всё о любом фильме:

Калигула

Caligula
год
страна
слоган«The most controversial film of the twentieth century has just become the most controversial film of the twenty first century»
режиссерТинто Брасс, Боб Гуччионе, Джанкарло Луи
сценарийГор Видал, Боб Гуччионе, Джанкарло Луи, ...
продюсерБоб Гуччионе, Франко Росселлини, Джек Х. Силверман
операторСильвано Ипполити
композиторБруно Николаи, Ренцо Росселлини
художникДанило Донати
монтажНино Баральи, Энцо Мичарелли, Расселл Ллойд
жанр для взрослых, драма, история, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  9.3 млн,    Германия (ФРГ)  2.65 млн,    Франция  1.41 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время156 мин. / 02:36
Рим, 1 век нашей эры. Правителем могущественной империи становится Гай Юлий Цезарь Август Германик, известный под прозвищем Калигула. Его имя станет нарицательным не из-за реформ и свершений, а благодаря расправам, порочным развлечениям и безнравственным связям. Недолгое правление Калигулы станет одной из самых кровавых страниц в истории Римской империи.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
24%
7 + 22 = 29
3.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм субсидировался порноимперией «Пентхаус», отсюда и скандально непристойный характер некоторых сцен, из-за которых автор сценария Гор Видал снял своё имя из титров, а борцы за нравственность (особенно в Ватикане) называли его «отвратительным, позорным хламом».
    • На создание фильма ушло около четырех лет.
    • Фильм включен в список запрещенных к распространению в Республике Беларусь.
    • Шведская мелодик-дэт-метал группа Arch Enemy использовала диалог из фильма в своей песне Rise of the Tyrant с одноименного альбома 2007 года: Caligula: I have existed from the morning of the world and I shall exist until the last star falls from the night. Although I have taken the form of Gaius Caligula, I am all men as I am no man and therefore I am a God. Claudius: All those who say aye, say aye. Caligula: Aye… Aye! Senators: Aye! Aye! Aye! Guard: He`s a god now…
    • еще 1 факт

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 5.0/10
    Самый амбициозный кинопроект итальянского режиссёра Тинто Брасса снимался по сценарию известного американского писателя Гора Видала (потом он был вынужден отказаться от картины), с участием крупных английских кинозвёзд, а постановочный размах в воспроизведении исторического действа обеспечен благодаря немалому для тех времён бюджету ($17,5 млн.), полученному от Боба Гуччоне, издателя популярного эротического журнала «Пентхаус». Каков заказ — таково и исполнение. Претензии постановщика на анализ механизма власти и диктатуры, калечивших даже тех, кто оказался во главе империи, довольно скоро (и окончательно) уступили место скандальному и эпатирующему показу жестокости и разгула правителей Древнего Рима. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 91 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Этот фильм рассказывает историю жизни римского императора Гая Юлия Цезаря Августа Германика, вошедшего в историю под именем «Калигула»(37-41 после Р. Х). Я думаю каждый слышал про этот фильм, поэтому пересказывать сюжет нет смысла.

    Жанр фильма трудно определить, но я могу сказать одно — это не порнография, как многие считают. Конечно порнография в фильме очень раздражает, так как она ни к месту и снята низкокачественно, но в фильме ее не так уж и много. В этом и заключается и уникальность фильма: очень сильные эпизоды сочетаются с низкокачественной порнографией.

    Но поговорим о сильных сторонах фильма.

    Начнем с потрясающей игры актеров. Малкольм Макдауэлл великолепно изобразил Калигулу, никто бы больше не смог так изобразить его со многих сторон: жестокий, комплексующий, любящий, боящийся, привлекательный, страшный, страдающий, а не только как тирана-извращенца. Питер О`Тул прекрасно изобразил Тиберия, чего стоит только одна его фраза("Гемеллий мой бедный мальчик, когда я умру Калигула убьет тебя, если только раньше никто не убьет Калигулу»). Джон Гилгуд в роли Нервы, Хелен Миррен в роли Цезонии — список блестящих образов можно продолжать долго.

    Прекрасна работа художника: любимый худоник Феллини Данило Донати прекрасно воссоздал архитектуру и одежду Древнего Рима. Подбор музыки прекрасен: Арам Хачатурян, Сергей Прокофьев, музыка работы Бруно Николая прекрасно дополняет фильм.

