всё о любом фильме:
Кинообразование в массы: 10 фильмов для школьной программы

Кинообразование в массы: 10 фильмов для школьной программы16.03.2016

Больше года назад Министерство культуры опубликовало окончательный список 100 отечественных фильмов, рекомендованных для просмотра школьниками. В 2016 году эти ленты снабдят лекциями кинокритиков и режиссеров. Пока же КиноПоиск отобрал 10 нетипичных лент из списка и рассказывает, почему их важно увидеть в классе или дома.

Первоначальный список Министерство культуры представило еще в 2013-м, и он вызвал бурную дискуссию. Теперь из него исчезли спорные пункты вроде военной драмы «Иди и смотри», но педагоги по-прежнему высказывали опасения: как рассказывать ученикам о кино без соответствующих специалистов? Будет ли это полезно? В Год российского кино проблему было решено устранить с помощью 10-минутных видеолекций, которые будут сопровождать каждую картину. Как сообщили КиноПоиску в Минкульте, с помощью этих лекций школьники смогут узнать о том, как проходили съемки фильма, какое впечатление лента произвела на зрителей старшего поколения, как в отечественных картинах отражались те или иные исторические процессы, происходившие как в нашей стране, так и в мире.

В качестве ведущих позвали киноведов, историков кино, кинокритиков, искусствоведов, а также известных актеров и режиссеров. В числе лекторов есть Владимир Хотиненко, Кирилл Разлогов, Павел Санаев, Борис Любимов, Владислав Опельянц, Александр Олешко, Евгений Марголит, Анатолий Белый, Елена Драпеко, Сергей Мокрицкий, Андрей Шемякин, Дарья Мороз, Мириам Сехон, Юлия Пересильд, Николай Лебедев и многие другие. На данный момент съемки и монтаж самих лекций практически завершены. В течение ближайшего месяца они будут постепенно выкладываться на портале культура.рф. Также планируется выпустить курс лекций на дисках.

Пока же, не дожидаясь лекций, КиноПоиск рассказывает о десяти фильмах из ста, каждый из которых может стать отправной точкой для дискуссии о важном. Многие из них можно посмотреть бесплатно на plus.kinopoisk.ru.

«Стенька Разин», 1908 год

Сюжет первой игровой картины в истории отечественного кино в целом повторяет слова песни «Из-за острова на стрежень», укладываясь в одно предложение и несколько статичных кадров. После веселых гуляний на реке и в лесу, обнаружив подложное письмо, Стенька Разин в порыве ревности бросает персидскую княжну за борт лодки. Картина, выросшая из одноименной пьесы Василия Гончарова и сопровождавшаяся музыкой директора Московской консерватории Михаила Ипполитова-Иванова, собрала аншлаги в Санкт-Петербурге и Москве и вызвала первый же в истории отечественного кино скандал, связанный с нарушением авторских прав. Музыка Ипполитова-Иванова была изначально написана для театральной постановки, и использование ее в кинофильме вызвало возмущение у администрации театра.

«Месть кинематографического оператора», 1912 год

Эта короткая комедия про адюльтер — повод рассказать о судьбе режиссера Владислава Старевича, после революции эмигрировавшего во Францию и создавшего первый в истории мирового кино полнометражный кукольный мультфильм. Банальный сюжет о супружеской измене оживает и становится пародийным благодаря остроумному использованию кукол-насекомых (зрители не сразу понимали, что актеры — это чучела с проволокой внутри) — жуков, стрекоз, кузнечиков. Причем кино Старевича работает без всяких скидок на свой юный возраст. В нем есть все драматургические элементы, доза экшна, драка и даже горящая кинопленка. Забавно и то, что сюжет «Мести» до сих пор крайне актуален. Больше ста лет назад Старевич показал, как камеры используются для создания компромата на неверных супругов. Вот только теперь вместо громоздкой кинокамеры достаточно взять айфон и выложить запись в сеть.

«Земля», 1930 год

«Земля» Александра Довженко снята на закате немого кино, однако выразительные крупные планы и эпичные пейзажи украинского села и сейчас выглядят завораживающе и современно. Не раз процитированная в самых разных фильмах, лента «Земля» — отправная точка для разговора о цензуре в советском кино. В сюжет о сопротивлении кулаков процессу коллективизации Довженко вносит вневременной философский подтекст и подвергается резкой критике. Режиссера ругают за обнаженную натуру и контрреволюционный посыл. Спустя несколько дней после премьеры картину запрещают в Советском Союзе. Реабилитирована «Земля» была уже после смерти режиссера в конце 1950-х, а восстановлена лишь в 1971 году.

«Путевка в жизнь», 1931

Первый в отечественной истории звуковой игровой фильм примечателен тем, что принес советскому кинематографу известность во всем мире: его показали более чем в 100 странах. История перевоспитания беспризорников с помощью трудовой коммуны в начале 1920-х также получила награду за режиссуру на фестивале в Венеции. «Путевку в жизнь» интересно смотреть именно благодаря тому, что картина возникла в переходный период между звуковым и немым кино и сочетает в себе характерные элементы и того и другого. К тому же лента Экка — своеобразное свидетельство преображения Москвы в 1920-е годы, кинодокумент жизни города.

«Семеро смелых», 1936

Картина о группе молодых комсомольцев-полярников, вызвавшихся добровольцами на зимовку в Арктике, стала одной из первых столь сложных в производстве лент. Сергей Герасимов вместе со съемочной группой отправился на острова Баренцева моря и ледники Эльбруса. Спустя 80 лет любопытно изучать идеальные образы советских товарищей и единственной в группе девушки. В фильме о мужественных покорителях Заполярья принципиально отсутствует романтическая линия.

