — это не просто классика какая-то там, это легенда, в том числе и моя. Помню-помню, как родители прятали от меня этот фривольный диск, и как я тайком просматривал самые пикантные моменты. Что мне тогда было до истории Древнего Рима, которой итак пичкали в школе?

    Прошло не так много лет, и я уже подошел к фильму Тинто Брасса как к исторической драме об одном из самых эпатирующих императоров Римской империи. Сравнивать фантазии Тинто Брасса с реальностью я не хочу, ведь даже «Жизнь двенадцати цезарей» грешит многими неточностями. Да и художественный фильм сам по себе не может являться документом. Уже хорошо, если съемочной группе удастся воссоздать атмосферу того исторического периода, о котором идет речь, а актерам продемонстрировать грани личности их персонажа. С этой точки зрения «Калигула» действительно очень хорош. Это не те целомудренные голливудские исторические блокбастеры, которые со страхом и трепетом показывают грудь. Тинто Брасс, набивший руку на эротике и порнографии, по-моему был практически идеальным кандидатом на кресло режиссера. Ему без стеснений удалось показать нам то, что так старательно опускается в учебниках по истории. Малькому МакДауэлу с успехом поддался образ Калигулы с его безумием и болью, перемешанной со сладострастием. «Калигула» — это бенефис Малькома и самого Калигулы. Конечно, такой монстр не может вызвать сочувствие, особенно когда тайным желанием режиссера является возбудить зрителя и шокировать. А некоторые сцены фильма, такие как разговор Калигулы с Тиберием на фоне садо-мазо театра, или продажа римских матрон вовсе исключают возможность показа в крупных кинотеатрах. Сокращенная версия фильма убивает весь замысел, и попросту человек похотливое существо, что с успехом доказала история Рима.

    А ведь с другой стороны, как нежно и трепетно он любил свою сестру… Калигула не столь однозначные персонаж, как может показаться. Разве можно выделять зверя среди других зверей, кто-то более безумен, кто-то менее. В любом случае, консулы мне показались менее чувствующими людьми, нежели Калигула

    На дисках с фильмом Тинто Брасса до сих пор пишут — что это самый шокирующий фильм тысячелетия, но что в нем такого шокирующего не объясняется, то ли девочки Penthouse, то ли озверевший от власти и богатства «сапожок». С какими трудностями бы не снимался этот фильм, рекламное сопровождение позволило ему продержаться до третьего тысячелетия и стать легендой.

    8 из 10

    21 июня 2010 | 15:59

    На закате 70-х годов «Калигула» вопреки общераспространенному мнению ни разу не был единственным в своем роде фильмом удачно совместившем искусство и порнографию. Это мнение получило чрезвычайно широкое распространение в России, исключительно ввиду того, что Советские граждане видели только верхушку айсберга — а именно такие фильмы как «Последнее танго в Париже», «Калигулу» и еще несколько неплохих работ достойных просмотра. На самом же деле сексуальная революция захлестнувшая кинематограф уже вовсю давала свои плоды еще в семидесятых, а порнографические образы прекрасных нимф «глубоко заглатывающих» детородный орган своего партера присутствовали в сознании зрителей и того раньше… Много раньше… Очень много раньше…

    И Тинто Брасс как раз предлагает нам заглянуть за завесу истории и увидеть там нечто… аналогичное современности. Хотя именно в «ретроспективном взгляде» на секс и заключается основная изюминка фильма, позволившая ему обеспечить себе местечко в истории мирового кинематографа. Несмотря на очевидное сходство времен падения Римской империи и недавних событий мировой истории, в виде крушения империи Германской и, последовавшему незадолго после этого, тотальному общемировому разгулу в виде сексуальной революции, наркомании и т. д. — все же, мне кажется, в Римскую эпоху люди были более страстными, буйными и, тем не менее, гораздо более здравомыслящими, чем все сегодняшние профессора психологических институтов вместе взятые. На мой взгляд, современность по сравнению с тем времен выглядит как абсолютна статичная, безынициативная и довольно непривлекательная простушка (но кто знает — какие ужасные тайны хранит ее «рациональная» головка) рядом со страстной, подвижной, «непорочно развратной» стриптизершей, которая может демонстрировать свою красу лишь со значительного расстояния и при определенном освещении.