    И фильм полон черного юмора, который скорее относится к смеху через отвращение. Кажется что невозможно смеяться над некоторыми шокирующими сценами, но чего стоит хотя бы сцена когда Тиберий шутливо пытается отравить Калигулу.

    Итог: очень неровный фильм, но я думаю что его стоит посмотреть хотя бы один раз.

    7 из 10

    28 марта 2009 | 18:19

    Наконец-то мне удалось посмотреть этот нашумевший и широко известный фильм о римском императоре Калигуле, вошедшим в историю как один из самых одиозных, неуравновешенных, деспотичных, маньякальных, развратных и жестоких правителей Рима.

    В общем, пожалуй, все знают, благодаря чему прославился этот правитель. Черты, шизофреничные поступки и пороки императора и стали основой для данной киноленты, в которой создатели пытались их наиболее ярко и красочно показать. Но то как бездарно, невнятно и неуместно это было сделано, свели все эти попытки на нет. И вместо эффекта некого шока от увиденного ужаса, низости и порочности человека и его души, просто возник некий тошнотворный эффект.

    Поражает ещё тот факт, что на создание данного фильма ушло 4 года и было потрачено огромное количество средств. А конечный результат и гроша ломанного нестоит. Лента ужасно растянута. Она совершенно не динамичная, не живая, не интересная, а кадры оргий, которые иногда идут просто в разрез с общим сюжетом и совершенно его не дополняют. Всё выглядит не реально, не адекватно, не по-настоящему. И в результате чего становиться просто противно от манеры показа.

    Картина не развивается и сильно устаешь от одного и того же происходящего на экране. Вот оргия, через 15 минут снова оргия, потом снова. В результате на экране практически всё время видишь одно и тоже. Игры актёров нет, поскольку игровых эпизодов очень мало. А те не многие, которые иногда всё таки попадаются, похожи на бред во сне. Диалоги, за редким исключением, пустые, занудливые, не яркие и не внятные и так же в большинстве своём бредовые. Это как слушать речь душевно больного человека — бессмысленно и очень утомляет. Но было и кое-что, что приглянулось.

    Очень понравилось начало, которое сильно обнадежило, что лента и правда выдающиеся. А если точнее сказать первые секунд тридцать, когда цитируется «Евангелие», под красивую и очень подходящую музыку. И ещё один положительный момент — вступительные титры. Под музыку Прокофьева, так же блестяще подходящую, в кадре бронзовое изваяние Калигулы, из глаз которого начинает течь кровь. Вот пожалуй и всё талантливое, что удалось разглядеть при просмотре фильма.

    Все остальные нити разумного, талантливого и просто интересного кино, которые кое-где всё таки мерцали, полностью утонули в океане пошлого, невзрачного, неудачно совмещённого и временами просто бредового хронометража фильма.

    Всё что сделали создатели — это собрали большую массовку, одели как римлян, потом сделали декорации подходящие для той эпохи, а затем всё с тех же актёров и массовки сняли 70 % одежды и начали снимать. В кадр постоянно попадают полуголые люди, мы видим попы, гениталии, которые порой совершенно не к месту. Вперемешку с этим в кадре порой просто порнографические сцены орального секса, которые ну уж никак фильм не красят. Сцены большого количества полуголых людей, занимающихся сексом, совершенно не делают фильм знаковым и талантливым.

    Эпоха воссоздана ужасно. Всё население Рима похоже на зомби. Им ничего не нужно, они не думают, они развратны и порочны. И Калигула со своей маньякальностью и шизофренизмом на их фоне выглядит вполне обычно. И Тиберий, и Калигула по фильму ничем не отличаются друг от друга. Просто один развратник и шизофреник сменяет другого.

    Люди вообще не показаны в нормальных ситуациях, только в порочных, казнях, расправах и оргиях. Ведут себя не естественно и не правдоподобно. Короче вряд ли бы Римская империя стала столь могущественной и великой и оставила бы такое богатое культурное наследие, если бы в ней жили такие люди, как в киноленте. В фильме нет ни намёка на какие-то конструктивные поступки и моменты жизни людей в общем и Калигулы (он как личность вообще не раскрыт) в частности.