«Застава Ильича», 1964

Ценный документ своего времени, который благодаря сцене поэтического вечера в Политехническом музее пригодится и учителям литературы. Современные старшеклассники вполне могут понять героев фильма Марлена Хуциева — молодых людей, оторванных от поколения родителей и не всегда понимающих, какой будет их взрослая жизнь. Недаром соавтору сценария Геннадию Шпаликову в момент создания фильма не было и 25 лет. Однако картина, впоследствии ставшая символом оттепели, с трудом добралась до кинотеатров. Многочисленные комиссии требовали от Хуциева переснять и перемонтировать фильм, недостаточно идеализировавший советскую молодежь. В итоге производство заняло пять лет, и лента вышла на экраны под названием «Мне двадцать лет». Только в 1988 году состоялась премьера фильма в его изначальной авторской версии и с оригинальным названием «Застава Ильича».

«Подранки», 1976

Участвовавшая в программе Каннского кинофестиваля драма Николая Губенко рассказывает о поколении детей-сирот, выросших во время Великой Отечественной войны. Судьба главного героя, писателя Алексея Бартенева, списана с биографии самого режиссера. Он тоже провел детство в интернате, будучи разлученным с братом и сестрой. Нашли они друг друга только спустя десятки лет после войны. Для того чтобы придать реалистичности картине, Губенко взял на роли детей настоящих воспитанников детдомов. Несмотря на тяжелую и болезненную тему покалеченного войной детства, «Подранки» смотрятся на одном дыхании и позволяют поговорить со школьниками о проблемах, редко встречающихся в современном российском кино.

«Школьный вальс», 1977

До «Джуно» был «Школьный вальс». История о подростковой беременности вряд ли шокирует современных старшеклассников, а вот то, как независимо и самостоятельно поступает главная героиня Зося, вполне может удивить юных зрителей. Особенно если они взглянут на год производства. Интересно, что, несмотря на ограниченный по советским меркам прокат, в кинотеатрах ленту посмотрело почти 20 млн зрителей, то есть молодежная драма стала настоящим хитом для своего времени.

«Пацаны», 1983

Драма Динары Асановой о стоящих на учете в милиции подростках, которых собрал в спортивно-трудовом лагере бывший спортсмен Павел для перевоспитания, вызвала после премьеры бурю откликов. Зрителю буквально изливали душу в письмах режиссеру. Сочетание документальных ответов задиристых хулиганов на вопросы вроде «О чем ты мечтаешь?», «Что такое добрый человек?» и пронзительного сценария Юрия Клепикова и сейчас смотрится современно, а сам фильм близок любому подростку, сталкивавшемуся с непониманием взрослых, жестокостью и несправедливостью. Другая картина Асановой, пусть и не вошедшая в список из ста фильмов для школьников, тоже стала своеобразной классикой для юношества. Это «Не болит голова у дятла».

«Покаяние», 1984

Картина Тенгиза Абуладзе, как и многие ленты из этого списка, не сразу попала на экран. Откровенно антисталинистское «Покаяние» снималось в обход московских цензоров, а показывали фильм поначалу тайно и только на территории Грузии. Только в 1986 году кассету в Москву привез Резо Чхеидзе, чтобы с помощью Элема Климова «Покаянию» дали зеленый свет. В итоге фильм Абуладзе стал первой рефлексией на тему репрессий, важнейшим для зрителя перестроечного времени, а на кинофестивале в Канне «Покаяние» получило Гран-при жюри. Несмотря на внушительный хронометраж, даже школьники будут с интересом наблюдать за трагической судьбой семьи тбилисского художника. Вот только сопровождать просмотр лучше всего комментарием историка и искусствоведа, ведь столько в «Покаянии» отсылок к реальным историческим событиям и фигурам, религиозным символам и классической живописи.

Дарико Цулая

другие статьи >>



Комментарии (205)

Новый комментарий...

  • 92

    Homer Simpson 16 марта 2016, 08:13 пожаловаться

    #

    Спасибо за подборку! Но боюсь современных школьников такие фильмы едва ли заинтересуют…

    ответить

  • 27

    Tchernikov 16 марта 2016, 10:10 пожаловаться

    #

    Однажды вкусив некоторые не остановятся

    ответить

  • 53

    shady8108 16 марта 2016, 23:32 пожаловаться

    #

    Но боюсь современных школьников такие фильмы едва ли заинтересуют
    а школьников 70-х, «Стенька Разин», например, заинтересовал бы?)

    ответить

  • 13

    jumper1 16 марта 2016, 08:21 пожаловаться

    #

    Я б иначе подобрал кое-какие ленты.

    ответить

  • 5

    zxyz 16 марта 2016, 08:28 пожаловаться

    #

    Очень интересно посмотреть, некоторые фильмы обходили стороной. Теперь буду наверстывать упущенное.

    ответить

  • 29

    Still_K 16 марта 2016, 08:58 пожаловаться

    #

    Надо поискать информацию о т. н. спорности «Иди и Смотри».

    Вот уж точно кино, которое рекомендовал бы к обязательному просмотру.

    ответить

  • 13

    Du_Rango 16 марта 2016, 11:47 пожаловаться

    #

    Возрастной ценз же.

    ответить

  • 19

    Flayer 16 марта 2016, 12:57 пожаловаться

    #

    И психику повредить может.