    Как мне представляется, попытка создания такого эпико-исторического полотна, как бы задокументировавшего безудержные порывы и стремления обреченной на гибель нации, достойны лишь лестных отзывов и восхищения. Потрясающий размах картины, массовка, костюмы, декорации никого не оставят равнодушным. Особая жестокость и ненасытность развратившегося народа показана чрезвычайно красочно и натуралистично. Тем не менее, сухая констатация факта «падения» ни в коей мере не позволяет раскрыть характер императора как, например, это сделано в пьесе Камю. Я хоть и не слишком хорошо понимаю вышеозначенное произведение, тем не менее, слушал интервью с исполнителем роли «Калигулы» (кем бы вы думали?) — Евгением Мироновым. На вопрос о характере персонажа, тот ответил — что император — великий, чувствующий и страдающий ПОЭТ, а вовсе не бездушная «машина желаний», как это многие думают. «Неся страдания — он сам страдает». В этом отношении, Малькольм Макдауэлл (не понаслышке знакомый с насилием и жестокостью благодаря работе со Стенли Кубриком) прекрасно изображает тирана, но порой забывает о чувственной, человеческой стороне, которая, все же, должна, на мой взгляд, присутствовать (а его гнев на безразличную к человеку природу возник разве не после того, как та отняла у него жену и только что появившегося на свет ребенка?).

    НО все недостатки фильма, безусловно, компенсируются идеей, которая сама по себе уже способна возбудить воображение (а не что-то другое!) зрителя, который если пожелает — может самостоятельно довести ее до полного развития. Потому как фильм предлагает скорее то, что зрителю, может быть, гораздо нужнее, и что он не сможет измышлять в таком колоссальном масштабе, как это показано у Брасса. То, о чем мы постоянно тоскуем и ждем с каким-то детским трепетом и радостным нетерпением — именно сногсшибательных, разящих наповал ЗРЕЛИЩ. «Олимп и его закулисная жизнь, его интриги и слёзы, его обитатели запросто, по-домашнему. Подходите! Подходите! Вся правда о ваших правителях!»

    17 октября 2013 | 16:26

    Честно говоря, от этого фильма ожидал многого. Виной тому — заурядное общественное мнение. Для «народа» (плебса), у которого в мозгах только желание ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ, этот фильм — просто находка. Для эротоманов 70-х — тоже. Но не для меня…

    Трудно отнести этот бред к какому-либо жанру. На исторический — не претендует, на порно — тоже, на мелодраму и комедию — и подавно. В общем, не пойми что получилось у такого великолепного режиссёра, как Тинто Брасс.

    О Гае Юлии Цезаре (Калигула был тёзкой и родственником знаменитого диктатора) нам известно, в основном, из опуса в двенадцати частях Светония Транквилла. Этот биограф, живший в эпоху Траяна, достаточно много написал о жизни первых двенадцати цезарей, правивших в необъятной Римской Державе в I веке н. э. Биографии от Транквилла приправлены интимными подробностями жизни императоров, скандальными сторонами их земного бытия. Оказалось, ничего человеческое не чуждо даже полубогам, к каковым древние относили своих правителей. В этой, грубо говоря, «плеяде» Калигула вырисовывается как наиболее одиозная фигура. Экстравагантен, жесток, себялюбив, он станет интересен не только историкам, но и обывателям. Но, как и любой тиран, какого-либо замечательного художественного образа он не удостоится. Более того, вскоре его затмит во многом достопримечательная фигура его племянника — императора Нерона, который вообще станет легендой.

    В фильме грубо искажена историческая действительность… Но это ещё можно списать на незнания той далёкой истории, на профанацию, которая иногда имеет место в историческом кино (да и не только в кино, но и в литературе тоже). Однако непростительно для людей киноискусства создавать псевдо-шедевры с ужасной актёрской игрой. Именно таковым стал фильм «Калигула». Эту недоразвитую порнуху вполне можно было снять на какой-нибудь арендуемой квартирке, за гроши. И к чему все эти обстановки, претендующие на высокую историчность, дорогие костюмы, которые ни на йоту не похожи на те, что носили тогда жители Вечного Города?! К чему весь этот фарс?

    Ничего плохого не хочу сказать о Малкольме… Актёр он, в общем-то, неплохой. И вина за качество «шедевра» целиком и полностью ложится на Брасса. Однако с некоторой грустью стоит отметить, что у Малкольма… ну никак не получаются реальные исторические персонажи! Не вышел из него Калигула, как позже не выйдет из него Чикатило (фильм «Эвиленко»). Эти роли не для него. Лучше б он… играл себе во всяких «заводных апельсинах», не замахиваясь на высокое в киноискусстве. А ведь красиво сыграть роль исторического героя — это высший пилотаж, под силу не многим.