    Поэтому показ Калигулы и Рима только с одной стороны, деспотичной и развратной, отдаляет фильм от реальности и делает его просто похожим на кошмарный бредовый сон. Это никакая ни классика, ни шедевр, а полная ерунда. Хотите пошлости — смотрите порнуху, она и красивее и гораздо приятнее, да и смысла в ней столько же. Хотите красивую эротику — смотрите Хулио Медема.

    3 из 10

    7 декабря 2011 | 09:50

    Одна из самых мерзких картин, которую я когда-либо видел. Шокируют заявления, что «Калигула» — классика кинематографа. Ещё больше меня шокируют заявления, что «Калугула» — историческое кино. Историзма как раз с гулькин нос. Жизнеописание Гая Цезаря Августа Германика (таково было имя Калигулы) сделано чрезвычано однобоким — фактически всё сводится к смакованию того небывалого блуда и разврата, что царил в Римской империи.

    История безумца на римском престоле могла бы получиться интересной и масштабной. Как не вспомнить картины Андрея Эшпая и Павла Лунгина, посвящённые Ивану Грозному — вот где мороз по коже от жестокости и паранойи царя, вот где становление личности и воцарение тирании, вот где простор для творчества и воссоздания правдивого облика одиозной фигуры!

    Всего этого мы практически не видим в фильме. Да, император Тинто Брасса тоже жесток и безумен, но эти качества проявляются лишь в сфере «интима». Несмотря на все потуги в общем-то хорошего актёра Малькольма Макдаужлла, Калигула не вызывает ни жалости, ни сочувствия — лишь омерзение (впрочем, римские сенаторы, готовые ублажить своего сумасшедшего садиста любой ценой, вызывают точно такие же чувства). Какая уж тут политика, какой накал страстей, о чём вы говорите? Они забыты сценаристами и продюсерами как ненужный зрителю элемент…

    Такое ощущение, что тебя просто окунают в грязь лицом и не дают вылезти.

    Возможно, я излишне брезглив, но в любом случае посмотревшие фильм могут вспомнить только оргии, детородные органы всех размеров, мастурбации, кровосмесительную связь принцепса со своей сестрой (а ведь кто-то ещё и пересматривать будет) — в общем всё то, что хотят увидеть люди, покупающие порнофильмы. Так стоило ли тратить $17 500 000, когда подобную «бурду» (ну да, она гораздо скромнее выглядит, но всё же…) сейчас снимают на домашнюю кинокамеру за каких-нибудь полчаса?! Нет, режиссёр решил добиться максимального реализма и снять такой порнофильм, чтобы о нём заговорили по всему миру. ЭТО Тинто Брассу удалось на 200%… но снять исторически объективный фильм о жизни одного из самых известных (хотя и печально) римских императоров — увы и ах.

    2 из 10

    21 июня 2010 | 17:54

    Разумеется, я был прав, что не ждал от фильма историчности. К истории он не имеет никакого отношения, начиная от описываемых событий и заканчивая причудливыми костюмами. Режиссёр и не пытается обмануть нас и выдать снятое им фэнтези за историческую драму: выразительные и монументальные, но совершенно ни на что непохожие декорации, гротескно гипертрофированные оргии, наконец, безумная машина для казней… И в то же время имя Калигулы в названии не случайно, не прихоть. Брасс экранизирует не историю Рима, а миф о Риме — величайший миф, порождённый коллективным разумом Европы, и самый дорогой этому разуму. Рим всегда был идеалом — идеальное мировое государство христиан или идеальная республика свободы, идеальное искусство или идеальное богословие… Рим — это абсолют. Во всём. В том числе и в пороке, если вас интересует этот аспект. И в этом смысле фильм реалистичен. Подобно «300», он не соответствует в деталях тому, как всё было в жизни, но в совершенстве изображает то, как должно было быть, как это представляли тысячелетиями. «Калигула» — точнейшая экранизация архетипа Рима.

    В начале фильма изображена языческая идиллия, какой она, наверное, представлялась поклонникам язычества в XIX веке — праздник жизни, любви и тела, радостный и светлый. Тем сильнее переход, ведь уже в следующей сцене языческий Рим показан скорее глазами христианских проповедников. Совершенно безумный Тиберий, окружённых наложницами, шутами и уродцами в уродливо-роскошном дворце, декорированном гигантскими фаллосами и трупами политических противников, рассказывает юному Калигуле о том, что римляне — жалкий скот, а родственные отношения в императорской семье ведут только к убийствам. Сам Калигула склонен к некоему извращенному идеализму — кажется, он искренне верит в божественность покойных императоров. Поэтому добивать Тиберия приходится преторию Макрону — юноша с безумной жадностью бросается стаскивать печатку императора с трупа, но не решается ударить владыку Рима. Зато, став таковым сам, он легко расправляется с кем угодно — кажется, всё это для него вообще что-то вроде игры, и Калигула даже не пытается сохранить видимость законности или благопристойности.