    ответить

  • 4

    Майя_2000 18 марта 2016, 14:44 пожаловаться

    #

    я смотрела в подростковом возрасте, не стоит его смотреть тем, кто особо чувствителен, он мне в тот момент надломил психику на время

    ответить

  • 6

    MaxiKowalski 16 марта 2016, 14:03 пожаловаться

    #

    Смотря какому возрасту показывать. Иди и смотри, он и взрослому на восприятие тяжким покажется. Все таки это не кино-эпопея, скажем какого-нибудь Озерова. Масштабная и не такая тяжелая. Но соглашусь, что фильм Климова, стоит посмотреть.

    ответить

  • 1

    El_principe 16 марта 2016, 09:21 пожаловаться

    #

    программа интересная, но ее нужно существенно дополнять.

    ответить

  • 60

    NatashkaFox 16 марта 2016, 09:51 пожаловаться

    #

    И они правда думают что дети будут это смотреть? Нет, ну серьёзно?!

    ответить

  • 2

    Tess_87 19 марта 2016, 10:04 пожаловаться

    #

    Так вроде бы рассчитано на то, что большинство фильмов из этого списка дети будут не самостоятельно смотреть, а им будут показывать в классе в рамках тех или иных занятий и тем. А дальше, глядишь, хотя бы кто-нибудь из ребят уже непосредственно заинтересуется и продолжит самостоятельное знакомство либо с картинами из списка, либо с другими творениями представленных выдающихся кинодеятелей прошлого, либо просто на схожую тематику…

    ответить

  • 17

    Miss Bulsara 16 марта 2016, 09:53 пожаловаться

    #

    Стоило написать про «Республику ШКИД». Хотя, я так полагаю, в подборке освещены менее известные картины.

    ответить

  • 70

    lehmr 16 марта 2016, 09:56 пожаловаться

    #

    Похоже на советский подход к формированию обязательного списка литературы. Интересно ли, актуально ли для возраста — побоку. К примеру, мы то и дело ходили с классом в дешёвую киношку на экранизации всякой классики (однажды — на старый «Тихий Дон», причём все серии подряд). Было жутко скучно. При том, что сейчас я эти фильмы смотрю с большим интересом, хотя перед пересмотром всегда кажется по старой памяти, что фигня.

    Главными людьми, которых нужно задействовать в составлении подобных списков, должны быть психологи.

    Впрочем, немного не та страна для подобного подхода. Хорошо хоть, что вообще какое-то просветительство в этом направлении начали и взяли качественное кино. Лучше, чем вместо уроков на Андреасяна ходить.

    ответить

  • 5

    dina7911 16 марта 2016, 10:15 пожаловаться

    #

    Спасибо за подборку! Больше всегр заинтересовали «Подранки».

    ответить

  • 22

    SUBIC 16 марта 2016, 10:33 пожаловаться

    #

    «Пацаны» и «Школьный вальс» — хорошие фильмы. Душевные и проникновенные. Помню, их в подростковом возрасте как раз и смотрел. Остальные — классика, которую смотрят студенты ВГИКа и все, кому небезынтересна история кинематографа, но не в школьные годы.

    ответить

  • 5

    dina7911 16 марта 2016, 11:02 пожаловаться

    #

    Спасибо большое за рекомендацию! Возьму «Пацанов» и «Школьный вальс» на заметку.

    ответить

  • 1

    Tess_87 19 марта 2016, 10:17 пожаловаться

    #

    Тоже все названные вами обоими фильмы взяла себе на заметку после прочтения статьи.

    ответить

  • 23

    DikCinema 16 марта 2016, 10:49 пожаловаться

    #

    Лучше бы вместо многих картин из этого списка, включили бы классику мирового кинематографа, чем всяким советским арт-хаусом детей стращать.

    ответить

  • 2

    emersy 16 марта 2016, 15:02 пожаловаться

    #

    включили бы классику мирового кинематографа
    Не духовно же

    ответить

  • 1

    dalecooper 17 марта 2016, 11:54 пожаловаться

    #

    Их и так пожалели: ни Андрея Арсеньевича, ни Марлена Мартыновича нету.)))

    ответить

  • 3

    BlackSwanv 17 марта 2016, 19:10 пожаловаться

    #

    Так у Хуциева же вроде есть здесь «Застава Ильича», 1964?

    ответить

  • 57

    Jun-Jun 16 марта 2016, 11:15 пожаловаться

    #

    Помню как под каким-то видео на тему поп-культуры читала комментарии, что мол у нас вот новая учительница, она относительно молода, все тенденции знает, сериалы смотрит и активно использует их в преподавании, как примеры и разрешает по ним писать эссе, и т. п. Человек восторженно писал, что у него проявился активный интерес к предмету и многие в комментариях завидовали и радовались, что такие подходы есть. А тут, нда. Надо же как-то перемежать, от простого, легкого входа через поп культуру к более сложному. А тут бедных детей в омут с разбегу.

    ответить

  • 49

    RavenDante 16 марта 2016, 11:24 пожаловаться

    #

    Извините, но какую бы культурную ценность они не несли, после этих фильмов любой из фильмов Marvel будет для школьников как манна небесная, либо разлюбят кино как таковое.
    Мне кажется совершенно неправильная подборка фильмов. Во первых фильмы должны быть разных стран, разных культур, а во вторых они должны чему то учить школьника. Чтобы он сделал какие то выводы для себя, всё таки кино сильно влияет на подсознание. И таких фильмов сотни. Но это… увольте.