    Фильм отвратительный. Конечно, ни один уважающий себя кинокритик, занимающийся историческим кино, не станет тратить время на бессмысленный анализ этой белиберды. Остаются только отзывы критиков-самоучек, которым что ни преподнеси — всё схавают… И ещё при этом смачно рыгнут.

    Смотреть не стоит, стоит не смотреть!

    19 мая 2013 | 16:24

    Фильм «Калигула» — это бесспорная классика мирового кинематографа. Картина до сих пор продолжает своё скандальное шествие по миру, общепризнанно считаясь одной из самых эпатажных и скандальных кинолент 20-го, а теперь и 21-го века.

    В конце 70-х кинолента вызвала огромный резонанс в обществе и будучи снятой в 1977 году, два года находилась под запретом и лишь в 1979-ом премьера наконец состоялась.

    Появлению «на свет» этого шедевра, мы обязаны тандэму лучших мастеров эротического жанра Бобу Гуччионе и Тинто Брассу. Кому бы из них ни приписывалии главный успех, оба мастера постарались на славу и противопоставлять их нельзя.

    Жанр, в котором был снят фильм, очень трудно поддаётся конкретному определению. Одни называют фильм «историко-эротическим», другие — «порнографическим», третьи — «исторической драмой с элементами жёсткой эротики» и «порно-ужсами» и так далее. Одно можно сказать точно — ни до, ни после, ничего подобного снято не было и в этом есть главная заслуга фильма — он уникален.

    Уникальна и игра актёров — Малькольма Макдауэлла и Питера О`Тулла. Многие голливудские знаменитости, которым предлагали сняться в картине, ознакомившись со сценарием отказывались, не веря в то, что фильм удастся, слишком простоватым при первом знакомстве со сценарием показался им этот фильм. Но Макдауэлл и О`Тулл приняли предложение и навсегда увековечили свои имена в истории мирового кино.

    Гуччионе не зря пригласил на должность оператора Тинто Брасса, в фильмографии которого уже были подобные опыты, донести до зрителя мировую историю посредством элементов эротики. Актриса Тереза Энн Савой, великолепно сыгравшая сестру Калигулы, ранее играла главную роль в фильме Брасса «Салон Китти».

    В итоге, не сложный но интересный сценарий, составленный на основе исторических реалий Гором Видалом и Бобом Гуччионе, снятый блестящим оператором жанра эротики Т. Брассом, плюс отличная игра блестящих актёров Макдауэлла, О Тулла и Энн Савой, плюс шикарные костюмы и антураж, плюс превосходная музыка известных композиторов Росселлини и Хачатуряна, всё это явилось залогом создания непревзойдённого кино-шедевра, коим является фильм «Калигула», который уже почти 30 лет бударажит зрителя и привлекает в свои «ряды» всё новых и новых почитателей. И врятли скоро найдутся люди, сумеющие хотя бы отдалённо снять нечто подобное, настолько натуралистически выдержанно.

    В моей фильмотеке этот фильм занимает почётное место и периодически с удовольствием пересматривается, одно слово — КЛАССИКА. Кто ещё не видел, советую посмотреть.

    10 из 10!

    6 июня 2006 | 02:45

    Этот фильм рассказывает историю жизни римского императора Гая Юлия Цезаря Августа Германика, вошедшего в историю под именем «Калигула»(37-41 после Р. Х). Я думаю каждый слышал про этот фильм, поэтому пересказывать сюжет нет смысла.

    Жанр фильма трудно определить, но я могу сказать одно — это не порнография, как многие считают. Конечно порнография в фильме очень раздражает, так как она ни к месту и снята низкокачественно, но в фильме ее не так уж и много. В этом и заключается и уникальность фильма: очень сильные эпизоды сочетаются с низкокачественной порнографией.

    Но поговорим о сильных сторонах фильма.

    Начнем с потрясающей игры актеров. Малкольм Макдауэлл великолепно изобразил Калигулу, никто бы больше не смог так изобразить его со многих сторон: жестокий, комплексующий, любящий, боящийся, привлекательный, страшный, страдающий, а не только как тирана-извращенца. Питер О`Тул прекрасно изобразил Тиберия, чего стоит только одна его фраза("Гемеллий мой бедный мальчик, когда я умру Калигула убьет тебя, если только раньше никто не убьет Калигулу»). Джон Гилгуд в роли Нервы, Хелен Миррен в роли Цезонии — список блестящих образов можно продолжать долго.