    По сути, Калигула, как и его возлюбленная и сестра Друзилла, очень инфантилен. Он ведёт себя как неуверенный в себе подросток, отчаянно нуждающийся во внимании окружающих, не знающий, как его заслужить, не уверенный, что достоин его, но в то же время ощущающий себя особенным. Все действия Калигулы, собственно, аналог громогласных непристойных шуток или идиотских трюков, с поправкой на статус владыки мира. Что до Друзиллы — я так и не смог уяснить, старшая она или младшая сестра Калигулы, но выглядит она как чуть более зрелая девочка, уже обнаружившая, что мальчиками можно управлять с помощью секса, и думающая, что её власть на этом основании безгранична. Она хочет, чтоб Калигула поднялся как можно выше, поскольку ей это льстит, но в итоге она с досадой обнаруживает, что в результате он ожидает покорности даже от неё. Чем-то напоминает Крис Харгенсен из «Кэрри» Кинга…

    После смерти Друзиллы всё меняется. Калигула полностью убеждается, что его значимость — это только значимость его титула, сам он — ничто и обречён на страдания. Поэтому он прямо отказывается от собственной индивидуальности в речи, провозглашающей его богом, зато максимализирует свою власть. Насколько сильно он может унизить окружающих, насколько жестоким он может быть, насколько многого он может требовать — отныне только этим измеряется смысл его жизни. Да, при этом он всё более погружается в безумие — но не заключается ли оно во многом в проверке, насколько безумным ему позволят быть? Он издевается над Римом своей божественностью и всё больше уверяется в ней, благодаря этому. Но кроме того, им движет и тяга к смерти. Потеряв последнее светлое чувство в жизни вместе с Друзиллой, Калигула живёт в мире, где есть только терзающий страх и отвращение к окружающим. Он сознательно провоцирует собственное убийство, и его предсмертная улыбка говорит «Ну надо же! Я уж думал, ты не решишься».

    Эффектная картина разложения и разрушения, а прежде всего — саморазрушения, вполне к месту предваряется евангельским эпиграфом — «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?». Возможно, действительно никакой.

    7 из 10

    31 мая 2014 | 12:05

    Историческая драма «Калигула» 1979 года режиссера Тинто Брасса является одной из самых скандальных и провокационных лент 20 века. Частично основанный на сценарии знаменитого американского писателя Гора Видала и спродюсированный Бобом Гуччионе, создателем эротического журнала «Пентхаус», фильм рассказывает зрителю биографию одного из самых жестоких римских императоров в мировой истории — Калигулы.

    Режиссер Тинто Брасс в шокирующих и жестоких тонах приоткрывает завесу власти, показывая зрителю последствия тирании для власть имущих. Помимо сугубо шокирующего содержания, фильм все-таки гениально сыгран и именно это в первую очередь привлекает в фильме, а не извращенный, но впечатляющий видеоряд. Малкольм Макдауэлл с его одновременно порочным и прекрасным лицом сыграл Калигулу просто феноменально и дерзко. Он сумел показать всю постепенную деградацию личности своего персонажа, ставшего правителем в момент начала медленной агонии Римской Империи. Питер О, Тул не менее гениально сыграл Тиберия, тоже ставшего жертвой жернов власти. Джон Гилгуд, Паоло Боначелли и Хелен Миррен, с блеском исполнившая роль жены Калигулы, стали настоящим украшением этого эпатажного фильма, вызывающего неоднозначную реакцию даже сейчас.

    Работа оператора Сильвано Ипполитти заслуживает особого внимания, ибо визуальная картинка в фильме очень контрастная. Роскошные виды императорских дворцов и красивые пейзажи итальянского леса создают резкий контраст происходящим в фильме событиям, отчего лента производит еще более сильное впечатление. Тинто Брасс в своей режиссерской манере в этой картине отчеливо опирается на стилистику Пьера Паоло Пазолини и Луиса Бунюэля.