    ответить

  • 3

    Нимтар 17 марта 2016, 16:42 пожаловаться

    #

    Странно у вас текст составлен. Так, будто бы вы фильмы Marvel считаете лучше влияющими на подсознание и более располагающие к выводам

    ответить

  • 2

    RavenDante 17 марта 2016, 17:18 пожаловаться

    #

    Ну, как бы это странно не прозвучало, но да, я считаю школьники гораздо легче примут фильмы Marvel, и это кстати не самый плохой пример. В них нет ничего плохого для школьников. Я имел ввиду, что эта подборка фильмов самая ужасная для учеников. Чему например может научить «Стенька Разин»? Я считаю фильмы на этих уроках, должны призывать к стремлению к чему то, к терпимости, упорству, справедливости и т. д. И ведь огромное количество прекрасных классических фильмов (да и современных бывает). А те что тут, это не обязательно ни для кого, и их должны показывать в кинематографических институтах, но никак не в школе.

    ответить

  • Нимтар 18 марта 2016, 00:05 пожаловаться

    #

    «Легче примут» = «меньше сделают выводов», так что вы уж определитесь.

    Подборка эта не самая худшая (Marvel, например, куда хуже), хотя во многом спорная, конечно. Я вообще плохо понимаю, почему Разин, выбрасывающий персидскую пленницу, так популярен, и фильм бы тоже вряд ли включил в список школьной киноколлекции.

    ответить

  • 4

    RavenDante 18 марта 2016, 10:51 пожаловаться

    #

    Думаю спорить не имеет смысла, тем более посмотрев историю ваших оценок у нас с вами явно разные представления о хороших и плохих фильмах. Что наверное хорошо, так и должно быть, но рад что сошлись в одном, что подборка для школьной программы должна быть другой.

    ответить

  • 3

    Нимтар 18 марта 2016, 23:13 пожаловаться

    #

    Конечно, смысл спорить нет… Но, чёрт подери, на то они и вкусы, чтобы о них спорить!
    ;)

    ответить

  • Неужели «Пацаны» или «Школьный вальс» настолько ужасны, что после просмотра школьники повалят на фильмы Marvel или навсегда разлюбят кино?

    ответить

  • 2

    RavenDante 20 марта 2016, 13:06 пожаловаться

    #

    Это кстати самые неплохие фильмы, которые даже я оставил бы, но их всего 2, а фильмов тут 100. 100 фильмов, Карл!)))

    ответить

  • У вас нолик лишний затесался))

    ответить

  • 4

    Sisley1991 21 марта 2016, 09:14 пожаловаться

    #

    Ну вообще, как написано в статье, фильмов в списке 100, а Кинопоиск написал о 10;)

    ответить

  • 7

    budapesht1 20 марта 2016, 16:05 пожаловаться

    #

    так и есть, так как молодежь не сильно переживает за моральные и духовные ценности заложенные в представленных советских картинах. А Марвел дает шаблоны поведения в обществе не обременяемые мыслительным процессом. Хорошо, что моему еще рано привиат такие серьезные фильмы, и мы пока на стадии просмотра всех серий доктора машинковой и ее онлайн приключений. А вот увеличим возраст в 2,5 раз и начнем приобщаться).

    ответить

  • Gene_sis 16 марта 2016, 11:30 пожаловаться

    #

    Земля — да, ок, без вопросов. Хотя для нас, украинцев, это скорее наше кино, вместе с Тенями забытых предков, Дорогой ценой и т. п. 
    Но Стенька Разин… та ладно, я бы убилась. Почему этот список не 100 лучших кинофильмов со всего мира — вопрос риторический видимо.

    ответить

  • 24

    Ural Highlander 16 марта 2016, 13:40 пожаловаться

    #

    Как бы сейчас это всё не воспринималось, но культура XX века у нас общая: и Чхеидзе, и Довженко, и Ромм, и Данелия, и Параджанов, и Рязанов, и Гайдай. Как их делить-то, пардон? А главное, зачем?
    По поводу «Стеньки Разина» — согласен. Не лучшая отправная точка

    ответить

  • 5

    Gene_sis 16 марта 2016, 15:01 пожаловаться

    #

    Вопрос не в одном этом государстве куда всех согнала гражданская и мировая войны (а следовательно образовалась одна культура), а конкретно в фильме Земля: своим нарративом, темой он ближе к украинцам, вот и всё, что я имела в виду, приводя в пример те же Тени и Дорогой ценой. Опять же — это лишь моё мнение и взгляд на вещи, может как раз если бы ребята внимательно посмотрели те же Тени забытых предков, то понимали бы что не единая общность народы двух стран и было бы больше уважения.
    А так тут не только в Разине проблема, а в том, что и такие мировые и не древние вещи как Таксист/Крёстный отец/Космическая Одиссея/Солярис большинству детей неинтересны и непонятны, какой тут Стенька или Путёвка в жизнь.

    ответить

  • 26

    Ural Highlander 16 марта 2016, 15:30 пожаловаться

    #

    Мне кажется, что путь к уважению лежит скорее через понимание общего, чем через размежевание, а, скажем, «Мимино» для меня не грузинский, а советский фильм — часть моей культуры и ниточка, соединяющая меня с грузинами, отчего любые политические конфликты с ними воспринимаются особенно болезненно. Ну да мнение у всех своё, каждый по себе волен мерить.
    Что касается детей, то им понятней и интересней Бэтмен, чем Печорин, что однако не повод. Проблема современной культуры на постсоветском пространстве в том, что она старается опуститься до уровня потребителя, а не подтянуть его до своего уровня.