    Прекрасна работа художника: любимый худоник Феллини Данило Донати прекрасно воссоздал архитектуру и одежду Древнего Рима. Подбор музыки прекрасен: Арам Хачатурян, Сергей Прокофьев, музыка работы Бруно Николая прекрасно дополняет фильм.

    И фильм полон черного юмора, который скорее относится к смеху через отвращение. Кажется что невозможно смеяться над некоторыми шокирующими сценами, но чего стоит хотя бы сцена когда Тиберий шутливо пытается отравить Калигулу.

    Итог: очень неровный фильм, но я думаю что его стоит посмотреть хотя бы один раз.

    7 из 10

    28 марта 2009 | 18:19

    Даже не знаю с чего начать. Всегда было сложно мне критиковать фильмы в котором присутствовало абсолютно всё — и абсурд и гениальность. Порносцены, эмоции, мимика, сюжет — всё передано восхитительно. Фильм однозначно не для всех. Чтоб его понять и как бы так сказать.. ощутить.. нужно смотреть абсолютно разные фильмы и быть готовым ко всему. Тазик конечно мне не потребовался, так как я смотрел подобных фильмов достаточно много. Чего стоит «Сало.120 дней Соддома» Пазоллини.

    (кстати этот фильм нашел на кинопоиске, и сначала подумал что его снял Пазоллини).

    По сюжету — Калигула, ставший слишком резко императором обезумел от власти. И попросту начал превращать Империю в бордель, который его развлекал. Правление Римской Империей для него — развлечение, Дворец — бордель. Знатные жёны сенаторов и людей из высшего общества — шлюхи. Его девиз в этом фильме — «Кто слишком честен и чист — тот скучный, а следовательно предатель» — вот такая вот логика Калигулы.

    Игра актёров — бесподобна. Ни одной претензии нету к этому. Всё сцены натуральны. Похотливо-обезумевший взгляд Калигулы чего стоит только.

    10 из 10

    п. с. но фильм далеко не для всех. Для тех кто любит жестокую реальность и принимает её такой какая она есть.

    10 июня 2012 | 18:53

    1985 год, СССР. Первые видеомагнитофоны, первые секретные просмотры запрещённого западного кино на дому. На одной из таких «культурологических» посиделок, будучи неоперившимся пацаном-старшеклассником впервые смотрю «Калигулу» и… получаю такой УДАР ПО МОЗГАМ, от которого смог оправиться лишь десятилетие спустя. Всю ночь после ознакомления с сиим киномесивом в моём подсознании мелькал дьявольский калейдоскоп из скотских совокуплений, изуродованных трупов и прочей скверны. В общем, знакомство с генитальным «шедевром» прошло «на ура».

    Но вот парадокс: по своему недоумию я тогда считал, что мне необычайно повезло — как-никак приобщился к «цивилизованному миру»!

    Прошло 20 лет. За истекшее время я много рылся в прессе и разных видеозаписях с целью побольше узнать о шокировавшем меня древнеримском фильме. В один момент словил себя на мысли, что «Калигула» как-то не к добру завладел моей душой — выходкам Калигулы-Макдауэлла поневоле захотелось подражать.

    - А ещё говорят, что кино «не влияет» на мироощущение зрителя ! Ложь всё это, ребята! Влияет. И ещё как влияет! Говорю это Вам как киноман с 30-летним стажем (простите за нескромность).

    Теперь о самом фильме. То что он был порождён одним из плеозавров мирового порнобизнеса, издателем журнала «Пэнтхауз» Бобом Гуччионе — это известно всем. Но мало кто знает, что именно он был главным режиссёром на съёмках, а не плюгавый Тинто Брасс. Последний был лишь наёмником у Гуччионе. Сам же неистовый Боб следил буквально за всем и въедливо контролировал все стадии создания «Калигулы». Между ним и Брассом постоянно возникали перебранки на съёмочной площадке по поводу концепции будущего фильма.

    В итоге, конфронтация между продюсером и режиссёром возникла своего апогея в стадии пост-продукции и к монтажу Брасс допущен не был. Редактор же Нино Баральи монтировал ленту исключительно под диктовку Гуччионе. Так что окончательный вариант фильма (знакомый всем нам) принадлежит авторству главы «Пэнтхауза».