    Музыка в картине тоже играет немаловажную роль. Саундтреки Бруно Николаи и Ренцо Росселлини создают в картине как лирическую атмосферу, так и нагнетают напряжение, особенно ближе к финалу фильма.

    Особо рекомендовать данную картину я не буду, но если Вы ищете что-то шокирующее и необычное, и Вам понравились «Сало, или 120 дней Содома» или «Сербский фильм», то «Калигулу» Вам не стоит пропускать.

    10 из 10

    13 июня 2012 | 12:53

    Первый просмотр фильма состоялся около 15 лет назад. Притом на тот момент фильм мною рассматривался как порнография. До просмотра мне казалось, что заставь в фильме раздеться красивую женщину и успех обеспечен. Этот фильм изменил мое понимание в том, что эротические сцены можно снять так, что они окажутся абсолютно не эротичны.

    Позднее обратил внимание на этот фильм как на один из фильмов Тинто Брасса. Изначально, я даже подумал, что это 2 разных фильма. Однако, просмотр фильма вернул осознание что фильм тот и прежние ощущения: для порнографии чего-то в этом фильме не хватает. Наставить кучу дам из порнобизнеса — это одно. Сделать из этого порно — другое. Как исторический фильм также не смотрится. На мой взгляд единственое что от порно — это отрывистость сюжета. Создается ощущение незаконченности почти каждого эпизода. В данном фильме о режессуре говорить не приходится. Как драма фильм не воспринимается. Все события как то смазаны. Нету ощущения страха при казнях. Нету ощущения ненависти к Калигуле. Даже когда жен сенаторов сгоняют на корабль нету ощущения жалости к сенаторам. Жены сенаторов как будто лишний раз подтверждают, что они путаны.

    После просмотра перед глазами предстают одни гениталии. Притом у меня почему-то возникло ощущение чем то подобное на ощущение при просмотре видеохроники конц. лагерей: куча тел сваленных в кучу. А это уже и не эротика и не порно!

    Эротические фильмы Тинто Брасса многие называют также подростковыми. Он любит подчеркивать женственность, красоту женского тела и многое друго что повторяется от фильма к фильму. Фильм Калигула абсолютно не вписывается в эту идеалогию.

    И только громкие рекламы продолжают утверждать что главным режиссером фильма является Тинто Брасс.

    3 из 10

    8 февраля 2011 | 16:45

    Я думаю, сейчас по прошествии более 20 лет со дня выхода фильма, всем стало ясно, что порнография в нём является лишь художественно-выразительным средством, конечно одним из главных, но всё-таки инструментом создания атмосферы и зрительского впечатления.

    Без этого средства зритель не получал бы такой «УДАР ПО МОЗГАМ» (цитируя один из предыдущих отзывов). Именно так я могу охарактеризовать первые впечатления от просмотра этого фильма, это были сильнейшие эмоции, которые свалились, как кирпич на голову. Сильнейший ШОК.

    Но я не считаю, что, говоря об этом фильме, нужно до такой степени зацикливаться на порнографии. Читала разные отзывы на разных сайтах, и там это похоже главная тема. Люди, а как на счёт мыслить поглубже, хоть самую первичную, простейшую идею кто-нибудь уловил? А то сидят люди и обсуждают что это эротика или порнография? Ни то ни другое, по-моему. Да и так ли это важно для понимания проблем ставящихся в фильме.

    Кстати, такой вопрос, кому-нибудь было жалко главного героя? Скажете, как и за что Калигулу можно жалеть? Во-первых, любой человек в определённых условиях заслуживает жалости. А во-вторых, сложно остаться равнодушным после той «подготовки» смерти Калигулы, которая есть в фильме. Обратите внимание хотя бы на цвет его одежды. Он очень часто в красном (думаю не надо объяснять символику цветов), а так же в оранжевом, зелёном, золотом, тёмно-синем. Но вдруг перед смертью мы видим его в чисто-белом. Ещё вспомните, родившуюся дочку. Её ни разу не показали, с момента рождения, а тут вдруг, мы видим счастливое семейство на прогулке. Ещё этот потрясающий белый конь, выбегающий на площадь, после убийства. У меня в голове звучали слова «Придётся смириться с тем, что я буду жить вечно»…

    Его скучающе-обречённый взгляд в предыдущем эпизоде…Последние пара минут фильма дают понять, что он о жестокости людей вообще, а не жестокости конкретного человека.