    ответить

  • 4

    Gene_sis 16 марта 2016, 15:39 пожаловаться

    #

    Это проблема всей современной культуры, а не только постсоветской.
    Уточню: путь к уважению лежит не только через общее, но и через понимание различий и их уважение, а не сказки про один народ и одну культуру с ментальностью. С грузинами немного другая история — россияне хотя бы понимают, что это другой народ, кавказский. А с нами — даже язык оскорбляют и называют наречием, так что до уважения какого-либо крайне далеко.

    ответить

  • 9

    Ural Highlander 16 марта 2016, 15:45 пожаловаться

    #

    Я понимаю Вашу обиду, всё верно. Но всё же рискну заступиться за советское кино ещё раз: «Как же вы не заметили, мы ж сегодня над моей УКРАИНОЙ дрались!» (с)
    О размытии культур речи не было и нет. Не спорю, что зритель по просмотру может вообразить всё, что угодно. Кому-то и «Крёстный отец» — фильм о том, как круто быть гангстером. Вообще, списки фильмов можно создавать сколь угодно — но всё и всегда будет зависеть от учителя.

    ответить

  • 2

    Gene_sis 16 марта 2016, 15:52 пожаловаться

    #

    Вот тут согласна.
    Кстати, один из именитых гангстеров нью-йоркских потом признавался, что решился на 11 убийств как раз после «Крёстного отца», до него совершил только 1. Так что да, подача и обсуждение — аспект важнее некуда))

    ответить

  • RavenDante 16 марта 2016, 16:37 пожаловаться

    #

    Вот и остановитесь на словах: «Вот тут согласна».))

    ответить

  • 1

    Gene_sis 16 марта 2016, 16:56 пожаловаться

    #

    А вы здесь, простите, каким боком? Пишу то, о чём хочу, это всё-таки моё дело))

    ответить

  • 4

    RavenDante 16 марта 2016, 17:09 пожаловаться

    #

    Я просто читатель и любитель кино, который уже вдоволь насмотрелся и начитался псевдопатриотичных разборок и прочей чуши про «мы разные, мы гордые, мы уникальные и нас ущёмляют» (я сейчас не про конкретную страну, а в общем про всех). Может хватит делить всё на наших и не наших и начать просто дружить, отбросив политику и прочую хрень. Пишу с уважение и не ради спора.

    ответить

  • Gene_sis 16 марта 2016, 17:14 пожаловаться

    #

    Вы написали чтобы написать, когда диалог был закончен, я этого искренне не понимаю. Притом ответив на комментарий в котором речь была только о кино)))

    ответить

  • 1

    odna_docent 17 марта 2016, 17:17 пожаловаться

    #

    предлагаю посмотреть фильм «Бабло» — яркая иллюстрация к «… до уважения какого-либо крайне далеко».

    ответить

  • 1

    Tess_87 19 марта 2016, 10:33 пожаловаться

    #

    Подписываюсь под каждым Вашим словом! Всегда разделяла именно идентичную точку зрения и на народное единство, и на культуру.

    ответить

  • 8

    Anthony 16 марта 2016, 12:49 пожаловаться

    #

    Интересно, какими вырастут дети, которые посмотрели все эти фильмы?) Просто раньше же росли на мультфильмах и возникает вопрос, какое конкретно воздействие окажут подобные картины…

    ответить

  • 8

    Flayer 16 марта 2016, 13:01 пожаловаться

    #

    Думаю, что идея эта провалится. А если нет, то нынешние дети вряд ли эти фильмы запомнят.

    ответить

  • 1

    Нимтар 17 марта 2016, 16:46 пожаловаться

    #

    Это же программа для средней школы, как я понимаю. Рост на мультфильмах к тому времени заканчивается у большинства.

    ответить

  • 42

    Доктор Што 16 марта 2016, 12:59 пожаловаться

    #

    Дети будут сидеть и «втыкать» в телефоны пока будут показывать эти фильмы. Не интересно им такое и насильно это не навяжешь

    ответить

  • 1

    Tess_87 19 марта 2016, 11:33 пожаловаться

    #

    Насильно, действительно, мало что можно навязать практически кому угодно, однако в данном случае определяющую роль будет играть именно подход к показу фильмов из этого списка школьникам:

    - каков будет учитель,
    - разбирается ли он сам в материале, заинтересован ли в кинематографе и хочет ли привить заинтересованность в нем своим подопечным,
    - каким образом будет организован просмотр,
    - будет ли он органично вплетен в канву школьного предмета или тематики (либо, наоборот, станет своеобразным ярким пятном в данном курсе программы обучения),
    - будет ли проведена беседа со школьниками до и/или после показа,
    - возможно ли подготовить для учеников разного рода интересные и развивающие задания на основе данного фильма и т. д. 

    Именно правильная подача станет определяющей, удастся ли вызвать интерес к демонстрируемому, мотивировать на дискуссию или же нет!

    ответить

  • 1

    sgvampir 16 марта 2016, 13:08 пожаловаться

    #

    В качестве ведущих позвали киноведов, историков кино, кинокритиков, искусствоведов, а также известных актеров и режиссеров. В числе лекторов есть Владимир Хотиненко, Кирилл Разлогов, Павел Санаев, Борис Любимов, Владислав Опельянц, Александр Олешко, Евгений Марголит, Анатолий Белый, Елена Драпеко, Сергей Мокрицкий, Андрей Шемякин, Дарья Мороз, Мириам Сехон, Юлия Пересильд, Николай Лебедев и многие другие. На данный момент съемки и монтаж самих лекций практически завершены. В течение ближайшего месяца они будут постепенно выкладываться на портале культура. рф. Также планируется выпустить курс лекций на дисках.