    Этот скандалист, стоит признать, личность примечательная. Уже хотя бы потому, что в юности он был религиозным парнем и даже прислуживал дьячком в одном из католических соборов Нью-Йорка. Этот факт видимо отразился на том, что начало «Калигулы» предваряет библейский эпиграф: «ИБО КАКАЯ ПОЛЬЗА ЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ ОН ПРИОБРЕТЁТ ВЕСЬ МИР, А ДУШЕ СВОЕЙ ПОВРЕДИТ» (Евангелие от Марка, 8,36).

    Правда воспринимается сия цитата из Святого Писания, как богохульная провокация, поскольку после фривольного пролога фильм превращается в весьма кошмарное зрелище — порнографические массовые оргии, жуткие пытки, кровосмешение, членовредительства и кастрация, блевотинные изрыгания, лесбийские извращения, оральный половой акт с последующим семяизвержением, изнасилование невесты прямо на свадьбе, зверские казни… По-моему достаточно, чтобы понять КАКИМИ моральными критериями руководствовалась команда Гуччионе, создавая свою безобразную мистерию.

    Стройного сюжета у картины нет. Его содержание распадается на мозаику скандальных порно-дивертисментов, живописующих (в духе маркиза Де Сада) реалии упаднического разгула древнеримской знати во времена правления самого безумного, жестокого и сексуально одержимого императора Рима — Гая Юлия Цезаря Германика Калигулы, правившего с 37 по 41 годы от Рождества Христова и ввергнувшего своими болезненными причудами некогда мощную империю в болото тотального разврата и экономического фиаско.

    Конечно, в некоторых местах картина может воприниматься как своеобразная шоковая терапия, показывающая в КАКОЙ деградирующий отстой может завести человека неутолимая жажда власти и материальных удовольствий. Малькольм Макдауэлл и Питер О`Тул играют соответственно Калигулу и поражённого сифилисом императора Тиберия — на износ. Именно в их совместных диалогах идея «травмированности властолюбием» получает некоторую озвучку. Глядя на то, как Макдауэлл в сложном стиле шизофренического гротеска перевоплощается в сумасшедшее исчадие в чине императора Рима, — невольно начинаешь понимать ПОЧЕМУ в мир ПРИШЁЛ ХРИСТОС!

    Человеческий род, оказывается, к тому времени (впрочем как и в НАШЕ смутное время) воспринимал данную ему свыше земную жизнь исключительно в гастрономическом значении! И в этом плане затею Гуччионе можно было бы оценить с пониманием, если бы не его порнографическая одержимость. (Кстати, сцена сверхкровавого убийства Калигулы и его семьи на ступеньках императорского дворца, чисто кинематографически поставлена впечатляюще).

    РОДИТЕЛИ! Не рискуйте оставлять своих детей «один на один» с видеокассетой и ДВД этого фильма!

    12 июля 2005 | 02:10

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 154 руб.
    подробнее

    Новости


    Французская актриса, игравшая у Бертолуччи, Риветта, Дзеффирелли и Антониони, Мария Шнайдер скончалась в возрасте 58 лет. (...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy17 202 212
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles16 725 447
    3.Если я останусьIf I Stay15 679 190
    4.Типа копыLet's Be Cops10 810 533
    5.Игра на высотеWhen the Game Stands Tall8 381 509
    22.08 — 24.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For121 448 012
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles87 659 729
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue79 442 321
    4.ПосвященныйThe Giver66 630 159
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy58 673 184
    21.08 — 24.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 007 758277 555
    Деньги494 825 551 руб.70 859 831
    Цена билета246,46 руб.1,07
    21.08 — 24.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    25.В бой идут одни «старики»8.526
    26.Властелин колец: Братство кольцаThe Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring8.518
    27.Бриллиантовая рука8.518
    28.Большой кушSnatch.8.517
    29.Властелин колец: Две крепостиThe Lord of the Rings: The Two Towers8.510
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Прометей 2Prometheus 294.26%
    17.Обитель проклятыхEliza Graves94.17%
    18.Черная мессаBlack Mass94.13%
    19.Звездные войны: Эпизод 7Star Wars: Episode VII94.07%
    20.Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner94.04%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    НевернаяUnfaithful72
    Что-то не так с КевиномWe Need to Talk About Kevin87
    Опасные игрыDangerous Game5
    Крюгер: История с улицы ВязовKrueger: A Tale from Elm Street3
    Отель «Гранд Будапешт»The Grand Budapest Hotel173
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.444
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles6.536
    Неудержимые 3The Expendables 36.263
    ПосвященныйThe Giver7.034
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue7.036
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Если я останусьIf I Stay28.08
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Самый опасный человекA Most Wanted Man11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    премьеры