    Другой вопрос, а кому-нибудь было смешно? В фильме ведь полно забавных эпизодов. Не знаю, как это назвать, чёрный юмор или что другое. Есть смех сквозь слёзы, а здесь, наверное, смех сквозь отвращение, казалось бы, нельзя смеяться над подобной шокирующей жестокостью, но чего стоит, например, фраза «Видите, как я устал, освещая ваш брак!»

    И в конце хотелось бы сказать ещё об одном. Хотя об этом нужно в самом начале и большими буквами! О потрясающей игре гениального Малкольма Макдауэлла! Это действительно потрясающе! Второй его фильм, от которого я получаю такие колоссальные эмоции (ещё конечно «Заводной апельсин»). Сложная игра и манера перевоплощения этого актёра достойна не только Оскара, а чего-то большего!

    Но… такие фильмы не номинируют на Оскар (вспомнить хоть историю с номинацией «апельсина», когда просто никто не захотел вручить создателям статуэтку). Но ведь сейчас «Калигула» стал признанной классикой, какой бы порно-магнат его не снимал. Честно говоря, мне было сложно представить, Макдауэлла в роли Калигулы, пока я не посмотрела фильм. Но никакого разочарования не испытала. Истеричный, жестокий, комплексующий, любящий, боящийся, забавный, привлекательный, страшный, страдающий — и всё это Калигула Макдауэлла. Как видите сложная и многоплановая личность, а не только жестокий тиран-извращенец. На мой взгляд очень сложная роль, и Макдауэлл справился с ней блистательно и смело!

    12 февраля 2006 | 01:33

    Я Гай Юлий Цезарь Август Германик, по прозвищу «сапожок». В детстве отец брал меня с собой в Галлию с легионами. Там я носил сандалии, как у солдат и они прозвали меня «сапожок», Калигула. Ненавижу это прозвище! Ненавижу свой род! Я не хотел стать императором. Мне пришлось. У меня не было выбора. Я мечтал о спокойной жизни. Я просто любил и хотел жить. Брат убивает брата, убившего его отца, который убивает своего сына… Мой двоюродный дед Тиберий научил меня этому. За что сам и поплатился.

    Пусть он был стар и немощен, но он до последнего цеплялся за свою никчёмную жизнь развратника и убийцы. Аве, Тибериус! Перстень императора теперь у меня. Я — властелин мира! И что? Мне это не нужно. Я не умею ни управлять, ни воевать. Я только лишь люблю. Люблю запретною любовью. Друзилла. Моя милая сестра. Видимо, богам было угодно, чтобы я любил именно её. Только ей я позволял называть себя «сапожком». Я делал всё, всё, чего она хотела. Даже выбрал себе жену из числа самых первых развратниц Рима. Цесония должна была мне родить наследника. Наш род Юлиев должен продолжаться. И абсолютно неважно, что это род насильников, извращенцев и убийц. Прежде всего, это род великих правителей и полководцев, богоподобных мужей и достойных римлян.

    Я правил миром, но мне это быстро наскучило. «Я, Гай Юлий Цезарь Август Германик, от имени Сената и народа Рима, повелеваю…». Совершенно не важно, кем я был. Любовь не знает ни границ, ни правил. Я любил Друзиллу.

    Всё кончилось в один миг. Нет больше Друзиллы… Жизнь потеряла смысл. Я хочу умереть. Надо спровоцировать сенаторов. Эти тупые и жирные ублюдки лебезят передо мной. Противно! Как я ненавижу их лесть и низость! Я буду делать такие вещи, из-за которых меня захотят убить.

    Возобновлю «право первой ночи», организую сражение армии с камышом, устрою самый шикарный бордель, используя жён сенаторов, объявлю себя богом, назначу своего коня сенатором. Я сделаю всё, чтоб меня убили. Убили уже, наконец-то. И этот день пришёл… Здравствуй, Харон. Пароль «мошонка». И я принимаю удар мечём в живот. О, боги! Зачем же Цесонию? Зачем маленькую Друзиллу? Одно мгновение я был счастлив, а потом я умер с болью в сердце… Я должен был уйти один, но не получилось…

    Я всего лишь любил, хоть и запретною любовью… Я пока ещё не знаю, что через двадцать столетий обо мне снимет фильм некий Тинто Брасс, сделая из моей жизни порнографию. Не смотрите на похоть, смотрите на мою жизнь! Я был у власти всего 4 года. Но кого вы вспоминаете после великого Гая Юлия Цезаря? Меня, Калигулу…

    9 апреля 2008 | 11:01

    Как и для многих, этот фильм стал в свое время для меня шоком. Но постепенно шок прошел, а параллельно с этим родился и интерес к главному герою этого псевдоэпика императору Гаю Юлию Цезарю Августу Германику, вошедшему в историю под именем Калигула (по названию сапожек, которые он любил носить, именовавшихся «калиге»).