    Ну да попробуйте предложить эти фильмы сегодняшней молодежи, не верю, что хоть один фильм кто-то посмотрит.

    ответить

  • 30

    lim-po-po73 16 марта 2016, 13:11 пожаловаться

    #

    Кому теперь нужны эти анахронизмы… Их бы взрослым любителям кино пересматривать. А если будут заставлять школьников смотреть их насильно, то обязательно привьют стойкое отвращение вообще ко всей киноклассике. Это как литература — я, например, любил читать с детства, но то, что заставляли читать в школе, до сих пор терпеть не могу.

    ответить

  • 6

    CHORUS 17 марта 2016, 00:48 пожаловаться

    #

    Вот вот. Тоже в школьные годы бунтовал и не собирался читать то, что навязывают мне. Еще и потом навязывают мысли, которые я должен был увидеть, а не то, что я понял по своему. Тоже самое и с кинематографом будет.

    ответить

  • 14

    Oleg_BLR 16 марта 2016, 13:13 пожаловаться

    #

    Список хорош, но большинство современных школьников уснет на показах таких фильмов. Констатация факта, не более.

    ответить

  • 18

    a-a-slesarev 16 марта 2016, 13:14 пожаловаться

    #

    Подборка в принципе интересная. Однако как у преподавателя у меня есть некоторые замечания. Для большинства современных школьников это слишком сложные фильмы. Начинать кинематографический курс лучше с чего-то полегче, повеселее, а потом двигаться дальше, усложняя программу. И надо понимать, что по настоящему заинтересуется и проникнется лишь небольшая часть участников. Хотя это в рамках гуманитарного образования нормально. Учитель даёт урок по истории, кто-то слышит много для себя интересного, а кто-то зевает. Здесь будет также. В любом случае хорошо, что школьникам хотя бы предложат альтернативу голливудским блокбастерам и нашим новым «смишным» комедиям. Наверняка найдется небольшая доля учащихся которая поймёт и позднее оценит.
    Записи с пояснениями от кинематографистов это тоже хорошо. Но было бы ещё лучше если бы и преподаватели могли интересно рассказать о фильмах. Так эффективнее.
    Советское кино — это идеалистическое кино, поэтому оно устаревает очень медленно, несмотря на разрыв в социальными реалиями нашего времени, советские фильмы будут сохранять актуальность до тех пор пока идеи, которые в них представлены, интересны. Не всегда близость социальных реалий определяет интерес к фильму. Многие мои ученицы (старшеклассницы, студентки) с удовольствием смотрят «Девчата» и «Весна на Заречной улице», хотя их жизнь совершенна непохожа на жизнь героинь фильма.

    ответить

  • 11

    Ural Highlander 16 марта 2016, 13:47 пожаловаться

    #

    А в чём принципиальная разница с уроками литературы? Ведь там дают очень сложные вещи (Достоевский и Чехов на какой возраст писали?), однако где как не в школе учить понимать литературу, её язык, натаскивать в анализе произведений? Простые фильмы (чтобы «затянуть») не нужны, задаче ведь стоит совсем другая. А сможет ли предмет заинтересовать ученика — зависит как всегда от учителя, Вы верно отметили (вообще, эти видеопояснения от деятелей вроде Олешко — самая большая странность, как раз на видеолекциях обычно невозбранно спят)

    ответить

  • 13

    a-a-slesarev 16 марта 2016, 16:27 пожаловаться

    #

    Так ведь и изучение литературы не начинают сразу с Чехова и Достоевского, сначала дают произведения попроще. Конечно школа должна не развлекать, а обучать, но взяв резкий старт можно отпугнуть. Ведь ученику воспитанный на современным кинематографе сложно войти в кинематограф иного рода. Ещё до всех этих списков от министерства я пробовал показывать старое кино ученикам. Некоторые просто не могли понять как может быть фильм без слов, немой.
    Я посмотрел полный список проекта «100 фильмов». Там есть довольно лёгкие для восприятия фильмы. Тут всё опять будет зависеть от преподавателя. Из данного списка можно сформировать дельный курс с постепенным повышением сложности.

    ответить

  • 3

    Ural Highlander 16 марта 2016, 21:44 пожаловаться

    #

    А с какого класса планируется курс и на учителя по какому предмету возлагается? Вообще, среди учителей русского языка и литературы широко распространена практика демонстрации экранизаций литературных произведений из школьной программы. Это в старших классах, как правило, и не вижу здесь необходимости завлекать ученика чем-то доступным, к тому времени он уже прилично подготовлен пройденным материалом по литературе. У нас в школе были и театральные постановки (класса с 8), и музыку кино разбирали.

    А что по Вашему может вызвать затруднения? Кажется, разумнее курс всё-таки организовывать в хронологическом порядке. Скажем, 10-классник вполне готов к Протазанову и изучению его изобразительных средств.

    ответить

  • 2

    a-a-slesarev 17 марта 2016, 02:54 пожаловаться

    #

    Вопрос о продолжительности курса, его техническом и методологическом обеспечении, а также о практической реализации ещё решается. Я так понял это будет факультативный курс. Вести (как я думаю) будут учителя литературы, но могут подключить и учителей обществознания.
    У Вас была хорошая школа, не всем так повезло:)
    Затруднения, как я полагаю, могут быть в том, что подача и художественный язык в фильмах из списка «100», по большей части, сильно отличается от того, к чему привыкли ученики. Это в начале может оттолкнуть. Впрочем если на уроках литературы заранее готовить к восприятию подобных произведений, то этого можно и избежать. Здесь уже вопрос связи дисциплин. Которая у нас в школах традиционно хромает.
    Не думаю, что надо обязательно располагать материал в хронологическом порядке. Преподавая историю и философию я пришёл к выводу, что значительной части учеников историческое мышление не свойственно. Чтобы осветить лучше тему, можно нарушить хронологию. Например показать вместе два эстетически связанных фильма.

    ответить

  • 5

    Ural Highlander 17 марта 2016, 09:13 пожаловаться

    #

    «значительной части учеников историческое мышление не свойственно»
    Это проблема современного «клипового» мышления? Кое-кто призывает принять её как данность и даже «фичу», многие стараются переломить и приучить к классическому системному подходу. Конечно, школы разные, контингент разный, школьная политика тоже отличается (довелось мне в разных школах поучиться, в первой из них — и офиц. курилка для учеников была). Из того, что знаю (и вижу в комментах в этой теме) — заключаю, что главная проблема современной школы в родителях, в моём, грубо говоря, изнеженном поколении, которое почему-то думает, что школа должна развлекать и что-то там безусловно обеспечивать. Иными словами — оказывать услуги им и их детям.
    А Ваш подход с разрушением хронологии интересен (и необычен для историка). Хотелось бы побывать на Ваших уроках :)
    В принципе, Вы правы. Есть ещё и прекрасный побочный эффект — научиться воспринимать кино вне времени, побороть предрассудки в отношении ретро (включая немое кино).

    ответить

  • 4

    a-a-slesarev 17 марта 2016, 13:20 пожаловаться

    #

    «Клиповое» мышление это действительная проблема. В идеале работая с современными школьниками и студентами надо каждые 20 мин. переключатся, менять вид деятельности. Это не всегда получается. Некоторые говорят, что это результат ускорения темпа жизни. У меня есть сомнения в этом, но до конца я с этим вопросом не разобрался.
    Совершенно с Вами согласен. Мне тоже не понятно когда обучение превратилось в развлечение. Занятия, конечно, не должны быть скучными, на них можно найти место интересным заданиям, вопросам для обсуждения и юмору. Но развлекать учеников никто не обязан. Для этого есть телевидение, цирк и так далее.
    Про изменение отношения к ретро и к советским фильмам в частности — это Вы верно отметили. Кино родилось на стыке между искусством и ярмарочным зрелищем. И эта родовая травма до сих пор с ним. То говорят, что кино искусство, а настоящие искусство не стареет (не говорят же, что греческие статуи больше не актуальны). То от кино требуют зрелищности и развлечения. А зрелища быстра надоедают, всё время требуется больше, выше, быстрее, красочнее. В итоге кино это и то, и другое. Может в ходе кинематографического курса учителям удастся объяснить, что некоторым фильмам уготована долгая жизнь:)

    ответить

  • 1

    Ural Highlander 18 марта 2016, 08:08 пожаловаться

    #

    Подпишусь под каждым словом, как говорится. А про проблему клипового мышления я в статье Фрумкина читал и во многих пунктах категорически не согласен. Может это и свойственно эпохе интернета и современной молодёжи, но невозможность построения старых добрых причинно-следственных — это какой-то не тот путь в цивилизации. Мне куда симпатичнее подход, который Людмила Ясюкова озвучила в нашумевшем интервью «Разрыв между умными и глупыми нарастает». Хотя набор разрозненных статей — это проявление такого же клипового мышления у меня))

    ответить

  • 1

    a-a-slesarev 19 марта 2016, 05:29 пожаловаться

    #

    Надо ознакомиться со статьей Фрумкина, давно ничего по этой теме не читал.

    ответить

  • 3

    Tess_87 19 марта 2016, 11:52 пожаловаться

    #

    Совершенно верно, современный «потребительский» подход к обучению, превалирующий у многих учеников (и, прежде всего, перенятый ими у своих инфантизированных родителей) очень удручает…

    ответить

  • 4

    odna_docent 17 марта 2016, 17:09 пожаловаться

    #

    я близко знаю пару учителей литературы, которые не правильно ставят ударения, а «Войну и мир» зазубрили в привязке к школьным сочинениям. Их любимый видеопродукт — латиноамериканский сериалы.

    ответить

  • 1

    Tess_87 19 марта 2016, 11:59 пожаловаться

    #

    Сие утверждение в очередной раз доказывает, насколько велика роль учителя/преподавателя в процессе обучения и как много зависит от него. Огорчает лишь то, что зачастую эта роль нивелируется в угоду какой-либо погоне за сиюминутной прибылью или элементарно низким уровнем компетентности.:(

    ответить

  • 2

    Tess_87 19 марта 2016, 11:46 пожаловаться

    #

    Как преподаватель и методист, соглашусь, что более существенную привязку стоит делать именно к затрагиваемой тематике (которая, в свою очередь, также должна коррелировать с темами программы изучаемой дисциплины), а не столько к хронологии создания этих кинокартин.

    ответить

  • Marv_cd47 16 марта 2016, 13:30 пожаловаться

    #

    Да, а еще заменим чтение книг — комиксами по книгам.
    ПС Выделю фильм «Пацаны», только из за актрисы Ольги Машной в сцене купания http://www.kinopoisk.ru/name/269698/
    Это то что запомнил мой подростковый ум когда то давно.