    Однажды в качестве эксперимента я перемонтировал фильм, удалив из него все порносцены и жестокие сцены с членовредительствами, сократив таким образом картину практически на полчаса. После чего пересмотрел. Получилось вполне смотрибельное зрелище, хоть и лишенное всяческой историчности, на которую якобы претендовал фильм. Ну право, смешно называть «Калигулу» историческим фильмом, когда даже популярные блокбастеры, как «Гладиатор», к примеру, грешат грубыми историческими ляпами и откровенной неправдой. Но вот что интересно, лишившись своей шокирующей «начинки», фильм лишился и всякой содержательной части. На выходе мы имеем мешанину из исторических домыслов и штампов. Перед нами образ коронованного маньяка, садиста, психопата и кровосмесителя. В общем образ, созданный почти две тысячи лет назад и приобретший завидную устойчивость в глазах потомков. Так нам его и преподносит Мальколм Макдауэлл, бесспорно талантливый актер, которому эта роль изрядно подпортила его кинокарьеру. Но несмотря на его хорошую игру какого императора мы видим? Схематичного, будто нарисованного на бумаге. Вот он, Калигула — со всеми своими пороками и демонами! Но даже если тупо принять за чистую монету все характеристики ему приписывамые, фильм не дает, да и не может дать ответа почему же император стал тем, кем стал? Ведь чудовищами не рождаются, ими становятся. Если становятся. Фильм навешал на Калигулу столько жутких эпитетов, что невольно задаешься вопросом: неужели всё это один человек? Причем весьма молодой человек. И не многовато-ли дерьма вылито на голову одного императора, процарствовавшего чуть больше 3 лет и лишенного жизни в 28 лет?. Понятно, что авторы опирались на определенные исторические источники, сильно грешащие субъективностью и небрежностью в подходах, типа сочинений Светония, которые иначе как беллетристикой назвать трудно. Тем более, что Светоний писал через 100 лет после смерти Калигулы.

    Претендуя на некий эпик, авторы фильма предпочли шокировать зрителя крупноплановыми совокуплениями, нежели попытаться разобраться в природе человеческой, даже применительно к той теории об императоре Гае Германике, которую они выбрали и которая до недавнего времени не подвергалась сомнению. Между тем современные историки весьма скептически и осторожно относятся к древним источникам и не склонны видеть в Калигуле сумасшедшего, садиста и психопата. А обвинения его в инцесте с сестрой Друзиллой вообще не имеет под собой никаких документальных обоснований. К слову сказать, современник Калигулы философ и сенатор Сенека нигде ни словом не упоминает о подобном «компромате», при том, что он всей душой ненавидел Калигулу и не применул бы отметить подобное.

    Впрочем, я отвлекся на историю и не отметил главного. Фильм «Калигула», будь он воплощен в ином ключе, смог бы пожалуй претендовать на то, чтобы стать серьезной и интересной картиной на тему восходящей Римской империи и роли в ней императора — человека наделенного огромной властью, которая может как возвысить своего носителя, так и растоптать и уничтожить его, превратив проигравшего властителя в «мифическое» чудовище, презираемое потомками. Ведь эти потомки будут читать о нем то, что написали победители, ибо победители всегда пишут историю!