    ответить

  • 15

    Тиберий 16 марта 2016, 14:11 пожаловаться

    #

    Система образования в средней школе не резиновая, чтобы в неё впихивать абсолютно всё, что захочется впихнуть тому или иному министерству. И непонятно зачем всё это нужно делать. Большинство фильмов из общего списка требует определенных знаний, подготовки, интереса. Среднестатистический школьник, даже если посмотрит при добровольно-принудительной системе (что и будет применяться на уровне школ, если минобр и минкульт направят распоряжение сверху — «обеспечить просмотр»), то ничего не поймёт и на выходе получится ноль и ещё большее неприятие отечественных фильмов. Самый лучший вариант: советовать к просмотру определенные фильмы, если у кого-то из учеников возникает интерес к истории, литературе или кинематографу (но где найти учителей, которые бы смогли правильно посоветовать хороший, и не только отечественный, фильм). Приведенные же здесь фильмы будут интересы только кинолюбителям, да к тому же не всем.

    ответить

  • 6

    Hagane 16 марта 2016, 14:49 пожаловаться

    #

    Подранки — фильм вне времени, глубокая и проникновенная история.

    ответить

  • 6

    siriusdv 16 марта 2016, 14:58 пожаловаться

    #

    Не понимаю этого фанатичного стремления к патриотизму. Да еще и к древности. Не верю, что лучшие фильмы пусть даже и российские сосредоточились исключительно в 20-ом веке. Явно с чьей-то подачи список. Куда полезней и правда классику мировую показать, там и объяснять ничего не надо было бы. Хорошие фильмы для того и создаются, чтобы зритель понимал именно то, что ему хотели показать.

    ответить

  • 5

    Remy Le-beau 16 марта 2016, 15:53 пожаловаться

    #

    Есть пара любопытных фильмов, но зачем школьникам смотреть такое кино как «Земля» ума не приложу.

    ответить

  • 14

    Aliksol 16 марта 2016, 16:31 пожаловаться

    #

    Вот смысл всей этой культуры? Каждый фильм, также как и книга расчитана на свой возраст. Да фильм (книга) может быть событием, величиной в художественном мире, но ребенок (подросток) просто не поймет. И не в силу глупости, а в силу юности, неопытности. И будет это просто еще одним уроком по типу «музыки», где все бесятся, либо спят.

    ответить

  • 2

    ZELMIRA 16 марта 2016, 17:33 пожаловаться

    #

    приятная подборка на самом деле. только я бы ещё добавила «человека с киноаппаратом» дзиги вёртова.

    ответить

  • 5

    Ural Highlander 16 марта 2016, 21:51 пожаловаться

    #

    А он там есть: http://mkrf.ru/press-center/news/spisok.php

    ответить

  • ZELMIRA 16 марта 2016, 22:24 пожаловаться

    #

    шикарно)

    ответить

  • 3

    odna_docent 17 марта 2016, 17:28 пожаловаться

    #

    спасибо за ссылку. Почему «Бесприданница» (1939 г.), а не «Жестокий романс»? Где «Буратино» (высокохудожественный детский фильм — the best)?
    Куча вопросов!!!

    ответить

  • 5

    DIGY 16 марта 2016, 18:03 пожаловаться

    #

    Только не давно посмотрел фильм «Пацаны» фильм хорош и учит многому, но школьникам будет сложно понять, да и они сами не захотят смотреть, это должно со временем прийти, что нужно развиваться, так я думаю.. Или показывать такие фильмы в классе так 10-11.

    ответить

  • 1

    Tess_87 19 марта 2016, 12:10 пожаловаться

    #

    Большинство из фильмов данного списка и нужно показывать в 9-11 классах, не раньше.

    ответить

  • 1

    DIGY 19 марта 2016, 12:26 пожаловаться

    #

    Да даже в 9-11 мало кто будет понимать. Но все же будут, кто усвоят пару уроков.

    ответить

  • 6

    Max_Foxfire 16 марта 2016, 18:39 пожаловаться

    #

    современных школьников этими фильмами уже не заинтересуешь. а вот такими как «Детки» Кларка, «Все умрут, а я останусь» Германики, «Нигде» Араки или «Под кайфом и в смятении» такими можно, просто мало школьников смотрит фильмы 50ых-70ых годов, что поделаешь…

    ответить

  • 14

    staplesnout 16 марта 2016, 19:28 пожаловаться

    #

    Ну зачем же передергивать. Не надо показывать столько артхауса, но представление многих деятелей культуры о подростках как о кучке проблемных наркоманов тоже бесит.

    ответить

  • 1

    misterzed 17 марта 2016, 02:25 пожаловаться

    #

    представление многих деятелей культуры о подростках как о кучке проблемных наркоманов
    Предыдущий комментатор яркий пример тому!

    ответить

  • 2

    Tess_87 19 марта 2016, 12:16 пожаловаться

    #

    Вот именно! А еще не следует всех ровнять под одну гребенку: подростки, как и люди в целом, тоже бывают разные — кто-то не заинтересуется, а кому-то, наоборот, просмотр какого-нибудь из этих фильмов может открыть дверь в чудесный мир кинематографа вообще (как отечественного, так и мирового, было бы желание).

    ответить

  • 4

    staplesnout 16 марта 2016, 19:38 пожаловаться

    #

    Добавил несколько фильмов в свой список на просмотр, но лет десять назад они бы меня точно не обрадовали.

    И да, школьная программа не резиновая. Особенно когда больше думают о нормах и баллах, а не о том, для чего это все.

    ответить

 
Добавить комментарий...