    21 декабря 2011 | 16:30

    Фильм про римского императора, которого легионеры прозвали сапожком за его странную детскую любовь к солдатским сапогам(отец был известным полководцем и брал сына в легион с малых лет) мог бы стать шедевром кинематографа, если бы попал в нужные руки. Но влияние со стороны журнала для взрослых сделало свое дело: разврат и оргии, которые были лишь одним из многочисленных актов мерзости в то время, получили в фильме Тинто Брасса львиную долю экранного времени. Из-за этого «Калигула» вообще может показаться исторической порнографией, если имеется ввиду его режиссерская версия. Зацензуренный же вариант не даст ничего, кроме кучи диалогов и декораций. Такая нескладуха и неправильное распределение ресурсов кажется вообще жутью, если еще и прочесть книгу Зигфрида Обермайера «Калигула», вышедшую в свет в 1990ом году. Там автор изобразил живописный портрет Римской империи, чиновников, императора и его подданных, и уделил много места интересным интригам. И в книге очень много интересных персонажей, судьбы которых оказались переплетены замысловатым образом. Так что все имело свой вес. А о всяких мерзостях и пошлятине речь в книге заходит лишь в нужных моментах, и без заострения внимания не сексе. Император же предстал хитрым, умным и опасным, он чередой тонкого и холодного расчета пробился к трону, избежав смерти. И его характер был раскрыт здорово. Его даже стало жаль, невольно, да и сама система государственной власти автором была показана четко и понятно. Словом, в книге была и история, и драма, и любовь, и трагедия, а что снял Тинто Брасс для меня по сравнению с литературным произведением просто померкло.

    В фильме показана очень узкая картина тогдашней действительности: одни декорации, костюмы и диалоги. И куча порно — в режиссерской версии, а о политике и жизни речи не идет вообще. Калигула выглядит как душевно больной, сексуально озабоченный дебил с манией величия. И это при том, что роль исполняет Малкольм Макдауэлл! А что делать, когда сценарий характер императора никак не проясняет?! Тут и можно только под дурачка косить. Из актеров запомнился лишь Питер О Тул(Тиберий, дед Калигулы), но его роль коротка по задумке. Никаких тебе гладиаторских боев, никаких экскурсий по римским улицам и провинциям. Только оргии и тому подобное в режиссерской версии, и только болтовня, пусть и не лишенная почвы, в обычном варианте. Словом, ничего любопытного. Если Вам интересно хорошо погрузиться в ту эпоху, когда император Калигула, прослывший как кровожадный тиран, слетевший с катушек под конец своей недолгой жизни, вершил свою волю и показал наглядно суть выражения злоупотребление властью, то смотреть этот фильм не советую. Лучше прочитать книгу З. Обермайера.

    5 из 10

    4 мая 2013 | 17:31

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 158 руб.
    подробнее

    Новости


    Французская актриса, игравшая у Бертолуччи, Риветта, Дзеффирелли и Антониони, Мария Шнайдер скончалась в возрасте 58 лет. (...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.СнайперAmerican Sniper64 628 304
    2.ПоклонникThe Boy Next Door14 910 105
    3.Приключения ПаддингтонаPaddington12 266 287
    4.Шафер напрокатThe Wedding Ringer11 309 381
    5.Заложница 3Taken 37 412 597
    23.01 — 25.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Приключения ПаддингтонаPaddington167 458 618
    2.Ограбление по-американскиAmerican Heist83 188 654
    3.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To79 000 050
    4.ИгрокThe Gambler41 573 224
    5.Заложница 3Taken 339 742 493
    22.01 — 25.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 366 870129 868
    Деньги620 233 491 руб.430 154
    Цена билета262,05 руб.15,40
    22.01 — 25.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    85.Темный рыцарь: Возрождение легендыThe Dark Knight Rises8.314
    86.Унесенные ветромGone with the Wind8.314
    87.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast8.312
    88.Жизнь другихDas Leben der Anderen8.310
    89.Ходячий замокHauru no ugoku shiro8.301
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted90.51%
    52.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.51%
    53.Бегущий в лабиринте: Испытания огнёмMaze Runner: The Scorch Trials90.45%
    54.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IIThe Hunger Games: Mockingjay - Part 290.32%
    55.Чудо-женщинаWonder Woman90.21%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Джон УикJohn Wick65
    Левиафан123
    БёрдмэнBirdman77
    Заложница 3Taken 321
    Дурак67
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Ёлки лохматые
    Приключения ПаддингтонаPaddington7.747
    КиберBlackhat5.288
    Ограбление по-американскиAmerican Heist4.699
    ИгрокThe Gambler6.163
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Восхождение ЮпитерJupiter Ascending05.02
    Левиафан05.02
    Игра в имитациюThe Imitation Game05.02
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey12.02
    Шальная картаWild Card26.02
    премьеры